Существующие типы мировоззрения
Согласно историческому подходу выделяют 4 вида мировоззрения: мифологический, религиозный, философский и научный.
Именно мифология и была тем базисом, на котором стояла система ценностей в обществе. Как оказалось, она является одним из факторов, которые определял поведение людей в тот период времени. Мифологическое мышление предполагает эмоциональное восприятие действительности и наделение ее фантастическими качествами. Эмоциональный опыт в древней истории был преобладающим над рациональным и отражал страх человека перед неизвестным, необычным, незнакомым. Неумение людей грамотно выстроить причинно-следственные связи привело к тому что они объясняли природные и социальные явления через фантастику.
На смену мифу пришла религия. От мифологических представлений она унаследовала догматизм, четкую систему ценностей и правил. Есть образцы правильного и неправильного, хорошего или плохого, дозволенного и недопустимое. И тогда глубинные вопросы человеческого бытия (о происхождении, рождении и смерти), нашли свои ответы в вере в сверхъестественную и, как следствие, религиозном воззрении.
Позже появилось направление философии, которое было призвано структурировать и упорядочить разнообразные воззрения по поводу мира, общества и личности в нем. Философское мировоззрение на первом месте – это разум, последовательность мысли, логика, аргументы.
В результате научного исследования научное мировоззрение сформировалось как результат теоретического осмысления результатов научной деятельности – опытов, экспериментов, вычислений. В научном мировоззрении отражены обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все четыре исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать сегодня. Это отражение того, как мы относимся к тем либо иным аспектам бытия.
Мифологическое мировоззрение
Первобытное осознание и освоение мира принимало разные формы и виды, мировоззрение человека формировалось на их основе. Мифологическим представлениям о мире характерны синкретизм и метафорическая форма. Они в нерасчлененном виде сочетают верования, знания, убеждения. Именно поэтому из мифов в свое время выросли наука, религия, философия.
Мифологическое мировосприятие строится на непосредственном переживании, человек не мог еще во времена становления проникнуть вглубь вещей, но ему требовались ответы на вопросы бытия, и он создает систему объяснений, которую облекает в мифопоэтическую форму.
Мифологическому мировоззрению в меньшей степени характерны знания, в большей степени — представления и верования. Оно отражает непреодолимую зависимость человека от сил природы. Мифологические представления происходят из первобытной древности, но они не исчезают из жизни современного человека — социальная мифология с успехом использует простейшие объяснительные механизмы и сегодня. Каждый из нас в своем индивидуальном развитии проходит стадию мифологического познания, и элементы мифологического мировоззрения актуальны в любую историческую эпоху.
Большой психологический словарь онлайн
А также мы предоставляем нашим клиентам широкий спектр услуг психологического профиля — психологическое консультирование, психотерапия, психодиагностика, психотренинг, трансформационные игры и пр. как для частных лиц, так и для организаций.
А также приглашаем Вас на наш новый сайтmvya.ru
☏ Тел.: 8 (499) 251-94-96 Viber и WhatsApp: +7 (985) 920-07-50. Получить консультации психолога, где бы Вы ни были, можно с услугой нашего Центра помощь психолога по скайпу.
Большой словарь по психологии, лучший психологический словарь и значения психологических терминов |
Добро пожаловать в психологический словарь, а также предлагаем новую услугу — бесплатная консультация и помощь для пенсионеров! Бесплатный визит к психологу для студентов ВУЗов!
Специалисты центра
Торлецкий Сергей Александрович
Спортивный психолог консультант Coach.
Протасова Мария Дмитриевна
Психолог в области саморазвития, личностный тренер.
Меженина Ольга Петровна
Семейный психолог консультант.
Чулюканова Юлия Михайловна
Психоаналитик аналитическая психология.
Григорьева Елена Владимировна
Гештальт-терапевт по психологии отношений.
Все словаАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ
Слово | Описание |
---|---|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ | МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем. Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место. |
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ
Иерархическая структура мировоззрения
Человечество непрестанно накапливает знания, создавая культуру. Начиная с детства, личность формирует представление о мире под влиянием персональных особенностей восприятия, включая воспитание, темперамент, интеллект, местный менталитет и прочее.
Мироощущение — это иерархическая структура убеждений человека, состоящая из множества уровней. На каждой ступени этой пирамиды убеждения имеют относительно большую или меньшую степень доверия человека. Их можно представить в виде схемы, в основе которой располагаются проверенные личным опытом факты, уровнем повыше и менее «основательными» будут факты из жизни знакомых людей, а самый верх будет занят лишь теорией, предположениями о неизведанной сфере мира.
Как поменять свои убеждения.
Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:
- чувственный (эмпирический) – включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропереживание;
- понятийный (теоретический) – миропонимание.
Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:
Выделите для себя немного времени и хорошо все обдумайте, признайтесь себе в своей убежденности, в той области, которая вас не устраивает, и запишите ее в блокнот
Из созданного списка постарайтесь выбрать те, которые мешают вам и приводят к конфликту между вашими целями и желаниями («Постоянно все заболевают»; «Я часто подхватываю вирус»; «У меня очень слабый иммунитет»; «Когда я болею, меня все любят»; «При болезни я отдыхаю и набираюсь сил»; «Повышенное внимание и заботу получают больные люди»).
Вы сами должны решить вашу жизненную трудность, так как она находится не снаружи, а глубоко внутри. Если вы поменяете свои негативные убеждения на позитивные на подсознании – вы измените свою действительность.
Почувствуйте свою силу и то, на что вы способны
Вспомните какую-нибудь отрицательную мысль и замените её на противоположную, попробуйте 3 недели каждое утро повторять её буквально 2-3 минуты.
Не старайтесь сразу же поменять всю свою убедительность, не перегружая себя, делайте это постепенно. Как только вы изменили 2-4 мысли – подождите некоторое время, пусть они приживутся и зафиксируются в сознании.
Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения
Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?
- Аргументируйте свою позицию.
- Наблюдайте. Изучайте действительность, анализируйте, размышляйте, учитесь составлять грамотные умозаключения. Экспериментируйте. Систематизируйте информацию, фиксируя ее. Таким образом, вы поймете, какой путь вам наиболее близок.
- Займитесь самоанализом. Поймите, какую роль вы играете в обществе, определитесь со своими желаниями.
- Рефлексируйте. Задавайте себе глубокие вопросы и ищите на них объективные, логически доказуемые ответы.
- Отодвиньте личный опыт на второй план. Не следуйте сформировавшимся в психике стереотипам, парадигмам. Не проецируйте частный случай на общие представления о мире.
- Следуйте правилу присутствия. Осознайте, что прошлого и будущего нет. Существует только настоящий момент. Живите и чувствуйте «здесь и сейчас», только так понимание реальности не будет искажаться.
- Откажитесь от привязанностей. Базисной и фундаментальной воспринимайте собственную личность. Вы не должны соответствовать чужим представлениям и ожиданиям.
- Исследуйте различные подходы: науку, философию, искусство, работу обыденного мышления. Ищите ответы не только внутри себя, но и в разных источниках.
- Развивайте аналитические способности. Логика поможет отделить истинное от ложного.
Формы и факторы формирования мировоззрения
Принято различать три основные формы:
- мироощущение — впечатления личности о происходящем в жизни, комплекс его чувств, мыслей, действий и настроений. С него начинается становление мировоззрения. Чувственное осознание отвечает за формирование образов;
- мировосприятие. Само понятие включает ответ: речь идет о восприятии мира, его видении и отражении через призму субъективных впечатлений и ощущений. Мировосприятие может быть враждебным или дружественным;
- миропонимание — образы, сформированные и закрепленные в голове об окружающем мире.
В этой же связи мировоззрение можно классифицировать по эмоциональной окраске, разделив на пессимистичное и оптимистичное.
Факторы формирования
- социальное окружение, в котором находится человек;
- условия социума, в которые помещена личность;
- государственный строй.
Компоненты мировидения
Существуют характерные признаки мировоззрения. Составляющие его виды и формы относятся к компонентам мировоззрения. Их можно структурировать следующим образом:
- Знания — это главная составляющая любого мировоззрения. Определённый круг сведений об окружающем мире, который необходим любому индивиду для успешной ориентации в окружающей среде. Знания бывают научные, практические и профессиональные. Обширный круг знаний помогает индивиду обрести серьёзную жизненную позицию.
- Ценности — это индивидуальное отношение к происходящему вокруг него. Они могут восприниматься через призму личных целей, увлечений, потребностей и осознания смысла жизни. Ценности делятся на три вида: Полезные — это практическая необходимость, к ним относятся: знания и навыки, помогающие в добыче средств благ (кров, одежда).
- Вредные ценности — плохое и негативное отношение к чему-либо: к убийству, насилию либо к загрязнению окружающей среды.
- Значимые — определяются степенью интенсивности отношения к чему-либо.
Чувства и эмоции — это субъективная реакция индивида на внешние раздражители. Как правило, они могут проявляться в различных психологических состояниях. Бывают трёх видов:
- Нравственные чувства (ответственность и долг).
Положительные эмоции (счастье, удовольствие и радость).
Отрицательные эмоции (горе, печаль, неуверенность, страх).
Убеждения — это единство знаний и воли. Основа жизни и двигатель масс, подходящие для особенно убеждённых людей. Взгляды, которые бывают как общественными, так и личными. Они могут приниматься другими людьми в результате сомнений или безоговорочно. Убеждения могут быть волевыми, способными воодушевлять и подталкивать на борьбу, и твёрдыми, которые не поддаются никаким истинам и сомнениям.
Поступки — поведенческое и практическое проявление личных идей и взглядов. Они бывают положительными (порождают хорошее и приятное впечатление окружающих, приносят пользу, благотворительность и спасение) и отрицательными (негативизм и вредные поступки, которые несут сплошные страдания).
Характер — это набор индивидуальных качеств, которые способствуют формированию и развитию мировоззрения. К этим качествам относятся:
- Вера — это практическое осознание самого себя (уверенность и неуверенность, доверие и доверчивость, отношение к людям).
Воля — это способность к самостоятельным и осознанным действиям (постановка и достижение целей).
Сомнение — это самокритичность, зависящая от каких-либо знаний и ценностей. Индивид, который колеблется или сомневается, всегда самостоятелен в своём мировоззрении. Он обладает фанатичным принятием сторонних взглядов. Это также может переходить в полное их отрицание. Из чего вырастает скептицизм, переход от одной крайности в другую.
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
– мир материален;
– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Какой может быть роль мировоззрения в жизни человека
- Является основой целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
- Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
- Подсказывает те или иные пути достижения целей.
- Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику дисбалансной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.
Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается (например, приходит разочарование в религиозных принципах), а новое на его месте еще не сформировывается. Такой этап называют мировоззренческим кризисом
В этот момент крайне важно как можно скорее вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения и суррогаты: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и так далее. С мировидением связано также понятие «менталитет», которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения
Он отражает характер целой группы людей (например, нации), представляя собой внутренний мир личности, пропущенный через призму исторического опыта.
Античный мистицизм
Античная философия является одним из наиболее важных и влиятельных философских движений в истории западной цивилизации. Как говорилось выше данной движение пошло с ионийского мыслителя Фалеса Милетского ($600$ до н. э.). Вследствие этого появилась формальная система образования античного мира. Данная языческая система формального образования претерпела своё закрытие в $529$ г. до н. э., когда император Древней Греции провозгласил закрытие всех светских философских школ в Афинах. Античная философия и мировоззрение до того глубоко вкрапились в общее понимание мира и бытия, что их влияния продолжают существовать и по сей день. Многие рассматриваемые ею вопросы до сих пор находят свой отклик и споры в речах и словах не только профессиональных философов, но и просто образованных людей.
Основные виды мировоззрения
В первую очередь выделяют обыденное и научное мировоззрение. Первое формируется на бессознательном уровне, стихийно: человек получает информацию, оценивает ее, делает выводы на основе собственных представлений и знаний, а также мнений людей. Всё это происходит постоянно в течение всей жизни. Научное мировоззрение формируется в результате работы мышления, применения аналитических способностей, доказанных фактов и достоверной информации.
Согласно другой классификации, существует мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение было в первобытном обществе. Люди с помощью мифов пытались объяснить явления, происходящие в мире. К формированию мифологических образов их побуждал в основном страх, незнание, к чему приводит то или иное явление. Когда человек не знает, что получится в результате, он додумывает, часто приукрашивает. Первобытные люди делали это с помощью мифологии.
Религиозное мировоззрение – более прогрессивное восприятие мира, по сравнению с предыдущим. Оно появилось в классовом обществе, когда необходимо было придумать некую силу для сплочения людей. И сегодня религия очень сильно влияет на мировоззрение.
Самая прогрессивная форма – философское мировоззрение. Оно предполагает формирование восприятия мира на основе индивидуального мышления, аналитических способностей, собственных мнений без учета точек зрения других людей.
Научное мировоззрение
В ходе развития человеческой мысли появляются новые виды мировоззрения. Научное объяснение мира представлено в виде общих знаний о его организации и структуре. Оно стремится отвечать на главные вопросы бытия обоснованно и рационально.
Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним.
Так как мировоззрение всегда реализуется в виде ценностей и жизненных ориентиров, наука создает когнитивный запас, который становится базой для поведения.
Что такое мироощущение
Мировоззрение, мироощущение — это представление личности о мире, который её окружает. Это система убеждений, вера в некий образ мира на основе взглядов, идей, оценок, переживаний, принципов. На основе мироощущения формируется организованная целенаправленная деятельность человека.
Мироощущение — это эмоционально-психологическая основа мировоззрения, осознание, в процессе которого происходит преобразование информации и формируются два типа восприятия:
- обыденный — человек обретает мнение о предпочтительном образе жизни, окружающих, семье, работе и прочем;
- теоретический — познание себя и смысла жизни согласно научных и философских данных.
Мировоззрением является объединение всех уровней восприятия действительности в одну систему ценностей, знаний, эмоциональных реакций и жизненную позицию, которая подтверждается практически.
Обыденное мировоззрение
Самым простым видом мировоззрения является обыденное, которое объединяет представления о повседневной жизни. Это часть сознания, которая напрямую вытекает из опыта человека. Она формируется на основе чувственно-эмоционального восприятия мира.
Основной источник представлений обыденного мировоззрения – участие в практической деятельности, трудовая и социальная активность. Человек наблюдает за окружающей действительностью: природой, другими людьми, за собой. Он устанавливает закономерности, которые и становятся исходными положениями обыденного мировоззрения. Часто его еще называют здравым смыслом. Характерная черта обыденного мировоззрения – традиционность. Сегодня за его формирование в первую очередь ответственны СМИ, а основная форма существования – стереотипы. Нередко оно реализуется в виде суеверий, так как основывается на представлениях, передаваемых из поколения в поколение, не всегда подтверждаемых наукой или практикой.
Классификация видов мировоззрения
Существуют различные виды мировоззрения, которые классифицируются на разных основаниях.
- На мировоззренческой основе.
В соответствии с этим основанием выделяются:
- теоцентризм (приоритет — Бог);
- природоцентризм (приоритет — природа);
- антропоцентризм (приоритет — человек);
- социоцентризм (приоритет — общество);
- наукоцентризм (приоритет — знания, наука).
- По вектору направленности.
По этому основанию можно выделить:
- прогрессивное мировоззрение (переход от низких форм развития к высшим, движение к лучшему);
- регрессивное или реакционное (переход от более высоких форм развития к низшим, движение к худшему);
- революционное (выражение необходимости изменения, преобразования существующих реалий);
- консервативное (приоритет — сохранение нынешнего положения);
- оптимистическое (позитивное отношение к окружающему миру, будущему);
- пессимистическое (негативное отношение к миру, будущему).
- По способу отражения окружающей действительности.
Выделяют следующие виды:
- обыденное или житейское мировоззрение (приоритет — удовлетворение повседневных человеческих потребностей);
- мифологическое (образно-символическое обоснование мира);
- религиозное (основа — религиозные учения, к примеру: христианство, ислам; превалирование божественного, сверхъестественного начала над человеческой сущностью);
- философское (теоретическое обоснование действительности, человеческого бытия);
- научное или натуралистское (теоретическое осмысление результатов человеческого познания);
- гуманистическое (провозглашение принципов гуманизма: самоценность жизни, свобода, демократия, толерантность и т.д.).
Религиозное мировоззрение
Делит мир на два полюса: «этот» и «тот». Вводит такие понятия, как дух, вера, бог и не требует доказательной базы или критического анализа. Устанавливает постулаты, отвечающие на глубинные вопросы, тревожащие личность: что есть добро, а что – зло, какова концепция сотворения Вселенной. Религиозность предполагает выполнение строгих правил поведения, которые преподносятся носителями того или иного учения, как истинно верные.Религия играет колоссальную, хоть и спорную, роль в современности. Она неразрывно связана с общечеловеческой культурой, ориентирована на решение духовных проблем. В то же время она вступает в конфликт с другими типами мировидения.
Почему важно иметь четкое мировоззрение?
Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов
Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.
Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.
Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:
Мировоззрение в психологии
На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:
– мир материален;
– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;
– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;
– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.
В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.
В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.
В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.
Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.
На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.
Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.
В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.
Обыденное мировоззрение
Опирается на житейский опыт и формируется стихийно, в процессе взаимодействия личности с различными сферами и проявлениями жизни.Установки, сформированные повседневным мышлением, автономны и самодостаточны. Часто они сопровождаются исключительно ассоциативным способом восприятия, который основывается на знаниях и практике предков или окружающих. Причем новая информация в рамках этого мировидения имеет возможность интегрироваться и применяться в различных сферах деятельности.Немаловажную роль играют интуиция, эмоции и чувства, инстинкты. Также взгляды и убеждения воспринимаются в связи с ценностными ориентирами, нормами поведения, существующими в общественной системе.
Влияние мировоззрения на жизнь человека
Важно ли иметь четкое понимание и восприятие мира? Безусловно. Ведь мировоззрение – это система элементов окружающего мира и связей между ними
В ней человек пытается найти свое место. И чем красочнее система, чем больше возможностей в ней видит для себя человек, тем счастливее и насыщеннее его жизнь. Благодаря мировоззрению создается набор ценностей и жизненных принципов. От того, что человек выделяет главным в мире, зависит деятельность, лексикон, манеры общения и поведения, окружение. Именно понимание и восприятие мира определяет жизненный путь человека. Поэтому очень важно адекватно воспринимать реальность, оценивать ситуации, расставлять приоритеты, правильно делать выбор. Развитие аналитических способностей и мышления в целом будет способствовать созданию гармоничной картины мира. С этой целью полезно пройти курс Викиум «Развитие мышления». Он поможет в образовании конкретного и четкого понимания и восприятия мира.
Заключение
Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.
Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).
Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).