умный
умный
I м. разг.
Тот, кто обладает хорошим, ясным умом; достаточно толковый человек.
II прил.
1. Соотносящийся по знач. с сущ. , связанный с ним.
2. Обладающий хорошим, ясным умом 1., 2.; толковый (о человеке).
|| Понятливый, сообразительный (о животных).
|| перен. разг. Умелый, искусный (о руках, пальцах).
|| перен. разг. Действующий разумно (о машине, механизме).
3. Выражающий ум, свидетельствующий об уме 1., 2.
4. перен. Основанный на уме 1., 2., порождённый умом; разумный.
|| Содержащий здравые мысли, соображения; толковый, дельный.
|| разг. Свидетельствующий об образованности, учености.
Значения в других словарях
- умный — ’УМНЫЙ, умная, умное; умён, умна, умно и (·редк.) умно. 1. Обладающий умом, весьма толковый. «Малый добрый, умный, порядочно воспитанный, а пропадает ни за копейку.» Гончаров. «Стали умны хоть куда.» Грибоедов. «И прекрасны вы некстати и умны вы невпопад. Толковый словарь Ушакова
- умный — РАЗУМ — БЕЗУМИЕ Германец охотно признает, что в основе бытия лежит не разум, а бессознательное, Божественное безумие. Н. Бердяев. Судьба России. Роскошь есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей. Словарь антонимов русского языка
- умный — прил., употр. часто умён, умна, умно и умно, умны и умны; умнее; нар. умно; нар. по-умному 1. Умным называют человека, который обладает способностью логически мыслить, быстро понимать. Ваш сын хорошо учится, у него хорошая память — умный мальчик. Толковый словарь Дмитриева
- умный — умный, умная, умное, умные, умного, умной, умного, умных, умному, умной, умному, умным, умный, умную, умное, умные, умного, умную, умное, умных, умным, умной, умною, умным, умными, умном, умной, умном, умных, умен, умна, умно, умны, умнее, поумнее, умней, поумней Грамматический словарь Зализняка
- умный — Разумный, благоразумный, понятливый, рассудительный, смышленый, толковый, мудрый, мыслящий, здравомыслящий «Он малый с головой» Грибоедов Какая голова (башка)! Ума палата! Министр! «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» Матф. Словарь синонимов Абрамова
- умный — -ая, -ое; умён, умна, умно и умно, умны и умны. 1. Обладающий здравым умом, сообразительностью. — Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно. Тургенев, Отцы и дети. Малый академический словарь
- умный — орф. умный; кр. ф. умён, умна, умно Орфографический словарь Лопатина
- умный — У́м/н/ый. Морфемно-орфографический словарь
- умный — УМНЫЙ, -ого, м. Шутл. 1. О человеке с высоким самомнением. 2. Ирон. обращение. Эй, умный, сколько времени? Слушай, умный, где здесь насчет пописать? Толковый словарь русского арго
- умный — умный // умственный УМНЫЙ 1. Обладающий умом, выражающий ум. Антоним: глупый. 2. Порождённый ясным умом, разумный. Антоним: неразумный. Умн|ый: 1) ~ый человек, взгляд; ~ое существо, лицо, животное; ~ая птица; 2) ~ый вывод, поступок, совет; ~ое слово. Словарь паронимов русского языка
- умный — УМНЫЙ -ая, -ое; умён, -а, -о и -о, умны и умны; умнейший. 1. Обладающий здравым умом, сообразительностью (о человеке, людях). У. человек. У-ая девушка. У. коллектив. У. мальчик. // Сообразительный, понятливый (о животных). У-ая собака, лошадь. У. кот. Толковый словарь Кузнецова
- умный — прил., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
- умный — • жутко ~ • исключительно ~ • на редкость ~ • невообразимо ~ • неимоверно ~ • поразительно ~ • страшно ~ • удивительно ~ • феноменально ~ Словарь русской идиоматики
- умный — УМНЫЙ, ая, ое; умён, умна, умно. 1. Обладающий умом, выражающий ум. У. наставник. Умное лицо. У. взгляд. Умная машина (перен.: выполняющая сложную, тонкую работу). Умные книги (перен.: глубокие по содержанию). Умные руки (перен. Толковый словарь Ожегова
- умный — УМНЫЙ, см. ум. Также см. ум Толковый словарь Даля
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
2005—2020 Gufo.me
Рассудок в трудах Канта и Гегеля
Множество научных трудов Канта посвящено рассудочному мышлению человека. Кант считал, что рассудок — это то, что превращает человеческое восприятие предмета в процессе познавательной деятельности, которой в равной степени может быть и ситуация, в опыт. Именно данный тип мышления способен объединить эти две категории и воссоздать взаимосвязи между ними.
Кант давал следующие характеристики рассудка:
- отделение понятий друг от друга (они не сталкиваются и имеют четкие определения);
- верная классификация всего того, что воспринимает разум относительно опыта, и отделение от эмоциональной составляющей;
- систематизация знаний, умений и навыков в опыт.
Можно сказать, что он всегда находится на страже здравого смысла. Потерять рассудок — это значит лишиться возможности правильно воспринимать окружающий мир и принимать массу противоречивых решений, которые могут привести даже к гибели конкретного индивида или группы индивидов.
Как избавиться от страха
Поскольку описываемая разновидность боязни не является самостоятельным недугом, то необходимо воздействовать на главную проблему, то есть лечить невроз.
Ниже приведены основные рекомендации, как избавиться от страха сойти с ума. И прежде всего, успешно используется психоаналитический подход, гипнотехники, когнитивные психотерапевтические методы, арт-терапия. Также показано назначение фармакопейных препаратов.
Считается, что невротические состояния порождены наличием неосознанных внутренних конфронтаций и подавленными эмоциями. Как правило, за переживаниями лишиться рассудка, стоит боязнь лишиться самоконтроля, поддаться непозволительным желаниям.
Поэтому первым шажком на пути одоления страха не сойти с ума является предоставление права на существование собственным «безумным» размышлениям. Ведь чувства и мысли не являются действиями. Поэтому в воображении возможно всё. Можно в фантазиях проигрывать любые запрещённые ситуации или неприятные картины – это не навредит никому. Как правило, все проигрываемые темы сводятся к нескольким сценариям: человек представляет, как он опозорился, например, бегая нагишом на глазах у множества свидетелей, либо, как он кому-то навредил.
Итак, что произойдёт страшного, если человека начнут считать асоциальным субъектом или слабаком? Он будет отвержен обществом и его перестанут любить.
Вследствие боязни совершить какой-либо неконтролируемый акт, поступок, человек старается спрятать острые предметы. Пытается не допускать обстоятельств, при которых он сможет воспользоваться этими предметами в качестве оружия. Совершая эти действия, человек обретает уверенность, что контролирует себя. Он убеждён, что именно самоконтроль уберегает его от причинения ущерба собственной персоне или окружению. Однако любое старание сопротивляться назойливым думам лишь усиливает их, обостряя тревожность.
Здесь человеку следует осознать два значимых факта. Это поможет справиться с боязнью. Первый – заключается в том, что истинный сумасшедший не осознаёт своей ненормальности. Тогда как человек, которого порабощает боязнь лишиться разума, осмысленно относится к страху. Он осознаёт свои мысли и воспринимает их адекватно. Это свидетельствует об отсутствии реальной подосновы страха. Это просто проявляется подобным образом тревога человека.
Второй – заключается в парадоксе: чем больше человек противится навязчивым думам, тем устойчивее и интенсивнее становится страх утратить разум. Совершение каких-либо действий, направленных на минимизацию тревоги, приводит к противоположному эффекту, поскольку мозг их воспринимает в качестве сигнала, что опасность реальна. Вследствие чего мозг активизирует защитный механизм. Поэтому все ограничивающие действия (прятание острых предметов) лишь обостряют тревожность, что приводит к усилению боязни.
Отсюда лучшим упражнением для ликвидации навязчивых страхов является позволение существовать таким мыслям. Также необходимо осознать, что размышления ещё не являются человеком. Он лишь отождествляет себя с ними.
Для избавления от описываемого варианта страха, рекомендуется следующее:
– минимизировать тревожность и обрести спокойствие;
– повысить самооценку;
– оптимистичнее воспринимать проистекающие события.
Также рекомендуется относиться к собственным деяниям и себе с некоторой ноткой юмора. Необходимо научиться отдыхать, заняться спортом, лучше командным видом, чаще взаимодействовать с весёлыми оптимистами, способными искренне радоваться бытию. Встречи с жизнерадостными приятелями способствуют расслаблению и снятию напряжения. Ведь для откровенного общения с ними нет нужды подбирать выражения.
Методы психологии сознания (рекомендация)
Это самый простой метод единения двух принципов – внешнего и внутреннего принципов психологии сознания. Написано много различной литературы, практик, призывающих и рассказывающих о психологии развития сознания, но то, что кажется важным, не всегда таковым является. Не надо усложнять, мы и так живём в очень сложном мире, который постоянно задаёт всё новые сложные вопросы и так до бесконечности.
Повторюсь: психология сознания кратко — первое прочтение, просмотр любой информации беглое, без попытки понять и дать характеристику, как наблюдать за облаками, плывущими в небе. Второе, после некоторой паузы, вдумчивое прочтение или просмотр. В первом случае — это психологическое освоение, во втором случае — это сознание в психологическом режиме.
При таком методе освоения, рано или поздно, Рассудок (внешний принцип) передаёт полномочия чувство знанию (внутреннему принципу), и это основная цель нашего эксперимента на данный момент времени. А что же дальше? Включайтесь прямо сейчас, не откладывая на завтра, и этот вопрос исчезнет сам по себе.
Следует отметить ещё одну важную деталь. Вначале я классифицировал семь уровней сознания только для того, что при любом практическом действии психологии сознания задействованы в той или иной степени все уровни. Человек по структуре своего строения захватывает сразу не только психологию сознания человеческого, но и все уровни сознания в психологии животного, растительного и минерального царств. Ошибка многих учений заключается в том, что прежде они делят сознание на части и пытаются развивать психологию этих частей.
Сознание в психологии – это бесконечная непрерывная субстанция осознания, и разделить её на части, даже виртуально, просто невозможно, как невозможно разделить воду, например, но можно изменить, как целое, свойства сознания методом информационного форматирования или психологического воздействия.
До скорых встреч.
Приглашаю в гости
Рассудочное и разумное мышление: эволюция представлений в философии
Еще во времена античности философы четко разделяли оба вида мышления и видели между ними разницу. По суждениям многих древнегреческих мыслителей, рассудок способен познавать бытие и все то, что окружает человека. Он создан для суждений о земном, а разум открывает божественное и высшее.
Существует философская теория, согласно которой разум способен выхватывать из происходящего всю суть и объединять противоположности. В отличие от него, рассудок, наоборот, «раскладывает» все части единого по разным местам и «хранит» их по отдельности.
Большой вклад в сравнительный анализ и разработку теоретического определения разума и рассудка внес Иммануил Кант. Он утверждал, что рассудок принимает непосредственное участие в познании — без него процесс не может быть законченным. Любое знание проходит чувственный этап, затем рассудочный и только потом принимается разумом. В понимании Канта рассудок ограняет любое знание, он оттачивает его и ограничивает. Но разуму свойственно переходить за эти ограничения и менять пределы, он руководствуется чувственным восприятием, а не догматичными образами.
Гегель в своих трудах тоже не обошел вниманием тему мышления. Он доказывал тот факт, что разум представляется мышлением бесконечным, а рассудок имеет четкие границы и может являться только конечным мыслительным процессом
Разум воспринимается как свободная деятельность души или духа, ищущего и алчущего знаний.
Марксизм обращался в своих изысканиях к работам Канта и Гегеля, признавая их правоту в одних суждениях и опровергая другие. Учение подразумевает единство разума и рассудка, в тесной взаимосвязи они способны формировать теоретическое мышление. В их тандеме рассудок становится опорой разума, классифицируя и анализируя понятия.
Уровни сознания в психологии — (вступление)
Сознание в психологии условно подразделим на уровни сознания и кратко обозначим психологические качества — это семь психологических уровней.
Видео конкретных примеров уровней сознания, исключая два высших
Каждый уровень сознания предлагаю подразделить по двум психологическим принципам – это внутренний и внешний уровень сознания. Внутреннее сознание усматривается звучанием чувств, внешнее сознание строит психологическую цепочку осознания. Разумеется, и тот и другой уровень имеют множество оттенков, правил, ветвей, но прежде я предлагаю найти точки соприкосновения и объединить эти уровни сознания в единый механизм для осознания.
Замечу, что уровни сознания не значит его деление, а только более быстрая или медленная скорость осознания, как классы в школе. Чтобы практически понять, что такое психология сознания и на каком уровне вы находитесь, предлагаю провести небольшой эксперимент.
Суть психологии сознания — осознание
При втором прочтении текста, более вдумчивом, информация поставляется в рассудок уже в режиме психологии звучания чувств индивидуальности, проще сказать, не как внешний раздражитель, а как внутренний фактор в виде движения мысли (размышления) в системе синтеза и анализа прочитанного.
Таким образом, мы от логической последовательности осознания переходим бессознательно в образно сюжетную (объёмную) сферу деятельности психологии сознания, это когда информация идёт не как внешний раздражитель, а поставляется от внутреннего психологического звучания чувств человека. При повторном чтении мы текст используем не как объект для изучения, а как носитель определённых психологических маячков для выхода к звучанию чувств при первом прочтении, сказать иначе, для выхода к образам восприятия.
Замечу ещё одну важную деталь. В режиме такого освоения информации через звучание чувств, она выдаётся в рассудок в той форме, в какой человек готов её понять, и это очень важный факт для освоения чего-либо психологически нового, опять же особенно в воспитании детей. Ребёнок поймёт лучше в режиме своего психологического состояния. Повторюсь. Информация при повторном чтении осознаётся с учётом индивидуальных качеств человека, особенности его характера, восприимчивости, готовности к размышлению, желанию.
Разовые воздействия на рассудок
Действие | Рассудок |
---|---|
• Освободить • После использования | Рассудок полностью восстановится(от +100 до +300) |
• Выпить | +150 |
• Воскресить при помощи | +80 |
• Поспать в (кроме ) |
+50 |
• Выпить | +45 |
• Убить враждебное существо (только за ) | Восполняет рассудокв размере 25%от наносимого жертвой урона(до +45) |
• Выпить | +35 |
• Поспать в (кроме )
• Убить |
+33 |
Раскопать (только за ) | +30 |
• Починить
• Открыть (20%) |
+20 |
• Убить
• Съесть |
+15 |
• Съесть
• Побрить бороду (только за и ) |
+10 |
• Съесть | +7.5 |
• Съесть , кроме уже |
+5 |
• Атаковать враждебное существо (только за ) | Восполняет рассудокво время атаки существ,а не после их убийства,от +0.33 до +2 за удар |
• Кинуть
• Прокатиться на волне, используя (только за ) |
+1 |
• Использовать | -1 |
• Сжечь растение (кроме деревьев и только за )
• Дать игроку поблизости сжечь растение (кроме деревьев и только для ) |
-2 |
• Атаковать с помощью (если здоровье не полное) | -3.4 |
• Съесть (кроме )
• Съесть |
-5 |
• Съесть
• Съесть (кроме)или (кроме и ) • Появление |
-10 |
• Съесть |
-15 |
• Съесть (кроме)
• Открыть (20%) |
-20 |
• Дать умереть (только за ) | -30 |
• Прочитать (за )
• Получить удар молнии (только за) |
-33 |
• Защитный барьер | — 5%от наносимого урона(до -50 за удар) |
• Съесть • Использовать
• Прочитать (только за)• Разрушить первую , удерживающую |
-50 |
• Звуковая атака | от -25 до -50 |
• Призвать (только за ) | -55(пока двойник не умрёт) |
• Призвать (только за ) | От -20.48 до -70(пока двойник не умрёт)(зависит от кол-вапризывных клонови специфики двойника) |
• через
• Воскрешение через • Воскрешение через (только в бесконечном режиме) |
Забирает половинуот всего разума(от -50 до -150) |
• Получить урон, надев | Потеря рассудкаравна 30%от потери здоровья (до -300) |
• Получить урон (только за ) | Потеря рассудкавдвое большепотери здоровья (до -600) |
• Превратиться из оборотня в человека (только за ) | Просыпается с рассудком 50 |
• Надеть | Рассудок падаетдо нуля(пока шлем надет) |
Самосознание
Это понятие в психологии трактуют по-разному. А еще существуют разные подходы к данному вопросу. Например, ученый В. Бехтерев говорит, что самосознание предшествует сознанию, а вот С. Рубинштейн утверждает, что оно является только этапом в развитии сознания. Врач И. Сеченов высказался, что самосознание развивается сознанием одновременно.
Самосознание человека возникает не сразу, так как складывается постепенно, на него влияют многие социальные факторы, которые возникают в течение всей жизни. Самосознание включает в себя четыре компонента: сознание своего я, способность отличать свою личность от других, проявление самоуважения и способность замечать свои психические свойства.
Прилагательные к слову рассудок
Каким бывает рассудок? Предлагаем подбор прилагательных на основе литературных произведений и статей.
обыкновенным
реальным
уничтоженным
отчетливым
возвратившимся
кипящим
несостоятельным
устойчивым
грубым
уставшим
другим
тренированным
рвущим
враждебным
плоским
лишившимся
потрясенным
средним
естественным
недремлющим
развитым
полным
теряющим
умудренным
нравственным
колеблющимся
имеющим
кровоточащим
беспорядочным
твердым
сохраняющим
перегруженным
алгоритмическим
неокрепшим
ослабевшим
божественным
перепуганным
светлым
циничным
леденящим
освободившимся
усталым
женским
непрочным
взбесившимся
уравновешенным
поганым
человеческим
хладнокровным
единым
называемым
прагматичным
непокорным
спокойным
прежним
скептическим
обычным
взбудораженным
пылающим
несформированным
информированным
истерзанным
тайным
здоровым
Предыстория вопроса^
Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.
Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме.
Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность.
Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.
Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием;
и не может разуметь, потому что о сем судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1Кор.2:11–15). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.
Рассудок и разум
Философы никогда не разделяли данные понятия. Рассудок и разум являются неотделимыми друг от друга и представляют собой две формы мыслительной деятельности человека. Но не стоит их путать, различия между этими формами мышления очевидны даже людям, которые никогда не увлекались философией и психологией.
Человек не может во всех жизненных ситуаций ориентироваться только на свой рассудок. В этом случае его жизнь превратится в череду формальностей и будет целиком и полностью подчинена рационализму. Все образы рассудка формальны, они не способны преобразовываться и трансформироваться. Из уже сложившихся форм никогда не образуется нечто новое, это попросту невозможно. Рассудок будет до бесконечности «доставать» из глубин своего хранилища одни и те же образы, примеряя их к новым ситуациям. В конечном итоге действия человека теряют спонтанность, живость и творческое начало. О людях, которые в своем большинстве руководствуются рассудком, говорят, что они «сухие» и «холодные».
Разум, в отличие от рассудка, оперирует образами различной степени. Он словно бы рассматривает предмет со всех сторон, познает его. В этом процессе участвуют нравственная, культурная и художественная составляющие. Каждое решение, принятое разумом, ведет к развитию человека, выводя его на новый уровень. Если рассудок и нравственное мышление предлагают диаметрально противоположные варианты решения проблемы, то разум в этом случае способен выйти на компромисс, объеденив все варианты в наиболее приемлемой форме.
Характеристика рассудка
Как можно охарактеризовать данный мыслительный процесс? Обычно в представлении каждого человека существует такое понятие, как «холодный рассудок». Оно как нельзя точно характеризует данное слово. Ведь многие проводят параллель между рассудком и логикой. Между ними и вправду очень много общего:
- апелляция к фактам;
- отсутствие эмоциональной окраски;
- умение находить взаимосвязь между различными предметами познания;
- нахождение нужной модели поведения из полученного жизненного опыта.
Многие философы утверждают, что рассудок не несет познавательной деятельности, а просто соотносит новые факты с базой уже имеющихся информативных полей. Он выполняет упорядочивающую функцию, но довольно часто рассудочное суждение способно стать догматичным. Оно не получает новых образов извне и не способно порождать их.
Пример деятельности разума и рассудка
Довольно трудно представить, как происходят мыслительные процессы в той или иной ситуации и каким образом они задействуются. Давайте попробуем разобраться на крайне простом примере.
Представьте себе, что вы приходите к себе домой и обнаруживаете беспорядок в спальне, которого не было утром. Что происходит с вами в это момент? Правильно, после первоначального удивления вы начинаете думать. И в этот момент перед вами проходят различные образы, характеризующие возможные причины произошедшего. Ваши дальнейшие действия будут зависеть именно от того, какой вариант окажется правильным. Процесс выбора верного варианта является очень сложным и задействует массу граней мышления. Можно представить его поэтапно следующим образом:
- Восприятие ситуации дает массу впечатлений. Это можно назвать подготовкой к разумному осмысливанию, в процессе которой образы пытаются трансформироваться во что-то знакомое и понятное. То есть мы пытаемся сравнить ожидаемую ситуацию с реальной увиденной.
- На втором этапе происходит сравнение полученной картины с той, которая, по нашему пониманию, должна быть. Разум ищет возможность охарактеризовать данную ситуацию, определить, к чему ее можно отнести. В конечном итоге разумение относит картину в спальне к беспорядку.
- Поиск причины тоже происходит разумом. В процессе подбираются несколько правдоподобных причин, которые могут объяснить ситуацию.
- Рассудок начинает активно сопоставлять все причины с реальной картиной произошедшего, выстраивая логическую цепочку. В конце должна остаться только одна причина.
- Выяснив причину, рассудок начинает составлять алгоритм действий, соотнесенный с личностью виновника и причиной. Выносится конечное суждение.
Конечно, данный пример не раскрывает всей сложности мыслительного процесса, он слишком прост. Но все же позволяет немного проникнуть в тайны разумений и рассуждений.
Структура сознания
К особенностям сознания следует отнести концептуальность и категориальность, самосознание, связь с общественностью, отражение отношений. Сознание в психологии делится на два слоя. Первый – это бытийный, который подразумевает опыт действий и самые чувственные образы. Второй – это рефлективный, он подразумевает осмысление действительности, значение и смысл происходящего. Подобная структура сознания в психологии показывает всю сложность решения различных задач.
Например, на бытийном уровне идет выбор на разрешение наиболее сложных жизненных ситуаций, сознание в этом случае помогает визуализировать в этот момент нужный образ и задействовать двигательную систему, которая зависит от ситуаций окружающего мира. На рефлекторном уровне сознания понятия, идеи, жизненные и научные знания соотносятся с их значением. Если вдруг появляются трудности при осмыслении значений, то наблюдается непонимание.