Необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности. личность

Концепция Л. И. Божович

С точки зрения выдающегося советского психолога, ученицы Льва Выготского – Л. И. Божович, возможно выделение двух ключевых критериев сформированной личности.

Согласно первому критерию, человек может считаться личностью лишь в том случае, если его мотивам присуща определенная иерархичность, то есть волевых усилий человека достаточно, чтобы преодолевать одни побуждения, отдавая предпочтение другим. Если человек обладает данным качеством, он способен к опосредованному поведению. Однако необходимо учитывать, что при опосредованном поведении мотивы, с помощью которых отдается предпочтение некоторым стремлениям, должны быть социально значимы и обоснованы, само происхождение этих мотивов имеет социальную обусловленность, они воспитаны в человеке обществом.

В качестве второго необходимого критерия сформированности личности нужно рассматривать способность человека сознательно контролировать собственное поведение, управлять им. Данное управление возможно с опорой на осознанные мотивы-цели, убеждения и стремления личности.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Отличие критериев друг от друга состоит в том, что второй предполагает именно осознанное соподчинение мотивов. Лишь опосредованное поведение (без управления мотивами; первый критерий) может быть построено на стихийно сложившейся иерархии мотивов, то есть человек не будет осознавать, что же именно заставило его поступить определенным образом, но при этом считать свое поведение оправданным. Итак, хотя во втором критерии также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Тренинги личностного роста – польза или вред?

Относительно недавно в нашей стране были очень популярны так называемые тренинги личностного роста. Почти все они представляли собой кальку с западных «продуктов». Теоретические основы таких тренингов в большинстве случаев представляли собой смесь из нескольких психологических, околопсихологических и даже эзотерических концепций. В целом жанр тренинга, его цели, используемые практики и упражнения определялись личностными особенностями ведущего. Соответственно, кому-то они помогали, а кого-то травмировали.

Поскольку каждый человек уникален и в данный момент находится на каком-то своем этапе развития, то и «личностный рост» – куда и как расти, развиваться – это индивидуальный вопрос, и его имеет смысл прорабатывать индивидуально, вместе с психологом.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Концепция Олпорта

Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:

  1. Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
  2. Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
  3. Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
  4. Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
  5. Самообъективизация. Человек способен быть самим собой, находиться в гармонии со своим внутренним миром и не играть чужих ролей.
  6. Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.

Рекомендуем: Обида — манипуляция или душевная боль?

Критерии оценки личности

Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:

  • Что главное при оценке человека?
  • Какие качества в нем наиболее фундаментальные?

Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:

Темперамент

Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.

Характер

Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Социализация

Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные .

Понимание других

Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.

Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.

Творческое мышление

Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя. Осознанность

Осознанность

Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.

Понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.

Целостность

Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.

Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.

Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.

Низшие духовные источники критериев

Такими источниками являются все подсказчики

общеклеточного сознания – «прелести», «духи», «голоса».

Это – искуситель

разума и чувств, который стремится уронить человека в его телесно-чувственное наслаждение.

Дьявол

стремится заменить Отца Небесного.

Это доминирующие установки лидера

группы или общества, обладающего повышенной волей и способностью к суггестии, направленные на снижение личностных критериев членов группы.

Это внушённые

человеку мысли других людей и сущностей. Внушение происходит как непосредственно в прямом общении, так и через общеклеточное сознание, через пересечение критериальных полей личности, через разные источники смысловой информации.

Это любой критерий, внушённый

человеку через действие общего суггестивного поля, который расходится с его личностными критериями, принятыми его сознанием за высшие.

Так, большое количество смертей

при кодировании алкоголиков и наркоманов объясняется именно действием несовместимых программ и критериев пациента и врача.

Критерии оценки личности

Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:

  • Что главное при оценке человека?
  • Какие качества в нем наиболее фундаментальные?

Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:

Темперамент

Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.

Характер

Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Социализация

Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.

Понимание других

Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.

Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.

Творческое мышление

Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач. Осознанность

Осознанность

Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.

Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.

Целостность

Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.

Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.

Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.

Концепция Обуховского

Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного — все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.

  1. Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
  2. Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное — переход к абстрактной концепции мира.
  3. Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
  4. Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.

Концепция А. А. Реана

Обобщая наиболее известные теории, в центре внимания которых находится психологический анализ основных критериев сформированности личности, А. А. Реан предлагает рассматривать четыре базовых критерия:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление (положительное восприятие мира).

Последний критерий – интегративный, он реализуется не только самостоятельно, но и присутствуя во всех остальных.

Согласно концепции А. А. Реана, формирование личности не сводится сугубо к обретению автономии и самостоятельности в принятии решений. Утверждение о том, что формирование личности – это процесс, который не имеет логического завершения и никогда не прекращается, указывает на бесконечность и неограниченность возможностей самоактуализации личности. По мнению исследователя, в процессе своего развития личность преодолевает длинный путь, который включает, во-первых, формирование способности к самодетерминации, самоуправлению, подчинению одних мотивов деятельности другим (более социально значимым); во-вторых, успешную реализацию имеющихся сил, задатков и ресурсов; в-третьих, умения преодолевать ограничения собственного Я и активно осваивать более глобальные и значимые ценности.

На процесс формирования личности влияет значительное число факторов, к числу которых относятся индивидуальные (главным образом, биологически обусловленные) и возрастные особенности человека, качественные и количественные характеристики отношений с окружающими людьми (в том числе в семье), успехи в профессиональной деятельности (или их отсутствие) и т. д. Таким образом, процесс формирования личности не может быть равномерным, в связи с чем изменения характера отношений на определенных жизненных этапах носит прогрессивный характер.

Три главных источника критериев

Основным

таким источником критериев у Человека является его духовная душа, которая, как известно, состоит из духовной и чувственной частей.

В душу

Человека критерии могут попасть от Бога, из его трёх частей как Источников.

Примем, что Бог состоит из трёх частей

Природы, над которыми стоят три Властителя:

ДухМировой Души – Отец Небесный как Властитель над духовной душой Человека, Его главный критерий – Бог есть Любовь;

Разум Вселенной

, Сознание Природы, Логос как Властитель над разумом Человека, его главным критерием становится тот, который ему передаёт душа или тот, который она поддерживает, если он обоснован разумом;

Князь Тьмы

– Жизненный Поток, управляющий количеством, как Властитель над материальной, чувственно-телесной сферой человека, его главным критерием является критерий Жизненного Потока – экспансия и подчинение.

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Составные психологического портрета

Психологическую характеристику можно составить для самого себя или описать другого человека. Но в любом случае она включает обязательные компоненты:

  • Темперамент. Традиционно типы темпераментов делятся на сангвиников, холериков, флегматиков, меланхоликов и определяют стиль поведения человека.
  • Интеллект. Определяет способность к обучению, адаптации, рациональному мышлению.
  • Характер. Это устойчивые особенности поведения, которые определяют отношение к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам.
  • Умение общаться. Включает вербальную, невербальную, семантическую (смысловую) манеру общения.
  • Способности. К общим способностям относят готовность к труду, гибкость ума, адаптивность, продуктивность.
  • Эмоциональность. Вернее, способность управлять и контролировать свою эмоциональность.
  • Самооценка. Это эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в заниженной, завышенной, адекватной самооценке.
  • Направленность. В ее основе лежит мотивационно-потребностная сфера, которая может быть направлена на задачу, на общение, на самого себя.
  • Уровень самоконтроля. Это контроль собственных действий и воздействий, который включает эмоциональный контроль, самоконтроль поведения.
  • Способность к групповому взаимодействию. Это способность к коммуникации, умение поддержать разговор, найти общие темы или интересы.

Методик для составления психологического портрета существует немало, и использовать все одновременно не имеет смысла. Менеджер по персоналу может скомбинировать несколько методик в зависимости от будущей должности соискателя. Например, для одних специальностей приоритетом является ответственность, стрессоустойчивость, а для других – коммуникабельность, умение убеждать.

Есть стандартные личностные и профессиональные опросники, с помощью которых можно составить психологический портрет – пример опросника вместе с его расшифровкой можно найти в открытом доступе в сети и у нас на сайте. Самые популярные это:

  • Тест на тип темперамента
  • Тест на тип восприятия
  • Тест: Шкала депрессии Бэка
  • Тест на одиночество
  • Тест: ребенок, взрослый, родитель
  • Тест: Шкала самоуважения
  • Тест на самооценку
  • Тест на уверенность в себе
  • Тест на неуверенность в себе
  • Тест Фрейда

Но высший пилотаж – это психологический профиль преступника, который составляют следователи-профайлеры. Ведь информацию они получают не по тестам, а зачастую даже не выезжают на место преступления. По фотографиям, протоколам, отчетам экспертов профайлеры делают предположения о возможном возрасте, семейном положении, воспитании, сексуальной зрелости преступника, чтобы потом по этим данным составить будущий алгоритм поведения.

Источники

  • Burbach L., Halbach P., Ziefle M., Calero Valdez A. Opinion Formation on the Internet: The Influence of Personality, Network Structure, and Content on Sharing Messages Online. // Front Artif Intell — 2021 — Vol3 — NNULL — p.45; PMID:33733162
  • Hepp J., Kieslich PJ., Wycoff AM., Bertsch K., Schmahl C., Niedtfeld I. Mouse-tracking reveals cognitive conflict during negative impression formation in women with Borderline Personality Disorder or Social Anxiety Disorder. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0247955; PMID:33662030
  • Topolewska-Siedzik E., Cieciuch J. Trajectories of Identity Formation Modes and Their Personality Context in Adolescence. // J Youth Adolesc — 2021 — Vol47 — N4 — p.775-792; PMID:29492870
  • Svistushkin VM., Morozova SV., Savvateeva DM. . // Vestn Otorinolaringol — 2021 — Vol82 — N1 — p.78-80; PMID:28252596
  • Hüttner SM., Linden M. Modification of First Impression Formation and «Personality» by Manipulating Outer Appearance. // Psychopathology — 2021 — Vol50 — N2 — p.141-145; PMID:28103604
  • Brown GD., Fincher CL., Walasek L. Personality, Parasites, Political Attitudes, and Cooperation: A Model of How Infection Prevalence Influences Openness and Social Group Formation. // Top Cogn Sci — 2021 — Vol8 — N1 — p.98-117; PMID:26612490
  • Enokido M., Suzuki A., Sadahiro R., Matsumoto Y., Shibuya N., Goto K., Otani K. Implication of P-glycoprotein in formation of depression-prone personality: association study between the C3435T MDR1 gene polymorphism and interpersonal sensitivity. // Neuropsychobiology — 2014 — Vol69 — N2 — p.89-94; PMID:24577069
  • Hill PL., Allemand M., Grob SZ., Peng A., Morgenthaler C., Käppler C. Longitudinal relations between personality traits and aspects of identity formation during adolescence. // J Adolesc — 2013 — Vol36 — N2 — p.413-21; PMID:23415576
  • Syed M., Seiffge-Krenke I. Personality development from adolescence to emerging adulthood: linking trajectories of ego development to the family context and identity formation. // J Pers Soc Psychol — 2013 — Vol104 — N2 — p.371-84; PMID:22984832
  • Авторы не найдены . // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med — 2012 — Vol — N5 — p.10-2; PMID:22279801

Источники

  • Burbach L., Halbach P., Ziefle M., Calero Valdez A. Opinion Formation on the Internet: The Influence of Personality, Network Structure, and Content on Sharing Messages Online. // Front Artif Intell — 2020 — Vol3 — NNULL — p.45; PMID:33733162
  • Hepp J., Kieslich PJ., Wycoff AM., Bertsch K., Schmahl C., Niedtfeld I. Mouse-tracking reveals cognitive conflict during negative impression formation in women with Borderline Personality Disorder or Social Anxiety Disorder. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0247955; PMID:33662030
  • Topolewska-Siedzik E., Cieciuch J. Trajectories of Identity Formation Modes and Their Personality Context in Adolescence. // J Youth Adolesc — 2018 — Vol47 — N4 — p.775-792; PMID:29492870
  • Svistushkin VM., Morozova SV., Savvateeva DM. . // Vestn Otorinolaringol — 2017 — Vol82 — N1 — p.78-80; PMID:28252596
  • Hüttner SM., Linden M. Modification of First Impression Formation and "Personality" by Manipulating Outer Appearance. // Psychopathology — 2017 — Vol50 — N2 — p.141-145; PMID:28103604
  • Brown GD., Fincher CL., Walasek L. Personality, Parasites, Political Attitudes, and Cooperation: A Model of How Infection Prevalence Influences Openness and Social Group Formation. // Top Cogn Sci — 2016 — Vol8 — N1 — p.98-117; PMID:26612490
  • Enokido M., Suzuki A., Sadahiro R., Matsumoto Y., Shibuya N., Goto K., Otani K. Implication of P-glycoprotein in formation of depression-prone personality: association study between the C3435T MDR1 gene polymorphism and interpersonal sensitivity. // Neuropsychobiology — 2014 — Vol69 — N2 — p.89-94; PMID:24577069
  • Hill PL., Allemand M., Grob SZ., Peng A., Morgenthaler C., Käppler C. Longitudinal relations between personality traits and aspects of identity formation during adolescence. // J Adolesc — 2013 — Vol36 — N2 — p.413-21; PMID:23415576
  • Syed M., Seiffge-Krenke I. Personality development from adolescence to emerging adulthood: linking trajectories of ego development to the family context and identity formation. // J Pers Soc Psychol — 2013 — Vol104 — N2 — p.371-84; PMID:22984832
  • Авторы не найдены . // Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med — 2012 — Vol — N5 — p.10-2; PMID:22279801
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: