II
Читатель мог заметить, что при характеристике
субстанциальных объектов мы используем понятия, начинающиеся со слова «само», —
самопорождение, самосохранение, саморазвитие. Нетрудно заключить, что
существование субстанциальных систем связано с особой мерой их качественной
самостоятельности, которую правильно будет назвать качественной
самодостаточностью, проявляющейся и в генезисе, и в строении, и в
функционировании, и в развитии подобных образований.
Сложный термин «самодостаточность» оказался ныне на
слуху у людей, далеких от всякой философии. Открывая газеты, мы до последнего
времени встречали в них сообщения о стремлении многих республик и областей
Российской Федерации перейти на принцип «региональной самодостаточности». Как
бы мы ни относились к таким стремлениям (оценивая их как демократизацию страны
или как ее развал, возвращение к эпохе раздробленных удельных княжеств), каждый
понимает, что самодостаточность в данном контексте означает ту меру
самостоятельности регионов, которая позволяет им существовать «самим по себе»,
независимо от подпитывающей, организующей и контролирующей роли центра.
Философское понимание самодостаточности, конечно же,
не сводится к подобным прикладным интерпретациям. Тем не менее оно также
исходит из представлений о качественной самостоятельности объекта, его независимости
от внешней среды существования.
Сложность, однако, состоит в том, что философы (в
отличие от некоторых политиков) прекрасно понимают, что независимость явлений
внутри нашего взаимосвязанного мира имеет весьма относительный характер.
Соответственно философский подход предполагает строгое определение той меры
самостоятельности объектов, их независимости от внешних условий, способности
существовать по принципу «у себя бытия», которая необходима и достаточна для
признания их самодостаточности и, следовательно, субстанциальности. Каковы
критерии такой самодостаточности, и существует ли она вообще?
В самом деле, политикам легко рассуждать о
самодостаточности социальных образований, сводя ее к их
хозяйственно-административной и прочей автономии в мировом сообществе. Нетрудно
видеть, однако, что с философской точки зрения речь здесь идет о весьма
относительной, узкоканализованной независимости, имеющей сугубо социальное
измерение. Ведь она распространяется лишь на «братьев по разуму», ближних и
дальних соседей, принадлежащих к одному и тому же таксономическому классу
явлений, именуемых «общество».
Ситуация радикально меняется, если и когда средой
существования общества считают не только внешнюю ему социокультурную
реальность, но и естественную природную среду обитания людей. Очевидно, что
любое — самое самостоятельное в мировом масштабе общество — не может
существовать вне и независимо от природы, так как черпает из нее все
необходимые вещественно-энергетические условия своего функционирования и
развития.
Как и в случае с «самозарождением» субстанциальных
систем, их самодостаточность означает все что угодно, но только не способность
существовать «сами по себе», «в себе и для себя» — не имея внешней среды
существования, не нуждаясь в ней и не взаимодействуя с ней.
И вновь единственным исключением из этого правила,
единственной системой, обладающей абсолютно самостоятельным, не зависящим
Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.
Подробнее
Поможем написать работу на аналогичную тему
Реферат
Любая тема
От 250 руб.
Контольная работа
Любая тема
От 250 руб.
Курсовая
Любая тема
От 700 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту
Узнать стоимость
Страницы: