Идентичность как предмет психологического исследования

Стадии формирования Эго-идентичности

Эго-идентичность появляется уже у младенцев, но она еще не сформирована. Согласно Эриксону, по мере взросления, человек проходит 8 стадий развития. На каждой из них он решает свои психосоциальные задачи, у него появляются различные личностные качества.

Переход с одной стадии на другую сопровождается кризисами, успешное прохождение которых помогает ребенку приобретать важные жизненные навыки. И каждый период по-своему влияет на Эго-идентичность.

Теория развития личности Эрика Эриксона

Возраст, которому приписываются та или иная стадия – условен. Все индивидуально и зависит от скорости развития личности, а также требований, предъявляемых к ней обществом.

Младенчество: 0-1 год

Это время, когда формируется базовое доверие или недоверие к миру. Ребенок подсознательно определяет в какой среде живет: безопасной ли, можно ли доверять людям вокруг, чего стоит ждать от мира. Так формируется оптимизм или пессимизм, как часть Эго.

Раннее детство: 1-3 года

Формирование самостоятельности или зависимости. Если ребенку позволяют делать все самому, то он вырастает с уверенностью в себе и силой воли. Если нет, что во взрослой жизни всегда чувствует стыд, сомнение, зависим от других.

Возраст игры: 3-6 лет

Если родители поощряют желания и инициативу ребенка, то частью его Эго становятся такие качества, как целеустремленность, предприимчивость. Если нет, то человек начинает подражать другим, следовать чужим целям, часто испытывать чувство вины.

Школьный возраст: 6-12 лет

Формируется ощущение своей компетентности в чем-либо, уверенности, что человек справится с поставленной задачей. Либо же появится неверие в свои силы, чувство неполноценности.

Юношеский возраст: 12-20 лет

Это наиболее важный период для формирования Эго-идентичности. Подросток осознает, что в мире есть множество ролей. А его взгляды отличаются от взглядов других людей. Он начинает подражать авторитетам, значимым взрослым, сверстникам.

Подросток осознает себя в контексте тех социальных связей, которые он выстраивает. Главная задача этого периода – собрать все роли в единое целое. Какие-то отбросить, а какие-то интегрировать так, чтобы у него сложился целостный образ себя.

Если предыдущие периоды прошли успешно, у него сформировались:

  • доверие к миру;
  • уверенность в себе;
  • инициативность;
  • самостоятельность.

А это значит, что в подростковом возрасте шанс обрести личностную целостность намного выше. Это время, когда подросток пытается понять себя, осознать свои способности, выбрать жизненный путь.

Эриксон уверен, что именно юношеский период является одним из самых значимых. Он играет ключевую роль в формировании Эго-идентичности.

Ранняя зрелость: 20-25 лет

Формируется чувство близости, интимности, умение быть в эмоциональном контакте. Если Эго-идентичность не была сформирована, наступает одиночество, изоляция, непонимание чего человек хочет в этой жизни.

Средняя зрелость: 25-65 лет

Это время для самореализации, профессиональных достижений, обретения социального статуса, занятий творчеством. Но при неблагополучном прохождении предыдущих стадий наступает чувство опустошенности, застой, безразличие.

Поздняя зрелость: от 64 лет

На этой стадии происходит окончательное формирование Эго-идентичности. Человек оглядывается на свою жизнь и, либо испытывает чувство удовлетворения, уверенности, осознания себя как личности, понимания «кто я».

Либо наступает сожаление. Понимание, что жизнь прожита зря и что уже поздно что-либо начинать. Часто этому сопутствует снятие с себя ответственности за свои решения и поступки, отказ признавать свои ошибки.

При таком сценарии можно говорить, что у человека так и не сформировалась личностная целостность, то есть, Эго-идентичность.

Типы социальной идентичности

Термин «идентичность» в современных гуманитарных и социальных науках используется очень широко. Следует понимать, что это не свойство, которое изначально присуще индивиду. Идентичность представляет собой отношение человека к себе в мире, формирующееся и развивающееся с течением времени в условиях взаимодействия с людьми. Целый ряд психологов полагает, что она присуща лишь отдельным субъектам. Они считают, что идентичность можно приписывать группам только в метафорическом смысле.

Ученые говорят об этнической, профессиональной, политической, региональной, возрастной, гендерной идентичности и т. д. Типы могут меняться, поскольку в структуре личности значение каждого из них бывает разным. Это зависит от временных и ситуативных факторов, таких как место проживания человека, род его деятельности, возраст, образование, мировоззрение и др.

Виды идентичностей

Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные.

Теория не-я

«Теория не-я» утверждает, что «я» не может быть сведено к связке, потому что концепция «я» несовместима с идеей связки . Теоретически идея связки подразумевает понятие телесных или психологических отношений, которых на самом деле не существует. Джеймс Джайлз , главный сторонник этой точки зрения, утверждает, что теория не-я или элиминативистская теория и теория расслоения или редукционистская теория согласны в отношении несуществования субстанциального « я». Редукционистская теория, согласно Джайлзу, по ошибке воскрешает идею «я» в терминах различных представлений о психологических отношениях . С другой стороны, теория отсутствия «я» «позволяет себе лежать там, где оно упало». Это потому, что теория не-я отвергает все теории самости, даже теорию связок. По мнению Джайлза, Юм на самом деле является теоретиком не-я, и было бы ошибкой приписывать ему редукционистский взгляд, подобный теории связок. По словам Джайлза , Юма о что личная идентичность является выдумкой, поддерживает это прочтение.

Буддийский взгляд на личную идентичность также является теорией не-Я, а не редукционистской теорией, потому что Будда отвергает попытки , поскольку наши мысли , личности и тела никогда не бывают одинаковыми от момента к моменту, как конкретно объясняется в Шуньяте .

Согласно этой линии критики, самоощущение — это артефакт эволюции , который экономит время в тех обстоятельствах, для которых оно эволюционировало. Но чувство собственного достоинства рушится при рассмотрении некоторых событий, таких как потеря памяти , диссоциативное расстройство личности , повреждение мозга , « промывание мозгов» и различные мысленные эксперименты . При представлении недостатков в интуитивном восприятии себя и последствий этой концепции, основанной на строгой концепции «я», возникает тенденция исправлять эту концепцию , возможно, из-за когнитивного диссонанса .

Теория социальной идентичности

  • личностную идентичность;
  • групповую идентичность.

Первая отвечает за самоопределение личности, объединяя индивидуальные, физические, интеллектуальные, моральные, нравственные свойства человека. Вторая отвечает за идентичность профессиональную, возрастную, религиозную и др. Человек переходит от личностной к групповой идентичности по мере перехода от межличностных форм общения к межгрупповым.

Теджфел рассматривает четыре процесса, тесно связанных между собой: социальные категоризация, идентификация, сравнение и межгрупповая дискриминация. Эти процессы являются фундаментом любой идентичности: личностной, групповой. Для того, чтобы оценить себя, человеку необходимо выбрать форму взаимоотношений. Это может быть межличностное общение и межгрупповое общение, в зависимости от того, какой путь выбран человеком. Всю свою жизнь человек опирается либо на социальную, либо на личностною идентичность. Они могут иметь противоречия в личностной структуре.

В 1982 году Г. Теджфел издает книгу «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». В основе книги лежит теория социальной идентичности. Ученый предлагает модель для описания социально-психологических понятий и явлений. К ним относятся межгрупповые конфликты, межэтнические стереотипы, языковая дифференциация, социальная справедливость, ксенофобия. Исследования Г. Теджфела стали известны и популярны в научных кругах. Ученые, исследующие область социальной психологии, до сегодняшнего времени дискутируют о соотношении личностной и социальной идентичности.

Социальные стереотипы

Термин «стереотип» появился в начале 1920-х гг. в работе американского писателя Уолтера Липпмана. По его мнению, стереотип – это устойчивый, но неадекватный образ человека из другой группы, сконструированный в обществе. Это способ восприятия явлений, приводящий к упрощению действительности, порождающий предрассудки, он избирателен и неточен.

Определение 1

Социальный стереотип – устойчивый, эмоционально окрашенный образ объекта, явления или процесса отдельной социальной группы.

Стереотип легко перенести на всех членов группы. Это групповое представление о поведении членов других социальных групп.

Г.Теджфел указывал на важную роль стереотипизации при формировании социальной идентичности. В межгрупповых отношениях стереотипы выполняют объяснительную и оправдательную функции, функцию социальной дифференциации.

Определение 2

Стереотип – образ социальной группы, который создается в массовом сознании людей.

Так как социальные группы отличаются друг от друга по разным показателям, изучать особенности социальной идентичности личности следует в контексте тех групп, к которым она относится.

Группы с высоким статусом повышают социальную идентичность людей, низкостатусные группы делают социальную идентичность неустойчивой. Чувство принадлежности к знатному роду делают идентичность сильнее. Многочисленный народ, живущий в большой стране, имеет высокую идентичность, малочисленные народы имеют сниженную идентичность. Хотя в России встречаются парадоксальные явления. Например, человек причастен к кавказской малочисленной группе, но это в разы повышает его идентичность. Возможно сильная идентичность возникает потому, что человек желает противостоять многочисленной нации, явно демонстрировать свою независимость и национальную гордость. Нужно отметить, что на эти чувства никто не посягает, в России проживают представители более 180 национальностей.

Идентификация человека с определенной социальной группой ни что иное, как осознание человеком своего статуса в системе межгрупповых отношений. В ее основе лежит потребность индивида в принадлежности к какой-то группе для самореализации. Человек определяет свое место в обществе посредством принадлежности к социальной группе, часто, сталкиваясь с проблемами. В социальной психологии такие ситуации называются кризисами социальной идентичности. Человек стоит перед выбором социальной идентификации, он определяет беден он или богат, молод или стар, образован или невежественен и т.д.

Г.Теджфел вводит в социальную психологию еще одно важное понятие – ингрупповой фаворитизм. Определение 3

Определение 3

Это тенденция оценки людей ниже членов своей группы, предоставление выгодных условий для участников своей группы.

Данное понятие позволило теоретически обосновать такой феномен, как ингрупповые и аутгрупповые стереотипы.

Ингрупповой фаворитизм заключается в предоставлении преимуществ членам своей группы (профессиональной, религиозной, национальной, языковой) в ущерб другой социальной группе. Здесь обязателен факт социальной идентичности. Избежать явления ингруппового фаворитизма можно с помощью расширения пределов идентификации. Должна произойти идентификация с большой группой, но в жизни, из-за многочисленных межкультурных различий, эту задачу выполнить невозможно.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое идентичность: определение

Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.


Идентичность

Понятие идентичности

Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.

Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:

  • находить баланс между личным и общественным;
  • объединять свой опыт и опыт общества;
  • охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.

Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.

Формирование идентичности

Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».

Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:

  1. До 1 года. Это кризис доверия-недоверия. Сила при благоприятном разрешении кризиса – надежда. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я доверять миру?».
  2. От 1 до 3 лет. Сопротивление независимости (автономности) и чувства стыда. Сила при благоприятном разрешении – воля. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я управлять своим телом и поведением?».
  3. От 4 до 6 лет. Противоречие инициативы и чувства вины. Сила при благоприятном разрешении – целеустремленность. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я быть независимым от родителей, самостоятельно открывать и развивать свои возможности».
  4. От 7 до 12 лет. Кризис трудолюбия и чувства неполноценности. Сила при благоприятном разрешении – уверенность в себе. Ребенок ищет ответ на вопрос «Способен ли я…?».
  5. От 13 до 19 лет. Кризис эго-идентичности и смешения ролей. Сила при благоприятном разрешении – верность. Подросток (юноша) ищет ответ на вопрос «Кто я, какой я?».
  6. От 20 до 25 лет. Кризис интимности и изоляции. Сила при благоприятном разрешении – любовь (способность любить). Молодой человек ищет ответ на вопрос «Могу ли я выстраивать близкие отношения?».
  7. От 26 до 64 лет. Кризис продуктивности и застоя. Сила при благоприятном разрешении – забота. Человек ищет ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни? Чего я достиг и чего еще хочу достичь?».
  8. От 65 до смерти. Кризис целостности и чувства безысходности (отчаяния). Сила при благоприятном разрешении – мудрость. Человек отвечает на вопрос «Был ли смысл в моей жизни? Доволен ли я ей?».

Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.

Структура идентичности

Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:

  1. Индивидуальность. Человек осознает, что он и его опыт уникален, он воспринимает себя как отдельную, независимую единицу общества.
  2. Тождественность, целостность. Человек ощущает осмысленность и слаженность жизни. Он видит и принимает связь между прошлым, настоящим, будущим, между тем, каким он был и каким хочет стать.
  3. Синтез. Ощущение внутренней гармонии, единство и синтез образов из детства и настоящего.
  4. Социальная солидарность. Человек разделяет идеи общества и отдельной группы, к которой относит себя. Он ожидает признания, уважения, поддержки со стороны референтной группы. Он рассчитывает, что ее участники оценят его причастность.

Идентификация в психологии

Это уподобление индивида какому-то человеку, группе, образу. Без этого невозможно развитие и формирование личности. Очень часто идентификацию путают с имитацией и идентичностью. Рассмотрим эти связи подробнее.

Идентификация и имитация

Имитация – сознательное подражание. Идентификация – бессознательный процесс. Отождествление помогает человеку развиваться, строить свой жизненный путь. Однако при неблагоприятных условиях бессознательное подражание приводит к застою в развитии и диссоциации.

Идентификация и идентичность: в чем разница

Что это такое? Идентичность – результат. Идентификация – процесс. В первом случае человек осознает и признает свою тождественность с кем-то. Во втором случае он ищет и обретает тождественность.

Социальная идентификация в современном мире

Осознавая и идентифицируя себя, человек обязательно соотносит своё «Я» с какой-либо группой. Эта идентификация может быть источником положительных эмоций. Осознание своей принадлежности к группе с низким статусом порождает чувство стыда. Например, не престижно быть «бедным», «плохо одетым», «слабаком».

Нежелание принадлежать к группе с низким статусом выражается несколькими способами:

  1. Активный протест, агрессия по отношению к представителям других групп, демонстрация «плохих» качеств.
  2. Ассимиляция, стремление внешне походить на представителей социальных слоёв с более высоким статусом.
  3. Поиски компромиссов, заимствование черт другой группы или культуры, при этом требования «уважать» отдельные нормы поведения своего социального слоя.

В основе самоидентификации – общность менталитета (цивилизационная идентичность). Это одинаковые для больших групп людей традиции и нормы, усвоенные в детстве. Люди с одним менталитетом легче понимают друг друга, даже если говорят на разных языках.

Но втором месте – этническая принадлежность. Она становится проблемой для представителей наций и народов, которые считаются или считают себя ущемлёнными.

Третья по значению – возрастная идентификация. Является проблемой для подростков, так как стремление занять более высокое положение «взрослого» не соответствует жизненному опыту. Для пожилых осознание своего возраста болезненно, потому что связано с утратой достижений предыдущей жизни.

Потеря идентичности

«Потерял себя», «Не знаю, кто я», «Запутался в себе», «Не знаю куда иду, чего хочу» – такие мысли посещают человека, который утратил идентичность. Человек теряет веру в себя, понимание своего места в мире, целостность своего Я. Утрированный пример потери идентичности – психически больные люди, которые считают себя Наполеонами, Иисусами и т.д. Этот пример относится к патологической крайности, ими разбирается психиатрия. Мы же поговорим о том, с чем работают психологи.

Причины

Причины потери идентичности (личностного кризиса):

  • резкие перемены в обществе (например, многие люди столкнулись с этой проблемой, когда развалился СССР);
  • серьезные и неблагоприятные изменения в жизни самого человека (увольнение, банкротство, развод, чья-то смерть);
  • возрастной кризис, например, кризис среднего возраста.

В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.

Симптомы и признаки

Симптомы потери идентичности:

  • частые сомнения типа «Почему я не уйду с этой работы?», «Что я здесь делаю?», «Почему я живу с этим человеком?»;
  • постоянные размышление о смысле жизни и предназначении;
  • чувство неопределенности;
  • фрустрация;
  • хроническая тревожность;
  • неспособность сформировать систему ценностей и устойчивых убеждений;
  • сомнения в правильности своих действий;
  • боязнь будущего;
  • нерешительность в поступках.

У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.

Опасность состояния

Чем опасно такое состояние:

  • истощение,
  • дезадаптация,
  • десоциализация,
  • изоляция,
  • депрессия,
  • неврозы,
  • суицид,
  • зависимости.

Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.

Что делать

Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.

Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.

Психоанализ

Фрейд рассматривал процесс самоидентификации как два противоположных процесса. Принятие того, что создаёт ощущение комфорта («анаклитическая» идентификация). И защиту от всего пугающего и непонятного («идентификацию с агрессором»).

На иллюстрации – структура личности по Фрейду. Эго – подсознательно, Ид – сфера получения удовольствий, Супер-Эго – самоограничения (этика, мораль).

Фрейд выдвинул теорию пяти стадий развития человека. Он связал их с преобладанием физиологических реакций в разные периоды детства. По его теории, слишком сильная фиксация на функциях организма в начале жизни приводит к нарушениям самоидентификации зрелой личности.

Эрик Эриксон, последователь Фрейда, предложил теорию 8 стадий психосоциального развития, от младенчества до старости. Она получила широкое распространение, так как в основных положениях соответствует «здравому смыслу» и личному опыту большинства.

Младенчество. Формирование доверия к матери и к окружению

Согласно наблюдениям за детьми в семьях и приютах, для младенцев важно наличие человека, с которым установлен эмоциональный контакт. Дети, лишенные общения, начинают отставать в развитии даже при правильном уходе и кормлении

Во взрослой жизни им сложно общаться, идентифицировать себя как независимую, самодостаточную личность.

Раннее детство до 3 лет. По Фрейду – это анальный период, когда ребёнок осознаёт контроль над испражнениями. По Эриксону, в этом возрасте формируются самостоятельность и осознание физических возможностей. Ребёнок осваивает первые навыки самообслуживания: еда, одевание и т.д. Ограничение активности в этом возрасте приводит к слабоволию.

Возраст игры от 3 до 6 лет. Ребёнок активно познаёт мир, осваивает системы норм и ограничений. Появляется осознание вины за нарушение запретов, стыд, гордость, инициатива в играх и общении. Формируется Супер-Эго. По Фрейду, это компонент личности, отвечающий за нормы поведения и нравственные установки. На уровне житейского опыта давно известно, что жесткие запреты или вседозволенность в детстве формирует искаженные представления человека о себе.

Школьный возраст до 12 лет. Период первого столкновения с социумом без поддержки родителей. Обретение навыков общения, осознание своего статуса в иерархии сверстников. Несоответствие ожиданий взрослых и реальных успехов ребёнка формируют комплекс неполноценности. Его проявления во взрослой жизни становятся поводом для обращения к психотерапевтам.

Подростковый возраст. Происходят физиологические и гормональные изменения. Подросток стремится уйти от семьи и социализироваться в обществе. Так как в современном мире подросток считается ребёнком и продолжает материально зависеть от родителей, процесс порождает конфликты. Идентификация себя среди других, формирование самостоятельных целей и желаний откладывается. Это выражается в инфантилизме, который предстоит преодолеть в зрелости.

Период молодости продолжается до 25 лет. От того, как были пройдены предыдущие стадии формирования личности, зависит способность человека создать семью. Отсутствие в предыдущей жизни опыта эмоциональной близости приводит к одиночеству, разочарованию, психологическим проблемам.

Зрелость. Продолжается до 60-65 лет. Человек реализует себя в профессии и других формах общественной жизни. Очень важна самоидентификация личности как родителя. Весь период зрелости человек переживает различные кризисы самоидентификации. Это служит источником развития (карьерный и профессиональный рост, смена деятельности, творчество).

Старость. Исчерпание ресурсов, принятие себя и своей роли в обществе, семье.

Э. Эриксон видел нормальное развитие личности в последовательном преодолении кризисов перехода от одной психосоциальной стадии к следующей. Все задачи периода должны быть отработаны. Иначе взрослый человек остаётся в стадии «ребёнка», «подростка». Его приоритетом становится поиск эмоциональной привязанности или своей социальной группы. По Эриксону, идентичность – признак зрелой личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: