Дети 5-7 лет: особенности возраста

Мотивы и потребности

Продолжают развиваются познавательные мотивы, мотивы стремления к самоутверждению, быть похожим на взрослого, желания сохранить хорошие взаимоотношения со сверстниками, улучшить свое положение среди них.

Главное новообразование личностного развития периода дошкольного детства – соподчинение мотивов

Благодаря этому ребенок может отказаться от увлекательного занятия в пользу более важного, хотя и менее интересного дела. Это является предпосылкой развития учебной деятельности

В старшем дошкольном возрасте ведущей является потребность в общении. От ее удовлетворения зависит эмоциональное благополучие ребенка

Общение важно как с взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок оказывается непринятым в группе сверстников, возникает дискомфорт, неуверенность в себе

Появляется внеситуативно-личностное общение. В его основе лежит потребность ребенка во взаимопомощи и сопереживании. Соответственно, если дошкольнику не хватает общения, остаются без внимания и другие потребности.

Особенности других видов деятельности

Характерными чертами психологии ребенка в 5-6 лет являются стимулирующие виды деятельности, сопровождающие игру:

  1. Изобразительная деятельность. Рисование — одно из любимых занятий детей обоих полов. В младшем дошкольном возрасте рисунок примитивен и изображает простые графические шаблоны. Постепенно сюжет рисунка становится сложнее, появляется индивидуальность. Рисуя, малыш отображает свое восприятие мира, поэтому анализ рисунка — один из основных методов психодиагностики детей дошкольного возраста.
  2. Учебная деятельность. Ребенок обучается в течение всего дошкольного периода, но непосредственно перед поступлением в школу учеба приобретает статус обязанности. Занятия в детском саду готовят малыша к строгому распорядку дня, помогают вырабатывать ответственность, стремление получить похвалу за правильно выполненное задание.

Как и в случае с ведущей деятельностью, дошкольник нуждается в стимуляции и одобрении результатов своего изобразительного и учебного труда

Для него важно получить похвалу своей деятельности, чтобы осознавать себя принятым

Что умеет ваш ребенок?

К 5 годам малыш уже имеет навыки, ориентируясь на которые, вы можете судить о нормальном развитии своего ребенка, а также организовывать его дальнейшую деятельность, развивающие игры и занятия.

Рассмотрите общие показатели развития старших дошкольников.

Речевое развитие

  • Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах.
  • Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.
  • Рифмует слова. Иногда для рифмы искажает слово (например, дед – красодед).
  • Пользуется интонацией.
  • Учит стихотворения, даже большие по размеру.

Социальное и эмоциональное развитие

  • Частично умеет контролировать свои эмоции.
  • Может манипулировать взрослыми через эмоции. Понимает, что если поплачет, ему дадут конфетку. Не стоит в этом случае потакать ребенку.
  • Интересуется чувствами и эмоциями: «Что такое любовь? Почему я злюсь? Почему девочка кричит?».
  • Пытается самостоятельно справиться с трудностями в общении (например, если кто-то обидел или отнял игрушку).
  • Использует ролевые игры и игрушки-заместители.
  • Становится более выраженной половая идентификация: «Я мальчик. Мальчики сильные, а девочки красивые!».
  • У мальчиков проявляется роль защитника (сражаться, драться, защищать маму), а у девочек – роль матери (забота об игрушках, игры в дочки-матери).

Развитие мышления и познавательных навыков

  • Умеет считать до 10 или до 20.
  • Знает название некоторых букв или проявляет интерес к их изучению, может даже читать слоги.
  • Называет свое имя, фамилию, возраст и адрес.
  • Знает цвета и различные формы предметов.
  • Ориентируется в пространстве: назад, вперед, влево, вправо, дальше, ближе, выше, ниже.
  • Может пользоваться гаджетами (звонить по телефону, включать мультики на телевизоре/планшете).
  • Становится более самостоятельным в соблюдении личной гигиены.
  • Умеет решать простые логические задачи.
  • Знает названия окружающих предметов.
  • Копирует или стремится скопировать поведение взрослого того же пола: «Я рыбачу, как папа!», «Крашу губы и причесываюсь, как мама!».

Игровые навыки и навыки обихода

  • Играет с мячом (ловит, бросает).
  • Может прыгать через препятствия.
  • Лазает по турниковой лестнице.
  • Заправляет постель.
  • Вырезает ножницами.
  • Стремится изображать объекты (дом, человек, солнце, машина).
  • Проявляет интерес к спорту, танцам или музыке.
  • Знает, что переходить дорогу или играть на дороге – опасно.

Физическое развитие

  • Активизируется процесс роста (за год ребенок может вырасти на 10 см). Рост мальчиков в среднем составляет 106-116 см, а вес – от 16 до 20 кг. Рост девочек – от 102 до 112 см, вес – от 15 до 19 кг.
  • Улучшается координация движений.
  • Активно развиваются двигательные навыки, благодаря чему ребенок может уже совершать более сложные действия. Следует заметить, что процесс окостенения в этом возрасте еще не закончен, поэтому кости легко ломаются при падении.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в ДВ являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки.

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества — это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

  • Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
  • Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
  • Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
  • Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

Роль родителей

Стоит помнить о том, что папа и мама – это самые близкие люди для ребенка, давшие ему жизнь. Они несут огромную ответственность не только за здоровье малыша. На них возлагается задача его морального воспитания.

Как правильно общаться с детьми? Ни в коем случае их нельзя унижать или подавлять. Из своего словарного запаса следует убрать фразу «Ты еще мал» и другие, аналогичные этой. Негативное воздействие тут же уловит еще не окрепший в моральном плане ребенок. Он будет считать это нормой поведения. Малышу надо давать больше свободы, одновременно ненавязчиво направлять его энергию в правильное русло. Только в таком случае можно будет получить действенную отдачу.

Как общаться с детьми родителям? Никогда не стоит пытаться сорвать на ребенке свою злость. Даже в том случае, если сильно нервничаете. Вернуть нормальное расположение духа поможет сеанс расслабляющего массажа и другие процедуры. Только после восстановления равновесия общение в спокойной обстановке можно будет продолжать. Бывает, что одним только позитивом добиться желаемого результата невозможно. В таком случае следует изменить тактику. Один из вариантов, при котором проходит общение, – игры. Например, ребенку может быть предложено небольшое соревнование. Победителем в нем становится тот, кто хорошо себя ведет. И помните, что не стоит требовать от малыша уважать старших, в то время как в семье негативно относятся к старикам.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным,
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия — наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета
и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают
систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна.
Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и
не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него
события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно)
запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает
формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание
и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в
другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении
поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному
обучению.
3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят
о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного
возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники
могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные
ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего,
ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия
задачи он должен представить себе, а для этого — понять
их

Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна
детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организовать
действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе
собственного опыта

А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников
о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы
плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы,
он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся
легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали,
поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества
проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать
последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим
формам индукции и дедукции.
4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и
сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится
действительно родным. Развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем
возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей
словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от
условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует
примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается
грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности
морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение
фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых»
слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим
ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда
очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному
словообразованию часто называют словотворчеством. К.И.
Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал
много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту —
сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж
лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется;
ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компрес).

Рекомендации родителям

  • Привлекайте сына или дочь к домашнему хозяйству, давайте ребёнку простые задания, соответствующие возрасту. Благодаря ним он почувствует себя важным и значимым, поймёт, что его ценят.
  • Если ребёнок слишком застенчивый, не переставайте хвалить его, поддерживайте все его начинания, радуйтесь любым, даже незначительным успехам.
  • Комплименты и наказания обязаны соответствовать тому, сколько лет исполнилось ребёнку, и что он сделал.
  • Не нужно сравнивать сына/дочь с собой или с соседским ребёнком. Лучше сравнивайте своего ребёнка с самим собой или тем, кем он был в прошлом и каким стал сейчас.
  • Поощряйте активные и инициативные действия, исходящие от ребёнка.
  • Формируйте правильное восприятие провалов и проигрышей. Дошкольник должен уметь признавать свои минусы и недостатки.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он родился, то есть со всеми его плюсами и минусами. Ведь он – это частичка Вас.
  • Окружите сына или дочь любовью и заботой. Ребёнок должен чувствовать Вашу защиту. Он должен понять, что Вы поддержите его и всегда будете на его стороне. Не забывайте о тактильном контакте: целуйте, гладьте своё чадо по голове и обнимайте его почаще.

Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна
в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек
и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует
снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника
настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти
до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных
процессов
. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные
и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван,
закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова,
его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал,
сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).
Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции
становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться
и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент,
но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование,
подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно
иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится
или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен
делать то, что ему неинтересно.Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом,
формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется
в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если
несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти
неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем
дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение
в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные
побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это
становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют
роль «ограничителей».
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение,
получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное
обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно,
но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений
и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.
Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий
ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя
как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые
в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали,
подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей
или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем
дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо
от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя
из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного
детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение,
пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые
он усваивает.Самосознание формируется к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно
обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.Самооценка появляется во второй половине периода на основе
первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший»)
и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала
умение оценивать действия других детей, а затем — собственные
действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка
умений становится более адекватной.
Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний.
В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен»,
«я сердит».
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок
осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления
о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются
быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды;
многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными
в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок
помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем:
«когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Психологические особенности дошкольников

В этом возрасте совершенствуется нервная система, а также процессы высшей нервной деятельности

Гармоничное развитие физиологических и психических процессов очень важно для последующего формирования личности и приобретения навыков новых видов деятельности. Для всех детей дошкольного возраста характерен высокий уровень познавательной активности

А увеличение объема мозга способствует развитию таких высших мыслительных процессов, как:

восприятие и анализ окружающего мира;

наглядное мышление;

логическое мышление;

произвольное внимание;

смысловая память.

Речь начинает отыгрывать ключевую роль в процессе познавания окружающего мира. Посредством общения ребенок учится основам различных видов деятельности. Чтобы успешно выполнять различные действия, ребенку достаточно словесной инструкции и объяснений, если у него уже имеются четкие наглядные примеры.

Обучение детей дошкольного возраста строится вокруг процессов чувственного познания и наглядного мышления. В зависимости от степени развития образного мышления и способности усваивать информацию на наглядных примерах можно оценивать текущие познавательные возможности ребенка и его готовность к более сложным, логическим формам мышления.

Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в ДВ, среди которых:

  • игры: развитие моторики, мыслительных процессов, обучение;
  • изобразительная деятельность: рисунки, поделки, фигурки из пластилина и другие предметы, сделанные ребенком, которые являются результатом его первой продуктивной деятельности.

Трудовая деятельность активизирует у дошкольников процесс развития личности и силы воли. На данном жизненном этапе дети получают первые представления о нравственности и нормах поведения в социальной группе. Примерами для подражания становятся родители и другие взрослые. К концу дошкольного возраста ребенок должен быть полностью готов к школьному обучению. Научить ребенка быть самостоятельным помогут различные развивающие игры и посильный труд.

Помогая родителям в выполнении бытовых задач, дети углубляют свои знания и навыки, а также приобретают новые умения, которые понадобятся им на этапе школьного обучения. Особенностью дошкольного возраста является постоянное стремление к освоению новых видов деятельности. Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, подражание взрослым. В игре, прежде всего, ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, он учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются его нравственные оценки (появляются понятия «хорошо», «плохо»), формируются новые потребности, осваиваются новые виды творческой деятельности (рисование, лепка из пластилина). Дети в игровой форме имитируют жизнь взрослых.

Многие дети в этом возрасте посещают детский сад, тем самым получают первые опыты социального взаимодействия.

В этом возрасте ребёнок начинает более полно воспринимать окружающий мир. Основным объектом его наблюдений являются родители.

У детей дошкольного возраста развивается память, но она пока ещё носит непроизвольный характер. Всё, что вызывает у ребёнка эмоциональный всплеск, он запоминает.

Вместе пойте песни

Если вас попросят исполнить песню при всех, вы сможете это сделать? Нет, потому что эта одна из активностей, которая смущает человека любого возраста и пола. Когда дети находятся в дошкольном возрасте, они также смущаются петь перед аудиторией. Но песни прекрасно раскрепощают. Поэтому пойте вместе с ребенком, когда вас никто не слышит. Петь вдвоем не так страшно. Ребенок почувствует ритм и силу собственного голоса. Если для ребенка петь еще страшнее, чем говорить, тогда разговор со сверстниками покажется ему настоящим пустяком. Увеличивая уровень трудностей, мы с каждым шагом развиваемся все больше.

Игровая деятельность

Игра для дошкольника в возрасте 5–6 лет приобретает особое значение. Она становится сложнее, продуманнее, приобретает сюжет. Дети учатся играть не по отдельности, а вместе, вписывая в один сценарий несколько ролей. Сюжетно-ролевая игра выполняет роль социального тренинга, учит управлять своими эмоциями, искать компромисс, учитывать желания товарищей по игре.

Сюжеты игр отражают окружающую ребенка действительность. Дети, посещающие детский сад, имеют достаточный набор игрушек для моделирования основных социальных ситуаций. Мальчики и девочки в соответствии со своими предпочтениями могут выбирать любые роли: учитель, пожарный, водитель автомобиля, повар, продавец и многие другие. Также дети часто воспроизводят сюжеты сказок и мультфильмов, с которыми знакомятся в детском саду и дома.

Играя дети уже не просто механически выполняют набор действий. Они меняют свое поведение, подстраиваясь под выбранную роль. Сюжет игры помогает им выразить свои эмоции, развить воображение. Во время игры дети часто не только используют предметы по назначению, но и могут замещать ими недостающими. Например, карандаш может стать волшебной палочкой, кубики — заменить недостающий по рецепту продукт. Так дошкольник учится с помощью воображаемой ситуации прорабатывать реальные варианты взаимоотношений.

Основные функции игры в дошкольном возрасте:

  1. Развитие вербального общения. Общаясь со сверстниками в процессе игры, дошкольники нарабатывают необходимый словарный запас.
  2. Развитие творческих способностей. Игры стимулируют фантазию.
  3. Преодоление эгоцентризма. Ребенок избавляется от упрямого желания настаивать на своем видении, если понимает, что другие дети не согласны с ним и готовы исключить из общей игры.
  4. Развитие произвольности. Потребность координировать действия с действиями других детей развивает волевые процессы.

Чтобы получить от игровой деятельности максимум пользы, взрослым следует только слегка направлять детей, предлагая возможные варианты, но не вмешиваясь в сам процесс игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: