Причины асоциального поведения
Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:
Психологические | Социальные | Педагогические | Медицинские |
|
|
|
|
Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.
Что такое социализация?
Социализация — это адаптация человека к социальной роли в обществе. Разберём подробно, что такое социализация личности, с точки зрения приспособления индивида, к условиям жизни.
Личностная социализация – это в психологии чрезвычайно популярная тема. Социальные психологи изучают взаимосвязь личности и социума. Они наблюдают, как адаптируется человек в условиях установленных правил, ценностей и ориентаций в обществе. Когда люди интегрируются в социальную структуру, они меняются сам и меняют саму структуру.
Термин «социализация» в близком к современному значению, в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) ввёл американский психолог Ф. Гиддингс. Согласно теории Гиддингса, под социализацией можно понимать процесс развития и подготовки «человеческого материала» к жизни в социуме. Активно проблемы социализации начали изучать в 30-е годы прошлого века. Ещё в середине двадцатого века социализацию считали лишь междисциплинарной областью науки. Сегодня социальная психология — это популярное направление в человекознании.
Термин «социализация» не всегда истолковывается однозначно. Например, Зигмунд Фрейд полагал, что человек движим своими желаниями и рефлексами. Последователи учения Фрейда склонны считать социализацию исключительно приспособлением врождённых поведенческих установок к условиям жизни в социуме.
Под социализацией понимается процесс, при котором человек по мере знакомства с общественными правилами и традициями интегрируется в общество. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает определённый социальный опыт и входит в среду. С другой, человек своей деятельностью влияет на социальную среду, в которую входит.
Процесс социализации зависит от множества факторов: окружающих людей (их возраст, интеллектуальный уровень и пр.), собственного опыта человека, особенностей «среды обитания», воспитания, культуры.
Процесс социализации проходит одновременно с формированием личности
Социализация индивида является важной составляющей его благополучия и нормальной жизни в социуме
Как эволюция влияет на жизнь человека
Подобно другим видам, человек сталкивается с очень конкретными проблемами. Найти партнера для спаривания, чтобы воспроизвести свой вид. Найти пропитание и извлечь из окружающей среды максимум. Выйти победителем из конфликта или организовать сотрудничество.
Эволюционная психология (сочетание психологии, теории эволюции, биологии, экономики и т. д.) говорит, что для решения каждой проблемы у человека должна быть определенная способность. Так,
подобно тому, как для написания текстов нам нужна одна программа, а для обработки картинок — другая.
Казалось бы, разум тоже состоит из различных специализированных систем, которые выполняют разные задачи (спаривание, собирательство, ведение боевых действий и т. д.). Тем не менее есть еще некий общий интеллект, помогающий нам определенным образом использовать все эти специализированные способности, действующие на основании специфических данных из среды.
Например, если речь идет о ведении боевых действий, то мы смотрим, насколько многочисленна другая группа, готова ли она стереть нас с лица земли или хочет с нами сотрудничать. Если нам нужна информация для собирательства, имеющая отношение к временам года, сбору урожая, созреванию плодов и т. д., наш разум вычисляет места, куда нужно отправиться, чтобы найти лучшие продукты питания.
Приведу пример эволюционировавшей системы. Для успешного собирательства нам нужно оптимизировать процесс добычи ресурсов. Но сегодня мы уже не собираем ягоды и грибы и не пытаемся найти животных, которых можно убить. Вместо этого
Работа всех этих систем происходит в основном неосознанно. Мы можем приобрести что-то интуитивно и не знать, почему купили тот или иной предмет. Другой пример эволюционировавшей системы — спаривание: у нас есть определенные критерии для выбора партнера, но мы часто не знаем, какие именно, — просто один человек нам кажется красивее или интереснее другого, и мы не осознаем, что на самом деле наша система отслеживает факторы, связанные со способностью к воспроизведению потомства и плодовитостью. У нас нет возможности залезть в наш мозг и посмотреть, как именно происходит выбор.
Проявления асоциальности
Признаки асоциальности могут обнаружиться в разное время. Чаще всего примеры такого поведения встречаются в подростковом возрасте, но иногда асоциальная личность заявляет о себе уже в детстве. Также асоциальные явления могут стать следствием тех или иных перемен в жизни взрослого человека.
В детском возрасте
Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:
- агрессивность и раздражительность ребенка;
- склонность ребенка закатывать истерики;
- девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
- склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
- снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
- отсутствие друзей и желания общаться;
- конфликтность, грубость в общении, драчливость;
- побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
- склонность к воровству;
- склонность к шантажу и манипулированию;
- садистские наклонности;
- жестокое обращение с животными.
Асоциальная девочка
В подростковом возрасте
В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:
- низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- принадлежность к тем или иным субкультурам;
- музыкальная фанатичность;
- любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
- отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
- конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
- пренебрежение авторитетом родителей;
- отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
- слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
- взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
- совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
- аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
- суицидальные попытки;
- ощущение безнаказанности;
- бродяжничество, беспризорность;
- беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
- конформизм.
У взрослых
У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:
- эгоистичность;
- стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
- отсутствие способности переживать стыд и вину;
- отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
- отказ от брака и продолжения рода;
- отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
- отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
- привычка опаздывать;
- неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
- игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;
Отношение асоциала к успешным людям
- совершение мелких противоправных действий;
- ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).
Понятие
Что такое социальная активность?
В общем смысле деятельность , это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.
Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.
К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.
Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.
Выделяют такие цели социальной деятельности:
- удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей,
- построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления,
- преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы,
- психологическое развитие и самореализация человека.
В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.
Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны , исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.
Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.
К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.
Потребности и диспозиции личности
Потребности выступают в качестве первичного источника деятельности личности. Они отражают объективные условия существования человека и являются одной из форм его связи с окружающей средой. В соответствии с классификацией потребностей, которую вывел американский исследователь Абрахам Маслоу (1908–1970), они расположены в иерархической пирамиде, на нижнем уровне которой расположены физиологические потребности и потребность в безопасности, а на высшем – потребности социальные, духовные, престижные, в самоактуализации.
При осознании потребности, она трансформируется в интерес личности, который, преломляясь через ценностные ориентации, ведет к тому, что начинают формироваться мотивы деятельности. Механизм мотивации обычно реализуется в конкретной личностной деятельности, основной смысл которой в достижении поставленной конкретной цели.
Мотивы являются внутренними побудителями деятельности, но кроме них присутствуют еще и внешние – стимулы. В отличие от мотивов, которые являются субъективными факторами, стимулы – это факторы объективные, выражающие особенности окружающей социальной среды.
Совокупность мотивов и стимулов и их взаимодействие вместе образуют диспозицию личности, которой называют предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях. В соответствии с концепцией российского социолога В.А. Ядова (р.1929), диспозиции принято делить на высшие, средние и низшие. К диспозициям высшего уровня относятся наиболее важные ценностные и жизненные личностные ориентации, которые определяют общую направленность деятельности личности. Диспозициями среднего уровня называют установки на социальные ситуации и объекты. Диспозиции нижнего уровня – это ситуативные установки, которые определяют поведение личности в конкретных, непосредственных условиях.
Подводя итог, социологическое понятие личности – это интегральное социальное качество, которое индивид приобретает в процессе включения в систему общественных отношений и связей. Личность в данном процессе является и объектом, и субъектом общественных отношений. В рамках взаимодействия с окружающей социальной средой, личность вырабатывает собственные ценностные ориентации, модели поведения и социальные установки (диспозиции). Процесс формирования новых потребностей, диспозиций и интересов становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, а также развития социума в целом.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Три важные психологические системы
Интуитивную психологию многие специалисты называют теорией разума. Функция этой системы — описать ментальное состояние других людей. Не всегда можно разглядеть, что кто-то счастлив, раздражен, зол или радостен, но у нас есть система, позволяющая посмотреть на прошлое поведение другого человека, выражение его лица и другие факторы и на основании этого описать происходящее в его голове. Эта специализированная система может быть ограниченна: например, люди с расстройством аутистического спектра иногда с трудом понимают намерения и мысли окружающих.
Люди собираются в группы, альянсы, коалиции, фракции, и эти фракции более однородны, чем другие массы людей. Иногда эти группы соперничают, что-то замышляют друг против друга. Формирование таких масштабных сообществ делает возможным коалиционная психология. У шимпанзе тоже есть коалиции и межгрупповые конфликты, но их группы малы и быстро разваливаются, а люди могут формировать весьма многочисленные коалиции и долго поддерживать их стабильность.
Другая важная система — это моральная интуиция, инстинкт справедливости. У нас есть набор предпочтений и способностей, которые создают возможность сотрудничества между людьми и помогают избежать халявы, когда люди получают выгоду, ничего за это не отдав взамен.
Кто такое асоциальный человек
Асоциальный человек – это тот, кто умышленно нарушает установленные в обществе моральные правила и нормы. Действия такого индивида ориентированы на удовлетворение своих потребностей. Синонимом асоциального поведения является социальное равнодушие гражданина, поэтому у личности асоциального типа мотивация к взаимодействию с окружающими снижена или отсутствует вовсе.
По мнению политиков, асоциальные люди отстают в социальном развитии, не могут добиться успеха в той или иной сфере. Однако при необходимости он ведет себя как социализированный гражданин (если в таком поведении для него есть какая-то выгода).
Концепции и теории развития личности
Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.
Теория Зигмунда Фрейда
Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:
- Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
- Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
- Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.
Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.
Теория Карла Густава Юнга
В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.
Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.
Юнг выделял несколько основных сфер личности:
- Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
- Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
- Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.
Гуманистическая теория личности
В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.
Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.
Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.
Поведенческая (бихевиористская) теория личности
Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.
Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.
Особенности понятия личности
Как субъект общества, личность имеет значимые черты и качества, приобретаемые в течение нескольких жизненных циклов.
К ним относят:
- Детские годы.
- Юность.
- Средний (зрелый) возраст.
- Пожилой период.
Чтобы личность вошла в общество, ее социализацией занимаются агенты – люди, плотно взаимодействующие с индивидом, и имеющие на него психологическое влияние.
Агентами считают:
- родителей;
- воспитателей;
- педагогов;
- руководителей;
- СМИ;
- армию;
- церковь;
- уполномоченные государственные органы.
Каждый агент прививает навыки, обучает, воспитывает, требует, помогает в любых начинаниях и делах. В некоторых случаях воспитатели-агенты даже служат примером принятого и приемлемого для общества поведения, нравственных принципов и поступков, на которые равняется их подопечный – индивид, проходящий социализацию.
Личность раскрывается постепенно, она характеризуется:
- самосознанием (нормальным или девиантным);
- определенной степенью восприятия происходящих процессов;
- поступками и действиями;
- чертами характера (врожденными или приобретенными);
- психологическим портретом;
- наличием целей и задач;
- желанием самосовершенствования и достижения определенного социального уровня;
- степенью взаимодействия с другими субъектами.
Помимо агентов, на становление личности влияют общеобразовательные и другие виды учреждений (школа, институт, предприятие, библиотека, научный центр и т. д.). Институты в жизни индивида, проходящего социализацию, нужны для того, чтобы он обучался образцам правильного поведения и осуществлял контроль за нормами поведения, усвоенными уже состоявшейся личностью.
Меньшинство и большинство
Так неужели всегда и во всем мнение большинства будет для нас ориентиром? Разумеется, нет! В истории полно примеров, когда у меньшинства и даже просто одного человека получалось обратить других «в свою веру». Как им это удавалось?
Если меньшинство не догматично, не проявляет упрямства и высокомерия, а последовательно и аргументированно отстаивает свою позицию, ссылаясь на известные и проверенные данные, то большинство начинает воспринимать его как более компетентную часть общества. В этих случаях происходит не просто соглашательство, чаще наблюдается изменение убеждений, то есть интернализация.
И даже когда меньшинству не удается переубедить большинство, ему, как правило, удается раздвинуть границы допустимого в глазах общества, заставить большую часть посмотреть на проблему с иной позиции и тщательно обдумать ситуацию.
Общество: как избавиться от негативного влияния
Этот процесс достаточно длительный и сложный. Негативный контингент людей будет постоянно навязывать собственное мнение. Нужно быть готовым к этому.
Для начала необходимо позволить себе самостоятельно определяться с выбором тех или иных поступков. Это не значит, что необходимо отказываться от всего, что предлагает общество. Вот только слепо действовать по указаниям социума тоже не стоит.
Мнение общественности нужно расценивать лишь одним вариантом из того, что можно сделать. Если это не совпадает с желанием, то нет смысла заставлять себя так поступать.
Кроме того, очень важно найти в себе опору, чтобы не поддаваться давлению со стороны социума. Для этого необходимо научиться самостоятельно решать все свои проблемы и быть самодостаточной личностью
А также стоит с осторожностью относиться к манипуляторам. Зачастую они мешают избавлению от негативного влияния общественности
Характеристики асоциальной личности
Асоциальный образ состоит из следующих характеристик:
- низкий уровень ответственности;
- низкий морально-нравственный уровень, антиобщественные поступки;
- слабое развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная черствость;
- слабое развитие произвольного внимания;
- трудности в вербализации своих чувств и переживаний;
- отсутствие совестливости;
- эгоистичность;
- патологическая самооценка (заниженная или завышенная);
- склонность применять манипуляцию в общении;
- склонность ко лжи;
- агрессивность, конфликтность;
- импульсивность;
- частые перемены настроения без видимых на то причин;
- харизматичность;
- лицемерие;
- замкнутость;
- социопатия;
- нарушение пищевого поведения;
- бессонница;
- стремление заниматься каким-нибудь видом деятельности в одиночестве;
- социальные контакты человека сведены к минимуму;
- круг друзей человека, ведущего асоциальный образ жизни, очень узкий;
- отсутствие желания произвести приятное впечатление на ту или иную группу людей;
- склонность к общению с людьми, имеющими отклонения от нормы (наркоманами, алкоголиками).
Круг общения асоциала
Влияние социума на отдельного человека
Общество влияет на человека с рождения до смерти. В детском возрасте общество является определяющим, так как именно с его помощью в основном формируется личность до совершеннолетия. На ребёнка оказывают влияние родители, друзья, педагоги, а также другие дети.
Воздействие социума неизбежно, так как для роста и развития личности необходимо контактировать с людьми. Общество помогает усвоить моральные ценности и нормы поведения.
Влияние социума бывает как позитивным, так и негативным. К сожалению, воздействие очень тяжело контролировать, причём удаётся это далеко не всем.
Положительное влияние
Под положительным влиянием понимают позитивное изменение человека, в частности, его личный рост. Чтобы общество воздействовало на человека наилучшим образом, необходимо подбирать в окружение успешных, умных и перспективных людей. Эти личности станут лучшими мотиваторами и надёжной опорой.
Последствия положительного влияния:
- формирование убеждений;
- выработка навыка аргументации своего мнения;
- устранение комплексов, негативных эмоций;
- поддержка и стимулирование роста;
- осознание того, что каждый человек является личностью, имеющей свои убеждения, которые не стоит ущемлять.
В правильном окружении общество даёт возможность совершенствования. В таком социуме каждая личность может не только обучиться новым навыкам, но и получить поддержку и добрые советы.
Общество: негативное влияние
Негативное воздействие оказывает окружение безуспешных и бесперспективных особ. Такое общество ничего полезного не принесёт личности. Более того, этот социум неизбежно заставит деградировать. Часто такое явление описано в книгах и кино жанра антиутопия.
Последствия негативного влияния общества:
- отказ от своего мнения и интересов;
- возникновение конфликтов;
- усиление тревоги, страхов;
- уменьшение тяги к самосовершенствованию;
- снижение самооценки;
- частые всплески негативных эмоций.
В таком социуме человеку трудно осознать, что он убивает свою личность. Ему будет казаться, что это норма. К сожалению, никто другой не сможет его переубедить.
Социальный опыт
Любое активное взаимодействие в социальной среде влечёт формирование конкретного опыта. В межличностных отношениях он проявляется в форме симпатии или антипатии, при взаимодействии с социальной группой опыт отражается в приобретённом положении человека и характере его коммуникаций.
Социальный опыт отражается в образе мыслей индивида, участвует в формировании его мировоззрения, отношения к тем или иным процессам, явлениям, действиям и поступкам. Выделяют такие компоненты социального опыта:
- знание , полученные сведения об окружающем мире, актуальных проблемах и способах их решения,
- практика деятельности , навыки, учитывающие принятые нормы, правила, интеллектуальные особенности в конкретной нише,
- практика творчества , способность к самореализации, креативный подход как следствие самообразовательной и самовоспитательной социальной активности,
- практика чувств , эмоционально-ценностное восприятие этапа продуктивности и результата.
Вопреки расхожему мнению, социальный опыт , это не сумма полученной информации, а результат её анализа и преобразования. Он движет прогрессом социальных взаимоотношений, так как ведёт к модернизации социальной активности, преобразованию форм деятельности и общения человека.
Деятельность , не врожденное, а приобретённое свойство. Способность к ней вырабатывается в процессе личного развития, а характер определяется внутренними качествами человека и влиянием внешней среды.
Поэтому для обеспечения полноценной конструктивной деятельности всех членов социума важна общность их системы ценностей, здоровая психологическая, интеллектуальная и эмоциональная среда внутри отдельных групп.
Что такое социальная активность и почему она важна: