Как мы боремся с эмоциями?
Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.
Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»
Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.
Как он это делает?
- Подавляет: «Хватит орать, на тебя уже все смотрят!» А если ещё пригрозить наказанием, то, возможно, ребёнку удастся, в ущерб себе, подавить неугодную взрослому эмоцию.
- Прерывает: «Ой, смотри, какая птичка прилетела!» Ребёнок отвлекается и, пока не перестанет верить таким уловкам, переключается с недопережитой эмоции на птичку.
- Отрицает: «Это ни капельки не больно. Даже малышам делают прививки, и они не боятся». Ребёнок чувствует страх, но мама утверждает, что бояться тут нечего. Появляется неуверенность: «Со мной что-то не так».
Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».
Для чего нужно развивать эмоции ребенка?
Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.
Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.
Курсы развития эмоционального интеллекта
Я была удивлена, когда даже на сайте Нетологии и Скиллбокса нашла курсы по эмоциональному интеллекту. Оказывается, они входят в десятки учебных программ для управленцев, менеджеров и руководителей. Я отобрала для вас самые лучшие материалы – ознакомьтесь.
Эмоциональный интеллект и лидерство от Скиллбокса
Описание. Обучение длится два месяца. Все материалы, методические рекомендации и результаты тестов остаются у вас навсегда. Преподаватели будут учить вас правильно взаимодействовать с окружающими людьми, контролировать свои эмоции, следить за общей эмоциональной атмосферой в любой ситуации.
Рассматривается также вопрос о том, как мотивировать себя и подчиненных, как защититься от эмоционального выгорания. Развив свой эмоциональный интеллект, вы будете намного увереннее чувствовать себя даже в общении с трудными людьми, вами будет нелегко манипулировать.
Авторы: Елена Гапоненко, Анна Стогова.
Стоимость: 19 800 рублей за весь курс или 1 650 руб. в месяц при покупке в рассрочку (процентов нет).
Начать учиться
Эмоциональный интеллект от Нетологии
Описание. Проходить курс вы будете примерно 2,5 месяца. Форматы преподавания разные: есть видеолекции, к которым можно несколько раз возвращаться, есть вебинары. Для закрепления материала вы будете принимать участие в групповых упражнениях с другими учениками, а еще – решать задачи от Телеграм-бота.
Курс не рассчитан исключительно на тех, кому эмоциональный интеллект нужен для общения с коллегами, ведения переговоров и пр. Программа вполне подходит людям, которые хотят просто лучше понимать себя, справляться с негативными эмоциями, чувствовать себя более счастливыми.
Отдельные уроки курса посвящены взаимодействию с мужчинами и женщинами, которых можно назвать «эмоционально неуравновешенными». Находить с ними общий язык оказывается не так сложно, как вам кажется сейчас.
Стоимость: 17 000 руб. или 1 700 руб. в месяц.
Начать учиться
Эмоциональный интеллект и эмпатия в бизнесе от Нетологии
Описание. Это скорее не курс, а видеоматериал, разделенный на небольшие части. Общая продолжительность всех роликов – 1 час и 17 минут. Обучение уже полностью прошли 919 человек.
Спикер говорит о том, как правильно понимать свои эмоции и не поддаваться им в сложных ситуациях, как правильно решать конфликты, когда обстановка вокруг очень сильно накаляется, как руководить командами и успешно контролировать эмоциональную атмосферу в них.
Для закрепления материала каждый ученик проходит тестирование.
Стоимость: 790 руб.
Начать учиться
Эмоциональный интеллект от Викиум
Описание. Самый дешевый материал в сравнении со всеми предыдущими. Вы найдете здесь двадцать теоретических уроков и программы-тренажеры, которые были разработаны в Викиуме специально для работы с эмоциями.
Акцент делается одновременно как на ваших собственных эмоциях, так и на эмоциях окружающих. Вы будете учиться оценивать свои действия с рациональных и эмоциональных позиций, пытаться посмотреть на себя со стороны. При этом преподаватель научит вас замечать, когда люди пытаются обмануть вас или использовать в своих интересах, правильно отвечать на нападки, чтобы не выходить из себя и держать другого человека «на дистанции».
Обратите внимание, на сайте Викиума есть бесплатные тренажеры, среди них несколько по эмоциям, невербальным жестам, микровыражениям лиц. Попробуйте позаниматься на них
Для этого не нужно даже регистрироваться на сайте.
Перед изучением этого материала я всегда рекомендую проходить тест эмоционального интеллекта. Он поможет определить, насколько хорошо вы ориентируетесь в эмоциях в данный момент. Может быть, платное обучение будет и не нужно.
Стоимость: 1 490 руб.
Начать учиться
Как развивать EQ?
Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов — драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.
1. Упражнение для развития «осознанности»
Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали
Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
Закройте глаза и уши вместе
Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром — например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.
Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.
2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»
Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес — в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.
3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы
Позы силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.
Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.
4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее
Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.
По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.
Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста — того, что вы можете дать миру.
При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя — реализацией «стратегии творца».
Материалы по теме:
Уже не младенчество, к экзамену не надо
Затем,
главным образом в течение 2-го года
жизни, начинают появляться социальные
эмоции: гордость, стыд, смущение, вина
и сочувствие, по мере того как начавший
ходить ребенок достигает большего
понимания себя и других. Стэнли и Нэнси
Гринспен выделили 6 основных этапов в
эмоциональном развитии младенца в
процессе становления первых отношений
с окружающими. Заметьте, что, как и в
случае с остальными характеристиками
развития, возраст наступления той или
иной стадии у каждого ребенка определяется
индивидуальными различиями, но порядок
их прохождения всегда является одним
и тем же: каждая из них строится на основе
предыдущих этапов.
3.
Развитие произвольной коммуникации:
от 3 до 10 месяцев
Эта
фаза в значительной мере накладывается
на предыдущую, но теперь уже младенцы
начинают вести с другими диалог. Мать
и дитя инициируют свои собственные
игровые последовательности взаимодействия:
обмениваются взглядами, играют в короткие
игры и делают паузы. То же самое происходит
между отцом и ребенком, а также между
ребенком и его братьями или сестрами.
4.
Появление устойчивого чувства Я: от 9
до 18 месяцев
Годовалые
дети уже могут лучше обслуживать себя
и играют более активную роль в эмоциональных
отношениях с матерью и отцом. Они способны
оповещать родителей о своих потребностях
эффективней и точней, чем раньше. Ребенок
начинает пользоваться словами при
общении с окружающими. К этому времени
у него появляется ряд новых эмоций,
включая гнев, радость и печаль. В конце
этого периода младенец осознает отличие
себя от других.
5.
Развитие эмоционального воображения:
от 18 до 36 месяцев (1,5-3 г.)
Начавшие
ходить дети способны к символическому
изображению, игровой имитации и созданию
внутренних образов людей и предметов.
Они могут добывать знания о мире людей
благодаря символической игре, в которой
они воображают себя другими или имитируют
их действия. Теперь, когда у них есть
определенное чувство Я — надежная
основа для различения себя и других,
они могут испытывать амбивалентные
потребности в автономии и зависимости.
В течение этого периода эмоциональный
репертуар детей расширяется и начинает
включать в себя социальные эмоции:
сочувствие, смущение, а через некоторое
время — стыд, гордость и вину. Эти
проявления совпадают с дальнейшим
развитием у них чувства Я и с расширением
их знаний о социальных правилах.
Эмоциональное выгорание
Для начала ознакомимся с определением эмоциональное выгорание – это определенная реакция организма индивида на длительное воздействие стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Чтобы понять, как бороться с этим выгоранием и улучшить качество своей жизни, стоит разобраться в том, какие факторы провоцируют данное состояние.
Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:
- отсутствие контроля над выполняемой работой;
- низкая заработная плата;
- повышенная ответственность;
- монотонная и неинтересная работа;
- высокое давление со стороны руководства;
- и т.д.
Факторы, связанные с образом жизни личности:
- трудоголики;
- люди, не имеющие рядом близких людей и друзей;
- недосыпающие;
- возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны.
Для выявления личностного выгорания был разработан тест «Уровень эмоционального выгорания» Бойко В.В
Данный тест поможет определить симптомы профессионального выгорания, ведь это очень важно определить его первые признаки для дальнейшего эффективного общения с людьми. Эту методику Вы можете найти у нас на сайте и сразу же получить результаты.
Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя
Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ — это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:
- осознанность – «стратегию философов»;
- самооценка – «стратегию звезд»;
- мотивация – «стратегию героев»;
- адаптивность – «стратегию руководителей».
Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» — стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.
Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект необходим не только для того, чтобы чувствовать и учитывать чужие эмоции. Он позволяет нам лучше контролировать собственные переживания. А настроение, как известно, сильно влияет на самочувствие и работоспособность. От эмоционального интеллекта напрямую зависит, насколько человек решителен, умеет ли он бороться с прокрастинацией и правильно расставлять приоритеты.
В психологической литературе встречается понятие «эмоциональная грамотность». Данный термин обычно подразумевает приобретенные знания о человеческих эмоциях. То есть, эмоциональный интеллект – это умение чувствовать эмоции и управлять ими на интуитивном уровне, а эмоциональная грамотность – это совокупность теоретических и практических знаний об эмоциях и управлении ими. Нередко эти термины отождествляются, хотя это не совсем правильный подход.
Компоненты эмоционального интеллекта
Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Я хочу рассказать вам об одной из самых популярных, предложенной ученым-журналистом Даниэлом Гоулманом.
Она называется смешанной и состоит из 4 элементов.
Самосознание. Оно отвечает за способность четко определять собственные эмоции, ценности, жизненные цели, познавать свои сильные и слабые стороны, мотивацию. Это непрекращающийся процесс, ведь человек меняется в течение жизни, пересматривает свои ценности и цели.
Самоконтроль. Он учит нас сдерживать эмоции, управлять ими, не поддаваться импульсам
Важность саморегуляции состоит в том, что человек знает, как правильно реагировать в той или иной ситуации, чтобы ни у него, ни у других людей не возникло негатива. Контроль над собственными эмоциями помогает сохранять эмоциональное равновесие
Сюда же относится и мотивация. Она наделяет человека энергией для достижения поставленной цели. Благодаря мотивации человек стремится достичь желаемого.
Социальная чуткость. В основе этого элемента лежит эмпатия
Это способность понимать эмоции других людей, уметь сострадать, сочувствовать, сопереживать другим людям, принимать во внимание их чувства во время принятия решений.
Управление отношениями. Этот элемент подразумевает навык выстраивания отношений с людьми, разрешения конфликтных ситуаций, умение вдохновлять людей, вести их за собой, влиять на них
Но не стоит путать это с манипуляцией ради достижения корыстных целей. Чтобы выстроить успешные и продуктивные отношения с людьми, важно учитывать их интересы и потребности, прислушиваться к окружающим.
Внимательно посмотрите на каждый элемент из списка и постарайтесь определить, что конкретно вам надо исправить в себе в первую очередь. Начинайте усиленно развивать себя в этом направлении, не забывая и про остальные составляющие эмоционального интеллекта. А я приготовила для вас упражнения, которые помогут усилить каждый компонент.
Привязанность мамы и ребенка
Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека
Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими. Привязанность создается постепенно
Привязанность создается постепенно.
- Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз.
- Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама).
- Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение.
- Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.
Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.
Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.
Как правильно сдерживать негативные эмоции
Все научные умы сходятся в том, что мы не можем исключить из жизни негативные эмоции. Они были, есть и будут. Также мы не можем дать себе установку не замечать их. Это чревато тем, что перечислено выше. Но мы можем научиться их регулировать в моменте. Для этого мы выбрали самые действенные способы:
1. Взять тайм-аут.
Мы не привыкли говорить, что нам нужно время, чтобы подумать. Чаще мы либо молчим и глотаем эмоцию, либо выдаем ответную тираду обвинений и претензий. Оба пути ведут в никуда. Не стоит сразу отвечать на критику или обвинения — мы имеем право взять тайм-аут, прочувствовать свое состояние, проанализировать, с чем оно связано, и только потом ответить оппоненту.
2. Осознать эмоцию.
Когда происходит неприятная ситуация, сопряженная с выплеском негативных эмоций в нашу сторону, нам очень сложно осознавать происходящее, потому что внутри закипает какое-то ответное чувство
Во время тайм-аута важно разобрать, какие эмоции у нас появились, что срезонировало в нас и насколько сильно. Где еще мы это испытывали? Почему в этой ситуации мы так отреагировали? Что на самом деле нас задело.
3. Выбрать правильный посыл коммуникации.
После того как до нас дошел смысл сказанного в наш адрес, важно выбрать правильные слова для ответа. Если начать оскорблять и обвинять, то итог будет прежним
Поможет коммуникация по принципу «Я-сообщения».
Мы не обвиняем другого: «Да как ты можешь, неблагодарный!», а говорим о СВОИХ чувствах: «Мне очень больно слышать эти слова. Мне не все равно на наши отношения».
4. Задать уточняющие вопросы.
Бывает, что собеседник начинает нас в чем-то обвинять, оттого что не владеет какой-то информацией. Прежде чем вступать в конфронтацию, можно задать вопрос и уточнить, что именно он имеет в виду.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет
Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Экономика образования
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Про понимание себя
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Про общение со сверстниками
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут
Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской
Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Социальная экономика
Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков
Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.
Тревожность у ребенка
Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?
Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.
Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Настороженность;
- Подавленное настроение в течение длительного времени;
- Трудности с общением;
- Конфликтность, мрачное восприятие мира;
- Низкий уровень самооценки.
Причины возникновения тревожности:
- Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
- Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
- Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
- Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
- Высокие требования родителей, авторитарность;
- Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.
Детское беспокойство: выявить и обезвредить
Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:
- В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
- Скованность движений, повышенная напряженность;
- Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
- Потливость;
- Вздрагивание при неожиданных звуках;
- Дрожание рук;
- Нарушения сна и/или аппетита;
- Жалобы на кошмары;
- Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
- Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
- Жалобы на головную боль или боль в животе.
Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.
Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.
Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».