Как убедить текстом: актуальное членение предложения

Тема и рема

Предложение – структурная единица синтаксиса, которая состоит из занимающих определенные синтаксические позиции элементов, членов предложения. Такой подход к членению считается формальным и предполагает выделение в предложении основных членов, подлежащего и сказуемого (структурное ядро), а также распространяющих членов.

В отличие от формального членения, актуальное связано с реализацией предложения в речевой практике как единицы передачи информации, которая должна быть оформлена в соответствии с коммуникативным заданием

Категория «актуальное» в этом случае акцентирует внимание на факте, что членение тематически сопоставимо с контекстом или ситуацией в момент речи

В каждом предложении, вне зависимости от порядка слов и фразовых ударений практически всегда выделяются две части: исходное высказывание и коммуникативная цель высказывания. Но бывают и актуально нерасчлененные предложения, в которых первая часть опущена. Пример: «Ударил мороз».

Возвращаясь к непосредственному предмету, укажем, что актуальное членение как раз и есть выделение в предложении описанных выше элементов:

  • Исходная часть (тема) – известная часть информации или информация, которая угадывается по ситуации.
  • Коммуникативная цель высказывания (рема) – новая, неизвестная слушателю ранее информация.

Термины тема и рема являются общепринятыми в русском языке. В английском языке наряду с такими же названиями (theme and rheme), гораздо чаще употребляется дихотомия топик и комментарий (topic and comment), а также  топик и фокус (topic and focus). Содержательно близкие к ним также понятия основа и ядро, субъект и предикат.

Интересным фактом является то, что актуальное членение не совпадает с конструктивно-синтаксическим, ведь в зависимости от условий любой член предложения может быть как темой, так и ремой. Пример: «Барселона (тема) победила (рема)», «Победила (тема) Барселона (рема) В то же время при актуальном членении двусоставных предложений, подлежащее обычно выступает темой, а сказуемое – ремой.

Таким образом, информация создается путем динамического сочетания темы и ремы. Некоторые ученые, например представитель генетической теории Г. Пауль, также выделяют третий переходной (или связующий) член. Он выражается глагольным сказуемым, содержащим временные и модальные показатели, но широко не используется в современной науке. Более того, сама целесообразность выделения третьего члена многими ставится под сомнение.

Онтологические парадигмы актуального членения

В понимании столь сложной и многоаспектной темы не последнюю роль играет знакомство с развитием теории, представлений и подходов к проблеме. В изучении лингвистами вопросов связанных с актуальным членением, можно выделить, по меньшей мере, 4 этапа, которые соответствуют 4 онтологическим парадигмам (по Н. В. Иванову, доктору филологических наук).

Генетическая парадигма (Г. Габеленц, Г. Пауль и др.). Немецкие младограмматики первыми в структуре предложения выделили наряду с синтаксическим членением психологическое.  В разработанной ими теории под психологическим членением подразумевалось выражение смысловой направленности предложения, на основе развертывания высказанной в нем мысли. Оно было, в сравнении с синтаксическим, вторичнымструктурным фактором.

Структурно-синтаксическая парадигма. Окончательно сформировалась в трудах чехословацкого филолога В. Матезиуса (главы и организатора Пражского лингвистического кружка, деятельность которого поспособствовала разработке теории структурной лингвистики; в него также входили Б. Гавранек, Б. Трнка, выпускники Московского университета – Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и другие). В. Матезиус первым употребил термин «актуальное членение предложения» как название речевого феномена

Он рассматривал его, в отличие от немецких младограмматиков, как равный, паритетный синтаксическому членению порядок, основываясь на его важности в коммуникации

Функционально-смысловая парадигма. Актуальное членение предложения рассматривается в данном направлении с двух точек зрения – коммуникативной и познавательной. Гносеологическая трактовка тесно связана с изучением проблемы взаимоотношения мышления и языка, поэтому здесь актуальное членение является синонимом к логико-смысловому. Коммуникативный подход изначально опирался на мнение, что актуальное членение сродни коммуникативной функции высказывания, а коммуникативная обусловленность считалась первопричиной актуального членения. Но позже, в связи с диверсификацией ряда критериев, и появлению более широких подходов к обусловленности, многие положения были пересмотрены.

Семиотический подход. Молодой подход, который основывается на понимании актуального членения как ключа к речевой феноменологии знака. Предложение трактуется как знак, которое изучается в единстве с его номинативной и предикативной функциями. Является перспективным направлением, но, как считают лингвисты, говорить о сформировавшейся дискурсивно-семиотической парадигме пока рано.

Актуальное членение предложения и его компоненты (тема и рема). Цепная и параллельная связь, способы ее реализации. Последовательный и параллельный строй текста.

  • Синтаксис современного русского языка | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Билет 1. Предмет синтаксиса. Четыре аспекта синтаксиса. Основные понятия синтаксиса. 2 Словосочетание 3 Предложение. 4. МОДАЛЬНОСТЬ. 5. Порядок слов и актуальное членение предложения. Билет 6.

  • Ответы на вопросы к экзамену по Стилистике и культуре речи | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб

    Общенар рус язык — сложное явление. Слово «стиль» восходит к греческому сущ-ному «стило» — так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Культура речи — распространённое в

  • Ответы на вопросы к зачету по дисциплине Стилистика и культура речи | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.16 Мб

    Фоника. Понятие благозвучия и сочетаемость звуков русского языка. Звукопись в художественной речи, её стилистические функции. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Стили

  • Ответы к зачету по синтаксису русского языка | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.05 Мб

    Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении Главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемого Второстепенные члены

  • Ответы по основам русской грамматики | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.17 Мб

    1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. 2. Норма литературного языка. Изменение языковых норм. Нарушение языковых норм. 3. Нормы литературного языка и современная

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.09 Мб

    1.Значение слова и его сочетаемость . Понятие валентности 2.Семантическая валентность и грамматическая сочетаемость предикативная единица 4. Слоформа, словосочетание, предложение, сложное

  • Основы русской грамматики | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.41 Мб

    1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. Норма литературного языка. Изменение языковых норм. Нарушение языковых норм. 2. Типы словарей. Структура словарной статьи в

  • Ответы к экзамену по синтаксису русского языка | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.06 Мб

    1. Безличные предложения и их разновидности 2. Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в них.(24) 3. Вводные и вставные конструкции, знаки препинания в них. 4. Виды обособленных членов

  • Шпаргалка по синтаксису современного русского языка | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Синтаксическое и актуальное членение предложения. Порядок расположения членов предложения. Порядок слов и его роль в организации предложения. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически

  • Стилистика и культура речи. Ответы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Русский национальный (общенародный) язык. Стратификация общенародного языка. Кодифицированный литературный язык и внелитературные разновидности. Понятие о функциональных стилях РЯ. Основные категории

Что означают понятия тема и рема?

Актуальное членение предполагает деление на логические составляющие такие, как отдельные фразы или целые блоки, объединенные по смыслу. Деление происходит на тему, рему и соединяющие элементы. Тема — это известная, исходящая часть, которая угадывается по сути и располагается в начале. Рема — неизвестная, акцентная часть, которая передает цель и смысл, и размещается в конце. Если же рема находится в начале, то обычно потом делается семантическое указание на это. Соединяющие элементы необходимы для дополнения общей картины, чтобы текст не воспринимался кусками, а через логические комбинации.

Методы актуального членения в разговорной речи:

  1. Позиционно. Прогрессивный порядок слов, где тема размещается в начале, а рема в конце.
  2. Интонационно. Смысл выражения передается с помощью ударений и пауз.
  3. Выделительно-ограничительные. Частица «не» указывает на рему: «Пингвины не летают.» Частицы «а, же» обозначают тему: «Дети пошли играть в баскетбол, а Женя вернулся домой.»
  4. Контекст. Применяется уточнение к предложению через описание.

Используйте правила актуального членения предложений, блоков в презентациях, в рекламных текстах, статьях или в сценарии для публичного выступления, чтобы максимально точно донести смысл и получить нужный результат

А если вы хотите детально изучить эффективные способы коммуникаций, то посмотрите курс «Коммуникация: управление вниманием, своим и чужим». Из онлайн-курса вы узнаете, какие существуют рабочие методы по удержанию внимания собеседника

Как получить обратную связь от слушателя и почему это важно. Главный смысл коммуникации в построение отношений, налаживание контакта и достижение желаемого результата

Чтобы убедить собеседника, нужно уметь доносить смысл так, чтобы изменить позицию человека.

Презентация на тему: » Тема-Рема Любой автор излагает смысл по-своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться),» — Транскрипт:

1

Тема-Рема Любой автор излагает смысл по-своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет. В тексте различают два типа смысловых (логических) кирпичиков: Тема и Рема. Тема – это то, о чем говорит автор. Например, в последнем предложении: Тема (Тема) – это то, о чем говорит автор Рема – это что об этом говорит автор. Рема – это что об этом говорит автор (Рема). Если Тема это отправная точка сообщения, то Рема это то, что об этом сообщается. Как правило, в предложении Рема стоит после Темы. Деление текста на Темы и Ремы очень мелкое, дробное. Тема и Рема, как правило, больше слова (могут быть в одно слово), но меньше предложения. Тема и Рема, как правило, составляют одно предложение, хотя бывают предложения, состоящие из нескольких Тем и Рем.

2

Тема-Рема: виды связок Чередование Тема 1 Рема 1 Рема 2 Рема 3 Пучок Рема 1 Тема 1 Тема 2 Рема 2 Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1 Детализация Рема Тема 1 Рема 1 Тема 2 Рема 2 Тема 4 Рема 4 Укрупнение

3

Тренируемся

4

Тема-Рема: виды связок Чередование Тема 1 Рема 1 Рема 2 Рема 3 Пучок Рема 1 Тема 1 Тема 2 Рема 2 Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1 Детализация Рема Тема 1 Рема 1 Тема 2 Рема 2 Тема 4 Рема 4 Укрупнение

5

Тема – Рема: чередование Любой автор излагает смысл по-своему логично. Эта логика не всегда видна и понятна. Рема 1 Тема 1 Тема 2 Рема 2

6

Тема – Рема: пучок Тема и Рема, как правило, больше слова, но меньше предложения. Тема и Рема как правило, составляют одно предложение. Тема 1 Рема 1 Рема 2 Рема 3

7

Читать текст вдумчиво всегда долго. С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут. Тема – Рема: повтор Рема 1 Тема 1, Рема 1 Тема 1

8

Тема – Рема: детализация Тема 1 Рема 1 С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут. На странице 6 абзацев. Страница час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день месяц… Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1 Тема 1 Рема 1

9

А нужных вам книг — тысячи Тема – Рема: укрупнение Рема На странице 6 абзацев. Страница час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день месяц… Тема 1 Рема 1 Тема 2 Рема 2 Тема 2 Рема 3 Тема 4 Рема 4 Тема 3 Рема 3

10

Тема-Рема Любой автор излагает смысл по- своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет.

11

Тема-Рема Любой автор излагает смысл по- своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет.

12

Тема-Рема Любой автор излагает смысл по- своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет.

13

Тема-Рема В тексте различают два типа смысловых кирпичиков: Тема и Рема. Тема – это то, о чем говорит автор. Рема – это что об этом говорит автор.

14

Тема-Рема В тексте различают два типа смысловых кирпичиков: Тема и Рема. Тема – это то, о чем говорит автор. Рема – это что об этом говорит автор.

15

Тема-Рема два типа смысловых кирпичиков: Первый тип – Тема Второй тип – Рема. Тема – это то, о чем говорит автор. Рема – это что об этом говорит автор.

16

Тема-Рема Тема – это то, о чем говорит автор. Рема – это что об этом говорит автор.

Рассмотрим онтологические парадигмы

Генетическая

Данная теория подразумевает сочетание психологического и синтаксического членения. То есть в данном случае смысл соседствует с основной мыслью.

Структурно-синтаксическая

Второе название — речевой феномен

Особенность — не просто чтение того или иного предложения, но и его важность, актуальность для налаживания контакта с адресатом

Функционально-смысловая

В данном случае имеем сразу два направления: коммуникативное и познавательное. Этот метод основывается на совокупности языка и мышления

Семиотический подход

Этот метод достаточно молод, но достаточно перспективен. Основан на понятии актуального членения как одного из способов раскрыть речевую феноменологию языка.

Актуальное членение текста

Основная единица коммуникации – текст, как совокупность смысловых, лексических, грамматических, интонационных или графических связей между словами, словосочетаниями, предложениями и фразами, образующих единство высказывания.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка дает следующее определение членимости текста: параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса; функция композиционного плана текста целого произведения; наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и целостностью текста произведения.

Главные положения теории актуального членения являются общепринятыми. Но с 80-х гг. ХХ века наблюдается тенденция смещения акцентов синтаксической науки от изучения тема-рематического членения в сторону все большей заинтересованности  интерпретацией разных структур высказывания с точки зрения коммуникативного и текстового задания. Это, во многом связано с научной деятельностью советского филолога И. Р. Гальперина, который изучал структуру письменного текста. В нем он выделял 2 типа членения:

  • объемно-прагматическое;
  • контекстно-вариативное.

К первому типу относится разделение текста на тома, книги, части, главы, абзацы, сверхфразовые единства. Ко второму – речетворческие  акты, такие как речь автора, описание, повествование, диалоги, цитаты, прямая речь.

Основными же единицами звучащего текста (его речевой организации) является сверхфразовое единство (СФЕ) и высказывание. СФЕ – сложное структурное единство, складывающееся из минимум двух самостоятельных предложений, объединенных общим смыслом, представляет собой часть завершенной коммуникации. СФЕ строится из высказываний (реализованных предложений, лексически наполненных, обозначающих конкретный смысл единиц речи). С точки зрения задач членения текста не каждое предложение является высказыванием, но каждое высказывание есть предложение.

Сверхфразовое единство композиционно всегда монотематично. Переход от одной темы к другой называется границей сверхфразового единства

При этом важно чтоб она характеризовалась коммуникативной преемственностью между составляющими структурными элементами. Текст, как завершенная коммуникативная данность, предполагает такое соединение высказываний, при котором каждое последующее имеет минимальную часть информации вмещенной в предыдущем

Главные ошибки

Не всегда ошибкой является недостаточное количество слов в работе, часто учителя сталкиваются с огромными сочинениями. Обычно проблемой такого материала является наличие речевых ошибок, в первую очередь, повторов, а также отсутствие связности и логики построения текста: ученик как бы «перепрыгивает» от мысли к мысли, возвращаясь то к одной, то к другой, повторяясь, переписывая уже сказанное новыми словами.

Давайте рассмотрим пример из жизни

Обратите внимание на то, как мы ходим. Каждый наш новый шаг строится на основании предыдущего

Мы ступаем, пробуем почву и, если она небезопасная, мы не будем продолжать путь.

Таким образом, получается схема нашей ходьбы: шаг – опора или освоение новой территории – новый шаг. Не опираясь на прошлый опыт, невозможно построить ничего нового. Этот закон доказан историей, вспомним хотя бы футуристов, желавших «сбросить Пушкина с корабля современности», а, все-таки, опиравшихся на его поэзию. Только освоив предыдущее, можно делать новый шаг.

Абсолютно тот же закон работает и при построении речи, письменной или устной. Предложения не должны просто стоять рядом, между ними обязательно должна быть связь: не только стилистическая, но и логическая.

Методы передачи компонентов актуального членения

Позиционно. В данном случае в начале предложения — тема, в конце — рема

Это достаточно распространенный способ, когда рассказчик хочет как можно быстрее покончить с маловажной частью и сразу перейти к фактам и основной мысли. В целом, этот способ является достаточно эффективным, и его часто можно заметить в выражениях видных деятелей, например, политиков.
Интонационно

Здесь большую роль имеет умение рассказчика правильно расставлять акценты, ударения, вовремя брать паузы и применять множество других подобных приемов.
Ремовыделительные конструкции. Как правило, это агентивные дополнения. Они указывают на источник действия. Англоговорящие люди, например, применяют для этого неопределенные артикли.
Выделительно-ограничительные наречия. Тут следует понимать, что частицы далеко не всегда могут выделять рему. Например: курицы не летают. То же касается и других частиц.
Контекст. Здесь все достаточно просто — это дополнение к некой форме.

В целом, актуальное членение — очень полезный навык, которым должны обладать все, кто хочет посредством текста воздействовать на аудиторию

При этом не особенно важно, будет ли это интернет-рассылка или живая речь, обращенная к людям на каком-либо выступлении. Чтобы освоить все полезные приемы, которые можно использовать в деловой переписке, для докладов или просто в работе, можно либо повторять все правила из учебников русского языка, либо пройти наш новый курс «Идеальный русский»

В нем собраны теория, которая поможет восполнить пробелы в знаниях русского языка, практические упражнения на закрепление навыков, диктанты и лайфхаки. Сделайте свой русский идеальным!

Что такое тема, что такое рема?

В лингвистике существует своя терминология, если обратимся к ней, то станет очевидным, что старый шаг называется «темой», а новый – «ремой». Так, в каждом предложении содержится основа или опора мысли – его тема и в каждом предложении также есть новое – рема. Именно она определяет содержание последующего шага или предложения.

В новой фразе рема предыдущего предложения превратится в тему, во что-то уже звучавшее, освоенное, и снова будет добавлена уже новая рема, в которой прозвучит мысль, развернутая впоследствии

Обратим внимание сразу, что рема – это самая важная часть предложения именно потому, что в ней содержится новая для читателя или слушателя информация (помним, что основная функция речи – коммуникативная)

Лучше всего, если рема будет поставлена вами в самый конец фразы: на него обращается больше всего внимания. Так, посмотрите на любое стихотворение, сильнее всего бросаются в глаза последние слова поэтической строки, в том числе потому, что они рифмуются. Разберите стихотворение и вы увидите, что именно в этих словах содержатся ремы.

Вспомните еще раз о шагах: мы всегда думаем, куда ставить ногу дальше. Так же постепенно мы продвигаемся по создаваемому нами тексту. Попробуйте научиться ставить вопрос-прогноз. Отвечая на него, вы точно будете знать, что требует логика в следующем предложении. Если вы, например, написали, что кому-то из героев пришло письмо, кажется понятным, что дальше вы расскажете, от кого было это письмо и что в нем содержалось.

Помните о том, что каждое действие должно быть осознанным, это касается и нашей речи. Следите за тем, чтобы она была плавной, связанной, чтобы одно предложение логически переходило в другое

Обращайте внимание на темы и ремы своих высказываний, и тогда вам удастся избавиться от основной проблемы речи

Полезные ссылки:

Виды связи предложений

В русском языке существует два вида связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.

Последний, чаще всего, используется при описаниях чего-либо, например, природы. Примеры параллельного вида связи предложений в тексте можно в большом количестве найти в произведениях Пришвина, Паустовского, Бианки. В таких текстах несколько предложений логически связаны с первым, в котором и содержится основная мысль, последующие же фразы лишь раскрывают ее, освещают ее с разных точек зрения.

Последовательным видом связи предложений мы гораздо чаще, чем параллельным, пользуемся в повседневной жизни

В том числе, освоение данного вида важно при написании сочинений-рассуждений для сдачи ЕГЭ. Важно отметить, что если решить проблему связности текста, то тут же на задний план отодвигаются и две другие, актуальные для школьника задачи: проблема объема сочинений и наличие в нем смысловых повторов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: