Связь психологии и философии

Связь философии и психологии

Связь этих двух наук является очень важной, потому что проблемы душевной жизни человека вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, разрабатываться не могут. Это проблемы философского плана, да и психологи по данным проблемам не всегда ясно формулируют свои позиции. Это проблемы философского плана, да и психологи по данным проблемам не всегда ясно формулируют свои позиции

Это проблемы философского плана, да и психологи по данным проблемам не всегда ясно формулируют свои позиции.

Некоторые философские концепции для психологов выступают в качестве методологической основы, а некоторые психологические теории перерастают в философские направления.

Н.А. Бердяев считал, что философия является искусством понимания. Не являясь прикладной наукой, философия воспитывает мыслью и словом и является зеркалом социального устройства жизни, основой для других наук.

Философию можно считать и психологией, и педагогикой, поскольку она является их средством и методом воспитания и понимания человека. Суть философской задачи психологии состоит в том, чтобы вылечить исковерканную душу. В мечтах Платона, осознававшего воспитательную силу философии, было государство, где правителями являются философы. Он считал, что только философия может научить людей самостоятельно, творчески и свободно мыслить.

Философия формирует мышление человека, воспитывая личность в творческой свободе.

По мнению Протагора, основная задача философии заключается в воспитании человека, в этом заключается главная практическая ценность философии, а это уже тесная связь философии с психологией и педагогикой.

С. Гессен и Л. Выготский в свое время отмечали, что все теории и конкретные вопросы в психологии возводятся к философским проблемам.

В основе всех современных и древних психологических и педагогических теорий лежит философия. У обеих наук есть общая основа, представленная опытом человека.

Философствование не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже личное переживание содержит в себе глобальный мировой опыт, который связывает человека с другими людьми.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм

Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Сходство философии и психологии

Психология зависит от философии по нескольким причинам. Философия дает психологии общее видение человека, который является основой значительной части психологических теорий. Обратная связь также дается. Временами философия использует научную методологию психологии для достижения своих целей.. Обе разделяют теории, а также объекты исследования.

Другое сходство заключается в том, что философия внесла в психологию некоторые из изученных тем: ощущения, восприятие, интеллект, память и воля. Как было сказано, и те, и другие разделяют объекты обучения, хотя способы их изучения и ответы, которые они дают, различны. С другой стороны, философия вводится в психологию двумя способами. Через относительные гипотезы: к уму и адекватным способам его изучения и через общие принципы, лежащие в основе научных исследований.

Философские представления о душе

Каждый философ по-своему трактовал такое понятие как душа. Например, согласно Сократу, душа – это универсальный разум, порождающий мир. Она существовала еще до материи. Недалеко от него ушел Юнг, выдвигая идею о коллективном бессознательном.

Подобный подход не утратил своей актуальности. В 1990-х годах ученые Пенроуз и Хаммеров выдвинули теорию, что сознание не связано с биологическими организмами, а душа – это квантовый процесс.

Спиноза рассматривал душу, как единство Природы и Бога. А Демокрит утверждал, что душа материальна и принадлежит всему.

Душа с точки зрения философии и логики

Все направления философской мысли по поводу сущности души можно разделить на два больших подхода:

  • материалистический;
  • идеалистический.

Материалистические теории

Эти теории берут свое начало от Демокрита. Начиная с 5-6 веков нашей эры, душа описывалась как тончайшая материя, состоящая из атомов огня. По мнению Демокрита душа получает ощущения от внешнего мира благодаря атомам воздуха и атомам, «истекающим» из предметов.

Идеалистические теории

Основоположниками этого подхода были Сократ и Платон. Они рассматривали душу как самостоятельную субстанцию, которая существует независимо от тела или материи. В понимании идеалистов, душа есть нечто возвышенное, божественное и вечное.

Платон утверждал, что душа направляется разумом, а главная ее цель – это постижение истины.

Идеалистическое понимание души очень близко ко многим религиозным течениям. Однако Кант критиковал подобный подход. Он считал, что признание души, как непостижимой абстрактной субстанции – это «прибежище ленивого разума».

Христианская идеология рассматривает душу как бессмертную нематериальную сущность человека, сотворенную Богом. В ней есть божественный дух, она включает в себя чувства, разум и волю.

Иудаизм предполагает, что душа создана Богом и независима от тела. Она одухотворяет тело и управляет им, хотя остается невидима, как Бог управляет Вселенной, но незрим для людей.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от психологии заключается в следующем:

Философии уже несколько тысячелетий, психология оформилась в самостоятельное учение примерно полтора века назад. Тем не менее, психология и философия тесно связаны между собой: первая долгое время развивалась как часть второй.
Философия постигает мир и человека в мире, сферу духовного, понятие души. Психология, являясь «наукой о душе», изучает разнообразные проявления человеческой психики, не имея возможности исследовать душу как неуловимую субстанцию.
Философии ближе теория, психологии – практика. Философия размышляет, почему так, а не иначе, психология отвечает на вопрос: «Как поступить?»
Психология не может существовать без основ философии, философия намного меньше нуждается в психологии.

Учение З. Фрейда об Эросе и Танатосе

Основу человеческой природы составляет ряд влечений, энергий или инстинктов. Так полагает З. Фрейд. Смысл подобных влечений, а также их источник З. Фрейд никак не определяет, представляя их лишь «мифическими существами».

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

При определённых условиях понятия учёного имеют тесную связь с фундаментальными понятиями философского учения и философии жизни. Здесь и «воля к жизни», и «воля к власти», и «жизненный порыв». В своей деятельности З. Фрейд выделял несколько основных влечений: инстинкт жизни и инстинкт смерти, иными словами влечение Эроса и Танатоса,

Эрос имеет конструктивный характер, выражает волю к жизни и любви, ведёт к созиданию. Своей целью видит развитие органической жизни. В свою очередь Танатос носит деструктивный характер, изъявляет волю к смерти и агрессивность, ведёт к разрушению, убийству или самоубийству. Его цель заключается в возвращении людей и всего живого к неорганическому состоянию.

З. Фрейд применял понятия «влечение Эроса» и «влечение Танотоса» не только к людям. Он считал, что данные термины можно использовать и относительно общества в целом или культуре. При этом учёный классифицировал их по преобладающему в них влечению.

Роль учёного в постановке и изучении проблемы бессознательного и сексуальных влечений, открытии явления сублимации невозможно недооценивать. З. Фрейд поистине много сделал для разработки метода психоанализа. Это его безусловная заслуга. Даже несмотря на то, что множество его идей в последствие было опровергнуто даже самими фрейдистами, деятельность учёного оказала огромное воздействие на становление и развитие современной психологии, философии и западной культуры.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Самым ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть «внутреннее я»: если он един с ним, то здоров, внутренняя же разобщенность ведет к развитию недугов.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

  1. Младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены. Страх наказания – это препятствие для обучения, поскольку он сдерживает любопытство.
  2. Память – важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования, все навыки и привычки зависят от ее состояния.
  3. Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить.
  4. Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
  5. Любовь лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Необходимо развивать в себе способность к безусловной любви, которая меняет к лучшему характер мышления.

Августин также ввел в оборот термин «первородный грех» и считал, что все люди рождены грешниками. Эта точка зрения оказывала влияние на церковь на протяжении нескольких веков и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Мораль

Еще одно большое различие между ними заключается в их концепции морали. Философия стремится объяснить все, что включает в себя правильные способы поведения. Философия иногда описывает, что правильно, а что неправильно.

С другой стороны, психология вообще не затрагивает эту тему. Хотя психология предложила шкалы этики и морали, ее цель состоит не в том, чтобы изучать то, что морально, а что нет, а в том, чтобы изучить различные нравы. Тем не менее психология, педагогика, философия часто имеют общие цели и задачи в том, чтобы научить людей действовать в соответствии с моралью.

Обе изучают людей и их поведение. Они имеют сходства и различия, и даже интерпретируют одни и те же вещи по-разному. Тем не менее, они действительно разделяют некоторые общие теории и идеи.

Что такое философия?

Философию можно определить как область исследований, которая имеет дело с природой жизни и жизни в будущем. Философ исследует различные возможности установления истины о происхождении Вселенной и природе души. Существуют разные философские школы. Восточная философия и западная философия — два таких варианта. Восточная философия отличается от западной философии. Философские мысли сосредоточены на тайнах жизни и реальности души. Согласно некоторым школам, индивидуальная душа считается вечной. Согласно другим школам философской мысли, души не существует вообще. Интересно отметить, что философия также занимается теорией причинности. Он имеет дело с инструментальной причиной сотворения вселенной и жизни в ней. Фактически, каждая философская система отличается своим подходом, когда она имеет дело с теорией причинности. Философия также имеет дело с отношениями человека ко Всевышнему и высшей силе, ответственной за создание жизни в этой вселенной. Он изучает метафизический аспект природы и исследует жизнь после смерти

Теперь обратим внимание на область психологии

Что такое психология.

А теперь давайте зайдем с другой стороны и зададим себе вопрос, который может показаться нам более актуальным —о чем вообще психология и в чем ее основная проблематика? И здесь очень легко запутаться прямо в самом начале.

Давайте начнем с того, что обратимся за помощью к Википедии. И вот как она отвечает на вопрос «определение психология»:

Психоло́гия (от древне греческого. ψυχή — «дума»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы.

Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.

И вот определение получено, но, как и все, что касается предмета психологии звучит несколько туманно.

Психология не математика и, хотя и претендует на звание науки, с формальной точки зрения наукой не является.Но что сразу обращает на себя внимание, так это этимология самого термина, которая говорит о данном определении, возможно больше, чем весь последующий текст. Итак — наука о душе. Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?

Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?

Итак — наука о душе. Не правда ли и философия и психология и религия могли бы носить такое же название? Но что такое душа?

На этот вопрос, и толишь отчасти, дает ответ религия.

Тем не менее, если не особо аппелировать к терминам, мы можем сказать, что имеется здесь ввиду на самом деле.

Некоторые вещи нам очевидны. Конечно же естьиндивидуальное нечто, что имеет множество названий — Я, Самость, Личность, Эго, Сознание и т.п. Все перечисленные термины имеют весьма расплывчатые определения и, в зависимости от ракурса их рассмотрения могут быть очень похожи друг на друга (почти синонимами), а могут и весьма сильно отличаться.

Например Эго можно вполне ассоциировать с личностью, но, например у Фрейда, это лишь только часть личности. Получается, что личность требует своего, отдельного определения. Но как дать определение тому, что есть мы? И это также на проверку оказывается весьма непростым вопросом.

Можно сказать лишь общими словами, что психология это именно предмет о том, что можно назвать индивидуальным сознанием,индивидуальной психической реальностью, полем сознания и т.п. Точно также можно сказать и то, что психология это подход (набор методов) с помощью которого человек пытается изучать сознание (психику) — выявлять и понимать закономерности его функционирования и развития, чаще всего в контексте взаимодействия с другими индивидуальными сознаниями.

Такой контекст весьма важен именно для психологии, поскольку из всех трех предметов именно психология носит наиболее ярко выраженный социальный характер. И это довольно очевидно, ведь психология как наука, в отличие, например от философии, возникла именно вследствие попытки не сколько объяснить законы работы человеческого сознания, сколько как ответ на множественные личностные проблемы людей, возникающие вследствие их жизни в обществе (социуме) и соответствующую попытку выработать механизмы решения этих проблем.

Но именно, исходя из этой весьма прикладной проблемы, возникла необходимость в понимании того, как именно работает сознание, а многочисленные теории личности, по-разному отвечающие на этот вопрос, в свою очередь породили методы работы с людьми с целью трансформации их психического состояния. И здесь опять возникает закономерный вопрос — зачем.

Как ни странно, психологи могут ответить на этот, в общем то достаточно краеугольный вопрос психологии, весьма по разному, в соответствии с собственным пониманием ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ деятельности психолога.

Что такое философия?

Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).

Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».

Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.

Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.

Формирование организационной структуры психоанализа

В 1902 г. в Вене З. Фрейд смог организовать вокруг своих интересов и знаний кружок. Этот момент считается отправной точной психоанализа. Учёный собрал своих единомышленников и стал пропагандировать собственные идеи. В1908 г. состоялся первый в мире конгресс Международной психоаналитической ассоциации. Её возглавлял К. Г. Юнг. Таким образом, фрейдизм довольно быстро распространился среди психологов и психиатров и стал достаточно популярным к образованных кругах.

В 1911 г. появилось некоторое недовольство среди приверженцев фрейдизма, а именно ученик З. Фрейда Альфред Адлер стал резко негативно высказываться против некоторых положений доктрины учителя.  А. Адлер стал основателем нескольких институтов, основной направленностью которых была социальная ориентация и социализация детей.

В 1913 г. К. Юнг и З. Фрейд на почве разных взглядов решили не работать вместе и К. Юнг основал «аналитическую психологию», а также юнгианскую ассоциацию психологов.

В 1920-1930 гг. своё становление и развитие получил неофрейдизм, самыми заметными представителями которого стал Э. Фромм.

Говоря об общем развитии западной философии XIX– XX вв., нужно акцентировать внимание на эволюцию психоаналитической философии, в которой наблюдается частичное возвращение к начальным философским традициям в трактовке человека, хотя на время уже показалось, что эти идеи были преодолены на этапе классического позитивизма. Классический позитивизм был основан на сознании как свойстве материи, тем самым отказавшись от традиционного для всей идеалистической метафизики понятия «душа» и дуализма «души» и «тела»

З. Фрейд тем временем сделал вывод, что работа человеческой психики не объясняется сугубо физическими или химическими причинами, в данной ситуации необходимо обращаться и к биологическим факторам, и к физиологическим.

Неофрейдисты и юнгианцы заговорили о том, что пора преодолевать «биологизм» З. Фрейда. Каждое направление выбрало для себя свой путь. Но все они сходились во мнении, что З. Фрейд отдавал главную роль бессознательному, в котором преобладают различные, в первую очередь, сексуальные влечения, иными словами биологические или физиологические факторы. При этом неофрейдисты высказывали противоположную точку зрения и говорили о том, что культурные и общественные факторы важнее биологических. Юнгианцы, в свою очередь, объясняли бессознательное в индивиде как проявление общечеловеческого коллективного бессознательного, которое имеет онтологическую окраску.

Психоаналитическая философия оказала серьёзное влияние на становление, формирование и развитие антропологического учения или учения о человеке.

В чем разница между философией и психологией?

  • Философия занимается изучением природы жизни и жизни в будущем, тогда как психология занимается изучением разума и его поведения.
  • Психолог пытается понять роль функций разума в социальном поведении и исследовать нейробиологические процессы, которые определяют психическое поведение. Философ, с другой стороны, исследует различные возможности установления истины о происхождении вселенной и природе души.
  • Философия имеет дело с отношениями человека ко Всевышнему и высшей силе, ответственной за создание жизни в этой вселенной. Он имеет дело с метафизическим аспектом природы и исследует жизнь после смерти.
  • Психология, с другой стороны, помогает в установлении различных философских истин посредством логических выводов.

Изображение предоставлено:

1. «Бюсты греческих философов» Мэтта Нила из Великобритании , через Wikimedia Commons

2. «Френология» Давидмбусто — Собственная работа. , через Wikimedia Commons

Существование в философии

Чтобы дать понятие жизни в философии на помощь приходят следующие науки: биология (как вид существования материи), психология (как вид существования сознания), история (как вид существования человечества). В науке о природе идея основывается на определении «живое, неживое». Живое творение имеет разум, в результате развития, человек приобрел мысль. Жизнь определяется, как высочайший дар, полученный безвозмездно, в результате стечения сотней миллионов обстоятельств. По сей день остается загадкой причина ее возникновения, но тот факт, что жизнь представляет собой уникальное природное явление — неоспорим. Примечательно, что со стороны биологии, имея материальные блага, социальное общение, человек живет более богато по сравнению с другими биологическими видами.

Позже на основе учения о психологии, исторических сведениях обществом формируется принцип высочайшей ценности жизни. Он предусматривает ответственность каждого члена социума перед остальными и самим собой. Людям приходит понимание — если к полученному дару относиться безответственно, небрежно, то человечеству грозит вымирание.

Взаимосвязь дисциплин

У этих двух отраслей есть общие и противоположные черты. Из-за длительного развития в составе философии, психология часто обращается к ней при решении каких-либо проблем. Философия дает общее представление об обществе, а психология работает с проблемами конкретного человека. Она воздействует на общество идеями и меняет его. Психология фиксирует проблемы, существующие в обществе, и вырабатывает способы их решения. Обе отрасли носят педагогический характер, но различаются по степени распространения.

Обе дисциплины опираются на опыт. Философия опирается на общественный и личный опыт. Философ не может выдвигать теории, не имея собственного опыта. Психология может помочь, основываясь на общественном опыте. Это наука базируется на опыте других людей, столкнувшихся с подобными проблемами. И на основе анализа методов, которые помогли в подобных ситуациях, они применяют их снова.

Психологи обращаются к философам при столкновении с серьезными вопросами. В 21 веке, основными проблемами современного общества являются: самореализация, поиск себя и смысла жизни. Всеми этими вопросами занимаются философы, поэтому без обращения к ним решить эти проблемы невозможно.

Совместная работа психологов и философов – плодотворна. Совместно они решают проблему познания окружающего мира. Они изучают природу человеческого интеллекта, пути его развития у детей.

Многие авторы исследований пишут на промежуточные темы между этими двумя науками, поскольку изучение одной из них невозможно без другой. К таким работам относятся исследования В. Франкла или К. Роджерса.

Психология рассматривает биологическую и психологическую стороны людей, протекающие в организме реакции и механизмы действий. Философия рассматривает человека, как личность и предоставляет общую информацию о его сущности и принципах бытия. Она выделяет детали общества, которые являются отличительными в определенный период развития человечества. Она не индивидуальна, а общественна, поэтому не оказывает существенную помощь конкретному индивиду в решении психологических проблем.

Они говорят на разных языках.

Психология по большей части состоит из исследования с помощью научного метода и поэтому стремится эмпирические базы чтобы помочь ей предложить теоретические модели, хорошо принятые научным сообществом. Как следствие, постоянно ведутся поиски согласия по поводу значения слов, чтобы ускорить исследования в определенных областях и чтобы несколько исследователей из разных регионов мира могли сотрудничать в одном направлении исследований.

Философия же, напротив, можно найти в философских системах, сформулированных одним человеком. Вот почему основные личности в философии используют личный и идиосинкразический язык, не согласованный с другими, и одно и то же слово или выражение могут означать очень разные вещи в зависимости от философа, который их формулирует. Студентам, изучающим философию, необходимо потратить много времени на изучение каждого из авторов, прежде чем они смогут понять, что они имеют в виду в каждом конкретном случае.

Жизнь что такое

Движение в пространстве и времени, при котором происходит развитие личности, приобретаются опыт, навыки и знания, затрачивается энергия на взаимодействие с другими индивидуумами – вот что значит жизнь.

Виды понятия

Жизнь – понятие, которое можно рассматривать с разных точек зрения:

  1. Физической. Непрерывный процесс, который сопровождается накоплением и рассеиванием энергии для того, чтобы увеличить или уменьшить хаос в системе – это и есть настоящая жизнь, о чем подробно повествует наука физика.
  2. Биологической. Согласно этому взгляду, общественное существование представляет собой особую форму живой материи, в каждой клетке которой протекают физические и химические процессы. Основными критериями развивающегося организма являются: рост, метаболизм, реакции на раздражители и размножение. Пока человек дышит, он продолжает жить.
  3. Если рассматривать этот термин с психологическим или культурным уклоном, можно обнаружить более 7 миллиардов определений, так как каждый взрослый человек и ребенок трактуют это явление по-своему.

Понятие жизни в философии

Более 30 столетий философы и пророки разных народов мира стремятся познать жизнь, понять, что это такое, и каковы ее границы. Спиноза, Сократ, Диоген, Антисфен и другие мудрецы сводили свои размышления к тому, что фундамент существования всего живого на земле сводится к поиску цели бытия.

Важно! Поэтому жизнь в философии – это своеобразный ключ к определению главных мотивов и путей развития мира, а также самосовершенствованию человека через его осмысленную созидательную деятельность

Бенедикт Спиноза

Нередко, чтобы понять этот термин, в древних трактатах использовалось сопоставление со смертью и небытием. Жизнь как бытие – это устаревшее философское определение.

Дополнительная информация. На смену рациональному познанию мира в современное время пришли иррациональные взгляды. Вера, инстинкты и чувства стали основными инструментами, которые позволяют постичь реальное существование.

История развития

Изначально, философия была основной наукой, от которой впоследствии начали отсоединяться отдельные дисциплины. Также произошло и с психологией. Обе дисциплины появились в одно и то же время, но на протяжении существования, психология являлась частью философии и стала отдельной отраслью научной мысли только в 19 веке.

Впервые, об изучении души заговорил Гераклит, который считал, что она сложна для изучения. Он делил общество на две группы:

  • влажные – менее благородные особи, склонные к грехам;
  • сухие – обладают благородными качествами.

Психологическая доктрина развивалась в рамках материализма. Следующим развивал эту мысль Демокрит, который предложил теорию атомов. Он считал, что тело состоит из мелких частиц, а душа состоит из еще более мелких частиц. Душу он рассматривал как мотив жизни и признавал ее смертность, которая наступает со смертью носителя.

Сократ предполагал, что душа – это отголосок божественного разума, к которому следует прислушиваться. Сократ противопоставлял душу и тело. Душа – нематериальна, невидима и бессмертна как Боги. Поэтому со смертью тела, душа продолжает существовать. Сократ предложил идеалистическое понимание души, которое в дальнейшем получило своей развитие.

Продолжил эту тему Платон, который считал, что душа предназначена каждому существу еще до его рождения. Перед тем, как соединиться с телом, она находится в мире идей и знает всё. Но соединившись с телом, она забывает знания. Платон делил психологические явления на:

  • разум – находится в голове;
  • воля – располагается в груди и отвечает за исполнение желаний;
  • низменные желания – располагаются внизу живота и являются общими для людей и животных;

У мудрого эти три вида явлений находятся в гармонии. Чтобы ее достигнуть, человек должен самосовершенствоваться. Борьба с самим собой в процессе самосовершенствования выражается во снах.

Вершиной развития античной психологии стали работы Аристотеля. Он считал, что душа – часть тела человека, а не привнесенная извне. Душа придает смысл существованию, а тело служит для выполнения цели.

В Средневековье на психологию большое влияние оказывала религия, поэтому душу связывали с божественным началом и верой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: