Древнейшие виды, формы религии
Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.
В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:
Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
- Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
- Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
- Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
- Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.
Представления философов о природе человека
Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек – добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие – злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.
Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.
Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.
Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.
Этимология слова и его понятие
В современном понимании значение слов «добро» и «доброта» несут моральный характер. Однако, в словарях 18-19 века «добро» описывается не только как моральное проявление положительных поступков, но и материальное — собственность, нажитое имущество. Таким образом, добро ассоциировалось с накопленным богатством человека, а этих людей называли добрыми.
Слово «добро» имеет исконно русское происхождение, оно берет свое начало еще от праславянского языка, который существовал до 5 века. Этимологи считают, что слово произошло от слова, «дуб» которое в свою очередь означало сильный, мужественный, устойчивый.
Также стоит отметить, что слово «добро» было четвертой буквой древнеславянского алфавита (азбуки). Каждая буква этого алфавита несла в себе не просто набор звуков, а отдельные слова, которые позволяли людям видеть в них образы и широкое понимание.
Наши предки считали добро духовным богатством, которое необходимо накапливать всю свою жизнь
Доброте уделялось большое внимание, ведь праведные поступки человека, укрепляют духовную состоятельность, помогают человеку стать более человечным. Добро необходимо дарить людям, для этого нужноизбавится от всякой корысти и совершать благие деяния от чистого сердца
Доброта — это слово, которое не имеет других аналогов в иностранных языках, но все же понятие такое существовало всегда. Еще во времена античной философии понятие доброты считалось частью духовного состояния человека. В дальнейшем развитии философии доброту связывали с определенной выгодой или пользой.
Давайте рассмотрим три слова, они близки по звучанию и происхождению, но имеют разное значение:
- Добро — это ценные поступки нравственной направленности, которые связаны с действиями человека по отношению к другим людям или иным существам.
- Доброта — это постоянное качество человека, которое предполагает бескорыстную помощь. Человек, обладающий добротой, всегда наполнен желанием нести пользу для окружающих, не требуя ничего взамен.
- Добродетель – это способность каждого человека, делать добрые дела или совершать хорошие поступки, По сути, добродетель — это наше стремление к добру и совершению добрых дел.
В любом случае, эти слова направлены на то, чтобы нести для окружающих только пользу, эмоционального, духовного или материального характера.
Новые религиозные течения
Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.
Можно отметить следующие виды современных религий:
- саентология;
- неошаманизм;
- неоязычество;
- бурханизм;
- неоиндуизм;
- раэлиты;
- оомото;
- и другие течения.
Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.
Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.
Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.
Понятие религии и предпосылки ее появления
Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.
Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.
Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.
В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.
Путь добра
Итак, первые две из четырёх буддийских истин: всё есть страдание, и оно является следствием вожделения, невежества и ярости, подводят черту под негативными проявлениями в жизни адепта учения. Далее появляется лучик надежды: это можно прекратить. Более того, дорога к освобождению от мучений сансары изведана и доступна каждому.
Путь к нирване или избавлению от сансары содержит восемь аспектов, за что его и назвали восьмеричным. Кратко излагая его суть, отметим его основные аспекты :
- знания,
- размышление,
- слова,
- действия,
- источник существования,
- усердие,
- памятование,
- сосредоточение
И они должны быть правильными. Более подробно весь порядок пути описан в «Ламриме». Начинающий буддист в процессе духовного обучения приобретает истинные знания о себе и окружающем мире, проявлениях в нём зла, подлинной сущности добра, ответственности за свои действия, воздаянии за них и прочем.
Затем он практикуется в том, чтобы творить десять благих деяний. Здесь имеются в виду не только действия тела, но и мысли, и речь. Адепт учится и не совершать десять зол. После он усердно старается избавиться от всевозможных клеш или омрачений ума.
Достаточно продвинувшись на пути, послушник принимается воспитывать в себе шесть добродетельных качеств:
- дану – щедрость и сострадание;
- шилу – дисциплину и самоконтроль;
- кшанти – кроткость и невозмутимость;
- вирью – усердие в совершении добрых дел и выполнении духовных практик;
- самадхи – сосредоточение;
- мудрость – праджню.
Памятование развивает мудрость, когда человек осознанно воспринимает все сигналы, поступающие извне и изнутри. Совершаемое во время медитации, оно носит название випассана.
А концентрация усиливает сосредоточение. В медитации это шаматха. Випассана и шаматха – основные виды медитации в буддийском учении.
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» – Л.Н. Толстой. — презентация
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» – Л.Н. Толстой
Поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви, милосердии, о сложности нравственного выбора
В добре жить хорошо Делать добро спеши Доброе дело и в воде не тонет Доброе дело крепко Злой не верит, что есть добрые люди Злом за зло не воздавай Доброе дело без награды не остается Злой человек не проживет в добре век
Доброта – это… Добрый человек – это…
Добром считают отношение доверия, справедливости, милосердия, любви. Добрый человек — человек, готовый прийти на помощь к другому, делающий это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца
Немало встречается злого В любой человечьей судьбе, А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его. М. Шехтер
Можно ли вообще быть добрым, милосердным, никак не проявляя этого в делах? Можно ли принудить человека быть добрым, милосердным? Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
Правильно ли отвечать добром на зло? «На зло отвечает справедливость. На добро отвечают добром.» — Конфуций( гг. до н.э.) – Китайский мыслитель «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.» — Матфей(5:39) «Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас.» — Ефес. (4:32)
Может ли быть счастлив человек, приносящий страдание другим? «Ни один злой человек не бывает счастлив.» — Ювенал( гг.) «Жизнь злых людей полна тревог.» — Д. Дидро( гг.) – французский философ
В Чем смысл басни?
В.А. Сухомлинский: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый, милосердный человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, милосердие – главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе.»
На что опирается правоведение?
В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными – не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае – по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.
Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, – это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, – результат его добросовестности.
Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.
Карма
Успехи или неудачи в продвижении на пути спасения самого себя (в тхераваде) или других (в махаяне) приводят к накоплению той или иной кармы.
Карма, что означает действие, – это следствие тех поступков, которые совершил или не совершил человек в своей жизни. Буддизм учит, что всё в этом мире взаимообусловлено, и за любой причиной возникнет её следствие.
Некоторые понимают карму, как возмездие за неблагие и поощрение за нравственные поступки. Это верно, но нуждается в уточнении:
- Наказывает и награждает себя сам адепт учения, так как Бога в буддизме нет. Карма – это результат его поступков (даже в мыслях).
- Карма слепа и беспристрастна, она не обладает разумностью или нравственностью, поэтому для кого-то она объективно может стать добром, а для кого-то и злом.
- Карма хранится в сознании, а не где-то извне. Как это происходит и почему, можно узнать в Абхидхарме.
Несмотря на то, что место кармы – в сознании, её невозможно отменить и прекратить её действие, решив однажды думать по-другому. Поступки и осознанные решения формируют её семена, биджу, являющиеся достаточно устойчивыми.
Карма накапливается не всякий раз после совершения поступка. Например, умышленное убийство принесёт убийце увечья или смерть от руки насильника
Но убийство по неосторожности, без злого умысла, не запишет негативную карму в сознание
Верьте в силу добра
Чем старше человек, тем меньше удивления вызывает у него жизнь. В детстве все еще только предстоит открыть. Каждый день – это приключения, открытия, все новое, все в розовом цвете. Но, чем больше человек постигает жизнь, тем труднее видеть светлую ее сторону.
Никто не бывает защищен от несправедливостей, трудностей и бед. Со временем мир уже не кажется таким манящим и привлекательным. А когда человек проникает в природу людского характера и приходит к выводу, что все мы поражены одинаковыми пороками и недостатками, то вера в людей гаснет. Человек, особенно в последнее время, очень осторожен, он считает, что людей надо держать на расстоянии, они могут представлять опасность.
Конечно, это лишь часть картины. В жизни встречаются бескорыстные люди. В жизни часто бывает все хорошо. Но не о качестве жизни мы говорим в этой проповеди, а о нашем отношении к ней. Наше отношение к жизни легко можно проиллюстрировать следующим образом. Когда все складывается хорошо, не появляется ли у вас чувство, что жизнь просто дает передышку перед встряской? Многие люди переживают подобное.
Итак, образно говоря, огибая валуны, перебираясь через овраги, притормаживая на опасных поворотах, человек двигается по жизни вперед. Но вот, он делает ошибку, или ветер боковой сносит его с дороги, и он оказывается в кювете. Попасть в ловушку обстоятельств – это еще полбеды. Страшнее, что человек при этом попадает в ловушку своего привычного отношения к жизни. Один из популярных законов Мэрфи гласит: «Если что-то может пойти не так, оно обязательно, рано или поздно, пойдет не так». У людей с таким мировоззрением опускаются руки, когда их настигает беда. Они не в состоянии бороться за что-то лучшее и живут в постоянном предчувствии неприятностей.
Другими словами, многие люди больше верят в силу зла, чем в силу добра. И это просто катастрофа для человечества. Человек может достигнуть великого и грандиозного, если он укреплен верой. Но если он не верит, что хорошее возможно, то не будет и стремиться к этому.
Именно из-за недостатка веры в силу добра многие люди живут, делая зло. Они мстят, лгут, оскорбляют друг друга не потому, что не знают, что можно поступать по-другому. Люди знают, что можно терпением, любовью, верностью добиться удовлетворения чувства справедливости, знают, что попытаться сохранить свои права неприкосновенными можно, уважая права чужие, знают, что можно мирно решать конфликты и недоразумения. Люди знают…, но не верят, что это работает. Мы делаем то, во что верим. А если мы не верим, что доброта, мягкость и доброжелательность сильнее грубости, жесткости и эгоизма, то в деловых, семейных и общественных отношениях прибегнем к последним, и сделаем… зло. В основе, как мы убедились, лежит именно неверие в силу добра. А добро – это Бог.
Итак, когда силе зла, поразившей наше общество, семью или нас самих, удается навязать рассудку мысль о своей несокрушимости и необратимости, теряется всякая вера в Бога. И наоборот, верой в Бога преодолевается ощущение обреченности, бессилия и страха от возрастающего зла.
Обратимся к одной библейской истории. Она записана в 9-ой главе Евангелия от Марка с14-го по 25-й стихи. В этой истории повествуется об отце, который потерял веру в силу добра, но потом снова обрел ее. Этот человек был членом Божьего народа, но, несмотря на это, зло настигло его. Ухватившись за последнюю надежду, он привел своего бесноватого сына к ученикам Иисуса и попросил исцелить его, но они не смогли. Это сразило несчастного отца. В его словах, позже обращенных к Самому Иисусу: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам», – видно неверие и сомнение. Зло, которое поразило его семью, выглядело непобедимым. Но Иисус Христос не одобрил его сомнений, Иисус Христос призвал вернуться к вере. Нет оправдания нашему неверию, нет оправдания сомнению в силе добра. И когда отец пал к ногам Господа со слезами прокричав: «Помоги моему неверию!», Иисус Христос изгнал демона, которым был одержим его сын. Иисус Христос показал: несмотря на то, что зло иногда долго причиняет боль, надо продолжать верить, потому что Бог сильнее зла. Рано или поздно Он доставит победу добру. Мы верим в силу добра и предаем себя на служение ему, мы обретаем силу делать добро, потому что верим, что Сам Бог на стороне добра. Поэтому все у нас с вами, у людей верующих, будет хорошо…
Молитва: Отче наш, сущий на небесах. Да будет прославлено Твое имя, ибо Ты любящий и добрый. Твоей силою добро побеждает зло. Помоги мне, несмотря на скорби и трудности, сохранить непоколебимую веру в силу добра, за которую ратуешь Ты Сам.
М. Каминский
Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (109) май 2006 г.
Поделиться
День доброты
День доброты уже больше 20 лет празднуется в разных странах по всему миру. С каждым годом, список стран пополняется. Этот праздник создан для того, чтобы каждый человек понимал всю силу добрых поступков, ведь сегодня очень много злобы, предательства и гнева. Людям нужно напоминать, что, делая добро, мы получаем безграничную возможность для укрепления собственного духовного развития
На сегодняшний день в 28 странах мира, празднуется Всемирный день доброты. Этот праздник был основан 13 ноября 1998 года. Основная идея японских организаторов «Всемирного движения за доброту» заключается в том, что каждый человек обладает добротой, которая может объединить и сплотить все человечество. Все участники этого движения верят, что делать добро не трудно и полезно, ведь в конце концов оно вернется каждому человеку в многократном размере. На этот праздник людей призывают дарить цветы, говорить приятные и добрые слова друг другу, устраивать акции, посвященные доброте.
В начале 20 века был инициирован день спонтанного проявления доброты организаторами из США. И теперь каждый год 17 февраля отмечают этот праздник, хотя он является неофициальным мероприятием. Основная цель акции заключается в том, чтобы каждый желающий принимал участие в этом событии и помогал всем, кто нуждается. Несмотря на убеждения, религиозные предпочтения, или расовую принадлежность. На сегодняшний день эта акция получила большую популярность во всем мире.
Добро в религиозных системах
Славянское язычество утверждает, что Добро (которое у славян символизирут Белобог), Справедливость и их последователи должны быть сильными (с кулаками). Иначе получается «слабое Добро» и «слабая Справедливость».
Добро в христианстве
В христианстве самым главным представителем добра — или даже источником самого этого понятия — считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией.
Христианство рассматривает зло, не как сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате Сатаной и Диаволом. Увлеченные им в падение ангелы стали демонами, которые видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро.
Люди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса Христа. Теперь каждый человек имеет возможность покаяться, уверовать в Единородного и вернуться в послушание Богу.
Евангельское добро
В евангелии добро – это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного. И милости духовной – обратить грешника от ложного пути его – спасти душу.
Также утверждается, что никакое, даже самомалейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога.
Добро в индуизме
В индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло. При слаборазвитой чакре, в поступках человека присутствует меньше доброты («Радуйся, что не убил, а только ограбил»). При переразвитой чакре, изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь/принести в мир больше доброты («Если бьют по правой щеке, надо подставить левую»).
Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.
Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательства, и чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь, надо найти способ как сделать Добро кому-нибудь. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи и через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару.
Добро в каббале
В одном из направлений каббалы добро — это свойство высшей управляющей силы, обычно называемой «Творец». То, что эта сила добрая, каббалисты постигают практически — на себе. Невозможно, чтобы из основы мироздания исходило какое-то зло. Этот факт воспринимается постигающими как главный закон мироздания.
Человек приобретает свойство добра и, тем самым, входит в явное ощущение духовного, когда исправляет себя, причём исправление касается конечного намерения, а не поступков и желаний. Исправленный человек может действовать и желать в намерении «ради отдачи». При этом, конечным мотивом его поступков ни в коем случае не является какая то личная или совместная выгода, гордость или самоуважение.
Рабаш в статье «Что такое желание отдавать»: «Человек совершает хорошие поступки без желания получить что-либо взамен. И такой человек может уступить своё место другому, если будет уверен, что тот сможет выполнить это же действие лучше него».
Смотри статьи каббалистов:
Сад разбегающихся троп добра и зла