Тема 3. психология научения и обучения

Составляющие обучения

Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.

Выделяют два основных направления обучения:

  • взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
  • организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.

Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.

Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.

Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.

Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Снизить эффект взаимодействия могут:

  • отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
  • плохая организация учебной деятельности.

Базисом обучения являются:

  • информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
  • умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
  • навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).

Образование является результатом обучения.

Определение 2

Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Имплицитное научение и сознание

Самая интересная характеристика имплицитного научения — это отсутствие сознательного контроля со стороны обучающегося. Наоборот, если человек начинает включать мышление и пытается понять закономерности — результаты экспериментов становятся хуже.

Это как попросить канатоходца, задуматься, о том, что ему помогает ходить на высоте и не падать. Подобный эксперимент может закончиться для него сломанной шеей. Ведь канатоходцы полностью концентрируются в процессе и ни о чём другом не думают. Это может только помешать процессу.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Кадр из фильма «Прогулка»

Вместо заключения

Когнитивные процессы часто упускаются из виду – основные теоретики ассоциативного обучения и их последователи предпочитают придерживаться наблюдаемых событий, таких как поведение и окружающая среда. Все, что связано с когнитивными процессами, остается относительно скрытым и не анализируется ими.

Ассоциативное обучение было исследовано и объяснено бихевиористами. Бихевиоризм является одним из основных направлений психологии

Бихевиористы отказались от изучения самоанализа, уделяя внимание именно поведенческим мотивам. Особенно ценится получение количественных результатов. Ассоциативное обучение изучено с научной точки зрения

Основные теоретики ассоциативного обучения работали в лабораториях в чрезвычайно жестких условиях, особенно опираясь на эксперименты с животными

Ассоциативное обучение изучено с научной точки зрения. Основные теоретики ассоциативного обучения работали в лабораториях в чрезвычайно жестких условиях, особенно опираясь на эксперименты с животными.

Концепция ассоциативного обучения – это одна из основ образования. Поощрения и наказания часто используются при обучении. Однако преподавание – не единственная профессия, которая использует ассоциативное обучение, и его черты можно найти во множестве других областей.

Так или иначе, ассоциативное обучение на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов намеренного или самопроизвольного научения чему-либо. Исходя из этого, каждому из нас стоит взять на вооружение особенности ассоциативной памяти, чтобы извлекать максимум опыта и пользы из всего, что с нами происходит.

Частичное подкрепление.

Инструментальное научение с использованием поощрения – например, приучение крысы в ящике Скиннера нажимать на рычаг ради получения пищи или похвала ребенку, когда он говорит «спасибо» и «пожалуйста», – предполагает несколько видов зависимости между поведением и поощрением. Самый обычный вид зависимости – постоянное подкрепление, при котором награда выдается за каждую правильную реакцию. Другой вариант – частичное подкрепление, предлагающее поощрение только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день

Воздействие частичного подкрепления важно и представляет большой интерес. При частичном подкреплении для освоения желаемого поведения требуется больше времени, но результаты оказываются гораздо более стойкими. Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется «угасанием»

Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается

Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется «угасанием». Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается.

Типы и виды научения

Традиционно различают 4 типа научения:

  1. привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
  2. классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
  3. оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
  4. комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.

Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).

В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.

Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:

  • сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
  • моторное – выработка полезных действий;
  • сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.

Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.

Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:

  • знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
  • навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
  • действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.

По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.

Кодирование информации в памяти.

Многие виды обучения включают три важнейших элемента: звук, смысл и зрительный образ. Например, необходимо образовать ассоциацию между словами «собака» и «стол». Обучение путем кодирования звука требует все новых и новых повторений этих слов, вслушивания в то, как они звучат вместе, и запоминания ощущений, возникающих при их повторении. Этот акустический метод, называемый механическим запоминанием, иногда необходим, но значительно уступает кодированию по смыслу. Осмысленное усвоение ассоциации между словами «собака» и «стол» включает мысль о собаке, мысль о столе и установление какой-то связи между ними, например утверждения, что собака никогда не работает за столом. Смысловое кодирование – наиболее важный фактор успешного школьного образования

Длительная усердная работа, использующая механическое запоминание, не дает тех результатов, какие достигаются в ходе намного меньшего числа занятий, в которых основное внимание уделяется смыслу урока. Иногда же наиболее результативным оказывается третий метод – метод формирования зрительных образов. В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки

Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики

В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки. Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики.

Голодный голубь

На примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой. Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку. Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.

Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.

Понятия: «научение» и «обучение», «учение», «учебная деятельность».

  • Морфология и словообразование. Курс лекций | Лекция | 2016 | Россия | docx | 0.35 Мб

    Словообразование Вопрос 1. Словообразование как раздел языкознания. Предмет и задачи словообразования. Вопрос 2. Понятие о словообразовательной системе русского языка. Вопрос 3. Непроизводные и

  • Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно-модульной технологии обучения) Андриенко Анжела Сергеевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов — на — Дону — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 9.05 Мб

    13.00.08 — теория и методика профессионального образования. Актуальность исследования. Процесс модернизации системы российского образования в условиях социально-экономических изменений в обществе

  • Развитие профессионально-личностных качеств будущих психологов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации Протасова Галина Валериевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Рязань — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 9.66 Мб

    Специальность 19.00.06 — юридическая психологии. Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические условия развития и становления правового государства Российской Федерации и

  • Ответы на экзаменационные вопросы по курсу История политических и правовых учений | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.35 Мб

    Политическая мысль Древней Индии. Чанакья (Каутилья) Политико-правовые взгляды школы жуцзя: Кун-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы Политико-правовые взгляды школы моцзя Политико-правовые взгляды школы фацзя: Шан

  • Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач (на основе поэтического текста) Макарова Виктория Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 6.78 Мб

    Специальность 13.00.02. — теория и методика обучения и воспитания (русский язык) Данное исследование посвящено актуальному в методике русского языка вопросу — развитию познавательной деятельности

  • Методика обучения интегрированному курсу «математика — информатика» в условиях инновационной педагогической системы Клюсова Виктория Викторовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тобольск — 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 5.36 Мб

    13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень общего среднего образования). Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проектирования методической системы обучения математике в

  • Методические средства подготовки будущих учителей информатики для осуществления профильного обучения Звягина Анна Стефановна | Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 4.69 Мб

    13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (информатика). Введение 3 Глава 1. Теоретические основании необходимости дополнительной подготовки будущих учителей информатики к работе в

  • Повышение квалификации менеджеров туризма в системе корпоративного обучения Инюшкина Светлана Игоревна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 3.72 Мб

    Специальность 13.00.08.- теория и методика профессионального образования. Актуальность исследования. Туризм, по словам Франческо Франжиалли, генерального секретаря ЮНВТО, за последние пятьдесят лет

  • Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации (комплексное теоретическое исследование) Чередниченко Екатерина Евгеньевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.42 Мб

    12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Актуальность темы исследовании. До УК РФ 1996 года ни один уголовно-правовой акт не содержал норм, закрепляющих принципы

  • Развитие идей компьютерного обучения в отечественной педагогике второй половины ХХ-начала XXI века Ундозерова Алла Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Архангельск — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 6.97 Мб

    13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Одним из современных направлений реформирования системы образования является информатизация, основанная на внедрении

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Подходы к пониманию научения

Существует несколько подходов к пониманию природы возникновения и механизмов развития научения. Каждая точка зрения, предложенная учеными, имеет свои особенности и должна быть рассмотрена в данном контексте.

Условно можно разделить позиции на несколько групп:

  • теории бихевиоризма – научение трактуется как случайное явление, обусловленное определенным стечением обстоятельств, требующее немедленной реакции;
  • теории гештальтпсихологии и необихевиоризма – весь процесс взаимодействия начинается с возникновения спонтанного интереса и заканчивается полным его удовлетворением;
  • теории, признающие научение познавательной деятельностью, в ходе которой комплексно применяются теоретические знания и практические умения.

Р.Г. Аверкин выделил некоторые положения, соединив схожие представления разных подходов к пониманию сущности феномена:

  1. Научение может выражаться как в постепенном, так и в скачкообразном изменении поведения.
  2. Изменения поведения не обусловлены созреванием организма, хотя развитие неестественно без научения.
  3. Научением нельзя назвать изменения в поведении ввиду усталости или влияния провоцирующих веществ.
  4. Регулярные упражнения неизменно способствуют совершенствованию научения.
  5. Возможность научения доступна в разной степени только некоторым видовым ступеням.

Имплицитное научение: история возникновения термина

Как вообще возникли термины имплицитное и эксплицитное научение? Их предложил когнитивный психолог Артур Ребер, который в 60-е годы XX века начал изучать бессознательные психологические механизмы, позволяющие человеку усваивать большие объёмы информации.

Для этого учёный провёл серию экспериментов, которые якобы позволяли изучать возможности памяти. В них Артур Ребер просил участников запоминать серии случайных символов. После он объяснял, что это искусственный язык и все фразы подчиняются определённым законам. А на последнем этапе исследования участникам показывали ряд новых символов и просили указать, какие из них соответствуют законам предыдущей последовательности, а какие нет.

Удивительно, но большинство испытуемых давали верные ответы и не могли объяснить, как именно они это делают. Эти результаты позволили учёному прийти к выводу, что человеческий мозг может усваивать знания без прямого участия сознания.

Вторичное подкрепление.

В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с событиями, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер, начинают сами действовать как поощрение или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления. Классический пример вторичного подкрепления – деньги. Животные в ящике Скиннера готовы нажимать на рычаг, чтобы завладеть специальными жетонами, обмениваемыми на пищу, или добиться того, что начнет звонить звонок, со звуком которого они приучены отождествлять появление еды. Научение, приводящее к избеганию, иллюстрирует вариант вторичного подкрепления через наказание. Животное выполняет определенные действия при появлении сигнала, который, хотя сам и не является неприятным, постоянно сопровождает какое-то неприятное событие. Например, собака, которую часто бьют, съеживается и обращается в бегство, стоит ее хозяину поднять руку, хотя в самой по себе поднятой руке ничего опасного нет. При использовании для контроля за поведением положительного и отрицательного вторичного подкрепления нет необходимости в частом фактическом поощрении или наказании. Так, когда животных дрессируют по методу последовательных приближений, подкреплением при каждой попытке обычно служит лишь щелкающий звук, который до этого регулярно сопровождал появление пищи.

Организация практики.

При освоении навыка, как и во многих других ситуациях, полезно делать частые перерывы для отдыха, а не практиковаться непрерывно. То же количество занятий приведет к более эффективному научению, если они распределены во времени, а не сконцентрированы в единый блок, как это делается при т.н. массированном обучении. Занятия, проводимые частично утром и частично вечером, обеспечивают большее различие в условиях обучения, чем занятия только утром или только вечером. Однако часть процесса обучения заключается в том, чтобы обучаемый мог вспомнить сохраненную памятью информацию, и такому вспоминанию способствует воссоздание ситуации, в которой что-то было выучено. Например, результаты тестирования оказываются лучше, если оно проводится не в специальном экзаменационном классе, а в том же помещении, где происходило обучение. См. также НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ; ПАМЯТЬ; ПСИХОЛОГИЯ; ПРИВЫЧКА.

Имплицитное научение в образовании

Самый большой вопрос — как использовать имплицитное научение в образовании? Эксперименты, которых пока было не так много, показывают, что обучение имплицитным способом ненамного эффективнее, чем сознательное. Это объясняется невозможностью контролировать процессы.

Так что в таких сложных вопросах, как подготовка к экзаменам или защита диплома, лучше отдавать предпочтение сознательному обучению и систематической учёбе. Но и не брезговать класть конспекты под подушку на ночь или слушать во сне записанные лекции. Возможно, так наше сознание и бессознательное лучше справятся с поставленными задачами.

А если вам понадобится реальная помощь в подготовке любого вида работ, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты сознательно подготовят материалы к контрольной, курсовой или дипломной работе, чтобы вы точно получили высокий балл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: