Лечение амнезии
Сложные случаи вроде старческой амнезии или сильном поражении мозга обычно не поддаются лечению, и самый лучший исход – сохранение актуального состояния человека без последующего прогрессирования амнезии.
В медицине приняты следующие подходы по компенсации проблем с памятью:
Лечение причины амнезии: инфекции, опухоли, травмы
Фото автора Alex Green: Pexels
Создание спокойной обстановки, поддержание режима дня больного. Это помогает человеку проще адаптироваться и улучшить навыки самообслуживания.
Лекарственная терапия. Назначаемые врачом лекарства поддерживают ту часть головного мозга, которая отвечает за память, и не дают распадаться воспоминаниям и дальше.
Психотерапия. Во-первых, это работа с самим пациентом. Осознание болезни на первых этапах поможет больному и самому активно с ней бороться, научиться жить с проблемой. Во-вторых, проводится работа с родственниками, которым необходимо изменить поведение с близким и принять факт его болезни.
Свойства и принципы восприятия
Отражение в сознании человека образа или явления возможно благодаря наличию особых свойств восприятия. Среди них выделяют:
- Предметность восприятия – способность отражения явлений и предметов в виде отдельных обособленных предметов.
- Целостность восприятия – способность воспринимать предмет целиком с помощью суммирования всей информации о свойствах и качествах этого предмета.
- Структурность восприятия – способность понимать связь свойств и частей предмета как одного целого.
- Константность восприятия – постоянство восприятия образа или явления вне зависимости от условий.
- Апперцепция – взаимосвязь восприятия и личностных качеств человека, а также накопленного опыта.
- Осмысленность восприятия – способность человека видеть смысл в воспринимаемом объекте.
- Активность (избирательность) восприятия – способность воспринимать один конкретный предмет, не обращая внимания на фоновые объекты.
Благодаря свойствам целостности восприятия возможно получение целостного образа окружающего мира в сознании. Достигается целостность некоторыми принципами:
- Принцип близости: элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются человеком как одно целое.
- Принцип непрерывности: элементы можно связать в непрерывную последовательность.
- Принцип сходства: похожие элементы объекта воспринимаются совместно.
- Принцип замыкания: незаконченные предметы автоматически воспринимаются законченными.
- Принцип простоты: сложные объекты воспринимаются как совокупность простых.
- Фигура-фон: восприятие одного объекта происходит на фоне всех других.
28.2. Основные закономерности восприятия
Опорные слова к вопросу №28 — здесь
Основные закономерности восприятия:
- апперцепция,
- категоризация,
- вербальное опосредование,
- зависимость от установки, субъективность,
- принцип изоморфизма.
Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, знаки, текст и т.д.).
Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания — апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуальными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческого опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участия памяти и мышления.
Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом отнесения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными словами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на воспринимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и факторами культуры.
Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его образы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербального (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.
В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-экспериментаторов (первоначально Г. Мюллер, Т. Шуман, Л. Ланге, позднее — Д.Н. Узнадзе и его последователи) отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъекта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.
Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факторов. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным понятием апперцепции.
Согласно постулатам гештальт-психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма — структурного уподобления формируемого перцептивного образа воспринимаемому объекту.
Законы восприятия (по М. Вертгеймеру).
- Эффект сходства. — Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).
- Эффект близости. — Близко расположенные фигуры обычно объединяются.
- Фактор «общей судьбы». — Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.
- Фактор «хорошего продолжения». — Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.
- Фактор замкнутости. — Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
- Фактор группировки без остатка. — Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.
Теории памяти в психологии — что это за направление
Теории памяти объясняют связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Долгое время этой темой занимались лишь философы, но постепенно к теме подключились психологи-экспериментаторы, психоаналитики и бихевиористы.
Различают психологическую, физико-химическую, физиологическую и многие другие теории памяти. Психологические концепции развиваются в ассоциативном и деятельном направлении.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Какие существуют, описание основных
Попытки объяснить механизмы сохранения информации человеком предпринимались со времен Аристотеля. В разное время проводились разные эксперименты и исследования.
Виды теорий памяти:
Ассоциативная теория. Была очень популярна в XVIII-XIX веке. Согласно теории процесс запоминания связан с впечатлениями, ассоциациями, образами, которые человек получает в течение жизни. В конце XIX века немецкий психолог Эббингауз провел череду экспериментов для выявления механизма ассоциаций.
Бихевиоризм и психоанализ. Близкая к ассоцианистской, теория бихевиористов подчеркивала роль стимула в процессе запоминания. Сторонники психоанализа выяснили, что негативная информация запоминается быстрее, чем позитивная. В конце XIX века путем наблюдения за пациентами был выявлен закон Рибо (регрессии памяти), который установил очередность стадий потери памяти при различных заболеваниях и определенные закономерности в этом процессе
Зигмунд Фрейд особое внимание уделял бессознательному уровню психики и эмоций в процессе запоминания.
Смысловая теория. Возникла в начале XX века
Обнаружила тесную связь между осмыслением и запоминанием материала. Приверженцами этой концепции были, в частности, исследователи Альфред Бине и Карл Бюлер.
Гештальт-теория. Появилась в первой трети XX века. Согласно концепции человек запоминает не случайный набор элементов, ассоциаций, а целостную структуру (слово «гештальт» переводится как «структура, целое»).
Физико-химическая теория. Память рассматривалась как единая и всеобщая функция всякой органической и даже неорганической материи. Приверженцами являлись Вильгельм Оствальд, Мах. Согласно химической концепции информация запоминается вследствие химических изменений в клетках мозга и под влиянием раздражителей. По физической теории на запоминание влияет нервный импульс, проходя через определенную группу клеток (нейронов).
Теория Аткинсона и Шиффрина. В середине XX века стали известны и другие теории. Например, теория Аткинсона и Шиффрина, которая дала определения сенсорной, краткосрочной и долгосрочной памяти. По их версии информация переходит от одной стадии запоминания к другой. Если мы много раз повторяем что-то в уме, то память из краткосрочной может перейти в долгосрочную. Но возможен и обратный процесс, когда сведения забываются при длительном неиспользовании.
Теория Крейка и Локхарта. В 1972 году ученые предложили концепцию, согласно которой воспоминания не хранятся в трех плоскостях. Существуют поверхностные и глубокие уровни обработки воспоминаний. Чем больше мы о чем-то думаем, тем дольше мы об этом вспоминаем. При поверхностном «схватывании» информации она быстро забывается. Если же человек глубоко задумывается над чем-либо, то он запоминает предмет обдумывания со всеми деталями. Данная версия подтверждена и научным экспериментом, который был проведен в 1975 году. Участники смогли лучше запомнить список из 60 предложенных им слов при глубоком обдумывании их значения.
Различают и многие другие теории (рабочей памяти Баддели и Хитча, магического числа Джорджа А. Миллера, Брауна и Кулика, ложной памяти, а также интерференции).
Память, основные виды, свойства и закономерности.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении знаний и навыков, делающая возможным их повторное использование в деятельности.
1.Запоминание
— процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится намеханическоеиосмысленное. Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения (заучивание).Осмысленноезапоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. 2.Хранение
— процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения чела, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
3.Воспроизведение и узнавание
— процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.
4.Забывание
— потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Виды памяти:
1. по сенсорной модальности — зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;
2. по содержанию — образная, моторная, эмоциональная;
3. по организации запоминания — эпизодическая и семантическая, на их стыке автобиографическая, включает в себя черты обоих; процедурная;
4. по временным характеристикам — долговременная, кратковременная, ультракратковременная, оперативная (в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности), промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов);
5. по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
6. по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
7. по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
8. по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Свойства памяти:
1.Точность 2.Объём 3.Скорость процессов запоминания
4.Скорость процессов воспроизведения 5.Скорость процессов забывания
Закономерности памяти:
1) Закон интереса —интересное запоминается легче.
2) Закон осмысления — чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
3) Закон установки — если чел сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
4) Закон действия —информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
5) Закон контекста — при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
6) Закон торможения — при изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
7) Закон оптимальной длины ряда — длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края — лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
9) Закон повторения — лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
10) Закон незавершённости — лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Законы работы
Память индивида работает по определенным принципам. Законов запоминания в психологии 10, но они одинаково важны для обработки информации:
Осмысление — чем оно глубже, тем легче происходит запоминание. В памяти откладываются не только слова: для ускорения процесса осмысления необходимо использовать таблицы, схемы, диаграммы. Ученые-когнитивисты советуют использовать прием прогнозирования: после прочтения аргумента нужно попытаться угадать, к каким выводам пришел автор. Это дает дополнительную эмоциональную окраску, усиливающую процесс усваивания информации.
Интерес — на обработку интересных фактов требуется гораздо меньше усилий. Когда человек изучает информацию, которая ему пригодится, он запоминает больше и быстрее.
Установка — когда человек специально настраивает себя на усваивание данных, срок хранения информации в памяти продлевается. Когда данные перестают быть актуальными (например, старый номер телефона сменился на новый), они забываются.
Усиление первоначального впечатления — информацию нужно направлять по разным каналам восприятия: читать текст, просматривать презентации, слушать аудио. Эмоциональные связи при этом должны быть положительными, отрицательные помешают запоминанию.
Контекст — информацию нужно соотносить с впечатлениями
Ассоциация должна быть конкретной и важной для индивида.
Объем знаний — чем больше багаж знаний по теме, тем проще его пополнять. Перед изучением новой информации по знакомой теме полезно вспомнить старые данные
Перед изучением новой темы — бегло просмотреть источники.
Оптимальная длина запоминаемого ряда — если необходимо запомнить большой объем информации, его необходимо разбивать на составные части. Средний объем кратковременной памяти — 7–9 стимулов. Человек не может запомнить и сразу же воспроизвести больше 9 слов или чисел подряд.
Торможение — усваивание новой информации замещает старую. Чтобы не стирать данные, нужно делать перерывы между запоминанием данных из разных источников.
Край — лучше запоминается информация, сказанная в начале и в конце.
Повторение — чтобы информация быстрее откладывалась, ее нужно повторять минимум 3 раза.
Чтобы сделать запоминания более легким, необходимо учитывать эти законы и использовать особенности памяти осознанно.
Литература
- Ф. Вассерман. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика. — М.: «Мир», 1992.
- Саймон Хайкин. Нейронные сети: полный курс = Neural Networks: A Comprehensive Foundation. — 2-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 1104. — ISBN 0-13-273350-1.
- Т. Кохонен. Ассоциативные запоминающие устройства = Content-Addressable Memories. — М.: «Мир», 1982.
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. |
Гештальт-теория памяти
После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изначальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.
Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему
Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мнемических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе
Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.
Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избирательности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.
Законы и закономерности
Законы и закономерности памяти предполагают правила, по которым процесс запоминания возможно облегчить.
Так, Артур Думчев, современный российский специалист в области памяти, в своей книге «Помнить все» выделяет 12 законов памяти:
Закон установки: призывает ставить установку на запоминание, возможно даже установление рамок в виде сроков.
Закон ярких впечатлений: ассоциации, вызванные эмоциями, позволяют намного ярче запомнить важное событие, особенно если эмоции положительные.
Закон интереса: все самое интересное запечатлевается в памяти человека надолго.
Закон осмысления: запоминание происходит легче, если человек воспринимает смысл, суть материала.
Закон ретроактивного торможения: этот незамысловатый термин советует делать перерывы в процессах запоминания, так как этой стороне человеческих возможностей также присуща надоедливость больших объемов информации.
Закон проактивного торможения: схож с предыдущим, от переизбытка запоминаемого материала спасает чередование дел.
Закон действий: древняя китайская пословица, принадлежащая Конфуцию, гласит: «Расскажи мне — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне сделать — и я научусь».
Закон предшествующих знаний: процесс запоминания строится на опыте в определенной области, запоминаемая информация связывается с сохраненным материалом.
Закон повторения: «…чем чаще повторяется информация, тем легче она усваивается…», — пишет автор о данном законе, повторяя данную фразу три раза.
Закон одновременных впечатлений: обратите внимание на то, какие воспоминания вызывает у вас запах чего-либо, музыка, услышанная несколько месяцев назад (вспомните, в каком месте вы ее слушали, каким было ваше настроение).
Закон края: чаще всего запоминается первое и последнее.
Закон незавершенности: незавершенная фраза прочнее поселяется в памяти.
Также закономерности памяти в психологической литературе принято связывать с видами запоминания: непроизвольным и произвольным.
Если это касается непроизвольного запоминания, то такие закономерные условия часто появляются неожиданно и резко, что позволяет крепко запомнить связанное с ними событие.
Это, к примеру, может быть громкий, резкий звук, неожиданная смена действия, внезапно включенный яркий свет и прочие раздражители.
При втором виде запоминания человек дает себе установку на запоминание определенной информации.
Закономерности такого вида запоминания строятся на:
- понимании смысла информации, достижении ее ядра, сути;
- создании структуры информации;
- представлении данной информации в целостной системе, состоящей из элементов — ее неотъемлемой части;
- составлении плана, схем, таблиц, кластеров, графиков;
- составлении опорного конспекта, содержащего более запоминающиеся ключевые слова;
- использовании мнемотехники, или мнемоники, — специальных приемов, облегчающих запоминание.
Последний пункт очень разнообразен и может вызвать интерес. При правильном его использовании процесс запоминания становиться похожим на игру, что полезно, к примеру, для детей.
Среди числа мнемонических приемов наиболее действенными являются:
- Метод ассоциации (например, чтобы запомнить имена людей, необходимо составить с ними схожие слова — «Люба — любит», «Женя — женится» и т.д.)
- Создание образа запоминаемой информации (чтобы легче запомнить, как правильно пишется словарное слово, представляем его написанным на дорожном знаке, вывеске супермаркета, в который ходим каждый день).
- Метод цепочки (чтобы запомнить список продуктов, необходимый для покупок в магазине, представляем их попарно взаимодействующими: «молоко и хлеб» — в сознании видим как хлеб падает в молоко и тонет в нем).
- «Язык цифр» (чтобы запомнить, к примеру, год 1984, каждой цифре присваиваем символ: 1 — иголка, 9 — змея, 8 — песочные часы, 4 — остановка с крышей).
Понятие о памяти
То, что воспринимается человеком не исчезает бесследно: в коре больших полушарии мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность повторного возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. И. М. Сеченов пишет: «Благодаря сохранению в мозгу следов от повторяющихся воздействий, при незначительном толчке может возникнуть первичное возбуждение».
Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ предмета в отсутствие его или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.
Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, если нужно запомнить какое – то сложное название города и т.д. мы находим хорошо знакомое слово, сходное по звучанию и позже вспомнив его мы вспомним и название города, таким образом, устанавливается ассоциация по сходству, обеспечивающая запоминание. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов.
7 стр., 3191 слов
Классификация явлений памяти
… включающий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.; 2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии … состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что «провал» памяти устраняется. Все следы памяти имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общее …
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации—ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи. Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.
Понятие
В источниках психологической литературы при употреблении понятия памяти в основном упоминаются процессы, которыми управляет наша психика.
Среди них:
- запечатление;
- сохранение;
- узнавание;
- воспроизведение.
Память как процесс объединяет в себе этот последовательный список. Это означает, что память — это процесс запечатления информации, ее сохранения с целью узнавания ее в дальнейшем, а также ее воспроизведения.
Ее можно сравнить с фототехникой, задача которой заключается в заключении какого-либо момента или события в фотоснимке.
Фотоаппарат принимает изображение, пропуская через свои механизмы, запечатлевает его и выводит на экран. Так мы сохраняем важные моменты жизни в виде картинок.
Этим подчеркивается значимость данного явления, так как не сохранив в памяти опыт прошлого мы не сможем построить правильное будущее.
Немецкий исследователь Герман Эббингауз изучил еще один процесс — забывание. Однако к самому процессу запоминания он не относится.
Законы памяти
Многочисленные психологические теории памяти позволили вывести ряд законов. Учеными установлено, что запоминание, сохранение и воспроизведение материала происходит благодаря различным операциям по переработке, перекодированию информации, включая анализ, систематизацию, обобщение, синтез и другие мыслительные операции.
Когда человек воспроизводит текст, желая его запомнить, в памяти запечатлеваются как слова и обороты, из которых он состоит, так и содержащиеся в нем мысли. Именно последние и вспоминаются в первую очередь, когда стоит задание воспроизвести изученный ранее текст.
В большой мере запоминанию способствует установка на процесс. Иными словами, если человек, пытающийся запомнить текст или любую другую информацию, поставит перед собой определенную мнемическую задачу, процесс запоминания пройдет легче и быстрее, а информация будет храниться в памяти максимально долго.
Для того чтобы продуктивность запоминания информации стала выше, необходимо, чтобы человек каким-то образом связал ее с целью деятельности. Связано это с тем, что лучше помнится то, что в структуре деятельности занимают место ее цели, а не составляющие средства осуществления данной деятельности.
Хорошее заучивание материала не требует моментального его изучения наизусть. Более того, если материал учить в течение суток, на это уйдет в два раза меньше времени, чем если это делать сразу.
Память с точки зрения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это школа психологии, возникшая в Австрии и Германии в начале XX века. Благодаря ей появилась теория нечетких следов, модель двух типов памяти (воспроизводящей и смысловой).
Теория нечетких следов утверждает, что:
- воспоминания кодируются как в виде сути запоминаемого, так и дословно;
- ошибки в памяти (искажения и пр.) обычно возникает в результате неправильного дословного воспоминания или из-за возможности вспомнить только суть;
- ложные воспоминания поддержаны следами памяти, которые менее восприимчивы к вмешательству и упущению (следы сути запоминаемого).
Авторами названия этой теории являются Чарльз Брейнерд и Валери Ф. Рейн. Позднее исследователи вычислили парадигму Диза-Родигера-Макдермот, выявленную в ходе эксперимента. Участникам предлагали запомнить ряд слов, близких по смыслу. Позднее их просили воспроизвести эти слова, и уточняли, было ли там слово, близкое по значению. Они все подтверждали его наличие, хотя на самом деле этого слова не было.
Все эти исследования пригодились в судебной психологии, когда изучались показания свидетелей, обвиняемых и других участников процесса на основе ложных воспоминаний. Позднее исследователь Элизабет Лофтус доказала, что наши воспоминания могут быть искажены под воздействием более поздних внешних факторов.
Общие закономерности и свойства восприятия
Различные виды восприятия имеют свои специфические свойства. Но кроме внутривидовых свойств восприятия существуют и его общие свойства: предметность, избирательность, целостность, константность, структурность, категориальность (осмысленность и обобщенность), апперцепция.
Предметность восприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным объектам действительности.
Избирательность означает преимущественное выделение объекта из общего фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры. Избирательность восприятия сопровождается его центрацией — субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны.
При равнозначности объектов испытуемые преимущественно выделяют центральный объект и объект большей величины. Имеет значение и то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга. Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов, даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются.
Константность восприятия – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от изменения условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.
Константность восприятия размеров означает то, что мы правильно воспринимаем размеры наблюдаемого объекта независимо от того, близко он находится от нас или далеко. Дом в конце улицы воспринимается нами большим, чем почтовый ящик, находящийся поблизости, хотя первый создает намного меньший образ на сетчатке, чем последний.
Аналогичный феномен – константность восприятия формы: мы воспринимаем форму объекта более или менее независимо от угла, под которым мы его рассматриваем. Прямоугольная дверь будет выглядеть прямоугольной, даже несмотря на то, что под большинством углов рассмотрения она будет создавать на сетчатке трапециевидный образ.
Структурность восприятия является следствием его целостности и отражает устойчивое соотношение отдельных компонентов перцептивного образа. Структурность наглядно демонстрирует, что восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Например, мы слышим мелодию, а не сумбурное, хаотическое нагромождение звуков.
Категориальность (осмысленность и обобщенность) восприятия предполагает, что объект воспринимается и мыслится не как непосредственная данность, а как представитель некоторого класса объектов. В осмысленности проявляется связь восприятия с мышлением, а в обобщенности – с мышлением и памятью.
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от имеющихся у него знаний, его интересов, потребностей и склонностей (устойчивая апперцепция), а также от его эмоционального состояния и предшествующих восприятию действий (временная апперцепция).