Развитие ребенка по месяцам до года

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

Уровни развития эмпатии

Нейропсихолог Крис Фрит выделил три уровня эмпатии:

  1. Базовая нейронная эмпатия проявляется в виде «эмоционального заражения». Человек чувствует эмоции других людей, но не осознает того, что он это делает, т.е. не отличает чужие эмоции от своих собственных.
  2. На второй стадии развития эмпатических способностей человек распознает эмоции других людей и осознает, что они принадлежат не ему самому, а кому-то другому, но «эмоциональное заражение» все равно происходит, хотя и не является столь ярко выраженным.

При наивысшем уровне развития эмпатии человек осознанно распознает эмоции других людей, но при этом «эмоционального заражения» не происходит. Проще говоря, человек понимает, что чувствуют другие, но при этом сам не испытывает этого .

Теперь рассмотрим, как уровень эмпатических способностей влияет на жизнь человека и зачем вообще они нам нужны.

Тест на эмпатию

Определить, насколько вы эмпатичны, помогут тесты. Есть множество методик, ниже я приведу две наиболее популярные.

Опросник Бойко

Перед вами список из 36 вопросов. Напротив каждого стоит буква. Если отвечаете “да”, записывайте для себя букву из графы “+”, если “нет”, то букву из графы “-”. Если окошко напротив выбранного ответа пустое, то ничего не пишем.

Что делать дальше? За каждую букву дается один балл. Посчитайте, каких букв у вас больше, а каких меньше. Это будет говорить о том, что какие-то каналы эмпатии в вас развиты лучше, а какие-то хуже или вовсе отсутствуют.

А теперь посчитайте, сколько всего баллов вы набрали:

  • больше 30 баллов – высокий уровень эмпатии;
  • 22–29 баллов – средний уровень;
  • 15–21 балл – пониженный;
  • меньше 14 баллов – очень низкий.

Опросник Мехрабиана

Задача та же, только здесь не нужно определять буквы. Достаточно сосчитать число набранных баллов.

Автор разделил результаты в зависимости от половой принадлежности тестируемого.

Женщины Мужчины
Высокий 33–30 33–26
Средний 29–23 25–17
Низкий 22–17 16–8
Очень низкий 16 и меньше 7 и меньше

Рекомендую ознакомиться с публикацией о том, как разобраться в себе.

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Надомное обучение

Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно. 

Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации. 

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

Минусы:

  • родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
  • надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

<<Форма бесплатного курса>>

Физическое развитие

Развитие силы, выносливости и гибкости необходимо каждому ребенку, но не все родители уделяют этому должное внимание

Здесь важно выстроить для ребенка правильный распорядок дня, гармонизировать периоды бодрствования и отдыха, обеспечить пребывание на свежем воздухе с подвижными играми.. С 3 лет полезно отдать малыша на хореографию для детей

Это поможет улучшить координацию движений и научит лучше управлять своим телом. Танцы не только развивают детей физически, но и прививают эстетический вкус, ведь на занятиях воспитанники знакомятся с мировой историей и культурой танца, учатся понимать музыку и красоту мира искусства.

С 3 лет полезно отдать малыша на хореографию для детей. Это поможет улучшить координацию движений и научит лучше управлять своим телом. Танцы не только развивают детей физически, но и прививают эстетический вкус, ведь на занятиях воспитанники знакомятся с мировой историей и культурой танца, учатся понимать музыку и красоту мира искусства.

Творческое развитие

Не бывает «нетворческих» детей, поэтому даже если ребенок больше тянется к точным наукам, ему нужно рисование, нужна музыка, танец, другие творческие занятия. Через творчество дети выражают себя, учатся понимать себя, проявлять свои чувства и настроения.

  • отведите ребенку уголок под творчество или сделайте «передвижную станцию» — специальный чемоданчик, который легко достать, когда захочется заняться творчеством.
  • не оценивайте творческий продукт критериями «красиво/некрасиво», «плохо/хорошо», чтобы не отбить у ребенка желание творить.
  • отдайте ребенка на курсы рисования для детей или в центр арт-терапии в Москве или другом городе.
  • позвольте ребенку свободно выражать себя в творчестве, не контролируйте его.
  • предлагайте разные направления и творческие материалы.

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.. Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка

Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Определение

Стоит обратить внимание на завершающую часть этой трактовки. Эмпат осознает, что эмоции, которые он сейчас испытывает, не являются его собственными, а исходят от собеседника

В противном случае такой процесс будет уже не эмпатией, а идентификацией, то есть когда происходит уподобление себя другому человеку.

Еще один важный нюанс. Эмпатия не имеет привязки к каким-то определенным эмоциям и перенимает любые из них. В то время как сочувствие, сопереживание и сострадание являются лишь аспектами эмпатии и отражают только состояние страдания другого человека.

У эмпатии есть множество других определений, зависящих от контекста, в котором этот термин применяется:

  • В медицине эмпатией называют активное слушание, т. е. понимание эмоционального состояния пациента и демонстрацию этого понимания. При таком подходе человек видит, что его слушают, и старается наиболее полно выразить свои чувства, благодаря чему врач имеет возможность составить более полную картину о состоянии пациента.
  • Немецкий философ и эстетик Теодор Липпс называл эмпатией способ познания объекта искусства, события или явления путем получения эстетического наслаждения и вчувствования в этот объект, событие или явление.
  • В психологии межличностных отношений этому понятию дается своя трактовка: это воображаемое перенесение себя в чувства, мысли и действия другого человека и структурирование своего мира по его образцу.
  • В фантастической литературе эмпатию часто связывают с проявлениями экстрасенсорики, в частности такого явления, как телепатия. Это способность воспринимать мысли, образы, чувства и неосознаваемые состояния другого человека без использования каких-либо средств коммуникации.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Коррекционный класс в обычной школе

В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.

Преимущества интеграции:

    + дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими;    + они находятся в коллективе.

Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Коррекционная школа

В коррекционную школу принимают только детей со статусом ОВЗ. В таких школах учатся дети с похожими нарушениями, например, коррекционные школы для глухих или для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Раньше коррекционные школы обозначали римскими цифрами по типам нарушений — с I по VIII.  Сейчас такого разделения нет.

В обучении в коррекционной школе есть плюсы:

      + дети находятся среди детей с таким же диагнозом и не чувствую себя ущемлёнными,      + программы рассчитаны под определённую особенность,      + такие учебные заведения оборудованы всем необходимым для эффективных занятий, например, наушники в школе для глухих или увеличенные карты для детей с нарушениями зрения;      + часто ученики уже знают друг друга, потому что посещали один детский сад.

Но существуют и довольно существенные минусы:

      — дети редко взаимодействуют со здоровыми сверстниками и привыкают жить в узком микросоциуме,      — под влиянием окружающей среды и стереотипов выпускники коррекционных школ не стремятся получать высшее образование.

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы:

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Плюсы и минусы

Выше мы с вами разобрали три уровня эмпатии. На первый взгляд может показаться, что чем выше уровень эмпатии, тем лучше. Но не во всех случаях это справедливо.

Какие плюсы есть у эмпатичности:

  • благоприятно влияет на любые типы взаимоотношений с людьми – дружеские, любовные, деловые;
  • расширяет восприятие мира;
  • способствует мирному разрешению конфликтов;
  • препятствует агрессии;
  • помогает бороться с такими идеологическими предрассудками, как расизм, сексизм, ксенофобия и пр.;
  • развивает альтруизм;
  • способствует более эффективной реализации в профессии, связанной с помощью людям (врачи, воспитатели, преподаватели, психологи, спасатели, няни, медсестры).

Теперь о минусах высокого уровня эмпатии:

  • такие люди часто становятся жертвами мошенников, манипуляторов, паразитирующих родственников и друзей;
  • нестабильное, переменчивое настроение;
  • шаткое душевное равновесие, которое может поколебать любая негативная новость;
  • эмоциональное восстановление может занимать длительное время;
  • сильным эмпатам присуще постоянное чувство вины за поступки и события, к которым они не имеют никакого отношения;
  • может привести к самопожертвованию, когда помощь другим оказывается в ущерб собственным потребностям и интересам;
  • часто производят впечатление личностей безвольных, не способных дать отпор хамам и грубиянам.

Механизмы возникновения и развития эмпатии

Наука объясняет феномен эмпатии наличием зеркальных нейронных сетей, благодаря которым при наблюдении за действиями и состояниями других людей в нашем собственном головном мозге возбуждаются отделы, ответственные за выполнение этих действий или ощущение этих состояний.

Эмпатия основывается на понимании человеком эмоций и чувств, поэтому ее основное развитие происходит в дошкольный период: маленькие дети начинают активно сопереживать другим людям с 3 лет, а в возрасте 4-6 лет у ребенка базовая эмпатия проявляется уже по отношению не только к близким, но и ко всем людям в принципе.

Уже в 5 лет ребенок может не только почувствовать, но и воспроизвести эмоциональные переживания других и связать их с определенными действиями. В том же возрасте дети начинают различать эмоции по экспрессивным признакам (мимике, пантомиме и т.д.), при этом особую роль в распознавании и понимании играют именно вербальные функции. Наиболее четко ребенок распознает и понимает именно отрицательные эмоции.

В период дошкольного возраста у детей также формируется понимание более сложных эмоций, связанных с развитием чувств другого порядка, к которым относятся эстетические, интеллектуальные, праксические и высшие (морально-нравственные) чувства. Тогда же ребенок начинает понимать, что иногда эмоции могут быть амбивалентными, т.е. человек может одновременно испытывать два противоречивых чувства, а также то, что эмоции не всегда обусловлены только внешними факторами, но иногда на них влияют внутренние, субъективные факторы.

В дошкольном возрасте эмпатия проявляется в достаточно ярком, можно сказать, даже остром, виде. Причем практически всегда она воплощаются в поступках ребенка: если он радуется за другого, то может броситься его обнимать, если кому-то завидует, то обязательно пожалуется и т.д.

Важно отметить, что эмоциональное научение ребенка проходит с серьезными трудностями, более того, сам его результат является куда менее стойким, чем обучение моторным и сенсорным навыкам. А вот нестабильные проявления эмоциональной отзывчивости являются признаком наличия патологии разной степени тяжести

Особую роль в формировании эмпатии играют социальные факторы. Социальность эмоций заключается в том, что они приобретаются в процессе взаимодействия с другими людьми, а затем на их основе формируется восприятие ребенком социальных норм и ценностей, а также «эмоциональных эталонов», которое в течение оставшейся жизни практически всецело определяет то, как он относится к себе, общается с другими людьми и ведет себя в социуме. Так, например, отсутствие понимания социальных эмоций может привести к агрессивному поведению или повышению уровня тревожности, которые сохранятся и в более зрелом возрасте.

Исследователи выделяют две основных причины, которые приводят к эмоциональным нарушениям и снижают уровень эмпатии – это неблагоприятные взаимоотношения с другими людьми и собственный мир переживаний ребенка.

Также существует ряд серьезных патологий, основными признаками которых являются полное отсутствие эмпатии и/или ее нарушение: аутизм, психопатия и нарциссическое расстройство личности. Нарушение эмпатии встречается в клинической картине не только вышеперечисленных заболеваний, однако в них оно наиболее ярко выражено и является одним из основных симптомов.

Тем не менее даже у тех людей, которые с рождения обладают способностью к эмпатии, ее уровень существенно варьируется.

Как развить эмпатию

Есть множество методик, которые способны повысить потенциал к эмпатии. В этом разделе я приведу несколько наиболее эффективных:

  • Учитесь взаимодействовать с собственными эмоциями. Заведите блокнот и назовите его “Дневник чувств”. Ежедневно записывайте эмоции, которые вы испытывали в течение дня, и события, которые вас к этому привели. Можно сделать немного по-другому и выписать на листе бумаги все эмоции и чувства, которые вы знаете. Напротив каждого из них надо кратко описать событие, которое заставило вас почувствовать это. Рекомендую узнать, что такое эмоциональный интеллект, и пройти парочку курсов, чтобы его развить.
  • Расширяйте свой круг общения. В него должны входить абсолютно разные люди, отличающиеся по статусу, полу, возрасту, темпераменту, интересам и т. д. Как правило, мы общаемся с теми, кто чем-то на нас похож или разделяет с нами что-то общее. Пробуйте взаимодействовать с теми, кто разительно отличается от вас. Это будет сложнее, но более познавательно.
  • Делайте акцент на живом общении. Многие из нас уже привыкли переписываться в чатах с близкими и друзьями. А ведь за эмоджи и буквами не разглядеть эмоций, интонаций, подтекстов. Так постепенно эмпатические способности регрессируют. Только живой диалог способен верно передать реальные чувства, рождающиеся в человеке.
  • Откажитесь от суждений в диалоге. Пытайтесь понять, что на самом деле хочет донести до вас собеседник, а не то, что вы думаете по этому поводу. Не отвлекайтесь на смартфон, установите зрительный контакт, слушайте внимательно, задавайте уточняющие вопросы.
  • Читайте литературу и смотрите фильмы, в которых герои переживают самые разные эмоциональные ситуации. Это позволит лучше понимать, что чувствуют люди, попадая в те или иные обстоятельства.
  • Играйте в настольные игры, которые подразумевают тщательное отслеживание хода мыслей других людей, например, в Мафию, Имаджинариум и др.

Возможно, вам будет интересно узнать, что такое креативность и как ее развить.

Ощущения

Ощущение – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

Свойства ощущений бывают следующими:

  • Интенсивность: классическая количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для слуховых ощущений таковыми могут быть высота тона, тембр, громкость; для зрительных – цветовой тон, яркость, насыщенность; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.
  • Длительность: характеристика ощущения по времени.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (интероцептивные, болевые ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Ощущение – это мгновенная реакция тела на внешний раздражитель. Например, холодно, зябко, сыро, легко. Это тут же запускает связанную с ним эмоцию. Если вашему собеседнику стало холодно, в первую очередь он ощущает это своими органами чувств, а затем вырабатывает эмоцию: удивление, злость, беспокойство.

Что это значит для тех, кто изучает профайлинг? Вы сможете выявить отношение человека к изменениям внешней среды. Например, понять:

  • Действительно ли ему нравится вкус этого супа?
  • Раздражает ли его эта песня?
  • Как он относится к тому или иному запаху?

Коммуникация – это сложнейший процесс, к которому примешивается язык тела, выражение лица и целый комплекс физиологических и психических проявлений

Для того, чтобы научиться читать человека и влиять на него, важно понять, что он испытывает внутри, а не что говорит

Чувства, эмоции и ощущения, проявленные на лице и теле, скажут вам намного больше, чем слова. Поэтому уделите значительное количество времени, чтобы разобраться в хитросплетении внутренних ощущений человека, и это поможет понять не только его, но и самого себя, что также положительным образом повлияет на развитие взаимоотношений с окружающими.

Желаем вам удачи!

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Эмоциональное развитие

До 3 лет важно знакомить ребенка с его собственными эмоциями, проговаривать и называть их. К 4–5 годам ребенок уже понимает, что хорошо, что плохо

Но при этом его эмоциональная сфера все еще остается недостаточно развитой.
Развитие эмоциональной сферы происходит в социуме, через общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками, определение их эмоций. Хорошо помогают сюжетно-ролевые игры. Знакомство с эмоциями дети осуществляют на курсах актерского мастерства.

От умения понимать свои и чужие чувства зависит и социальное развитие ребенка. Дети с развитыми эмоциональным интеллектом лучше понимают себя и других, они более эмпатичны, коммуникативны, сострадательны, легче находят контакт с окружающими.

Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: