Что такое эффект первого впечатления
Как и следует из названия, эффект первого впечатления (он же эффект знакомства) описывает когнитивное искажение, когда на наше восприятие человека значительное влияние оказывает впечатление, полученное в ходе первых минут общения, или информация, которую мы получили еще до встречи
. Например, на работу должен прийти новый коллега, и его могут представить как «непревзойденного специалиста» или как «странного человека в поношенном свитере». Такие фразы –готовый шаблон, за который ухватится наш мозг и который значительно повлияет на дальнейшее общение
Если говорить непосредственно о знакомстве, то в первую очередь мозгом опять же анализируется внешний вид (и тут сложно не вспомнить «Встречают по одежке»), поскольку его, в отличие от черт характера, сразу видно, а следовательно, проще оценить. Про привлекательность в целом мы уже сказали, но также важно,насколько человек уверен в себе, дружелюбен, как подает себя и т.д
Свою роль играет и одежда, особенно ее чистота/опрятность, соответствие случаю и пр.
Исходя из полученной таким образом информации, мозг формирует некий вывод, который оказывает значительное влияние на дальнейшее восприятие и коммуникацию.
Как произвести первое впечатление
Как правило, люди более склонны общаться и дружить с теми, кто на них похож. Привычки, характер и даже внешность. Возникновение симпатии к вам зависит от схожести характера, жизненных ценностей. Существует даже так называемая техника присоединения (подстройки) под собсеседника, которая подразумевает, что вы копируете позу, жесты и так далее. Этим активно пользуются менеджеры по продажам и опытные переговорщики. Все это работает на подсознательном уровне, поэтому это можно смело считать техникой манипулирования. Автор этой статьи не является сторонником того, чтобы понравиться всем и тем более такими не вполне этичными манипулятивными методами. Но в общем случае лучше производить на людей благоприятное впечатление, а не отталкивать их от себя. Для этого есть ряд способов. Это общие правила первого впечателния.
Как работают эффект первого впечатления и эффект ореола
Человеческий мозг ежесекундно обрабатывает множество поступающих сигналов, поэтому один из его важных приоритетов – минимизация работы и наименьшее расходование ресурсов
. Сделать это позволяют шаблоны – мы используем их действительно часто, что показывают, в частности, поведенческие паттерны и социальные стереотипы. Когнитивные искажения – тоже своего рода средства, благодаря которым мозг сэкономит работу. Эффекты ореола и первого впечатления позволяют нам быстро составить мнение о другом человеке . Мы его не знаем, но нам надо понять, как к нему относиться, как с ним взаимодействовать и чего от него можно ожидать. Оба эффекта построены на том, чтонекую частность, которую мы о нем знаем, мы распространяем на всю его личность . Таким образом, незнакомый человек перестает восприниматься таким уж незнакомым – мозг думает, что разгадал данного персонажа и может использовать для взаимодействия с ним имеющиеся шаблоны и стратегии.
Проблема, правда, в том, что, как и другие искажения, эффект первого впечатления и гало-эффект порой дают ложное представление
о реальности. Рассмотрим, в чем конкретно заключаются данные ловушки мышления.
https://youtube.com/watch?v=XhvTH154XJk
Полгода заблуждений
Первое впечатление формируется мгновенно и почти спонтанно — по признакам, которые трудно назвать объективными. При этом оно остаётся с нами надолго. Психолог Вивиан Заяс из Корнелльского университета считает, что эффект от первой встречи с человеком может влиять на нас ещё полгода. В своём эксперименте Заяс попросила 55 добровольцев посмотреть на фотографии четырёх разных женщин и попробовать оценить их привлекательность, угадать, насколько каждая из этих женщин дружелюбна, эмоционально стабильна и ответственна.
Дальше каждый участник эксперимента встретился с одной из женщин с фотографий. Встречи происходили через 1–6 месяцев после первого этапа эксперимента. После этого добровольцев снова просили ответить на вопросы об их новых знакомых. Оказалось, участники эксперимента только утвердились в своих мнениях.
Сама Заяс считает, что её эксперимент — иллюстрация того, как действует эффект «самоисполняющегося пророчества». Мы смотрим на чью-то фотографию и оцениваем внешность этого человека, исходя из собственных стереотипов и предубеждений. Если человек кажется нам милым и дружелюбным, мы общаемся с ним открыто и вежливо, он отвечает нам взаимностью — мы утверждаемся в этом мнении.
В чем эффект ореола?
Термин «гало-эффект» встречается не только в психологии, но как когнитивное искажение он означает ситуации, когда мы судим о человеке (и не только) в целом, исходя из какой-либо конкретной его черты
. Например, некоторым сложно поверить, что их наставники, любимые политики, писатели или, скажем, музыкальные исполнители совершают плохие поступки. В данном случае оценка всего человека происходит по одной черте – «он талантливый писатель», «она отличная певица» и т.д.В результате гало-эффекта свойство переносится на всю личность – «он/она прекрасный человек». И когда выясняется, что этот «прекрасный человек» имеет тяжелый характер или преступал закон, воспринимается такая информация крайне тяжело. Более того, нашему мозгу сложно откинуть те ярлыки, которые он успел кому-то или чему-то присвоить. Поэтому, продолжая описанный выше пример, часто встречающаяся реакция на новость о том, что любимый писатель/певица совершили нечто плохое: «Их оговорили». Бывает, конечно, и так, но многие поклонники не знают настоящий характер учителей, политиков, звезд и т.д. настолько хорошо, чтобы делать однозначные выводы. Этот же эффект работает при оценке малознакомых людей – например, родственников и коллег, с которыми мы не слишком часто контактируем. Мы знаем о них немного, и составляем шаблон на основе имеющихся сведений, в том числе ориентируемся на мнения других людей, обрывки информации и пр.
Большую роль играет внешний вид
. Многочисленные исследования подтверждают, что внешне привлекательные политики чаще выигрывают; привлекательных соискателей чаще берут на работу; привлекательных подсудимых чаще оправдывают или назначают им более легкие наказания. При этом судьи, рекрутеры, избиратели и т.д. обычнополностью уверены, что на их решения внешний вид других людей никак не влияет .
Эффект ореола бывает как позитивный, так и негативный. Он распространяется не только на людей, но и на явления, компании, бренды, поэтому часто используется в рекламе. Когда дело касается знакомства с кем-либо гало-эффект весьма близко подходит к эффекту первого впечатления.
Язык тела
И тем не менее многие склонны доверять первому впечатлению, кое-кто даже хвастается: «Меня оно никогда не обманывает». В конце XX века концепция первого впечатления стала особенно популярна, во многом благодаря Аллану Пизу — автору книги «Язык тела».
В 18 лет Пиз начал свою карьеру как агент по продажам: он стучался к людям в дома и предлагал им наволочки и кухонные принадлежности. Постепенно он выработал собственный метод продаж, перешёл работать в страховую компанию и уже к 21 году стал самым молодым австралийцем, продавшим страховок на миллион долларов.
Постепенно Пиз переквалифицировался в «эксперта по межличностным коммуникациям». Он : секрет успеха — в том, чтобы при знакомстве с клиентом сразу же произвести на него «правильное» впечатление. Для этого нужно знать, как лучше стоять, двигаться, улыбаться, чтобы расположить человека к себе.
Что на самом деле окружающие думают о вас
Люди действительно склонны делать выводы друг о друге с первых же секунд знакомства. Но насколько этим выводам можно доверять — совершенно другой вопрос. Профессор психологии из Принстонского университета Александр Тодоров объясняет: привычка строить первое впечатление появилась у людей не больше восьми тысяч лет назад, то есть, по сравнению с историей человечества, недавно.
В первобытном обществе особой нужды в этом не было — люди общались в основном внутри своих общин и племён. Но чем дальше развивалась цивилизация, тем больше людям приходилось иметь дело с чужаками. Постепенно, опираясь на позитивный и негативный опыт, человек научился максимально быстро оценивать намерения каждого нового собеседника: собирается ли он нападать или пришёл с миром, обманывает ли он или говорит правду.
«Когда мы видим незнакомого человека, мы первым делом пытаемся понять о нём три вещи, — считает Тодоров. — Симпатичный ли он, склонен ли он к доминированию и можно ли ему доверять. — Мы делаем это неосознанно, даже если знаем, что внешность — не показатель. Именно так поступали наши предки — они делали это, чтобы защищаться и размножаться».
Как использовать эти эффекты на практике?
Прежде всего нужно помнить о существовании таких когнитивных искажений . Если вы пытаетесь сложить мнение о новом знакомом, не забывайте, что первое впечатление может быть ошибочным, как и эффект ореола
Старайтесь не полагаться на подобные шаблоны слишком сильно, особенно если от этого человека зависит что-то важное для вас.
Что же касается того впечатления, которое произведете вы, то не на все параметры вы способы повлиять. Например, на то, как вас представят до встречи, или какое настроение будет у вашего визави в момент знакомства
Однако кое-что в ваших силах. Здесь как нельзя кстати будут банальные советы вроде приготовить опрятную одежду, демонстрировать дружелюбие и открытость . Также старайтесьдержаться уверенно, используйте жесты уверенности в себе (но в меру). При необходимости их можно отрепетировать перед зеркалом – главное, чтобы ваши действия выглядели естественно, а не нарочито.
Если чувствуете такую потребность, поработайте над самооценкой.
Заслуживающий внимания совет, часто встречающийся в Сети, – знакомясь с новыми людьми, представляйте, что вы тепло друг к другу относитесь . Постарайтесь поверить в это. И тогда вы будете вести себя так, будто настроены к новому знакомому крайне положительно. В свою очередь, велика вероятность, что он считает ваш посыл на бессознательном уровне, и это улучшит его отношение к вам.
А вот другой интернет-совет – при знакомстве постараться рассмотреть цвет глаз собеседника – вызывает некоторые вопросы . Предполагается, что рассматривая цвет глаз, вы волей-неволей установите зрительный контакт, – и это будет способствовать укреплению общения. Однако нужно учитывать, что не всем в принципе нравится, когда им пристально смотрят прямо в глаза. К тому же если вы плохо видите или если глаза собеседника спрятаны за очками, укладкой и т.д., рассматривание цвета и вовсе не будет похоже на установления контакта.