Что значит гармонично развитая личность

Кризис – толчок к развитию

Жизнь – это постоянная череда страданий и счастья. Они сменяют друг друга, подобно временам года, и это нормальный процесс жизни. Без страдания – мы бы не могли оценить счастья и не имели бы мотивации к действию. Именно так, страдание – побуждает нас к действию.

Болезнь – часто является толчком к развитию, любой дискомфорт – заставляет нас предпринимать что-либо, чтобы этот дискомфорт устранить.

И именно поэтому кризисы – это двигатель прогресса. Только в состоянии стресса – человек начинает действовать максимально эффективно. Тут также важен баланс – постоянный стресс ведёт к истощению и потере мотивации. Поэтому если постоянно находитесь в состоянии стресса – возможно, вы что-то делаете не так, идёте не своей дорогой. Но если вам периодически приходится преодолевать трудности – это нормально.

Тренировка мышц – это череда напряжения и расслабления. По тому же принципу происходит развитие в любой сфере человеческой жизни. Также, как болевые ощущения в мышцах свидетельствуют о том, что они растут и развиваются, также стресс и страдания – свидетельствуют о том, что мы, преодолевая трудности, становимся сильнее. Но, как и в тренировке мышц – во всём важна мера. Порой новички, вдохновлённые идеей быстро привести себя в форму – в первую же тренировку так «убиваются», что потом неделю ходят, держась за стеночку. Поэтому количество и счастья, и страданий – должно быть умеренным.

Не берите себе ношу, которую не сможете вынести.

Вот мы и рассмотрели основные пять принципов гармоничной и осознанной жизни

Важно, чтобы это не осталось теорией и философией, о которой приятно поговорить вечером на кухне. Теория без практики мертва

Чтобы философия была практичной – полученные знания нужно применять в жизни.

Определение понятия

Гармоничная личность — человек, имеющий оптимально интегрированные динамические внутренние структуры, согласованность с окружающим миром, нормально протекающей жизнедеятельностью. Личность, которая развита гармонично — это индивид, имеющий равномерное развитие во всех сферах своей деятельности, у которого отсутствуют внутренние конфликты, наявна внутренняя гармония. Такой индивид имеет достижения в различных направлениях, но у него присутствуют специальные навыки или умения, которые выделяются на фоне остальных.

Гармоничной называется та личность, у которой присутствует баланс между внутренним и внешним миром.

  1. Под внутренней гармонией понимается осознание собственного «я». У человека отсутствуют внутренние противоречия, он осознал свои достоинства и недостатки, принял себя таким, каким он есть.
  2. О внешней гармонии говорят тогда, когда у личности отсутствуют любые проблемы с окружающим миром. Индивид имеет хорошие отношения с родственниками, коллегами, друзьями и даже с малознакомыми личностями.

Гармонично развитый человек радует окружающих своим умением ладить, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, душевным здоровьем.

Воспитание гармоничной личности напрямую связано со становлением жизненных ценностей и мотивов. Чтоб человек обрел гармонию, у него должен наблюдаться баланс между такими личностными новообразованиями:

  • мотивы;
  • потребности;
  • самооценка;
  • ценностные ориентации;
  • образ «я».

Гармоничным и разносторонним развитием личности называется формирование способностей, различных интересов, соответствующих разным сферам жизни человека, преобладание наиболее значимых личностных сфер.

5 шагов к гармоничной личности

Руководства, которое бы определяло четкую систему действий для достижения гармонии, не существует, как не бывает единой таблетки для излечения всех болезней. Каждый человек выбирает свой индивидуальный путь воспитания гармоничной личности.

Однако если вы задались целью сформировать в себе гармоничную личность, возьмите на вооружение следующие рекомендации:

По понятиям античного времени, гармоничный человек – это совершенная и благородная личность. Для достижения высот в ее развитии применяется техника, в составе которой можно выделить три главных аспекта:

  • Самоконтроль, помогающий владеть своими эмоциями.
  • Оценка совершаемых поступков и действий, тщательное их осмысление. Это позволяет раскрыть внутренние желания, повысить степень ответственности. Оценить свою роль и пользу в мире.
  • Интроспективный анализ собственных мыслей.

В своей жизни всегда необходимо стремиться достичь совершенства, а гармонично развитая личность — и есть тот самый идеал. Для этого необходимо учиться принимать себя, руководить своими желаниями, стремиться к познанию и не обесценивать внутреннюю свободу.

Процесс формирования гармонично развитой личности

Формирование гармонично развитой личности тесно связано с процессом становления иерархической структуры мотивов и ценностей. Для данной структуры характерно доминирование высших уровней над низшими.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Как гармонично развить личность 460 руб.
  • Реферат Как гармонично развить личность 220 руб.
  • Контрольная работа Как гармонично развить личность 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Существование подобной иерархии в структуре личности совершенно не нарушает существующей гармонии в связи с тем, что сложность и множественность интересов личности при наличии твердого нравственного стержня обеспечивают многообразие связей с миром и общую устойчивость личности.

Характерной чертой гармонично развитой личности является баланс между различными личностными новообразованиями, такими как:

  • потребности;
  • мотивы;
  • ценностные ориентации;
  • самооценка;
  • образ Я.

Гармония в развитии личности непосредственно зависит от условий доминирования высшего уровня над нижележащими уровнями, их соотношения друг с другом.

Правильно и полное формирование личности человека зависит от того, какие именно потребности станут движущими силами развития. От этого зависит и основная роль воспитания – формирование у индивида навыков саморегуляции основных личностных процессов.

Гармоничность личности возникает в результате наиболее полного развития способностей человека, создающих правильную направленность личности и придающих смысл всей его жизнедеятельности.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Гармония личности достигается именно в том случае, когда её сознательное стремление находится в полном соответствии с непосредственными желаниями.

Мотивационная сила данных желаний и стремлений очень велика и в условиях конфликта с сознательными стремлениями и требованиями социума может привести к искажению и деформации личности. Аффективные переживания, которые возникают в ходе конфликтной ситуации, могут стать источниками формирования и становления дисгармоничной личности.

Гармоничное воспитание формирует целостную личность

Формированию целостной личности способствует гармоничное воспитание, закладываемое родителями, социальными учреждениями (детским садом, школой, колледжем, ВУЗом), а также самовоспитанием.

То, что заложено в вас семьей и педагогами, служит базой для дальнейшего развития, окончательного становления личности.

Образование же целостности вашего духовного, интеллектуального, нравственного, физического содержания зависит полностью только от вас.

Именно вы, как никто другой, знаете, чего не хватает вам для гармонизации вашего душевного состояния, семейных отношений, рабочего положения, бизнеса, другой деятельности.

А значит, вы должны осознавать, что гармоничное воспитание, формирование недостающих качеств – залог ваших будущих успехов.

Гармонии подлежит не только внутреннее наполнение человеческой личности, но и внешняя среда, все аспекты жизни.

Только при оптимальном распределении сил, внимания, энергии на все социальные взаимоотношения, деятельность, самореализацию и грамотном распределении нагрузки (нахождении ее баланса) на интеллект, психику и физическую оболочку можно говорить о гармоничном существовании человека.

Еще древние философы утверждали, что гармоничное воспитание включает в себя развитие трех человеческих составляющих: души, духа и тела.

Душа нуждается в эмоциональном, чувственном опыте, требует знакомства с искусством, с эстетическими (прекрасными) компонентами мира.

Ей не чужды и моральные принципы, нравственность. Развить дух можно, только познавая самого себя. А тело необходимо совершенствовать, укреплять его физическое здоровье, делать его более выносливым, закаленным, привлекательным.

Личность, у которой развиты все три перечисленных компонента, более психически устойчива, морально подготовлена к различным трудностям и преградам на жизненном пути.

Если же какой-то компонент остался неразвитым, то это непременно скажется в дальнейшем.

Так, недостаток физического здоровья влияет на сопротивляемость организма болезням, на его выносливость, отношение к нагрузкам.

Отсюда – пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, хроническая усталость, частая заболеваемость.

Дефицит развития духа влечет низкую самореализацию, нераскрытие способностей, потенциала, недостаток внутренней энергии.

Неразвитость души опасно духовной черствостью, бесчувственностью, аморальностью, безнравственностью, неумением ценить прекрасное. Человек с такими качествами не только чужд обществу, социальным отношениям, но и опасен для них.

Поэтому гармоничное воспитание жизненно необходимо любому человеку для формирования целостной, физически и духовно здоровой личности, максимально адаптированной к различным социальным явлениям.

Развитие только одних сторон личности без уделения внимания остальным аспектам чревато непредсказуемыми последствиями.

Так, воспитание интеллектуальных компонентов при отсутствии нравственного базиса весьма опасно, так как такой человек в итоге может представлять угрозу для общества.

Процесс гармоничного воспитания может длиться всю нашу жизнь. Мы должны постоянно самосовершенствоваться, развиваться, потому что ежедневно наше существование все более усложняется: появляются новые отношения, связи, знакомства, деятельность, способы времяпровождения.

И всему этому необходимо уделить достаточное количество времени, посвятить часть своей жизни, души, вложить свои эмоции, труд, применить знания.

Все в нашей жизни должно быть гармонизировано, и гармоничное воспитание личности занимает здесь не последнее место.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Какова роль эмоций в человеческой жизни?

Здравый рассудок, какой же он и в чем его особенность?

У меня все хорошо, меня все устраивает..?

Система ценностей человека и ее представление в современном мире

Проблема дисгармонии

Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:

  • замкнутость;
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • немотивированная агрессия;
  • проблемы с поведением;
  • мнительность;
  • наличие сомнений и страхов.

Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.

У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.

Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать

Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие детской психотравмы.
К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации

Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.

Описание гармоничной личности

В каждом человеке заложено стремление к достижению внутреннего равновесия, баланса физической, социальной и духовной областей жизни. Гармоничное сосуществование всех этих аспектов является прямым путем к счастью.

Умение обеспечить согласие души и разума, жить, исключая внутренние и внешние конфликты, определяет качество человека, которые мы называем гармоничность.

Гармонично развитой личности свойственна бесхитростность, прямота и спокойствие. Поведение напрямую соответствует переживаемым чувствам, чистосердечным и искренним. Гармоничная личность не носит маски и всегда говорит что думает. Она никогда не будет вступать в открытое противостояние, вместо этого станет пытаться понять причины происходящего.

Для гармоничной личности характерна проницательность. Искать источники человеческих поступков она предпочитает не на поверхности, а в глубине души. Поэтому у людей она вызывает чувство уверенности, защищенности и покоя, ей хочется открыться и доверять.

Гармонично развитая личность опирается на свои знания, умозаключения, жизненный опыт и чувства. Ее отличает вера в то, что используя свои внутренние ресурсы, человек способен прийти к положительным изменениям, в первую очередь, в себе. И считает это наиболее важным, чем внешние перемены. Она уверена в этом, потому что сама сделала это возможным, обрела внутреннюю ценность, свободу, любовь к себе.

Гармонично развитый человек всегда имеет выбор: как реагировать, что делать, в чем участвовать. Приоритеты сосредоточены на здоровье и предоставленных возможностях, осуждение и конфликты исключаются. Гармоничная личность никогда не будет против своей воли втянута в какую-либо ситуацию.

Она всегда эмоционально уравновешена, спокойна и отличается хорошим самочувствием. Заинтересована в здоровом образе жизни, и своем развитии в различных направлениях. Она не гонится за признанием и властью, проявляет себя лишь там, где интересно ей и добивается целей, которые важны исключительно для нее. Гармоничная личность не живет мечтами и фантазиями, а твердо стоит на ногах в реальности.

Ей не свойственно ждать и надеяться, поэтому ее не могут выбить из колеи неожиданные результаты или непредсказуемые последствия. Все потому, что гармоничная личность не ищет смысла жизни, а просто живет и делает то, что считает нужным. Несмотря на свою коммуникабельность, никогда не станет продолжать общение, которое ей неинтересно и никогда не останется в компании, если испытывает дискомфорт. Одиночество не служит причиной страданий гармоничной личности, скорее наоборот, она умеет получать от него удовольствие.

Принципы саморазвития

Как стать гармоничной личностью? В этом поможет система самосовершенствования. Но существуют факторы, тормозящие этот процесс. Это психологические травмы, полученные в детском возрасте, воспитание в семье, близкое окружение ребенка.

Есть много способов преодолеть эту проблему. Это психологические техники, как стать гармоничной личностью. Они помогают все элементы жизни привести к гармонии.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития личности необходимо: заботиться о здоровье, быть физически крепким, постигать науки, уважать окружающих, самовыражаться путем развития своих талантов, духовно расти.

Как распознать гармонию

В психологии выделяют такие признаки гармоничной личности:

  • хорошее физическое и психологическое самочувствие человека;
  • положительные чувства и эмоции преобладают;
  • в целом положительная оценка себя, при этом четкое понимание своих недостатков;
  • желание самосовершенствоваться;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • умение достигать того, что запланировано;
  • чувство удовлетворенности работой, отношениями в семьи и с друзьями;
  • забота о здоровье;
  • стремление к постижению общечеловеческих ценностей, красоте и гармонии во всех сферах жизни.

Человек будет считать себя счастливым, если во всех сферах жизни ему будет комфортно и интересно.

У гармонично развитого человека позитивные чувства преобладают над негативными.

Как воспитать в себе гармоничную личность

Существуют определенные принципы, следование которым позволит со временем обрести гармонию.

Важно всегда оставаться собой. Сегодня можно встретить людей, которые не хотят демонстрировать истинные чувства даже самим себе, они ограничивают себя надуманными нормами и правилами

В итоге получается так, что человек и сам не знает, что именно ему хочется. Ввиду этого он не достигает никакого успеха, ведь, не зная, чего ты хочешь, не можно добиться желаемого. Поэтому прекратите следовать навязанным стереотипам, поймите, что вы должны быть самим собой, не стесняйтесь своих желаний и добивайтесь того, чего вы действительно хотите.
Не стоит бояться перемен. Безусловно, многие люди планируют свою жизнь наперед. Однако, никто не застрахован от возможных изменений, непредвиденных ситуаций. Гармонично развитый человек отличается от обычного тем, что он позволяет себе ошибаться, он не винит себя за то, что что-то пошло не так, как хотелось бы, он способен адаптироваться к изменениям, не принимает близко к сердцу возможные провалы.
Не помнить плохого. Некоторые люди через годы несут какую-то негативную информацию, хранят в своей памяти то, что и сегодня доставляет неприятные эмоции. Правильным является желание отпустить прошлое, понять, что его уже не изменить, что оно не должно воздействовать на будущее.
Видеть красоту окружающего мира. Важно научиться распознавать прекрасное вокруг себя. Многие из нас привыкли к однообразным будням, не замечая, что происходит вокруг
Мало кто обращает внимание на пение птиц, на росу на листочках деревьев, на первые почки или раскрывшиеся бутоны цветов. А иногда стоит не нестись с бешеной скоростью на работу или учебу, а на секунду остановиться и оглядеться вокруг, заметить красоту природы
Также нужно почаще выезжать в лес, ходить в парк, чтоб непосредственно контактировать с окружающим миром.
Смех продлевает жизнь. Научно доказано, что люди, которые положительно относятся к жизни, значительно реже подвергаются стрессу. Положительные эмоции благоприятно воздействуют на общее состояние здоровья. У человека снижается уровень тревожности.

Индивиду, желаемому обрести гармонию, нужно научиться придерживаться следующих практик:

самоконтроль — важно научиться противостоять своим пристрастиям, их контролировать;
способность анализировать совершенные поступки, на основании их делать выводы — это позволяет понять истинное желание, делать свои поступки ответственными и осознанными;
способность проводить анализ своих мыслей.

Теперь вы знаете, что собой представляет формирование гармоничной личности. Как видите, человек должен стремиться к гармонии со своим внутренним, духовным миром и всем, что его окружает. Старайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону, стремитесь к гармонии.

Гармоническое развитие личности

Статья представлена «как есть».

Многие века передовые умы человечества мечтали о гармоническом развитии личности, т. е. о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека. Однако мечты об идеальной личности оставались утопией. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, безработица, нищета, социальное неравенство приводят к тому, что дети неимущих классов растут физически ослабленными и не имеют широких возможностей для полноценного духовного развития. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности». С возникновением марксизма вопросы воспитания были возведены в степень науки о гармоническом развитии физических и умственных способностей личности в период социализма и коммунизма.

С победой Октябрьской революции впервые в истории человечества открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоническом развитии личности. Идеал гармонического, всестороннего развития личности в социалистическом обществе впервые стал реальной целью воспитания. Открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоничном, всестороннем развитии личности. Было осуществлено равенство граждан независимо от пола, религии, национальности, всем было предоставлено равное право на труд, на образование.

Задачу создания новой системы воспитания В. И. Ленин выдвигал в числе важнейших государственных задач, требующих самого серьезного внимания.

Говоря о содержании всестороннего воспитания, В. И. Ленин неоднократно указывал, что оно должно обязательно включать физическое воспитание. В физических упражнениях В. И. Ленин видел источник здоровья, замечательное средство подготовки к труду, прекрасный отдых. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,— разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» — писал В. И. Ленин.

Определяя пути формирования человека коммунистического общества, наша партия ставит своей целью необходимость «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Сочетание идейной убежденности, высокой образованности, воспитанности, нравственной чистоты и физического совершенства — необходимые качества гармонически развитой личности. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев о.

Физическое совершенство — это хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Физическое совершенство следует рассматривать не как перспективу отдаленного будущего, а как повседневную практическую задачу каждого члена нашего общества и всей работы в области физической культуры. Всеми необходимыми качествами гармонически развитой личности обладал В. И. Ленин. Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Ленин был физически крепкий, сильный человек. Его коренастая фигура, крепкие плечи, короткие, но сильные руки — все обличало в нем недюжинную силу. Ленин умел, поскольку он мог, заботиться о своем здоровье. Поскольку мог, то есть поскольку позволяла это его чрезмерно напряженная работа. Он не пил, не курил. Ленин был физкультурником в самом точном смысле слова: он любил и ценил свежий воздух, моцион, прекрасно плавал, катался на коньках, ездил на велосипеде. Будучи в Петербургской тюрьме, Ленин каждый день делал гимнастику, шагал из конца в конец камеры. В эмиграции каждый свободный день мы целой компанией уезжали за город на велосипедах». Гармонически развитыми личностями можно назвать и наших космонавтов, сочетающих в себе высокий патриотизм, профессиональное мастерство, физическое совершенство. В космическом полете закалка, выносливость необходимы так же, как и научно-техническая подготовка, широкий кругозор, готовность в любую минуту прийти на помощь товарищу.

Всестороннее развитие личности — процесс длительный, и было бы наивно полагать, что в таком‑то году все люди будут гармонически развиты. Конечно, такое время наступит, и наш долг — его приблизить.

Активное участие в общественной жизни школы, хорошая успеваемость, инициативность и самостоятельность, воспитание чувства коллективизма и укрепление своего здоровья — вот что в первую очередь требуется от молодежи.

Проблема дисгармонии

Важно также знать о характерных проявлениях дисгармоничной личности:

  • замкнутость;
  • нарушения в эмоциональной сфере;
  • немотивированная агрессия;
  • проблемы с поведением;
  • мнительность;
  • наличие сомнений и страхов.

Присутствие вышеизложенных черт характера приводит к развитию неадекватной самооценки.

У дисгармоничных индивидов осознанная жизнь и неосознанные аффекты препятствуют нормальной жизнедеятельности и развитию личности. Налицо внутриличностный конфликт, который приводит к невозможности правильно принимать решения, адекватно на них реагировать даже в элементарных ситуациях. Влиять на развитие подобных конфликтов могут, как внешние, так и внутренние условия.

Внешние характеризуются отсутствием возможности удовлетворить глубоко значимые мотивы. У человека появляется противоречивость между его желанием и тем, что он реально может сделать

Тут важно определиться с жизненными приоритетами. Иногда не будет лишним посетить психолога или психотерапевта, потому что проблема может скрываться глубоко, например, не исключено наличие детской психотравмы

К внутренним может относиться субъективная неразрешимость, проблематичность появившейся ситуации. Разрешить такой внутриличностный конфликт можно только в том случае, если индивид поменяет свое отношение к конкретному случаю, и у него сформируются новые мотивы, позволяющие вернуться к нормальной жизнедеятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: