Лента
Азбука суверенной экономики |
Искусство жить или искусство выживать |
Набиуллина таки юбер аллес. |
О спецоперации на Украине |
Цивилизация и глобализация! |
Герои Мировой-III на Украине и в Москве |
Звёзды на плечах |
Что происходит в экономике и что ждёт Россию |
«Первый русский» и Стенька Разин |
Возле войны |
И всё-таки «Одна на всех»! Сакральный знак на славной броне |
Восточные доспехи русских князей |
Несколько поправок в определениях и понятиях к АК ВП СССР! |
Смысл войны на фоне английской сказки |
«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем |
О распространении американского образа жизни на всё население Земли |
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
- Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
- Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
- Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
- Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
- Копировать в точности движение или узор.
- Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
- Развитие памяти
- Логическое мышление.
- Эмоциональный интеллект.
- Когнитивистика
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».
Желаем вам удачи!
Сознание опаздывает
Либет сажал добровольцев перед экраном, на котором по кругу бежала яркая точка, совершая один оборот за три секунды. Испытуемых просили сгибать запястье — тогда, когда они пожелают. Надо было лишь точно указать момент появления такого желания. Точка на экране помогала поймать этот момент, запомнив ее положение «на циферблате» и сообщив экспериментатору.
Параллельно датчик на руке испытуемого фиксировал активность его мышц, а с поверхности головы электроды считывали электроэнцефалограмму. Получалось три потока данных — от мозга, от мышц и от сознания испытуемых. Либет опирался на работу немецких нейрофизиологов Ханса Корнхубера и Людера Декке. Они в 1965 году обнаружили, что незадолго до включения мышц двигательная зона мозга слегка меняет свою электрическую активность. Это изменение назвали потенциалом готовности. Либет надеялся измерить, на сколько потенциал готовности отстоит во времени от осознанного желания пошевелить рукой.
Неожиданно выяснилось, что на электроэнцефалограмме потенциал готовности появлялся за 350 миллисекунд до того, как человек осознавал свое намерение согнуть запястье. Каким-то образом мозг знает, что будет совершено движение раньше, чем об этом узнает сознание. Что это, как не свидетельство предрешенности наших действий?
Сам Либет, впрочем, не считал, что его результаты опровергают свободу воли. Ведь у человека есть возможность передумать. В более поздних экспериментах он просил испытуемых сначала захотеть нажать кнопку, но в последний момент отказаться. И правда, когда у испытуемых уже возникал потенциал готовности в мозге, они все еще могли отменить свое решение. Значит, по мнению Либета, у нас есть свобода пусть и не инициировать действие, но одобрить или отклонить его — наложить вето сознания.
С тех пор опыты в духе Либета не раз повторяли, однако накопилась и разнообразная критика. Многие авторы указывали, что выбор не происходит мгновенно, а растянут во времени. Поэтому точно указать момент возникновения намерения трудно, да и самоотчеты людей не слишком надежный источник данных. А главное, шевельнуть рукой — это примитивное действие, не требующее размышлений. Над сложными решениями можно раздумывать долго, и такие мыслительные процессы не охватить простыми экспериментами.
Структура
Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.
У каждого уровня есть свои типичные особенности:
- Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
- Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
- Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.
Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.
Связь с бессознательным
Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.
Некоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.
Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность – это процессы приспособления человека к существованию в окружающем мире. Процесс обеспечивается через нервную деятельность, а именно через рефлексы. Они бывают условными и безусловными.
Безусловные рефлексы
Постоянные генетически сформированные реакции на внешние раздражители, которые происходят при помощи ЦНС. Они управляются низшей нервной деятельностью. Для их выполнения не требуется определенного условия. Например, половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный и др.
К таким реакциям относят и инстинкты – это неизменные и стабильные формы поведения, представляют собой связанные между собой сложные безусловные рефлексы, для запуска которых необходимы пусковые механизмы.
Условия обитания и внешней среды индивидуальны, в результате чего условные рефлексы могут меняться, тормозиться или ускорятся. Более совершенные рефлексы формируются в результате жизненного опыта – научения.
Импринтинг (второе название запечатление) – специфическая форма обучения, когда в начале жизни человек запоминает определенные сигналы, которые сопровождаются рядом действий. Таким образом, формируется память о родителях и изучение родного языка.
Условные рефлексы
Это индивидуально приобретенные рефлексы, отвечающие за определенное действие. Чтобы такой рефлекс выработался, необходимо многократное совпадение нескольких действий одновременно. Например, расположение выключателя в комнате сверху. Человек пользуется им много раз, если он переедет, то регулярно будет включать его там, где он был в старой комнате, пока не адаптируется к новому расположению.
Выработка условного рефлекса происходит в коре головного мозга, для его формирования нужно активное состояние мозга. Рефлекс формируется при многократном повторении и закреплении.
Мотивация
Активное состояние мозговых структур, направленное на выполнение поставленной задачи. Возникает при возникновении определенных потребностей. Разделяют на три группы:
- биологические;
- социальные;
- духовные.
Свойственны человеку, так как он способен на интеллектуальную деятельность. Формируется следующим образом:
формируется временная связь, как нейрофизиологических, биохимических, ультраструктурных образований, возникает в процессе взаимодействия безусловных и условных рефлексов.
Помимо формирования нужных рефлексов, также есть и ненужные, которые человеческий мозг тормозит. Различают три вида торможения:
- безусловное (внешнее) – происходит, если в последующем образуется более значимый и сильный рефлекс;
- условное (внутреннее) – начинается из-за отсутствия безусловного раздражителя, подкрепляющего рефлекс;
- запредельное (принцип доминанты)– обуславливается длительным или сильным действием условного рефлекса.
Динамический стереотип
Сформировавшийся и закрепившийся комплекс условных рефлексов, основанный на способности мозга воспроизводить последовательность действий на одинаковые раздражители. Например, езда на велосипеде, вождение машины, обучение правописанию, чтение.
Совокупность условных и безусловных рефлексов, психических функций, обеспечивают совершенное приспособление человека к условиям проживания и обитания. Это происходит при помощи работы ЦНС – называется высшей нервной деятельностью. ВНД обуславливается двумя процессами – возбуждением и торможением. Возникают они в коре головного мозга. Приспособление человека зависит от способности формировать новые рефлексы и тормозить старые.
В зависимости от типа нервной системы различают несколько типов поведения. Изучением этих процессов занимался еще Гиппократ. Позже его изучение продолжил И. П. Павлов.
Тип |
Описание |
Сангвинический |
Сильная и подвижная нервная система (сильный, уравновешенный, подвижный) |
Флегматический |
Сильные нервные процессы на фоне слабой подвижности процессов (сильный, уравновешенный, инертный) |
Холерический |
Значительная сила процессов, возбуждение преобладает над торможением (сильный, неуравновешенный, безудержный) |
Меланхоличный |
Низкая сила и подвижность процессов, торможение преобладает над возбуждением (слабый, неуравновешенный, инертный) |
Что такое сознание?
Сознание — это одно из основных свойств головного мозга, представляющее собой сложный психологический механизм, позволяющий человеку осуществлять контроль над собственным поведением и объяснять мотивы своих поступков, интерпретировать происходящие вокруг нас события, а также взвешивать и оценивать их последствия.
Сознание призвано отражать суть личности и характерные, свойственные ей индивидуальные черты, отображая окружающую индивида действительность и в эмоциональном, и в рациональном ключе. Оно характеризуется постоянной активностью, поскольку на протяжении всей своей жизни люди познают внешнюю реальность и формируют о ней собственные мнения и представления.
Данный феномен нельзя отнести к отдельной конкретной функции, он не закреплен за каким-либо определенным участком головного мозга, а формируется посредством слаженной работы многих участков мозга, на каждый из которых возлагаются свои функции. Структура сознания состоит из:
- воображения
- памяти
- разума
- воли
- ощущений
- чувств
- эмоций
- и некоторых других элементов.
Сознание ответственно за обработку сведений, которые человек получает как от внешних, так и от внутренних источников, его основополагающим и наиболее фундаментальным свойством является способность не только создавать целостную картину мира, но и сохранять ее. Эта способность позволяет людям осмысливать происходящее вокруг них, сопоставляя встающие перед ними проблемы с уже похожими и известными им (как из собственного опыта, так и из сторонних наблюдений) ситуациями, чтобы затем разрешить возникающие вопросы.
Методы развития и управления
Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.
Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:
- прослушивание классической музыки;
- рисование, цветотерапия;
- пение мантр;
- медитация;
- телесные практики, пластический театр;
- ароматерапия;
- визуализация.
Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.
Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.
Особенности и структурные компоненты сознания
Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:
- Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
- Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
- Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
- Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.
Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.
Самосознание человека проявляется:
- В самонаблюдении;
- В критическом отношении к самому себе;
- В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
- В самообладании;
- В ответственности за совершаемые поступки.
Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.
Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.
Эмоции
Сейчас же рассмотрим, что такое эмоции и зачем они вообще нужны?
Википедия даёт следующее определение:
Эмоциональный процесс, эмоциональный феномен, эмоциональное состояние, эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания.
Не очень удобопонимаемое определение, но и в нём говорится о мотивации и регулировании действий.
Восточный мудрец
И действительно, эмоциональный фон человека играет определяющую роль в плане возможности, либо невозможности решения практических задач в жизни. Все мы способны на многое, будучи в хорошем, положительном настроении. Негативное же эмоциональное состояние отбивает желание какой-либо деятельности вообще. Но приведённое определение не объясняет сути явления.
Эмоции — это, прежде всего, реакция психики человека на текущие, будущие, или прошедшие, но сохранившиеся в памяти, события его жизни.
То есть они (эмоции) возникают уже после обработки информации. А теперь представьте, бессознательное обрабатывает колоссальный объём информации очень широкого спектра. Осознание результатов этой обработки необходимо человеку для управления своей жизнью. Встаёт вопрос, как подать результат на уровень сознания, да ещё и в темпе течения событий? Очевидно, что это должен быть некий информационный концентрат, который возможно хотя бы поначалу оценить по общим категориям:
- «хорошо» (положительное настроение),
- «плохо» (отрицательное настроение),
- «неопределённо» («никакое» настроение).
Эмоции и есть этот информационный концентрат, который является отчётом бессознательных уровней перед сознанием о проделанной работе.
Далее, если психика работает качественно, то отчёт будет адекватен жизни. Если в алгоритмике работы бессознательного происходят сбои, следствием может быть неадекватный отчёт о произошедшей или происходящей с человеком ситуации. В результате этого бывают случаи, когда на душе у индивида начинают «скрести кошки», хотя объективно надо бы радоваться, и наоборот. Всё это является следствием искажения, коверкания нравственности, мировоззрения индивида современной культурой. Такого рода искажения уже в детстве возникают при просмотре подавляющего большинства голливудских мультфильмов. Об этом читайте статью: «Западные мультфильмы против советских»
Исходя из вышесказанного, важнейшей задачей современного человека является обеспечение единства эмоционально-смыслового строя души, то есть адекватного восприятия им того, что происходит в жизни, и как следствие, адекватной реакции его бессознательного на эти жизненные ситуации. Ключевую роль в его обеспечении отыгрывает развитие нравственности и умение настраивать психику на положительный лад независимо от обстоятельств. Человек объективно способен на это.
Многосторонняя и важная: воля необходима человеку
Этот феномен с давних пор вызывает удивление у исследователей человеческой психики. Воля – это способность человека балансировать между торможением и побуждением. При этом, активируя конкретное действие и блокируя иные, ориентируясь на оглашенную заранее цель. Акт воли – это формулировка решения, определение метода борьбы, мобилизация сил для достижения желаемого.
Волевой феномен обусловлен субъективным тезаурусом, артикуляцией информации с учетом смысла действия для конкретного индивидуума. Воля связана с установками личности и ее предрасположенностью к некоторым конкретным действиям. Во многом именно от них зависит скорость реакции на обстоятельства, состояние готовности персоны. Как известно из социальной психологии, воля задает субъективную человеческую ориентацию на некоторую общественную ценность.
Управление сознанием
Для того, чтобы управлять собой надо знать что такое сознание, какие психические процессы происходят в мозге, без этого сложно настроить себя на достижение целей, сформировать мотивацию. Какую роль играет сознание в жизни человека можно увидеть в каждой конкретной практической деятельности. Прежде чем что-то предварить в жизнь, человек простраивает это в своей голове, затем путем определенных операций, манипуляций создает это. Без направления и управления сознанием любая деятельность была бы неосуществима – в этом специфическая роль сознания.
Связь сознания и подсознания человека
Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека. Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает. С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, гипноза, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.
Как проявляется деятельность сознания?
Сознание является частью психики, ответственной за внимание, рассуждение, способность к рациональному мышлению и принятию логически верных решений. На него возложен контроль за повседневными действиями человека, совершаемыми им добровольно, оно обрабатывает команды, посылаемые нам нашим разумом
Помимо этого, на сознание возлагается задача по поддержанию общения между индивидом и окружающим его миром, а также функция по налаживанию взаимодействия с внутренним «Я» каждого из нас.
Следовательно, сознание является продуктом деятельности головного мозга, позволяющего ему управлять вниманием индивида. При этом само управление может осуществляться как осознанно (например, человек сознательно щуриться, чтобы рассмотреть находящийся вдали объект) так и неосознанно, на уровне подсознания (когда люди непроизвольно щурятся от чересчур яркого освящения)
Хочу, могу, творю
Воля – это психическая особенность, явление, благодаря которому персона преодолевает встречающиеся на ее жизненном пути сложности, реализуя запланированные действия. Когда человек сталкивается с проблемами, он может отказаться от своей линии. Альтернатива – приложить больше усилий, дабы барьер остался в прошлом. Психологи расценивают преодолением барьера совершение некоторого исключительного действия, не вписывающегося в изначальные рамки: цели, которые персона поначалу для себя определяла, не включали таких методов. Особенное действие сопровождается сменой побуждения для его совершения. Персона осознанно пользуется дополнительной мотивацией, в построении которой во многом участвует творческая сущность, способность воображать, предсказывать развитие ситуации. Создание нового мотива во многих случаях обусловлено способностью представить, какими последствиями будет обладать действие.
Воля в жизни человека – это непроизвольный формат активности. Ее необходимо инициировать, для стабилизации нужно прикладывать усилия, а также тормозить определенные стремления. Воля возможна лишь в случае, если персона готова работать с побуждениями и стремлениями, мотивацией. Она требует от индивида организации системы активности, дабы таковая позволила добиться желаемого. При детальном исследовании ситуации можно видеть селективный волевой функционал. Речь идет о повседневных конфликтах мотивов, между которыми персона должна выбирать.
Функции сознания
Теперь перечислим основные функции сознания:
- отражательная функция призвана организовывать психические процессы, направленные на познание окружающей реальности (к таковым относят мышление, память, способность к восприятию);
- творческая функция отвечает за создание чего-то нового;
- оценочная функция предназначена для чувственной и эмоциональной оценки человеком всего происходящего с ним;
- главной задачей преобразующей функции является формирование и построение конкретных целей и их воплощение в реальность;
- времяобразующая функция ответственна за формирование цельной картины мира с прошлым, настоящим и будущим;
- от рефлексивной функции прямо зависит способность человека сторонне оценивать собственное поведение и мышление.
Комментарии
Искусство жить или искусство выживать
Александр Вершинин
вчера в 21:11
Азбука суверенной экономики
Александр Вершинин
вчера в 20:47
Герои Мировой-III на Украине и в Москве
Timer
22 марта в 00:53
Что происходит в экономике и что ждёт Россию
Олег Алексеевич
21 марта в 19:33
«Первый русский» и Стенька Разин
Олег Алексеевич
21 марта в 18:57
Великая правда нациков. Отдай кровь и прими Дух!
Свeтлана Мельник
19 марта в 20:16
И всё-таки «Одна на всех»! Сакральный знак на славной броне
А Сидороввалуа
16 марта в 18:04
Таки Ура 2.0
Mstislav
15 марта в 17:11
Таки ура!!!
Mstislav
15 марта в 14:45
Восточные доспехи русских князей
Кирилл_Москва
14 марта в 17:34
Война с конгломератом и резонанс сердец
Timer
9 марта в 21:11
Удавка, или Набиуллина юбер аллес ?
Емеля
8 марта в 21:13
Россия, Украина, Путин, переговоры, ДНР, ЛНР, русские
Mstislav
8 марта в 16:57
Зачем русских лишают воли; Что делать?
Алексей Михайлович
7 марта в 21:45
ОТ МЮНХЕНА-4 К Нюрнбергу-2
Алексей Михайлович
7 марта в 20:30
Обращение к Президенту РФ: экономисты не знают азов экономики.
Mstislav
6 марта в 06:32
Нынешний мафиозный АК ВП СССР!
Barry Ig
4 марта в 12:28
Внешняя система управления — людьми!
Иван Груздев
3 марта в 15:37
Операция без санации – будущий гнойник
Mstislav
3 марта в 09:30
Гей, славяне?
А Сидороввалуа
3 марта в 09:14
Не видать Победы, коли беда внутри
Александр собянинбуржец
28 февраля в 23:37
Таки ура?
Mstislav
28 февраля в 04:22
Алтайский вор из ФКТ «Алтай»
Насыров Максим
28 февраля в 02:13
МИР, Родной Кавказ и матушка Россия
Александр собянинбуржец
26 февраля в 11:40
Как и кто в России, форсирует смыслы — управленческий пример!
Александр Сибиряк
25 февраля в 21:36
Психотроцкизм. Алгоритм перехвата управления
Иван Груздев
24 февраля в 15:52
Причина демографической ямы. Мнение Русской Бабушки
Александр собянинбуржец
23 февраля в 17:05
Навоз и КПД юристов
Александр Сибиряк
23 февраля в 10:51
Управляемый извне — эмоционально-смысловой строй психики!
Александр собянинбуржец
22 февраля в 00:38
Кризис на пальцах
А Сидороввалуа
16 февраля в 19:05
Строительство социализма (коммунизма)
Валерий Вагин
16 февраля в 17:51
Жириновский, магнитная буря и благодать
А Сидороввалуа
15 февраля в 10:24
Планы страшней ковидных и светлячок
А Сидороввалуа
11 февраля в 14:43
Пролетариат и управление обществом. Взгляд психолога
uropb
10 февраля в 05:12
«Sein» логики Гегеля – основа теории систем.
Александр собянинбуржец
10 февраля в 00:34
Экономия и частица «не»
Александр собянинбуржец
9 февраля в 22:52
Что мы знаем о суверенитете?
А Сидороввалуа
8 февраля в 14:17
А пока – токсичная китайская подружка…
Радмир Филиппов
7 февраля в 22:38
«Дівчина» нашару
Виктор Хохлачёв
5 февраля в 10:44
Наши в Африке
Валерий
4 февраля в 18:28
Охранители и всепропальщики. Как преодолеть конспирологическое управление
Mstislav
3 февраля в 15:29
Истинное и ложное, как различить. Что есть КОБ? Совесть и стыд. Право на развитие
Александр Вершинин
3 февраля в 07:19
Кто научит перехитрить эпоху обслуживания неравенства В.Ефимов С.Грошев Л.Толстой А.Пасечник
Дмитрий Шевцов
2 февраля в 20:41
Речь Путина на Валдае: Будущее русской глобальной политики на 22 года
А Сидороввалуа
1 февраля в 15:10
Проблемы и их анализ
Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.
Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.
Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.
Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.
Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.
Виды сознания человека
Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:
- Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
- Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
- Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
- Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
- Этическое сознание определяет нравственные установки личности.
В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.
Психический феномен
Специалисты в сфере философии и психологии, пытаясь определить, что такое воля человека, предложили назвать ее уникальным феноменом регулирования персоной собственной деятельности. Во многом именно за счет этого аспекта возможна векторная ориентация сознания и его состояний на неопределенную цель. Воля позволяет сконцентрировать усилия, дабы добиться желаемого. Характерная особенность воли – невозможность сведения феномена к конкретному предметному аспекту. Ее нельзя назвать чистым внепрактическим сознанием. Воля представляет собой связь между поступком, объектом, предметом, импульсом, потребностью.
Изучение воли и деятельности человека позволяет с уверенностью говорить, что эта психическая функция предполагает объективацию субъектом и легитимацию желания, селекционирование такового в цель. В некоторой степени воля – это итог рефлексивных рассуждений о потребностях персоны, одновременно она является прогностическим анализом того, что может стать результатом поступка. Воля – это соединение желания и ощущения долженствования в сочетании с концентрацией усилий, которые нужно приложить для реализации сформулированного. Воля одновременно – это способность человека осознать доминирующую цель, выделить ее из всех других и отказаться от альтернатив, препятствующих достижению цели. Ядро акта воли – осознание ценности цели и значимости ее реализации для персоны
Психологи обращают внимание: воля всегда сопряжена со способностью человека оценить соответствие сформулированной цели и внутренней шкалы ценностей
рый день… Помогите с настройками. Можно ваш whatsapp?
7жс7ЫФОИцхЮ