Кризис среднего возраста

Как проявляется кризис среднего возраста?

Если вы ищете у себя признаки кризиса среднего возраста, то обратите внимание на:

  • Неудовлетворение трудовой деятельностью;
  • Недовольство личностными достижениями;
  • Раздражение своей семьёй, детьми, партнёром (женой, мужем, если они есть);
  • Недовольство холостяцким существованием;
  • Тревожность из-за взросления детей;
  • Беспокойство из-за старения родителей;
  • Неудовлетворение своими физическими возможностями.

Кризис среднего возраста, симптомы которого перечислены выше, становится причиной низкой самооценки. Рождается зависть к другим, сожаление и стремление что-то изменить. Нередко появляется депрессия, ощущение жалости к себе, внутреннее опустошение и понимание несправедливости жизни. Настроение может резко меняться, а жизнь напоминает капкан.

Кризис среднего возраста у мужчин

Внешние симптомы кризиса среднего возраста у мужчин могут выглядеть как резкая перемена во взглядах и поведении. Кризис средних лет у мужчины вызывает:

  • Утрату интереса к вещам, которые раньше были важны и имели ценность;
  • Стремление резко изменить род деятельности, отказ от своих прежних достижений;
  • Любовные похождения, развод, желание завести новую семью с более молодой женщиной;
  • Смена окружения, утрата старых дружеских связей;
  • Снижение или усиление полового влечения;
  • Неоправданная трата денег, эксцентричность.

Считается, что стереотипный мужчина средних лет, вступивший в полосу кризиса, испытывает желание купить байк, спорткар или другое. Более экстремальное средство передвижения. Ещё в список странных поступков входит покраска волос, интрижка на стороне и желание любыми способами доказать свою состоятельность в качестве «самца».

Кризис среднего возраста у женщин

Считается, что пограничный рубеж или кризис среднего возраста у женщин, симптомы которого перечислим чуть ниже, наступает после 35 лет. Появляется раздражительность, метания в поисках новых ощущений и всепоглощающее неудовлетворение своим существованием.

Кризис средних лет у женщин тоже имеет свои симптомы:

  • Неуверенность, тревожность, беспокойство;
  • Потерянность;
  • Ощущение исчезнувшей молодости;
  • Убеждённость в том, что всё лучше осталось в прошлом;
  • Угасание эмоциональной привязанности к мужу;
  • Дистанцирование от детей;
  • Разочарование от интрижек и романов;
  • Желание уединиться, дистанцироваться от друзей;
  • Сожаления о прошлом;
  • Недовольство прошедшей жизнью;
  • Неудовлетворение работой;
  • Недовольство внешностью.

Чтобы преодолеть женский кризис среднего возраста, психологи предлагают не зацикливаться на тоске по ушедшей молодости, и заняться поиском новых возможностей. Сейчас можно найти увлечение по душе: можно заняться творчеством, йогой, изучением иностранных языков, освоить навык вождения автомобиля.

В качестве «переключения» подойдёт любое занятие, способное придать смысл жизни и добавить в неё новые краски.

Домохозяйкам лучше вернуться в профессию или освоить новый род деятельности. Благодаря переломному моменту можно достичь новых высот и добиться успеха. Именно в этот период в человеке открывается его потенциал. Главное – направить энергию в созидательное русло и перекрыть её поступление в канал саморазрушения.

Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон. Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 — 35 лет) установление интимности, близких личных связей с другим человеком. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и ширине охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе».

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет — поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Наркологические осложнения невротических расстройств

Сегодня их, к сожалению, великое множество, и все они в открытом доступе. Это сразу «помогает», облегчает, «заливает» глаза, успокаивает. Но это успокоение очень обманчиво. Оно очень опасно, потому что как только наркотическое вещество или алкоголь выходят из организма, тут же появляется возврат, рикошет  в  то состояние, в котором находился человек до употребления, оно возвращается чуть с больше силой,  по сравнению с тем, что было.

И потребность в употреблении этого вещества возрастает ровно настолько, насколько усиливается само состояние. Таким образом, начинает формироваться психологическая, а потом, к сожалению, физическая зависимость, или аддикция, превращающая больного в страдающего алкоголизмом или нарко- и токсикоманией. Чем заканчивается алкоголизм, нарко- и токсикомания все прекрасно знают и понимают.

К сожалению, в подавляющем случае продолжительность алкоголизма, то есть тот период времени до наступления деградации, деменции и фактически жизненного дна, может быть очень короток – это 5, 10, самое большее 15 лет. А если вы помните, начинается всё в 35, значит, финал приходит в 50. Совсем не то время, когда человек должен закрывать для себя все двери и надежды на светлое будущее.

Невроз в этом возрасте может ещё трансформироваться в какое-то, как я уже говорил, сначала психосоматическое, потом уже в настоящее соматическое заболевание. Вот здесь мы видим те самые пресловутые молодые инфаркты, здесь мы видим хронические и впервые появляющиеся расстройства эндокринной системы.

Расстройства пищевого поведения могут стать следствием метаболического синдрома и первыми проявлениями сахарного диабета, здесь могут начаться какие-то заболевания кожи, какие-то иммунные процессы, всевозможные инфекционные заболевания, от которых никак невозможно избавиться, хронические инфекционные заболевания и много-много чего ещё.

Итак, первый вариант – это наркология, второй – хронические соматические болезни, третий вариант – это изменение личности, изменение характера.

Развитие детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Активное развитие ребенка 4-5 лет происходит при выполнении определенных видов продуктивной деятельности, дополняющих ведущую деятельность. Они включают конструирование, творческую работу (рисование, лепка, аппликация), а также трудовую деятельность. В этом возрасте дети способны к общему труду в коллективе, чем руководит взрослый.

Замечание 1

Именно в разнообразных видах деятельности происходит совершенствование познавательных процессов ребенка, в игре в качестве ведущей деятельности, личность зреет и формируются новообразования возраста.

Память ребенка со временем приобретает черты произвольности, при этом произвольное воспроизведение может появиться раньше, чем произвольное запоминание. Первоначально ребенок может осознать цель вспомнить что-либо (сюжет сказки, знакомое стихотворение), а позже осознавать цель в виде запоминания. Запоминание и воспроизведение в рассматриваемом возрасте осуществляется в естественных условиях развития памяти, что зависит напрямую от мотивации ребенка. Происходит постепенное формирование долговременной памяти, основным механизмом которой является связь запоминаемого и эмоциональных переживаний. В соответствии с исследованиям, до 75% взрослых людей держат в памяти события, имеющие эмоциональную окраску, с возраста 4-5 лет. Вместе с механической памятью существует эйдетическая память в виде восстановления зрительного образа.

Замечание 2

Аффективность в ощущениях и восприятии постепенно утрачивается, происходит дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Восприятие начинает характеризоваться все большим осмыслением. В этот период можно наблюдать сенсорное развитие в виде совершенствования различных видов ощущений, наглядных представлений, происходит роста остроты зрения и цветоразличения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Период также характеризуется совершенствованием восприятия сенсорных эталонов, когда ребенок овладевает перцептивными действиями, вычленяя из нескольких объектов наиболее характерные свойства (например, цвет, геометрическую форму). Тем не менее, сенсорные эталоны, как и в возрасте 3-4 лет, остаются предметными, то есть наблюдается тесная связь с предметом.

Психологические особенности взрослого возраста

Далее начинается взрослая жизнь. Как мы уже выяснили, периодизаций «взрослой» части жизни превеликое множество. Так или иначе, взрослому возрасту свойственны переоценка ценностей, более структурированные и осознанные действия. В идеале, взрослый человек должен ставить себе жизненные цели, планировать свою жизнь, семью, карьеру, самореализацию. Если ничего подобного не наблюдается, возможно, человек «застрял» в своем психологическом возрасте, что называется, «на дискотеке».

Возможен и такой вариант, что у человека просто не было доступной информации, как разобраться в себе, как понять самого себя, как отличить свои истинные цели от навязанных. Разобраться в себе помогает наша программа «Самопознание» и курс «Психология человека».

Но, даже в случае, когда человек осознанно идет по жизни, с годами его мотивация к достижению целей меняется. Так, если молодые люди могут еще долго сохранять черты юношеского максимализма и подход наподобие «все или ничего», зрелые люди более осторожны в своих действиях и высказываниях.

30-летние очень «заточены» на достижение жизненного успеха в том формате, как они его понимают. Для кого-то это высокая должность на государственной службе, для кого-то свой бурно растущий бизнес, кто-то умудряется это совмещать, невзирая на возражения со стороны действующего законодательства.

Молодые люди 30 +/- лет готовы буквально сорваться с места, если где-то предвидится более высокая должность или более широкие возможности для масштабирования бизнеса. И, если для женщин часто вполне приемлемой оказывается карьера домохозяйки, мужчины обычно тяжело переживают, что не достигли «успешного успеха», как их сверстники, и ищут какие-то социально приемлемые объяснения для этого.

Есть даже такая шутка, что, если ничего особенного в жизни вы не добились, просто говорите всем, что «вы выбрали семью». Если вы выбираете семью, ни о каком «сорваться с места» речь уже не идет. Правда, и о каких-то достижениях или самореализации речь обычно тоже уже не идет, потому что совместить легкость на подъем и заботу о семье в наших реалиях сложно.

Впрочем, после 40 лет ситуация начинает потихоньку меняться, и люди более массово тяготеют к стабильности, предсказуемости, уюту и обустроенности. Причем это происходит независимо от их предшествующих достижений либо отсутствия таковых. Кто-то, кто всю жизнь плыл по течению, теперь хочет плыть с большим комфортом. А тот, кто гнался за горизонтом, понимает, что ничто в этой жизни не вечно и нужно вовремя остановиться, чтобы успеть насладиться собственно жизнью.

Преимущества зрелого возраста

Зрелость – это самый активный и плодотворный период в жизни и такой момент нельзя упускать. В этот момент человек целиком раскрывается как индивид и как личность. Внешность полностью сформирована, а психика подготовлена к большинству жизненных трудностей. Пик развития интеллекта достигается в среднем возрасте.

Зрелость – самое время, чтобы осуществить все свои мечты и решиться на «великие подвиги». Человек стремится стать лучшим во всём. Быть верным другом, лучшим родителем. Высоко продвинуться по карьерной лестнице, стать надежной опорой родным и близким. Эти желания непременно возникают у взрослого человека.

Зрелый возраст отличается тем, что у личности нет юношеского максимализма. Взрослый человек обдумывает поступки и понимает простую вещь. Сколько не старайся, везде успеть невозможно. Понимает, что зачастую наши возможности не совпадают с желаниями. И поэтому зрелому человеку удается сделать намного больше, чем пусть и молодому, но с «горячей головой» человеку.

В среднем возрасте человек лучше уживается с другими людьми. Он умеет признавать свои ошибки, выслушивать других людей, избегать ненужных конфликтов и перепалок. Умеет находить общие интересы. Зрелый человек не старается что-либо доказать, если считает, что прав. Высказывая точку зрения, он аргументирует её объективными фактами, в большинстве случаев – из личного опыта. В зрелом возрасте легче находиться в гармонии с окружающими, при условии, что вы успели «повзрослеть».

Ученые-социологи выделяют общий перечень признаков, присущих зрелым людям:

  • сосредоточенность на поставленной задаче;
  • толерантное поведение. Снисходительное отношение к недостаткам других людей;
  • независимость от чужого мнения. Взрослый человек не связан оценочными рамками других людей;
  • объективная оценка происходящих в жизни событий;
  • постоянная рефлексия;
  • чувство принадлежности к социуму;
  • устойчивые нравственные взгляды на жизнь;
  • периодически возникающая потребность в уединении;
  • осознанное принятие важных решений;
  • отсутствие юношеского максимализма и сдержанность в поведении;
  • понимание себя и своих желаний.

Но это не значит, что зрелая личность — та, которая достигла своего пика и остановилась в развитии. Зрелая личность – это постоянно развивающаяся система. Взрослый человек каждый день совершенствуется во всем, что ему необходимо

Физически, духовно, профессионально – неважно. Этот процесс не заканчивается вплоть до наступления старости. Лучшей пословицей к этому периоду будет: «Век живи – век учись!»

Лучшей пословицей к этому периоду будет: «Век живи – век учись!».

Самость как архетип целостности

@llemerciМаска или персона не есть мы настоящие. Она работает до тех пор, пока «снизу не постучат». А как правило, снизу стучит самость — это понятие, которое ввел Карл Густав Юнг. В его концепции это архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности индивида. Он объединяет сознательную и бессознательную части психики, занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе каждого отдельного человека. 

Самость побуждает человека задать вопрос, который поднимается в повести Льва Толстого «Иван Ильич»: «Что ж в моей жизни было «то»?» Этот непростой вопрос позволяет человеку по-новому поразмышлять о том, как прожить вторую половину жизни осознанно и свободно. Именно страдания побуждают его жить более масштабно и брать на себя больше ответственности за собственную жизнь.

Перевал в середине пути — это возможность переопределения и переориентации личности, это ритуал перехода от затянувшегося подросткового периода «первой взрослости» к неизбежной встрече со старостью и смертью. Тех, кто проходит через этот перевал осознанно, ждет более осмысленная жизнь. А те, у кого такой переход происходит бессознательно, так и остаются в плену их детства, независимо от успеха, которого они могут добиться во внешней жизни. 

@llemerciПервый шаг к осознанию значимости перевала в середине пути — это признание ограниченности фильтров, обладателями которых мы стали, родившись в определенной семье и в определенном культурном окружении. До этой поры они формируют условия нашей жизни; они определяют не то, кто мы такие, а то, каким образом мы смотрим на мир и совершаем свой выбор. 

Процесс перехода через кризис среднего возраста происходит в борьбе между социализированной личностью (персоной) и требованиями, которые предъявляет самость. Нет ничего удивительного в том, что тревога достигает предельных величин. Человек психологически приговорен к тому, чтобы его старое «Я» умерло и на смену ему появилось новое.

Что такое кризис среднего возраста?

Кризис среднего возраста – это особое психологическое и эмоциональное состояние, возникающее у человека в момент, когда он осознает, как быстро летит время. У женщин это осознание часто сопровождается депрессией, апатией, чувством опустошенности и разочарования. Наступает понимание, что мечты уже не сбудутся и пришло время от них отказаться. А отказываться от мечты, как известно, очень больно.

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, у женщин кризис среднего возраста обычно наступает между 30 и 45 годами. Эти границы весьма условны и зависят от множества факторов, таких как воспитание, здоровье, внешность, статус, образование и прочее. Однозначных данных о продолжительности кризиса среднего возраста у женщин также нет, но в среднем он растягивается на 2-3 года. Характер женщины при этом сильно меняется, она становится более требовательной, часто замыкается в себе, на что обычно обижаются близкие люди.

Причины кризиса среднего возраста у женщин

Чтобы понять, как преодолеть кризис среднего возраста, необходимо разобраться с его основными причинами. Главная причина обычно заключается в окончательном осознании того, что планы расходятся с действительностью, идеалы оказались слишком наивными, а многие мечты уже не удастся осуществить. Если говорить более конкретно, то наиболее распространенными являются следующие причины:

1. Недовольство спутником жизни. Кризис среднего возраста обычно сопряжен с глубокими размышлениями человека о том, в какой момент жизни он «свернул не туда». И женщины часто приходят к выводу, что самой большой ошибкой в их жизни был выбор мужа.

2. Семейные конфликты. В возрасте между 30 и 40 годами большинству женщин приходится часто конфликтовать со своей семьёй или семьёй мужа. Родственники всегда находят причины и поводы для ссор. Они могут быть связаны с карьерой, привычками, покупкой штор, расстановкой мебели, воспитанием детей и прочими особенностями быта.

3. Отсутствие детей. Большинство женщин испытывает сильное разочарование, если к 30 годам у них всё ещё нет детей. Ситуацию часто усугубляют ещё и родители, постоянно напоминающие дочери, что дети всех её школьных подруг и одноклассниц уже пошли в школу.

4. Несовместимость планов и желаний. Так часто случается, когда женщина строит карьеру. К 30 годам она понимает, что хочет завести ребёнка, но боится потерять работу.

5. Отсутствие карьеры. Если до этого женщина занималась только детьми и семейными делами, то теперь задумывается о том, то неплохо бы иметь хорошую работу. Эти переживания усиливаются беспокойством о том, сможет ли она самостоятельно обеспечивать детей в случае развода с супругом.

Разумеется, у каждой женщины свои причины

Но важно учитывать, что кризис среднего возраста переживают даже самые успешные представительницы прекрасного пола, у которых вполне удачно сложилась и карьера, и личная жизнь. Всё равно всегда находятся несбывшиеся мечты и нереализованные планы, вызывающие сожаление

Поэтому не нужно переживать из-за этого кризиса. Лучше поработать над тем, чтобы, пользуясь случаем, внести в свою жизнь максимум позитивных перемен.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

«Доминирующий основной склад» личности

Психотерапевт Бернард Ливехуд определил, что к среднему возрасту личность имеет некоторую базу, «доминирующий основной склад», на фоне которого складывается жизнь человека. Что интересно, задатки того или иного типа имеются с рождения. Автор выделил несколько типов людей и специфику течения их зрелого возраста:

Исследовательский тип. Как правило, это одинокие, увлеченные идеей и накапливающие информацию люди. Цель их жизни – понять, как устроен мир.
Мыслящий тип. Стремятся систематизировать полученные данные, выявить связи, предложить теории. Они не всегда следуют логике. Выискивают или создают противоречия. За это не всегда хорошо воспринимаются обществом или попадают в конфликты.
Организующий тип. Взрослые люди такого типа не любят рассуждать, а любят делать. Они строят карьеру и пытаются постоянно двигаться вверх.
Заботящийся тип. Название говорит само за себя

Для такой личности важно о ком-то заботиться, растить, кормить, оберегать. Прекрасно, если такой человек работает педагогом, а дома имеет полноценную семью

Тогда имеются все предпосылки для благополучной самореализации во всех сферах.
Реформирующий тип. Это новаторы и первооткрыватели. Они больше других типов свободны, однако нередко бывают наказаны и не поняты. Такие люди создают культуру и развивают общество.
Охраняющий тип. Противоположность предыдущему. Они стремятся все оставить как есть, максимально точно зафиксировать и передать дальше. Им прекрасно подходит профессия историка, бухгалтера.
Творческий тип. Редко встречается в чистом виде. Существует мнение, что творчеству есть место в любой профессии. Такая черта, как креативность, полезна везде.

Исходя из данной типологизации и того факта, что формирование типов берет свое начало гораздо раньше среднего возраста, я смею предположить, что от направленности личности и зависит выраженность и содержание кризиса среднего возраста.

То есть что я хочу сказать? Нельзя навешивать клише. Например, ошибочно считать, что все бездетные или одинокие люди могут резко начать из-за этого страдать, достигнув среднего возраста. Некоторым это действительно не нужно. Например, организующий тип. Он скорее будет страдать, если поймет, что в работе достиг не того максимума, которого мог или хотел.

Таким образом, зрелый человек счастлив и доволен своей жизнью тогда, когда его убеждения и ценности не противоречат тому, чем он занимается; когда он самореализовался во всех сферах. Под самореализацией в данном случае подразумевается активное воплощение своих идей и ценностей с помощью своих талантов и способностей в деятельность (профессиональную и общественную), не противоречащую его системе жизненных убеждений. В противном случае возникает тяжелый кризис среднего возраста.

Средний возраст

Существует наиболее длительный период в жизни человека. Называется он — зрелость.

Формально различают две возрастных диапазона зрелости:

  • Зрелость (первый период) – 20 – 35 лет;
  • Зрелость (второй период): для мужчин – 35 – 60 лет;
  • Для женщин – 35 – 55 лет;

Но, для одних этот возраст — просто цифры в документе, для других же — это осознание состоятельности и ответственности перед самим собой. Каждый по-разному относится к наступлению зрелости.

Поэтому этот этап и варьируется в довольно широком диапазоне: от 30 до 60-65 лет. Зрелость определяется полученным жизненным опытом и количеством достигнутого к этому периоду.

Психотерапия

Для этого нужно всего лишь обратиться к специалистам, не бояться этого, не думать, что это приведёт к какому-то постоянному, хроническому наблюдению со стороны врача-психиатра, с какой-то инвалидизацией или с учётом. Нет, это обычное консультативное наблюдение, психиатры работают и с невротическими, лёгкими пациентами.

Помогает психотерапия, какие-то лёгкие противотревожные, успокаивающие средства, работа с психологом и, как правило, при такой активной комплексной работе результат наступает достаточно быстро.

Не бойтесь, не ограничивайте себя в удовольствии от жизни. Приходите на консультацию к специалисту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: