введение
Перемены последних десятилетий
во всех сферах общественной жизни
привели к кризисной ситуации
как в плане физического, так
и психического здоровья населения
России. Осознание общественностью и государством
масштабов проблемы делает особо актуальными
разработку и принятие ряда мер, социально
направленных государственных программ,
нацеленных на сохранение здоровья нации.
Психология здоровья еще
только утверждается в отечественной
психологии в качестве новой и
самостоятельной области научного
знания. Однако следует вспомнить, что
интерес к одной из центральных
ее проблем — проблеме психического
здоровья личности — проявился со
стороны российских ученых значительно
раньше. Огромная заслуга в ее постановке
и привлечении к ней внимания
широкой общественности принадлежит
академику Владимиру Михайловичу
Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему
одно из первых мест в ряду корифеев русской
научной мысли. Его авторское наследие
поражает воображение не только объемом
созданного, но и широтой распределения
творческой активности.
Затрагивая различные
вопросы анатомии, физиологии, психики,
общественной жизни, В.М. Бехтерев закономерно
выходит на проблему психического здоровья
будущих поколений.
К особенно актуальным проблемам
охраны психического здоровья детей, поставленным
в многочисленных работах В.М. Бехтерева,
относятся комплексный характер
постановки проблемы охраны психического
здоровья личности ребенка, целостный
подход к его личности и поведению,
роли детского возраста в становлении
психического здоровья и формировании
здорового образа жизни, пагубного
воздействия употребления алкоголя
и других наркотических веществ,
причин суицидов среди психически здоровых
детей, условий их предотвращения, роли
трудовой деятельности в сохранении психического
здоровья взрослых и детей; Бехтерев обсуждает
проблемы роли воспитания и образования
как важнейших факторов формирования
здоровой, гармоничной личности, влияния
экстремальных ситуаций в обществе (войны,
коллективные психические эпидемии) на
здоровье взрослого и детского населения
страны. В разные периоды своего творчества
ученый неоднократно возвращался к разработке
вышеуказанных проблем.
Научная и практическая деятельность В.М. Бехтерева
Наиболее ярко иллюстрирует
интеграцию научного знания и практики
деятельность В.М. Бехтерева по организации
научно-исследовательских, образовательных,
лечебных и воспитательных детских
учреждений: Педологический институт
(1909), Педагогический факультет Психоневрологического
института (1910), Приют для детей и интеллигентных
родителей-беженцев (1915), Приют для детей
с обучением ремеслу и счетоводству (1915),
Обследовательский детский институт (1918),
Институт морально-дефективных детей
(1918), вспомогательная школа дефективных
детей (1918), Воспитательно-клинический
институт (1920), Педагогический институт
социального воспитания (1921), Учебно-показательный
Детский Дом (1921), Высшие педологические
курсы (1924), Центральная воспитательная
школа (1924) и другие.
Одна из принципиально
важных вех в жизни В.М. Бехтерева
связана с созданием и развитием
в Петербурге Психоневрологического
института, представлявшего собой
высшее научно-учебное заведение. Объединяющим
началом его деятельности было целостное
изучение человека во всех проявлениях
нормы и патологии. В.М. Бехтерев
был убежден, что государству
и обществу нужны люди, понимающие,
что такое человек, знающие законы
развития психики, пути воспитания и
обучения детей, условия формирования
здоровой и нравственной личности.
Работа в Педагогическом
институте послужила основанием
к написанию В.М. Бехтеревым ряда
статей о воспитании детей с первых
лет жизни: «Объективное исследование
нервно-психической сферы в младенческом
возрасте», «Первоначальная эволюция
детского рисунка в объективном
изучении», «Охрана детского здоровья»,
«Значение музыки в эстетическом
воспитании ребенка с первых дней
его детства» и другие. Изучение
развития психики не только у здоровых,
но и у больных детей велось им в организованной
при Психоневрологическом институте Воспитательной
школе для детей с пониженной успеваемостью,
нервных и слаборазвитых детей, где учились
дети с различными формами патологии нервной
системы.
В.М. Бехтерев был редактором
периодических изданий, в которых
рассматривались актуальные вопросы
воспитания и образования детей:
«Вопросы изучения и воспитания личности»,
«Педологический вестник», «Вестник
Знания», «Обозрение психиатрии, неврологии
и экспериментальной психологии».
Внезапные слова
Паника — психическая эпидемия, которая развивается при распространении мысли о неминуемой смертельной опасности. Она охватывает, подобно заразе, целые массы людей. Для развития её порой достаточно одного слова, злонамеренно или случайно брошенного в толпу. Большую роль играет элемент внезапности.
Идея, связавшая незнакомых друг с другом людей, заставляет их действовать по одному сценарию. Толпе нужны вожди. Внушение принимается толпой и отражается от человека к человеку, пока «всякая голова не закружится, всякий ум не помутится». Каждый одновременно и влияет, и подвергается влиянию. Волна внушения растёт, пока не достигает страшной высоты. Психический микроб оказывается не менее разрушительным, чем физический.
Паника у банка, Fourth National Bank, Нью-Йорк, 1873 г.Фото: ru.wikipedia.org
Больная миссия
Самовнушение приводит лидеров сект к убеждению в своей особой роли. Бехтерев описывает бедствие, известное как малёванщина — от имени некоего крестьянина Кондратия Малёванного. Он возомнил себя мессией, а на деле оказался душевнобольным. Однако последователей у него нашлось огромное количество.
Степан Чекмарев (стоит) и Кондратий Малеванный (сидит)
Случай далеко не единичный. Подобные явления — это явное индуцированное помешательство. Здесь имеет место подчинение воле душевнобольных людей. Порой собрания некоторых сектантов сопровождались настоящим развратом. Жертвами нередко становились женщины. Почему они шли на это — весьма красноречиво выразила молодая крестьянка: «Как в чаду была».
Спиритизм, как считает Бехтерев, — тоже нечто сродни догматам сектантов. А ведь то, что сообщают «духи» — совершенно ничтожно и сравнимо лишь с обычной болтовнёй.
Природа явления
По Бехтереву, внушение — способ влияния одних лиц на других. Внушать — значит, приводить в мысленную сферу другого человека мысли, чувства, эмоции. Причём воздействие ведётся, минуя по возможности критику и суждения.
В. М. БехтеревФото: ru.wikipedia.org
Убеждение может действовать на лиц, обладающих здравой логикой. Тогда как внушению подвластны и те люди, логическое мышление которых развито слабо. В этом состоит различие между данными понятиями.
Внушение от одного лица к другому передаётся, по мнению Бехтерева, через органы чувств. Ведущую роль играет орган слуха, поскольку информация по большей части транслируется посредством речи. Но и другие чувства, особенно зрение, могут служить каналами передачи.
Внушение может быть фактором полезным — об этом Бехтерев пишет, когда упоминает случаи излечения от болезней. Другое позитивное влияние — подъём народных масс на борьбу с врагом.
Но чаще внушение становится поистине губительным явлением — именно ему уделяется самое пристальное внимание.
Психические эпидемии
В Средние века были массовые случаи самобичевания. Порой даже маленькие дети истязали себя. Ещё описывались эпидемии конвульсионерок: девушки били себя и корчились в судорогах. По мнению Бехтерева, это были приступы истерии. Хотя сами несчастные могли считать судороги признаком «вхождения Святого Духа».
Флагелланты — самобичующиесяФото: ru.wikipedia.org
Внушением объясняет Бехтерев и распространение колдовства. Галлюцинации могли подкрепляться историями, слышанными ещё в детстве. Эпидемии кликушества и порч тоже возникают под влиянием принятых идей. Это развивается под воздействием убеждения в возможности бесоодержимости. А корни — в суевериях людей. Достаточно одного слова, чтобы возникла вера, что болезнь — дело рук ведьмы или колдуна.
Мысли современного читателя
Выдающаяся книга помогает выработать иммунитет против губительного внушения. Как ни печально, но оно может распространяться и среди близких родственников
И особую важность обретает умение отделить себя от безумия. Часто требуется разъединение с источником бреда
Но не всегда это возможно. Тогда остаётся наращивать собственную моральную и психологическую устойчивость.
Крайне важно — не пытаться переубедить людей, заражённых нездоровыми идеями. Это в лучшем случае ни к чему не приведёт, а в худшем — они переубедят и вовлекут в свой бред
Умение не поддаваться на провокации сложно развить в себе, однако стоит поработать над этим.
Коварство психической заразы
Известен факт, что когда бредит один больной с расстройством психики, то его бред быстро заимствуется другими пациентами. Более того: даже здоровые люди могут заразиться бредом больных. И единственный выход — немедленное разъединение лиц, влияющих друг на друга.
Книга В. М. Бехтерева, «Внушение и его роль в общественной жизни»Фото: rusbuk.ru
Сюда же относятся массовые галлюцинации. Условие для этого — господство идеи одного и того же рода. Причём речь идёт о психически здоровых людях. Тем не менее в таких условиях развиваются галлюцинации у многих лиц одновременно. Когда их мысли работают в одном направлении, то появляются обманы чувств.
Невольное внушение, самовнушение и взаимовнушение приводят к чудовищным случаям в сектах. Известны примеры замуровывания сектантов заживо. Несчастные шли на это охотно — верили, что таким образом они переселяются в «лоно праведных».
Другой случай — в раскольничьей секте считали перепись населения записью у Антихриста. Страх усиливался путём взаимовнушения и приводил к мысли заморить себя голодом. Такое самоистребление приводило не раз к самосожжению.
заключение
В.М.Бехтерев — выдающийся русский
ученый один из основоположников постановки
и изучения психического здоровья личности
как проблемы возрастной и педагогической
психологии.
Он способствовал определению
проблематики, связанной с психическим
здоровьем благодаря синтезу знаний смежных
с психологией наук: физиологии, биологии,
общественных наук. Среди этих проблем,
сохранивших свою актуальность сегодня,
можно выделить: раннюю алкоголизацию
и наркотизацию подрастающего поколения,
беспризорность и безнадзорность детей
в семье, нарушения в семейном воспитании,
пагубное воздействие различных экстремальных
ситуаций (межнациональных конфликтов)
и другие.
Применение В.М.Бехтеревым
комплексного подхода в рассмотрении
проблем психического здоровья позволило
целостно представить картину развития
личности ребенка и условий сохранения
его психического здоровья; необходимость
организации воспитания и образования
как условий формирования здорового
образа жизни.
В.М.Бехтерев внес существенный
вклад в организацию практики
охраны и развития психического здоровья
населения России: созданием различных
медицинских, воспитательно-образовательных
учреждений, обсуждением в научной
и научно-популярной периодике насущных
проблем поддержания психического
здоровья народа.
Владимир Михайлович был
чрезвычайно разносторонним ученым, внесшим
существенный вклад во многие отрасли
психологии и медицины. Значение трудов
Бехтерева и созданной им научной школы,
как свидетельствуют тенденции развития
психологии на рубеже XXI в., обретают все
большую притягательную силу.