Проявление агрессивности и условия ее формирования
Проявление агрессивности зависит от множества различных детерминант, среди которых необходимо отметить следующие: особенности индивидуального развития человека, его возраст, жизненный опыт, особенности нервной системы, а также воздействие внешних социальных и физических условий его существования. Что касается особенностей формирования определенного уровня агрессивности, то здесь особая роль отводиться социальному окружению и особенностям системы воспитания личности.
Агрессивность человека и способы ее проявление имеют существенные различия в зависимости от возраста, а именно:
- в раннем возрасте дети проявляют агрессию (если не удовлетворяются их потребности и желания) с помощью плача, крика, отсутствия улыбки и отказа от контакта с родителями (также может наблюдаться жестокость по отношении к другим, более младшим по возрасту, малышам);
- проявление агрессии в дошкольном возрасте становиться более разнообразной (дети уже не только плачут и кричат, но и используют в речи обидные и нецензурные слова, кусаются, щипаются, плюются и дерутся), конечно, все эти реакции носят в основном импульсивный характер;
- младшие школьники зачастую направляют свою агрессивность на более слабых детей (выбирают себе «жертву») и проявляется она в форме давления, издевательств, насмешек, драк и ругани;
- агрессивность в подростковом периоде чаще всего зависит от воздействия и оценки сверстников или старших товарищей, и здесь подобная форма поведения является способом утверждения в коллективе и стремлением занять свое место в референтной группе. Нужно отметить, что именно в этом возрасте происходит активное формирование агрессивности не только как ситуативного проявления, но и как стойкой характеристикой личности;
Проявление агрессивности при достижении взрослости, характеризуется большим разнообразием, ведь на нее оказывают воздействия многие факторы, в том числе и уже сформированные у человека индивидуальные особенности его личности. Среди индивидуальных психологических особенностей, которые детерминируют агрессивность необходимо выделить:
- наличие страха возможности непризнания и неодобрения со стороны общества;
- повышенная раздражительность, подозрительность и импульсивность;
- зависимость от примет и условностей (особенно этнических, религиозных, языковых);
- склонность испытывать не чувство вины и ответственности, а стыд и обиду;
- низкая способность к адаптации и отсутствие навыков противостояния фрустраций.
Агрессивность человека формируется и трансформируется в течение всей жизни человека, поэтому на ее уровень, а также формы и способы ее проявления оказывают воздействие различные факторы и условия. Среди наиболее значительных условий формирования агрессивности следует выделить:
- возрастные, гендерные и индивидуальные особенности;
- примеры агрессивного поведения значимого окружения;
- влияние масс-медиа и СМИ;
- семейные факторы (полная или неполная семья, насилие в семье, обособленность и низкая контактность, недостаточность внимания, конфликтность и неадекватный стиль воспитания).
Что касается воздействия масс-медиа на формирование агрессивности, то в психологии это является наиболее спорным вопросом. Наибольший вклад в изучении этой проблемы внес американский учений Леонард Берковиц, который выделил факторы, при которых демонстрируемое насилие в масс-медиа может стать причиной формирования агрессивности, а именно:
- если то, что демонстрируется, принимается человеком как проявление агрессивности и агрессии;
- происходит идентификация человека с героем-агрессором;
- происходит отождествления себя как объекта агрессии с жертвой, которую показывают в фильме, передачи или ток-шоу;
- демонстрируемые события и сцены выглядят наиболее реально и захватывающе, чем оказывают существенное воздействие на эмоциональную и познавательную сферы человека (наблюдающий становиться как бы участником того, что он видит на экране).
Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки[ | ]
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
Косвенная — агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
Берковиц
Леонард Берковиц – ведущий мировой ученый, исследовавший альтруизм и агрессию человека. Его перу принадлежат более ста семидесяти трудов по психологии.
Берковиц выдвинул теорию, согласно которой агрессию порождают особенные стимулы, названные им аверсивными. Под действием этих стимулов, причиняющих боль, фрустрацию и дискомфорт, человек становится готовым проявить агрессию. Однако для ее окончательного проявления нужен посыл. Этим посылом для человека может стать любая вещь или явление, связанное в его сознании с физической или вербальной агрессивностью.
Всю подробную информацию об агрессии вы можете прочитать в нашей главной статье Агрессия — что это, причины, 7 научных теорий, методы борьбы →
Эрик Берн, «Психика в действии»[ | ]
Силу, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к другим и к самому себе, можно назвать агрессивностью. Человек может обманывать себя и других, слабо выражая сильные чувства или, наоборот, агрессивно проявляя едва теплящиеся чувства. Наряду с агрессивностью выражения чувств любви и ненависти следует ещё учитывать направление их выражения. Некоторые люди обращают свою любовь главным образом на других, некоторые — преимущественно на самих себя. Направление это может со временем меняться. Точно так же человек может сильно ненавидеть кого-нибудь, и наиболее агрессивным проявлением этой ненависти станет убийство; или он может сильно ненавидеть самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть проявится в самоубийстве. И убийство, и самоубийство являются выражением агрессии; единственная разница — с точки зрения затрат психической энергии — состоит в её направлении.
Интерпретация результатов опросника А. Басса и А. Дарки
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Враждебность — общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим.Агрессия — активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 + 4 , а нормой враждебности – 6,5–7 + 3
При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.
Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и не одобряемые формы.
Можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Агрессия в гештальт-терапии[ | ]
В 1945 году Ф.Перлз публикует книгу «Эго, голод и агрессия», в которой называет агрессию «биологической функцией организма». Перлз проводит параллель между психическими и физиологическим процессами, в частности питанием и познанием. Для пищеварения необходима естественная агрессивность (кусать, подвергать воздействию слюны и кислоты в желудке); логично предположить, что и для обучения, творчества, размышлений, нужно сначала раздробить предмет познания (анализ, как мыслительная операция, и есть пример такого дробления) чтобы затем создать новый мыслительный продукт. Стратегия психотерапии в такой ситуации — помочь осознать Клиенту свою агрессивность и взять на себя ответственность за её проявления. Ведь «избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх».
Проявление агрессии
В повседневной жизни агрессия у людей проявляется по-разному. Доброжелательная агрессия выражается в следующем поведенческом состоянии: мужественности, настойчивости, храбрости, отваги. Негативная агрессия проявляется в хамстве, раздражительности, жестокости, ненависти. Основной целью такого поведения является создание максимальной защиты для своего организма от неблагоприятных ситуаций и недоброжелательных людей.
Проявление агрессии
Вербальная агрессия представляет собой состояние, при котором близкому или постороннему человеку наносится психологический вред с применением вербальной речи. Человек резко изменяет свой мягкий тон на более грубый, который со временем переходит в крик и оскорбления. У больного наблюдаются следующие проявления личности: словесное унижение, оскорбление, злостная клевета, недовольная речь, угроза нанесения физического вреда.
Речевая агрессия – проявление негативных эмоций, грубости, оскорблений по отношению к собеседнику. У агрессивного человека наблюдаются насмешливые интонации, нецензурные фразы, повышенный громкий голос, грубая ирония. Речевую агрессию у человека вызывают отрицательные эмоции или негативное поведение спровоцировано недоброжелательным отношением собеседника в предыдущих разговорах. Агрессивность может также проявляться при наличии психических расстройств больного, низкого уровня его воспитания и социального статуса.
Интерпретация результатов
По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3
При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности
Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого — привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
Физическая агрессия | Косвенная агрессия | ||
Вербальная агрессия | Раздражение | ||
Негативизм | Подозрительность | ||
Чувство вины | Обида | ||
1 | 0 — 20 | низкий уровень | |
2 | 20 — 30 | 0 — 14 | |
3 | 31 — 41 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 42 -52 | 26 – 36 | |
5 | 53- 63 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 64 -74 | 48 – 58 | |
7 | 75 — 85 | 59 – 69 |
высокий
8
86 — 96
70 — 80
очень высокий
9
97 и более
81 — 92
10
92 и более
Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности.
Стены | Результаты в баллах | Интерпретация | |
Агрессивность | Враждебность | ||
1 | 0 – 17 | низкий уровень | |
2 | 18 – 27 | 0 – 14 | |
3 | 28 – 38 | 15 – 25 | средний уровень |
4 | 39 – 49 | 26 – 36 | |
5 | 50 — 60 | 37 – 47 | повышенный уровень |
6 | 61 — 71 | 48 – 58 | |
7 | 72 — 82 | 59 – 69 | высокий |
8 | 83 — 93 | 70 – 80 | очень высокий |
9 | 94 и более | 81 – 92 | |
10 | 92 и более |
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно — потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса — Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.