Методологические проблемы
Заявления об эволюционных исследованиях эмоций связаны с некоторыми проблемами в получении знаний:
Эмоция, лежащая в основе поведения, часто может быть только косвенно выведена, например B. путем наблюдения за мимикой (мимикой) и языком тела или путем последующего опроса актера (со всеми связанными проблемами искажения и фальсификации , такими как рационализация , забывание , замалчивание и т. Д.).
Человеческое поведение лишь частично определяется эмоциями. Многие модели поведения также руководствуются разумом ( соотношением ). В отдельных случаях часто бывает трудно определить, какая доля эмоций или разумных соображений составляет конкретное поведение.
Даже если поведение в значительной степени обусловлено эмоциями, в исследовании эмоций может не быть согласия относительно того, является ли данная эмоция врожденной или она приобретается в течение жизни (см. Обсуждение основных эмоций ).
Общие эволюционные исследования используют многочисленные материальные признаки в поддержку своих теорий, например, из морфологии (строение тела), физиологии (функции), поведенческой биологии, палеонтологии ( окаменелости ) и эмбрионального развития . Из-за нематериальности эмоций большинство этих ключей недоступно для эволюционных исследований эмоций — проблема, которую также ставит эволюционный подход к исследованиям поведения. Исключение составляют палеоантропологические находки (например, захоронения архаических обществ), которые позволяют сделать некоторые выводы о поведении человека и его предполагаемом эмоциональном фоне.
Независимо от того, какие эмоции являются врожденными, а какие приобретенными, есть согласие, что люди рождаются с врожденными эмоциями. Таким образом, способность чувствовать эти эмоции заложена в генетической структуре (генах). Отсюда следует, что гены, которые позволяют людям испытывать эти эмоции, как и другие гены, возникли из истории племен, где они подчинялись правилам и принципам эволюции. Таким образом, утверждения об эволюционных исследованиях эмоций являются результатом переноса результатов из других областей эволюционных исследований в область исследования эмоций (выводы по аналогии ) без доказательства ( проверки ) или опровержения ( фальсификации ) в строгом смысле слова .
Зачем нужны эмоции и стоит ли их сдерживать?
Последние сто пятьдесят лет учёные разными способами доказывают и убеждают нас, что эмоции — это не только нормально, но ещё и очень полезно
Во-первых, они сообщают сознанию, что произошло нечто важное и нужно принять меры. Во-вторых, эмоции помогают организму выбрать наиболее подходящую реакцию на событие
Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им взрослые сообщают информацию детям, которые ещё не умеют говорить.
В 1985 году американские учёные провели эксперимент: они поместили годовалых детей на специальную поверхность, чтобы исследовать их глубинное зрение. Детей поместили на так называемый зрительный обрыв — стол высотой около 120 сантиметров с верхом из толстого прозрачного стекла, разделённым на две части: под стеклом на одной половине стола находилась твёрдая панель с рисунком, а на другой половине такая же панель с рисунком лежала на полу. Оказалось, что когда на лицах матерей читались страх, тревога или злость, дети отказывались ползти на «глубокую» часть стола, где цветная панель лежала на полу, и наоборот, когда матери изображали радость, удовольствие и восторг, дети соглашались ползти. Этот эксперимент доказал, что люди используют эмоции окружающих, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать более точные и взвешенные решения. Поэтому когда кто-то говорит, что эмоции надо подавлять или сдерживать, он предлагает ограничить возможность коммуницировать и устанавливать отношения с окружающими.
Правильнее было бы сказать, что эмоции нужно учиться выражать и регулировать, потому что существует масса способов выразить то, что происходит внутри. При этом они очень сильно зависят от культуры: например, некоторые учёные считают, что в Японии люди чаще испытывают и выражают стыд, а в западноевропейских странах — вину. В особую группу выделяют «культуры чести», где самооценка человека сильно зависит от того, как он и его семья выглядят в глазах окружающих.
То, какие эмоции человек чаще испытывает, зависит не только от культуры, но и от его темперамента: считается, что склонность чаще испытывать «положительные» или «отрицательные» эмоции — врождённая черта. Несмотря на это, в течение жизни человек учится разным способам реагировать на происходящее, сначала наблюдая за родителями, а затем общаясь с окружающими.
Идея о том, что эмоции — неконтролируемые состояния, от которых нужно поскорее избавиться, давным-давно устарела. Эмоции — важнейший индикатор того, что происходящее имеет значение и нужно с ним разобраться. Если это кажется вам сложным, попробуйте начать с того, чтобы называть эмоции, которые вы сейчас испытываете: это позволит вывести их из бессознательного в осознанное и разобраться с тем, что вас больше всего задело.
Фотографии: Studio Ghibli, OLM, Inc., Pierrot, Nickelodeon Animation Studios, TV Asahi
Какие виды эмоций бывают
Существует большое количество эмоций, благодаря которым у нас есть возможность лучше воспринимать наш мир. До недавнего времени ученые считали, что основных чувств всего 7. Однако недавние исследования доказали, что эмоций во много раз больше, около 27.
Глобально их делят на три части: положительные, нейтральные и отрицательные. По степени проявления они могут быть стеническими (проявляться очень активно) и нестеническими (почти не проявляться).
Несмотря на то, что в глобальном смысле всего 3, их подтипов намного больше:
- Базовые. Данные эмоции присущи каждому человеку. Они не зависят от пола, возраста, национальности. Все умеют грустить и быть веселыми;
- Вариативные. Обусловлены территориальным признаком;
- Врожденные. Эмоции, с которыми мы родились. К примеру, страх высоты;
- Приобретенные. Эмоции, которые мы приобретаем в течение жизни. К примеру, после автомобильной аварии, люди могут начать бояться ездить на личном транспорте;
- Элементарные. Нейтральные. В основном эмоции спокойствия;
- Составные. Являются комбинацией элементарных;
- Натуральные. Заложены в человеке природой
- Культурные. Эмоции, полученные в процессе обучения у своих родителей или наставников;
- Когнитивно простые. Такие эмоции мы испытываем вследствие мгновенных реакций на какой-либо раздражитель;
- Когнитивно сложные. В отличие от когнитивно простых, такие эмоции рождаются после глубокого осмысления произошедшего.
Благодаря расширенной системе классификаций наших функций, у нас есть много возможностей выражения эмоциональности.
Положительные эмоции
Как уже говорилось выше, эмоции могут быть негативными и позитивными. Большинству людей нравится чувствовать себя хорошо, а положительные эмоции помогают нам чувствовать себя в приподнятом настроении с большим комфортом. Для положительных эмоций обычно не нужна причина, мы чувствуем их непроизвольно.
Переживание таких эмоций, как счастье, волнение, радость, надежда и вдохновение, жизненно важно для всех, кто хочет вести счастливую и здоровую жизнь. К счастью, вам не нужно испытывать их все время, чтобы пожинать плоды положительных эмоций
Эти моменты, часто мимолетные, могут быть тем, что сделает Вашу жизнь лучше и ярче
Помимо просто хорошего самочувствия, положительные эмоции также являются важной составляющей счастья. Более того, счастливые люди живут дольше и работают лучше
Отрицательные эмоции
Отрицательные эмоции или аффекты — это переживание отрицательных эмоций, таких как гнев, разочарование, вина, нервозность и страх. Вызывать негативные эмоции у ваших знакомых, когда они бесятся от вашего поведения один из способов вывести их из себя.
Следовательно, важно научиться предотвращать негативное влияние на вас и вместо этого вызывать положительные эмоции. Для этого достаточно не быть раздражителем других людей и вести себя правильно в определенных ситуациях
Важно понимать, насколько Ваше поведение будет принято обществом в нужный момент времени.
Человек может маскировать свои эмоции в зависимости от ситуации, в которой он находится. В нашем обществе многие эмоции принято считать проявлением слабости, поэтому, люди часто скрывают свои эмоциональный переживания, и стараются улыбаться в те моменты, когда на душе нет никакой радости
Эволюционные интерпретации эмоций (примеры)
Используя несколько эмоций, в этом разделе описывается их значение с точки зрения эволюционных исследований эмоций в филогенетическом прошлом человека:
Ревность возникает, когда сородичи (например, соперник , брат, сестра) соревнуются за внимание или привязанность человека, важного для живого существа (например, репродуктивного партнера, родителя). Посредством конкуренции сородич снижает шансы на выживание и воспроизводство живого существа и увеличивает давление отбора на его гены. Поэтому цель ревности состояла в том, чтобы предупредить живое существо и отогнать неприятных сородичей, удержать их на расстоянии или положить конец конкурентному поведению
(См. Также: Причины ревности по признаку пола .)
Поэтому цель ревности состояла в том, чтобы предупредить живое существо и отогнать неприятных сородичей, удержать их на расстоянии или положить конец конкурентному поведению. (См. Также: Причины ревности по признаку пола .)
Межкультурные исследования показали, что случайное желание убить относительно широко распространено в человеческой мысли, даже если в самых редких случаях оно приводит к реальной попытке убийства. (Распространенные мотивы — это ревность, ненависть или жалость к неизлечимо больному партнеру.) Кроме того, убийства обычно совершают не болезненные посторонние или закоренелые преступники, а «совершенно нормальные» люди. Исследования эволюционной эволюции подтверждают это z. Например, следующим образом: в филогенетическом прошлом убийство репродуктивного партнера, зачатого от другого сородича, а также убийство пасынков должно препятствовать тому, чтобы живые существа вкладывали ресурсы в воспитание детей, которые не несут гены «обманутого» живого существа. .
Целью опьяняющего ощущения оргазма было побудить живое существо к половым актам, в которых живое существо передает свои гены следующему поколению и тем самым обеспечивает продолжение этих генов (см. Также: Предпосылки развития оргазма ).
Дополнительные примеры: увидеть , , .
Список самых частых эмоций
Для наглядности наиболее частые можно разделить на 5 групп: страх, злость, грусть и радость, любовь.
К страху относят:
- ужас – высшая степень страха в виде внезапного и сильного страха, наиболее часто происходит из-за внешних воздействий;
- испуг – психическая реакция в ответ на грозящую опасность;
- беспокойство – испытание тревоги или волнения, может появляться как под влиянием окружающей среды, так и из внутреннего состояния;
- вина – потребность в раскаянии, которая сопровождается самоупреками, страданием, страхом.
Злость
- ненависть – глубокая злость и враждебный настрой, как правило, с желанием причинить вред объекту ненависти;
- зависть – досада от того, что другой человек имеет какое-либо благо, в отличие от него самого, потребность в получении этих благ или отчуждении у владельца;
- обида – ощущение несправедливости в результате поступков, действий, происходящих событий;
- отвращение – непринятие, негативная реакция на объект отвращения.
Грусть
- скорбь – переживание утраты, отсутствие интереса к окружающей действительности;
- жалость – сожаление о несправедливости ситуации;
- печаль – близкое к траурному состоянию настроению в связи с утратой кого-либо;
- беспомощность – невозможность повлиять на ту или иную ситуацию
Радость
- забота – желание помочь и поддержать другого человека, участие в его жизни;
- восхищение – сильная радость, которая проявляется, как правило, в отношение нового объекта, ранее неизвестного;
- надежда – ожидание осуществления желаемого, наступления желаемых событий;
- восторг – переполнение энергией, связанной с испытанием радости.
- симпатия – эмоциональная предрасположенность к другому человеку;
- нежность – отношение к другому, основывающееся на любви и ласке;
- доверие – способность, психическое состояние, при котором человек полагается на чужое, авторитетное мнение;
- гордость – ощущения высоты положения как собственного, так и другого человека.
Как помочь ребёнку «выплыть»?
Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже
Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть
Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.
Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.
Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.
Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:
- Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
- Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
- Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
- Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
- Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?
Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.
Как узнать свой EQ
Сейчас психологические опросники для определения уровня EQ можно бесплатно пройти онлайн. Тесты в интернете выдают оценку способностей испытуемого с погрешностью, так что не стоит придавать большое значение их результатам. Людей с низким уровнем эмоционального интеллекта легко заметить: они часто ввязываются в ссоры и говорят обидные вещи, не понимая, что ранят чувства окружающих. Обладатели высокого EQ легко справляются с проявлением эмоций: не стесняются плакать, если растроганы или говорят «Я в ярости», когда готовы выйти из себя.
Если школьник хочет лучше контролировать эмоциональные реакции, разбираться в психологии поведения и находить подход к людям, EQ можно «прокачать».
Признательность
Несмотря на эти методологические проблемы, было бы неразумно отказываться от исследования эволюционных эмоций. Их эволюционные теоретические обоснования часто являются единственными или, по крайней мере, наиболее правдоподобными интерпретациями человеческого поведения или предположительно лежащих в основе эмоций, значение которых в противном случае было бы трудно или невозможно понять. (Примеры см. В разделе «Эволюционные интерпретации эмоций» этой статьи.)
Наиболее важными являются интерпретации эволюционных исследований эмоций в поведении, которое происходит импульсивно и спонтанно (как внезапная, в значительной степени необдуманная реакция на пульс) или сильно контролируемых аффектами (см. Преступление на почве страсти ). В случае такого поведения (например, убийства) в описании хода событий часто говорится, что оно было совершено «по низшим мотивам / побуждениям / инстинктам» или «с аффектом».
Классификация Леонтьева
Классификация эмоций по Леонтьеву предполагает, что их нужно разделять, отталкиваясь от источника происхождения каждой. Они могут быть вызваны:
- презрением;
- личными потребностями человека, степенью их удовлетворенности;
- сравнением себя реального с собой-идеальным (внутренние нормы, правила, идеалы и соответствие им);
- чужими потребностями и отношением к их реализации;
- сравнением себя с внешними, продиктованными социумом стандартами;
- социальными взаимоотношениями.
Такого рода классификация эмоций в психологии не может быть четкой, она достаточно размыта. Скажем, эмоции, вызванные презрением, могут быть вызваны и социальными взаимоотношениями, и результатом самооценки, то есть сравнения себя с внешними либо внутренними нормами. Да и в качестве критериев функциональности можно использовать так много аспектов, что четкая стратегия классификации, понятная неспециалисту, попросту не выстраивается.
Контроль эмоций
Специалисты различных областей последние 1,5–2 века говорят о том, что эмоции – полезная особенность нашего организма. Благодаря эмоциональным сигналам организм человека вовремя подстраивается под происходящее вокруг нас. С эмоциями необходимо работать как минимум для того, чтобы укрепить этот механизм отправки сигналов организму. Необходимость контроля касается лишь тех эмоций, которые могут доставлять боль, страдание как самому человеку, так и его окружению.
Определенный уровень контроля необходим для построения здоровых отношений
Как научиться контролировать свои эмоции
Для того, чтобы научиться контролировать собственные эмоции, специалисты советуют:
- Прислушайтесь к своим эмоциям, старайтесь выделять определенные эмоции, записывайте их.
- Отстранитесь от внешних воздействий. Если по отношению к вам у кого-либо проявляется негатив – старайтесь не обращать внимания, ни в коем случае не отвечайте тем же. Постарайтесь отстраниться и заняться любим или просто приятным занятием.
- Самовнушение. При негативных эмоциях, появляющихся в моменты неудач напоминайте себе о том, что это тоже опыт. Таким образом, вы сможете формировать свою личность как уверенную, целеустремленную, отличающуюся критическим мышлением.
- Не бойтесь делать паузы. Если вам нужно время для того, чтобы, например, проанализировать слова собеседника – не бойтесь выглядеть глупо, возьмите паузу для обдумывания поступившей информации и подготовьте ответ, который бы вас устроил и в лучшем случае – не обидел собеседника.
- Придерживайтесь здорового образа жизни. Ведь когда организм находится в гармонии – то и ваше сознание будет направлено на принятие только положительных эмоций.
А вы умеете контролировать свои эмоции?
Да, я умею контролировать эмоции 50%
Нет, мне дается это с трудом 50%
Не задумывался над этой необходимостью 0%
Проголосовало: 4
Нужно ли подавлять эмоции
Подавление эмоций – не лучший вариант для достижения гармонии и баланса внутри себя. Однако, если вы обнаружили у себя склонность к чрезмерной эмоциональности, которая способна нанести вред и вам и окружающим, то стоит задуматься. В первую очередь, лучше обратиться к специалисту для проработки причин появления ваших эмоций и начать работать над самоконтролем.
Как подавлять эмоции
Для подавления или уменьшения внешнего проявления эмоций подойдут, например, дыхательные практики. Например, глубокий вдох и отсчет до 10. Затем выдох. Повторите несколько раз. После этого постарайтесь проанализировать всю ситуацию ещё раз, подумайте над способами разрешить ситуацию, вы обязательно найдёте выход из нее.
Специалное подавление эмоций может стать причиной необратимых последствий для психики
Сочетание эмоций
Со списком эмоций, которые есть у человека, мы определились. Чтобы научиться устанавливать, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь в данную минуту, нужно задать себе несколько вопросов:
-
Что вообще со мной происходит?
-
Испытываю ли я какие-то необычные ощущения в теле?
-
Может быть, мне что-то срочно хочется сделать?
-
Как можно назвать те ощущения, которые я испытываю?
-
Есть ли вероятность того, что они могут усилиться?
-
Какой может стать эта эмоция?
-
Может это чувство стать слабее?
Благодаря пониманию своих эмоций человек начинает лучше разбираться в своих желаниях, может вполне осознанно найти подход к их удовлетворению или контролю.
Первичные диады (сочетание первичных эмоций):
-
Радость + доверие = любовь.
-
Удивление + печаль = разочарование.
-
Доверие + страх = покорность.
-
Страх + удивление = трепет.
-
Гнев + ожидание = агрессия.
-
Печаль + брезгливость = сожаление.
-
Брезгливость + гнев = презрение.
-
Ожидание + радость = оптимизм.
Вторичные диады (сочетание эмоций, разделенных на колесе другой эмоцией):
-
Радость + страх = вина.
-
Доверие + удивление = любопытство.
-
Брезгливость + ожидание = цинизм.
-
Страх + печаль = отчаяние.
-
Гнев + радость = гордость.
-
Удивление + брезгливость = омерзение.
-
Печаль + гнев = зависть.
-
Ожидание + доверие = фатализм.
Третичные диады (сочетание эмоций, которые разделены на колесе двумя другими эмоциями):
-
Радость + удивление = восхищение.
-
Доверие + печаль = скука.
-
Брезгливость + радость = болезненность.
-
Страх + брезгливость = стыд.
-
Удивление + гнев = возмущение.
-
Ожидание + страх = тревога.
-
Печаль + ожидание = пессимизм.
-
Гнев + доверие = доминирование.
Список эмоций: основные виды, функции и значение для человека
Эмоция – внешнее проявление переживаний человека. Сам термин имеет латинское происхождение и переводится как «волнение». Это реакция, которая выражается в мимике, движениях тела, голосе, глазах, дыхании. Младенец обладает минимальным эмоциональным запасом. У него заложены только самые необходимые переживания. Наблюдая за взрослыми, малыш учится их проявлять. Причем у всех народов мира и даже у некоторых животных, врожденные эмоции проявляются одинаково. Например, гнев всегда легко определить у любой личности: сужаются глаза, человек краснеет, сжимает кулаки, встает в определенную позу, повышает голос.
Большое значение имеет мировоззрение человека, его ощущение и восприятие мира. Если он оптимист, и мыслит позитивно, то и реакция на большинство ситуаций будет положительной либо нейтральной. А если относится к окружению с недоверием и пренебрежением, чаще реагирует негативно. Эмоциональный опыт приобретается в течение жизни, зависит от общества, в котором живет человек и от культуры. Где-то нормой считается открытое и бурное выражение своего внутреннего состояния, а где-то это признак невоспитанности и неуважения.
За эмоциональность отвечает правое полушарие головного мозга. Получив информацию из окружающей среды, мозг сначала анализирует ее и распознает. Потом дает обратный сигнал, который и выражается в изменении поведения. Например, человек достиг желаемой цели – сдал экзамен. Полученную отметку в зачетке мозг оценивает, как положительное явление. И обратной реакцией будет радость. Это отразиться на лице в виде улыбки, в виде расслабления, выдоха облегчения. Кто-то может даже подпрыгнуть от радости и обнять друга. А кто-то отреагирует сдержанно, обойдется только улыбкой и довольным выражением лица.
Эмоции и чувства чем отличаются друг от друга
Эмоции и чувства — это неотъемлемая часть личности. Благодаря эмоциям, люди могут отличать хорошее от плохого, создают потрясающие картины, песни, или рассказы. Эмоциональная насыщенность делает нашу жизнь разнообразной и интересной. Без эмоций и чувств, человек не сможет любить и сожалеть. Все наши чувства и эмоции иногда могут вызвать желание нерациональных поступков
Очень часто чувства и эмоции используются как синонимы. Отчасти это верно, но между данными определениям есть некоторые отличия:
- Эмоции, как правило, длятся небольшое количество времени. К примеру, вы купили машину, которую давно желали купить. Вы будете радоваться некоторое количество времени. Возможно, даже целый день. Но постепенно эмоция утихнет, и вы станете подключать фантазию и мечтать уже о другом. Если дело касается негативного ключа, например, если вам на ногу кто-то наступит, вы станете злиться, но вскоре сможете забыть про данный инцидент, так как серьезной угрозы вашему здоровью нет;
- Чувства же носят долгосрочный характер. Их также называют эмоциями, которые зарождаются в человеке длительный промежуток времени. К примеру, Вы можете проявлять эмоцию любви к своему ребенку с самого его рождения. Или же всю жизнь злиться на человека, разбившего Вам сердце. В данных случаях любовь и злость присутствуют в жизни человека очень долго, данный факт и делает их чувствами.
Эмоции могут становиться чувствами. Если говорить о спектре эмоций положительной направленности, то ничего плохого нет. Хроническая радость — не болезнь. Однако, когда люди долгое время хранят в себе негативные образы, они начинают разрушать себя изнутри, что очень вредит духовному и физическому состоянию человека.
Это может привести в апатии, депрессии. Это происходит вследствие того, что в какой-либо момент времени мы не дали эмоции выйти наружу. К примеру, если человека в школьном возрасте обижал одноклассник и он ничего ему не мог сделать, в глубине души у него отложатся не выплеснутые эмоции. Они заставят его вспоминать эту ситуацию снова и снова в своих мыслях, и он будет раздражаться сильнее.
Не стоит держать все свои эмоции внутри. Все что вы чувствуете обладает сильной энергией, которая способна навредить вашему здоровью. Чтобы этого не произошло, нужно проявлять свои эмоции. Проявляя свои чувства, помните, что от ваших действий могут пострадать ваши близкие или окружающие вас люди, поэтому старайтесь реагировать на ситуации в рамках принятого приличия
Эмоции обязательно нужно выводить наружу и не держать в себе, ведь отрицательные эмоции могут значительно испортить жизнь человека. Негативные эмоции, которые испытывает человек длительное время, могут спровоцировать депрессивное состояние. Сильный удар по нервной системе нанесет большой ущерб здоровью, и станет причиной эмоциональной нестабильности.
Как связаны мозг и эмоции?
Если собрать воедино всё, что учёным удалось доказать об эмоциях, мы точно можем быть уверены в нескольких фактах. Во-первых, эмоция — это физиологическая реакция. Когда человек испытывает эмоцию, у него активизируются определённые отделы мозга, эндокринная система вырабатывает определённые гормоны, повышаются или понижаются давление и сердцебиение, напрягаются мышцы — в общем, тело переживает эмоцию на всех возможных уровнях. Во-вторых, эмоция — это всегда реакция организма на какое-то внешнее или внутреннее событие, мысль, идею, которые имеют значение
Эмоция — это индикатор важности и значимости: если вы почувствовали что-то, нужно разобраться, какое значение для вас имеет событие. Это очень важно, ведь, если научиться понимать, что сейчас испытываешь (раздражение, ярость или, например, страх), можно разобраться, что именно в ситуации задело больше всего
А это, в свою очередь, позволит организму расслабиться и перестать тратить энергию на переживание эмоции.
Линия рассуждений
« Теория » исследования эволюционных эмоций состоит из следующих аргументов :
Живое существо воспринимает ситуацию ( познание ), интерпретирует ее ( интерпретация ) и оценивает ее ( оценка ). Оценка состоит из разумной (т.е. рациональной ) и эмоциональной (т.е. эмоциональной ) части.
Направление эмоции (приятные или неприятные) сигналы ли ситуация, в интерпретации живых существ, является выгодной или невыгодной для живых существ или его родственников
Сила эмоции отражает важность ситуации для выживания или воспроизводства живых существ или его родственников.
Живое существо реагирует на результат оценки определенным поведением. Таким образом, эмоции имеют функцию управления поведением :
-
- Приятные эмоции побуждают живое существо оставаться в текущей ситуации или работать над поддержанием текущей ситуации.
- Неприятные эмоции побуждают живое существо отворачиваться от текущей ситуации или работать над ее положением. Эмоции решают z. Б. Отвращение или побег с целью избежать неприятной ситуации или целенаправленный поиск приятной ситуации.
- Оглядываясь назад, выясняется, было ли поведение, вызванное эмоцией, адекватной ( адекватной , подходящей, уместной ) реакцией на ситуацию и в какой степени . Чем больше это способствовало выживанию или репродуктивному успеху живого существа или его родственников, тем более подходящим было его поведение. Неадекватное по отношению к ситуации поведение из-за «неправильной», отсутствующей, слабой или сильной эмоции может в худшем случае стоить живому существу или его родственникам жизни или препятствовать их воспроизведению.
- Который , как правило , большие возможности, его гены, позволяющие чувство определенного чувства к следующему поколению , чтобы наследовать , есть жизнь , когда она
-
- приятная эмоция (например, благополучие, удовольствие , эйфория ) ощущается тем сильнее, чем более благоприятна ситуация для выживания или воспроизводства живого существа или его родственников, или
- испытывает неприятные эмоции (например, страх , голод , скуку ), тем сильнее, чем больше вредна ситуация для выживания или воспроизводства живого существа или его родственников,
- и
Когда гены передаются следующему поколению, следующему поколению предоставляется возможность развивать выживание и репродуктивный успех родительского поколения при условии, что поведение, вызванное познанием, интерпретацией и оценкой, продолжает соответствовать ситуации.
В отношении вышеизложенного следует отметить следующее:
- Врожденная эмоция не представлена одним геном (например, «геном страха»).
- Объектом естественного отбора является не индивидуальная эмоция или эмоциональный « репертуар » живого существа, а фенотип живого существа, т.е. ЧАС. совокупность его морфологических, физиологических, поведенческих и психологических характеристик. В этой сложной структуре эмоции играют важную, но не единственную роль.
- Эмоция всегда является лишь одним из нескольких компонентов описанной выше цепочки: «ситуация → познание → интерпретация → оценка (с разумом и эмоцией) → поведение». Эта цепочка часто не имеет жесткого, убедительного ( детерминированного ) хода ( рефлекса ), но во многих случаях имеет значительные степени свободы.
- Только репродуктивный успех живого существа и его родственников решает, будет ли генотип , т.е. ЧАС. генетический состав живого существа, который передается следующему поколению.
Сенсорика
Это прежде всего санитарно-гигиенические требования по температуре помещения, его освещенности, наличию хорошей вентиляции для устранения неприятных запахов
Также важно, чтобы звуковая техника была качественной и не создавала посторонних шумов. Эти нюансы мало кто принимает в расчет, но они имеют огромное влияние на подсознательном уровне
Например, звуковые шумы в крайних точках слышимого диапазона способны вызывать у человека чувство тревоги и страха. А посторонний постоянный шумовой фон вызывает чувство беспокойства и усталости.
Сенсорные ощущения дают огромный объем информации, которое тут же оценивается нашим подсознанием. Очень ярким примером влияния сенсорных ощущений на впечатления о мероприятии — это внезапно изменившаяся погода во время open-air мероприятия. Конечно, кому-то будут по вкусу и танцы под дождем, но в большинстве случаев праздник будет омрачен.
Эмоциональные реакции
- Лабильность – изменчивость проявления переживаний. Они всегда колеблются в довольно широком диапазоне (от легких сантиментов до истерики).
- Монотонность – однообразие, статичность или вовсе отсутствие чувственных откликов на происходящее.
- Отзывчивость и эмпатия – умение быстро и гибко реагировать на воздействия извне, способность ставить себя на место другого, сопереживать.
- Вязкость – фокусировка на длительном чувстве (например, вместо того, чтобы отреагировать на ситуацию, человек возвращается к старым обидам, неудачам).
- Огрубление – невозможность осознавать уместность и допустимость выражения эмоции, утрата сдержанности и деликатности.
- Алекситимия – затруднения в определении своих чувств и их проявлении, неумение отличить переживание от физических ощущений.
- Ригидность – неподвижность и ограниченный диапазон реагирования.
Иногда поведение человека имеет демонстративный характер, что связано с его социальными функциями. То есть люди изображают определенную вовлеченность и эмоциональность в ситуации, требующей этого. В таком случае говорят о существовании эмоциональной акции, а не реакции.