1.1. Методы обследования больных с психопатологическими феноменами религиозного содержания
Психиатрия является естественнонаучной
дисциплиной. Поэтому ее методологической основой является свободомыслие
— та форма духовной культуры, исходным пунктом которой признается
право разума на критическое рассмотрение религии и свободное
исследование окружающего мира. Исследователь сам по себе может
исповедовать какое угодно мировоззрение, но как представитель научной
дисциплины он рассматривает все явления, в том числе и религиозный
опыт, в системе тех взглядов, которые общеприняты в данной науке.
Рассматривая религиозное содержание, исследователь выносит за скобки
вопрос об их истинности, оставляя его теологии и философии. Здесь
следует отметить, что и атеизм при определенных условиях может быть
патологическим.
Основным методом исследования в психиатрии является клинико-психопатологический. Он
заключается в расспросе больного, сборе субъективного (от больного) и
объективного (от родственников и лиц, знающих больного) анамнеза и
клиническом наблюдении. С помощью этого метода производится оценка
психического здоровья — выявляются симптомы, синдромы, нозологические
формы, особенности течения, степень тяжести, этиология, патогенез. В
результате устанавливается клинический диагноз. Религиозный анамнез
включает сведения о религиозном воспитании в семье, религиозных
интересах, религиозном поведении, религиозных переживаниях. Главной
целью сбора религиозного анамнеза является выяснение вопроса, как
влияет религиозная деятельность данного человека на его психическое
здоровье.
Оценочные шкалы. В последние годы
клинико-психопатологический метод дополняется методами стандартизации —
оценочными или рейтинговыми шкалами, охватывающими определенный диапазон
психопатологических проявлений. В психиатрии религии используется
шкала PDI, позволяющая изучать особенности бредовых идей у религиозных пациентов .
Изучение текстов. Являясь
неотъемлемой частью человеческого бытия, религиозные переживания нашли
свое отражение в Библии. В Ветхом и Новом Заветах проводится разделение
на «сумасшествие» как наказание Божие (Втор. 28:15,28) и отличные от
него откровения, видения. Вместе с тем священные тексты наполнены
символами, метафорами; значения слов в них значительно шире, чем в
общепринятом толковании. Поэтому описания особых психических состояний у
библейских персонажей могут служить материалом для размышлений, но не
для психиатрических заключений и выводов. То же можно сказать и о
текстах, посвященных религиозным переживаниям святых, например Жанны
Д′Арк, слышавшей «небесные голоса».
Гораздо более репрезентативны личные документы:
дневники, письма. Например, лишь основываясь на переписке Н.В.Гоголя и
воспоминаниях современников, можно судить о его депрессивных приступах с
идеями греховности, самоуничижения и ступорозных состояниях.
Значительную ценность для психопатологии религии представляют клинико-психологические методы, особенно
те, которые направлены на исследование личности. Использование анкет,
опросов, интервью, несмотря на высокую доступность для статистической
обработки, ограничено. Их информативность зависит от поставленной
задачи, например, изучение влияния религиозности на переносимость
тяжелых заболеваний, употребление наркотиков и т. д.
Популяционный метод заимствован из
социальной психиатрии и включает в себя изучение сект, религиозных
движений, а также наблюдение и клинический анализ религиозного
поведения адептов и лидеров. Уже в начале XX в. России были опубликованы
исследования на эту тему, среди которых наиболее известными являются
работы Н.В.Краинского и Д.Г.Коновалова . В настоящее время
проблема изучается Ф.В. Кондратьевым и Ю.И. Полищуком .
Психология религии
Для того чтобы понять, что такое религия, выделяют следующие ее психологические аспекты:
- религия – это специфическая форма общественной жизни людей со своими особенностями;
- религия предполагает существование особых групп верующих и конфессиональной исключительности;
- связь религии со священными образами и понятиями и вера в них;
- религия – это совокупность верований, которые выражаются в религиозных канонах;
- религия предполагает совокупность культовых действий и ритуалов.
Религиозное сознание осмысливает не реальную действительность, а вымышленную. Это сознание не существует вне определенных мифов, образов, идей, усиливающихся в процессе социализации людей.
Для религиозного сознания характерна специфика содержания, единство которому придает его содержательная и функциональная сторона. Содержательная сторона формирует конкретные ценности верующих и их потребности, взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность. В психику верующих целенаправленно внедряются определенные идеи, образы, представления, чувства. Что касается функциональной стороны религиозного сознания, то она формирует определенное морально-психологическое состояние и эффективно воздействует на психику, придавая нужную направленность религиозной идеологии и психологии.
Для религиозного сознания характерны свои особенности – это контроль над психикой, сознанием и поведением верующих со стороны религиозных институтов. А во-вторых, это продуманность внедрения идеологии и психологических механизмов в сознание верующих.
Содержательная и функциональная стороны религиозного сознания объединяются религиозной верой, которая представляет собой особое психологическое состояние уверенности в достижении цели. Это вера в истинность религиозных догматов, текстов, превращений, вера в религиозные авторитеты – отцов, святых, пророков, церковных иерархов, служителей культа и др.
Религиозное сознание имеет и свою структуру, которая включает религиозную идеологию и психологию. Под религиозной идеологией понимается стройная система понятий, концепций, идей, которые разрабатываются религиозными организациями и ими пропагандируются.
Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, установок, стереотипов, чувств, привычек, которые присущи всем верующим. Сторонником той или иной религии человек становится в силу определенных причин, которые для данной личности делают эту веру необходимой.
Религиозные организации и их психологическая характеристика
Религиозные организации, без которых религия не может существовать, выполняют определенные функции.
Выделяется несколько типов таких организаций:
- Церковь — представляет собой открытую конструктивную группу верующих. Церковь способствует интеграции общества и действует внутри него, удовлетворяя большинство личностных запросов всех социальных слоев населения. Молитвам и системе вероучения церковь придает огромное значение. Например, католическая церковь для выражения индивидуалистских тенденций сравнительно удачно находила место через представительство своих монастырей. Её верования и ритуалы удовлетворяли запросы огромного количества людей на всех социальных уровнях;
- Секты — представляют собой небольшие, нестабильные закрытые религиозные группы. Их позиция к миру в целом, к государству и церкви, обществу либо индифферентная, либо агрессивная. Секта всегда противопоставляет себя Божественной Истине. Основатели таких сект всегда считали себя умнее, духовнее, добродетельнее других. Члены секты ориентируются на аскетизм, на полный отказ от мирских ценностей. Их принципиальная позиция выражается в отказе признавать право, собственность, присягу, власть и др. Со смертью лидера секта распадается или входит в состав более формальной религиозной структуры, способной принять новых членов и обеспечить удовлетворение их интересов.
- Деноминация – это полузакрытая формальная общность верующих, являющаяся промежуточным звеном между церковью и сектой. Универсальностью этот тип религиозной организации не обладает, потому что в их деятельности могут проявляться классовые, национальные, расовые, региональные интересы. Назвать деноминацию церковью можно только с большой натяжкой, потому что со светской властной структурой находится в относительной не до конца совершенной гармонии. Деноминации могут быть разными, например, в США они варьируются от конгрегационализма до лютеранства, адаптировавшегося к гражданским властным структурам;
Вперед к Фрейду?
Сегодня психологи и психиатры по праву считают теорию Фрейда ненаучным культом, игнорирующим мозг и биологию. Современная психиатрия воспринимает себя как воплощение значительного прогресса в понимании и лечении психических заболеваний, в отличие от психоанализа. Сторонники справочника DSM считают, что его создание помогло преодолеть ненаучную фрейдистскую догму, которая раньше доминировала в американской психиатрии. По крайней мере, так представлена история создания DSM в книге президента Американской психиатрической ассоциации 2013–2014 годов Джеффри Либермана Shrinks: The Untold Story of Psychiatry.
Однако критики указывают на то, что процесс создания справочника, включая его последнюю, пятую версию, едва дотягивает до того, чтобы считаться строго научным.
Американский историк психиатрии Эндрю Скалл отмечает: Либерман отвергает психоанализ за его псевдонаучность и превозносит психиатрию как научный прогресс — и при этом четко показывает, что Спитцер и его коллеги использовали неопубликованные исследования и опирались на субъективные мнения клиницистов. Иначе говоря, они пользовались как раз теми сомнительными псевдонаучными методами, за которые психиатрия осуждает фрейдистов.
Скалл заключает, что мы всё еще не понимаем причин возникновения большинства основных психических расстройств. У нас нет анализов крови, МРТ или других тестов, которые могли бы отличить психически больных от нормальных. Вместо этого, как и врачи XVIII века, психиатры продолжают полагаться на симптомы. Два бывших директора американского Национального института психического здоровья (NIMH) Томас Инсель и Стивен Хайман осудили DSM-V как научный кошмар, стоящий на пути прогресса, и заявили, что даже его наиболее важные пункты, депрессия и шизофрения, — это искусственные конструкции, а не настоящие болезни.
Во многом психиатрический дискурс схож с религиозным.
Психиатрия, пользуясь авторитетом науки, наделена слишком большой и часто невидимой властью решать, где находится граница между нормой и патологией, требующей коррекции, — вместо того, чтобы исследовать и доказывать.
С современной психиатрией всё не так уж плохо: она довольно самоиронична, осознает свои скромные границы и открыта для ревизий. Проблема скорее в тех, кто проецирует на нее свою сохранившуюся средневековую потребность в институте церкви — этакой инстанции истины, наделенной правом указывать, что является происками дьявола, а на что воля Божья.
Примечания
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.100.
Там же, с.168.
Серж Московичи: Машина, творящая богов. М., Издательство «КСП+», 1998, с.209.
Я.Я.Вейш: Аналитическая философия и религиозная апологетика. Рига, «Зинанте», 1989, с.132.
К.Лоренц: Восемь смертных грехов цивилизованного человечества, в кн.: Оборотная сторона зеркала, М., издательство «Республика», 1998, с.17.
А.М.Руткевич: Психоанализ. М., «Форум». 1997, с.105.
См. С.Н.Табачникова: Работы и идеи Фуко второй половины 70-80-х годов ХХ века. В кн.: История философии. Запад-Россия-Восток, книга четвертая, М., 1999, с.321.
Относительно проблемы «научности» психоанализа, см.: В.В.Старовойтов. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. М., 2004, с.36-45.
Э.Джонс. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997, с.259.
К.Р.Поппер. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002, с.45.
См. Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. М., 1995, с.214.
Э.Джонс. Цит.соч., с.117.
Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992, с.76.
Там же, с.53.
Там же, с.63.
Там же, с.86.
Там же, с.254.
З.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991, с.406.
Дайзетцу Судзуки. Лекции о дзен-буддизме. В кн.: Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995, с.51.
А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры, М., 1984, с.305.
А.Ф.Лосев. История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с.134.
Ф.Х.Кессиди. От мифа к логосу. М., 1972, с.297.
А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М., 1984, с.120.
Гегель. Философия религии. т.1, М., 1976, с.101-102.
А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М., 1984, с.314-315.
А.Швейцер. Культура и этика. Философия культуры. Часть вторая., в кн.: Благоговение перед жизнью, М., 1992, с.106.
Там же, с.183.
Там же, с.125.
Там же, с.127.
Там же, с.501.
А.Швейцер. Упадок и возрождение культуры., в кн.: Благоговение перед жизнью. М., 1992, с.34.
Пауль Тиллих. Мужество быть., в кн.: Избранное. Теология культуры. М., 1995, с.33-34.
Там же, с.80.
Там же, с.109.
Пауль Тиллих. Христианство и встреча мировых религий., в кн.: Тиллих. Избранное. Теология культуры. М., 1995, с.410.
Там же, с.413.
Ф.М.Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах, том шестой, Преступление и наказание. Ленинград, 1973, с.419-420.
К.Лоренц. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с.416.
Э.Эриксон. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, с.50-51.
Пауль Тиллих. Мужество быть., в кн.: Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. М., 1995, с.95.
В.М.Розин. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000, с.81.
См. Krystal H. Integration and Self-Healing: Affect, Trauma, Alexitimia. The Analytic Press, 1988, ch.9, Trauma and Affect.
Португальская поэзия ХХ века. М., 1974, с.198.
Krystal H., цит.соч., ch.12.
Поль Рикёр. Религия и вера., в кн.: Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996, с.155.
См. Я.Обухов. Отто Кернберг о психоанализе и религии. // Психоаналитический вестник, №6, М., 1998, с.55.
К.Лоренц. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества., в кн.: Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с.37.
Цит. по кн.: Я.Я.Вейш. Аналитическая философия и религиозная апологетика. Рига, 1989, с.78.
Пауль Тиллих. Христианство и встреча мировых религий., в кн.: Избранное. Теология культуры. М., 1995, с.440.
Понятие и сущность религии
Определение 1
Психология религии – это применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к разным религиозным традициям, формам духовности, религиозным и нерелигиозным индивидуумам.
Религия представляет собой одну из форм общественного сознания, с помощью которой человек пытается общаться с реальностью в иллюзорно-фантастических образах. Этот социальный феномен связан с особой сферой проявления психики и функционирует в форме верований и практических действий.
Относительно понятия «религия» существует несколько равноправных теорий. Например, Цицерон считал религию постоянным, бдительным и бережным отношением ко всему, «что касается культа богов». Истинную религию, утверждал он, отличает чистосердечное и бескорыстное соблюдение божественного культа.
Замечание 1
Религия – это основа морали человека и общественных отношений.
Вторая теория принадлежит христианскому апологету Лактанцию, и её этимология стала традиционной для большей части христианских мыслителей и религиозных философов. Лактанций тоже разграничивает понятия религии и простой набожности, только это различение он связывает с выделением веры в «единого и истинного Бога».
По мнению С. Булгакова в религии устанавливается и переживается связь человека с тем, что выше его. Религия – это реальная жизнедеятельность человека, это формы и принципы организации общественной жизни, базирующиеся в какой-то степени, на религиозном основании.
Религия – это мировоззрение, в основе которого лежит вера в Божественное. Религия – это явление культуры, поэтому некоторые авторы выводят культуру из культа, но более обоснованным является мнение о том, что религия является одной из областей духовной культуры.
Соотношение культуры и религии – это существенные факторы личной, общественной, государственной жизни, принимающие участие в становлении национальной идентичности, в решении этнонациональных конфликтов, в налаживании диалогов и межкультурных связей.
Сущность религии представляют таинства, способы личных отношений человека и Бога, утверждение человека в вечности. Для религии важными являются идеи судьбы, чуда, высшего смысла. Бог для человека верующего находится везде и во всем, во всем бытии, во всей человеческой тотальности.
Понятие религиозной психологии
Определение 1
Религия – это особая область проявления человеческой психики, направленная на поиск им духовной и психологической ниши, идейных и прочих ориентиров, функционирующая как верования и практические действия, к которым люди прибегают, когда не могут самостоятельно решить свои повседневные проблемы в трудных условиях окружающего природного мира.
Религиозная психология – это
- наука, занимающаяся исследованиями религиозных представлений человека и связанных с ними его психологических особенностей, а также особенностей его психологической деятельности;
- наука, занимающаяся исследованием человека, как субъекта и объекта религиозной деятельности (субъекта и объекта взаимодействия с религиозной средой).
Она формируется под непосредственным воздействием условий жизни и религиозной идеологии.
Человек приобретает склонность к какой-либо религии не от рождения, а в связи с некоторым спектром причин, то есть факторов, делающих веру необходимой с точки зрения рассматриваемой личности.
В религиозной психологии выстроена определенная типология мировоззренческих групп людей на основании их отношения к атеизму и религии:
- глубоко верующие – обладают истинной глубокой религиозной верой. Преимущественно вера реализуется в поведении;
- верующие – обладают религиозной верой, слабо реализуемой в поступках;
- колеблющиеся – характеризуются метаниями от веры к неверию и обратно. Периодически могут отмечаться отдельные черты, свойственные религиозному поведению;
- индифферентные к религии люди – характерно отсутствие религиозной веры, но при этом отсутствуют и атеистические убеждения. Религиозное поведение отсутствует, но не исключаются его единичные проявления;
- пассивные атеисты – характеризуются наличием атеистических убеждений, но они не всегда глубокие и осмысленные. Религиозное поведение совершенно отсутствует, но и атеистические убеждения практически не отражены в поведении;
- активные атеисты – характеризуются глубокими атеистическими убеждениями, которые находят отражение в поведении.
Любой религиозный, верующий человек в собственных мыслях и действиях базируется на определенных образцах для подражания.
Типология религиозных личностей, сформированная в процессе развития и становления религиозной практики, на которой ориентируются рядовые верующие:
- мистик – тип верующих, которые стремятся отвлечься от окружающего мира с его влияниями, чаще всего представлен индивидуалистами-одиночками;
- пророк – индивид, характеризующийся наличием нерегулярного, но интенсивного религиозного опыта. Пророк всегда находится с людьми, в отличие от мистика;
- священнослужитель – выступает посредником между людьми и Богом. Его основной функцией является выстраивать правильный порядок богослужения в соответствии со всеми религиозными канонами. Священнослужитель нарабатывает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;
- реформатор – индивид, пребывающий в рамках определенной религиозной традиции, стремящейся к преобразованию этой традиции в соответствии с собственным религиозным опытом;
- монах – является членом религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживается высоких моральных и обрядовых требований;
- монах-отшельник – индивид, которому требуется уединенная жизнь в диких, безлюдных местах, отличающихся суровой природой, чтобы достичь очищения души и интенсивного религиозного опыта;
- святой – индивид, воплощающий в глазах религиозного общества идеал совершенства в некоторой его форме;
- теолог – вид интеллектуала-теоретика, задачей которого является выражение верований рассматриваемой религиозной общности в концептуально-рациональной форме;
- основоположник религии – индивид, который по своему масштабу намного превосходит все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт такой уникальный и интенсивный, что он превращается в основу новой религии.
Многообразие форм социального поведения людей базируется на наблюдении за другими индивидами и их сообществами, выступающими моделью для подражания.
Выберите ближайший к вам город
МоскваСанкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Геленджик
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая
Направления религиозной психологии
На сегодняшний день, на современной ступени развития науки, в религиозной психологии выделяют несколько проблемных областей:
- учение о психологических основах любой религии, анализ религиозных психологических явлений, то есть свойств, процессов и состояний, а также их воздействие на другие психологические феномены, исследование психологических сторон религиозной деятельности и отношений – культа, религиозных проповедей, обучения, воспитания, наставления, общения верующих и пр.;
- раскрытие динамики психологических состояний при переходе от религиозности к нерелигиозности и атеизму;
- методика конкретных психологических исследований религиозности и атеистичности.
Важная составная часть психологической теории – учение о корнях религиозной психологии. Они восходят к социальным основам, и их обуславливают гносеологические корни. Главными, определяющими выступают социальные корни, которые неизбежно вызывают формирование религии. Относительно них, психологические и гносеологиеские механизмы выступают условиями, создающими возможность ее появления и существования.
Корни религиозной психологии кроются в тех состояниях, процессах и механизмах общественной, групповой или индивидуальной психологии, которые формируют благоприятную психологическую почву, благоприятную для производства и усвоения религии. Эти корни подпитывают стихийные господствующие над людьми социальные и природные силы. Принято различать общественно-психологические и индивидуально-психологические корни.
Общественно-психологическая ступень представляет собой феномен психологии общества и групп:
- кризисные состояния общественно-психологической атмосферы;
- превратный характер общения;
- групповые и массовые страхи и страдания;
- общественное мнение;
- механизмы негативизма и контагиозности, внушение, подражание, наследование обычаев и традиций.
Индивидуально-психологическими являются факторы, которые работают в психологии человека:
- переживание за разного рода зависимость от окружающих людей;
- заданность интериоризованных психических механизмов;
- личное страдание и горе от неизлечимого заболевания, неразделенной любви, смерти близкого человека и пр.;
- страх смерти или одиночества и др.
Похожее
-
Бог как иллюзия
Ричард ДокинзВ книге Ричард Докинз утверждает, что вера в сверхъестественного создателя — это ложное убеждение, которое, подобно мании, не меняется в зависимости от фактов. Он приводит высказывание Роберта Пирсига, что «когда один человек одержим иллюзиями — это называют умопомешательством. Когда много людей одержимо иллюзиями — это называют религией».
-
Реконструкция «веры»: психиатрия и религия
Александр Невзоров
Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор. -
Сон разума рождает чудовищ
Александр ПанчинБиолог Александр Панчин расскажет о нейробиологии сонного паралича, фантомной боли, видения ауры, околосмертного опыта и других явлений, лежащих в основе необычных ощущений, которым часто приписывают паранормальную природу. Вы узнаете: Откуда в наших снах демоны? Кто может увидеть ауру? Почему солдат, которому ампутировали ногу, продолжает ощущать боль? Как возможно существование двойников-доппельгангеров? Что такое околосмертный опыт?
-
Может ли священник быть атеистом?
Александр Марков
Философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) и социолог Линда Ласкола (Linda LaScola) опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления — атеизма среди действующих священнослужителей. -
Академик Николай Амосов о религии, о Боге и страхе смерти
Николай Михайлович Амосов (6 декабря 1913, около Череповца — 12 декабря 2002, Киев) — советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Автор новаторских методик в кардиологии, автор системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»). Академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973). -
Как мы творим богов: поведенческая экономика объясняет веру в иррациональное
Вера в необъяснимое вполне объяснима. Почему мы задним умом крепки, верим в духов и легко можем объяснить причины экономического кризиса? С началом когнитивной революции в психологии (и social sciences в целом) многие исследователи стали задаваться вопросом: а нельзя ли использовать открытия в области человеческого сознания для того, чтобы пояснить религиозное мышление? Одно из таких открытий как раз и явилось моментом истины.
-
Сильная вера в бога возникла из-за рака головного мозга
Испанские врачи описали в статье в журнале Neurocase интересный случай из практики. 60-летняя женщина из города Мурсии, что на юге Испании, была одержима религиозными идеями в течение двух месяцев перед тем, как у нее диагностировали агрессивную форму рака мозга. После лечения религиозная одержимость прошла.
-
Почему люди верят во что попало и как с этим бороться
Люди верят в сглаз, теории заговора, превосходство расы, инопланетян и ангелов-хранителей. Почему мы изначально запрограммированы верить? Потому что так устроен человеческий мозг. Неверие, скептицизм и научный подход требуют усилий на преодоление этого врожденного механизма верить. Наука руководствуется принципом «все новое неверно, пока не подтверждено», мозг настроен на обратное: «все, что я заметил, верно, пока не опровергнуто».
-
Каким богам россияне молятся и во что по-настоящему верят
Вера, Надежда, Любовь… Интересно, кто-то когда-либо задумывался, почему эти многозначительные имена мы всегда употребляем в такой, а не в какой-либо иной последовательности? Что это — случайное созвучие, гармоничная рифма или действительно для россиян вера всегда стоит впереди надежды и даже любви? Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы. -
Как появился Homo Sapiens, почему нет Бога, почему есть блондинки?
Александр Марков
Интервью Александра Маркова журналу «Огонёк».
Далее >>>