Системный подход в педагогике

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Авторские системы воспитания

Современные системы воспитания детей довольно разнообразны. Однако существуют некоторые из них, которые приобрели особую популярность, поэтому представляют большой интерес для родителей.

Одной из таких методик является система Марии Монтессори. Это первая женщина-врач в Италии, педагог, ученый и психолог, которая разработала свою методику, как альтернативу традиционной педагогике. Первоначально данная система предназначалась для деток старше 3 лет, хотя в наше время используется, начиная от 8-месячного возраста.

Основные принципы системы воспитания по Монтессори:

  • Малыш сам себе учитель, поэтому имеет свободу выбора решений и действий.
  • Старшие дети обучают меньших детей. Это предусматривает обучение в группах малышей разного возраста.
  • Взрослый должен определить, что ребенка интересует в данный момент. При этом нужно создать для него необходимые условия и показать, что можно в них делать.
  • Занятия по данной методике проходят в специально подготовленном помещении. Как правило, это комната, которая разделена на 5-6 зон со специальными пособиями и материалами.

К недостаткам данной системы специалисты относят отсутствие подвижных и ролевых игр, с помощью которых малыш познает окружающий мир. Также, эта методика концентрируется лишь на развитии практических навыков и интеллекта, игнорируя эстетическое и спортивное развитие ребенка.

Популярной педагогической системой воспитания детей называют вальфдорскую педагогику. Первоначально она была разработана Р. Штайнером для школы для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и уверенность в своих силах.

Общие принципы вальфдорской педагогики можно охарактеризовать следующим образом:

  • Воспитание через пример и подражание.
  • Многообразие видов и форм игровой деятельности.
  • Чередование самостоятельной детской активности и занятий с воспитателем.
  • Освоение разных видов художественной деятельности и народной культуры.

В вальдорфских школах существуют своеобразные запреты, в том числе, на раннее развитие интеллекта и обучение, кино, телевидение и радио, оценивание ребенка.

Ни одна система воспитания детей не имеет столько приверженцев и противников, как вальфдорская. Некоторые специалисты сравнивают ее с сектой, живущей по своим правилам и традициям.

Стоит упомянуть и о такой современной системе воспитания детей, как селф-мейд. Главное качество, которое согласно этой методике нужно воспитать у ребенка, – ответственность. Селф-мейд основывается на таких главных принципах воспитания детей:

  • Учиться достигать результатов с помощью собственных сил.
  • Осознавать последствия, наступающие по причине собственных действий.
  • Уметь ставить перед собой цели.
  • Научиться правильно подбирать мотивацию для действий.
  • Уметь решать конфликты.

По методике селф-мейд на Западе воспитывались многие известные люди, в частности, Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс.

Конечно, трудно выбрать одну систему воспитания детей из большого их разнообразия. Но, как утверждают специалисты, это и не обязательно нужно. Лучше подобрать наиболее понравившиеся принципы и методы из нескольких таких систем и применить их к воспитанию своего малыша.

Что же в наших садиках не так

Увы, пока наша отечественная система основана только на авторитете старших и воспитанию дисциплины, послушания, «удобного» характера у детей. С воспитанием индивидуальности, а тем более, развития в них каких-то нужных в жизни качеств, в младших дошкольных заведениях пока прогресса не наблюдается.

Весь воспитательный процесс в основном крутится вокруг заполнения методичных планов и дрессировки детей на утренники для родителей. Все остальное время дети, по сути, предоставлены сами себе, но под надзором воспитательницы, которая или беседует с коллегами, или уткнулась в телефон, или пишет очередной, никому не нужный, отчет.


Кроме “самостоятельной деятельности”, дети еще самостоятельно гуляют, едят и спят

Где  из гениального и талантливого от рождения ребенка (а они все такие), вырастают безинициативные школьники, а потом скучные и пассивные взрослые. Поэтому к вопросу выбора садика для малыша нужно подходить особенно ответственно, все-таки родителям стоит поднапрячься и найти прогрессивное дошкольное заведение. Или объединиться и вместе в коллективом детсада попробовать что-то изменить.

https://youtube.com/watch?v=U0MD-1b1LhQ

Три методики, которые растят успешных людей

Хорошо известны три основные системы воспитания: Вальдорф, Монтессори и Реджо-Эмилиа. Рассмотрим их внимательнее.

Система Вальдорф – самая популярная из альтернативных. В ней упор делается на развитие творческих навыков у детей, поэтому они почти все время проводят за разными поделками и креативными занятиями; раннее развитие в гуманитарных и технических предметах тут не приветствуется.

Таким образом, если понятно, что буквы и цифры малыш будет и так изучать в школе, а вот от души порисовать ему там никто не даст, чтобы «искра» творчества не погасла, ее культивируют в дошкольном заведении, которое работает по этой системе. За рубежом таких почти 40%.

Система Монтессори– тут малышу самому дается свобода выбирать себе занятие, но на творческие работы тоже делается упор. Хобби он выбирает себе сам из того, что ему больше всего понравится; позже он может легко поменять увлечение, договорившись со сверстниками.

Как уже понятно, акцент делается на воспитание самостоятельности и коммуникативных навыков, контроля над своими желаниями и симпатиями. Также Монтессори учитывает периоды в детстве, когда малыш наиболее склонен к развитию определенных навыков – и использование этих периодов с умом.

По этой системе работает почти треть зарубежных детских садов и около 5% у нас. Это или частные садики или где работают по-настоящему увлеченные люди. При этом, вышестоящие органы это мало поддерживают – мороки много.

Система Реджо-Эмилиа успешно работает на проектном подходе, когда ребенок становится автором собственных проектов и исследований, а взрослые – помощниками и «сотрудниками». С помощью этой системы у детей воспитываются навыки планирования, дробления большой проблемы на меньшую, умение их решать и искать разные подходы к одному делу.

Эта система появилась не так давно, но ее выпусники показыват уникальные результаты в предприимчивости, умении организовать и управлять людьми.

Синтез и анализ

При изучении педагогики с позиции системного подхода предполагается использование двух базовых методов: анализа и синтеза.

Определение 3

Синтез – это деление объекта на составляющие компоненты для их изучения отдельными блоками.

Определение 4

Анализ – сравнение элементов и их объединение в единую систему, используя идентичные признаки.

Системный подход в педагогике способен помочь в определении и тщательном изучении каждой части системы в отдельности, анализе, сопоставлении элементов с другими, объединяя их в целостную структуру. Данный процесс содействует в выявлении сходства и различия элементов, связывающих характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамику развития для определенного элемента или системы в целом.

В рамках системного подхода рассматривается построение функциональных и структурных моделей, позволяющих производить изучение процессов и объектов в качестве целостной системы и получения знания о закономерностях их организации и функционирования.

Системный подход в педагогике предусмотрен в категориях:

  • педагогическая система;
  • педагогический процесс;
  • система средств, методов и форм;
  • модель системы;
  • система воспитания;
  • дидактическая система;
  • система управления образованием.

Целостный подход в педагогике рассматривается как развитие системного

Он предполагает при изучении уделить особое внимание педагогическому процессу в качестве целостной системы, имеющей определенную структуру, где каждый элемент выполняет свою функцию для решения задач, а движение элемента подчинено закономерности движения целого. Именно этот подход указывает на неразрывность обучения и воспитания, то есть обучение и развитие личности происходит неделимо

А.С. Макаренко говорил о невозможности формирования личности по частям. Поэтому целостность подхода является обязательной необходимостью, так как его идея выражена в том, что свойства целого не являются порождением свойств его элементов.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Элементы педагогики в рамках системного подхода

Если рассматривать педагогику в качестве системы, то следует обратить внимание на элементы, которые направлены на формирование педагогики как научной дисциплины. Замечание 2

Замечание 2

Основные компоненты педагогики – это обучение и воспитание, связанные с другими составляющими.

Воспитание и обучение – это не просто элементы, а направления педагогики для ориентирования всех ее компонентов. Воспитание включает в себя элементы:

  • передача накопленного опыта;
  • воздействие коллектива и учителей;
  • формирование мировоззрения;
  • адаптация личности в обществе.

Обучение включает в себя множество различных компонентов, создающих определенную целостную систему.

Основные виды, характеристики

Несмотря на то, что принципов воспитания довольно много, выработана система их видов, которые мы сейчас рассмотрим.

Принцип общественной направленности воспитания

Педагог готовит воспитанника к жизни в обществе как полезного его участника. Цели ученика как личности и требования государства должны быть при этом согласованы. Воспитатель формирует нужную личность в соответствии с принятой идеологией, вырабатывает социальные и гражданские качества, необходимые для поддержания действующей власти, её государственных и общественных институтов.

Принцип связи воспитания с повседневной жизнью и трудом

Учащийся занимается посильным трудом, ему рассказывают о современном производстве, преимуществе тех или иных профессий, знакомят с национальными промыслами его родного края, прививают культуру труда, чтобы в дальнейшем облегчить ему выбор будущей профессии, сделать его осознанным.

Принцип опоры на положительное воспитание

Воспитатель обращает свое основное внимание на положительные стороны ученика, старается их всячески поощрить и закрепить как главные качества в будущей личности. На негативные моменты и недостатки акцент не делается

По возможности их нужно стараться не замечать, не реагировать на какие-то ошибки и недочеты.

Принцип гуманизации воспитания

От слова «human» — человеческий. Реализуется уважительное отношение к учащемуся как к личности в первую очередь, признаются важными его интересы и стремления, гарантируются его права. Педагог культивирует веру ученика в свои силы, помогает ему найти интерес и мотивацию к саморазвитию.

Суть гуманизма — ценность личности и одновременно требовательность к ней. Ведь только так будут гарантированы и реализованы ее права, а также права всех остальных членов социума. Чем более развито общество и экономика, тем выше требования к отдельному человеку.

Это хорошо выразил великий педагог Макаренко:

«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.»

Когда индивидуум чувствует уважение к себе, искреннее расположение со стороны педагога, то начинает и сам себя уважать, становится более ответственным, дисциплинированным. Ему хочется развиваться, совершенствоваться, брать на себя повышенные обязательства, становиться примером для остальных. Необходимое условие соблюдения этого принципа — полное доверие со стороны воспитателя, контроль если ведется, то ненавязчиво. Нужно, чтобы воспитанник понимал, ради чего к нему предъявляются требования, какова их цель, а также что они не абстрактны, и служат на пользу как ему самому, так и окружающим людям.

Принцип личностного подхода в воспитании

Здесь главное к каждому относиться индивидуально, учитывая особенности личности каждого обучаемого, его сильные и слабые стороны. Обязательно также помнить о возрасте. Уровень развития, воспитанности и социальной зрелости детей напрямую зависит от того, сколько им лет. Если требования слишком завышены или занижены, то никакого эффекта педагогический процесс не даст.

Принцип единства воспитательного воздействия

Надо всегда помнить известную басню про то, как лебедь, рак и щука тянули воз. Если между педагогами и родителями ребенка, между всем его окружением не будет выработано единство педагогических методов, то «воз» останется на месте, то есть цель воспитания достигнута не будет. Когда взрослые требуют разные вещи, сами себе противоречат, то никакого уважения и доверия к их словам ребенок может не испытать вообще.

Известный пример, когда любящая бабушка, слишком много позволяющая внуку, потакающая его лени, грубости и т. д. («лишь бы хорошо кушал») может свести на нет все усилия родителей и учителей воспитать ответственного, вежливого и целеустремленного человека.

Современные системы воспитания детей в разных странах

В разных странах с годами выработались свои системы воспитания. Из каждой из них можно почерпнуть что-то полезное, применив его для своего малыша. Ознакомимся с наиболее популярными из них.

Очень интересная система воспитания детей в Японии. В воспитании малышей до 5 лет существует полная вседозволенность, затем в возрасте 5-15 лет наступает период ограничений и строгости. А вот уже после 15-летнего возраста с ребенком обращаются как с равным.

Во Франции к детям относятся чрезвычайно лояльно, большое значение в жизни имеет семья, общие ценности и традиции. Хотя в этой стране на первом месте в большинстве семей стоит профессиональная карьера. Этим и объясняется то, что в детские садики здесь принимают с 6-месячного возраста.

Система воспитания детей в Германии предполагает организованность и четкость во всех сферах жизни. Ребенок должен придерживаться правильного режима дня, рационального питания, основных правил общения со сверстниками и взрослыми. В то же время у каждого малыша есть свое личное пространство, например, детская, где он может делать то, что ему хочется. Немецкие образовательные учреждения для детей придерживаются принципов традиционности, но в то же время, абсолютно исключают подавление личности и авторитаризм.

Основные виды современных концепций воспитания

В наше время можно выделить достаточно много концепций воспитания. Перечислим некоторые из них:

Система построения процесса воспитания. Ее авторы — В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Согласно ей личность ребенка находится в центре процесса воспитания, главное в котором — это создание необходимых условий для целенаправленного, протекающего под контролем всестороннего развития человека как личности и как индивидуальности.

Системно (социально) — ролевая концепция развития личности. Автором является казанский профессор Н.И. Таланчук. Он определяет воспитание в качестве процесса человековедения (вести человека к идеалу). Он говорит о том, что лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли в обществе, человек развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью.
Формирование образа жизни, достойной Человека. Автор — Н.Е. Щуркова. По ее мнению целью воспитания является личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. И человек в свою очередь становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Н.Е.Щуркова считала, что жизнь достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.
Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности. Автором этой концепции является ростовская ученая Е.В. Бондаревская. Воспитание она определяет как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации и социализации

При этом под словом «помощь» она имеет в виду активную позицию самого ребенка, которому важно предоставлять свободу, чтобы он имел право и возможность выбора, будучи субъектом собственной духовной жизни.

Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития. Разработана эта концепция была членом-корреспондентом Российской академии образования О.С

Газманом. Цель воспитания он определял так — необходимо дать каждому ребенку базовое образование и культуру, на основе которых предоставить условия для развития всех сторон личности. При помощь и поддержка должны быть оказаны семьей, ближайшим окружением и педагогами.
Концепция творческой самодеятельности личности. Ее авторами являются В.М. Коротов и Б.Т. Лихачев, которые предполагают саморазвитие личности учащегося в условиях взаимодействия школы и семьи. Они считают, что воспитание — это самоизменение личности в системе общественных отношений и в творчестве.
Гуманистическая концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Авторы этой концепции — А.А. Бодалев, З.А. Малькова и Л.И. Новикова. Этот подход к воспитанию является наиболее популярным в настоящее время. Согласно ему роль учителя — это роль старшего друга, который может оказать помощь и поддержку растущему человеку, школьник и педагог должны взаимодействовать и сотрудничать.
Концепция самоопределения личности. Ее разработал ученый А.Н. Тубельский, который предполагал личностное, жизненное и профессиональное самоопределение ученика в условиях школы. Он говорил о том, что учащемуся необходимо предоставлять свободу выбора, внутреннюю свободу с целью подготовить его к жизни и к труду.

Концепция формирования научного мировоззрения учащихся. Автор этой теории К.В. Гавриловец. Он считал, что конструирование своего «Я» — это главное в воспитании.
Концепция воспитания на основе потребностей человека. Разработал ее ученый из Ижевска В.П. Созонов. В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребенка ижевский ученый делает акцент на внутренних механизмах самоизменения человека. Он определял воспитание как деятельность педагога, направленную на создание психолого-педагогических условий для формирования базовых потребностей учащегося: в творческой деятельности, в сфере здоровья, безопасности и самореализации.

Существует еще целый ряд довольно известных концепций воспитания, перечислять их можно довольно долго. Но, как Вы понимаете, любая из них так и может остаться замыслом ученых, если не будет применена и воплощена на деле в практике школы, которая, как известно, применяет методы и принципы гуманистического воспитания (это как раз то, что объединяет все вышеперечисленные концепции). Они ориентируются на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, заключающим в себе наиболее важные проявления духовности.

Судьба системы Макаренко

Система Макаренко полностью соответствовала принципам марксизма-ленинизма: в ней был и коллективизм, и воспитание трудом, и «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Тем не менее в середине 1930-х годов её признали «несоветской» и фактически запретили. Макаренко предоставили выбор: отказаться от своей методики или покинуть пост управления коммуной. Он выбрал второе и остаток жизни посвятил писательскому труду. 

Почему методы Макаренко не устраивали руководство страны? Возможно, потому, что Антон Семёнович верил только в практику, отказывался следовать доктринам, созданным в отрыве от реальной работы с детьми, и открыто презирал пустую риторику и демагогию, без которых в те времена не обходилось ничего. Кроме того, Макаренко воспитывал сильных и волевых людей, которые умели думать, — не самые удобные качества для тоталитарной власти. Наконец, система Макаренко строилась на разумных правилах ведения хозяйства и экономики и просто была лучше, чем курс, принятый партией. А такие успехи не прощаются. 

В 1980-е годы на волне перестройки имя Макаренко вновь зазвучало в информационном пространстве. Несколько раз предпринимались попытки повторить его опыт, но безуспешно. Тогда правительство укрепилось во мнении, что без харизмы Антона Семёновича его система функционировать не может. Но зарубежный опыт доказывает обратное: например, в Японии приёмы из «Педагогической поэмы» активно используют в детских садах, приучая детей к труду и взаимодействию в обществе.

В современной России, где советское наследие до сих пор воспринимается болезненно, система воспитания Макаренко едва ли может найти применение. Сама мысль о детском труде кажется шокирующей. Родители многих современных школьников стремятся оградить их даже от уборки классов и школьной территории. Однако стоит задуматься: действительно ли плохо с юных лет приучать людей трудиться на благо себе и своему окружению?

Модели воспитания детей

За термином «модель воспитания» скрывается совокупность принятых родителями норм, выражающая отношение взрослых к воспитательному процессу. Психологи выделили пять таких моделей:

  • В опекающей разновидности солирует гиперопека. Ребенок освобождается от необходимости принятия решений и выполнения действий. Концентрирующиеся на жизни малыша взрослые способствуют формированию завышенной самооценки. Растущие в подобных условиях дети склонны к проявлениям эгоизма. Помимо этого они довольно часто ощущают себя беспомощными, что не может не вызывать тревоги.
  • Для хаотичного типа воспитания характерно отсутствие четко изложенной стратегии. На этапе формирования личности отпрыска родители не выдвигают понятных требований и не настаивают на соблюдении дисциплины. Действия матери и отца классифицируются как непредсказуемые. Взрослеющие в таких семьях дети со временем превращаются в нерешительных и безответственных индивидов.
  • Авторитарная форма может быть рассмотрена в качестве очередной крайности. Строгая дисциплина соседствует с нивелированием детских интересов. Нехватка любви и ласки со стороны родителей усугубляется ограничением самостоятельности, предполагающей наличие жесткого контроля над каждым совершенным действием. Разработанные взрослыми правила обязательны для выполнения. При таком подходе возможно двоякое развитие ситуации. В первом случае родители и дети конфликтуют из-за обоюдного непонимания, в то время как во втором пагубность последствий проявляется в слабости формирующейся личности, не способной противостоять плохому влиянию.
  • Либеральный образец основан на вседозволенности. Минимальная дисциплина и мягкость подхода не предполагают наличия ограничений и запретов. Границы допустимого остаются размытыми. Воспитанных по подобной системе детей принято относить к конфликтным индивидам, не способным общаться с людьми, не потакающими их интересам. Либеральный подход — прямая дорога к плохой успеваемости, вызванной непониманием необходимости четкого следования дисциплине и выполнения выдвигаемых обществом требований.
  • Наиболее приемлема авторитетная модель воспитания, базирующаяся на дисциплине. В ходе воспитательного процесса применяются проблемно-ориентированные стратегии, способствующие выстраиванию рациональных отношений. Для подобного типа воспитания характерно предоставление ребенку свободы, включающей в себя определенные поведенческие альтернативы. Ощущение независимости благоприятно сказывается на формировании чувств долга, ответственности и уверенности в собственных силах.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

https://youtube.com/watch?v=F4a1Wrh5tbk

Воспитание детей

Единство требований к воспитательному процессу, единые педагогические воздействия должны предъявляться к зарождающейся личности от обоих родителей и школы, не противореча друг другу – в этом случае у ребенка появляется определенная модель стереотипного отношения и поведения, он легче и успешней будет продвигаться в учебе, дисциплинированности, социализации и освоении общественных ценностей.

Когда требования родителей к ребенку противоречат друг другу, когда мама говорит одно, а папа противоположное, у малыша может возникнуть диссонанс, тревожность и психические проблемы

Поэтому в семье так важно выработать единую линию воспитания

Такое единство индивидуально в каждой конкретной семье и культуре, оно выражается в согласованности правил и норм поведения, которые прививаются ребенку.

Психология дает следующее определение: воспитанный человек это тот, кто обладает культурой, вежлив и обходителен, имеет хорошие манеры и проявляет уважение к окружающему миру и другим людям. Вежливый индивид это не всегда признак воспитанности, но воспитанный человек всегда будет вежлив.

Воспитанность включает в себя владение собой и внимательность к окружающим. Воспитать – означает научить ребенка такой воспитанности. Воспитатель – это тот, кто воспитывает, причем им не обязательно окажется именно родитель или педагог.

Педагогика определяет воспитательный процесс как динамичное сложноустроенное сознательное взаимодействие между воспитанником и педагогом с целью формирования личности первого. Этот процесс означает и самостоятельное воздействие человека на самого себя.

Такое формирование личности касается трансформации личностных качеств и убеждений, жизненных ценностей и общей модели отношения ко всему миру. При этом из ребенка невозможно слепить как из пластилина желательную личность все гораздо сложнее.

Что такое воспитание

Воспитание – это искусство и достаточно нелегкий процесс, эффективность которого во многом зависит от педагогической и психологической просвещенности взрослых.

Значение слова «воспитание» можно трактовать в двух смыслах:

  1. В широком понимании оно означает процесс социального становления личности. Оно начинается с момента рождения и длится до самой смерти. Содержание воспитания зависит от природных и общественных факторов, зависит во многом от раннего возрастного периода и поведения родителей.
  2. В узком определении под этим понятием подразумевается приобретение ребенком положительных в конкретном обществе ценностей и норм поведения.

Все дети от рождения гении. Но только до садика

Почти с самого рождения дети обладают поразительным воображением – они любят играть, склонны придумывать себе воображаемых друзей, части увлекаются творчеством, придумывают разные интересные идеи на каждом шагу.

Но после попадания в отечественные садики «система» чаще всего негативно влияет на этот поток фантазии – и ребенку уже не так интересны свои выдумки, а только общение со сверстниками, довольно примитивные (или даже опасные) игры с ними, и баловство. И все из-за недостаточного количества внимания от безразличных воспитательниц, которым за усилия «больше не заплатят». А воспитанием малышни больше занимается нянечка, которой лучше бы подошла профессия прапорщика или тюремного надсмотрщика: оделись, построились, поели, спать.

Отличие принципов от методов воспитания

Методы воспитания — это те конкретные пути, которые выбирает педагог при осуществлении перечисленных принципов воспитания и решения задач по формированию личности.

Принципы — теория, методы — практика. Их чрезвычайно много. По подсчетам специалистов, одних только общепринятых методов существует не менее пятисот и применять их по отдельности довольно сложно и неэффективно. 

Есть несколько классификаций этих методов, но самая популярная  —  по способу передачи их содержания:

  • словесные (инструктаж, беседа);
  • практические (упражнения);
  • наглядные (предъявление доказательств, иллюстраций).

Заключение

Принимающие участие в воспитательном процессе взрослые должны уяснить следующее: на текущий момент не разработана единственно верная система воспитания, применение которой гарантирует формирование полноценно развитой личности, успешно общающейся с различными по характеру и поведению представителями социума.

На этапе выбора методики воспитания родители должны отдавать предпочтение тем разновидностям, в которых реализованы основные принципы воспитательного процесса, под которыми подразумеваются обязательность, равнозначность и комплексность. В любой семье порядок воспитания детей должен базироваться на соблюдении установленных норм и разработанного для ребенка режима дня. Сплочению домочадцев способствуют семейные традиции (проведение выходных на природе, совместные игры, беседы и т.д.). Взрослые не должны забывать о том, что развитие гармонично развитой личности невозможно без создания подходящих для ребенка условий, максимально отвечающих требованиям комфортности.

Также важно осознать силу влияния воспитателя на восприимчивую детскую душу. Очень мудрой выглядит мысль о необходимости воспитания самих себя

Воспитание ребенка при этом отходит на второй план из-за присущего детям свойства копирования окружающих их взрослых.

Наибольший эффект воспитательного процесса наблюдается при следовании главным принципам воспитания. Оптимальность данного подхода обуславливается возможностью адаптации воспитания под потребности и особенности конкретного ребенка, взрослеющего в пределах четко разграниченного микросоциума. Это понятие включает в себя социальное окружение и пространство обитания индивида, элементы которых оказывают влияние на становление и формирование человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: