Концепция многоуровневой социальной ответственности
Одним из популярных инструментов в бизнесе, который описывает иерархию ответственности, является пирамида А. Кэрролла.
Компании необходимо обеспечить выполнение своих обязательств на всех уровнях, чтобы исполнить свой долг перед обществом.
Рассмотрим уровни социально ответственного бизнеса в порядке уменьшения их значимости:
- Экономическая ответственность. Компании необходимо получать прибыль, создавать качественные продукты, новые рабочие места, стимулировать инновации. Это первая задача, без решения которой организация не сможет существовать.
- Юридическая ответственность. Итоги работы предприятий нужно оценивать не только по финансовым показателям. Компании должны действовать строго в пределах правовых норм, не нарушая закон, оправдывая ожидания общества, зафиксированные в нормативных актах. Нарушение может привести к неблагоприятным последствиям, негативному имиджу в средствах массовой информации, падению продаж.
- Этическая ответственность. Поведение представителей компании (руководителей, должностных лиц, рядовых сотрудников) не должно противоречить нормам, принятым в социуме.
- Филантропическая ответственность. Благополучие общества также зависит от добровольных действий предприятия по его поддержанию и развитию через социальные и благотворительные программы.
На указанных критериях основаны применяемые подходы к реализации механизмов социальной ответственности в компаниях.
Практическое же их применение осуществляется на 3-х уровнях:
- Отчисление налогов, выплата зарплат, создание рабочих мест.
- Организация безопасных условий труда, предоставление дополнительных социальных гарантий (медицинских страховок и корпоративного жилья, реализация программ повышения квалификации).
- Прямая благотворительная и спонсорская функция (участие в фондах, специализированных программах).
Первые 2 уровня – внутренние, последний – внешний. Компании сами могут выбрать, на каком этапе остановится исходя из финансовых возможностей и интересов собственников.
Этапы социализации
Социализация – это многоэтапный процесс, длящийся десятилетиями. Первоначально проходит , то есть гармоничное вхождение индивида в предлагаемые условия социальной среды. Для адаптации характерно три направления: физиологическая, социальная и психологическая.
- Физиологическое направление предусматривает знакомство с окружением и формирование социальных связей, способствующих обеспечению самореализации. Человек общается с окружением и познает окружающее пространство, прикладывая в дальнейшем силы для реализации целей, стоящих перед коллективом.
- Индивидуализация представляет собой этап, на котором человек уже полностью определился со своим местом, сформировался в качестве личности со своими позициями, убеждениями и оценками происходящего вокруг. Если первоначально человек в обществе стремится к сходству с другими членами, то на этапе индивидуализации человек стремится стать непохожим на окружение, но при этом его персональные особенности должны укладываться в границы ценностей, принятых в социуме.
- Интеграция отражает процесс принятия личности другими участниками социума. В результате формируется своеобразный консенсус — социум, принимая индивида в свое общество, накладывает обязательства соблюдения им определенных норм и правил поведения. Более высокий интеграционный потенциал имеют новички, полезные для социальной группы. В такой ситуации не исключена возможность предоставления личности определенных преференций и послаблений, возможности несоответствия отдельным критериям, принятых в группе.
1) Отношения с родителями
Если нет гармоничных отношений с родителями, то к сожалению, наша судьба закрывается, у нас нет поддержки от рода, и в результате мы не добиваемся успеха.
Обиды, претензии, не выясненные отношения на тонком и внешнем плане портят отношения. С родителями у нас очень прочная психоэмоциональная связь, поскольку они наши первые авторитеты, и они же закладывают фундамент в наше сознание, формируя большую часть нашего мировоззрения.
Бесплатный мастер-класс «КОУЧ — ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО».
При регистрации бонус Чек лист 7 Шагов самокоучинга!
Забрать бонус
Развивая отношения с родителями, мы получаем мощную поддержку и способность успешно действовать в обществе.
Реализация социальных программ
Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного рода проблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения; специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемы демографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается на состоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровне развития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.
Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества и создать, на сколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. Прежде всего, — это задача государства, которая должна осуществляться различными усилиями в рамках социальной политики.
Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.
На мой взгляд, в настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества.
К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более, чем 38 миллионам детей России.
Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Дети не получают достаточного питания, их нечем лечить, и нередко не в чем отправлять в школу
Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” — это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.
Впервые, программа «Дети России» была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение еще раз свидетельствовало, что в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы «Дети России» со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось. В этом году заканчивается срок ее действия (2003 – 2006), и в настоящее время ведется разработка данной программы на еще несколько ближайших лет .
Так, в 1993г. первоначально в программу входило только 5 федеральных целевых программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера». «Планирование семьи», «Дети Чернобыля». В 1994г. в программу включена федеральная целевая программа «Развитие индустрии детского питания». В 1995г. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено включить в состав президентской программы «Дети России» федеральные целевые программы «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», которые и реализуются в составе президентской программы с 1996г.
В 1996г. в состав программы также были включены федеральные целевые программы «Безопасное материнство» и «Развитие Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в 1996 — 2000 г.г.», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
Основной целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.
В ряду приоритетов программы:
— обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей, в том числе проживающих в крайне неблагоприятных природно-климатических и экологических условиях, а также новорожденных детей;
— профилактика врожденной инвалидности детей и меры по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;
— обеспечение физиологических потребностей детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания;
Перейти на страницу: 1
Социальная самореализация
Данный вид реализации личностного потенциала больше остальных коррелирует с духовным ростом личности. Почему? Социальная самореализация — это прежде всего самоотдача человека, умение что-то бескорыстно и добровольно делать для других.
Часто люди реализуются через социум благодаря различной волонтерской деятельности. Социальные работники, к примеру, физически и морально помогают тем, кто находится за гранью бедности или пережил стихийное бедствие. От помощи окружающим индивид получает духовное вознаграждение и развитие личности в данном направлении. Материальная награда в данном случае не является для индивида приоритетом, целью самореализации.
Творческая самореализация
Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.
Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.
Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.
Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.
Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход
Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.
В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.
Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.
Отличия для регионов
Местные власти любого региона имеют право разрабатывать и реализовать собственные социальные программы. Для этого используются средства из регионального бюджета. Например, в Байкало-Амурской магистрали работает программа, по которой граждане переселяются из аварийного жилья. Им предлагается субсидия, с помощью которой они могут приобрести или взять в аренду жилую недвижимость.
Власти Мурманской области предлагают возможность семьям, принимающим участие в программе «Молодая семья», компенсацию 5% стоимости жилья из местного бюджета при усыновлении или рождении ребенка. В Башкортостане семьи могут получить пособие на возведение или покупку жилья.
Правильно ли так относиться к этому?
Не совсем. Понятие успешности не может быть основано на конкуренции с другими людьми.
Рекомендуем ознакомиться: Как подготовиться к эффектному публичному выступлению?
Успех – это то, к чему стремимся мы сами! Так почему надо ориентироваться «на соседа»? Единственное, к чему это ведет, так это к поддержанию общества потребления: коллега на работе купил джип, значит, я просто обязан купить машину с еще большими колесами и более мощным двигателем.
Жизненные цели – личное дело каждого
Таким образом, общим, объединяющим все многообразие понятий является вот что:
успех – это наш личный критерий, наша личная цель, к которой мы стремимся. Это та задача, которую мы ставим сами перед собой – не ведите ни с кем переговоров относительно своих целей, они зависят только от вас.
Да, безусловно, мы можем сказать себе: «Черт, я хочу, чтобы у меня был самый крутой джип!». Но это абсолютно не то же самое, что слепая «гонка вооружений». Если мы ставим перед собой цель, мы, как правило, знаем, зачем нам надо ее достичь. Модель общества потребления не ставит перед собой таких целей. Не оглядывайтесь по сторонам, идите к собственной цели, будьте успешными!
3) Дети и внуки
Опять же из-за деградации общества, если даже партнеры дошли до статуса мужа и жены, у них отсутствует желание рожать детей. И почему же?
Некоторые придерживаются позиции потребления, наслаждения жизнью и не желают жертвовать ради детей своим временем, здоровьем и вниманием. Такое общество просто катится в яму…. Через детей мы реализуемся как личности
И даже просто размышляя о том, что не стоит рожать детей, разрушается человеческое сознание и закрывается судьба
Через детей мы реализуемся как личности. И даже просто размышляя о том, что не стоит рожать детей, разрушается человеческое сознание и закрывается судьба.
Были проведены исследования в Великобритании, где выявили, что женщины до 33 лет, которые не родили детей, склонны к шизофрении.
Дети — это продолжение рода, и наша задача способствовать этому.
Существующие проблемы и функции социальной сферы
Существующие проблемы социальной сферы
Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.
С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:
-
предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;
-
предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.
Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.
Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).
Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.
Функции социальной сферы
Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.
Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.
В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.
Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:
-
регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;
-
обеспечение безопасности граждан страны;
-
предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;
-
социальное обслуживание;
-
поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;
-
обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;
-
формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.
2) Муж и жена
К сожалению, из-за ранних сексуальных отношений и нынешней деградации общества, где приветствуются однополые отношения, частая смена партнеров, доступ к порнографии, у людей складывается определенное мнение об отношениях, и в итоге приходит разочарование. В результате к 18-20 годам многие не обладают ни малейшим желанием заводить семьи, и, соответственно, страдает институт семьи
Поэтому необходимо понимать важность создания семьи, которая является источником реализации как мужчины, так и женщины
Отношения мужа и жены — это важный мост на пути выполнения своего предназначения. Поэтому разумные люди, которые не подвергаются общественным установкам и стадному рефлексу, берут ответственность за создание семьи и гармоничных отношений.
Цели самореализации
Поскольку данная деятельность направлена на достижение определенных внешних позиций, цели самореализации заключаются, по большей части, не в познавании себя и внутренней аналитике, а на проявлении своей индивидуальности, имеющихся возможностей и потенциала среди людей. Когда мы говорим о том, что человек состоялся в жизни, мы подразумеваем полное задействование всех его внутренних ресурсов, направленное на реализацию задуманных им планов. Первичная проблема самореализации заключается в том, что между внутренними энергетическими запасами, желаемыми достижениями и реальными успехами может наблюдаться полное несоответствие. Таким образом, истинный потенциал человека, то есть его таланты и внутренние резервы, могут быть не раскрыты полностью в связи с определенными внешними обстоятельствами, что приводит к неудовлетворенности.
Социальная успешность и социальная реализованность
Социальную успешность не стоит путать с социальной реализованностью. Хотя это пересекающиеся понятия.
— Успешность — статус человека и его образ жизни признан обществом и одобряем им.
— Реализованность — человек занят тем, что ему нравится, может максимально использовать свои таланты и навыки.
Как пример: в период распада Советского союза, многие научные работники не могли реализовывать свои таланты из-за неимоверно низких зарплат, но некоторые из них стали социально успешными, уйдя в бизнес и сумев заработать большие деньги.
В одном из последних исследований было выявлено отношение менеджеров среднего звена к понятиям «успех», «успешность»
Так, то, что успех следует оценивать по количеству материальных благ, соглашаются 45% менеджеров, а 87,1% вообще не считают богатство критерием успеха.
Важно
Критерий успеха — степень достигнутой внутренней гармонии, так считают 84.5 % опрошенных.
5) Следовать природе мужчины и женщины
Сейчас роли несколько меняются, потому что социум катится вниз, не подозревая об этом.
Природа мужчины — это 80 процентов в обществе и 20 в семье, а женщины — наоборот. Мужчина — это защита, тыл для женщины как на физическом, так и на ментальном уровне.
Мужчине необходимо заботиться о спокойствии ума женщины, это его ответственность. Если даже он прав, ему необходимо оградить женщину от переживаний, что она ошиблась. Мужчина — это крепкая опора для женщины во всех аспектах. Он — стража женского счастья.
Женщина заботится о муже и детях, следит за уютом в доме. Она — президент вашего очага и главный вдохновитель мужчины. Природа женщины как батарейка. Приходя в этот мир, женщина уже обладает невероятной энергией и знаниями, и ее задача это сохранить, следуя своей природе. А мужчина как аккумулятор, т.е он постоянно что-то исследует, достигает, набирается опыта и знаний.
Даже если женщина предпочитает действовать в обществе, занимая высокие должности и положения, то ей необходимо все оставлять вне дома, а в семье — она все та же слабая, хрупкая, нуждающаяся в поддержке женщина.
У мужчины разум и ум работают отдельно, а у женщины одновременно, поэтому мужчине невозможно испытывать эмоции и включать разум одновременно. После осознания этого мужчина понимает женскую природу, и берет за нее еще большую ответственность, ограждая от беспокойств.
Знанием своей природы мы достигаем гармонии в отношениях.
Условия самореализации личности
Существует ряд факторов, при отсутствии которых данный процесс в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общностью будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру, линии поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения. Также отдельным влиянием, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.
Помощь психолога в формировании успешного образа мышления
Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что склонность успех определяется не высоким интеллектом, а отношением к проблеме.
Дуэк выделяет два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.
Психология фиксированного мышления,
Такие люди уверены, что они такие, какие есть, и изменить это невозможно. И когда они сталкиваются с проблемой, это создаёт сложности, ведь они думают, что изменить что-то не в силах, они чувствуют безнадёжность и грандиозность задачи, перед ними стоящей.
Психология мышления роста
Эти люди уверены, что им под силу справиться практически с любым заданием, если приложить усилия, терпение и запастись временем. Для них проблема — это вызов и задача, а не повод опустить руки. Эти люди оптимистичны и обладают позитивным мышлением.
Однажды профессор из университета Кентукки Сьюзан Сегерстром оценила уровень оптимизма своих студентов по 5-балльной шкале.
Через 10 лет она поинтересовалась уровнем дохода выпускников. Выяснилось, что каждый балл превратился в 35 000 долларов разницы в их годовом заработке.
Как вы можете видеть, нет никакой предопределённости, и если сейчас вы скорее человек с фиксированным мышлением, то вы можете его поменять на позитивное мышление роста. Для этого нужно выполнять ряд упражнений, которые советуют психологи, регулярно и настойчиво и через два-три месяца вы увидите, что проблемы больше не вводят вас в ступор, а оптимизм стал вашим верным спутником.
Применяйте рефрейминг
Переформулируйте все негативные мысли в позитивные, даже если это будет звучать немного абсурдно — используйте интеллект
Важно учиться искать хорошее в плохом.
Записывайте случившиеся за день позитивные события
Заведите специальный дневник и каждый день записывайте всё, что было хорошего, а если ничего не можете вспомнить, то запишите мечту или приятное воспоминание
Важно наполнить день позитивом, заострить на нём своё внимание.
Чаще улыбайтесь
Всё взаимосвязанно и мысли, и тело. И одно воздействует на другое
Если вы будете 10 минут сознательно заставлять себя улыбаться, ваше тело начнёт вырабатывать эндорфин и вам станет лучше на самом деле.
Отпускайте прошлое
В этом поможет практика медитации, это обучит ваш мозг концентрироваться только на том, на чём вы хотите, не проваливаясь в негативные воспоминания
Не нужно прокручивать в голове ошибки, провалы и неудачи. Оставляйте прошлое в прошлом.
Не запрещайте себе испытывать негатив
Подавлять негативные эмоции и загонять их вглубь не стоит. Если случилось что-то действительно плохое, позвольте себе переживать, злиться, раздражаться. Отведите на это некоторое время и затем отпустите это.
Слушайте оптимистичную музыку
Включайте с утра вместо новостей позитивную музыку, танцуйте и подпевайте, пока чистите зубы. Музыка стимулирует наш мозг и активизирует его.
Делайте что-то для других людей
Мы социальные существа и нам крайне важно быть в связи с другими. Быть нужным и полезным — лучший путь почувствовать свою значимость, вырастить самооценку и самоуважение.
Практикуйте аффирмации
Аффирмации — это короткие позитивные утверждения, наполняющие вас силой, уверенностью и меняющие ваше мышление. При составлении аффирмаций важно придерживаться некоторых правил:
— Не используйте отрицание. Нельзя: «Я не болею»; можно «Я здоров/а»;
— Используйте настоящее время. Нельзя: «Я справлюсь с задачей»; можно: «Я эффективно справляюсь с задачами»;
— Утверждения должны быть направлены на самого себя. Нельзя — «Мой муж любит меня»; можно: «Я счастлива в любви»;
Устраивайте себе каждый день мини-отпуск
Найдите то, что доставляет вам радость: прогулка, встреча с другом, чтение. Всего 10-30 минут в день, когда вы не думаете о делах и заботах, а только отдыхаете и наслаждаетесь жизнью.
Анализируйте
Не принимайте всё как есть, анализируйте и хорошее, и плохое. Если случилась неприятность, постарайтесь детально ответить себе на следующие вопросы:
1. Почему так произошло?
2. Какие посторонние факторы или собственные действия к этому привели?
3. Что можно сделать для разрешения проблемы вообще?
4. Какие шаги следует предпринять в ближайшем будущем? Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса:
1. Почему?
2. А почему бы и нет?
3. Почему бы и не я?
4. Почему бы и не прямо сейчас?
Социальная сфера и благосостояние граждан страны
В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.
Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:
здравоохранение
Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;
образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
социальное обеспечение
Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям
культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.
Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.
Виды самореализации.
Поскольку человек – биосоциальное явление, рассматривать вопрос его становления как личности в отрыве от социума не корректно. Можно выделить несколько разновидностей самореализации:
- Личностная;
- Творческая;
- Профессиональная;
- Социальная.
Все они взаимосвязаны между собой и должны быть в жизни человека. Главными катализаторами их развития становятся воспитание и образование ребенка, которые закладывают модель его поведения в будущем. Рассмотрим их более детально.
1. Личностная самореализация.
Поскольку каждый из нас позиционирует себя как личность, то этот вопрос становится важным с раннего детства. Ребенок хочет уважения, понимания, одобрения своих поступков. Эта тенденция только усиливается с возрастом, либо приводя к успеху, либо к депрессии и комплексам. Ведомый таким стремлением, человек выбирает несколько возможных стратегий своего жизненного пути:
- Стремление к благополучию и материальному достатку;
- Успешность в покорении «вершин», карьерный рост;
- Развитие своих умений и навыков, включая хобби.
В любом из перечисленных пунктов в центре ставится личность индивидуума, ее самореализация, вне зависимости от вида деятельности. Главное – получить признание и одобрение. В первую очередь, от родственников и друзей
Поэтому так важно гармонизировать пространство вокруг себя начиная со своего ближайшего окружения
2. Творческая самореализация.
Стремление создавать что-то новое неразрывно связано с эволюцией человеческого вида. Все шедевры мировой культуры, достижения науки и техники вызваны именно этим порывом. Таким образом самореализация личности посредством творчества уходит своими корнями в глубинные основы человеческого бытия. Креативные, нестандартно мыслящие люди всегда добиваются большего успеха, чем те, кто действует шаблонно. Особенно это актуально в XXI веке – эпохе стремительного развития технологий и информационных потоков. Благодаря творчеству мы формируем свой отклик на окружающую действительность, расширяем свое мировоззрение. Самое главное, что творить может любой из нас. Меняются только формы выражения созидательного акта. Поэзия, проза, живопись, скульптура, поделки по металлу и дереву, лепка, вышивка, оригами, икебана, графический дизайн и множество других направлений. Каждый может найти себе подходящее занятие
И не так важно стать лучшим, главное получить признание и одобрение
3. Профессиональная самореализация.
Успех на работе также важен большинству людей. И дело здесь не только в деньгах и продвижению по службе. Нет. Куда важнее чувство востребованности, одобрения и признания со стороны коллег и руководства
Важно помнить, что работа – только часть жизни. Она не в силе заменить другие аспекты. Такой вид самореализации преследует следующие цели:
Такой вид самореализации преследует следующие цели:
- Чувство принадлежности к определенному сообществу людей;
- Стремление занять свое место в служебной иерархии;
- Желание быть признанным среди коллег;
- Понимание своих сильных и слабых профессиональных сторон;
- Планирование своего будущего.
Каждый, взглянув на этот перечень, может с легкостью определить на каком этапе находится лично он.
4. Социальная самореализация.
Связана с обретением общей социальной успешности в том количестве, которое необходимо конкретному индивидууму для ощущения счастья. Данный вид самоактуализации является собирательным по отношению к предыдущим. По сути, социальная самореализация – это именно та, высшая степень человеческих потребностей, о которой говорил Абрахам Маслоу. Чтобы добиться успеха в социуме можно идти совершенно разными путями. Становиться первоклассным сотрудником, быть частным предпринимателем, заниматься актерской либо любой другой деятельностью.
Общество настолько многогранно, что в нем найдется место каждому. И, соответственно, в любом проявлении человеческой активности можно быть признанным и получить одобрение. Хоть, стоит оговориться. По-настоящему состоявшиеся люди от чужого мнения не зависят, они и так уже все и всем доказали. Кто еще не успел самореализоваться в полной мере, ищут подтверждение своим успехам в отзывах других. Но, это лишь один из этапов становления личности, через который проходят практически все.
Самореализация – неотъемлемый компонент полноценной жизни человека, без которой он не мыслим, как биосоциальный вид. Достичь это состояние можно различными путями, среди которых как личное признание, так и творческая, профессиональная и социальная реализованность человека. Главное помнить, что перечисленные виды самореализации являются взаимосвязанными частями одного целого. И для ощущения успешности необходимо совершенствоваться в каждом из них.
Составляющие успеха при самореализации
Психолог С. Мадди провел обширные исследования и построил на их основе теорию личности, которая имеет задатки к реализации собственного потенциала. Среди характеристик полноценно функционирующего индивида он привел следующие:
- Наличие творческого потенциала.
- Ощущение самостоятельного контролирования жизни.
- Обладание свободой воли и действия во всех жизненных ситуациях.
- Спонтанное принятие решений в различной обстановке.
- Высокий уровень возможностей к адаптации, повышенная подвижность.
Данные характеристики сами по себе еще не дают гарантии самореализации. По мнению многих психологов, важны не столько врожденные качества, сколько приобретенные. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала индивида играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости, но при этом оставаться в трезвом уме и спокойном рассудке.
Одни смотрят на проблему самореализации с точки зрения гуманистической психологии, другие же опираются на религиозные догматы о наличие у каждого человека души. Какую опору и основу для начала движения по пути реализации собственного потенциала выбрать — вопрос строго индивидуальный. Тем не менее известно, что независимо от точки опоры, успешное применение знаний и навыков в избранных личностью сферах для самореализации является неизменной составляющей обретения счастья в жизни.