Психологическая характеристика спорта
Как вид деятельности спорт имеет целый ряд своих психологических особенностей.
К психологическим особенностям Е.В. Мельник и Ж.К. Шемет относят 7 основных:
- Психомоторика – важнейшая особенность спортивной деятельности, представляющая функциональную взаимосвязь психических процессов с движениями и деятельностью. Психомоторика обеспечивает владение техникой того или иного вида спорта и связывает основные факторы и закономерности психического развития, которые и обеспечивают это владение. Специализированные восприятия, например, чувство мяча, произвольно управляемые действия, быстрота и точность реагирования на раздражители относят к психомоторным процессам;
- Любой спортсмен, естественно, стремится к совершенствованию в своем виде спорта и это вторая особенность. Для достижения высоких результатов он должен в совершенстве владеть техникой выполнения физических упражнений, а это требует длительной и регулярной тренировки. В ходе тренировок происходит формирование и совершенствование тех двигательных навыков, которые необходимы для конкретного вида спорта;
- Третья особенность связана с наличием спортивной борьбы, сопровождающейся яркими эмоциями, приобретающими острый характер во время спортивных соревнований;
- Четвертая особенность связана со стрессогенным характером современного спорта. Особенно ярко стресс выражен на уровне соревнований крупного масштаба, исход которых в значительной степени определяется психологическими факторами. Физиологическая и техническая подготовка спортсменов находится примерно на одном уровне. Молодые спортсмены ещё не отличаются эмоциональной устойчивостью и психической зрелостью;
- Наличие психологических особенностей личности спортсмена, способствующих спортивному успеху;
- Взаимодействие участников, которое может протекать в форме непосредственной или опосредованной борьбы, а во время соревнований выступает в двух формах – соперничество по отношению к противнику и сотрудничество по отношению к своей команде;
- Последняя седьмая особенность спортивной деятельности связана с вербальным и невербальным общением – это жесты, пантомимика, непроизвольные моторные действия.
Замечание 1
Психологическая деятельность как любая другая имеет свою психологическую структуру, её можно представить схемой: цель – мотив –способ – результат.
Цель оказывает влияние на выбор конкретных средств, с помощью которых можно достичь желаемого результата. Цель – это итог мыслительной работы, в ходе этой работы спортсмен разрешает противоречие между требованиями спортивной деятельности и собственными возможностями.
Двигаться к цели побуждает мотив, а спортивная деятельность всегда полимотивирована. Мотивом является переживание того, что является для спортсмена личностно значимым. Мотивация является пусковым механизмом спортивной деятельности, поддерживает нужный уровень активности в тренировках и соревнованиях, а также регулирует содержание активности для достижения необходимого результата.
К способам спортивной деятельности относятся действия и операции, образующие технику и тактику своего вида спорта. Результаты можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. Узкий смысл – это спортивные достижения, выраженные в метрах, баллах, секундах, титулах спортсмена. Широкий смысл – это влияние спорта на развитие человека и общества в целом.
Виды спортивной психологической помощи
Психологи сферы спорта работают в различных направлениях — в зависимости от задач, которые нужно решить:
Реабилитация после аварии или травмы
Она может понадобиться альпинистам, автогонщикам, футболистам, которые долго и трудно восстанавливаются после полученной травмы.
Коррекция расстройств пищевого поведения
Булимия или орторексия — частые спутники людей, которые активно придерживаются здорового образа жизни. Булимия — расстройство пищевого поведения, которое характеризуется приступами зверского голода. По его удовлетворении человек стремится как можно быстрее избавиться от того, что съел. Последнее продиктовано сильным чувством вины.
Орторексия — патология, которая выражается в маниакальной приверженности человека питаться исключительно правильно. Разумеется, ничего негативного в сбалансированном питании нет. Однако иногда это стремление переходит границы. Контроль качества и количества еды трансформируется в тотальный страх набрать лишние килограммы, даже если человек в принципе не склонен к полноте.
Бодишейминг
Бодишейминг — это критика, направленная на собственное или чужое тело. Негативные замечания базируются на недовольстве фигурой, которое побуждает человека идти в спортивный зал. Однако, замечая собственный прогресс в коррекции внешнего вида, иногда люди ударяются в обсуждения и резкую критику чужих недостатков, придираются к любым мелочам.
Проработка проблемы с психологом помогает менее критично относиться к собственному несовершенству фигуры и быть терпимее к другим.
Мозгу человека, как и телу, необходим так называемый спорт — полезные нагрузки, которые будут держать его в тонусе. Тренажеры Викиум отлично развивают мозг, бодрят и улучшают когнитивные функции.
Психология спорта
Спортивная психология — это умение, которое использует психологические знания и навыки для достижения оптимальной производительности и благополучия спортсменов, развития и социальных аспектов участия в спорте, а также системных проблем, связанных со спортивными условиями и организациями.
Мероприятия по спортивной психологии предназначены для оказания помощи спортсменам и другим участникам спорта (например, тренерам, администраторам, родителям) из самых разных условий, уровней соревнований и возрастов, начиная от юношеских спортсменов-любителей до профессиональных спортсменов и олимпийцев и заканчивая спортсменами уровня мастера.
Если Вам требуется консультация психолога, вы можете воспользоваться формой записи:
Контакты и запись на приемПрочитать о консультировании и квалификацииПсихолог, гипнолог Наталья Коршунова
Особенности психологии победителя
Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.
Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.
Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:
- Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
- Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
- Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.
Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.
Психология спорта-определение и сфера применения дисциплины
Категория-это клиническое Консультирование. Этот человек обучен клинической или психологической психологии и является лицензированным психологом. Эти психологи обучены, чтобы помочь спортсменам эффективно бороться с эмоциональными и личностными расстройствами, которые влияют на конкретных спортсменов. Спектр предполагаемых спортивных пациентов, которым этот профессионал может помочь, очень широк; например, лечение гимнастки, которая страдает булимией или другим расстройством питания, учитывая конкурентное давление, чтобы выполнить в определенном весе. Лечение скоростного спуска лыжник, автоспорта гонщик, который имеет трудности восстановления от конкретной аварии или травмы может быть другим.
Категория-это группа, который включает в себя учебно-спортивный психолог. Эти психологи приходят к спорту с обширным академическим и практическим опытом в университетских кафедрах физического воспитания и спортивной специфической подготовки. Цель вмешательства или постоянной помощи, предоставляемой этими людьми, чтобы помочь спортсмену разработать широкий спектр потенциальных психологических навыков для повышения производительности.Конкретные методы, такие как различные ментальные последовательности образов, самопровозглашение. Эти психологи также предоставляют услуги спортсменам в командной среде.Это конкретное определение также дает важную квалификацию, касающуюся общей роли психологии в спорте. Спортивные психологи не монополисты в этой области. Многие спортсмены получают психологическую поддержку от тренера, тренера или руководителя команды
Этот элемент спортивной психологии очень важен, но исключен из рассмотрения здесь.
Категория является исследование спортивным психологом. Эта группа состоит из ученых и исследователей спортивных психологов. Их роль является важной вспомогательной для всей дисциплины. Спорт предоставляет науке постоянные возможности получить доступ к спортсменам и командам в каждом виде спорта от его предсезонной, в сезон и после сезона /вне сезона периодизации. Психологи занимаются текущими исследованиями и экспериментами в этой области.
Мероприятия в других городах
27 мая |
Курс «FDM — фасциальные техники. Модель фасциальных нарушений» Узнать подробности 4 дня |
|
Расписание по договору |
Образовательная кинезиология «Гимнастика мозга» Узнать подробности 55 минут — одно занятие |
|
Расписание зависит от возрастной группы |
Ушу для детей в Воронеже. от 3 до 16 лет Узнать подробности 1–1,5 часа |
|
Особенности
Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.
Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.
Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:
- усиленные физические, психические нагрузки;
- жесткие условия отбора;
- высокая конкуренция;
- соревновательный элемент внутри команды;
- особая социальная ситуация;
- напряженная предсоревновательная подготовка;
- психологические, социальные последствия поражений.
Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.
Физическая активность предотвращает зависимость
У крыс, упражнения помогают предотвратить зависимость от амфетаминов. Во многих программах лечения наркозависимости упражнения играют ключевую роль в выздоровлении. Физические нагрузки высвобождают хорошие химические вещества в мозгу и дают людям здоровую альтернативу вредным привычкам.
Фактически, есть доказательства того, что некоторые люди так любят физические упражнения, что становятся зависимыми от них. Зависимость от физических упражнений — это реальность. До тех пор, пока физические упражнения не станут чрезмерными, они могут приносить огромную пользу и быть полезными для наркоманов. []
Психология спорта сегодня
Современная спортивная психология — это разнообразная сфера
Хотя поиск способов помочь спортсменам, безусловно, является важной частью направления, применение физических упражнений и физической активности для улучшения жизни не спортсменов также является основным направлением
Основные темы
Есть целый ряд различных тем, которые представляют особый интерес для спортивных психологов. Некоторые специалисты сосредоточены на конкретной области, в то время как другие изучают широкий спектр методов.
Визуализация результата: включает визуализацию при выполнении задания, например, участия в спортивном мероприятии или успешного выполнения определенного навыка.
Мотивация: основной предмет в спортивной психологии, изучение мотивации рассматривает как внешние, так и внутренние мотиваторы. Внешние мотиваторы — это внешние награды, такие как трофеи, деньги, медали или социальное признание. Внутренние мотиваторы возникают изнутри, такие как личное желание победить или чувство гордости, которое возникает от выполнения навыка.
Внимание: включает в себя способность отстранять отвлекающие факторы, такие как толпа кричащих фанатов, и сосредоточить внимание на поставленной задаче
Вариационная хронорефлексометрия
Методика предназначена для диагностики функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) человека и прогнозирования его работоспособности на основе показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристик времени простой зрительно-моторной реакции. Разработана и запатентована Маргаритой Павловной Мороз, доктором биологических наук, старшим научным сотрудником Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Апробация методики проведена в ВМА имени С.М. Кирова: результаты сопоставлялись с результатами большого диагностического комплекса, направленного на исследование физиологических, психологических и психофизиологических показателей.
Методика может быть использована для решения задач диагностики, экспертизы, реабилитации и научных исследований, в частности для контроля за процессом спортивных тренировок, оценки психофизиологического состояния, функциональных возможностей, прогноза работоспособности (и, соответственно, утомляемости) спортсменов, а также для оценки функционального состояния при спортивных травмах. Методика реализована в форме компьютерной программы, которая позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора, обработки и хранения диагностических данных. Вся процедура тестирования занимает буквально 5 минут и может проводиться многократно, поскольку не вызывает эффекта тренировки .
Сегодня психологи владеют обширным и разнообразным диагностическим инструментарием, позволяющим изучать различные психологические аспекты деятельности спортсменов. Выбор методов и инструментов зависит от множества факторов: вида спорта; непосредственных проблем, встающих перед спортсменом или командой; условий проведения диагностики; личностных особенностей испытуемого, его мотивов, целей и опыта. В данный момент специалисты продолжают активно работать над модификацией существующего психодиагностического инструментария, а также стараются найти новые, более совершенные методы, позволяющие повысить эффективность отбора в спортивные команды, прогнозировать успешность спортсменов и помогать им справляться с трудностями и травмами.
Основные задачи
- Психологический отбор будущих чемпионов в конкретных видах спорта
- Спортивная профориентация
- Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов
- Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений
- Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения
- Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям
- Постсоревновательная реабилитация
- Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды)
- Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса
- Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью и др.
- Разрешение и выход из кризисной ситуации
- Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры)
Субъективные методы
- Интервью непосредственно с самим спортсменом, его тренером и близкими ему людьми
- Наблюдение
Данные методы требуют большого количества времени, однако, благодаря им можно получить уникальные данные о спортсмене.
Объективные методы
Опросники
Айтрекинг
Использование систем айтрекинга (технология отслеживания движений глаз позволяет с высокой точностью измерять и анализировать движения глаз, определять направление взора человека) для выявления точек, продолжительности и последовательности фиксаций в процессах выполнения различных действий позволяет исследователям работать с выявлением специфики поведения глаз при определенной спортивной деятельности и использовать систему айтрекинга для анализа эффективности применения различных методов обучения спортсменов, связанных со зрительным вниманием и процессами контроля. Виртуальная реальность
Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие»
Виртуальная реальность. Технологии ВР могут быть эффективно использованы для изучения взаимодействия когнитивных процессов спортсмена и его двигательной активности в процессах зрительного восприятия в рамках подхода, называемого «активное восприятие».
БОС-технологии
Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Суть заключается на принципе перевода получаемой информации при помощи специальных датчиков, идущих от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук — сигналы обратной связи.
Методы саморегуляции
Людям, занимающимся спортом, не надо объяснять, что достижение хорошего результата и удержание высокой достигнутой позиции возможно лишь при регулярных тренировках. Поэтому овладение методикой саморегуляции, требующее ежедневных занятий, хоть и далеко не таких интенсивных и многочасовых, как спортивные, будет лишь одним из упражнений, включенных в привычную программу подготовки. Эти упражнения не займут много времени, зато результат от их проведения будет полезным и желанным.
Еще одним важным моментом, на который мы обращаем внимание в процессе подготовки спортсменов к достижению высоких результатов, является встроенный в общую программу подготовки индивидуальный коучинг спортсмена
Позиции деятельности психолога в спорте
- «внешняя» (приглашенный специалист): возможность нейтрального подхода к решению многих задач, но одновременно — возникновение проблем при недостаточном знании реальных организационных ситуаций, невозможности за короткое время определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса.
- «внутренняя»: хорошее знание организационной и кадровой ситуации, возможность профилактики конфликтов; при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса обычного члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу.
Цель и задачи спортивного психолога
Под основной целью спортивной психологии понимают изучение деятельности, особенностей личности игроков, разработку методик тренировки, профилактику психологических травм и выгорания, создание установки на победу.
Достижение цели становится возможным при выполнении определенных задач:
- Изучения методов влияния на психику спортсмена. Психолог определяет набор личностных качеств для достижения успеха в выбранной дисциплине. Проводит индивидуальную диагностику особенностей характера, определяет наличие необходимых навыков. Оценивает программу тренировок, наличие адекватных бытовых условий. После ряда тестов и исследований эксперт делает заключение, по которому можно судить о пригодности спортсмена.
- Создания комфортных условий, повышающих общую эффективность. Совместно с тренером психолог моделирует тренировочную ситуацию, приближенную к условиям настоящего соревнования. Наблюдение за поведением игроков дает возможность оценить реакцию каждого члена команды, выбрать выигрышную позицию для игроков, усилить слабые моменты, предугадать возможные сценарии поражения.
- Разработки индивидуальных методик подготовки. Результаты наблюдений и других диагностических методов используются психологом для создания методов предсоревновательной подготовки, помогающей справиться со стрессами и стабилизировать психическое состояние.
- Разработки профилактических методов. Профилактическое направление в психологии спорта необходимо для предотвращения риска переутомления, снижения уровня травматизма, предупреждения профессиональной деформации личности.
- Изучения особенностей психологического климата коллектива. Для сохранения психологического здоровья игроков, участвующих в командных состязаниях, психологи изучают методы межличностного общения игроков и тренера, выявляют мотивы деятельности, определяют роли и типы поведения человека в команде.
От работы психолога с командой зависит адекватное распределение ролей, разработка успешной стратегии тренировок, раскрытие максимального спортивного потенциала команды.
Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена
Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.
Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.
Психология командной игры
В психологии спортсменов важное значение имеет подготовка сплоченной команды. Игрок должен уметь ставить интересы команды выше собственных стремлений, уметь работать в связке с другими игроками, четко выполнять установки тренера
Воспитание командного духа требует:
- положительного воздействия на волевую направленность команды;
- оптимизации внутренних взаимоотношений между игроками;
- планомерной психологической подготовки перед началом соревнований.
Подготовка команды состоит из следующих методов:
- оценки психологического состояния спортсменов, отобранных в одну команду;
- психодиагностики отдельных особенностей личности новых игроков;
- составления прогноза вариантов поведения игроков в команде;
- ментальной тренировки, направленной на развитие чувства принадлежности к группе;
- мотивации на достижение общего результата;
- снятие возникающего напряжения в процессе совместной деятельности;
- психологической адаптации, до, во время и после проведения соревнований.
Психологическая подготовка команды реализуется посредством участия в воспитательной работе всех участников тренировочного процесса.
Основные задачи психологии спорта
Спектр задач, которые решает спортивная психология, очень широк. В их перечень входят:
- психологический отбор потенциальных чемпионов;
- профессиональная ориентация;
- определение того, насколько спортсмен склонен к выработке нужных психологических качеств;
- диагностика характеристик личности каждого члена команды;
- разработка индивидуального плана развития;
- формирование качеств, необходимых победителю;
- выявление того, насколько спортсмен готов к тренировкам и соревнованиям;
- реабилитация, к которой прибегают после состязаний;
- тренинги, направленные на сплочение команды, усиление командного духа;
- выработка у спортсменов навыков ментальной тренировки, внутренней релаксации, снятия стресса;
- преодоление кризисов;
- проработка страхов, которые сопровождают спортивную деятельность;
- профессиональная переориентация спортсмена по окончании карьеры.
Как развивалась отечественная психология спорта
Если говорить о развитии данной дисциплины в нашей стране, то следует сказать, что советские исследователи шли в ногу со временем. Отечественная спортивная психология стала работать в этом направлении еще в 20-30 годах прошлого века. В этой связи нужно назвать имена таких исследователей как П.А. Рудик, Т.Р. Никитин, А.П. Нечаев, А.Ц. Пуни, З.И. Чучмарев. К примеру, еще в 1927 году в Москве вышла книга профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры», которая сразу вызвала интерес, как в нашей стране, так и за рубежом. В 1930 году эта работа была переиздана. В ней автор указывал на значение физической активности не только для физического здоровья, но и для формирования личности.
Важной вехой в развитии отечественной спортивной психологии стал 1952 год, когда А.Ц. Пуни первым в стране защитил диссертацию по данной теме
Начиная с 30-х годов, методы психологической работы со спортсменами активно развивали в ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, в Ленинграде. Именно там были созданы первые методические программы по обучению данной дисциплине. Добавим, что по инициативе этого института в 1956 году в СССР прошло первое совещание, на котором обсуждались вопросы психологического сопровождения спорта. После этого подобные мероприятия стали проводится регулярно.