Теоретические основы
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
Эпилептоидный тип
В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.
Теоретические основы опросника
Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Методика нахождения акцентуаций личности. Цель: определить акцентуации характера.
Характеристики метода
Опросник служит для нахождения акцентуаций характера, вариация типологического подхода ее изучения. Впервые издан Г. Шмишеком в 1970 г. на основе теории К.Леонгарда. Теоретическое обоснование опросника — теория «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно теории, всякая личностная характеристика относится к главной или добавочной. Главные характеристики — личностный стержень, определяющий степень ее развития, адаптации, здоровье психики. При значительной выраженности, главные черты характеризуют личность в целом. При воздействии негативных факторов они могут стать патологией и разрушить личностную структуру.
Это случай «заострения» определенных, свойственных всем людям, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации характера (по классификации К.Леонгарда), которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
Типы акцентуации характера
- Демонстративный тип. Определяется развитым навыком вытеснения.
- Педантичный тип. Слабый механизм вытеснения негативных событий. Высокая ригидность психики.
- Застревающий тип. Главная особенность — фиксация аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность. Сниженный самоконтроль в устремлениях и желаниях.
- Гипертимический тип. Характерен повышенный эмоциональный фон, жизнерадостность, оптимистичность.
- Дистимический тип. Сниженный эмоциональный фон, пессимизм, фиксация на негативных аспектах, медленные психические реакции.
- Тревожно-боязливый. Боязливость, пугливость и робость.
- Циклотимический тип. Чередование фаз гипертимности и дистимности.
- Аффективно-экзальтированный. Частые перемены настроения. Восторг и печаль — характерные для такого типа эмоции.
- Эмотивный тип. Близок к аффективно-экзальтированному, но реакции не такие бурные. Такие люди характеризуются завышенной впечатлительностью и чувственностью.
Оба бланка включают в себя равное число вопросов, имеют одни типы акцентуаций и единые способы интерпретации. Отличаются они формулировкой вопросов, инструкция к опроснику и определение главенствующих акцентуаций характера едино. Материал: для тестирования нужно подготовить бланки, ручку и текст опросника. Для интерпретации результатов понадобятся «ключи».
Процедура тестирования
Прочесть инструкцию, убедиться в правильном её восприятии. Убедиться что бланки заполнены правильно. Использование методики возможно с 11-12 лет, в групповом или индивидуальном тестировании. Опросник состоит из 88 вопросов, ответы на которые заполняются в регистрационном бланке, соответственно «+» для положительного ответа(да) и «-» для отрицательного ответа (нет). При интерпретации можно изготовить ключи-трафареты, накладывающиеся на бланк ответов. Таким образом реализуется подсчет ответов в соответствии с ключом.
Истероидный тип
Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны
Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих
Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников
Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий
При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.
Дополнение к расшифровке, или Сколько акцентуаций у вас выражено?
В отличие от темперамента, где один тип, как правило, преобладает над остальными, акцентуаций у человека может быть выражено много, несколько, одна – или вообще нет ничего ярко выраженного. Рассмотрим разные варианты более подробно.
Выражена одна акцентуация – поведение, характер, мышление и/или чувства такого человека, как правило, в наибольшей степени соответствуют приведенным в описании данного типа.
Много или большая часть акцентуаций получили выше 19 баллов – это указывает на разностороннюю, хотя и в определенной степени противоречивую личность со сложным характером (зачастую у таких людей возникают проблемы коммуникативного плана).
Ни одна акцентуация ярко не выражена (все или большая часть акцентуаций показывают результат меньше 7) – это может говорить о том, что человек старался давать «правильные» по его мнению ответы, чтобы соответствовать принятым в обществе стандартам и канонам. Такие результаты могут быть у тех, кто стремится ничем не выделяться, не отстаивает свою точку зрения и старается вести себя тише воды ниже травы
Аналогичные результаты могут наблюдаться у тех, кто, напротив, склонен превозносить себя, демонстрировать собственное превосходство, надевая своеобразную маску идеального человека.
Выражены 2-3 акцентуации, а остальные представлены средне или слабо
В таком случае важно обратить внимание на сочетание некоторых акцентуаций. Так, согласно интерпретации опросника Шмишека, если у человека низкие результаты по шкалам демонстративности, гипертимности и циклотимности, это говорит о недостатке энергии (в том числе для решения проблем, активной деятельности и т.д.)
Напротив, высокие показатели по данным шкалам указывают на активную личность, всегда полную энергии.
Другое интересное сочетание – комбинирование акцентуаций, связанных с областью чувств: застревающий, возбудимый, тревожно-боязливый, экзальтированный и эмотивный типы
Испытуемый, у которого низкие показатели по всем этим шкалам, как правило, не проявляет каких-либо ярких чувств в большинстве ситуаций. Соответственно, у обладателей высоких баллов ситуация обратная – взрыв различных чувств по различным, даже не очень значимым событиям. Интересно, что представители обеих групп могут иметь коммуникативные проблемы: первые кажутся окружающим холодными, излишне погруженными в себя, а вторые – слишком импульсивными и не всегда адекватно реагирующими на происходящее.
Методики диагностики
Концепция акцентуации личности по Леонгарду предполагает наличие у индивида выразительной черты, которая доминирует в характере и при определенных обстоятельствах способна трансформироваться в патологию. Карл Леонгард занимался наблюдением за своими пациентами. Он утверждал, что у 20-50% людей выявляется «заостренная», доминирующая черта. Крайнее выражение свойства характера считается психопатией.
Пока никому не удалось разработать методику, которая помогла бы безошибочно определить акцентуацию. Тестовые вопросы, разработанные немецким психиатром Гансом Шмишеком и известные как опросник Шмишека, не дают абсолютно точного результата. Невозможность добиться четкого определения акцентуации связана с субъективностью и изменчивостью ответов.
Например, опрашиваемые на два полностью идентичных вопроса, которые заданы через определенный промежуток времени, дают разные ответы. Основные методы диагностики – наблюдение и тестирование. Мимика, жестикуляция, интонация опрашиваемого помогают определить его психотип. Благодаря внешним эмоциональным проявлениям можно установить действительно человек печалится, радуется, надеется или разочарован.
Слова без мимики уменьшают вероятность правдивости высказывания. Причем наблюдение осуществляется в естественной обстановке – дома, на работе, в кругу друзей. Наблюдения, которые сделаны в стационаре, могут быть необъективны вследствие изменения проявлений личности, находящейся в нестандартных условиях. Например, невозможно выяснить отношение индивида, пребывающего в клинике, к труду.
Методика Шмишека
Методика Ганса Шмишека предлагает прохождение опросника для определения типа акцентуаций. Испытуемому нужно ответить на 97 утверждений. Возможны только два варианта ответа: «Да» и «Нет» (относительно того, насколько утверждение верно в отношении испытуемого). Отвечать нужно быстро, без задержек, то есть первое, что придет в голову.
Вопросы разделены по группам (типам акцентуаций), но в опроснике стоят в разброс. Оценивается результат согласно таблице (описано, какие вопросы какому типу соответствуют). Некоторые утверждения схожи, но это нужно для того, чтобы всесторонне осветить тип. Иногда человек сам не уверен в себе или боится проходить тест. Для этого в ключе отведена специальная шкала «Ложь». Если по ней выходит недопустимое значение (больше 5), значит испытуемый хотел скрыть истинное лицо либо сам запутался в собственном самовосприятии.
Теоретические основы опросника
Типы акцентуации характера
- Демонстративный тип. Определяется развитым навыком вытеснения.
- Педантичный тип. Слабый механизм вытеснения негативных событий. Высокая ригидность психики.
- Застревающий тип. Главная особенность — фиксация аффекта.
- Возбудимый тип. Повышенная импульсивность. Сниженный самоконтроль в устремлениях и желаниях.
- Гипертимический тип. Характерен повышенный эмоциональный фон, жизнерадостность, оптимистичность.
- Дистимический тип. Сниженный эмоциональный фон, пессимизм, фиксация на негативных аспектах, медленные психические реакции.
- Тревожно-боязливый. Боязливость, пугливость и робость.
- Циклотимический тип. Чередование фаз гипертимности и дистимности.
- Аффективно-экзальтированный. Частые перемены настроения. Восторг и печаль — характерные для такого типа эмоции.
- Эмотивный тип. Близок к аффективно-экзальтированному, но реакции не такие бурные. Такие люди характеризуются завышенной впечатлительностью и чувственностью.
равноеформулировкой
Сенситивный тип
Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.
Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.
Понятие
Ввел понятие «акцентуированная личность» немецкий психиатр, психопатолог Карл Леонгард. Его классификация личностей имела много общего с концепцией «латентных психопатий», предложенной ранее советским ученым Петром Ганнушкиным. Однако была развита Леонгардом в самостоятельную теорию.
Свои размышления о типологии характера ученый представил в труде «Акцентуированные личности». В первой части монографии дается классификация и анализ различных акцентуаций, во второй — акцентуированные типы рассматриваются на примере героев классических произведений мировой литературы.
На первый взгляд акцентуации характера по Леонгарду схожи с расстройствами личности, что толкает на предположение о наличии связи между ними. Однако ученый лишь стремился обозначить те свойства личности, которые приносят их обладателям сложности в жизни. При описании акцентуаций Леонгард обращался к негативным проявлениям определенных черт характера в крайней, максимально выраженной форме. Поэтому его характеристика психологических типажей воспринимается как иллюстрация человеческих недостатков, болезненных паттернов поведения. Однако акцентуации по Леонгарду — все же проявление клинической нормы, пусть и в заостренной форме, поэтому не могут быть использованы в качестве психиатрического диагноза.
Психологи и психотерапевты по всему миру активно интересуются вопросами акцентуализации, так как непропорциональное развитие некоторых черт личности создает условия для формирования соответствующих психических или психосоматических расстройств.
В отечественной психологии типология Леонгарда была развита и дополнена ученым Андреем Личко, который изменил изначальный термин «акцентуированная личность» на «акцентуация характера». Ведь акцентуированная личность, по мнению советского психиатра, слишком комплексное понятие, больше соответствующее представлению о психопатии.
Таблица соответствий акцентуаций по Леонгарду и Личко.
№ п/п | К.Леонгард (опросник Х.Смишека) | А.Е.Личко (опросник ПДО) |
1. | – | Астено-невротический |
2. | Дистимический | – |
3. | Демонстративный | Истероидный |
4. | – | Неустойчивый |
5. | Застревающий | – |
6. | Педантичный | Психастенический |
7. | – | Шизоидный |
8. | Гипертимический | Гипертимный |
9. | – | – |
10. | Возбудимый | Эпилептоидный |
11. | Тревожно-боязливый | Сензитивный |
12. | Циклотимический | Циклоидный |
13. | Аффективно-экзальтированный | Лабильный истероид |
14. | Эмотивный | Лабильный |
15. | – | Конформный |
Итого | 10 | 12 |
Методики диагностики личности
Леонгард самыми надежными методами диагностики считал наблюдение и беседу
При личной беседе ученый должен изучать не вербальную информацию, идущую от пациента, а акцентуировать внимание на его мимике, изменениях в интонации голоса. Изучение поведения пациента на работе, в непринужденной домашней обстановке, в общении с другими людьми, согласно Леонгарду, дают исчерпывающую информацию об особенностях его личности
Однако не всегда есть возможность тщательного наблюдения за пациентами даже в условиях стационара. В этом случае на помощь придет работа с опросником Г. Шмишека.
Текст опросника, ключ для обработки ответов, подробное описание отдельных шкал и сочетаний можно найти в книге Ю.В.Кортневой «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека».
По мере взросления человека и становления его личности, яркие акцентуированные черты сглаживаются. Приспосабливаясь к требованиям социальной среды, индивид учится контролировать свой природный темперамент. Как правило, типологию характера Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще окончательно не устоялся.
https://youtube.com/watch?v=cVDzF7AuhD4
Обработка результатов
Производится подсчет ответов, совпадающих с Ключом по каждой шкале, характеризующей акцентуированную черту, и отдельно – по показателю искренности.
Ключ
Шкала опросника | Ответы «да» | Ответы «нет» | Коэффициент |
---|---|---|---|
Гипертимность (Г) | 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | 3 | |
Дистимность (В) | 9, 21, 43, 74, 87 | 31, 53, 65 | 3 |
Циклотимность (Ц) | 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 | 3 | |
Возбудимость (В) | , 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86 | 3 | |
Застревание (З) | 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 | 12, 46, 59 | 2 |
Эмотивность (Эм) | 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 | 25 | 3 |
Экзальтированность (Эк) | 10, 32, 54, 76 | 6 | |
Тревожность (Т) | 6, 27, 38, 49, 60, 71, 82 | 5 | 3 |
Педантичность (П) | 4, 14, 17, 26, 36, 48, 58, 61, 70, 80, 83 | 39 | 2 |
Демонстративность (Де) | 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 | 51 | 2 |
Характерные типовые реакции
Для каждого типа акцентуаций характерен свой способ эмоционального реагирования. Было проведено исследование, которое позволило определить следующие закономерности:
- Гипертимный тип использует позитивную перефокусировку, позитивную переоценку, фокусирование на планировании.
- Застревающий тип склонен при неудачах обвинять других.
- Эмотивный тип прибегает к самообвинению и руминации.
- Тревожный тип выбирает руминацию, катастрофизацию, а также обвинение других.
- Циклоидный тип прибегает к руминации.
- Демонстративный тип выбирает позитивную перефокусировку.
- Дистимный тип выбирает руминацию и катастрофизацию.
- Остальные типы не имеют выраженных стереотипных способов переживания негативных ситуаций.
Подробнее о способах эмоционального реагирования (типах поведения в негативной ситуации) я обязательно расскажу в другой статье.
Виды акцентуаций
Выделяют в отдельные группы типы темперамента и акцентуации характера по Леонгарду.
Темперамент
К темпераменту, как биологически обусловленному образованию, ученый относил шесть типов акцентуаций. Расскажем кратко о каждой из них.
- Гипертимный (гипоманиакальный) темперамент. Характеризируется преобладанием оптимистичного настроения, жаждой деятельности, ориентированностью на успех, общительностью. В негативе развивается поверхностность, неспособность довести дело до конца. Происходит нарушение этических норм, растрата возможностей.
- Дистимичесий тип (субдепрессивный). Противоположный гипертимному. Отличается ориентацией на неудачу, пессимизмом, серьезной этической позицией, крайней пассивностью в действиях, заторможенностью.
- Аффективно-лабильный тип (цикломический). Характеризуется частой сменой гипертимических и дистимических состояний.
- Тревожный. Характерны неспособность отстоять свою точку зрения в споре, боязливость, робость, настороженность, покорность, униженная позиция. Возможна компенсация в виде напускного самоуверенного или даже дерзкого поведения.
- Аффективно-экзальтированный тип отличается интенсивностью переживаний, бурными эмоциональными реакциями, склонностью к крайним проявлениям чувств (восторженности, отчаянья). Легко заряжается настроением окружающих.
- Эмотивный тип характеризуется способностью глубоко чувствовать, сопереживать. Отличается впечатлительностью, мягкосердечием, сострадательностью.
Кому подходит опросник?
Опросник подходит для людей любой возрастной категории. Он существует в двух формах: детской и взрослой. Детская форма была адаптирована И.В. Крук в 1975 году. Так же как и во взрослой форме, в детской такое же количество акцентуаций и обработка результатов. Количество вопросов так же совпадает, разница заключается только в их формулировке.
Чтобы выявить патологические проявления личности, либо не допустить их развития, необходимо знать акцентуированные качества. Зная их, человек сможет лучше контролировать свое поведение и максимально снизить его негативное влияние на общество либо вовсе пресечь.
3.1.Характерологические особенности личности
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий его характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.). Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манерах поведения, в привычках, поступках и действиях.
Важной особенностью характера является тесная связь его с психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего, следует отметить связь характера с темпераментом. Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия
И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека
Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
Характер и темперамент человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обусловливает осознанные поступки людей в соответствии с их моральноэтическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности (ВНД).
Так для сильного, уравновешенного, | подвижного типа ВНД (сангвинический темпера- | ||
мент) характерологическими чертами скорей всего будут следующие: | |||
Позитивные | Негативные | ||
—высокая | подвижность | —деятелен | при условии интересного дела |
—высокая | адаптивность (легкая | —тяготится | однообразием |
—приспособляемость) | —испытывает малую склонность | ||
—общительность | к самоуглублению | ||
—доброжелательность | —в действиях бывает резок | ||
—жизнерадостность | —отсутствие усидчивости | ||
—выразительность мимики и пантомимики | —недостаточная настойчивость |
https://youtube.com/watch?v=LYUwGFeIn4g
Бланк ответов
Ф.И.О.ВозрастДата
1 | 23 | 45 | 67 | ||||
2 | 24 | 46 | 68 | ||||
3 | 25 | 47 | 69 | ||||
4 | 26 | 48 | 70 | ||||
5 | 27 | 49 | 71 | ||||
6 | 28 | 50 | 72 | ||||
7 | 29 | 51 | 73 | ||||
8 | 30 | 52 | 74 | ||||
9 | 31 | 53 | 75 | ||||
10 | 32 | 54 | 76 | ||||
11 | 33 | 55 | 77 | ||||
12 | 34 | 56 | 78 | ||||
13 | 35 | 57 | 79 | ||||
14 | 36 | 58 | 80 | ||||
15 | 37 | 59 | 81 | ||||
16 | 38 | 60 | 82 | ||||
17 | 39 | 61 | 83 | ||||
18 | 40 | 62 | 84 | ||||
19 | 41 | 63 | 85 | ||||
20 | 42 | 64 | 86 | ||||
21 | 43 | 65 | 87 | ||||
22 | 44 | 66 | 88 |
Ключ
число баллов1. Гипертимные2. Застревающие, ригидные3. Эмотивные, лабильные4. Педантичные5. Тревожные6. Циклотимные7. Демонстративные8. Неуравновешенные, возбудимые9. Дистимичные10. Экзальтированные18-24 балла12-17 балловМенее 12 балловвыше 12 баллов
Шкала акцентуаций характера
Интерпретация результатов
24от 15 до 19акцентуированнойАкцентуации характера
- демонстративный,
- педантичный,
- застревающий,
- возбудимый.
Акцентуации темперамента
- гипертимический,
- дистимический,
- тревожно-боязливый,
- циклотимический,
- аффективный,
- эмотивный.
АКЦЕНТУАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
1. Демонтративный / истероидный. Успешно выполняет представительские функции, проводит презентации, взаимодействует с аудиторией. Примеры профессий: менеджер по продажам продуктов сегмента премиум, артист, политик, общественный деятель, бизнес-тренер, преподаватель, ведущий на радио и телевидении, шоумен и др.
2. Педантичный. Успешен в профессиях, требующих исполнительности, работы по инструкции, безошибочной монотонной работы. Примеры профессий: бухгалтер, экономист, специалист по кадрам, налоговый инспектор,инспектор отдела сопровождения и оформления банковской документации и др.
3. Застревающий. Трудолюбивый, последовательный, настойчивый, требовательный к себе и коллегам. Противопоказана переговорная деятельность.
4. Возбудимый. Подходящими для этого типа являются творческие профессии или создание собственного бизнеса, где человек сам себе начальник. Для здоровых представителей данного типа подходящей также будет работа чиновника, служба в полиции, армии, спецслужбах.
5. Гипертимный. Успешен в профессиях с множественными поверхностными контактами, презентацией продуктов компании, в проектной деятельности. Например, менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, торговый представитель, страховой агент, менеджер по персоналу. Противопоказана рутинная однообразная работа.
6. Дистимический / гипотимный. Для данного типа подходящими являются по классификации Климова профессии: человек-техника (автомеханик, токарь, крановщик и др.), человек-знак (радист, копирайтер, бухгалтер и др.), человек-природа (кинолог, микробиолог, ландшафтный дизайнер и др.).
7. Циклотимический / аффективно-лабильный. Люди этого типа успешнее работаю в одиночку с персональной ответственностью за результат, а не в команде. Эффективно анализируют информацию. Стрессоустойчивы. Противопоказаны профессии, где нет взаимодействия с людьми, невозможно принимать самостоятельные решения, рутинная работа.
8. Эмотивный. Успешны в профессиях, связанных с воспитанием, образованием, социальной работой, консультированием, обслуживанием, искусством, природой. Например, преподаватель, тренер, психолог, священник, соцработник, флорист, дизайнер, фотограф.
9. Тревожный. В работе исполнительны, аккуратны, усидчивы. Эффективны в выполнении четко структурированной работы с ограниченным числом контактов, например, сео-оптимизатор, программист, лаборант, искусствовед и др.
10. Аффективно-экзальтированный. Успешен в творческих профессиях в художественной, литературной, музыкальной сферах, кино, профессиях мира моды.
На сайте Таланты и работа Вы можете пройти Тест Шмишека онлайн, выявить и проанализировать наличие и тип акцентуаций.