Обоснование гуманистической методологии педагогики

Методы и приемы воспитания в традиционной и гуманистической педагогике

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает постоянное непрерывное влияние окружающих людей, природы и культурных ценностей, созданных в мире людьми. Но это влияние имеет неоднозначный характер. Когда говорят о личностном влиянии (влияние на конкретного человека), то подразумевают сознательное влияние одного человека на другого с целью изменения его характера или поведения.

Однако в повседневной жизни случайное, преднамеренное влияние занимает гораздо больше места, чем целенаправленное. Иногда действенность случайного влияния намного оказывается выше, чем преднамеренного воздействия.

В любом (направленном или случайном, прямом или опосредованном) случае блеяния мы говорим об изменениях в человеке. В одном случае оно имеет широкий диапазон, сложный характер связей между воздействием и изменениями в человеке. В другом случае, оно осуществляется по заранее известным закономерностям и имеет четкий структурный характер. В первом случае влияние как бы происходит само по себе, а во втором — регулируется, направляется со стороны человека, оказывающего влияние.

В педагогике второй вид влияния на человека принято называть воспитанием.

В традиционной педагогике под воспитанием понимают «передачу общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду» (162, с Л 84). В данном определении «передача общественно-исторического опыта» является целью воспитания, а как это делать здесь не сказано. Но возникает и вопрос о том, что для человека, которому предстоит жить в условиях отличных от жизни предков, может быть недостаточным этот опыт. Ему могут понадобиться другого рода знания и умения адаптации к жизненным условиям. У него могут быть другие цели, перспективы и идеалы. Да и сама жизнь все время меняется. Такая «передача» опыта, даже при совершенных методах и приемах деятельности педагогов, не может достичь своих целей.

Немного оптимистическую окраску придает воспитанию и его методам Ю.К. Бабанский, дополняя выше сформулированное понятие «возможностью дальнейшего развития общества» (158, с.7).

Именно в этой возможности и возникают сомнения в воспитании, поскольку новое поколение молодежи уже живет в иных условиях. Чтобы воспитание выполняло свою роль помощника человека в его адаптации к условиям жизни, нужны иные средства, методы взаимодействия взрослых и детей, которые может быть и не встречались в общественно-политическом опыте.

Есть немного иной подход к воспитанию как «общественно-закономерному процессу подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций» (102, с.29). Такой смысл воспитания нельзя отнести к целенаправленному процессу изменения человека, поскольку воздействия одного человека на другого всегда является субъективным и оно зависит от мотивов, средств, эмоций, симпатий и антипатий, уровня мастерства, совершенства методов и приемов педагогического воздействия. Тогда получается, что вне зависимости от человека влияют на другого человека (объективно) природа и культурные ценности (вещи). Но сами вещи не обладают способностью влиять методами и приемами организации процесса воздействия. Значит, как объективный процесс воспитание не может происходить, а здесь можно говорить о самоизменении, самосовершенствовании и самовоспитании человека, при которых уже возникают методы, приемы и средства процесса самовлияния (влияния на себя).

С позиций психологии воспитание рассматривается как «целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, эффективный метод руководства» изменениями в поведении человека (171, с.24).

Очевидно, что здесь воспитание отождествляется с методом, процесс с одним из его элементов, целое с его частью. Непонятно, что понимает автор под видом, но формирование явно говорит о привитии человеку заранее заданных (в форме) качеств, что ограничивает перспективу и развитие природной сущности человека.

Такой же позиции придерживается философия, считая воспитание «основным способом формирования личности» (102, с.45).

Несколько иной позиции придерживается Никандров Н.Д. в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий» (см. 13 8, с.229). Он считает, что «цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже составляют своеобразный третий этаж, третий срез» (138, с.17). По его мнению, через изменения ценностей и их норм меняются цели воспитания (См.138,с.17)

Понятие и цели гуманизма в воспитательной системе

Гуманизм в воспитательной системе проявляется через отношение к ребенку как к наивысшей ценности. Также гуманизм определяет отношение к ребенку в котором присутствует принятие его социальных прав, уважение, любовь. Гуманизм даёт ребенку право на ошибку без умаления веры в его индивидуальные способности. В истинно гуманистическом воспитании не существует морального или физического наказания, унижений достоинства детей, главным является стимулирование через моральные принципы. Поэтому основой педагогических технологией направленных на развитие личности ребенка является гуманистический подход. Гуманно-личностный подход в обучении ставит главной задачей развитие целостной совокупности личности индивида. Измерение данного обучения ставиться во главу определения результатов образования и воспитания, критериев качества педагогической деятельности и всего образовательного учреждения.

Замечание 1

Гуманистический подход направляет воспитательную систему на личность воспитанника, его внутренний мир, способностям и пониманиям нравственности. Главной целью педагогов является пробудить в воспитанниках все эти качества, сформировать необходимую среду для наиболее эффективного и свободного формирования личности.

Гуманный подход объединяет в себе следующие цели:

  • Обозначение личности ребенка как главную цель образования;
  • Внесение в педагогические отношения гуманизм и демократию;
  • Полный отказ от методик которые не удовлетворяют современный запросы общества в сторону образования;
  • Трактовать по новому индивидуальный подход.

Принципы

Основы гуманистической педагогики основываются на трех принципах:

  • научности, объективности, непредвзятости;
  • самодетерминации и саморегуляции;
  • объяснения.

Достижение научности, непредвзятости, объективности является сложной процедурой очистки педагогического процесса от внушения, навязывания школьникам системы атеистических, религиозных взглядов, политических убеждений. Данный процесс не всегда возможен, поскольку педагог имеет собственную точку зрения, обладает определенными эмоциями.

Сама атмосфера воспитательного процесса в какой-то мере пропитана идеологическими подходами, поэтому требуется немало усилий для того, чтобы педагог в полном объеме соблюдал свободу убеждений и совести.

Развитие гуманистической педагогики

Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.

По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.

Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.

Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.

Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.

Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.

Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.

Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка

Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.

Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.

Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.

Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.

Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.

Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.

Источники и подходы гуманистической системы образования

В современной педагогике выделяется два подхода к реализации гуманизма:

  • Узкий;
  • Широкий.

Узкий подход включает в себя индивидуальные педагогические технологии, совокупности приемов применяемых педагогами, которые сочетают в себе идеи свободы выбора, опережения, коллективный анализ определенной формы.

Широкий подход к гуманистическому обучению не стремиться к воплощению каких-либо отдельных инструментов воспитания. Значение гуманизма в воспитательной системе значительно глубже и шире, так как её основы изменяют целый ряд стандартных положений.

Наличие принципов в воспитательной системе построенных на уважении к мнению окружающим, на доверительных отношениях, избавлении воспитанников и учителей от взаимных подозрений, недоброжелательного отношения, может характеризовать его как гуманистическое. Именно поэтому в гуманистических учениях не может быть изолированных методик, есть только специальный образ коллективно-творческой жизнедеятельности соединяющей воспитанников и учителей.

Признаки современного гуманизма в воспитании часто принимаются за идеи абстрактного гуманизма или христианскую систему образования. Что в свою очередь является не корректным по отношению к самой сути гуманизма.

Определение 1

Гуманизм в воспитании – это воспитательное воздействие на личность ребенка с целью недопущения развития эгоистических, агрессивных качеств. Главной ориентацией является ребенок с точки зрения индивидуальности, и он нуждается в помощи в вопросах подлёдного познания себя.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Корни гуманизма

Эпоха Возрождения в мировой истории ознаменовалась появлением новых идей.

Это революционное время противопоставило средневековому аскетизму ценность земного бытия, в основе которого лежала любовь к человеку и уважение к его личности.

Эпоха Возрождения принесла в мировую культуру много нового, в том числе и гуманизм

Данная концепция получила название гуманизм. Это новое мировоззрение имело огромное влияние на развития человечества и не только в педагогике.

Что такое гуманизм? Термин произошел благодаря латинским словам humanitas и homo, что в переводе означает «человечность» и «человек».

Любознательные и энергичные гуманисты Возрождения добивались права самим творить свою судьбу и развивать окружающий их мир, опираясь на духовную сторону собственной личности.

Наибольший вклад в развитие этого мировоззрения вложили: Алигьери Данте, Петрарка Франческо, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино, Томас Мор, Пьетро Паоло Верджерио и многие другие.

Мысли и идеи, высказанные в трудах этих людей новой эпохи, легли сначала в основу классического европейского образования, а затем и в современную педагогику, получившую в последствии название гуманистической.

В обществе с этого времени между понятиями воспитание и образование появилась тесная связь.

Главной целью гуманистического воспитания является развитие человеческой индивидуальности, которая неразрывно связана с природой ребенка.

Появилась новая система обучения, которая была направлена прежде всего на развитие творческих и коммуникативных способностей ученика, а также его самостоятельности при принятии решений.

Так что же такое гуманизм в педагогике? Это мы и рассмотрим подробнее.

Теоретические предпосылки создания гуманистического подхода

В психологии гуманистическое направление психологической помощи часто называют «третьей силой», для которой ключевым становится понимание уникальности человека. Метафорой гуманистического подхода является метафора зерна, которое при наличии необходимых условий будет прорастать.

Высшая ценность, считают гуманистические психологи – это жизнь конкретного человека, его способность максимально себя реализовать, поэтому для психолога значение имеют частные, а не только общие случаи.

Гуманистическая психология имеет свой подход к проблеме человека и рассматривает его как целостное образование, что является фундаментальным её положением.

Базовое убеждение психологов-гуманистов состоит в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления, который он может реализовать в полной мере, и работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий.

Известным подходом гуманистического направления психологической помощи стала клиент центрированная терапия К. Роджерса, ключевым понятием которой является тенденция к актуализации. Автор считает, что развить и сохранить себя, выявить свои лучшие, заложенные природой, качества – это есть важнейший мотив жизни человека.

Саморазвитие может сопровождаться срывами, падениями, страданиями, но, побудительный мотив непреодолим и человек продолжает свои попытки дальше.

Опыт жизни человека автоматически оценивается – способствовал он развитию личности или препятствовал этому. Происходящий на бессознательном уровне этот процесс, Роджерс назвал организмическим оценочным процессом.

Люди, доверяющие своим ощущениям, легче осознают правильность направления.

Второе основное понятие клиент-центрированного подхода – это «поле опыта» и «самость». Поле опыта является потенциальной доступностью сознанию, а самость – это центральное понятие концепции Роджерса. Оно включает в себя целостность, состоящую из телесного, символического, духовного опыта.

В подходе Роджерса к психологической помощи важным понятием является Я-концепция или, как он считает, это сознательное представление о самом себе. Разрыв между Я-реальным и Я-идеальным является симптомом внутреннего неблагополучия и страдания.

Клиент-центрированная терапия Роджерса предполагает, что человек всегда будет действовать в соответствии со своей Я-концепцией, которая является своеобразными очками, через которые человек видит мир и самого себя.

Замечание 2

Цель клиент-центрированной терапии состоит в том, чтобы оказать помощь в приведении Я-концепции человека в соответствие с опытом для реализации его природного потенциала.

Качество взаимоотношений психолога и клиента являются успехом психологической помощи. Эффективно работающий психолог по отношению к клиенту проявляет эмпатию и контактирует с ним искренне.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.

Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах

Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.

В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

Гуманизм как источник гуманистической парадигмы

Гуманизм считается образом мира; способ видеть и воспринимать это. С упадком схоластической философии, религиозных и суеверных верований философы позднего средневековья стали учитывать способность человека мыслить, быть истинным и единичным существом..

Со времен Ренессанса гуманизм начал бы применяться педагогическим способом, посредством обучения идеям и доктринам, считающимся гуманистическими, которые привлекают потоки мысли, такие как реализм, либерализм и целостность..

Эти философские течения проявят основные выдающиеся качества, которые необходимо учитывать в отношении человека в его образовании..

Либерализм принес бы понятие человеческой ценности как основного плода, который можно получить от образования, его наиболее значимой части..

Реализм будет учитывать личный опыт субъекта, а также повседневную среду, в которой он действует как фактор, влияющий на его формирование.

Честность расширила бы границы его бытия как получателя знаний, обращаясь к его человеческой чувствительности.

Гуманизм будет продолжать развиваться, а вместе с ним и образование, вплоть до 20-го века, где большое психологическое влияние выявит новые методы и модели обучения, которые будут учитывать человеческие качества, а также их способность к автоматизации. (Condutismo).

Затем гуманистическая парадигма затрагивает аспекты физического, психологического, эмоционального, социального и этического характера человека, обеспечивая всем этим важнейшее значение в образовательном и всестороннем развитии человека..

Источники и подходы гуманистической системы образования

В современной педагогике выделяется два подхода к реализации гуманизма:

  • Узкий;
  • Широкий.

Узкий подход включает в себя индивидуальные педагогические технологии, совокупности приемов применяемых педагогами, которые сочетают в себе идеи свободы выбора, опережения, коллективный анализ определенной формы.

Широкий подход к гуманистическому обучению не стремиться к воплощению каких-либо отдельных инструментов воспитания. Значение гуманизма в воспитательной системе значительно глубже и шире, так как её основы изменяют целый ряд стандартных положений.

Наличие принципов в воспитательной системе построенных на уважении к мнению окружающим, на доверительных отношениях, избавлении воспитанников и учителей от взаимных подозрений, недоброжелательного отношения, может характеризовать его как гуманистическое. Именно поэтому в гуманистических учениях не может быть изолированных методик, есть только специальный образ коллективно-творческой жизнедеятельности соединяющей воспитанников и учителей.

Признаки современного гуманизма в воспитании часто принимаются за идеи абстрактного гуманизма или христианскую систему образования. Что в свою очередь является не корректным по отношению к самой сути гуманизма.

Определение 1

Гуманизм в воспитании – это воспитательное воздействие на личность ребенка с целью недопущения развития эгоистических, агрессивных качеств. Главной ориентацией является ребенок с точки зрения индивидуальности, и он нуждается в помощи в вопросах подлёдного познания себя.

Специфика воспитания

Нет необходимости проводить специальные эксперименты для того, чтобы понимать, что сидение за монитором компьютера приводит к превращению в интеллектуально ограниченного человека.

Современная гуманистическая педагогика особое значение уделяет этическому, ценностному воспитанию. П. Куртц считал, что цель этического воспитания является двоякой:

  • формирование в подрастающем поколении личностного начала, которое позволяет им мыслить самостоятельно, применять моральные правила не только в отношении к себе, но и к другим людям;
  • воспитание возможности этического развития, а также формирование навыков ведения критического исследования.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека

Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром

Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида

Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия

Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.


Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.

Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах

Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса

Гуманистическая психология это направление в психологии. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация – это продолжение семьи. Гуманистический подход к управлению рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила – это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации

Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: