Критерии агрессивности ребенка
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
С целью выявления агрессивности у ребенка можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей и учителей.
Что такое агрессия у детей?
Проблема агрессии довольно остро стоит в современном мире. И мы, взрослые, не всегда умеем мирным путем решать свои споры, а как это происходит у маленьких? Они ведь учатся, глядя на вас — родителей.
Агрессия — нормальная реакция любого живого организма, она необходима для выживания и достижения поставленных целей. Без агрессии мы бы не строили городов, не делали научных открытий и изобретений. Психологи трактуют агрессию как силу, с которой человек стремится к осуществлению задуманного, и это, безусловно, ценное качество. Но иногда агрессия выходит из под контроля и причиняет вред как самому человеку, так и его окружению.
Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей
Основные причины аномального поведения маленького ребенка необходимо искать в окружении. Дети развиваются и учатся в обстановке, в которой растут. Они формируют свое поведение, опираясь на поведение близких людей — родителей и родственников. Маленькие девочки и мальчики формируют собственную модель поведения, глядя на маму и папу.
Проблемы в семье
Частая причина агрессивности — напряженная обстановка дома. Не обязательно родители поступают неправильно по отношению к ребенку; они, возможно, часто ссорятся между собой. Если дети видят агрессию, которую мама и папа проявляют по отношению друг у другу, присутствуют при ссорах, слышат крики и ругань, это обязательно негативно отразится на их эмоциональном состоянии.
Причины социально-биологического характера
Агрессивность у детей дошкольного возраста проявляется из-за окружения, в котором они растут. Ребенок может слышать от родителей слова неприязни или пренебрежения к людям, которые мало зарабатывают или придерживаются других взглядов на жизнь. В таких семьях дети бывают агрессивными к сверстникам, которые иначе одеты или имеют не такие современные игрушки. Ребенок может агрессивно вести себя с уборщицей в детскому саду, дворником на улице.
Как следствие недостатка внимания
Если родители не проводят достаточно времени с ребенком, он пытается плохим поведением привлечь к себе внимание. Дети обижаются, если взрослые равнодушно относятся к их успехам. При этом прослеживается связь между недостатком внимания и недостатком воспитания
Возможно, ребенку не рассказали, как вести себя со сверстниками и со взрослыми
При этом прослеживается связь между недостатком внимания и недостатком воспитания. Возможно, ребенку не рассказали, как вести себя со сверстниками и со взрослыми
В этом случае ребенок поступает интуитивно и на невнимание с чьей-то стороны отвечает злостью
Причиной может стать и наличие любимчика среди родителей. Например, мама всегда строгая, заставляет подчиняться, часто ругает и наказывает. Папа же добрый, все покупает, многое разрешает. В этом случае, если родители поссорятся, сын или дочь будут проявляться агрессию к менее любимому родителю, защищая другого.
Причины личного характера
Дети могут проявлять признаки нестабильного и неустойчивого эмоционального состояния. Причин может быть несколько. Иногда в основе агрессии лежит страх. Ребенок находится в постоянном ощущении тревоги, его мучают ночные кошмары. В этом случае агрессия — защитная реакция.
Если родители не привили ребенку чувство самоуважения, он может выражать злостью недовольство собой. Такие дети испытывают негативные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающим.
Еще одна причина — это чувство вины. Если ребенок кого-то обидел, ему стыдно признать свою ошибку, вместо этого он проявляет агрессию по отношению к тому, перед кем испытывает вину.
Нарушения физического здоровья
Не всегда причина агрессивного поведения заключается в психологическом состоянии, нередко такую реакцию вызывают соматические патологии. Тяжелыми черепно-мозговыми травмам, отравлениями и инфекциями могут быть вызваны нарушения в работе головного мозга.
Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми
Ученые спорят по поводу того, могут ли жестокие компьютерные игры стать причиной агрессивного поведения. Увлечение подобными играми является скорее не причиной, а следствием. Мирный и послушный ребенок не будет выбирать подобные забавы. При этом, жестокие игры негативно влияют на мозг человека, делая его менее сострадательным, т. е усугубляют ситуацию.
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
- Легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?
Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы. Пример 1
К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество
Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.
Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.
Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.
Как справиться?
Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?
Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.
Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет
На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?
Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.
Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.
Агрессивное поведение детей в 3 года
Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».
Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.
Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет
В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение. Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».
Агрессия младших школьников
Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.
Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.
Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости. У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет. Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.
Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Дисфория – подавленное настроение
Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.
Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:
- сдержаться,
- научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,
- изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии по отношению к нему стало как можно меньше.
Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные. И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.
Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь.
А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке. Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете. И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить.
Могут быть и другие способы объяснения. Например – совсем правдивый (дети постарше вполне способны это понять) – что мама сейчас злится и ничего с собой сделать не может, что это не специально на ребенка, это ей внутри плохо и не получается это не проявлять. Можно придумать и другие варианты, понятные вашему ребенку. Или не объяснять ничего, а просто договориться – когда я начинаю проявлять себя так-то, ты действуешь так-то, иначе нам всем будет намного хуже.
Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно в глубине души ребенка любить не перестаете, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с вашими агрессивными проявлениями
Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности. Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально рассказывать им свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств).
Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня понимать и давать советы, как мне быть, чтобы исправить ситуацию или изменить чувства в связи с ней. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими «излияниями») начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо. То есть – я переводила таким образом направление своего «выплеска» с самих детей на «выплеск в их присутствии», но не направленный на них. (Нечто подобное мы делаем, когда делимся какими-то неприятными переживаниями с подружкой – рассказывая о них, пребывая в них, возможно, проживая их перед подружкой, но не направляя на нее.)
Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.
Негативное влияние гаджетов на детскую психику и поведение
Неумелое или бесконтрольное использование гаджетов в различных возрастных периодах могут провоцировать отклонение от норм поведения. Как известно, гаджеты способны негативно влиять не только на физическое, но и на психическое состояние детей.
Встречается несколько типов проблем, вызванных гаджетами, которые способны перейти в агрессивное поведение ребенка, что связано с нарушением психоэмоционального состояния детей. К такого рода проблемам принято относить:
-
нарушение эмоционального развития – предопределяет нормальность общения ребенка со сверстниками;
-
рассеянность, недостаточный уровень концентрации – вызывает проблемы с фокусировкой внимания, что зачастую является причиной раздражительного поведения;
-
перенапряжение сенсорной системы – восприятие сигналов окружающей среды может вызвать перевозбуждение психики.
Чрезмерное использование гаджетов в период взросления, может крайне негативно отразиться на нервной системе ребенка. Могут возникнуть такие сложности, как:
-
психические заболевания – провоцируются современными играми, сюжет которых может являться причиной не только агрессивного поведения, но еще и формированием страхов, истерии и прочих проблем в поведении ребенка;
-
агрессия – насилие, сцены убийства и пр. могут спровоцировать немотивированное агрессивное поведение;
-
информационная перегрузка – бесконтрольный поток огромного количества информации не просто утомляет, а может стать причиной потери возможности сосредоточения, что провоцирует раздражительность.
Проявление агрессии в различные возрастные периоды
Проявление агрессии возможно еще в период младенчества, в ситуациях, когда ребенку не дают покушать или долго не берут на руки. В каждый период взросления, агрессивное поведение может иметь особые принципы проявления. Попробуем разобрать эти особенности.
Дошкольный возраст
2 года – наблюдаются абсолютно не поддающиеся контролю, кратковременные приступы. Причинами вспышки выступают попытки опробовать поведенческую модель, с целью получения обратной реакции со стороны взрослых. Может проявляться через кусание.
3 года – проявление более яркое, многообразное (толкание, плевание, бросание игрушек, истерики и царапанье).
4 года – развивается способность контроля над переживаемыми эмоциями и приходит понимание, что за любой шалостью следует наказание. Дети этого возраста более спокойны и сдержаны. Проявления агрессии разовые (толкание, стук, удар или бросок игрушкой).
5 лет – проявляются ярковыраженные гендерные особенности проявления столь негативной эмоции. Мальчики начинают использовать физическую силу, а девочки – используют словесное оружие.
6 лет – приходит некая мудрость, позволяющая в достаточной степени контролировать эмоции и высказывать агрессию крайне выборочно (исключительно в ситуации, когда уверены в победе и отсутствии наказания).
Младший школьный возраст
7 лет – ребенок в это время осознает себя в новом статусе, примеряя роль не только одноклассника, но еще, конечно, и ученика. В ситуации неудачи может прослеживаться импульсивная агрессия, однако, при отсутствии контроля, может случиться стойкий паттерн (шаблон/модель).
8 лет – проявление агрессивности после школьной адаптации является тревожным звонком для родителей, требующим определения первоисточника. Зачастую, причина банальна – копирование поведения антигероев.
9-10 лет – время выражения протеста на какие-либо факторы любыми доступными способами.
Подростковый период
В это время поведение подростка может принимать самые жестокие и неприемлемые для общества форматы. Нетипичное проявление пубертатного периода может стать причиной самых неблагоприятных последствий.
Важно своевременно выявить и предупредить негативное поведение подростков, сводя его проявление к минимуму.
Причины проявления агрессии
Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:
Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные
Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание. Леворукие дети
Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой
Леворукие дети. Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой
У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.
Некоторые особенности воспитания также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.
Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.
Как вести с ребенком 2, 3, 5, 7 лет, который проявляет агрессию: советы психолога
Если в поведении ребенка появилась агрессия, нужно правильно на это реагировать. Помогут справиться с агрессией у ребенка 7 лет советы психолога. Специалистами разработан ряд рекомендацией, направленных на коррекцию девиантного поведения.
Кроме того, агрессивность устраняется физической нагрузкой. Если мальчик часто проявляет злость, можно попробовать отдать его в спортивную секцию, где он сможет выплескивать накопившуюся энергию. Можно предложить маленькому бунтарю изобразить свои эмоции на бумаге или вылепить из пластилина. Это отвлечет его от злости. Но самое главное — быть понимающим и спокойным взрослым, который умеет быть твердым и знает, когда нужно пойти на компромисс.
Не реагируйте на незначительную агрессию детей
Если маленький мальчик или девочка проявляет агрессию, но она не несет угрозы ни для ребенка, ни для окружающих, и вызвана объективными причинами, следует поступить таким образом:
сделать вид, что ничего не произошло;
показать понимание детских чувств;
попробовать переключить внимание ребенка на другой объект, занять чем-то интересным.
Агрессия может накапливаться, поэтому иногда необходимо просто выслушать ребенка
Маленьким детям нужно внимание взрослого, поэтому в некоторых случаях игнорирование — эффективный способ коррекции поведения
Оценивайте поведение ребенка, а не его личность
В разговоре с детьми в момент вспышки злости нужно отвечать спокойно доброжелательным, но твердым голосом, чтобы показать маленькому бунтарю, что родители против его поведения, а не против него самого. Не нужно делать акцент на том, что он поступает таким образом не первый раз.
Необходимо выразить свои чувства, отметить, что он плохо говорит с людьми. Можно спросить его, хочет ли он кого-то обидеть, чтобы дать понять, к чему приведет такое поведение. Можно констатировать поведение ребенка, сказав, что он ведет себя агрессивно. Или отметить, что он ведет себя не по правилам, сделав акцент на том, что агрессия ведет к нарушению правил.
Держите собственные негативные эмоции под контролем
Агрессивное поведение ребенка вызывает соответствующую реакцию со стороны взрослого, потому что выслушивать кричащую дочь или смотреть, как сын швыряет предметы, плачет и ругается, неприятно. Однако, следует помнить, что взрослые, в отличие от детей, могут контролировать свои эмоции.
Если сын или дочь проявляет агрессию, нужно постараться сохранять спокойствие и дружелюбие. Главная цель — гармония в семье, спокойный и послушный ребенок, а это невозможно без установления партнерских отношений. Маме, папе или учителю необходимо не повышать голос, не кричать, контролировать свои жесты. Сжатые кулаки и хмурый взгляд — это то, чего следует избегать в общении с детьми. Кроме того, стоит избегать оценки личности его друзей, а также применения физической силы.
Позаботьтесь о репутации ребенка
В момент пика агрессивности детям сложно признать свою неправоту. Неправильно думать, что пятилетний ребенок ничего не понимает: это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать собственную репутацию. Даже если маленький бунтарь не прав, не стоит осуждать его публично, показывать окружающим свое негативное отношение к нему. Нотации на публике не принесут результата, а только усугубят ситуацию и приведут к новой агрессии.
Кроме того, нужно учиться уступать. Когда выяснена причина агрессивной реакции, можно предложить ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации. При воспитании пятилетних детей это лучший вариант. В этом случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он это делает по-своему, что поможет скорее исчерпать конфликт.
Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей
Когда маленький ребенок проявляет агрессию, взрослому нужно пересилить себя и проявить в ответ неагрессивную модель поведения. В момент проявления злости со стороны ребенка необходимо выдержать паузу, не перебивать его и не спорить с ним. Иногда при чрезмерной агрессивности ребенку лучше какое-то время побыть одному, чтобы успокоиться. Нужно дать ему на это время. Самое главное — жестами, голосом и мимикой нужно выражать спокойствие.
Функциональность приложения родительского контроля UniSafe Kids
Функциональные возможности приложения позволяют расширить спектр мероприятий по контролю агрессивного ребенка и значительно повышают его безопасность во время нахождения в обществе и в процессе использования возможностей гаджета. Использование родительского контроля позволяет реализовать:
-
отслеживание местоположения ребенка;
-
прослушивание гаджета в режиме реального времени;
-
доступ к смс-сообщениям/звонкам и прочей информации, поступаемой/отправляемой с устройства;
-
возможность установления ограничений на использование приложений;
-
контроль времени эксплуатации гаджетов;
-
уведомления без возможности их игнорирования.
Познакомиться с полным перечнем доступных функций и выбрать наиболее подходящие для использования на контролируемых устройствах можно в личном кабинете, который предоставляется родителям на официальном сайте приложения.
Сколько длится кризис трех лет?
Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если ребенок 3-х лет постоянно истерит – рекомендации психологов и Евгения Комаровского
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь возрастных кризисов ребенка
https://youtube.com/watch?v=jKip_LWCQhc
Виды детской агрессии
На сегодняшний день принято выделять несколько видов детской агрессии:
-
вербальная – словесное проявление через повышение тона разговора, перехода на крик, употребление оскорбительных выражений;
-
физическая – наблюдается в непосредственном воздействии на кого-либо, в частности, порча имущества (толчки, удары, поломка вещей и пр.);
-
прямая – направлена в сторону конкретного человека или предмет;
-
непрямая – проявляется в достаточно скрытой, но при этом заметной форме (сплетни, злобные шутки или провокации);
-
аутоагрессия – особый тип, направленный на самого себя. Проявляется в нанесении себе травм, выдирание волос и пр.
Закаленный Сергей: слишком мало любви
Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.
Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.
Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:
- проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
- скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
- пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.
Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые
Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет
На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения
Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.
Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».