Проблематизация

Важный момент

Для выявления предпочитаемых стилей и привычек обучения участников используются различные опросники (например, тест Хони и Мамфорда). Они помогают определить, какие элементы доминируют в процессе обучения, и, соответственно, как учащийся будет реагировать на методы и усилия ведущего тренинга.

Выделив представителей всех 4-х типов и опираясь на их реакции, можно облегчить взаимопонимание в группе. Для этого обучаемые разных типов должны стать «движущей силой» друг друга на соответствующих этапах тренинга. Пускай активисты своей неуемной энергией компенсируют нерасторопность мыслителей; склонные к экспериментированию прагматики придают практическую направленность заключениям теоретиков, а те подытоживают их работу.

Таким образом, цикл Колба – пример удобной и практичной модели, при использовании которой ни один участник тренинга не останется вне учебного процесса. Несложная к пониманию, она адаптирована к специфике восприятия именно взрослых обучаемых, отлично учитывает выработанные ими привычки обучения: активистам позволяет действовать, мыслителям – анализировать, теоретикам – строить концепции, а прагматикам – их внедрять.

Предложения со словом Проблематизация

Поэтому одно из основных свойств философского сознания — постоянное вопрошание человека к миру и самому себе, постоянная проблематизация, т. А. И. Осипов, Философия и методология науки, 2013

Эта массовая проблематизация (т. Иосиф Дискин, Кризис… И все же модернизация!, 2009

Но было бы чрезмерной поспешностью сделать из этого вывод, что, раз возникнув, проблематизация отменяет и политическую рефлексию, и её субъекта. А. М. Пятигорский, Размышляя о политике, 2008

Условиями, обеспечивающими педагогическое сопровождение, выступают: фасилитационная направленность, проблематизация, ориентация на успех, социальная компетентность педагога (8). Г. А. Кузьменко, Психологическое сопровождение тренерской деятельности в ДЮСШ. Программа курса повышения квалификации для тренеров детско-юношеских спортивных школ, 2013

У исследователей «деревенской прозы» есть вполне определённые представления об идеологии и поэтике «неопочвеннического» традиционализма, есть ряд готовых дефиниций для каждого из видных авторов этой школы, соответственно проблематизация традиционалистского дискурса о традиционализме воспринимается как этический вызов — подрыв авторитета современных классиков русской литературы. Анна Разувалова, Писатели-«деревенщики»: литература и консервативная идеология 1970-х годов, 2015

Этим объясняется проблематизация вопроса об эффективности правовых предписаний в рамках более поздних модификаций юридической доктрины. Коллектив авторов, Правовые акты. Оценка последствий. Научно-практическое пособие, 2011

Тойнби), то проблематизация смены парадигмы как самостоятельная научная задача позволяет оценивать настоящее с точки зрения будущего, т. Е. А. Войниканис, Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху. Парадигма баланса и гибкости, 2014

Десакрализация и проблематизация религиозной доктрины создают предпосылки для формирования нового витка трансформационных напряжений. Иосиф Дискин, Кризис… И все же модернизация!, 2009

Однако проблематизация четырёх основных понятий, которыми оперирует политическая рефлексия, предстаёт нам не только в своих законченных формах, когда одно проблематизированное понятие уже заменено на другое, но прежде всего как мысль, идея такой замены. А. М. Пятигорский, Размышляя о политике, 2008

Проблематизация реальности и проблематизация собственной жизни, жизни каждого человека, составляет одну из задач философии и науки. В. Г. Федотова, Хорошее общество

Одна из главных черт этой системы — проблематизация отношений автора и заказчика, понимаемых как столкновение свободы самовыражения и внешнего диктата. И. Г. Галкова, Церкви и всадники. Романские храмы Пуату и их заказчики, 2015

Даже когда происходит проблематизация. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Тайный шифр женских сказок, 2013

Нам нужна критическая рефлексия английских, французских и немецких заимствований в нашем мировоззрении и их проблематизация через призму нашей истории. Дмитрий Куликов, Судьба империи. Русский взгляд на европейскую цивилизацию, 2016

Сказанное имплицирует, что проблематизация несёт в себе черты временного процесса, иногда даже включённого в историческое время. А. М. Пятигорский, Размышляя о политике, 2008

Методологическим императивом социологии является проблематизация, требующая не только выявления гносеологических или терминологических противоречий, но и характеристики предметной стороны проблемной ситуации. С. А. Шавель, Общественная миссия социологии, 2010

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я

Значение слова Проблематизация в других словарях:

«Зайцы»

Еще одна категория, которая тормозит работу команды, — это так называемые зайцы. Они ведут себя порой даже хуже, чем явные саботажники. «Зайцы» не вступают в конфронтацию, считают себя членами команды, но при этом ничего не делают. Они проявляют активность ровно настолько, чтобы их заметили. Чаще всего они выбирают для себя участок работы, не требующий особого напряжения. В обсуждениях участвуют, но не делают каких-либо полезных предложений.

Сами по себе они безвредны, но заражают пассивностью остальных. Если лидер команды или тренер не примут мер, то через некоторое время вся группа превратится в «болото». Потому тренер задает «зайцам» (кстати, это термин методический, не нужно так называть участников) такие вопросы:

  1. Что вы сделали для того, чтобы группа достигла целей?
  2. Какие личные цели вы преследовали, занимая пассивную позицию?

Как правило, участники осознают, что на самом деле они только состоят в команде, но ничего не дают взамен. Однако этого недостаточно. Необходимо дать толчок в правильном направлении:

  1. Что вы на самом деле могли сделать для команды?
  2. Какие ваши способности, знания или навыки помогли бы общему делу?
  3. Как вы собираетесь действовать дальше? Будете принимать более активное участие?
  4. Что вы будете делать для команды?

После того как тренер даст обратную связь по ролевым играм, этап проблематизации пройден. Следует помнить, что для некоторых участников вопросы ведущего могут носить психологически травмирующий эффект, поэтому к концу дня они будут выглядеть подавленно. Тем не менее волноваться не стоит. Чем более сильные впечатления останутся у участников, тем более сплоченной командой они станут позже. В отличие от чисто «навыковых» тренингов (продаж, переговоров), тренинг формирования команды более жесткий. Люди получают интенсивную личностную обратную связь, у многих открываются глаза на отношения в коллективе.

Мы продолжим рассказывать о тренинге формирования команды в следующем номере. Речь пойдет об этапах обучения, закрепления и обратной связи заказчику.

Е.Мамонов

Специалист

по управлению персоналом

Как работают философы-консультанты в бизнесе

предоставляют компаниям услуги в виде консультаций, воркшопов, лекций, интенсивов и т. д. Одним из популярных методов является так называемый сократический диалог, в ходе которого обнаруживаются противоречия и заблуждения в рассуждениях участников. Также есть философы, которые читают лекции или обучают авторскому методу. Как правило, они работают с определенным запросом.

Например:

Вынесенность философа за пределы организации — его самое важное преимущество. Это позволяет ему делать свою работу, не будучи зависимым от личных отношений и внутренних политических игр

Обсуждение норм, ценностей, принципов — плодотворное пространство для манипуляций и путаницы, поэтому философ, который решит работать с бизнесом, должен иметь действительно ясное мышление и моральную устойчивость, чтобы сохранять нейтральность. В сущности, философ не должен действовать ни в интересах компании, ни в личных интересах. Он должен только мыслить и быть преданным истине (как он ее понимает).

Другой случай, пока более редкий, — это , Chief Philosophy Officer. Его полномочия и рабочие задачи могут чрезвычайно широко варьироваться.

Каким бы новым ни казалось взаимодействие философов и бизнеса, фактически в России уже есть для него мощная база. Я имею в виду методологическую и лекционную работу Г.П. Щедровицкого. Он начал проводить мыследеятельностные игры в 1954 году, а с 1979 года организовывал их осознанно. Мыследеятельностные игры проводились на предприятиях и позволяли эффективно перестроить их работу. Сейчас эту работу продолжает его сын, П.Г. Щедровицкий.

Проблематизация (Фуко)

Для Мишеля Фуко проблематизация служит всеобъемлющей концепцией его работы в «Истории безумия» .

Он рассматривает его как объект исследования и как особую форму критического анализа. Как объект исследования проблематизация описывается как процесс превращения объектов в проблемы в результате «характеризации, анализа и обращения» как таковых.

Как форма анализа проблематизация стремится ответить на вопросы «как и почему определенные вещи (поведение; явления, процессы) стали проблемой». Фуко не проводит четкого различия между проблематизацией как объектом исследования и проблематизацией как способом исследования. Проблематизация как особая форма критического анализа — это форма «перепроблематизации».

История мысли

Проблематизация составляет основу его «истории мысли», которая резко контрастирует с «историей идей» («анализ отношений и типов действий»), а также «историей ментальностей» («анализ систем репрезентации»). «). История мысли относится к исследованию того, что это такое в данном обществе и в данную эпоху, «что позволяет сделать шаг назад от своего образа действий или реакции, представить это себе как объект мысли и подвергнуть сомнению его. относительно его значения, условий и целей ». Таким образом, мысль описывается как форма самоотстранения от собственных действий, которая позволяет «представить ее себе как объект мысли подвергнуть сомнению ее значение, условия и цели». Мысль есть отражение собственного действия «как проблема». Согласно Фуко, понятия мышления и проблематизации тесно связаны: проблематизация означает участие в «работе мысли»

Таким образом, что принципиально важно, Фуко подразумевает, что наш способ размышления над мы как индивиды, как политические органы, как научные дисциплины или что-то еще, имеют свою историю и, следовательно, навязывают мышлению определенные (а не универсальные или априорные) структуры.

Ответы на проблемы

Центральным элементом анализа проблематизации являются ответы на проблемы. Анализ конкретной проблематизации — это «история ответа (…) на определенную ситуацию». Однако Фуко подчеркивает, что «в большинстве случаев предлагаются разные ответы ». Его аналитический интерес сосредоточен на поиске в основе этих разнообразных и, возможно, противоположных ответов, условий возможности их одновременного появления, то есть «общей формы проблематизации». Это отличает проблематизацию Фуко от многих других подходов тем, что предлагает исследователям рассматривать противоположные научные теории или политические взгляды и даже противоречивые формулировки в целом как ответы на одну и ту же проблематизацию, а не как проявления взаимоисключающих дискурсов. Именно на этот уровень проблематизации и дискурсов ссылается Фуко, когда устанавливает, что «история мысли» Фуко пытается ответить на вопрос, «как конкретная совокупность знаний быть конституирована?».

Участие в проблематизации

Занятие проблематизацией влечет за собой сомнение в убеждениях общества. В конечном итоге эта интеллектуальная практика заключается в «участии в формировании политической воли». В нем также выделяются элементы, которые «создают проблемы для политики». В то же время это также требует саморефлексии со стороны интеллектуала, поскольку проблематизация призвана исследовать онтологический вопрос настоящего и определить отличительный «элемент настоящего». Этот элемент является решающим для «процесса, который касается мысли, знания и философии », в которой интеллектуал является частью« элемента и действующего лица ». Ставя под сомнение настоящее или «современность», «как событие», аналитик определяет «значение, ценность, философскую особенность» события, но в то же время полагается на него, поскольку он / она «находит оба собственный смысл существования и основания того, что [он / она] говорит »в самом событии.

Саботажники

Как правило, в каждой группе есть люди, которые по ряду причин не хотят быть как все. Они подвергают сомнению любые инициативы, критикуют тех, кто активно участвует в работе коллектива, в общем, ставят палки в колеса. Таким нужно давать отрицательную обратную связь. Они должны почувствовать, что именно по их вине срывается нормальная работа в группе. Тренер задает им следующую серию вопросов:

  1. Как вы думаете, какова была ваша роль?
  2. Что вы сделали для того, чтобы команда выполнила задание?

Как правило, «саботажники» начинают уходить от ответа. Они говорят: «Я просто шутил», «Да ведь это же все игра», «Я не всерьез» и т.д. В этом случае тренер описывает, как на самом деле вел себя участник. Например, так: «Во время выполнения задания вы высмеивали остальных, призывали бросить заниматься ерундой. Как вы думаете, помогало это команде или мешало?». Делая подобным образом, тренер преследует две цели:

Во-первых, участники тренинговой группы (в том числе и те, кто вел себя конструктивно) должны понять, что работа в команде — это не только радость от совместной работы в духе «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», но и большая ответственность. Личные амбиции и эмоции надо контролировать и помнить прежде всего о результате.

Во-вторых, тренер показывает лидеру (или лидерам), как надо себя вести с теми, кто тянет группу назад. При этом, конечно, не надо говорить: «Посмотрите, как правильно действовать». Лидер будет копировать поведение тренера неосознанно.

Знакомство

Тренер начинает занятия с того, что объясняет, что такое команда и чем она отличается от обычной группы людей. Сообщение не должно быть долгим, участники не настроены долго слушать. Главное, подчеркнуть, что команда, в отличие от простой группы людей, работает в несколько раз эффективнее.

Тренер рассказывает стандартные правила тренинговой группы, принципы работы и переходит непосредственно к знакомству. Как правило, участники уже более-менее знают друг друга, поэтому использовать обычные упражнения не стоит. Надо ориентировать на командное взаимодействие.

Примечание. О коммуникативном тренинге читайте подробнее в статье «Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь» на с. 74 журнала N 10, 2015.

Пример 1. Упражнение «Знакомство».

Тренер обращается к группе: «Мы все знакомы друг с другом в большей или меньшей степени. Но сейчас мы здесь немного в другом качестве, мы — команда. Поэтому давайте немного расширим наше знакомство и сделаем следующее упражнение. Желающий рассказать о себе выходит на середину круга и говорит, чем он может быть полезен для группы. Затем выходит следующий участник, и так далее».

Поучаствовать в упражнении должен каждый. Оно задает контекст, способствует возникновению чувства ответственности. Во время знакомства тренер отслеживает, кто из членов группы относится к заданию активно, а кто нет. «Недобросовестным» участникам потом нужно будет указать, что подобное поведение разрушает команду. Но это позже, уже на стадии проблематизации.

Конкуренция между лидерами

Но бывают ситуации, когда нехватки вожаков не наблюдается, а наоборот, каждый тянет одеяло на себя. Такое часто встречается там, где сотрудники молодого возраста, особенно если им надо конкурировать и проявлять агрессию каждый день, — менеджеры по продажам, торговые представители.

В этой ситуации тренер должен сделать так, чтобы они не мешали группе, выясняя отношения. Можно, например, провести упражнение, которое покажет, каковы реальные симпатии членов команды.

Пример 7. Упражнение «Живая социометрия».

Тренер предлагает двум участникам, претендующим на первенство, выйти на середину круга и закрыть глаза. Остальным дается такая инструкция: «Пожалуйста, посмотрите на Елену и Василия и подумайте, с кем вы бы хотели быть в одной команде. Затем молча подойдите и встаньте рядом с этим человеком». Упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не определятся со своими симпатиями. Затем тренер говорит лидерам: «Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите, кто на самом деле вас поддерживает».

После этого упражнения тот, кто получил меньше всего голосов, обычно становится помощником лидера либо переходит в категорию исполнителей, то есть не пытается оспаривать главенство над группой.

В некоторых случаях приверженцев оказывается примерно поровну, но это тоже хорошо. Лидеры будут проявлять себя в разных упражнениях и ролевых играх, чтобы не мешать друг другу. При этом они будут знать, на кого могут опереться.

Лингво-педагогическая модель проблематизации учебного текста и заданий к тексту

Эффективность в работе рассматривается как «…степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными (например, переход ученика от необученности к обученности)…» .

Под моделью в философии понимается «… аналог … определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, коцептуально-теоретического образования и т.п. Этот аналог служит для хранения и расширения знаний (информации) об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им» .

Аналогичное понятие модели дается и в психолого-педагогическом словаре, где модель определяется как схема, изображение или описание какого-либо природного или общественного явления, процесса . При этом под моделью образования подразумеваются «…сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги (логические структуры), схематично отображающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты» . В свою очередь модели образования делятся на описательные, функциональные, прогностические. Описательные модели дают представление о структуре, основных элементах практики образования; функциональные модели представляют образование в системе; прогностические модели теоретически обосновывают будущее состояние образовательной практики .

С педагогической точки зрения, по мнению М.В. Кларина, под моделью обучения понимается «…обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса» . Основой поисковых моделей обучения является продуктивная деятельность учащихся в процессе решения проблем . Согласно М.В Кларину, модель обучения ориентируется на характер деятельности учащихся, которая организуется преподавателем в рамках существующих подходов к обучению. В качестве дополнительных характеристик модели обучения выступают последовательность этапов во времени, особенности взаимодействия преподавателя и учащихся, ожидаемые результаты, иными словами, имеется ввиду процессуальная направленность модели.

Отсюда, согласно И.Б. Ворожцовой, модель как устройство демонстрирует возможности представлений, положенных в ее основу и отвечает на вопрос, как выстроить обучение в соответствии с конкретным наполнением ее компонентов.

Существенным является то, что представленные определения имеют ярко выраженный процессуальный характер. Вместе с тем, поскольку предметом настоящего исследования является проблематизация содержания обучения иноязычному чтению, — проблематизация текста и заданий к тексту -разрабатываемая модель может иметь описательный, структурно-содержательный характер, что в полной мере соотносится со следующим определением модели: «Модель — в широком смысле — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж … и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели) используемый в качестве его заместителя » (Большой энциклопедический словарь, 2001). Возможность использования подобной модели соотносится также с точкой зрения И:Л. Бим, по мнению которой, под моделью понимается «…образ исследуемого объекта в материальной или абстрактной форме, который выступает в качестве его модели» .

Исходя из приведенных определений, в данной работе под моделью понимается, в первую очередь, описательная, структурно-содержательная модель, которая дает образ-схему проблематизации содержания текстов и заданий к текстам в обучении иноязычному чтению. Исходя из модели проблематизации учебного содержания и учебного процесса (см. глава 1 раздел 2), можно построить лингво-педагогическую модель проблематизации содержания и процесса обучения чтению на иностранном языке.

Основываясь на вышеуказанной модели, а также на двух основаниях анализа научных исследований И.А. Зимней: первое основание — уровневость методологического анализа (общефилософский, общетеоретический, конкретно-научный, собственно методический), второе основание — аспектность рассмотрения учебно-воспитательного процесса (цель, содержание, методы, средства) — представим лингво-педагогическую модель проблематизации содержания и процесса обучения иноязычному чтению.

Чем занимается философ в компаниях?

Большинство статей не дает никаких определенных ответов

Фактически они представляют собой манифестацию важности философов для бизнеса, а не объяснение того, что, как и зачем делает человек в должности CPO. Любопытно, что даже работающие в должности CPO зачастую не могут объяснить, что именно компания получает в результате их работы и за что платит деньги

Вкратце их видение можно свести к следующему: результат неизмерим, но точно ощущается.

«Местному философу из Apple, Джошуа Коэну, бывшему профессору Стэнфордского университета и автору книги „Дуга моральной вселенной и другие эссе“, запрещено говорить публично о своей работе в компании. Совет по этике ИИ компании DeepMind окутан тайной с 2014 года. Соответствующий совет Google, в который входил известный оксфордский философ техники Лучано Флориди, был распущен уже через неделю после своего запуска, оставив нас гадать о его роли (хотя совету так же не дали бы возможность обсуждать работу публично). Также комитет по контролю этики ИИ в Microsoft не раскрывает свое мнение о наложении вето на продукты и клиентов».

Несмотря на то что автор не приводит никаких доказательств существования подобных запретов, вопрос о прозрачности работы философа и его этической позиции стоит особого внимания.

В последнее время можно наблюдать как осознанность, толерантность и экологичность отождествляются с . С такой же скоростью, с какой раньше на продуктах начали ставить маркировки «без ГМО», компании маркируют себя экологичными и этичными. Наличие этического кодекса и этических комитетов (или хранителя кодекса) в компаниях, особенно крупных, постепенно становится нормой. Но если открыть какой-нибудь этический кодекс, встретим ли мы определение того, что такое этичное, справедливое, толерантное? Каковы критерии для их распознавания? Какую этическую и духовную подготовку прошли члены этического комитета для того, чтобы быть способными выполнять наблюдающую, оценивающую и карающую функцию?

Вот один из ответов на вопрос, . Именно он должен отвечать за максимально прозрачный, всем понятный, применимый этический кодекс, а также за подготовку и консультирование этического комитета.

Комитеты по этике давно стали нормой для медицинских и научных учреждений. Они начали появляется во второй половине XX века как способ ограничить бурно развивающуюся науку, отдельные достижения которой представляли угрозу для человека. В первую очередь они появились в США, затем в Европе и России.

Технологические возможности — это новая генетика. Искусственные системы, с которыми мы взаимодействуем каждый день, должны соответствовать стандартам этики и морали той аудитории, на которую они рассчитаны. Здесь же вопрос о защите персональных данных, кибербезопасности и т. д. Искусственная система содержит только то, что в нее включил человек, поэтому добавление морального компонента — это способ очеловечить, «онормалить» эту систему, сделать ее соразмерной и поэтому безопасной.

«Что должен делать разработчик приложений, если новое приложение окажет негативное влияние на личное взаимодействие с людьми? Следует ли разрешить нам исправлять гены младенцев? Как должен реагировать автомобиль без водителя, если у него есть выбор между травмированием пассажира автомобиля или группы пешеходов?»

Следующий интересный вопрос, который стоит задать: а на каком основании нужно выбирать этические системы или конструировать их, скажем, для голосового помощника или чат-бота? Если речь идет о глобальной компании, будет ли она учитывать местные моральные нормы своих потребителей или будет продвигать свою «корпоративную этику»? Этими вопросами должен заниматься философ в компании.

Основные понятия

Прежде чем приступить к изложению истории формирования и текущего положения корпоративных философов (Chief Philosophy Officers), следует описать ту базу, на которую я опираюсь.

На мой взгляд, философия — это отрефлексированная авторская космология. Что значит: я как-то вижу этот мир и несу ответственность в слове, мысли и действии за каждый аспект своего видения.

Философия не наука. Любая наука имеет конкретный объект исследования, философия же может быть о чем угодно на усмотрение самого философа. Это мысль А.М. Пятигорского.

В этой статье, используя слово «философ», я буду иметь в виду широкий круг специалистов, деятельность которых в общественном сознании так или иначе связана с философией. Но нужно понимать, что определений философий и деятельности философа существует в мире сколько угодно.

Академизм и практическая философия

Также важно отметить «философский ландшафт», который нас окружает

  • Во-первых, существует академическая философия, которая во всем мире имеет единственную цель самовоспроизведения.

  • Во-вторых, есть практическая философия, пионеры и последователи которой зачастую противопоставляют себя академикам и убеждены, что философские идеи должны помогать людям.

В первом случае философы (и их возможности) ограничены требованиями академизма, кругом научных интересов и периодичностью публикаций, а во втором — требованиями рынка, необходимостью соблюдать этический кодекс и внутренние правила профессионального сообщества.

Но если область практической философии создавалась как противоположность академизма, чтобы применять знания из этой области, помогать людям и зарабатывать деньги, то с деятельностью философов в бизнесе нет однозначности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: