Мироощущение мировосприятие и миропонимание

Существующие типы мировоззрения

Согласно историческому подходу выделяют 4 вида мировоззрения: мифологический, религиозный, философский и научный.

Именно мифология и была тем базисом, на котором стояла система ценностей в обществе. Как оказалось, она является одним из факторов, которые определял поведение людей в тот период времени. Мифологическое мышление предполагает эмоциональное восприятие действительности и наделение ее фантастическими качествами. Эмоциональный опыт в древней истории был преобладающим над рациональным и отражал страх человека перед неизвестным, необычным, незнакомым. Неумение людей грамотно выстроить причинно-следственные связи привело к тому что они объясняли природные и социальные явления через фантастику.

На смену мифу пришла религия. От мифологических представлений она унаследовала догматизм, четкую систему ценностей и правил. Есть образцы правильного и неправильного, хорошего или плохого, дозволенного и недопустимое. И тогда глубинные вопросы человеческого бытия (о происхождении, рождении и смерти), нашли свои ответы в вере в сверхъестественную и, как следствие, религиозном воззрении.

Позже появилось направление философии, которое было призвано структурировать и упорядочить разнообразные воззрения по поводу мира, общества и личности в нем. Философское мировоззрение на первом месте – это разум, последовательность мысли, логика, аргументы.

В результате научного исследования научное мировоззрение сформировалось как результат теоретического осмысления результатов научной деятельности – опытов, экспериментов, вычислений. В научном мировоззрении отражены обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все четыре исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать сегодня. Это отражение того, как мы относимся к тем либо иным аспектам бытия.

Мифологическое мировоззрение

Первобытное осознание и освоение мира принимало разные формы и виды, мировоззрение человека формировалось на их основе. Мифологическим представлениям о мире характерны синкретизм и метафорическая форма. Они в нерасчлененном виде сочетают верования, знания, убеждения. Именно поэтому из мифов в свое время выросли наука, религия, философия.

Мифологическое мировосприятие строится на непосредственном переживании, человек не мог еще во времена становления проникнуть вглубь вещей, но ему требовались ответы на вопросы бытия, и он создает систему объяснений, которую облекает в мифопоэтическую форму.

Мифологическому мировоззрению в меньшей степени характерны знания, в большей степени — представления и верования. Оно отражает непреодолимую зависимость человека от сил природы. Мифологические представления происходят из первобытной древности, но они не исчезают из жизни современного человека — социальная мифология с успехом использует простейшие объяснительные механизмы и сегодня. Каждый из нас в своем индивидуальном развитии проходит стадию мифологического познания, и элементы мифологического мировоззрения актуальны в любую историческую эпоху.

Большой психологический словарь онлайн

А также мы предоставляем нашим клиентам широкий спектр услуг психологического профиля — психологическое консультирование, психотерапия, психодиагностика, психотренинг, трансформационные игры и пр. как для частных лиц, так и для организаций.

А также приглашаем Вас на наш новый сайтmvya.ru

☏ Тел.: 8 (499) 251-94-96 Viber и WhatsApp: +7 (985) 920-07-50. Получить консультации психолога, где бы Вы ни были, можно с услугой нашего Центра помощь психолога по скайпу. 

Большой словарь по психологии, лучший психологический словарь и значения психологических терминов

Добро пожаловать в психологический словарь, а также предлагаем новую услугу — бесплатная консультация и помощь для пенсионеров! Бесплатный визит к психологу для студентов ВУЗов!

Специалисты центра

Торлецкий Сергей Александрович
Спортивный психолог консультант Coach.

 Протасова Мария Дмитриевна
Психолог в области саморазвития, личностный тренер.

Меженина Ольга Петровна
Семейный психолог консультант.

 Чулюканова Юлия Михайловна
Психоаналитик аналитическая психология.

 Григорьева Елена Владимировна
Гештальт-терапевт по психологии отношений.

Все словаАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Слово Описание
МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

Иерархическая структура мировоззрения

Человечество непрестанно накапливает знания, создавая культуру. Начиная с детства, личность формирует представление о мире под влиянием персональных особенностей восприятия, включая воспитание, темперамент, интеллект, местный менталитет и прочее.

Мироощущение — это иерархическая структура убеждений человека, состоящая из множества уровней. На каждой ступени этой пирамиды убеждения имеют относительно большую или меньшую степень доверия человека. Их можно представить в виде схемы, в основе которой располагаются проверенные личным опытом факты, уровнем повыше и менее «основательными» будут факты из жизни знакомых людей, а самый верх будет занят лишь теорией, предположениями о неизведанной сфере мира.

Как поменять свои убеждения.

Для начала я разложу эту форму мышления на два уровня:

  • чувственный (эмпирический) – включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропереживание;
  • понятийный (теоретический) – миропонимание.

Проще всего повернуть образ мысли в другую сторону, работая со второй ступенью, так как она связана с интеллектуальным, логическим восприятием. Для этого нужно влиять непосредственно на интеллект, формируя новые установки. Я рекомендую пошаговую инструкцию к изменению своих убеждений:

Выделите для себя немного времени и хорошо все обдумайте, признайтесь себе в своей убежденности, в той области, которая вас не устраивает, и запишите ее в блокнот

Из созданного списка постарайтесь выбрать те, которые мешают вам и приводят к конфликту между вашими целями и желаниями («Постоянно все заболевают»; «Я часто подхватываю вирус»; «У меня очень слабый иммунитет»; «Когда я болею, меня все любят»; «При болезни я отдыхаю и набираюсь сил»; «Повышенное внимание и заботу получают больные люди»).
Вы сами должны решить вашу жизненную трудность, так как она находится не снаружи, а глубоко внутри. Если вы поменяете свои негативные убеждения на позитивные на подсознании – вы измените свою действительность.
Почувствуйте свою силу и то, на что вы способны

Вспомните какую-нибудь отрицательную мысль и замените её на противоположную, попробуйте 3 недели каждое утро повторять её буквально 2-3 минуты.
Не старайтесь сразу же поменять всю свою убедительность, не перегружая себя, делайте это постепенно. Как только вы изменили 2-4 мысли – подождите некоторое время, пусть они приживутся и зафиксируются в сознании.

Правильный выбор цели, согласно типу мировоззрения

Выявите, какой вид мировидения у вас преобладает. На что вы в первую очередь опираетесь, говоря о добре и зле, сотворении мира, роли в нем человека?

  1. Аргументируйте свою позицию.
  2. Наблюдайте. Изучайте действительность, анализируйте, размышляйте, учитесь составлять грамотные умозаключения. Экспериментируйте. Систематизируйте информацию, фиксируя ее. Таким образом, вы поймете, какой путь вам наиболее близок.
  3. Займитесь самоанализом. Поймите, какую роль вы играете в обществе, определитесь со своими желаниями.
  4. Рефлексируйте. Задавайте себе глубокие вопросы и ищите на них объективные, логически доказуемые ответы.
  5. Отодвиньте личный опыт на второй план. Не следуйте сформировавшимся в психике стереотипам, парадигмам. Не проецируйте частный случай на общие представления о мире.
  6. Следуйте правилу присутствия. Осознайте, что прошлого и будущего нет. Существует только настоящий момент. Живите и чувствуйте «здесь и сейчас», только так понимание реальности не будет искажаться.
  7. Откажитесь от привязанностей. Базисной и фундаментальной воспринимайте собственную личность. Вы не должны соответствовать чужим представлениям и ожиданиям.
  8. Исследуйте различные подходы: науку, философию, искусство, работу обыденного мышления. Ищите ответы не только внутри себя, но и в разных источниках.
  9. Развивайте аналитические способности. Логика поможет отделить истинное от ложного.

Формы и факторы формирования мировоззрения

Принято различать три основные формы:

  1. мироощущение — впечатления личности о происходящем в жизни, комплекс его чувств, мыслей, действий и настроений. С него начинается становление мировоззрения. Чувственное осознание отвечает за формирование образов;
  2. мировосприятие. Само понятие включает ответ: речь идет о восприятии мира, его видении и отражении через призму субъективных впечатлений и ощущений. Мировосприятие может быть враждебным или дружественным;
  3. миропонимание — образы, сформированные и закрепленные в голове об окружающем мире.

В этой же связи мировоззрение можно классифицировать по эмоциональной окраске, разделив на пессимистичное и оптимистичное.

Факторы формирования

  1. социальное окружение, в котором находится человек;
  2. условия социума, в которые помещена личность;
  3. государственный строй.

Компоненты мировидения

Существуют характерные признаки мировоззрения. Составляющие его виды и формы относятся к компонентам мировоззрения. Их можно структурировать следующим образом:

  • Знания — это главная составляющая любого мировоззрения. Определённый круг сведений об окружающем мире, который необходим любому индивиду для успешной ориентации в окружающей среде. Знания бывают научные, практические и профессиональные. Обширный круг знаний помогает индивиду обрести серьёзную жизненную позицию.
  • Ценности — это индивидуальное отношение к происходящему вокруг него. Они могут восприниматься через призму личных целей, увлечений, потребностей и осознания смысла жизни. Ценности делятся на три вида: Полезные — это практическая необходимость, к ним относятся: знания и навыки, помогающие в добыче средств благ (кров, одежда).
  • Вредные ценности — плохое и негативное отношение к чему-либо: к убийству, насилию либо к загрязнению окружающей среды.
  • Значимые — определяются степенью интенсивности отношения к чему-либо.

Чувства и эмоции — это субъективная реакция индивида на внешние раздражители. Как правило, они могут проявляться в различных психологических состояниях. Бывают трёх видов:

  • Нравственные чувства (ответственность и долг).

Положительные эмоции (счастье, удовольствие и радость).
Отрицательные эмоции (горе, печаль, неуверенность, страх).

Убеждения — это единство знаний и воли. Основа жизни и двигатель масс, подходящие для особенно убеждённых людей. Взгляды, которые бывают как общественными, так и личными. Они могут приниматься другими людьми в результате сомнений или безоговорочно. Убеждения могут быть волевыми, способными воодушевлять и подталкивать на борьбу, и твёрдыми, которые не поддаются никаким истинам и сомнениям.

Поступки — поведенческое и практическое проявление личных идей и взглядов. Они бывают положительными (порождают хорошее и приятное впечатление окружающих, приносят пользу, благотворительность и спасение) и отрицательными (негативизм и вредные поступки, которые несут сплошные страдания).

Характер — это набор индивидуальных качеств, которые способствуют формированию и развитию мировоззрения. К этим качествам относятся:

  • Вера — это практическое осознание самого себя (уверенность и неуверенность, доверие и доверчивость, отношение к людям).

Воля — это способность к самостоятельным и осознанным действиям (постановка и достижение целей).
Сомнение — это самокритичность, зависящая от каких-либо знаний и ценностей. Индивид, который колеблется или сомневается, всегда самостоятелен в своём мировоззрении. Он обладает фанатичным принятием сторонних взглядов. Это также может переходить в полное их отрицание. Из чего вырастает скептицизм, переход от одной крайности в другую.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– мир материален;

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Какой может быть роль мировоззрения в жизни человека

  • Является основой целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
  • Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
  • Подсказывает те или иные пути достижения целей.
  • Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику дисбалансной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.

Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается (например, приходит разочарование в религиозных принципах), а новое на его месте еще не сформировывается. Такой этап называют мировоззренческим кризисом

В этот момент крайне важно как можно скорее вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения и суррогаты: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и так далее. С мировидением связано также понятие «менталитет», которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения

Он отражает характер целой группы людей (например, нации), представляя собой внутренний мир личности, пропущенный через призму исторического опыта.

Античный мистицизм

Античная философия является одним из наиболее важных и влиятельных философских движений в истории западной цивилизации. Как говорилось выше данной движение пошло с ионийского мыслителя Фалеса Милетского ($600$ до н. э.). Вследствие этого появилась формальная система образования античного мира. Данная языческая система формального образования претерпела своё закрытие в $529$ г. до н. э., когда император Древней Греции провозгласил закрытие всех светских философских школ в Афинах. Античная философия и мировоззрение до того глубоко вкрапились в общее понимание мира и бытия, что их влияния продолжают существовать и по сей день. Многие рассматриваемые ею вопросы до сих пор находят свой отклик и споры в речах и словах не только профессиональных философов, но и просто образованных людей.

Основные виды мировоззрения

В первую очередь выделяют обыденное и научное мировоззрение. Первое формируется на бессознательном уровне, стихийно: человек получает информацию, оценивает ее, делает выводы на основе собственных представлений и знаний, а также мнений людей. Всё это происходит постоянно в течение всей жизни. Научное мировоззрение формируется в результате работы мышления, применения аналитических способностей, доказанных фактов и достоверной информации.

Согласно другой классификации, существует мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение было в первобытном обществе. Люди с помощью мифов пытались объяснить явления, происходящие в мире. К формированию мифологических образов их побуждал в основном страх, незнание, к чему приводит то или иное явление. Когда человек не знает, что получится в результате, он додумывает, часто приукрашивает. Первобытные люди делали это с помощью мифологии.

Религиозное мировоззрение – более прогрессивное восприятие мира, по сравнению с предыдущим. Оно появилось в классовом обществе, когда необходимо было придумать некую силу для сплочения людей. И сегодня религия очень сильно влияет на мировоззрение.

Самая прогрессивная форма – философское мировоззрение. Оно предполагает формирование восприятия мира на основе индивидуального мышления, аналитических способностей, собственных мнений без учета точек зрения других людей.

Научное мировоззрение

В ходе развития человеческой мысли появляются новые виды мировоззрения. Научное объяснение мира представлено в виде общих знаний о его организации и структуре. Оно стремится отвечать на главные вопросы бытия обоснованно и рационально.

Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним.

Так как мировоззрение всегда реализуется в виде ценностей и жизненных ориентиров, наука создает когнитивный запас, который становится базой для поведения.

Что такое мироощущение

Мировоззрение, мироощущение — это представление личности о мире, который её окружает. Это система убеждений, вера в некий образ мира на основе взглядов, идей, оценок, переживаний, принципов. На основе мироощущения формируется организованная целенаправленная деятельность человека.

Мироощущение — это эмоционально-психологическая основа мировоззрения, осознание, в процессе которого происходит преобразование информации и формируются два типа восприятия:

  • обыденный — человек обретает мнение о предпочтительном образе жизни, окружающих, семье, работе и прочем;
  • теоретический — познание себя и смысла жизни согласно научных и философских данных.

Мировоззрением является объединение всех уровней восприятия действительности в одну систему ценностей, знаний, эмоциональных реакций и жизненную позицию, которая подтверждается практически.

Обыденное мировоззрение

Самым простым видом мировоззрения является обыденное, которое объединяет представления о повседневной жизни. Это часть сознания, которая напрямую вытекает из опыта человека. Она формируется на основе чувственно-эмоционального восприятия мира.

Основной источник представлений обыденного мировоззрения – участие в практической деятельности, трудовая и социальная активность. Человек наблюдает за окружающей действительностью: природой, другими людьми, за собой. Он устанавливает закономерности, которые и становятся исходными положениями обыденного мировоззрения. Часто его еще называют здравым смыслом. Характерная черта обыденного мировоззрения – традиционность. Сегодня за его формирование в первую очередь ответственны СМИ, а основная форма существования – стереотипы. Нередко оно реализуется в виде суеверий, так как основывается на представлениях, передаваемых из поколения в поколение, не всегда подтверждаемых наукой или практикой.

Классификация видов мировоззрения

Существуют различные виды мировоззрения, которые классифицируются на разных основаниях.

  1. На мировоззренческой основе.

В соответствии с этим основанием выделяются:

  • теоцентризм (приоритет — Бог);
  • природоцентризм (приоритет — природа);
  • антропоцентризм (приоритет — человек);
  • социоцентризм (приоритет — общество);
  • наукоцентризм (приоритет — знания, наука).
  1. По вектору направленности.

По этому основанию можно выделить:

  • прогрессивное мировоззрение (переход от низких форм развития к высшим, движение к лучшему);
  • регрессивное или реакционное (переход от более высоких форм развития к низшим, движение к худшему);
  • революционное (выражение необходимости изменения, преобразования существующих реалий);
  • консервативное (приоритет — сохранение нынешнего положения);
  • оптимистическое (позитивное отношение к окружающему миру, будущему);
  • пессимистическое (негативное отношение к миру, будущему).
  1. По способу отражения окружающей действительности.

Выделяют следующие виды:

  • обыденное или житейское мировоззрение (приоритет — удовлетворение повседневных человеческих потребностей);
  • мифологическое (образно-символическое обоснование мира);
  • религиозное (основа — религиозные учения, к примеру: христианство, ислам; превалирование божественного, сверхъестественного начала над человеческой сущностью);
  • философское (теоретическое обоснование действительности, человеческого бытия);
  • научное или натуралистское (теоретическое осмысление результатов человеческого познания);
  • гуманистическое (провозглашение принципов гуманизма: самоценность жизни, свобода, демократия, толерантность и т.д.).

Религиозное мировоззрение

Делит мир на два полюса: «этот» и «тот». Вводит такие понятия, как дух, вера, бог и не требует доказательной базы или критического анализа. Устанавливает постулаты, отвечающие на глубинные вопросы, тревожащие личность: что есть добро, а что – зло, какова концепция сотворения Вселенной. Религиозность предполагает выполнение строгих правил поведения, которые преподносятся носителями того или иного учения, как истинно верные.Религия играет колоссальную, хоть и спорную, роль в современности. Она неразрывно связана с общечеловеческой культурой, ориентирована на решение духовных проблем. В то же время она вступает в конфликт с другими типами мировидения.

Почему важно иметь четкое мировоззрение?

Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов

Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.

Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.

Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– мир материален;

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Обыденное мировоззрение

Опирается на житейский опыт и формируется стихийно, в процессе взаимодействия личности с различными сферами и проявлениями жизни.Установки, сформированные повседневным мышлением, автономны и самодостаточны. Часто они сопровождаются исключительно ассоциативным способом восприятия, который основывается на знаниях и практике предков или окружающих. Причем новая информация в рамках этого мировидения имеет возможность интегрироваться и применяться в различных сферах деятельности.Немаловажную роль играют интуиция, эмоции и чувства, инстинкты. Также взгляды и убеждения воспринимаются в связи с ценностными ориентирами, нормами поведения, существующими в общественной системе.

Влияние мировоззрения на жизнь человека

Важно ли иметь четкое понимание и восприятие мира? Безусловно. Ведь мировоззрение – это система элементов окружающего мира и связей между ними

В ней человек пытается найти свое место. И чем красочнее система, чем больше возможностей в ней видит для себя человек, тем счастливее и насыщеннее его жизнь. Благодаря мировоззрению создается набор ценностей и жизненных принципов. От того, что человек выделяет главным в мире, зависит деятельность, лексикон, манеры общения и поведения, окружение. Именно понимание и восприятие мира определяет жизненный путь человека. Поэтому очень важно адекватно воспринимать реальность, оценивать ситуации, расставлять приоритеты, правильно делать выбор. Развитие аналитических способностей и мышления в целом будет способствовать созданию гармоничной картины мира. С этой целью полезно пройти курс Викиум «Развитие мышления». Он поможет в образовании конкретного и четкого понимания и восприятия мира.

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: