Ценность

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и  поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Сохранить статью

Простая методика определения собственной иерархии ценностей

Человек заинтересован в построении собственной шкалы ценностей, которая в сложной ситуации поможет не ошибиться с выбором. Она будет ориентиром на протяжении всей жизни. Стройная система ценностей убережет от внутренних противоречий и метаний.

Выявить свои истинные ценности поможет сравнительный анализ. На листе бумаги нужно написать все смыслы и вещи, которые важны для вас. Можно перечислять все, что угодно. Не стоит торопиться с выводами. Лучше хорошо подумать и осознать, чего же вы на самом деле хотите.

Дальнейшую работу со списком ценностей рекомендуется продолжить через несколько часов или дней. Выберите из всего только те вещи, которые считаете самыми важными. Их должно быть десять. Следующий шаг – сокращение списка до пяти главных ценностей.

В конце составьте из главных понятий шкалу, где на первом месте будет самая важная ценность. Это должно быть то, от чего вы ни при каких обстоятельствах не откажетесь. Шкала ценностей будет ориентиром в жизни и вашим внутренним стержнем.

Как формируются

Фундамент формирования ценностных ориентиров закладывается еще в детстве. Ребенок, как губка, впитывает результаты его взаимодействия с миром, раскладывает происходящее по полочкам «хорошо», «плохо» с помощью ближайшего окружения (родителей и сверстников). Во взрослом возрасте гораздо сложнее изменить свои убеждения, повернуть вектор мышления в кардинально новом направлении

Поэтому так важно уделять внимание становлению личности в подростковом возрасте

Что же влияет на возникновение тех или иных ценностей:

Процесс воспитания. На ранних этапах жизни именно родители являются для ребенка образцами, благодаря которым он понимает, как себя вести в конкретной ситуации, что приятно, а что нежелательно. Даже интересы формируются на основе базиса, закладываемого близкими. Взрослые демонстрируют детям своеобразные модели поведения, на которые они осознанно и неосознанно опираются в будущем.
Образовательные учреждения. Детский сад и школа играют не менее важную роль в жизни ребенка, чем семья

Получая новые знания и навыки от педагогов, школьники уже начинают понимать, что для них важно в большей, а что в меньшей степени.
Социальные нормы. Едва ощутив себя частью общества, мы сталкиваемся с определенными рамками и требованиями поведения, в которые соглашаемся вписываться, чтобы не вызвать осуждения.
Самопознание

Освоив этот инструмент развития личности, человек открывает для себя неограниченные возможности самоанализа. Они позволяют отделить свои взгляды от чужих, абстрагироваться от навязчивого влияния ценностных координат других людей.

Какие бывают жизненные ценности?

Базовые ценности человека закладываются ещё в детстве. Поначалу в приоритете те ориентиры, которыми руководствуется семья ребенка. В детстве родители прививают своим детям правила поведения в обществе, дома. Эти нормы, требования служат предпосылками для формирования жизненных ценностей.

Система жизненных ценностей становится более полной, насыщенной по мере взросления

Общеобразовательные учреждения уделяют внимание нравственному воспитанию детей. Кроме того, уже в подростковом возрасте и даже раньше, ребёнок сталкивается с социальными нормами

В результате формируется представление о том, как полагается вести себя в обществе, в коллективе. Взрослеющая личность устанавливает для себя запреты и разрешения. Руководствуется ими, когда делает тот или иной выбор.

Психологи говорят о том, какие могут быть ценности у человека. Виды условны. В каждую категорию может входить по несколько подвидов, каждый из которых, в свою очередь, входит в иерархию. Какие-то категории выходят на первое место, какие-то – на последнее.

Условно жизненные ценности делят на общечеловеческие (культурные) и индивидуальные. Первый вид важен для общества в целом. Общечеловеческие ценности формируются в процессе воспитания в семье, в школе, в вузе и т.д.

К общечеловеческим приоритетам относят:

  • здоровье и жизнь;
  • образование;
  • социальное положение;
  • семью и т.д.

Чаще всего эти ценности важны для большинства людей. Мало кто из нас, например, намеренно готов уничтожить себя или ещё в детстве решить никогда не обзаводиться семьёй.

К индивидуальным жизненным ценностям относят те приоритеты, которые формируются на протяжении всей жизни личности. Они последствие опыта, приобретённого с годами. Это личные установки индивида.Их также условно делят на две группы:

1. Материальные жизненные ценности. Человек определяет для себя границы финансовой комфортности. В эту категорию входит всё, что связано с материальными благами. Это и жильё, и зарплата, и многое другое. Для некоторых людей материальные ценности становятся приоритетными. В этом случае они живут ради собственной выгоды. Их называют расчётливыми людьми.

2. Духовные жизненные ценности. Сюда входит всё то, что невозможно потрогать или ощутить. Это ментальные категории. К данной группе относится отношение к семье, здоровье, любви и т.д.

Виды индивидуальных жизненных ценностей всегда тесно связаны и переплетены. Они не могут существовать отдельно друг от друга.

Так, если в приоритете находится благополучие семьи, то человек вынужден позаботиться и о её финансовой обеспеченности. Он работает, продвигается по службе, а всё для того, чтобы его дети и другие близкие ни в чём не нуждались.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Духовные – то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом

Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые – имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
Социальные – вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример — аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
Материальные – этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса — социального

Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

Разработка поведенческих норм на основе системы ценностей компании

Поведение, которое ожидается от сотрудника в штатных ситуациях и которое соответствует ценностям и целям компании, называется поведенческими нормами и правилами. Разработкой их может заниматься служба управления персоналом, или сторонний консультант, либо создать их можно в рамках специального семинара.

Разработочный семинар – один из оптимальных способов. В этом случае управленческая группа формирует правила и нормы взаимодействия в рабочих ситуациях для персонала. Группа может быть разбита на подгруппы, которые займутся разработкой конкретных случаев взаимодействия:

  • персонала с коллегами;
  • работников и руководства;
  • с коллегами в присутствии клиента;
  • с потребителями;
  • с конкурентами.

Также они могут разработать правила, на основе которых будет проводиться анализ деловых ситуаций и соблюдения норм поведения в них.

Работа каждой подгруппы обсуждается всеми членами группы, при необходимости вносятся коррективы. При обсуждении нельзя забывать, что речь идет о ценности, то есть каждое правило должно отражать именно ее. Список может быть составлен из 30 – 50 норм, этого достаточно. Лучше всего формулировать их от первого лица. Старайтесь избегать слов «должен», «обязан» – они вызывают внутреннее сопротивление. А если правила написаны от первого лица, то создается впечатление добровольности их принятия.

Разработанные правила берутся за основу корпоративного кодекса, то есть свода ценностей и норм поведения сотрудников в рабочих ситуациях.

Необходимо довести до сведения каждого, что любой работающий здесь вносит вклад в ее деятельность, способствует своей работой и взаимодействием с другими людьми формированию репутации и тому, как видят компанию клиенты. Цель ценности компании – объединить персонал в команду, которая будет идти к запланированному результату под общим флагом.

Кодекс закрепляет поведенческие правила и нормы, которые поддерживают ценности, помогают достигать целей и высокого уровня профессионализма. В зависимости от успешности компании растут доходы, качество жизни, профессионализм, карьера и у работников улучшается удовлетворенность результатами деятельности, и оздоровляется атмосфера в коллективе. Цели и ценности компании напрямую связаны с интересами персонала.

Как создаются жизненные ценности

Психологи утверждают, что рассуждение о базовых жизненных ценностях доступно даже маленькому ребенку, так как они похожи на правила, организующие жизнь человека. Поэтому чем раньше начнется знакомство с нормами, принятыми в обществе, тем легче ребенку усвоить и принять ценности.

Главное помнить! Изменить взгляды и убеждения в зрелом возрасте практически невозможно. К примеру, если человек прожил трудную жизнь, а в конце понял, что она сложилась неправильно, то менять что-либо будет поздно.

Семья – это первый и главный источник знаний о жизненных ценностях для детей

Выделяется несколько этапов становления системы ценностей:

  • На первом этапе для ребенка главным авторитетом являются родители. Именно под их влиянием закладываются первые значимые принципы и модель поведения. Если ребенок воспитывается правильно, то ценности упорядочены, тогда понятно, как правильно расставить приоритеты. К сожалению, ошибки в воспитании приводят к формированию ложных ценностей.
  • По мере взросления большую роль в расстановке ценностных приоритетов играют детский сад и школа. Обучение считается ключевым этапом, так как ребята начинают составлять убеждения и суждения, например, о нормах и правилах поведения в школе, делать адекватную оценку событий и поступков, способностей своих и чужих. Позицию школьника начинают определять предметы, дающие знание об основных законах жизни: литература, биология, естествознание.
  • В дальнейшем на становление жизненных приоритетов влияет социальная среда, которая не только диктует определенные правила, но и осуждает личность, проявляющую иную жизненную позицию.
  • В зрелом возрасте ценности могут пересматриваться, так как перенесенные страдания, жизненные невзгоды позволяют понять глубже взгляды и убеждения. В момент осознания, что они не совпадают с общепринятыми стереотипами, происходит их переосмысление.

Базовые ценности жизни человека

Вопрос, который волнует молодежь с небольшим жизненным опытом, заключается в том, какие ценности являются главными в жизни, а какие второстепенными. Психологи называют эти размышления проблемой в расстановке жизненных приоритетов. Они предлагают из огромного списка общечеловеческих ценностей определить своеобразные маячки на пути молодых, которые состоят из базовых ориентиров:

  • Духовное развитие;
  • Семья;
  • Здоровье;
  • Финансовое положение;
  • Карьера;
  • Отдых;
  • Саморазвитие;
  • Окружение.

Прислушаться к советам специалистов не помешает, все же следует иметь в виду, что для каждого человека жизненные ценности – это личное, индивидуальное, расстановка их может отличаться от общепринятой. Многое идет из детства, так как идеалы жизни приходят к личности через трансформацию (коррективы) родительских ценностей.

Помощником для молодых людей в поиске приоритетов может стать синтон-подход, то есть психология здравого смысла для здоровых людей: личная жизнь и отношения, дело (бизнес, работа), собственное развитие

Важно! Если правильно воспитывать ребенка на примере общечеловеческих добродетелей, то нетрудно сформировать у него правильные ориентиры. Тогда он с уважением будет относиться к дружбе и любви, поддерживать духовное и физическое здоровье, научится сострадать людям и животным, ему не чужды будут альтруизм и порядочность, то есть все качества, которые наполняют жизнь смыслом

Истинные и ложные жизненные ценности

Существуют ценности, которые большинство людей считает основными, психологи называют их истинными. В современном обществе принято, что состоявшийся человек должен построить карьеру, завести семью, обзавестись материальным достатком, чтобы обеспечить комфортное существование себе и близким

Безусловно, все это важно, но при условии, что человек приобретает все блага своим трудом, старанием, способностями. Но у каждой ценности есть некая обратная сторона

В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности. Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным.

Например, сейчас принято считать индивида состоявшимся, если он обладает дорогой машиной, айфоном последней марки, возможностью отдыхать за границей. Если не получается получить такие блага, личность с ложными ориентирами испытывает разочарование в общечеловеческих ценностях.

Что такое ценности?

Каждый человек имеет свои ценности – важные, стоящие, полезные для него вещи и принципы. Это убеждения о том, что является наивысшими благами или наиболее значимыми идеалами. Они дают смысл жизни, помогают преодолевать трудности, мотивируют людей и определяют их поведение. Человек, ценящий доброту, щедро тратит время, ресурсы, чтобы помочь людям, животным. Ценитель честности, считает нужным говорить правду, не допускает лжи.

Ценности имеют важное значение, т. к

они помогают принимать решения, оказывающие глубокое влияние на благополучие человека, его психическое, психологическое здоровье. Живя в соответствии с ценностями, человек чувствует себя лучше и больше сосредоточен на важных делах. И наоборот – он ощущает неуверенность и разочарование, когда жизнь не соответствует идеалам. Это относится к повседневным и глобальным жизненным решениям.

Значение системы ценностей

Основу личности составляют жизненные ценности. От того, какие вещи человек ставит на первое место, зависит его характер и жизнь. При этом личность сама отвечает за свой выбор и его последствия. Из одной семьи могут происходить люди с совершенно разными жизненными принципами, что можно увидеть на примере детей Адама и Евы.

Внутренние установки человека определяют выбор друзей, профессии, спутника жизни. Люди с разными жизненными ценностями вряд ли смогут найти общий язык и сосуществовать мирно. Всегда будут происходить споры и столкновения мнений. Например, женщина, у которой на первом месте отношения, не сможет понять мужчину, который думает только о деньгах.

После многих лет совместной жизни женщина перестанет спорить со своим мужем и будет его принимать таким, каков он есть, а её супруг станет более человечным и поймет, что счастье не в деньгах. Так близкие люди могут менять убеждения друг друга.

Подростковому возрасту присущ излишний максимализм. Молодой человек уверен в себе и в том, что его мнение единственно правильное. В будущем он поймет, что мир ценностей человека многогранный и постепенно может меняться, если события жизни побуждают к этому:

после страшной аварии человек может вспомнить, как дорога жизнь, и начать ценить каждое мгновенье;

смерть любимого заставит обратить внимание на своих близких и уделять им больше времени;

вдохновившись примером успешного друга, человек может поставить на первое место достижение высокого положения и денег и начать стремиться исполнить свою мечту.

Взаимоотношения людей строятся на схожести интересов. Если у двух друзей разные ценности и жизненные условия, они не смогут долго общаться, и отношения прекратятся.

Для счастливого брака необходима общность интересов у супругов. У них должны быть похожие ценности и убеждения. В крепкой семье люди всегда смотрят в одном направлении. Например, у мужа и жены главная цель – воспитание счастливых детей. Встречаются семьи, в которых супруги на первое место ставят карьеру. Небольшие различия в мнениях людей допустимы, но главные ценности должны совпадать.

Система жизненных ценностей и убеждений составляет основу личности. Если она не крепка или нестабильна, человек не будет уверен в себе и своём будущем, не сможет выбрать профессию по душе и устроиться в жизни.

Функции

В культурологии и философии выделяют следующие функции ценностей в обществе: 

  • Оценочная, ценностная. Как это бы ни тавтологично ни звучало, они помогают нам оценивать те или иные объекты, насколько они близки к идеалу? Например, смотрится какая-нибудь девочка Юля в зеркало и понимает, что до бьютиуомэн из Инсты ей еще ой-как далеко! Или человек, который пробежал пару шагов  — а уже запыхался, понимает, что у него здоровья попросту нет!
  • Регулятивная. Они помогают нам в процессе взаимодействия с другими людьми. Например, ребенку говорят, что ругаются матом только гопники, хулиганы и нищие, поэтому ругаться нельзя. Если будешь всех обманывать, тебя перестанут воспринимать всерьез, а могут и посадить в тюрьму. Тут сразу возникает несколько ценностей: богатство, добропорядочность, свобода…. Сказал ребенок маме — иди подальше — встань в угол — узнай, что такое ограничение свободы!
  • Мировоззренческая. Сознание каждого человека вбирает в себя мировоззрение. Оно состоит из убеждений, идей, которые личность сама в себе культивирует или усвоила в ходе социализации. 
  • Воспитания и социализации. Всем в детстве читали книжки-сказки с описанием того или иного должного и недолжного поведения героев. Именно в ходе этого процесса люди и формируют свои представления о морали и нравственности — ведущих ценностных систем.

Поделиться в соц. сетях

Система ценностей у мужчин и женщин

Споры о гендерных различиях в настоящее время ведутся очень активно. Но сложно отрицать влияние исторических и биологических факторов на формирование ценностных представлений. По статистике, стремление в первую очередь построить карьеру, обрести высокий социальный статус и материальное благосостояние свойственно мужской части человечества. Женская физиология и психология подразумевает вынесение на передний план желания реализовать себя, как мать, жену.

Однако, если говорить не в общем, а в частности, все, что касается внутренних убеждений – вопросы сугубо индивидуальные.

Справедливость, свобода, истина и ценность

В определенных обстоятельствах и они могут иметь стоимость, но не цену — эти вещи не продаются. Поэтому следует различать вещи, имеющие ценность (находящую более или менее точное выражение в рамках логики обмена), и вещи, являющиеся ценностями. Последние не имеют цены и не могут быть предметом эквивалентного обмена на деньги или даже другие ценности. Можно ли обменять справедливость на свободу? Истину на справедливость? И во что же тогда превратятся справедливость и истина? Таким образом, ценности не имеют цены; они, как говорит Кант, обладают достоинством, не имеющим эквивалента и неспособным служить предметом обмена.

Значит ли это, что ценность — абсолют? Нет, ведь мы должны понимать, откуда берется ценность и что делает ее ценностью. Выше уже говорилось, что ценность — то, что ценится. Но что значит ценится? Это значит быть желанным. Это справедливо в отношении товаров, которые, как объясняет Маркс, имеют меновую ценность только в том случае, если обладают потребительской ценностью. Но потребительская ценность — отнюдь не абсолют. «Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей, порождаются ли они желудком или фантазией, ничего не изменяет в деле». («Капитал», том I, глава 1). Отсюда понятно, что речь действительно идет не столько о потребностях, сколько о желаниях, и не столько о пользе, сколько об использовании.

Даже самый бесполезный на первый взгляд предмет может иметь большую ценность, если множество людей испытывают желание им обладать: таковы драгоценные камни или произведения искусства (они желанны не потому, что полезны; они кажутся полезными потому, что желанны, и действительно приносят пользу). И наоборот, ценность самого полезного на первый взгляд предмета строго пропорциональна тому, насколько он желанен. Коммерсанты превосходно понимают это.

Потребительскую ценность определяет не полезность; напротив, полезность товара определяется потребительской ценностью, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько этот товар желанен. Но если товар обладает обменной ценностью (меновой стоимостью) только в том случае, если он имеет потребительскую ценность, из этого вытекает, что его ценность определяется не в зависимости от какой-то неведомой объективной или субъективной пользы (даже допустив, что это понятие имеет какой-то смысл), а в зависимости от исторически детерминированного желания потенциального потребителя обладать этим товаром.

Спиноза, Ницше и ценности

Спиноза и Ницше полностью единодушны? Да, в том, что касается релятивизма. А в том, что касается самих ценностей это уже зависит от того, о каких именно ценностях идет речь (что касается Спинозы, то он никогда не претендовал на роль ниспровергателя всех ценностей без исключения). Однако вопросом, в котором оба мыслителя занимают крайне противоположные точки зрения, является вопрос об истине. Ницше, особенно в сочинениях последних лет жизни, склоняется к рассмотрению истины как всего лишь одной из многих ценностей, с чем категорически не согласен Спиноза. Та или иная вещь представляется мне хорошей или дурной в зависимости от того, насколько эта вещь для меня желанна. Но истинность этой вещи от моих желаний не зависит. Спиноза и Ницше сходятся в своем релятивизме (в вопросе о ценностях), но решительно расходятся, едва речь заходит о рационализме (в вопросе об истине и разуме).

Почему важна система ценностей

Расстановка приоритетов в системе ценностей делает нас теми, кто мы есть. Двое родных братьев могли отличаться друг от друга тем, что ставили на первое место в жизни разные вещи. Вспомните Каина и Авеля. Их ценности отличались.

Различия в системе ценностей влияют на то, кого мы выбираем себе в друзья, кто становится нашим избранником

Если для женщины важны любовь и внимание, а для мужчины на первом месте стоят деньги, сколько продлится их союз?. Спустя годы, эта женщина может осознать, что деньги — это не так уж плохо, а чувства — лишь химия в крови

А мужчина поймет, что деньги не сделают его счастливым. В этот момент эти двое могут сойтись. Их системы ценностей станут не так радикально отличаться

Спустя годы, эта женщина может осознать, что деньги — это не так уж плохо, а чувства — лишь химия в крови. А мужчина поймет, что деньги не сделают его счастливым. В этот момент эти двое могут сойтись. Их системы ценностей станут не так радикально отличаться.

Как стать оптимистом

В юности мы слишком пылко защищаем свою систему мира, не понимая, что она подвержена изменениям, как и все в жизни.

Разные обстоятельства могут спровоцировать изменение в иерархии ценностей человека:

  • Попав в аварию, человек начнет бережнее относиться к здоровью.
  • Потеряв кого-то из близких, поставит на первое место любовь, отношения с людьми.
  • Встретив состоятельного одноклассника, простой кассир может поставить на первое место деньги, начать карабкаться по карьерной лестнице, искать способы заработать.

Так мы меняемся под гнетом обстоятельств.

По этому принципу мы выбираем друзей: наши с ними ценности схожи. И из-за этого мы их теряем. Просто ценности поменялись, и мы перестали понимать друг друга.

Особенно важно, чтобы совпадали ценности у супругов. Они должны думать и действовать, исходя из общих целей

В этом заключается секрет крепкого брака: оба родителя стараются ради детей или живут только ради себя. Ценности супругов могут отличаться, но не кардинально. Если у жены деньги на первом месте, а у мужа на последнем, они однозначно недолго будут парой.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Что такое система ценностей у взрослого и как она сформировалась? Влияющих факторов так много, что невозможно предугадать, как поменяется мировоззрение человека через год или десять лет.

Пример того, как приоритеты меняются кардинально. Это не редкость. Часто самые популярные дети в школе не могут себя реализовать во взрослой жизни. Тихони становятся преступниками. Здесь действует принцип маятника: насколько вы сейчас добры, настолько же можете быть грубы и жестоки. Это ваш диапазон. Поэтому и говорят: «Бойтесь гнева спокойного человека».

14 принципов управления Файоля

Жизненные ценности человека меняются со временем. Этот же ребенок взрослеет, влюбляется. Мир его переворачивается под влиянием гормонов и естественной потребности быть любимым, отдавать любовь. На первое место становятся отношения. Но пройдет время, страсти улягутся, первостепенной задачей уже станет обеспечение семьи. На первое место встанут деньги. Или карьера. Иногда карьера разрушает семью.

Пройдет время, зарабатывание денег уступит место вечной ценности, базовой: здоровью. С возрастом у каждого появляются какие-то недомогания, хронические недуги. И снова всё поменяется. Работа не так важна, когда на кону жизнь. А под словом «здоровье» мы всегда подразумеваем именно это: жизнь, возможность находиться здесь, в этом мире.

Эта теория объясняет, почему так важно гулять с друзьями и развлекаться в юности. Если развлечения никогда не стояли на первом месте, взрослая девушка может захотеть этого, будучи замужней, и бросить семью

Просто в юности ей слишком многое запрещалось или она была увлечена учебой, или болел, и на первом месте стояло здоровье. Перемена слагаемых меняет картину мира человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: