Эриксоновский гипноз: простые техники гипноза и самогипноза

Эриксоновский гипноз. Что это?

(техники вербального и невербального присоединения)

Вообще, то, что люди подразумевают под НЛП — это эриксоновский гипноз. И польза от него всегда была большая. И ещё случилось так: НЛП почему-то привлекает тех, кто жаждет «манипулировать», а эриксоновский гипноз привлекает тех, кто хочет помочь себе и собеседнику найти общий язык и скорей понять друг друга. Вроде мелочь, но забавно.

Многие из нас знают или слышали о эриксоновский гипноз, или хотя-бы краем уха что есть какие-то методики Милтона Эриксона, но небесполезно будет свести их ещё раз воедино, назвать простыми словами и, главное, придать им нужное направление, верный, я бы сказала, этический окрас. 

Эриксоновский гипноз весьма любопытная методика, которую не так просто освоить как например  психологические игры, научится проводить которые можно  пройдя  онлайн-курс «Игропрактик» от компании «1000 Идей». Курс включает 6 наиболее востребованных психологических игр и полный набор материалов которые позволят кроме всего зарабатывать онлайн  помогая разобраться в сложных жизненных ситуациях другим людям 

От какой идеи отталкивается и чему учит эриксоновский гипноз?

Главная идея эриксоновского гипноза заключается в следующем. Словами взаимопонимания не установишь. Слова отскакивают от собеседника, как от стенки горох. Даже самые логичные и аргументированные речи имеют КПД — ноль. Если…

Если Вы не вошли с собеседником в резонанс, если между Вами не установилась стихийная эмпатическая связь, эмпатическое сопереживание. Если нет того, что на профессиональном языке психологов и психиатров называется «раппорт». Раппорт — есть, контакт — возможен. Раппорта нет — все перлы красноречия — впустую.

В эриксоновском гипнозе, если люди случайно совпадают друг с другом, то им повезло. А если не совпадают (что бывает чаще всего), то только потеряют время и эмоции, а результат их совместного труда будет плачевным. Примерно, как в басне поэта Александра Левина «Басня».

Я же в свою очередь, напомню Вам другую любимую мной басню, поэта Пушкина. Вот она:

Эриксоновский гипноз использовался психиатрами для работы с больными тяжёлой формой невроза, для выведения кататоников из кататонического ступора, для «разговаривания» клинических интровертов и много ещё для чего. А потом внезапно все поняли, что так общаться нужно не только врачам с пациентами, но, скорее, людям друг с другом в обыденной жизни, тогда и пациентов будет меньше.

Итак, от какой идеи отталкивается эриксоновский гипноз, мы худо-бедно рассказали. А чему же он учит? Идея тоже проста.

Она базируется на, в общем, банальной мысли о том, что «продемонстрировать легче, чем объяснить». Сам Милтон Эриксон так и говорил: «Гипноз — это передача образов». Образов, а не слов и абзацев, заметьте. То есть, картинок. Это работает так: вместо того, чтобы говорить человеку, как ты его любишь и понимаешь, покажи это… А как показать? Вот об этом мы сейчас подробно и расскажем.

Предположим такую картину. Человеку — плохо, а к нему подходит «весельчак» и задорно говорит: «Ну чего сидим, сопли жуём?» Станет ли от этого человеку лучше? Он только разозлится или уйдёт в более глубокий ступор, если это возможно.

Однако ошибку в эриксоновском гипнозе, совершают и те, кто бережно подсаживается к грустящему и начинает жевать сопли вместе с ним. Ошибка в том, что на этом сочувствующий считает свою миссию выполненной. Какая польза тонущему, в том, что Вы прыгнете к нему в речку и станете душевно тонуть вместе с ним, разделяя все его тяготы? Никакой. Прыгнули, ну так тяните же его на берег!

Методика спасения утопающих называется в эриксоновском гипнозе термином «присоединение» — «ведение». Существует три основных невербальных (не использующих речь) и вербальные (речевые) методы присоединения к собеседнику. Рассмотрим их.

Методики спасения в эриксоновском гипнозе

Первый способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе.

Копирование (на специальном жаргоне психотерапевтов — «отзеркаливание») позы собеседника.

Все мы знаем типичные позы, которые красноречиво говорят о замкнутости — сложенные на груди руки, перекрещенные ноги… Но как мы на это реагируем? «Ага, он замкнулся, ему что-то не нравится, он чего-то боится! Ай-яй-яй». И что? Если мы хотим раскрепостить человека, то нужно действовать.

Увидев замкнутую позу, точно копируем эту замкнутую позу (присоединение). Через пару минут «размыкаем» себя, и собеседник «размыкается» вслед за нами (ведение). Всё. Так просто.

Второй способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе

Копирование ритма дыхания собеседника. Этот способ отлично работает тогда, когда нужно успокоить человека. (Например). Или наоборот.

Частое дыхание — частое дыхание (присоединение). Затем Вы начинаете дышать равномерно и собеседник копирует Вас, начиная дышать так же равномерно.

Единственно, чего не рекомендуют делать психиатры, это копировать нарушенное, больное дыхание — это вредно для Вас самих. В этих случаях специалисты качают пальцем или ногой в ритм чужого дыхания. Но экспериментировать любителям не советую.

Третий способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе

Копируем жесты (их ещё называют «микродвижения») собеседника. Дёргаем уши, щиплем себя за нос, трём подбородок — всё что угодно. Но только помните: чувство меры и вкуса не должно Вас покидать никогда! Иначе собеседник подумает, что Вы его передразниваете. А ещё он может подумать, что Вы вчера узнали о том, что такое эриксоновский гипноз и бросились экспериментировать.

Вербальное (словесное) присоединение до смешного просто. Я не буду сейчас рассказывать о том, что эриксоновская теория делит всех людей на три типа: визуалы, аудиалы и кинестетики, и не буду говорить о вытекающих отсюда способах, которыми эти три типа выражают свои мысли. Об этом, если хотите, мы поговорим как-нибудь отдельно. Расскажу же я о двух самых простых техниках, доступных всякому интересующемуся без тренировок.

Первая техника вербального присоединения в эриксоновском гипнозе.

В поэзии эта техника вербального присоединения находит своё выражение в самом красивом жанре, который называется «венок сонетов». В чём суть этого ёжика?

Автор (или авторы, как в нашем случае) пишет первый сонет. А затем пишется второй сонет. Они взаимосвязаны. Как? Последняя строчка первого сонета является первой строчкой следующего за ним сонета. А самый-самый последний сонет цикла «венок сонетов» имеет своей последней строчкой — первую строчку первого сонета. Венок завершён. Венки сонетов — это самое прекрасное в мировой поэзии, потому что они демонстрируют абсолютную гармонию. Демонстрируйте её и Вы. Подхватывайте последнюю фразу собеседника, делая её своей первой фразой.

Вторая техника вербального присоединения в эриксоновском гипнозе.

Используйте в своей речи все необычные слова и речевые обороты, которыми Ваш собеседник украшает свою речь. Но без издёвки и иронии. Если Вы не можете серьёзно повторить за собеседником его словечко или фразочку, не надо. Если Вам неизвестно значение этого слова — не вздумайте повторять, лучше спросите, что оно означает. Ваш интерес к собеседнику должен звучать естественно. (Вот сейчас я выразилась как аудиал!)

А звучит это примерно вот так (А сейчас я подхватила свою последнюю реплику):

  • Это ты моё яблоко сточила? (Гневный собеседник)
  • Ой, я не только твоё яблоко сточила, но и круассан твой сточила. (Вы, радостно)
  • Да ладно, на здоровье (Оттаявший собеседник)

Самый же элементарный способ техники вербального присоединения сформулирован самим Милтоном Эриксоном кратко и исчерпывающе: «если Вы хотите, чтобы человек рассказал Вам о своём брате… расскажите ему о своём!»

Также Вы можете прочитать примеры Венка сонетов.

И да поможет нам Эриксон избавиться от косноязычия!

Эриксоновский гипноз и практика использования

Расклад «Эмоциональность. Конгруэнтность. Аутентичность».

Ах! Не бойтесь! Это всего лишь – Великие Три Кита Успешного Взаимодействия с Другим Человеком. (По философии Эриксона, конечно). И мы их сейчас вам объясним.

Первое Условие Хорошего Общения– Эмоциональность

Это, кстати, самое простое, первое и естественное.

Что же это значит? Это значит, что вы не имеете права строить из себя перед аудиторией людей – некоего безэмоционального робота. Этакую «правильную лектриссу» в униформе. Может быть, вам кажется, что это такой дресскод вашей профессии? Что иначе вы уроните свой высокий статус и вас перестанут уважать, подумают, что вы дебилка неадекватная? Забудьте.

Человек должен показать что у него есть – эмоции. Что он может:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: