Личностный подход к учащимся в обучении

Личностный подход. Психология личности

3. Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миро-созерцанием, принявшим форму познавательного идеала, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в структуру которой входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все (четыре) известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Следующая глава >

Психология личностного роста

Современная психология может дать множество определений личностному развитию. Однако, как бы это ни называлось (рост, выход на новый уровень, прокачка и т. д.), суть у таких изменений одна. Саморазвитие — это ощутимая и наглядная трансформация человека, повышение его потенциала, раскрытие внутренних ресурсов.

Можно даже не знать, какой путь был проделан, но метаморфозы, которые происходят с человеком, всегда видны невооруженным глазом. Личностное развитие позволяет стать полноценным хозяином собственной жизни, оно открывает новые грани личности, в буквальном смысле обогащает внутренний мир. Основными характеристиками данного процесса изменений можно назвать его направленность, активность и масштабность.

Тема личностного роста часто раскрывается в литературных произведениях. К примеру, известный русский психолог В. Л. Леви в книге «Куда жить. Человек в цепях свободы» говорил об этом следующее: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: интересов — а с тем и стимулов жить, смыслового наполнения жизни; возможности анализировать — отличать одно от другого; возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений; понимания людей (себя в том числе) — а с тем и возможности прощать; внутренней свободы и независимости — ответственности, взятой на себя добровольно; любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно».

Чтобы окончательно понять, что означает саморазвитие, достаточно проанализировать курсы личностного роста и деловые тренинги, столь популярные на сегодняшний день. Последние направлены на приобретение знаний и навыков, необходимых для развития бизнеса. То есть участники получают и внедряют идеи, позволяющие вывести собственное дело на новый уровень, но их личность при этом никак не меняется. На бизнес-тренинге человек узнает, как повысить уровень продаж, как правильно презентовать продукт, как оптимизировать процессы внутри компании и пр. Но вряд ли эти знания заставляют задуматься о собственных ценностях, смысле жизни, взаимоотношениях и т. д. Подобные мероприятия прокачивают профессиональное мастерство, но никак не касаются вопросов личностного роста.

Курсы по саморазвитию существенно отличаются от бизнес-обучения. Прежде всего, тренинги роста направлены на трансформацию личности человека. В рамках данных мероприятий идет проработка проблем, страхов, убеждений и взглядов участников. Причем формат таких встреч может быть достаточно разнообразным. Но в конечном итоге тренинги личностного роста позволяют избавиться от существующих комплексов, психологических травм, обид и душевных терзаний.

Курсы личностного развития акцентируют внимание на задачах и возможностях, а не на проблемах. К примеру, вместо того чтобы переживать из-за какой-то ситуации, обдумайте варианты ее разрешения

Если вы боитесь, перестаньте придумывать отмазки и оправдания — возьмите ответственность за свою жизнь и найдите собственную мотивацию для новых свершений. Недоверчивым интровертам необходимо научиться видеть в людях хорошее и перестать отгораживаться от них. Тем, кто хочет прожить яркую и наполненную жизнь, не нужно стараться порвать шаблоны — достаточно творчески подходить к решению ежедневных задач.

Как видите, личностный и профессиональный рост существенно различаются. На тренинги по саморазвитию приходят люди с совершенно разными запросами. Но в процессе работы над собой приходит осознание или переосмысление собственных жизненных взглядов, ценностей, смыслов.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Хобби как бизнес: +30 идей для запуска
  • Пример предложения о сотрудничестве: просто следуйте инструкциям!
  • Ключевые факторы успеха: будем умнее, чем Буратино

В отличие от бизнес-тренингов, где все можно измерить цифрами, процентами и показателями, курсы личностного роста субъективны

Результаты саморазвития зависят от того, кто их оценивает, как понимаются происходящие изменения, на чем акцентируется внимание. Причем данные критерии неодинаково воспринимаются у существующих школ и течений, людей разного пола, темперамента, психотипа и т

д. К примеру, личностный рост мужчины подразумевает достижение целей, которые можно наглядно оценить и измерить. А саморазвитие прекрасной половины человечества довольно нематериально. Невозможно вычислить, насколько изменилась женщина. Однако происходящие метаморфозы всегда видны как ей самой, так и окружению.

Применение на практике

Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации. 

Дифференцированный подход

Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.

В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории: 

  1. Те, кто совсем не умеет читать.
  2. Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
  3. Хорошо читающие дети.

Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).

Индивидуальный подход

Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.

На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.

Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.

С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.

Субъектно-личностный подход

Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.

Разноуровневый подход

Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.

Ключ к личностному росту и саморазвитию

Вы стоите столько, сколько знаете, и, если вы умны, вы можете делать все, что захотите, и достичь высот, о которых мечтали. Человек, которому не хватает знаний — это мир, лишенный солнца.

Самообразование один из главных инструментов на пути личностного роста и саморазвития человека.

Человек, который ничего не знает, не может жить. Это связано с простой зависимостью. Доступ к информации направляет ход наших мыслей. Примером из жизни может служить японский солдат, который спустя несколько десятилетий после окончания Второй мировой войны продолжал вести борьбу с врагом. Хорошая иллюстрация из литературы-Дон Кихот, сражающийся с ветряными мельницами. Неосведомленность и, в более широком смысле, отсутствие знаний приводит к неправильным решениям и действиям

Уже этот простой факт должен дать нам понять, насколько важно знание

Формальное образование научит нас писать и читать, но знания, необходимые для выполнения собственного призвания, мы должны получить сами. Большинство людей считают самообразование неприятной обязанностью. Люди исходят из предположения, что нет необходимости изучать что-либо новое, если есть какая-то причина, чтобы избежать этого. Нам нравятся старые взгляды, потому что они являются частью того, что дает нам психологический комфорт. Поэтому мы можем приложить гораздо больше усилий, чтобы сохранить статус-кво в нашем сознании, чем изучать новые вещи. И даже если нам нужно изменить нашу жизнь, хотя бы незначительно, чтобы узнать что-то новое, мы этого не делаем.

Жизнь — это изменение, и застой мысли заставляет мир бежать от нас, потому что то, что нас окружает, движется и меняется гораздо быстрее, чем мы. Мы сами познаем слишком мало вещей и должны жить, доверяя другим. Однако заимствовать разум у кого-то другого-рискованный шаг, ибо добрых людей мало, а опасностей много.

Непрерывное обучение-лучший способ добиться лучших результатов. Поэтому разумный человек ставит перед собой цель лечь в постель умнее, чем он проснулся. Много читать — вот лучший способ самообразования, ибо чтение- это суть процесса непрерывного образования.

непрерывное обучение и совершенствование

Лучшие книги по саморазвитию и личностному росту – ТОП 7

В книгах сосредоточена мудрость и опыт многих поколений. Они помогают нам избежать пустой траты времени в поисках ответов и совершении банальных ошибок.

  1. «7 навыков высокоэффективных людей» — Стивен Кови
  2. «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» — Дэвид Аллен
  3. «К черту все! Берись и делай» — Ричард Брэнсон
  4. «Монах, который продал свой Феррари» — Робин Шарма
  5. «Психология влияния» — Роберт Чалдини
  6. «Разбуди в себе исполина» — Тони Роббинс
  7. «Как перестать беспокоиться и начать жить» — Карнеги Дейл

Мы родились, чтобы познать мир и самих себя, а также привнести пользу и радость в этот мир. И, самое главное, найти и реализовать свое предназначение. Созерцательная жизнь, посвященная поиску истины, приносит человеку величайшую радость и признание. Теперь вы знаете с чего начать личностный рост и саморазвитие.

Развитие личностно профессиональных качеств

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.

Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств

Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности

Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.

Главные профессиональные качества

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их

Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором

Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.

Гармонизация целей и принципов

Личностный рост нравственной личности предполагает не только развитие нравственных качеств, но и достижение своих целей без ущерба другим.

Поэтому цели и методы их достижения всегда необходимо гармонизировать между собой. С чего начинается гармонизация целей разберем на примере ниже.

Пусть человек решил открыть свой бизнес, то есть это его цель. Но при этом он должен помнить и придерживаться принципов, то что он делает это в первую очередь для людей

Важно развивать не только рекламу, но и делать свой продукт более качественным. Важно не обманывать покупателя, а стараться предложить ему действительно нужные и хорошие вещи

Важно заработать деньги, но этого нельзя делать за счёт обмана покупателей.

Если предприниматель продаёт продукты, то не надо переправлять срок годности на просроченных товарах. Если предприниматель продает одежду, то не надо наклеивать этикетки от известных производителей и торговать подделкой.

Сама идея, какой бизнес открыть, тоже должна соответствовать принципам. Сделать фирму-однодневку, которая соберёт деньги на проект, а потом исчезнет тоже бизнес. Но личностный рост, тем более, если говорить о нравственной личности, тут совершенно ни при чём.

Старайтесь в любых своих начинаниях развиваться не только обретая новые навыки, но и заботясь об улучшении своего характера и нравственности. Тогда можно стать действительно развитой личностью.

https://youtube.com/watch?v=ThGsdyy8gpk

Заключение

Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. Этот процесс занимает не один день. Существует большое количество разного теоретического материала, тренингов. Но и без них вполне возможно решить эту задачу. Для начала, нужно заняться самодисциплиной. В случае удачного выполнения первого этапа, у человека появляется повод гордости перед самим собой, следовательно, повышается самооценка. Теперь, когда появилась уверенность в себе, можно начинать действовать по направлению профессиональному успеху

Важно составлять план по карьерным достижениям, не забывать придерживаться его

votes

Рейтинг статьи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: