О ябедах и ябедниках

Трудные жизненные ситуации

Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей.

Словарь В.И. Даля дает несколько толкований слова «трудный»: тяжкий, удручающий // мудреный, недостижимый // удрученный, отягченный.

В первом значении (тяжкий, удручающий) просматривается процесс определения ситуации человеком с точки зрения собственных возможностей. Ведь «тягота» — это «едва посильный труд, налагаемый неволей». Во втором значении (мудреный, непостижимый) ситуация оценивается человеком с точки зрения ее сложности. Третье значение (удрученный, отягченный) дает представление об эмоциональном состоянии человека в данной ситуации.

Сам вопрос о трудной для человека жизненной ситуации возникает тогда, когда внешние по отношению к человеку изменения в окружающей среде нарушают или угрожают нарушить его деятельность, отношения со значимыми людьми, привычный для него образ жизни в целом или в одном из жизненных пространств. Под влиянием этих нарушений возникает рассогласование между внешним миром и миром внутренним, а достигнутая человеком адаптация к жизни утрачивает свою эффективность, перестает «работать».

Резкое нарушение относительного равновесия внешних и внутренних условий бытия приводит к тому, что человек оказывается в ситуации угрозы удовлетворению своих основных потребностей и своей жизни в целом и часто не может найти выхода. Возникает проблема, от которой он не может уйти и которую он не может разрешить при помощи имеющихся в его опыте способов.

Психологическая помощь при выходе из трудных жизненных ситуаций

Когда нужно прибегнуть к профессиональной психологической помощи? Трудные жизненные ситуации негативно влияют на психику человека и его физическое состояние. Снижается работоспособность, человек прибывает в состоянии постоянно стресса и депрессии.

  1. Если вы чувствуете себя неспособным справиться с интенсивными чувствами или телесными ощущениями, если вы чувствуете, что напряженность ваших эмоций не снижается в течение определенного периода времени, и чувствуется хроническое напряжение, замешательство, опустошенность.
  2. Если у вас продолжаются ночные кошмары и бессонница
  3. Если у вас нет человека или группы, с кем можно поделиться своими чувствами, и вы чувствуете, что нуждаетесь в этом.
  4. Если у вас депрессия
  5. Если вам кажется, что ваши взаимоотношения в семье ухудшились.
  6. Если страдает ваша работа и вы стали хуже справляться со своими обязанностями.
  • в своем основе вы – тот же самый человек, которым вы были перед трудной ситуацией в вашей жизни;
  • «свет в конце туннеля» есть;
  • если вы страдаете слишком сильно или слишком долго, то вам необходимо воспользоваться психологической помощью.

Если у ваших детей, подростков, в вашей семье возникла трудная жизненная ситуация, которую вы не можете психологически преодолеть и ищите из нее выход — обратитесь к нам. Мы постараемся вам помочь!

Почему ребенок ябедничает? Основные причины:

Низкая самооценка ребенка. В частности, может быть вызвана авторитаризмом в семье, неадекватным воспитанием. Ябедничество в этом случае может быть способом самоутверждения за чужой счет. Учителям в этом случае нужно поощрять продуктивное самоутверждение, работу ребенка над собой.

Власть. Ребенок, зная о проступке другого, может угрожать ему и шантажировать: «Если ты не отдашь мне конфету, я расскажу маме, какое слово ты сегодня сказал на улице». В данном случае единственным способом будет «уход» от ябедничества: не слушать, не принимать действий в отношении второго ребенка.

Не знание, как решить проблему. Подчас ребенок обращается к взрослым, потому что не знает, как правильно поступить и ищет у него совета. Взрослым нужно научить ребенка самому решать проблемы.

Помощь взрослым. Ребенок может сообщать о действиях своих одноклассников или братьев и сестер, чтобы помочь взрослым воспитать их

Здесь важно научить ребенка правильно оценивать жалобу: помощь ли это на самом деле?

Донос или сообщение?

Нужно понимать разницу между ябедничеством, когда ребенок хочет досадить другому ребенку и сделать ему неприятность, и важным сообщением, когда ребенок сообщает о ситуациях, которые могут привести к трагедии. И эту разницу нужно объяснить ребенку: дети должны сообщать взрослым, что кто-то в опасности, поранился т.п. Более того, отправляя ребенка в школу или кружок, нужно сказать имена взрослых, к которым он может обращаться с такими сообщениями.

Когда ребенок хочет что-то сказать вам о другом ребенке, спросите его: это полезная, важная информация? Если нет, то просто оборвите и не слушайте дальше. Ребенок, поняв, что подействовать на взрослого таким способом нельзя, постепенно перестанет жаловаться. Главное, быть всегда последовательным: если сказали, что ябеды не слушаете, не слушайте — в классе и семье введите правило: «Без жалоб и ябед!».

Научите ребенка самого решать свои проблемы. Увидев проблему, ребенок должен спросить себя: Это моя проблема? Что я могу сделать, чтобы ее решить? Грозит ли кому-то опасность?

Причины ябедничества

Недостаток внимания

Когда ребенок ощущает себя ненужным, возникает потребность обратить внимание. Он создает проблему или рассказывает что-то о других, чтобы может вызвать ваш интерес

Не знает, как справиться с ситуацией

В этом помочь могут родители или воспитатели. Обговорите, как ребенок должен преподносить информацию корректно и к кому должен обращаться за помощью в первую очередь.

Нуждается в оценке ситуации

Оценка ситуации – важный элемент развития личности, который начинается еще в раннем возрасте. Помогите ребенку выработать стратегию оценки и обсудите этот вопрос с преподавателями/учителями.

Ревность или зависть

  • Объясните, почему зависть или ревность – плохие качества;
  • Обговорите сложившиеся ситуации и придите к общему понимаю дальнейших действий ребенка. Часто зависть – это желание стать другим человеком и пожинать его плоды;
  • Дайте понять ему, что он сам может стать для других еще лучшим примером;
  • Постарайтесь понять, в чем талантлив ваш ребенок;
  • Запишите его на определенные секции.

Работа над собой в раннем возрасте положительно повлияет на развитие индивидуальности ребенка.

Наказывать или поощрять?

В проблему детских жалоб бывают вовлечены и
родители, и учителя, и психологи. Учителей
выводят из себя мелочные и несвоевременные
жалобы учеников (распространенная ситуация: во
время опроса учитель вызывает ученика,
поднявшего руку, а тот сообщает, что Петя забрал у
него карандаш). Родителям же не хочется, чтобы их
дети росли ябедами, так как они считают, что за
ябедничеством скрывается трусливый, склочный
характер, или полагают, что ребенок не занимается
своими делами, а сует нос в чужие.
Для психолога жалоба — это, в первую очередь,
сигнал о проблеме.
Следует различать жалобы и злостное ябедничание
ребенка, когда жалобы имеют корыстную цель.
Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются
стихийно. Ребенок замечает что-то и может
рассказать взрослому из-за плохого настроения,
обиды, неумения промолчать (такой уж характер); но
может и не рассказать — потому что не хочет
связываться или из солидарности.
Некоторые виды доноса спровоцированы самими
взрослыми. Отмахиваясь от оправданий, наказывая
всех без разбору, пуская происшедшее на самотек,
взрослые ставят ребенка перед необходимостью
защищаться самостоятельно. Дети перестают
доверять учителю, считают его несправедливым.
Кстати, самая распространенная причина
разочарования ребенка в учителе или воспитателе
— несправедливость по отношению к детям.
Януш Корчак предостерегал воспитателей и
родителей от небрежного отношения к детским
жалобам: «Некрасиво жаловаться. Кто установил
это правило? А что делать ребенку, если его
обокрали, оскорбили отца или мать, наговорили на
него товарищам, если ему угрожают, подбивают на
плохое? Недобросовестному, неумелому
воспитателю удобно не знать, что вытворяют
ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно
рассудить. Тихих и беспомощных будут обижать,
эксплуатировать, обирать, а позвать на помощь,
потребовать справедливости — нельзя! Обидчики
торжествуют, обиженные страдают».
Никогда не следует торопиться с выводами, в
первую очередь необходимо выяснить, что
побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего,
жалуясь, ребенок рассказывает о своих проблемах,
иногда ему достаточно внимания и сочувствия. Во
всем мире существуют организации, куда ребенок
может обратиться за помощью или где просто может
излить душу. Наверное, такие организации нужны
детям, не нашедшим понимания и справедливости у
своих близких. Но стоит ли доводить до этого?

Как становятся ябедами

«Ябедничать нехорошо» — вот распространенный ответ взрослых на детские жалобы. Не стоит быть такими категоричными. Попробуйте разобраться, в чем причина многочисленных доносов. Итак, почему дети ябедничают?

Ожидание поддержки родителей

Для малышей 3-5 лет отобранная игрушка или занятая территория в песочнице — настоящая беда. Они еще не овладели основными инструментами коммуникации и не могут самостоятельно решать возникающие конфликты.

Ребенок, подходя к маме со словами «тот мальчик отобрал мою машинку», вряд ли вообще понимает, что в данный момент ябедничает. Он просто ищет поддержку взрослого, который бы разрешил возникшую проблему. Можно помочь ребенку, чтобы научить его в дальнейшем находить выход из подобных ситуаций. А можно отделаться от жалоб словами «зачем ты ябедничаешь, мальчик поиграет и отдаст». Но тогда ребенок так и будет всегда оставаться с пустыми руками, стесняясь просить помощи у взрослых.

Попытка разобраться, что такое «хорошо и «плохо»

«В возрасте 3-7 лет у детей складываются определенные этические эталоны-образцы, которые содержат обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях» — говорит Инна Александровна Мальцева, психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

«Ребенок вначале замечает поведение других детей и формирует свою картину мира, свое представление о том, что «хорошо» и «плохо». Он делится наблюдениями со взрослыми, чтобы составить мнение по тому или иному вопросу. У ребенка еще нет жизненного опыта, поэтому реакция и слова близких людей на его рассказы о проделках других детей очень важны. И в зависимости от действий взрослого формируется самооценка малыша и его представление о том, что можно и нельзя делать».

Именно на возраст 5-7 лет приходится «расцвет» ябедничества. Ребенок рассказывает взрослым о совершенном «преступлении», чтобы они сами решили, что делать дальше с обидчиком — строго наказать, поругать, провести воспитательную беседу. Наблюдая за исходом спора, малыш делает определенные выводы о хорошем и плохом, о том, что дозволено в коллективе, а что недопустимо.

Стремление привлечь внимание родителей

Недостаток общения с родителями — еще одна частая причина постоянных жалоб ребенка

Такое бывает в многодетных семьях, когда кто-то из малышей оказался обделен вниманием. Ябедничая на брата или сестру, ребенок стремится стать «любимчиком» у мамы. Это своеобразный способ выглядеть послушным и примерным в глазах родителей

Это своеобразный способ выглядеть послушным и примерным в глазах родителей.

Особенности воспитания

Если ребенку с малых лет дают установку «все решают взрослые», ябедничество становится закономерным последствием такого стиля воспитания.

Окруженный гиперопекой родителей, ребенок не учится разрешать конфликтные ситуации. Для него становится привычным постоянно звать взрослого, а не делать что-то самому.

Обостренное чувство справедливости

Для некоторых детей соблюдение правил, установленных взрослыми, — норма, которая не подлежит обсуждению. Такого ребенка родители учат говорить только правду. Он сам беспрекословно слушается взрослых и требует того же от других. Малыш, ябедничая на кого-то, действительно хочет восстановить справедливость. Пока он не понимает разницы между «доносом» и «важным сообщением».

Месть, злость и обида

Даже семилетка способен на месть. Это, конечно, нельзя будет назвать серьезной «расправой» над обидчиком — чаще всего именно ябедничество становится следствием обиды и злости детей.

Если ребенок подходит к вам со словами «а Миша с Петей пошли играть в соседний двор, а ведь им мама не разрешает», скорее всего, он ябедничает, потому что друзья не позвали его с собой. Рассказывая взрослому о чьих-то проделках, малыш получает ощущение власти, особенно, если из-за его признания обидчиков накажут.

Нам пока нет трех…

«Как-то раз я сказала старшему сыну садиться за уроки, а сама ушла на кухню. Через некоторое время ко мне подошел Кирюшка (ему 2,5 годика) и сказал, что Толя смотрит мультик. Признаться, это меня смутило. Не хотелось бы, чтобы младший ябедничал на старшего…», — рассказывает Ирина, мама двух сыновей.

Пока ребенку не исполнилось 3 лет, произносить слово «ябеда» просто бессмысленно. Для того чтобы ябедничать, нужно, как минимум, уметь хорошо разговаривать, а также предвидеть последствия своих поступков. А в возрасте до 3 лет дети, во-первых, только набирают словарный запас и учатся понимать смысл произносимых слов, а, во-вторых, не могут прогнозировать, к чему приведет то или иное действие или слово. Хорошо или плохо они поступили, малыши оценивают только по реакции взрослого. Так что маленький Кирюшка, скорее всего, пришел поделиться с мамой тем, что он так хорошо может объяснить словами то, что видит.

В этом возрасте, если вы заподозрили проявления ябедничества, просто переключите внимание ребенка: «Толя смотрит мультик? А ты что делаешь? В машинки играешь? Построй гараж, а потом мне покажешь!» А вот если вы тут же пойдете наказывать старшего, то тем самым заложите первый кирпичик истинного ябедничества. Или типичная ситуация, когда ребенок бежит к взрослому с сообщением, что кто-то отнял у него игрушку. Это тоже не ябедничество

Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы

Это тоже не ябедничество. Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы

Или типичная ситуация, когда ребенок бежит к взрослому с сообщением, что кто-то отнял у него игрушку. Это тоже не ябедничество. Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы.

От 3 до 5

С 3 лет ребенок вступает в дошкольный возраст. На первый план выступает ее величество Игра, причем игра совместная, требующая умения общаться с другими детьми. Наступает «социальный» период развития. Период великих «почемучек» вступает в свои права: ребенок хочет, чтобы ему объяснили «как», «что» и «почему». Он видит разные образцы поведения от мамы, папы, бабушки, воспитательницы и пробует их применять

И ему так важно получить объяснения от взрослого о том, «что такое хорошо и что такое плохо»!

Родителям, чьи дети находятся в возрасте 3-5 лет, нужно понимать, что ребенок, сообщая вам о чем-то или о ком-то, зачастую не преследует никаких «низких» целей. Он просто делится информацией! Ведь в семье вы тоже рассказываете своему мужу, что «натворил» ребенок или что опять сказала вам свекровь. Если кто-то скажет, что вы ябедничаете, то вы возмутитесь: нет, я просто делюсь впечатлениями, эмоциями, фактами! Ребенок наблюдает это и не видит в жалобах ничего предосудительного. Ему тоже необходимо поделиться и впечатлениями, и эмоциями, и фактами. А ваша задача — обсудить с ним, правильно или нет вели себя другие дети, он сам и как лучше вести себя в следующий раз. Будет еще лучше, если вы инсценируете рассказываемые малышом ситуации с помощью игрушек.

«Моя Лера ходит в садик уже второй год, и я стала замечать вот какую странность. По дороге домой дочка мне рассказывает, как воспитательница ругала мальчишек и даже поставила их в угол. Как Борька у нее куклу отнимал, как Катя назвала ее «черепахой»… Сколько идет, столько рассказывает, что «не так» сделали другие! Мне это неприятно, не хочу, чтобы дочка выросла ябедой», — рассказывает Наталья, мама четырехлетней Лерочки.

Ябедничество ли это? Скорее всего — нет. Кажущийся парадокс в поведении ребенка, не достигшего 5 лет, заключается в том, что он может реалистично оценить только чужое поведение. Это тот самый период, когда «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь», но именно так развивается психика. Это необходимый этап, чтобы затем научиться оценивать и свои поступки, но это происходит позже, в 5-7 лет. Именно поэтому Лера рассказывает о чужих проступках

Ей важно, что думает мама по этому поводу. Именно через мнение мамы Лерочка изучает социальные нормы общения и учится оценивать также и свое поведение. Что будет, если мама прервет дочку категоричным «не жалуйся» и «не ябедничай»? Девочка, получив несколько раз такую реакцию, замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду

Она не получит ответы на волнующие ее вопросы, ее «информационный голод» не будет удовлетворен. Хорошо, если рядом окажутся понимающая и готовая поговорить бабушка, тетя или воспитательница. А если нет? Да, сиюминутная проблема решена: девочка перестанет «ябедничать», но отдаленная перспектива совсем не радужная: отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками, о которых не с кем посоветоваться

Что будет, если мама прервет дочку категоричным «не жалуйся» и «не ябедничай»? Девочка, получив несколько раз такую реакцию, замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду. Она не получит ответы на волнующие ее вопросы, ее «информационный голод» не будет удовлетворен. Хорошо, если рядом окажутся понимающая и готовая поговорить бабушка, тетя или воспитательница. А если нет? Да, сиюминутная проблема решена: девочка перестанет «ябедничать», но отдаленная перспектива совсем не радужная: отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками, о которых не с кем посоветоваться.

С 3 до 5 лет продолжается период «проб и ошибок», и очень важно, чтобы рядом с ребенком были понимающие родители, готовые поговорить с малышом и помочь ему

Почему ябедничать плохо

Плохо, когда ябедничество входит в норму. Ребенок может доносить на других, чтобы добиться желаемого или из чувства мести. А если откровения ябеды поддерживаются учителями или родителями, в подсознании ребенка закрепляется установка — доносы облегчают жизнь.

Инна Александровна дает ценные рекомендации, которые помогут определить, жалуется ли ребенок, ища поддержку родителей, или манипулирует. «Детям сложно скрыть свои эмоции. Выражение тревоги или полного спокойствия на лице обязательно выдадут ребенка. Если он взволнован, то ему нужно помочь справиться с этим состоянием. Но когда ребенок абсолютно спокоен, то это манипуляция.

В данной ситуации взрослый должен объяснить ребенку, к чему могут привести его действия. Попробуйте донести до него, что его желание ябедничать и манипулировать, может быть неприятно другим. Постепенно развивая эмпатию, он поймет, что в конечном итоге, если он не изменит модель поведения, сверстники перестанут с ним общаться. С ребенком нужно беседовать на простом и доступном для него языке. Например, в 4 года у него нет опыта для понимания сложных терминов о социальной изоляции. Поэтому объясняйте проще».

К 8 годам, когда дети уже имеют навыки общения, они обычно перестают ябедничать «по пустякам». Но Инна Александровна поясняет: «Иногда поведение с частыми жалобами закрепляется и становится постоянным. Это повод задуматься о том, адаптирован ли ребенок социально».

У людей, которые решают проблемы доносами, мало друзей, они с трудом строят деловые отношения с коллегами.

Почему дети жалуются и ябедничают?

Ябедничество в современном понятии свойственно детям, особенно в возрасте 6-8 лет, когда они только поступают в подготовительный или первый класс. В этом возрасте у детей формируется понятие т.н. объективной ответственности: придя в школу, дети сталкиваются с множеством правил поведения и возводят их в ранг закона, правила для них «священны». Входя в школьную жизнь, они осваивают эти правила: выполняют их и следят за выполнением со стороны других детей, ведь правила обязательны для всех. Нарушение правил вызывает возмущение ребенка, и он прибегает к учителю или родителям как источникам норм за помощью. По словам Эльконина, дети не столько хотят «донести», сколько просто показать взрослым о том, что они знают правила.

К 9 годам приоритет объективной ответственности ослабевает, и у ребенка появляется новый приоритет — общение с другими детьми, и ребенок более спокойно относится к нарушениям правил, понимает их относительность.

Т.о. в начальных классах ябедничество является нормальным явлением, говорящим об освоении детьми правил поведения, их социализации. Для искоренения ябедничества учителю нужно направить силы на естественное развитие ребенка — на развитие дружбы, межличностных отношений. Стоит заметить, кстати, что ябедничество в более раннем возрасте — это просто сообщение взрослому случившегося факта, ребенок не ожидает от взрослого каких-либо действий, потому что еще не умеет «смотреть в будущее» и прогнозировать события, в школьном же возрасте жалобами ребенок пытается повлиять на взрослого.

Продолжение ябедничества в возрасте 9-10 лет может быть тревожным сигналом — ребенок может пользоваться «доносами» для самоутверждения, причинения вреда другим детям и мести.

Настоящие ябеды

Так кто же такие настоящие ябеды? Это дети, получающие удовольствие от того, что их слова стали причиной для наказания другого ребенка. Мотив их действий — личная выгода или чувство удовлетворения.

Зачастую дети, желающие заслужить уважение посредством ябедничества, — неудавшиеся лидеры. Им необходимо чувство собственной значимости в своих глазах и глазах других детей. Но как сделать это правильно, как завоевать истинный авторитет, они еще не знают. Им кажется, что таким образом они могут заставить других детей «уважать» себя и считаться с их мнением. Если это физически сильные дети, то их тихо ненавидят, предпочитая «не связываться». Если физически слабые, то их могут бить и обижать, вызывая новый поток ябедничества.

Если ваш ребенок стремится к лидерству, но выбрал неверный путь, помогите ему проявить себя. Покажите его сильные стороны, за которые он может уважать себя и получить уважение других (например, у него может быть богатая фантазия, и он способен придумать интересную игру). Такому ребенку надо сказать, что ябедничать плохо, что таким образом он потеряет всех друзей и уважение к себе.

Также дети могут ябедничать из чувства мести или обиды по отношению к другим. Например, если вовремя не погасить конфликт между детьми, он может перерасти в противостояние, где обиженная сторона постарается восстановить «статус-кво» через ябедничество, рассказывая, а иногда выдумывая про обидчика то, за что он будет наказан. Не надо путать эту ситуацию с просьбой о помощи к взрослому. Когда ребенок просит помощи, он не настаивает на наказании обидчика, а хочет понять, как ему действовать самому. В случае с ябедничеством из мести он направляет карающую руку взрослого на противника и с удовлетворением наблюдает за его наказанием. Иного пути, как помочь детям решить их конфликт, в этой ситуации не существует.

Также ябедничество может спровоцировать чувство зависти. Ребенок, не имеющий хороших игрушек, одежды, развлечений, внимания окружающих, может отчаянно завидовать тому, у которого это все есть, и через ябедничество пытаться восстановить некую понятную только ему «справедливость». Это может происходить в семьях, где одному ребенку уделяется гораздо больше внимания, чем другому. Своим ябедничеством ребенок как бы подчеркивает: «Посмотрите, он плохо себя ведет! Почему вы любите его больше меня?» В этом случае ябедничество — только симптом более глубокой проблемы — ревности.

Чтобы ребенок не стал ябедой

  • Сколько бы ни было лет ребенку, прислушивайтесь к его мнению, уважайте его. Хвалите чаще, чем ругаете. Помните, что часто ябедами становятся дети, которые получают недостаточно ласки и внимания. Ябедничеством они стараются компенсировать недостаток внимания и ощутить собственную значимость.
  • Если ребенку нет еще 3 лет, то вы не должны быть озабочены проблемой ябедничества, т.к. малыш пока не может предсказать последствия своих поступков.
  • Если вашему малышу от 3 до 5 лет, то он не ябедничает, а делится информацией и хочет, чтобы взрослый оценил ситуацию, т.к. самому ему это пока трудно сделать. В этом возрасте ребенок может реалистично оценить только поведение других детей, но не самого себя, поэтому вы часто будете слышать о проказах других.
  • Если вашему ребенку от 5 до 7 лет, научитесь отделять «настоящее» ябедничество (из мести, зависти, обиды) от «ненастоящего», когда ребенок просит помощи взрослого, сообщает об опасности, хочет избежать незаслуженного наказания или исполняет навязанную роль «ябеды». Промежуточным звеном от «ненастоящих» к «настоящим» ябедам служат дети, слишком жестко ориентированные на исполнение социальных норм.
  • Сколько бы лет ни было ребенку, самым неэффективным способом борьбы с ябедничеством является прямое запрещение: «не ябедничай» и «не жалуйся», хотя именно на этот способ родители возлагают самые большие надежды. Прямое запрещение блокирует доверительное общение между ребенком и взрослым. Внешне проблема кажется решенной: вы перестаете слышать от ребенка жалобы. Но на самом деле ситуация усугубляется тем, что теперь ребенку еще и не с кем посоветоваться.
  • Доверительная беседа, совместная игра, в которой вы вместе проигрываете «скользкие» ситуации ябедничества и помогаете ребенку найти новые модели поведения, — вот ваши главные средства в борьбе с этой проблемой. И не забывайте отмечать успехи ребенка!

Юлия Василькина
Семейный психолог
Статья из журнала «Мама и Малыш» №10 2006 год

Почему ребенок ябедничает

Само по себе ябедничество имеет настолько различную природу, что порой сам факт жалобы намного важнее, чем вызвавший ее повод.

Проверка границ

Маленькие дети часто обращают внимание, что кто-то (обычно ребята постарше) нарушают запрет родителей или воспитателей. К примеру, мама запрещает уходить в соседний двор, есть конфеты перед обедом или смотреть какие-то передачи, но старший брат или сестра все равно делают это. Младший ребенок пытается выяснить, действительно ли запрет актуален и нет ли у него каких-то дополнительных условий (вот исполнится пять лет и смогу есть сколько угодно конфет!)

В поисках истины малыш может обратиться к старшему ребенку (и тот, увы, завербует его «на сторону зла, где есть печеньки»), либо к родителям, что вполне может разжечь братскую войну

Младший ребенок пытается выяснить, действительно ли запрет актуален и нет ли у него каких-то дополнительных условий (вот исполнится пять лет и смогу есть сколько угодно конфет!). В поисках истины малыш может обратиться к старшему ребенку (и тот, увы, завербует его «на сторону зла, где есть печеньки»), либо к родителям, что вполне может разжечь братскую войну.

Сторонник честной игры

Зачастую у детей более обостренное чувство справедливости, чем у взрослых. Сторонник фейр-плей не ищет ни выгоды для себя, ни наказания для другого, не склонен жалеть ни своих, ни чужих. Dura lex, sed lex — вот его девиз. Малыш просто хочет, чтобы все было «по правилам», а за соблюдением правил должен следить арбитр, то есть мама или воспитательница. Именно эти дети наиболее болезненно воспринимают обвинения в ябедничестве и игнорирование жалоб – еще бы, весь мир рушится!

Место под солнцем

Дети постарше – в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте – часто используют ябедничество в корыстных целях. Одним это кажется удобным способом добиться внимания и одобрения учителя – стать его помощником, правой рукой, связующим звеном между ним и остальными детьми.

Другой случай – ребенок, который пытается «расправиться с врагом» чужими руками. В особо сложных случаях он буквально наслаждается тайной властью над другими, возможностью «казнить и миловать» по собственному желанию. Бывает, что педагог сам (вольно или невольно) поощряет такое наушничество. Здоровой атмосферы в коллективе ждать не приходится, да и дисциплины добиться не удается (а ведь именно она объявляется целью, которая оправдывает средства!) Зато психологическую травму получают все: и ябеда, и его жертвы, и даже сторонние наблюдатели.

Как реагировать на ябедничество

Покажите разницу между доносами и серьезными поступками

  1. Помогут в этом личный опыт, где вы можете обрисовать ситуацию и показать что «плохо», а что – «хорошо».
  2. Существует много поучительных мультфильмов, от которых дети в восторге. Посмотрите их вместе и оговорите сюжет.

Подобные практики являются наглядным примером для детей.

Ролевые игры

Понять человека можно только тогда, когда сам представишь себя на его месте.

Если возникают сложные ситуации, и сын или дочь не может понять ваших слов – сыграйте с ним в игру. Идея в том, что ребенок должен самостоятельно почувствовать то состояние человека, на которого он жалуется или ябедничает.

Согласно социологическим исследованиям, ролевые игры являются очень практичным методом успешной коммуникации с ребенком.

Научите самостоятельности

  • Старайтесь отдавать узды правления ситуации ребенку;
  • Не стоит говорить: “Сделай так”, “Иди туда”, “Скажи именно такую фразу: …”;
  • Спрашивайте, как бы он хотел поступить и корректируйте его по мере необходимости, но ни в коем случае не указывайте конкретно.

В детском возрасте есть все шансы развить правильное собственное мышление. Станьте ребенку помощником, но не его руководителем.

Обеспечьте вниманием

  1. Старайтесь проводить игровые вечера в будние дни, а на выходных выбираться на природу или навещать родственников.
  2. Бабушки и дедушки за два выходных могут окружить такой заботой ребенка, что внимания ему еще надолго хватит.
  3. Старайтесь поддерживать семейные узы в хорошем состоянии, от этого зависит эмоциональный фон детей.

Расскажите, почему быть “ябедой” – плохо

Приведите примеры людей из реальной жизни. Объясните, что люди со склонностью к клевете имеют трудности в общении с другими людьми. Им сложнее заводить новые знакомства и у них практически не встречаются нормальные дружеские отношения.

Что делать с ябедой

Предательство или спасение, честность или подлость? Грань тонка, и взрослому необходимо быть особенно внимательным, когда ребенок приходит к нему с жалобой.

Разработайте точные правила

Выработать правила трудно, но возможно. Объясните малышу, что нужно непременно обратиться за помощью к старшим, если чья-то затея может закончиться трагически, например, друзья узнали, как можно проникнуть на крышу многоэтажного дома и собираются там играть

Не менее важно рассказать о ситуациях, когда кого-то (самого жалобщика или другого ребенка) травят, издеваются, обзывают или, не дай бог, бьют

Учите справляться с ситуацией самостоятельно

Даже в пять-шесть лет малыш вполне способен отговорить товарищей от некорректного поступка или, во всяком случае, попытаться это сделать. Он может дать понять, что если дети не откажутся от своих замыслов, то, во-первых, он их не поддержит, а в случае, если сочтет затею опасной — обратится к старшим.

Правильно реагируйте на жалобы

Если жалоба кажется вам мелкой, несущественной, не спешите активно на нее реагировать. Скажите, что вам очень жаль, что Вася назвал Петю «дураком», Петя списал контрольную у Лены, а Лена потихоньку выковыривает нелюбимые помидоры из салата и бросает на пол в столовой.

Так вы косвенно вмешаетесь в конфликт, но реально его разрешит ваш ребенок. В следующий раз он сделает это самостоятельно!

Благодарность и поощрение

Если ребенок обратился к вам за помощью в ситуации, когда это действительно было оправдано, обязательно поблагодарите его, подтвердите, что он поступил правильно. Но не нужно награждать его какими-то привилегиями, особенно если других участников ждет наказание. Наконец, худшее, что можно сделать – это внести раскол в детский коллектив, противопоставляя более благоразумного ребенка его менее рассудительным товарищам.

Как видите, готовых рецептов нет, во всяком случае, у нас. Но, может быть, у вас есть опыт воспитания маленьких ябед? Поделитесь им!

31.10.2017

  
  о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, братья и сестры, ребенок и родители

Видео прикол: смешные ситуации из жизни обыкновенных людей

Видео прикол: смешные ситуации из жизни обыкновенных людей

В жизни каждого человека ежедневно происходит что-то очень веселое и смешное. Именно такие моменты и собраны в этой большой нарезке, где вы сможете насладится своими собственными глазами уникальными приколами и розыгрышами, а также посмеяться вдоволь. К примеру маленькая птичка совсем не боится мужчины и сев ему на руку начинает делать очень смешные движения, мужчина же улыбается этому и продолжает снимать птицу. Одним из других инцидентов является неугомонные движения маленького козлика, который постоянно носится и не на секунду не останавливается.

Cмотреть смешное видео онлайн смешные ситуации из жизни обыкновенных людей

Предлагаем Вашему вниманию видео прикол «смешные ситуации из жизни обыкновенных людей». Это и другое прикольное видео бесплатно вы без проблем сможете отыскать при помощи панели поиска. Время ролика всего 19:15, вы не разочаруетесь и посмеетесь от души.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: