Современно ли быть воспитанным? что значит воспитанный человек

Вариант 2

Воспитание человека формируется с самого детства и играет важную роль в течении всей его жизни. И так, разберем, что такое воспитание человека – это внешнее воздействие человека от окружающего мира, в плане обучения, заботы и защиты о детях, с целью дальнейшего здорового развития человека в этом мире.

Воспитанный человек – это тот человек, который умеет хорошо относиться к окружающим, проявляет гигиенические навыки (аккуратность, порядочность, чистоплотность, опрятность), тот, кто умеет вести себя среди людей и соблюдает бытовую культуру (поведение в обществе).

На воспитание человека влияет очень много факторов, такие как: его семья, друзья, учителя, садик, школа, интернет, книги, телевизор и даже самый случайный прохожий. Я думаю, поэтому с самого детства, родители малыша стараются окружить ребенка лаской, заботой и любовью, включают ему добрые мультфильмы и читают познавательные книги, которые учат ребенка с детства доблести, храбрости, снисходительности, помощи близким и окружающим, а также справедливости.

Люди с раннего возраста начинает формировать свою личность и индивидуальность. Там же появляется его та самая неповторимость его личных особенностей, которые его будут отличать от других людей. Не нужно, к примеру, воспитывать ребенка – лидера,  нужно всегда учитывать его тип темперамента, от которого нужно отталкиваться, какие качества больше ему нужно развивать.

Родители вдруг понимают, что их знания по педагогике дают иногда сбои: когда ребенок не хочет учиться ,растет эгоистом и  часто грубит. Настоящие причины выявить не всегда получается, поэтому большинство родителей сейчас ссылаются на плохих учителей, на плохую наследственность и плохих товарищей.

В любом случае, воспитание ребенка – это очень ответственный шаг родителей, к которому нужно относиться очень серьезно. Воспитанность человека помогает достичь успеха и дает большую уверенность в себе, открывает многие двери перед человеком. Он всегда будет в любой компании желанным гостем, у него будет много друзей и он всегда будет востребован. Ведь человек без воспитания не может стать полноценной личностью, которая сможет отнестись ответственно, даже самой небольшой работе и проявить себя с лучшей стороны. А это значит, что воспитание играет наиважнейшую роль в жизни каждого из нас, и без него никак не обойтись.

Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду

Теперь мы поняли, что такое воспитание, но зачем нам воспитывать детей? Какой смысл сего мероприятия? В настоящий момент существует две концепции цели воспитания.

Прагматическая концепция (кстати, ее придерживается США) предполагает, что целью воспитания является выживание.

То есть общество должно воспитывать социально эффективных, наделенных ответственностью и законопослушных граждан, чтобы они успешно ладили между собой и вместе думали над тем, как жить дальше. Может поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и доброжелательные?

Вторая концепция – это гуманистическая, которая «видит» своей целью организацию таких условий, которые помогут индивиду развить таланты и проявить свое «Я».

Некоторые ученые мужи на полном серьезе говорили о том, что само по себе воспитание в том виде, который существует на данный момент, бессмысленно и его нужно отменить, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваться в его истинную природу.

Первая концепция ставит в приоритет интересы общества (в США — это интересы капиталистов, которые получают послушное стадо), вторая – индивида. Какая из них более эффективная и правильная, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в ученом пространстве до сих пор стоит ребром.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Что значит быть воспитанным человеком?

Одним из по-настоящему умных, воспитанных и благородных людей был академик, учёный-литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв, проживший 93 года.

Вот я и приведу вам выдержки из рассуждений этого умнейшего человека. А вы прочтите, пожалуйста. Может быть даже и не раз…И даже не два… Видит Бог, знакомство с рассуждениями таких людей пойдёт всем нам на пользу. Именно таких людей и имеют в виду, когда говорят, что они сеют разумное, вечное, доброе.

Вот что говорил и писал замечательный русский мыслитель Лихачёв Дмитрий Сергеевич…

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое воспитанность.

Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома читает или готовит уроки (скажем, дети-школьники), – он невоспитанный человек. И никогда не сделает воспитанными своих детей.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, помня поговорку «точность – вежливость королей».

Воспитанный человек при любых обстоятельствах выполняет данные им обещания, не задирает носа, и всегда ровен со всеми – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине, в общественном транспорте.

Вы, наверное, заметили, что я обращаюсь главным образом к мужчине. Это потому, что женщине действительно надо уступать дорогу. И не только в дверях.

Но умная женщина поймёт, что именно надо делать, чтобы с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее!

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо громко красть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей по столу не возникало опасений.

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.

Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами, анекдотами, особенно такими, которые уже были рассказаны. Этим вы ставите окружение в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но позвольте другим что-либо рассказать.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Это лишь малая толика мудрых мыслей о воспитанности и вежливости, почерпнутых мной в книгах и рассуждениях замечательных людей. Читайте, изучайте их – здесь вы найдёте осмысление правил хорошего поведения и руководство для воспитания ваших детей.

Получайте новые статьи прямо на почту!

Цели воспитания в конкретных концепциях

Гуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое.

Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения.

Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности.

Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт.

Содержание воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни.

Не унижайтесь и не навязывайтесь

Можно рассмотреть и обратную ситуацию, когда вам что-то требуется, но общаться не хотят уже с вами, за неимением всё того же свободного времени или банальной к этому тяги. Воспитанный человек — это тот, кто не станет навязываться и ставить свои интересы во главе угла. Вы можете лишь предложить собственное общество.

Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить окружающих об услуге, но истинной бестактностью будет ее вымогать, упрекать в безразличии и прочее. В сущности, обвинение других людей — это и есть отсутствие такта. На деле такие люди винят других в том, чем немало грешат сами.

Если пытаться достигнуть желаемого такими методами, можно очень низко пасть в глазах окружающих, а позитивное о себе впечатление потом будет вернуть очень непросто.

Антон Чехов: 8 качеств воспитанного человека

…Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!!» На это даже Гете и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других …

Твой талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000… Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту все прощается.

Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини пожалуйста, но veritas magis amicitiae…( истина выше дружбы). Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным….

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
  5. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я !..», потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…
  6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями.
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность … Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

… Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста…

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…

Тут дорог каждый час…

… Иди домой, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал…

Жду… Все мы ждем…

Твой А. Чехов.

https://youtube.com/watch?v=V5vtDIm8yZE

Март 1886, Москва

Виды воспитания и воспитательные задачи

Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.

Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:

  • формирование осознания смысла существования, понимание своей позиции в мире, своей индивидуальности и индивидуальности каждого отдельного человека,
  • прививание стремления изменять этот мир, трудиться и честно выполнять свои обязанности в учебе и работе,
  • усвоение человеческих норм и ценностей.

Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.

При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.

Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым

Второй важный аспект это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.

Роль родителей в нравственном воспитании детей

Добросовестные родители желают воспитать ребенка максимально готовым к общественной жизни. Но не все правильно понимают суть этого процесса, ошибочно считая, что обыкновенное (предметное) образование позволит их детям влиться в социальную жизнь спокойно и непринужденно. Это распространённая ошибка, которая впоследствии может быть большой проблемой.

Очень часто образованность ребенка не имеет ничего общего с его моральным воспитанием, а оно, как известно реализуется именно в последствии долгой и трудоемкой работы с формированием мировоззрения и понятий ребенка. Дитя может быть абсолютным отличником и гением в школе, и в тоже время он ни во что не ставит родителей, а если и делает что-либо, то только ради удовлетворения своих прихотей (формула: ты мне – я тебе).

Для разрешения этих проблем, нужно понять одну истину: толерантный, отзывчивый, эмпатичный ребенок не рождается таким, это прямая заслуга его родителей. Он является отражением тех отношений, которые непосредственно проявляются к нему или присутствуют в семье.

Противоречащее

Такой тип сложный и наиболее дисфункциональный. Характеризуется разными позициями родителей на предмет правильного типа. Мама придерживается одного мнения, папа гнет свою линию.

Родители – значимые взрослые в глазах детей. Их команды, взгляды и требования правильны и выполняются. А что делать, если команды разные? Детский мозг не в силах выдержать такое напряжение.

Чем грозит противоречие в воспитании

  • Истерики, эмоциональные срывы;
  • Невосприимчивость к информации (зачем вникать, если через минуту это может измениться);
  • Неусидчивость;
  • Манипулирование родителями;
  • Капризность, инфантильность, обидчивость.

Причина возникновения конфликта на предмет воспитания лежит в отношениях самих родителей, неспособных договориться между собой. Ребенок выступает разменной монетой, которой каждый манипулирует как хочет. Это инфантильность взрослой пары, неспособность выйти за рамки своих конфликтов и претензий. Интересы ребенка часто не учитываются.

Избежать последствий противоречащего воспитания можно только поиском консенсуса самостоятельно или с помощью психологической консультации.

Критерии воспитанности: такая разная черта

В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.

Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.

Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность.

Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.

В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.

Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам

Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!

Проблема воспитания

Вступление

Детство играет огромную роль в становлении личности человека, развитии его характера и способности правильно воспринимать жизнь. Счастливое детство положительно влияет на всю его дальнейшую жизнь, судьбу и взаимоотношения с миром. Только два человека способны обеспечить нам безоблачные детские годы – мама и папа.

Проблема

Захар Прилепин, современный российский писатель, ставит перед читателем ряд вопросов. Как детство влияет на дальнейшую жизнь человека? Можно ли слишком избаловать ребенка? Как скажется на судьбе растущего человека его вера в волшебство? Пытаясь ответить на эти вопросы, автор поднимает проблему воспитания в современном обществе.

Комментарий

Жан-Батист Симеон Шарден. Хорошее воспитание.

Писатель вспоминает времена, когда они с женой воспитывали своего старшего ребенка и из последних сил, жертвуя собственными потребностями, старались сохранить в нем веру в чудеса. За полгода до нового года они начинали покупать подарки для сына, чтобы сохранить его уверенность в существовании Деда Мороза. Молодой семье приходилось тяжело, ведь денег совсем не хватало. Но для них было законом, чтобы каждую новогоднюю ночь под елкой оказывался мешок с подарками, указанными в списке мальчика. Не смотря на опасения некоторых недоброжелателей, утверждающих, что родители слишком избаловали ребенка, он вырос внимательным, желающим сохранить сказку для троих своих братьев и сестер. Автор текста уверен, что «дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом». С теплотой писатель вспоминает слова своего отца «Как скажешь – так и будет», и понимает, что больше ни один человек на свете не способен сказать ему их снова.

Авторская позиция

Позиция автора выражена ясно: родители должны обеспечивать своим детям счастливое детство, защищать их от бед и лжи, подкреплять уверенность в волшебстве и чудесах, веру в добро. Такое воспитание обеспечит человеку устойчивый к проблемам «иммунитет» на всю оставшуюся жизнь.

Своя позиция

Мне близка позиция автора текста. Родители должны построить для ребенка сказочный мир, наполненный волшебством, где добро обязательно справляется со злом. Воспитываясь в любви и счастье, повзрослевший ребенок будет способен дарить эти чувства окружающим и своим детям. От воспитания напрямую зависит будущая жизнь растущего человека.

Аргумент №1

Об этом писали многие литературные деятели. Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» семейство Ростовых отдает всю свою любовь и ласку подрастающим детям. Их могут баловать, позволяют шалить и веселиться. В результате, когда дети становятся взрослыми, они дарят эту любовь окружающим. Наташа Ростова настолько уверена в доброте окружающих, настолько любит всех, что считает, будто ее должны все любить в ответ. Поэтому она слепо верит Анатолю Курагину. Несмотря на то, что героиня очень тяжело переживала столкновение с жестоким миром реальности, она смогла выстоять, так как счастливое детство наполнило ее огромными силами, помогающими преодолеть любые невзгоды.

Аргумент №2

В романе И.А. Гончарова «Обломов» выделена отдельная глава под названием «Обломовка», где прозаик описывает сон главного героя Ильи Ильича Обломова. Он видит себя совсем маленьким, в окружении нянек, которые выполняют за него все, предугадывая любое его желание. В это же время они пугают страшными историями, чтобы навсегда уничтожить стремление к самостоятельности. Если в 7 лет мальчик еще пытается убежать ото всех к обрыву, то в 13 лет ему уже ничего не интересно. Так главной ценностью в жизни для него становится лежание на диване и ничегонеделание. Несмотря на исполнение любых прихотей, счастливым такое детство не назовешь, ведь каждому ребенку свойственно любопытство и желание самостоятельно исследовать мир. Подобное воспитание напрочь уничтожило самостоятельность героя и значительно снизило его уверенность в себе.

Счастливое детство является залогом благополучной будущей жизни. Дети, чьи потребности исполнялись родителями, чаще становятся успешными и самодостаточными

Важно стараться продлить детство, поддерживать в ребенке веру в чудеса и добро, чтобы во взрослой жизни ему хватило сил преодолеть любые препятствия на своем пути

Факторы, влияющие на воспитанность

Воспитание ребенка заключается не только в прививании доброты и хороших навыков. Взрослые люди сталкиваются в жизни с предательством, злостью, ненавистью

Поэтому важно вовремя снять с ребенка розовые очки. Рассказывайте детям поучительные истории, разбирайте примеры из жизни

Поскольку навык закладывается с малых лет, то на поведение и характер человека оказывают воздействие родители. Какие еще факторы, влияют на воспитанность?

Отношения в семье. Ребенок, находящийся в утробе матери, реагирует на свет, звуки, голоса. Поэтому выстраивать правильные семейные отношения следует не со дня рождения малыша, а со дня зачатия. Банальные конфликты приводят к серьезным ссорам. Взрослые не готовы уступать, ищут крайнего или виноватого. Примите за основу обговаривать скандалы и признавать неправоту. Покажите ребенку, что в вашей семье царит любовь и понимание. Чтобы дети научились уважать других людей, учитывайте его мнение и разрешайте вступать в дебаты. Пусть учится отстаивать точку зрения тактично и аргументировано, а не криком и истериками.
Окружение. Большее участие в воспитании ребенка принимает мама или бабушка. На них и валятся шишки, если чадо оступилось. Идеальная схема воспитания – это равное участие мамы и папы. Но, помимо общения с родителями ребенок посещает детский сад, школу, кружки. Дети смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, читают книги. Образованность формируется под воздействием информации, полученной ребенком за пределами дома. При этом в подростковом возрасте мнение со стороны ценится больше, чем нотации родных людей

Чтобы не потерять авторитет, интересуйтесь делами ребенка, уделяйте ему внимание каждый день, анализируя вместе, как прошел день.

Хотите вырастить воспитанную личность? Забудьте о применении силы, не делайте замечания ребенку в присутствии посторонних людей. Ежедневно давайте детям понимание, что он важен для вас. Прививая правила поведения ребенку, взрослые поддерживает свой уровень почтительности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: