Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии ярмоленко галина петровна

Проявление агрессивности и условия ее формирования

Проявление агрессивности зависит от множества различных детерминант, среди которых необходимо отметить следующие: особенности индивидуального развития человека, его возраст, жизненный опыт, особенности нервной системы, а также воздействие внешних социальных и физических условий его существования. Что касается особенностей формирования определенного уровня агрессивности, то здесь особая роль отводиться социальному окружению и особенностям системы воспитания личности.

Агрессивность человека и способы ее проявление имеют существенные различия в зависимости от возраста, а именно:

  • в раннем возрасте дети проявляют агрессию (если не удовлетворяются их потребности и желания) с помощью плача, крика, отсутствия улыбки и отказа от контакта с родителями (также может наблюдаться жестокость по отношении к другим, более младшим по возрасту, малышам);
  • проявление агрессии в дошкольном возрасте становиться более разнообразной (дети уже не только плачут и кричат, но и используют в речи обидные и нецензурные слова, кусаются, щипаются, плюются и дерутся), конечно, все эти реакции носят в основном импульсивный характер;
  • младшие школьники зачастую направляют свою агрессивность на более слабых детей (выбирают себе «жертву») и проявляется она в форме давления, издевательств, насмешек, драк и ругани;
  • агрессивность в подростковом периоде чаще всего зависит от воздействия и оценки сверстников или старших товарищей, и здесь подобная форма поведения является способом утверждения в коллективе и стремлением занять свое место в референтной группе. Нужно отметить, что именно в этом возрасте происходит активное формирование агрессивности не только как ситуативного проявления, но и как стойкой характеристикой личности;

Проявление агрессивности при достижении взрослости, характеризуется большим разнообразием, ведь на нее оказывают воздействия многие факторы, в том числе и уже сформированные у человека индивидуальные особенности его личности. Среди индивидуальных психологических особенностей, которые детерминируют агрессивность необходимо выделить:

  • наличие страха возможности непризнания и неодобрения со стороны общества;
  • повышенная раздражительность, подозрительность и импульсивность;
  • зависимость от примет и условностей (особенно этнических, религиозных, языковых);
  • склонность испытывать не чувство вины и ответственности, а стыд и обиду;
  • низкая способность к адаптации и отсутствие навыков противостояния фрустраций.

Агрессивность человека формируется и трансформируется в течение всей жизни человека, поэтому на ее уровень, а также формы и способы ее проявления оказывают воздействие различные факторы и условия. Среди наиболее значительных условий формирования агрессивности следует выделить:

  • возрастные, гендерные и индивидуальные особенности;
  • примеры агрессивного поведения значимого окружения;
  • влияние масс-медиа и СМИ;
  • семейные факторы (полная или неполная семья, насилие в семье, обособленность и низкая контактность, недостаточность внимания, конфликтность и неадекватный стиль воспитания).

Что касается воздействия масс-медиа на формирование агрессивности, то в психологии это является наиболее спорным вопросом. Наибольший вклад в изучении этой проблемы внес американский учений Леонард Берковиц, который выделил факторы, при которых демонстрируемое насилие в масс-медиа может стать причиной формирования агрессивности, а именно:

  • если то, что демонстрируется, принимается человеком как проявление агрессивности и агрессии;
  • происходит идентификация человека с героем-агрессором;
  • происходит отождествления себя как объекта агрессии с жертвой, которую показывают в фильме, передачи или ток-шоу;
  • демонстрируемые события и сцены выглядят наиболее реально и захватывающе, чем оказывают существенное воздействие на эмоциональную и познавательную сферы человека (наблюдающий становиться как бы участником того, что он видит на экране).

Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки[ | ]

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Косвенная — агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.

Берковиц

Леонард Берковиц – ведущий мировой ученый, исследовавший альтруизм и агрессию человека. Его перу принадлежат более ста семидесяти трудов по психологии.

Берковиц выдвинул теорию, согласно которой агрессию порождают особенные стимулы, названные им аверсивными. Под действием этих стимулов, причиняющих боль, фрустрацию и дискомфорт, человек становится готовым проявить агрессию. Однако для ее окончательного проявления нужен посыл. Этим посылом для человека может стать любая вещь или явление, связанное в его сознании с физической или вербальной агрессивностью.

Всю подробную информацию об агрессии вы можете прочитать в нашей главной статье Агрессия — что это, причины, 7 научных теорий, методы борьбы →

Эрик Берн, «Психика в действии»[ | ]

Силу, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к другим и к самому себе, можно назвать агрессивностью. Человек может обманывать себя и других, слабо выражая сильные чувства или, наоборот, агрессивно проявляя едва теплящиеся чувства. Наряду с агрессивностью выражения чувств любви и ненависти следует ещё учитывать направление их выражения. Некоторые люди обращают свою любовь главным образом на других, некоторые — преимущественно на самих себя. Направление это может со временем меняться. Точно так же человек может сильно ненавидеть кого-нибудь, и наиболее агрессивным проявлением этой ненависти станет убийство; или он может сильно ненавидеть самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть проявится в самоубийстве. И убийство, и самоубийство являются выражением агрессии; единственная разница — с точки зрения затрат психической энергии — состоит в её направлении.

Интерпретация результатов опросника А. Басса и А. Дарки

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Враждебность — общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим.Агрессия — активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 + 4 , а нормой враждебности – 6,5–7 + 3

При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и не одобряемые формы.

Можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Агрессия в гештальт-терапии[ | ]

В 1945 году Ф.Перлз публикует книгу «Эго, голод и агрессия», в которой называет агрессию «биологической функцией организма». Перлз проводит параллель между психическими и физиологическим процессами, в частности питанием и познанием. Для пищеварения необходима естественная агрессивность (кусать, подвергать воздействию слюны и кислоты в желудке); логично предположить, что и для обучения, творчества, размышлений, нужно сначала раздробить предмет познания (анализ, как мыслительная операция, и есть пример такого дробления) чтобы затем создать новый мыслительный продукт. Стратегия психотерапии в такой ситуации — помочь осознать Клиенту свою агрессивность и взять на себя ответственность за её проявления. Ведь «избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх».

Проявление агрессии

В повседневной жизни агрессия у людей проявляется по-разному. Доброжелательная агрессия выражается в следующем поведенческом состоянии: мужественности, настойчивости, храбрости, отваги. Негативная агрессия проявляется в хамстве, раздражительности, жестокости, ненависти. Основной целью такого поведения является создание максимальной защиты для своего организма от неблагоприятных ситуаций и недоброжелательных людей.

Проявление агрессии

Вербальная агрессия представляет собой состояние, при котором близкому или постороннему человеку наносится психологический вред с применением вербальной речи. Человек резко изменяет свой мягкий тон на более грубый, который со временем переходит в крик и оскорбления. У больного наблюдаются следующие проявления личности: словесное унижение, оскорбление, злостная клевета, недовольная речь, угроза нанесения физического вреда.

Речевая агрессия – проявление негативных эмоций, грубости, оскорблений по отношению к собеседнику. У агрессивного человека наблюдаются насмешливые интонации, нецензурные фразы, повышенный громкий голос, грубая ирония. Речевую агрессию у человека вызывают отрицательные эмоции или негативное поведение спровоцировано недоброжелательным отношением собеседника в предыдущих разговорах. Агрессивность может также проявляться при наличии психических расстройств больного, низкого уровня его воспитания и социального статуса.

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3

При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности

Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены Результаты в баллах Интерпретация
Физическая агрессия Косвенная агрессия
Вербальная агрессия Раздражение
Негативизм Подозрительность
Чувство вины Обида
1 0 — 20 низкий уровень
2 20 — 30 0 — 14
3 31 — 41 15 – 25 средний уровень
4 42 -52 26 – 36
5 53- 63 37 – 47 повышенный уровень
6 64 -74 48 – 58
7 75 — 85 59 – 69

высокий
8
86 — 96
70 — 80
очень высокий

9
97 и более
81 — 92

10

92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.

Стены Результаты в баллах Интерпретация
Агрессивность Враждебность
1 0 – 17 низкий уровень
2 18 – 27 0 – 14
3 28 – 38 15 – 25 средний уровень
4 39 – 49 26 – 36
5 50 — 60 37 – 47 повышенный уровень
6 61 — 71 48 – 58
7 72 — 82 59 – 69 высокий
8 83 — 93 70 – 80 очень высокий
9 94 и более 81 – 92
10 92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно — потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса — Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: