Разница между рациональным и иррациональным мышлением

Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание

До сих пор мы тщательно избегали темы единства чувственного и рационального познания

Внимание было направлено на своеобразие того и другого, их относительную изолированность друг от друга. Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и, более того, взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения

В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга

Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.

Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.

Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.

В точке пересечения чувственные и рациональные формы познания образуют нечто целое. Исчерпывающим психическим образом «этого яблока» выступает синтез понятия «яблоко» и восприятия яблока. Понятие яблока не есть исчерпывающий психический образ именно «этого » яблока. Восприятие яблока не дает образ яблока. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ «этого яблока».

Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.

Рациональное мышление: что это такое

Основу рационального сознания составляют реальные факты для размышлений и логически обоснованные доводы для принятия решений. Они позволяют видеть вещи в истинном свете, объясняют непонятные явления и показывают кратчайший путь к поставленной цели.

Традиционно рациональный образ мысли связывается с точными науками, но и в повседневной жизни люди вынуждены пользоваться им, чтобы выстроить свою карьеру, накопить денег на крупную покупку, спланировать отпуск.

Рациональные личности:

  • здраво оценивают окружающую действительность;
  • ставят перед собой реальные цели;
  • адекватно реагируют на критику;
  • прислушиваются к окружающим;
  • подкрепляют свои выводы конкретными фактами;
  • отличаются расчетливостью и прагматизмом;
  • трезво оценивают возможности – свои и чужие.

Решимость мыслить рационально является позитивным моментом с точки зрения работы человека над своими недостатками.

Людям другого склада, не умеющим и не желающим строить планы на жизнь, порой сложно добиваться своих целей, так как они:

  • не думают о последствиях;
  • везде опаздывают;
  • не умеют предсказывать ход событий.

Руководствуясь рациональными мыслями, человек не совершает спонтанных и необдуманных действий, минимизирует риск неприятных неожиданностей. Именно такой спокойный взгляд на ситуацию позволяет человеку собраться в критический момент, когда вокруг кипят страсти и эмоции.

Суть иррационального мышления

Этот вид мышления называют эмоциональным. Характеризуется наличием предположений, фантазий, потоком мыслей и эмоций.

Особенно ярко его демонстрируют творческие люди (художники, драматургии, поэты) и дети. Зачастую они говорят, что думают, не придают значения последствиям своих действий, обижаются без причины и не способны к планированию и пониманию логических связей.

Психологи отмечают, что, думая таким образом, человек чаще всего не воспринимает действительность объективно и склонен к тревожным состояниям.

Иррациональное мышление имеет и другие минусы:

  • уменьшает эффективность профессиональной деятельности;
  • оказывает негативное влияние на мотивацию;
  • является причиной депрессии и раздражительности;
  • не отличается гибкостью;
  • характеризуется зависимостью от мнения других людей.

Иррациональное тесно связано с подсознанием, поэтому важно не подавлять эту область, а использовать во благо

Иррациональное мышление

«У того парня – чуйка на деньги». Что еще за «чуйка»? Ну, он на уровне интуиции понимает, как можно заработать. После прочтения предыдущей главы мы мыслим рационально, и такое объяснение нас не устраивает. Разберемся сами.

Саму интуицию можно понять как неосознанное руководство фактами. В этом и заключается основное отличие от рационализма. Иррациональное мышление охватывает поверхность, едва заглядывая глубже. Разум не пускается в витиеватые рассуждения. Делается это неосознанно, и потому человеку часто кажется, что он действует «по наитию». Такое мышление часто называют чувством. Именно эмоции, а не логика, становятся движущей силой мысли.

Мы часто думаем, что человек совершает какие-то действия без причин и логики. Такой человек клеймится «иррациональным». Однако ничего не происходит просто, и на все есть свои причины. Просто у «иррационального человека» мышление действует поверхностно, в экспресс-режиме. Из-за этого рассуждение и логика могут искажаться. Но так как делается это неосознанно, то и понять эти трюки сознания не всегда удается.

Рациональное поведение семьянина, работника, гражданина

Семьянин – глава семьи, ответственный за распределение доходов. Рациональное экономическое поведение семьянина представляет собой:

  • продуманное совершение трат с учетом доходов;
  • распределение их согласно потребностям семьи;
  • создание накоплений и инвестирование их с учетом прибыльности и рисков.

Работник – физическое лицо, работающее по трудовому договору на работодателя и получающий заработную плату. Рациональное поведение работника состоит в выборе действий, которые принесут ему наибольшую выгоду – это касается и дохода, и карьерного, личностного роста. Для реализации своих целей работник должен:

  • знать трудовое законодательство;
  • эффективно использовать свое рабочее время;
  • быть готовым работать сверхурочно на подходящих ему условиях;
  • стремиться к профессиональному росту;
  • уметь отстаивать свои права;
  • выбирать наиболее выгодные предложения работы на рынке труда.

Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе определенному государству. Отношения гражданина с государством состоят из его прав и обязанностей. Экономические права реализуются в создании материальной базы для жизни и деятельности. Гражданин имеет право:

  • трудиться в надлежащих условиях;
  • свободно выбирать профессию и род деятельности;
  • на свободу экономической деятельности;
  • на социальную защиту;
  • на свободное владение и распоряжение частной собственностью.

Экономические обязанности гражданина состоят в отчислении части дохода в пользу государства. Он должен владеть полнотой информации о налогах и льготах и своевременно их выплачивать. Рациональное поведение гражданина заключается в выборе оптимальных решений в его экономических взаимоотношениях с государством.

Пример стоического мышления

Марк Аврелий – великий римский император. Последний из «пяти хороших императоров». Большую часть своего правления провел на границах империи, защищая ее от врагов. Прошел через две крупные войны. Несмотря на множество проблем, он достойно руководил империей и не терял разума в самых трудных ситуациях. В этом ему помогал стоицизм. Марк Аврелий отлично проиллюстрировал тему рационализма в своих «Размышлениях»:

Как же можно быть спокойным в таких ужасных ситуациях? Подробнее посмотрим на цитату. Важный момент – «спокойствие перед игрой случая». Он фактически отвечает на наш вопрос. Все происходящее вокруг – цепь событий, судьба, если угодно. Мы, как люди, не можем эти события контролировать, так зачем из-за них волноваться? Мы можем лишь контролировать себя и свое отношения к этим событиям. Если что-то плохое все равно может случиться или уже случилось, то не разумнее ли сохранять рациональное мышление, а не поддаваться эмоциям?

Если же говорить именно о том, чтобы прекратить волноваться (а значит, действовать неразумно) в рутинной жизни, то необходима подготовка. То есть нужно быть готовым к любым превратностям судьбы. Тогда и «сюрприза» не будет, а значит, и эмоции останутся под контролем.

Из многих философских направлений именно стоицизм наиболее применим в житейской жизни. С его помощью мы можем научиться контролю над разумом и принятию взвешенных решений в трудных ситуациях. А ведь это и есть основа рационального мышления.

Восприятие во сне

Многочисленные исследования помогли установить тот факт, что сон – как режим отдыха мозга – признан таковым необоснованно. Было доказано, что в таком состоянии периодически изменяется давление, учащается дыхание, пульс становится частым и аритмичным, а гормональная активность увеличивается в разы. Нередко параметры спящего человека достигают уровня этих же показателей в состоянии бодрствования, а то и превышают его. Такие всплески во сне именуются рэм-фазой – фазой сновидений. Примечательно и то, что именно в этот момент, в момент повышенной активности мозга, он практически полностью перестраивается и отстраняется от внешнего мира, обрабатывая информацию и сортируя ее исключительно в пределах внутренней мозговой деятельности. В эти минуты человек видит сны. И сны эти нередко бывают пророческими, реалистичными, предсказательными.

Можно вести массу дискуссий на тему того, что все это в жизни не применимо и никакого значимого смысла для общества оно не несет за недостаточностью научных обоснований. Но как же тогда объяснить тот факт, что Менделееву приснилась его таблица химических элементов во сне? Разве не несет она сегодня огромное значение для общества тем, что поясняет и описывает взаимосвязи и взаимозависимость всех существующих химических соединений, известных человеку?

Как считаете лично вы: несет ли в себе иррациональное познание столь же большое значение, сколь обоснованное рациональное и значимое чувственное?

Источник

Как развивать рациональное мышление

Несмотря на наличие большого количества информации о мышлении и психологии, многие люди не понимают, зачем развивать в себе рациональный образ мыслей.

Вне зависимости от профессии и образа жизни рациональное мышление каждому принесет пользу. Оно способно помочь человеку достичь своих целей, решить проблемы в отношениях и повседневной жизни. Ведь в общем смысле речь идет о наведении порядка в голове, работе над собой и построении своих жизненных правил.

Развить его легко, если следовать простым рекомендациям:

Искать достоверную информацию. Зачастую в основу своих рассуждений люди вкладывают не проверенные факты, а мнения окружающих.

Развивать широту взглядов

Следует помнить, что все могут ошибаться, поэтому важно изучать разные точки зрения и не быть категоричными в суждениях.

Не судить о явлениях и людях по внешним признакам. Люди часто сами додумывают реакции, не зная всех фактов

Как правило, человек видит только то, что сам хочет и понимает. А в действительности за любой внешней реакцией может стоять целый ряд неизвестных причин и проблем.

Изучать правила эффективного общения. Так, например, следует внимательно слушать собеседника, не додумывать то, что он сказал.

Говорить о своих сомнениях и недовольствах. Делать это нужно без эмоций и важно говорить только о текущей ситуации.

Специалисты отмечают, что в этом процессе не стоит забывать о таких простых действиях как сон, отдых, здоровый образ жизни, чтение полезной литературы. Все это дисциплинирует и помогает развивать рациональную сторону личности.

Мышление поддается тренировке. Говорят, что лучший способ его развивать – это делать то, что никогда не делали.

Безусловно, в каждом человеке есть и иррациональное. Вопрос в том, чтобы использовать это в нужном русле (например, в творчестве), а не для прикрытия лени и нежелания расти и меняться.

Помните, что жить в иллюзорном мире, удобно и легко, но жизнь динамична по своей природе и требует от человека постоянного роста и принятия ответственности.

Ошибка подтверждения

Предположим, что перед вами на столе разложили четыре карты. У каждой карты на одной стороне изображена буква, а на другой стороне — цифра. Карты разложены таким образом, что вы видите а, б, 2, 3. Необходимо проверить правильность следующей гипотезы: все карты, у которых на одной стороне изображена гласная, на другой — обязательно четное число. Надо выбрать только те карты, которые могли бы подтвердить гипотезу. Большинство людей переворачивают карту, на которой нарисовано а. Некоторые испытуемые выбирают карту, на которой нарисована цифра 2. Однако правильный способ проверить гипотезу — перевернуть только карты, на которых изображены а и 3. Почему? Потому что единственный способ проверить правильность гипотезы — это перевернуть карты, которые могли бы ее опровергнуть (фальсифицировать). Если мы перевернем карту с а и на обратной стороне окажется четное число, то это подтверждает гипотезу, но будет нечетное число, гипотеза будет отвергнута. Предположим, что мы перевернем карту с б. Данная карта не дает абсолютно никакой информации для проверки валидности гипотезы, так как эта буква не относится к гласным. Рассмотрим карту, на которой изображена 2. Если на обратной стороне окажется гласная, то это будет соответствовать гипотезе, но если согласная, это будет безотносительно к ней. Таким образом, карта с 2 не обладает потенциалом для фальсификации гипотезы. Наконец, карта, на которой изображена 3. Если на обратной стороне окажется гласная, то это опровергнет гипотезу, а если согласная, то это будет безотносительно к ней. Таким образом, только две карты с а и 3 обладают потенциалом для фальсификации гипотезы. Тем не менее, большинство людей выбирают для проверки гипотезы карты с а и 2 или только а. Люди выбирают а и 2, потому что используют ментальную модель, или эвристику, по которой они ищут свидетельства, подтверждающие гипотезу. Согласно исследованиям, психика человека подвержена так называемой «ошибке подтверждения», т. е

склонности придавать большее значение свидетельствам, подтверждающим их взгляды (гипотезы), и обращают недостаточное внимание на противоположные факты

Характеристика нерационального

Иррационально — это образ поведения, присущего свободным людям, которые могут позволить себе не думать о последствиях. Этот способ действия представляет собой философское мировоззрение, которое подразумевает невозможность понимания действительности научными способами. Как объясняют представители этого учения, реальность и ее отдельные производные, такие как жизнь и психологические процессы, не поддаются общепринятым законам. Подобное состояние может быть подвластно только лишь избранным, к примеру, гениям искусства либо некоему сверхчеловеку. По тезисам этого учения, иррациональный человек — это тот индивид, который, нарушая все ранее утвержденные законы, с помощью субъективного мышления способен понять основные законы бытия.

Разновидности мышления

Выделяют два основных способа мышления — рациональный (от лат. ratio — ум, разум) и иррациональный (лат. — неразумный).

  1. Рациональное мышление — это мышление, основанное на логике и разуме, имеющее в отправной точке доказанные факты, проанализированные и обобщенные. Такое мышление характеризует человека как разумного, адекватного, целеустремленного.
  2. Иррациональное мышление невыразимо в логических понятиях и суждениях. Оно не имеет под собой аналитической базы, не основано на научных знаниях, не подвергается критике. Такой тип мышления часто приводит к искаженным умозаключениям, которые не отражают действительность, преувеличению или преуменьшению значения каких-либо фактов, а также к деланию выводов на всю жизнь на основании одного незначительного события.

Роль рациональности в нашей жизни

Каким образом мы мыслим — таким же образом мы и строим свои действия. Если наши мысли хаотичны — такими же будут и наши действия. Иррациональные страхи порождают панику, которая завладевает всеми мыслями — и мы действуем на основании этих страхов, а не фактов, которые могут говорить совсем о ином.

Пример. Человек может отлично выглядеть, обладать поставленной речью и великолепной дикцией, уметь выступать на публике — и панически бояться подвернуть ногу при выходе на сцену. Хотя предыдущего такого опыта у него не было и физическое состояние не предполагает ничего такого. Вот это и есть иррациональное мышление.

Почему же один человек достигает успеха, а другой терпит поражение во всем, за что бы не взялся? Как ни странно, но секрет именно в мышлении.

Умение рационально мыслить просто необходимо для успешного бизнеса. Вам помогут продвинуться по карьерной лестнице не хаотичные действия, основанные на приметах и страхах, а четкое планирование, наблюдательность, умение делать выводы из подмеченных фактов, рассматривание ситуации с разных сторон.

Важно

Рациональный подход позволяет точнее и глубже познать окружающий мир, людей в нем и происходящие процессы.

Вдумчивая, сосредоточенная работа, всесторонняя оценка проблемы, просчитывание ситуации сделают ваш бизнес успешным, защищенным от большинства губительных случайностей, вы просто не оставите им шанса, обладая рациональным мышлением!

Иррациональность в психологии

«Иррациональное» – это как уже было сказано, нечто непознаваемое человеческим разумом, недоступное ему, лежащее за его пределами. В психологии это прилагательное используют, описывая функции человеческой психики, лежащие за пределами разума, такие как, например, интуиция.

Невозможно рационально, логично и понятно объяснить, почему человек заранее чувствует приближение опасности, тревогу или даже страх, почему берет с собой зонт в солнечную погоду или одевается тепло в жаркий летний день, предугадывая готовую разразиться грозу, о которой ни слова не было в метеосводках. Именно поэтому интуиция иррациональна. Никто точно не знает, как она работает, откуда берется, почему у некоторых людей развита лучше, чем и других. Известно только, что, должно быть, какими-то собственными законами и принципами она все же исправно работает: человек с зонтом, над которым посмеиваются гуляющие налегке друзья, попадает под дождь, а тепло одетые люди не простужаются, когда неожиданно портится погода.

Иррациональной можно считать не только интуицию, но и обыкновенные ощущения (не физические, а психологические). Человек даже сам себе не всегда может объяснить, почему радуется или злится, почему иногда по утрам чувствует себя бодрым и готовым к новым свершениям, а в иные дни с ног валится от усталости и ругает все и вся, на чем свет стоит. То есть его ощущения попадают под определение «иррационально» — это то же, что «непонятно», «нелогично», «необъяснимо».

Специфика иррациональных убеждений

— Чаще всего это идеи, продуцированные не самим человеком, но «подхваченные» им из социума. Социальные психологи прекрасно знают про эффект «заражения» идеями. Как только происходит ссылка на «всем известное», «само собой разумеющееся», «неоднократно доказанное», человек находится в прямой опасности попадания в зависимость от этих чужих мнений, которые не столь очевидны, какими кажутся, и не вытекают из его личного опыта.

— Эти идеи неосуществимы. Их явная недостижимость может породить невротические реакции, «зацикливание», подавленность, настороженность и т. п.

— Они обладают огромным потенциалом внушения (в том числе и самовнушения). Ими «заражаешься» непроизвольно и незаметно.

— Чаще всего при зрелом размышлении и анализе они оказываются уязвимыми и могут корректироваться, в том числе с помощью психолога.

Какие существуют методы?

Решение некоторых задач невозможно без участия рационального мышления. Данные методы используются во многих научных дисциплинах и сферах деятельности.

  1. Анализ. Способность анализировать поступающую информацию, рассортировывать ее по критериям дает возможность сузить ее объем. Если вы не умеете анализировать, то фактически вы не сможете отделить нужное от ненужного, полезное от бесполезного.
  2. Сравнение. Предположим, вы обладаете рядом данных. Каким образом вы выявите наиболее пригодные и важные? Разумеется, вы будете их сравнивать между собой. Если рассматривать все по отдельности, то плюсы можно найти везде, но как только вы выставите данные на одну линию, сразу увидите существенные недостатки.
  3. Аргументирование. Любые предположения должны подкрепляться аргументами, иначе они будут являться просто вашим субъективным мнением. Аргументы строятся на объективных фактах.
  4. Суждение. Мнение о чем-либо, о предмете, задаче, идее. Опять же стоит заметить, что если суждение не подкрепляется аргументами, то считать его верным или неоспоримым нельзя.
  5. Умозаключение. Это основной вывод. Другими словами – это завершающая точка всех предыдущих процессов. Вы собрали информацию, проанализировали, провели сравнение, вынесли суждение о ней, аргументировали свои суждения и сделали вывод.

Основы течения

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха «Просвещения» считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Вклад Канта

Сторонники идей Канта наверняка осведомлены о том, что этот философ начинал в качестве рационалиста. Позднее он трансформировал классическую идею познания мира через мысль и опыт в нечто единое — трансцендентальный идеализм. В его понимании определение природы объекта с помощью разума и опыта является взаимодополняющими понятиями, служащими единственной цели — поиску знаний. Он создал определение «вещь в себе», что означает некий объект, который невозможно определить и приписать ему характеристики. Более того, такой предмет не следует изучать. Он считал, что работа разума начинается тогда, когда мысль доходит до порога известного.

Три уровня мышления

Вообще, существует три уровня человеческого мышления. Поверхностный, в который проникают произвольные мысли. Мы их можем осознавать и контролировать. Автоматические – стереотипы и традиции, которые попадают в нашу голову в период взросления и воспитания. Глубинные, те, что проистекают из подсознания и с большим трудом поддаются изменению.

Существуют также неконструктивные мысли. Мы можем преувеличивать значение событий и фактов, а также делать глобальные выводы из незначительных ситуаций. К примеру, когда на работе что-то не получается, мы приписываем себе самые ужасные качества: некомпетентность, глупость и так далее.

Иррациональность свойственна всем, просто в разной мере.

Иррациональность в математике

Иррациональными в математике бывают выражения или уравнения, но гораздо чаще – числа. Так называют те из них, которые невозможно выразить с помощью обыкновенной дроби или десятичного числа.

К наиболее известным и часто применяемым в математике примерам иррациональных чисел относятся:

  • число Пи – 3,14159265…;
  • число e – 2,7182818284…;
  • корень из двух – 1,41421356…;
  • корень из трех – 1,73205080….

Известно, что концепция иррациональных чисел зародилась еще в седьмом веке до нашей эры, в Индии. Однако на тот момент существование чисел, которые невозможно выразить, воспринималось лишь как теория, не имевшая явных доказательств.

Впервые существование иррационального числа было доказано приблизительно в 470 году до нашей эры древнегреческим философом, математиком и теоретиком Гиппасом из Метапонта. Неизвестно, иррациональность какого именно числа он доказал. Существует предположение, что это было так называемое золотое сечение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: