Когнитивные способности человека

Когнитивные процессы в учебной деятельности

Множество теорий обучения признают важность когнитивных процессов. Во время учебы все познавательные процессы максимально задействованы

Чтобы получить от учебы необходимый результат, приходится прилагать усилия и время.

Познавательные процессы при обучении чтению

Для чтения человеку необходимо знать буквы и звуки, быть сосредоточенным, помнить и понимать слова, которые он читает

Важно также соотнести прочитанное с уже имеющимся опытом. . В зависимости от задачи, которую ставит перед собой читающий, он может по-разному обрабатывать информацию

Например, когда он читает роман, чтобы приятно провести время или готовится по учебнику к экзамену

В зависимости от задачи, которую ставит перед собой читающий, он может по-разному обрабатывать информацию. Например, когда он читает роман, чтобы приятно провести время или готовится по учебнику к экзамену.

Познавательные процессы при письме

При написании текста задействованы те же когнитивные процессы, что и в случае с чтением. Пишущему человеку необходимо сохранять сосредоточенность, игнорировать посторонние раздражители, следить за разборчивостью букв, орфографией и пунктуацией. 

Перед тем как приступить к письму, необходимо составить план текста, продумать содержание так, чтобы читатели его поняли. 

Когнитивный – это познавательный

Понятие «когнитивный» — это схожее определение понятия «познавательный». Человек, обладающий когнитивными способностями, ведет активный образ жизни, интересуется различными сферами деятельности и имеет высокий интеллект. Известно, что способности, которыми обладает человек, напрямую связаны с деятельностью головного мозга и находятся в зависимости от состояния целостного организма. 

Дисфункция работы мозга влечет за собой снижение способностей и вызывает так называемое когнитивное расстройство

Этот процесс негативно влияет на ежедневную деятельность человека, его внимание, способность действовать и воспринимать адекватно окружающую действительность

Нередко утрата когнитивных способностей связана с возрастными изменениями мозга, вредными привычками и заболеваниями.

Врачи выделяют следующие причины, сопутствующие нарушению когнитивности:

  • нарушение метаболизма,
  • I, II степень развития диабета,
  • нарушение функции щитовидной железы, гомеостаза,
  • гипертония,
  • инфаркт,
  • травмы головы, нарушение кровообращения головного мозга,
  • ожирение,
  • болезни Альцгеймера и Паркинсона,
  • алкоголизм,
  • наркомания.

Виды когнитивного расстройства:

  1. Легкий, при котором человек испытывает незначительное снижение памяти, концентрации, внимания, быстро устает от любой деятельности. При этом результаты психометрического тестирования могут оставаться в пределах нормы. При легкой форме когнитивного расстройства человек способен справляться самостоятельно с ежедневными делами и принимать лекарства и вести им учет.
  2. Умеренный, когда ухудшения памяти, речи и внимания становятся заметными. При таком уровне расстройства возникшее умственное отклонение может трансформироваться в болезнь Альцгеймера. При умеренном виде расстройств за человеком уже рекомендуется присматривать, контролировать его поведение и прием лекарств.
  3. Тяжелый, когда наступает дезориентация пространства, неузнаваемость близких, забываются элементарные вещи: имена, люди, названия предметов, их предназначение, жизненные события. Нередко человек впадает в детство, становится абсолютно беспомощным. При тяжелой форме когнитивного расстройства человека уже нельзя оставлять одного, необходим постоянный уход и строго подконтрольное медикаментозное лечение.

Высшие когнитивные процессы: примеры и типы

высшие когнитивные процессы это те, которые выполняются после базовых и отвечают за интеграцию информации, с которой они ранее считались до максимума. Как правило, это сознательные процессы, требующие больших умственных усилий для их осуществления. Поэтому опишем наиболее важные познавательные процессы в образовании..

мышление

Это умственный процесс, который отвечает за рассуждение, принятие решений, решение проблем повседневной жизни, среди многих других функций из-за его сложности и неоднородности. Для того, чтобы выполнить все эти действия, нам нужно создать концепции в нашем уме, организовать наши идеи, группировать объекты, людей, среди других элементов.

пример: Когда мы хотим принять решение о том, какую университетскую карьеру изучать, мы начинаем систематизировать наши идеи и думать, где мы анализируем плюсы и минусы, которые придется выбирать для определенной карьеры, а не для другой. Наконец, мы принимаем лучшее решение, соответствующее нашему образу жизни и целям, которые мы намерены достичь в жизни.

язык

Язык — это способность, с которой все мы, люди, издаем и понимаем различные типы звуков и слов, которые приходят извне в сочетании с большим количеством фраз и букв, чтобы понимать и общаться с другими людьми..

Помимо словесного языка, есть также язык тела это то, с чем мы общаемся с телом через наши позы и наши жесты, что также может быть интерпретировано нашим собеседником. Развитие обоих типов языка продолжает развиваться практически на протяжении всей нашей жизни..

пример: Вербальный или телесный язык, который мы можем воспринимать, например, когда человек говорит нам что-то, что действительно нас мало интересует, но мы не можем сказать ему, чтобы он прекратил говорить. Человек может заметить, что мы не волнует, что он говорит через наш язык тела, как они, вероятно, начнут зевать, отвлечет наш взгляд в сторону, наши ноги будут направлена ​​в сторону, а не к человеку, который говорит, и т.д. , что будет означать отсутствие интереса. Откройте для себя некоторые виды невербального общения.

Другие типы высших когнитивных процессов

Для человека характерно наличие ума, способного обрабатывать стимулы и генерировать ответы от такой обработки. Наши превосходные когнитивные процессы очень разнообразны, и кроме языка и мышления есть и другие типы.

Некоторые типы высших когнитивных процессов следующие:

  • мотивация
  • обучение
  • мотивация
  • воображение
  • креативность

Когнитивные способности и психология

Каждый клиент, обращаясь к психотерапевту, получает персональный план работы над собой. Одно из направлений, широко применяемое для решения разнообразных проблем – это когнитивно-поведенческая терапия.

Практики, пользующиеся инструментами этого направления, утверждают, что причина любой проблемы кроется в мышлении человека.

Психолог старается изучить клиента, выявить его установки, «зашитые» в память и вынуждающие действовать определенным образом. Затем специалист показывает эту установку человеку и учит его мыслить более эффективно, то есть помогает ему изменить свое мышление.

Это наглядно показывает, насколько тесно связаны между собой когнитивные способности. Сначала человек получает определенный опыт (в детстве или уже во взрослой жизни). Его мозг обрабатывает эту информацию и делает определенный вывод – установку. В дальнейшем человек принимает решения в соответствии с подведенным итогом. Если вывод сделан неправильный, и формируется установка, мешающая жить, личность страдает от психологических проблем.

Не попасть в эту ловушку вам помогут методы, о которых я расскажу ниже.

Разновидности когнитивных способностей

К этой группе относятся следующие навыки:

Внимание и концентрация – умение сосредотачиваться на конкретном занятии, не отвлекаясь на внешние факторы.
Гнозис, или восприятие – способность получать информацию извне.
Память – запоминание, хранение и вспоминание данных в нужный момент.
Праксис, или действие – умение применить знание, а не только запоминание теории.
Мышление, или логика – обработка информации, создание собственных выводов, обобщение, сравнение и другие процессы.
Воображение – способность представлять, фантазировать, мечтать, то есть строить свои образы.
Принятие решений – выбор правильного варианта из нескольких альтернативных.

Теперь давайте представим человека, у которого развиты все эти навыки. Он легко запоминает большой объем информации либо отсеивает то, что не нужно помнить. Умеет концентрироваться, не теряет нить разговора и всегда понимает смысл текста, который только что прочитал, потому что не отвлекается. Самостоятельно делает выводы, обладает творческими способностями.

Все эти навыки связаны между собой. И если знать, как их развить, любой человек станет таким. Если вы развиваете концентрацию, то улучшается и ваша память. А если запомните много информации, то сможете лучше делать выводы и выбирать. Также в этом вам помогут специальные методы, о них я писала в статье о том, как принимать решения.

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также qualia) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию»

Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости

Как развить когнитивные функции мозга

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Функциональная схема познавательного процесса

Схема когнитивного процесса состоит из нескольких блоков. Они связаны между собой потоками информации. В схеме когнитивного процесса присутствуют автоматические функции и  интеллектуальные.

Основные блоки схемы когнитивного процесса:

  1. Рецепторы  —  зона первичного анализа информации;
  2. Память  —  содержит задания и сенсорную информацию, участвует в когнитивных процессах;
  3. Репрезентативный  —  зона синтеза восприятия, знаний и образов. Репрезентация формируется ситуативно, автоматически и неосознанно. Для формирования репрезентаций используется содержимое памяти и системы знаний. 

Рекомендации для поддержки когнитивных функций

Помимо развития, о котором мы поговорим немного позже, важно сохранить изначально данные нам способности мыслить, запоминать и концентрироваться. Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия

Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия

Питание

Про здоровое питание много говорится в последнее время. И не зря. Ведь всякие красители, продукты с ГМО и консервантами, стабилизаторы вкуса влияют на химический состав нашего организма. Помимо этого, жирная пища буквально убивает наш мозг, делая его ленивым и инертным.

Поэтому, дорогие мои, следите за своим питанием, не ешьте на ночь, пейте утром 2 стакана воды и старайтесь есть натуральную растительную пищу.

Сон

Особенно влияет на когнитивные способности сон. Я сама это испытала: когда недосыпала продолжительное время, заметила, что слова в речи путаю, забываю что-то. Так что, друзья, не шутите со сном. Нашему мозгу нужно время, чтобы восстанавливаться.

Во время сна мозг не спит. Он анализирует и упорядочивает всю информацию, которая поступила в течение дня. Дайте ему возможность это сделать. Делайте себе отсыпные дни, ложитесь спать в один день, а просыпайтесь на следующий. Старайтесь спать не меньше 6 часов в сутки, а лучше 8.

“Нет” вредным привычкам

Уже давно доказано, что алкоголь, никотин и наркотики (даже легкие, травка и энергетические стимуляторы тоже) отрицательно влияют на мозг. Сознание сужается, изменяется его состояние – человек неадекватно себя ведет. О каком там развитии речь… Особенно подросткам нельзя “шутить” с вредными веществами! Начнем с того, что это яд, а они еще дети.

Вредной привычкой еще я назову позднюю еду, желание подольше поспать и мало двигаться. Все это негативно сказывается на состоянии нашего мозга, его работе и работе когнитивных процессов. Вполне возможно, что привычка поздно просыпаться приведет к снижению скорости реакций, памяти. Раннее пробуждение стимулирует правильную работу главного компьютера, поэтому и с когнитивной сферой все хорошо.

Мотивация

Старайтесь мотивировать себя на разные свершения, наполняйте мозг хорошими стимулами. Например, сделайте доброе дело – получите благодарность. Пойдите на симфонический концерт – получите эмоции и пополните запас образов в воображении. Посидите с подругой в кафе, с другом сходите в тир – вот вам хорошие стимулы, которые будут мотивировать на что-то хорошее.

Для мотивации обучаться, работать, ярко жить смотрите фильмы, читайте полезные книги, учитесь историям успеха известных людей.

Отдых

У каждого из нас есть свой ресурс. Это ограниченные возможности нашего мозга, которые нужно охранять.

Если вы бесконечно сидите в разных группах в Вайбере, Телеграме, просматриваете ненужные сторис в Инстаграме или Фейсбуке, не удивляйтесь утрате концентрации, снижению памяти и скорости реакций. Такие “посиделки” к добру не приведут.

Мы подвержены шквалу ненужной информации, и она растрачивает ресурс нашего мозга. Сортируйте информацию, старайтесь максимально ограничить поток “грязи” в свой мозг. Чаще выбирайтесь на природу. Если нет такой возможности, слушайте музыку природы: крик дельфинов, пение птиц, шум моря, ветра. Ведь влияние музыки на психические функции огромное.

Отсутствие стресса

И на этом пункте самое время рассмеяться! “Как?” – спросите вы. Действительно, полностью оградить себя от стресса не получится. Мы сталкиваемся с людьми, обстоятельствами и новостями, что уже само по себе стресс. Учтите, что от психоэмоционального напряжения будет страдать не только, например, речь, но все когнитивные способности.

Ваша задача и ответственность – максимально избегать стрессов. Для этого можно заниматься спортом, уходить от токсичных людей, практиковать позитивное мышление и аутогенную тренировку.

Аутогенная тренировка для избавления от стресса

Когнитивные или умственные процессы — что это такое

Когнитивные (познавательные, умственные) процессы обеспечивают возможность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств из внешней среды. Формирование внутренней картины мира, собственного опыта происходит по четкому алгоритму. Информация поступает в головной мозг, а затем проходит несколько стадий:

  • обработки;
  • фильтрации;
  • интерпретации;
  • систематизации.

Только после того, как информация систематизирована, она переходит в память и сохраняется там, становясь опытом. 

Познавательные процессы взаимодействуют между собой, но могут протекать и изолированно. Так, у людей с нарушением речи может быть хорошо развито умение воспринимать звуковые сигналы, а те, кто имеет проблемы с памятью, могут легко решать математические задачи.

За координированное взаимодействие когнитивных процессов в головном мозге отвечает префронтальная кора и передняя часть поясной извилины. Специальные тесты позволяют получить представление о функциональности и согласованности когнитивных процессов. Если они хорошо развиты, человек может:

проявлять когнитивную гибкость  —  он легко адаптирует свое поведение и мышление к изменяющимся условиям среды и непредвиденным ситуациям;
контролировать свои импульсивные и автоматические реакции;
действовать рационально, опираясь на логическое мышление и внимание;
контролировать привычные модели поведения, проверять, насколько они соответствуют сформированному ранее плану;
прогнозировать события, выбирать правильные способы достижения поставленных целей;
хранить и обрабатывать информацию, необходимую для решения сложных заданий;
делать выбор, опираясь на уже имеющийся опыт и логику;
делать логические выводы, если есть проблема, требующая решения.

Причины нарушений функций головного мозга

Нарушение когнитивных функций считается верным симптомом того, что произошли расстройства в деятельности мозга. Они могут быть функциональными, когда такое явление временное, и органическими, характеризующимися необратимыми процессами.

К первой категории относятся нарушения, спровоцированные такими факторами:

  • переутомлением;
  • сильным или продолжительным стрессом;
  • эмоциональными и умственными перегрузками.

Органические расстройства возникают на фоне различных заболеваний, когда «сбивается» процесс передачи импульсов в мозге.

Такое нарушение может быть спровоцировано:

  • сахарным диабетом;
  • расстройствами в метаболизме и процессах гомеостаза;
  • гипотиреозом;
  • гипертонией;
  • нарушениями циркуляции крови в мозге;
  • инфарктом миокарда;
  • черепно-мозговыми повреждениями;
  • заболеванием Альцгеймера или Паркинсона;
  • ожирением;
  • употреблением в больших дозах алкоголя или наркотических веществ.

Когнитивное мышление: варианты развития

Однако, чтобы развивать когнитивные способности и навыки, необходимо развивать и когнитивное мышление. Для этого стоит постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания в разных областях. 

Психологи выделяют три вида когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное, характерное для малышей в возрасте до трех лет. Познание мира происходит через ручные манипуляции: нужно все потрогать, подержать, помять, поковырять. Только таким способом мозг способен воспринимать информацию.
  2. Наглядно-образное, проявляется в возрасте до семи лет и характеризуется восприятием мира через образы и зрительное восприятие. В этой стадии становится достаточно видеть некоторые предметы, чтобы определить их назначение.
  3. Отвлеченное, при нем человек мыслит сложными или несуществующими образами, которые невозможно воспроизвести в памяти. 

Улучшать когнитивные навыки можно в любое время, будучи ребенком или взрослым. Все известные советы по развитию когнитивных способностей основываются на рекомендациях по улучшению мозговой деятельности.

Рассмотрим, что может делать взрослый, если хочет развития когнитивных способностей?

  1. Держать ложку, зубную щетку, карандаш в левой руке (если вы правша и наоборот, если левша).
  2. Менять маршрут следования на работу, домой, в магазин, в спортзал.
  3. Выбрать другую программу спортивной тренировки, а не ту, к которой адаптировалась тело и мозг.
  4. Разгадывать сканворды и кроссворды.
  5. Изучать иностранные языки.
  6. Вести здоровый образ жизни, периодически отказываясь от вредных продуктов.
  7. Вставать раньше.
  8. Совершать некоторые привычные действия, закрыв или завязав глаза. 

В первую очередь, это использование развивающих игрушек и ролевых игр в общении с ребенком:

  • игра с пуговицами, бусинками, крупами (строго под наблюдением взрослых во избежание несчастных случаев),
  • пальчиковые игры с пословицами и песнями,
  • игры во время купания (переливание воды из одной емкости в другую, использование резиновых игрушек),
  • рисование красками, фломастерами на разных поверхностях, использование раскраски.

Игры на развитие мелкой моторики положительно влияют на умственное развитие ребенка. Поэтому применяйте:

  • пазлы,
  • мозаику,
  • собирайте конструкторы,
  • завязывайте шнурки, застегивайте замочки и пуговки,
  • одевайте кукол,
  • вырезайте картинки из бумаги и картона.

Практические упражнения, которые помогут развитию когнитивных способностей в любом возрасте:

  • Синхронное рисование двумя руками. Положите перед собой лист бумаги, в обе руки возьмите 2 ручки или карандаша. Начинайте рисовать одновременно правой и левой руками геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сначала можно отрабатывать рисование одинаковых фигур, после усложнить задачу и рисовать одной рукой круг, другой – треугольник. Во время выполнения этого упражнения работают оба полушария головного мозга, что приводит к балансу мыслительной деятельности и развитию воображения.
  • Проговаривание слов наоборот. Услышав или вспомнив отдельные слова или короткие фразы, постарайтесь их произнести или мысленно воспроизвести наоборот, то есть с конца. Это упражнение развивает нестандартное мышление и помогает развитию памяти.
  • Считаем в уме. Попробуйте обходиться без калькулятора и в случае произведения математических расчетов, считайте в уме. Упражнение способствует развитию мышления и помогает четкой формулировке мыслей.
  • Автобиографическая практика. Вспоминайте свою жизнь двумя способами: от настоящего момента назад и с детства к настоящему моменту. Тренировка развивает память и аналитические способности, способствует образному мышлению и акцентированию деталей.

Ежедневные занятия обязательно принесут пользу, положительно повлияют на развитие когнитивных способностей и закрепление навыков.

Примеры когнитивного диссонанса

Рассмотрим несколько примеров, которые помогут лучше понять, что такое когнитивный диссонанс. Классическим примером является эксперимент Аша, демонстрирующий, насколько сильна власть конформизма над человеческим сознанием. В эксперименте участвует 1 испытуемый и несколько подсадных участников.

Все они должны по очереди ответить на один и тот же вопрос. При этом настоящий испытуемый отвечает последним, а все подсадные перед этим дают заведомо ложный ответ (к примеру, называют черный предмет белым либо наоборот). Видя, что другие называют черное белым, участник эксперимента испытывает когнитивный диссонанс. Пытаясь разрешить его, он соглашается с мнением толпы.

Впрочем, в реальной жизни и без психологических экспериментов полно типичных ситуаций, вызывающих у людей когнитивный диссонанс. Рассмотрим несколько обобщенных примеров:

  • Предательство. Если человека предает верный друг, ещё до обиды и разочарования он испытывает когнитивный диссонанс. Он не может поверить в произошедшее и пытается найти этому логичное объяснение.
  • Родительский пример. Дети часто сталкиваются с тем, что родители диктуют им определенные требования и моральные принципы, но сами их нарушают. К примеру, родители требуют, чтобы ребенок в чем-то признался, обещая не наказывать, если он будет честным. Но когда он во всём признаётся, его наказывают. В итоге он понимает, что родители его обманули, а сам он пострадал из-за собственной честности.
  • Моральная дилемма. Хирург может столкнуться с необходимостью оперировать террориста, который был ранен в результате собственного теракта. Психолог может узнать, что его пациент опасен и способен (или даже планирует) совершить убийство. Адвокат может осознать, что его подзащитный действительно виновен. У всех этих людей возникает противоречие между моральными принципами и профессиональными обязанностями.
  • «Полезная» привычка. Любой зависимый человек испытывает когнитивный диссонанс всякий раз, когда осознаёт, насколько вредна его привычка. К примеру, курильщика пугает мысль, что придётся отказаться от курения, хоть он и понимает, что это нужно. Но потом он слышит утверждение вроде «курение может защитить от старческого слабоумия» или «курение помогает не набирать вес», и с удовольствием принимает его это за истину, ведь оно помогает ему избавиться от внутреннего конфликта.

Распространенным примером когнитивного диссонанса является крушение идеалов, с которым в той или иной мере каждый человек сталкивается по мере взросления. Многие убеждения, в которые мы верим из-за своей наивности или неопытности, оказываются ошибочными или заведомо ложными. И осознав это, справиться с полученной информацией бывает действительно нелегко.

Нарушение памяти вирусных инфекциях, в том числе при новой коронавирусной инфекции.

На нервные клетки и их окружение губительно действуют сами инфекционные агенты, их токсины, вызывая различные патологические изменения. Ухудшается запоминание, страдают образная, эмоциональная, смысловая составляющие памяти. Ухудшение памяти специфично для новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом общие симптомы инфекции могут быть выражены минимально или отсутствовать. В некоторых случаях память снижается не сразу, а примерно через полгода после заболевания, когда компенсаторные механизмы исчерпываются.

Причины нарушения памяти при Covid-19

Причина

Механизм развития

Дыхательная недостаточность

Гипоксия головного мозга.

Длительный стресс

Переизбыток кортизола (гормона стресса) нарушает межнейронные связи, затрудняет образование новых.

Прямое токсическое действие на клетки мозга

Нарушение работы нейронов, ухудшение запоминания и долговременной памяти.

Цитокиновый шторм

Антитела разрушают собственные клетки организма, вызывают гибель нейронов.

Комментарий Саврасова Н. А., врача-невролога клиники «Семейный доктор»


«У коронавируса выраженная нейротропность. Даже если человек перенёс вирус на ногах, в легкой форме, у него могут проявиться головные боли, проблемы со сном, умственной и физической работоспособностью».

Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:

«Новая коронавирусная инфекция Covid-19 напрямую повреждает разные отделы центральной и периферической нервной системы, нарушает нормальную работу всех звеньев процесса памяти, что подтверждено нашими клиническими наблюдениями, а также данными российского и мирового медицинского сообщества».

Что такое когнитивные искажения?

Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:

Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.

Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: