Биография конфуция

Изгнание

Считается, что в 498 году Конфуций покинул родной Лу. Именно тогда он решил покинуть свой пост, хотя он не подавал формального заявления об отставке, а затем оставался в добровольном изгнании, пока Цзюй Хуань жил. Его сопровождали некоторые из его учеников, которые глубоко восхищались его реформистскими идеями.

Он совершил поездку по важнейшим штатам северного и центрального Китая, таким как Вэй, Сун, Чен, Цай и Чу. Однако в большинстве мест, где он побывал, он не нашел поддержки со стороны местных лидеров. Им также казалось, что его присутствие неудобно, и они плохо с ним обращались.

В песне они даже пытались убить Конфуция. Там, в своем бегстве, он потерял контакт с Янь Хуэем, одним из своих самых верных учеников, но позже их пути снова пересеклись. Позже, находясь в Чэне, сопровождающие учителя заболели, и им отказали в помощи.

Некоторые утверждали, что несправедливо, что такие люди, как они, стремящиеся развивать свой интеллект, вынуждены жить в бедности. Но Конфуций утверждал, что великие люди, столкнувшись с подобной ситуацией, должны сохранять спокойствие, потому что именно так они демонстрируют свое этическое превосходство.

Как проявил себя Конфуций на ответственном посту?

На посту мудрец был очень активен. Он проявил себя как опытный и умелый политик, ценящий и знающий ритуалы, как усмиритель вассалов, не желавших покориться правителю, а также как справедливый судья. Его правление было в целом довольно успешным. Конфуций так много сделал для своей страны, что близлежащие государства начали опасаться блестяще развивающегося благодаря усилиям одной личности царства. Наветы и клевета привели к тому, что советам Конфуция перестал внимать правитель Лу. Конфуцию пришлось покинуть родное государство. Он отправился в путешествие, наставляя нищих и правителей, пахарей и князей, стариков и молодых.

Девять уроков жизни от Конфуция

1

«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь»

Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своего желаемого пункта назначения. Трудная работа должна выполняться последовательно. Человек, добивающийся успеха – это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели.

2. «Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих».

Ваши друзья представляют собой пророчество вашего будущего. Вы направляетесь туда, где они уже находятся. Это хороший повод для того чтобы искать друзей, которые двигаются в том же направлении, которое выбрали вы. Поэтому окружайте себя людьми с огнем в сердце!

3. «Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое».

Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться. Любовь, прощение и великодушие требуют большого сердца, большого ума и больших усилий.

4. «Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача».

Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.

5. Ничего плохого в том, что Вы ошиблись.

Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!

6. «Когда ты разгневан, думай о последствиях».

Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.

7. «Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия».

Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.

8. «Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого».

Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь – это история, наполненная уроками, созревшими для сбора.

9. «Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем».

Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.

Библиография

Старые публикации

В 1783 году напечатан Жаком-Франсуа Валадом и Юбером Казеном , гравюра Реми Дельво, копия из библиотеки Карнеги (Реймс) .

Все его книги о морали были переведены на латынь и перефразированы Просперо Инторчеттой , Кристианом Хердтрихом , Франсуа де Ружмоном и Филиппом Купетом под заголовком « Конфуций», «Sinarumphilusphus» , Париж , 1687 г. , in-folio.

Shu Jing был переведен на французский отец Гобиль ,  ; учение о среднем было опубликовано на китайском языке с латинским и французским переводом по Абель-Ремюз , , в-4; le Ta hio , Гийома Потье (китайский, латинский и французский), , in-8.

Мы также находим несколько работ Конфуция в Sinensis imperii libri classici sex» отца Франсуа Ноэля , Прага , 1711 г. , сборник, переведенный на французский язык отцом Франсуа-Андре-Адрианом Плуке , 1784 г. , 7 в 18 томах.

Жизнь Конфуция была написана Отец Жозеф-Мари Amiot в мемуарах на китайском . Морали Конфуция были опубликованы , Амстердам , 1688 г. , 1 том из 8.

Переводы

  • Философы-конфуцианцы , Галлимар, сб. La Pléiade, 1536 p. В интервью ( Лунь Юй ) Конфуция, Мэн Цзы, Великий обучения ( Da Xue ), Сбалансированная практика ( Zhong Yong ), Классические сыновней почтительности ( Сяо-цзин ), Сюнь Цзы.
  • Анн Ченг , Аналитики Конфуция , Париж, 2004 г. ( 1- е изд. 1981)
  • Пьер Рикманс , Аналекты Конфуция , Париж, 2005 г. ( 1- е изд. 1987 г.)
  • Андре Леви, Конфуций, Интервью со своими учениками , Париж, 1993

Древний источник

Сыма Цянь , Конг цзы , глава 47 Шиджи , перевод Эдуарда Шаванна 1905: Исторические воспоминания, том 5, переиздание Adrien-Maisonneuve, Париж, 1967; онлайн: Квебекский университет и Wikisource

Исследования

Общие работы
  • Анн Ченг, История китайской мысли , Париж, 2002, стр.  61-93 .
  • Джеффри Ригель, , Стэнфордская энциклопедия философии, 2013.
Книги о Конфуция
  • Пьер До-Динь  : Конфуций и китайский гуманизм Éditions du Seuil Collection Maîtres Spirituels, 1958.
  • Карл Ясперс , Конфуций . Éditions Noé 2006. ( ISBN   ) .
  • Рене Этимбл , Конфуций , Галлимар 1966. Расширенное издание 1985 (Folio-Essais) ( ISBN   )
  • Ясуси Иноуэ , Конфуций , Фонд изданий для французского перевода ( ISBN   )
  • Линь Ютан , Мудрость Конфуция , изд. Карман Picquier, 2008 г. ( ISBN   )
  • Ю Дан: Счастье по версии Confucius Éditions Belfond 2009
  • Мишель Мойоли: Учимся философствовать с Конфуцием , Editions Ellipses, 2011 ( ISBN  978-2-7298-6385-2 )
  • Даниэль Элиссефф, Конфуций, слова в действии , Париж, 2003 г.
  • Жан Леви, Конфуций , Париж, 2003 г.
  • Жан-Поль Дерош и др., Конфуций, на заре китайского гуманизма , Париж, 2003 г.
  • Хосе Фреш , Я, Конфуций , издание XO, 2013 г.
  • Дефу Го , Иллюстрированная биография Конфуция , китайские страницы, 2 тома, 2016 г. ( ISBN  109539102X )

Детские книги

Чунь-Лян Е, Конфуций. Вся жизнь , проиллюстрированная Клемансом Полле, HongFei Cultures editions , 2018 ( ISBN  978-2-35558-132-8 )

Книги (7)

Конфуций о бизнесеРаздел библиотеки: Бизнес книги

Конфуций — первоучитель человечества, которому была известна небесная мудрость, стал идеалом традиции, дошедшей до наших дней под названием конфуцианство. Китайский мыслитель оставил миру множество простых в своей гениальности идей, которые можно успешно применять в любой сфере жизни, в том числе и бизнесе.

Эта книга наполнит вашу повседневную жизнь глубоким смыслом. Предоставит возможность выйти из порочного круга «овеществления». Поможет достичь успеха в делах, делая счастливым не только себя, но и окружающих людей. Познакомит с принципами этики восточного менеджмента, гарантирующих эффективное управление. Благое знание как форма жизненного опыта позволит вам всегда делать правильный выбор и процветать каждый день.

Читать »

Конфуций о любвиРаздел библиотеки: Любовь

Что такое любовь? Когда она появилась?

Об этом спорят писатели, философы, ученые уже не одну тысячу лет. Любовь бывает страстная, неразделенная, первая, странная, сильная, всепобеждающая. Любовь может как очистить человеческую душу, так и привести к измене или предательству. Что может научить любви? Как построить отношения между возлюбленными? Как сделать отношения в семье гармоничными? Как правильно воспитать детей, чтобы они уважали своих родителей?

Обо всем этом пойдет разговор в этой книге. И хотя советы для влюбленных написал древний китайский философ Конфуций много тысяч лет назад, они актуальны до сих пор.

Также вы познакомитесь с биографией Конфуция, самого почитаемого китайского мудреца, и узнаете интересные факты о любви.

Читать »

Лун ЮйРаздел библиотеки: Философия

Первое издание полного научного перевода «Лунь юя» на русский язык, основанного на критическом анализе предшествующих переводов на европейские, а также современные китайский, корейский и японский языки.
Читать »

Изречения. Книга песен и гимновРаздел библиотеки: Философия

В книгу «Изречения. Книга песен и гимнов» вошли два памятника древнекитайской культуры — «Изречения» («Луньюй»), «Книга песен и гимнов» («Шицзин»), традиционно считающиеся произведениями китайского мудреца Конфуция.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Философия

Рассуждения в изреченияхРаздел библиотеки: Философия

В переводе и с комментариями Бронислава Виногродского.

Книга «Рассуждения в изречениях» была составлена учениками Конфуция уже после смерти Учителя.

Она включает высказывания Учителя, его комментарии по поводу тех или иных людей и событий и описания его поступков, дополненные небольшими рассказами о привычках и укладе жизни Учителя. В целом же «Рассуждения в изречениях» составляют основу конфуцианского учения и охватывают все аспекты нравственного совершенствования, а также искусство понимать и взаимодействовать с людьми и направлять их к высоким достижениям, как в малых делах, так и в великом и общественно значимом.

Книга в первую очередь посвящена учебе и начинается с фразы, которая известна каждому представителю китайской нации, определяя смысл и основу существования китайской цивилизации: «Научиться со временем применять изученное — разве не в этом радость».

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Философия

Самые остроумные афоризмы и цитатыРаздел библиотеки: Философия

Конфуций основал учение, которое пользуется популярностью не только в Китае, но и во всем мире.

Его мудрость, исполненная типично-восточной тонкостью и проницательностью, сохраняет актуальность и по сей день. Высказывания Конфуция полны глубокой иронии, мудрости, здравомыслия и искреннего юмора. Читайте и поднимайте себе настроение.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Философия

Суждения и БеседыРаздел библиотеки: Философия

«Суждения и беседы» Конфуция — жемчужина древнекитайской философии, легендарный памятник литературы, где сконцентрированы основные положения конфуцианского учения.

Российский ученый-китаист П.С.Попов в 1910 г осуществил перевод этого текста и сопроводил его комментариями.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Философия

Краткие сведения о китайском философе Конфуции

Согласно изысканиям учеников Конфуция и поздних последователей конфуцианства в его родословии, Конфуций являлся потомком иньского императора Ди И, правившего в 1101-1076 гг. до н.э., точнее, его сына Вей-цзы.

Среди интересных подробностей личной жизни Конфуция в сборнике «Лунь юй» упоминается его сын Бо Юй.

По сведениям, не имеющим документальных подтверждений и носящих скорее легендарный характер, в юности Конфуций встречался с не менее легендарным китайским мудрецом и философом Лао-цзы, основоположником даосизма, что впоследствии дало основание оппонентам Конфуция и его школы считать Учителя только последователем Лао-цзы и не более того, принизить его роль в истории и культуре древнего Китая.

Дошедшие до настоящего времени сведения о Конфуции, о самой его жизни и деятельности во многом сильно искажены и даже мифологизированы – данный тезис подтверждается, например, самим фактом существования «конфуцианского» цикла в китайском народном фольклоре – всех этих бесчисленных сказок, былин и устных преданий, в которых ему всегда отводится главное, ключевое место.

Культ Конфуция начался в Китае уже через год после смерти Учителя и продолжается до сих пор: теперь в Поднебесной то и дело проводятся конфуцианские конгрессы, существует «именная» премия Конфуция – за успехи в образовательной сфере, а в 2009 году в стране прошли грандиозные торжества, посвящённые 2560-летию со дня рождения великого китайского мыслителя.

В Западную Европу идеи конфуцианства проникли много позже, только в XVII столетии, с возникновением моды на всё китайское и вообще на ориентализм.

Годы жизни

Конфуций или Кун-цзы родился в 551 или 552 году, а умер в 479 году до н. э., за несколько лет до окончания периода «Вёсен и осеней» эпохи Чжоу.

Где родился и жил

Считается, что Конфуций родился в Цюйфу, в настоящее время городской уезд городского же округа Цинин провинции Шаньдун Китайской Народной Республики, где и жил, в царстве Ли, там же и умер.

В то же время в ряде источников говорится о том, что мать Конфуция Янь Чжэнцзай была вынуждена покинуть дом его умершего отца Шулян Хэ вскоре после смерти последнего и вернуться с полуторагодовалым сыном на руках в родной ей Цюйфу.

Несомненно одно, большую часть своей жизни Конфуций прожил именно в Цюйфу, в царстве Ли, за исключением тех 13 лет, когда он был вынужден скитаться по соседним китайским царствам.

В Цюйфу же до сих пор проживают и его потомки.

Возвращение

В 484 г. C., после почти 12 лет путешествий Конфуций вернулся на родину. Считается, что он контактировал с герцогом Ай, правившим государством Лу, а также с семьей Цзи. Когда он вернулся, учитель отказался от участия в политическом управлении государством.

Конфуций решил, что образование и интеллектуальная деятельность — это путь, которым он будет идти до конца своих дней. Он изучал и комментировал великих классиков китайской литературы, таких как Книга песен Y Документальная книга.

Он также написал хронику Лу, ​​которая называлась Летопись весны и осени. Другими интересами последнего периода жизни Конфуция были музыка и традиционные ритуалы, которые ему всегда нравились.

Говорят, что в последние годы своей жизни философ также работал над одним из своих самых влиятельных произведений, поскольку он служил основой конфуцианства: Анаклеты Конфуция.

Несмотря на это, авторство этого текста принадлежит не только китайскому мастеру, но позже он был также отредактирован его учениками и последователями, поэтому многие думают, что его учение было искажено.

Осевое время

Конфуций жил и учил приблизительно в одно время с Буддой, Сократом и древнееврейскими пророками. Эту эпоху в истории человечества Карл Ясперс назвал «осевым временем». Переосмысление мифов и попытка рационального обоснования жизни была предпринята во всех тогдашних очагах цивилизации. Человек – мера всех вещей, говорил Сократ. Конфуций разработал пять достоинств праведного человека:

  • Жэнь. Мы с полным основанием можем перевести это слово как «гуманность», потому что данное достоинство подразумевает милосердие и человеколюбие. Слова Конфуция «Не делай человеку того, чего не желаешь себе» звучат как библейская заповедь.
  • И. Справедливость – широкое понятие и включает не только отстаивание собственных интересов, но и заботу о родителях. Долг благородного человека состоит в умении твердо следовать принципам справедливости, пренебрегая личной выгодой.
  • Ли. Это не только ритуал или соблюдение обычаев, но любые правильные поступки, которые ведут к благу в семье и к устойчивости в государстве.
  • Чжи. Добродетельные поступки должны сообразовываться с благоразумием и рассудительностью. Умение видеть последствия своих действий и просчитывать их воздействие в будущем.
  • Синь. Искренние и добрые намерения, непринужденность в отношениях с членами семьи и соседями. Этому качеству противопоставляется лицемерие.

Пять достоинств добродетельного человека соответствует философскому учению о пяти стихиях. Дополняя друг друга, перетекая и оттеняя, эти качества вместе составляют понятие «вэнь», которое обозначает цивилизованного человека. Здесь нужно уточнить, что цивилизованным может быть только китаец. Даже в самые тяжелые годы унижения и позора китайцы ни на секунду не сомневались в своем превосходстве над другими расами и национальностями. Что сделал Конфуций? Он советовал относиться к варварам снисходительно и спокойно.

Личные качества

Источники сообщают о Конфуции как очень воспитанном и учтивом человеке. Он всегда был приветлив и дружелюбен к людям, независимо от их социального статуса. Среди учеников он преподносил себя естественно, стараясь не подавлять их своим авторитетом. Будучи очень образованным человеком, он никогда не выпячивал это напоказ и всегда принимал дельные советы. Нередко так происходило во время общения с учениками, которые могли доказать наставнику свою правоту.

Ежедневные манеры поведения Конфуция основывались на старых, традиционных нормах, которые таким образом он пытался возродить.

Выход из суда

Считается, что, несмотря на то, что Конфуций был очень лоялен королю, присутствие других членов правительства было неприятным. Непоколебимая мораль, составлявшая конфуцианские реформы, угрожала жизни придворных, и такая честная фигура представляла угрозу.

Среди политики, которую Конфуций предложил правителям Лу, было воплощение примера, которому должны следовать их подданные, вместо того, чтобы запугивать их жестокими законами, поскольку это был лучший способ предотвратить проступки.

Одним из способов добиться его долгожданных реформ было обрушить стены каждого из городов, в которых доминировали три семьи, чтобы помешать лейтенантам решиться восстать против своих лордов и использовать их в ущерб своим лидерам.

Но чтобы добиться этого, каждый из дворян должен был образцово править. Более того, в идеях Конфуция подразумевалось, что, если правитель не будет править разумом и действием в постоянном стремлении к благу своего народа, как отец со своей семьей, то он может быть низложен.

Поняв, что его идеи не будут приняты Лу, Конфуций решил отправиться в другие королевства, чтобы попытаться найти правителя, который хотел бы реформировать его государство.

О благородстве души

Многие изречения мудреца посвящены благородству. Иногда они также противоречат точке зрения ежедневного опыта. Приведем в пример сентенцию: «Благородный человек помогает увидеть в себе только доброе, а низкий – указывает на дурное». Впрочем, нельзя провести линию между человеком и жизнью. Парадоксы Конфуция заставляют призадуматься, поразмышлять, подискутировать. Вот, например, спорное высказывание: «Благородный человек, живущий только домашним уютом, не может называться таковым». А вот еще подборка цитат на эту тему:

  • Благородным присуща безмятежность. Низкие всегда чем-то озабочены.
  • Благородный человек живет в согласии с другими, но не подражает им, а низкий – подражает другим, но не живет с ними в согласии.
  • Благородному человеку не присуще обманывать, но обман со стороны других он сразу замечает.
  • Благородный муж отдается долгу, а низкий – удаче.
  • Благородный не видит смысла в еде и богатстве, делает дела и мало говорит. Этот человек постоянно учится и исправляет себя.

Истоки философии

В 528 году до н.э. у него умирает мать. Согласно старому, но давно забытому правилу по случаю траура чиновник должен был оставить свою службу на три года. Конфуций решил последовать канувшему в лету закону. Освободившееся время он посвятил глубокому изучению истории Китая. Во время знакомства с источниками в его голове рождается образ идеального государства, в котором правитель мудр и справедлив, воины честны и отважны, крестьяне трудолюбивы, а женщины преданы своим мужьям. Создать такое общество возможно на основе возвращения к забытым порядкам

Знакомясь с историей страны, философ уделял большое внимание ее традициям и обычаям, постепенно превратившись в их глубокого знатока

Однажды он принял участие в церемонии жертвоприношения в главном храме царства Лу. К тому времени Кун-цзы был широко известен как очень образованный человек. Тем не менее во время действа он все время спрашивал о каждой его детали, заставив многих усомниться, что он хорошо знает ритуалы. В ответ философ мудро заметил: «В таком месте спрашивать и есть ритуал». Этот принцип станет ключевым методом его обучения, основанном на необходимости говорить о том, что знаешь или не знаешь.

Примерно в 25 лет Конфуций был приглашен в столицу Поднебесной империи. Это было определенным признанием его заслуг в распространении древних традиций. Однако дальше этого дело не пошло и на протяжении 13 лет философ безуспешно пытался склонить правителей страны к принятию его учения. Как гласит предание, во время визита в Чжоу он беседовал с основателем даосизма Лао-цзы, который раскритиковал его несколько идеалистические воззрения. Но Кун-цзы это нисколько не смутило

Он парировал недобрый отзыв своей важной миссией — использовать свои знания ради служения народу

Биография

Имя этого философа знакомо каждому. Конфуций — самый известный китаец. Учение древнего мыслителя положено в основу государственной идеологии. Оно оказало влияние на жизнь Восточной Азии. Конфуцианство долгое время не уступало в Китае по своей значимости буддизму. Хотя вопросы религии в философии конфуцианства не затрагиваются, имя Конфуция было вписано в религиозный пантеон. 

Конфуций — новатор в идее построения нравственного, полного гармонии общества. Следуя правилам философии, человек пребудет в гармонии с собой и окружающим миром. Популярность афоризмов и суждений Конфуция не угасла и спустя 20 веков после смерти.

Распространение конфуцианства

После смерти Конфуция философские учения его последователей начали формировать вокруг себя отдельные школы, по разным источникам, к III веку до н. э. их было от восьми до десяти, но точных сведений о многих из них не сохранилось. Конфуцианство стало основой государственной идеологии в период династии Хань, конфуцианская мораль и нормы нравственного развития вошли в официальную идеологию государства и сохранялись в таком качестве вплоть до начала XX века. Однако приписывать такое распространение учения одному Конфуцию будет неправильным: огромный вклад в формирование и развитие так называемого классического конфуцианства внес его ученик – ДунЧжуншу, прозванный за это «Конфуцием эпохи Хань».

Представители школы Дун Чжун-шу использовали творческий подход к работам Конфуция, объединив работы разных философских школ во всеобъемлющую доктрину, которая и стала впоследствии основой мировоззрения целого государства. Таким образом, конфуцианство стало неотъемлемой частью истории Китая – даже после прихода к власти коммунистического режима, на словах отвергавшего конфуцианство как мешающее прогрессу учение, но на деле оно оставалось главным моральным ориентиром. Культ самого Конфуция сложился значительно позже.

В I веке н. э. был образован так называемый конфуцианский канон. Помимо включения классических текстов в образовательную систему и обработки древних текстов, этот процесс также привел к созданию культа Конфуция. В период правления династии Тан – VII-X века – в китайскую духовную жизнь вмешался буддизм, оказывавший значительное влияние на экономическую и политическую жизнь в государстве. Проник он и в учение великого философа –через деятельность выдающегося политика Хань Юя классическое конфуцианство преобразовалось в то, что сейчас принято называть неоконфуцианством. Имперские амбиции европейских держав, в XIX веке разрывавших Китай культурной экспансией, привели к самому сильному и затяжному кризису в китайской истории. Жестокая колониальная политика привела в конечном счете к синтезу конфуцианской мысли и европейской культуры. Е

диного учения, как в случае с буддизмом, правда, не получилось – в развитии китайской философии наметился раскол. Основными направлениями стали: консервативное конфуцианство (помимо традиционной трактовки учения ориентировавшееся на Японию), либерально-западническое (ориентирующееся на США и отрицавшее традиционный взгляд на конфуцианство), радикально-марксистское (русифицированное, также отрицавшее традиционные ценности), социально-политический идеализм (также – суньятсенизм) и социально-культурологический идеализм (ставший основой современного неоконфуцианства).

Конец жизненного пути

После долгих странствий по Поднебесной Конфуций в 497 году до н.э. возвращается к себе на родину. Ему были очень рады, и правитель назначил философа главой города Чжун-ду. Теперь у мудреца появилась реальная возможность претворить свои идеи в жизнь. Он пытался навести порядок, лишая земли и имущества тех, кто получил ее нечестным путем. К ужасу своих учеников, философ приказал казнить одного из своих политических противников, объясняя жесткое решение его злыми умыслами.

Такая политика многим оказалась не по нраву и против Кун-цзы начала свою деятельность оппозиция. Будучи не в силах ей сопротивляться, он покинул Лу. Мастер все еще считал, что может растолковать правителям правильность своих идей и порой делал это весьма сомнительными способами. Однажды он даже согласился быть слугой придворного вельможи, чтобы попасть ко дворцу, но эта попытка опять провалилась.

Конфуцию было около 70, когда умерла его супруга. Хотя она и не была ему духовно близка, свое вдовство философ трактовал как знак скорой смерти. Как-то стоя на берегу реки, он уподобил время течению реки, которая никогда не останавливается.

Вскоре умер сын, а затем и любимый ученик Янь Юань. В это время Кун-цзы усиленно занимался литературным творчеством, желая завершить свой летописный труд «Чюнцю», но его силы были на исходе. В 479 году до н.э. великого философа не стало. Он умер, размышляя о нравственных проблемах общества, а последние слова были заботой о том, кто продолжит его учение.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Ответ справочной службы русского языка

Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.

Жизненный путь Конфуция

Биография Конфуция началась в 551 году до н.э. Отец малыша — немолодой военный Шулян Хэ, который давно ждал сына. Только трижды женившись, мечта научного деятеля сбылась (во втором браке у мужчины родился сын с инвалидностью). Мать Конфуция — юная девушка, она вышла замуж раньше старших сестер, из-за чего ее брак подлежал беспрерывным пересудам, считался скандальным по тем временам.

Настоящие имена будущего философа «Ци» (холм), Чжун-Ни (глиняный второй) указывали на его происхождение, но были перепутаны, перефразированы европейскими миссионерами. В результате появилось словосочетание Кун Фу-цзы или «Учитель из рода Кун», которое мы произносим, как Конфуций.

В трехлетнем возрасте мальчик потерял родителя. Мама посвятила себя воспитанию сына, вела благочестивый образ жизни. Это отразилось на взглядах мыслителя.

Мыслитель с детства тяготел не к играм, как прочие ребятишки, а к знаниям, он еще тогда проявлял себя маленьким мудрецом.

В семь лет Конфуций пошел в школу, стал отличным учеником: освоил чтение, письмо, счет, стрельбу, управление колесницей, занимался музыкой, был участником древних ритуальных церемоний. Всестороннее развитие позволило юноше к 17годам стать чиновником, заведующим амбарами, скотным двором империи Лу.

19 летний молодой человек женился на девушке Коан-ши.

Уже к 25 годам Конфуций стал многоуважаемым членом культурного общества Китая, император изъявил желание лично познакомиться с мудрецом.

С тех пор философ понял, что главным долгом жизни является сохранение великих традиций китайского народа. Эта идея стала основой всего конфуцианства. Мыслитель считал: личность должна быть максимально полезной социуму, стране, стараться соблюдать природные законы, заниматься самопознанием собственных возможностей.

Благодаря бесконечной мудрости идей, философ поднялся на вершину карьерной лестницы – получил звание министра правосудия. Люди с самых отдаленных окраин государства прониклись учением мыслителя. Влияние Конфуция достигло апогея, страх перед которым заставил завистников оклеветать министра перед императором.

С тех пор мудрец покинул руководящий пост, отправился странствовать по соседствующим царствам, превознося в их жизнь нравственную философию ценностей. Он нигде не останавливался надолго, аргументируя это потребностью посвящать других людей, которых считал членами собственной семьи, в идеи конфуцианства.

Тринадцатилетнее странствие мыслителя окончилось возвращением на родину, после которого он стал Учителем.

В 479 году до н.э. Конфуций окончил земной путь. Будучи провидцем, он предсказал день своей кончины.

Взгляды философа никогда не расходились с его поступками, благодаря чему он стал примером для большого количества последователей.

Распространение в Европе

В середине 18-го века в Европе началась мода на восточную экзотику. Аристократы пытались освоить китайскую философию, они покупали предметы искусства и устраивали тематические вечера. В 1687 году появился латинский перевод книги «Лунь юя».

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Политическая мысль

Для Конфуция этические, моральные и религиозные аспекты неотделимы от политики. Это потому, что правитель должен был готовиться таким же образом, хотя и с большей дисциплиной, чем остальные мужчины. Таким образом, царь мог подавать пример своим народом и быть уважаемым всеми.

С конфуцианской точки зрения лидер был похож на домохозяина, так как он должен был относиться к своему народу с любовью, проявляя заботу об их нуждах и страданиях.

Конфуций считал, что многие правители его времени так далеко отошли от надлежащей этики, что больше не обладали достоинством, необходимым для руководства находящимися под их контролем государствами. Он думал, что если появится добродетельный лидер, китайские вотчины вернутся к своей былой славе.

Если политик прибегает к нечестным приемам, таким как подкуп или запугивание своего народа, то он не достоин. Образования, в дополнение к ритуалам и их обучению, могло быть достаточно, чтобы люди захотели следовать своему правителю.

Этот философский подход показал, что у населения может возникнуть «чувство стыда», которое вызовет отвращение к любому неадекватному поведению, которое противоречит тому, чего от них ожидают.

Ранняя биография

Конфуций родился около 551 года до н.э. около Цюйфу на территории современной китайской провинции Шаньдун. Он был представителем разорившегося аристократического рода, чьи корни уходили ко временам династии Шан-Инь. Отец будущего философа Шу-лян Хэ в молодости был военным, который прославился множеством военных подвигов. Затем он был назначен комендантом крепости Цзоу.

Согласно преданию всю жизнь у него рождались только дочки (исключением был сын-калека от наложницы). Желая иметь наследника, Хэ на рубеже 80 лет решает жениться на молодой девушке из рода Янь. Она и родила великого философа. Своего отца Конфуций не знал, так как через три года после его рождения он умер. Старшие жены недолюбливали младшую, что заставило мать будущего философа уйти жить самостоятельно.

Детство его было трудным, мальчик успел лично пройти сквозь нужду и тяжелый труд. Но даже в такие нелегкие времена он не стоял на месте, а все время пытался самообразовываться. В этом ему помогало врожденная любознательность и пытливый ум.

Точно неизвестно где Кун-Цзы получал образование, но в источниках сохранилось его высказывание: «В 15 лет я ощутил потребность учиться». Однако постоянное безденежье мешало поступить в школу, где учили будущих чиновников. Но это не стало преградой на его пути, и Конфуций стал брать частные уроки, дополняя их активным самообразованием. Это помогло ему выучить иероглифы и овладеть письменностью, а затем приняться за изучение древней литературы.

Важную роль в формировании мировоззренческих позиций Конфуция сыграла его мать, которая любила подробно рассказывать мальчику о делах его предков. Так к нему пришло глубокое убеждение в необходимости занять достойное его рода место в жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: