Приемный ребенок: психологические особенности

Опека

Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать. В ранние годы, когда у детей появляется своеобразный импульс «Я сам», при чрезмерной опеке со стороны родителей стремление к самоидентификации у ребенка уступает безразличию – «пусть решают мама и папа».

В итоге, дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности.

В разумных пределах опека может нести и положительный эффект, но только в том случае, когда она приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности.

Как избежать открытого конфликта

Если избежать истерики, капризов и требований не удалось, то важно соблюдать единую линию поведения со вторым родителем — а именно игнорировать проявления негатива, но не самого ребенка. Нельзя просто разворачиваться и уходить, оставляя его одного

Такой метод срабатывает с теми детьми, которые с рождения уверены в своих родителях, но не с теми, кто пережил потерю или предательство. Оставайтесь рядом, какие бы страсти ни разгорались

Нельзя просто разворачиваться и уходить, оставляя его одного. Такой метод срабатывает с теми детьми, которые с рождения уверены в своих родителях, но не с теми, кто пережил потерю или предательство. Оставайтесь рядом, какие бы страсти ни разгорались.

С малышом могут сработать такие методы остановить скандал:

  • Переключение внимания. Да, именно банальное, знакомое с детства «посмотри, какая птичка!». Это хороший способ, работающий в детсадовском возрасте. Увлечь чем-то новым, чтобы не дать истерике развернуться во всю мощь.
  • Игнорирование неподобающего поведения. Не обращая внимания на крик, скажите ребенку, что вы подождете, пока он успокоится и готовы обсудить его желания. Но не раньше.
  • Объятия. Обнимите плачущего или кричащего малыша и гладьте, пока он не успокоится.

Но истерик и ссор можно попытаться избежать. Если ребенок хочет чего-то, что неприемлемо или невозможно, применимы такие тактики:

  • Альтернатива. Если он хочет идти гулять, а на улице ливень — предложите порисовать, поиграть, почитать или посмотреть мультфильм.
  • Выбор. Он не любит чистить зубы? Не давайте возможности отказаться со старта. Спросите, какой пастой он предпочел бы их почистить — мятной или клубничной. Отказывается завтракать? Спросите, что ему приготовить — хлопья или бутерброд.
  • Похвала при критике. «Ты очень быстро справляешься с домашним заданием, но давай попробуем сделать его аккуратнее!» или «Ты прекрасный будущий футболист, но в следующий раз не нужно путать ворота и окно». Такие смягченные замечания позволят наладить контакт как с приемной дочерью, так и с приемным сыном.
  • Откровенность. Не скрывайте, что неправильное поведение причиняет вам боль. Говорите, что вы расстроены, вам грустно от того, что ребенок нарушил правила или не выполнил просьбу.
  • Слушать и слышать. Большинство конфликтов в мире просто не разгорелось бы, если бы стороны могли друг друга спокойно выслушать.

Диктат

Понятное дело, что большинство родителей не стремятся намеренно стать диктаторами. Обычно такое происходит из-за чрезмерного стремления сделать сына или дочь послушным, ведь именно это, по их мнению, одна из важнейших задач в воспитании.

Выдвигая постоянные требования, такие мамы и папы совершенно забывают о проявлении уважения к ребенку, часто допускают грубость, совершенно игнорируют его мнение и интересы. Таким образом, диктаторский подход подавляет у детей стремление к проявлению инициативности и чувство собственного достоинства.

Со временем ребенок, выросший в семье диктаторов, начинает откровенно ненавидеть своих родителей! И в некоторых случаях это проявляется не только во вспышках грубости и бунтарстве, но и в применении физической силы по отношению к родителям и окружающим людям, которые пытаются навязать свое мнение.

Педагоги и психологи считают, что авторитарность родителей приемлема, но в определенной мере. И это всегда должно сочетаться с доверием и уважением к ребенку.

Типы семей и особенности воспитания

Ребенок счастлив в полноценной семье

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
Противостояние

Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
Снисхождение

Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.

Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Воспитание ребенка в семье и стили семейного воспитания

Стилем семейного воспитания называют систему приемов и методов, с помощью которых родители взаимодействуют с детьми. Психологи выделяют три основных стиля воспитания, кардинально отличающихся друг от друга по характеру эмоционального взаимодействия между родителями и детьми.

Авторитарный стиль. Этот традиционный тип воспитания ребенка в семье предполагает полное и безоговорочное подчинение младших старшим. Родители стремятся во всем контролировать ребенка, требуя от него покорности и послушания. Они стараются «подогнать» свое чадо под определенные стандарты, соответствующие их собственным представлениям о том, каким должен быть хороший ребенок. Основными воспитательными приемами здесь являются запреты и наказания. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, у них формируются такие качества, как безынициативность, низкая самооценка и пассивность. Кроме того, ребенок, который воспитывается в авторитарном стиле, обладает невысокими коммуникативными и социальными навыками.

Либеральный стиль. Данная форма воспитания ребенка в семье характеризуется проявлением со стороны родителей заботы, уступчивости и внимания. Она не включает каких-либо строгих мер воздействия на ребенка, а также системы правил и ограничений для него. По сути, этот стиль можно считать осознанным отказом родителей от воспитательного процесса как такового. Предполагается, что находящийся в атмосфере любви и вседозволенности ребенок самостоятельно усвоит принципы правильного поведения. Дети, которые воспитываются в таких семьях, становятся импульсивными, безответственными и несамостоятельными, часто у них формируется высокая тревожность и неуверенность в себе. Им сложно адаптироваться в новых коллективах, так как никто не научил их понимать требования и желания других людей и правильно реагировать на них.

Демократический стиль. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, принимают желания и потребности ребенка, учитывают его мнение, но в то же время стараются деликатно направлять его, прививая ему навыки правильного поведения. Они вырабатывают у ребенка умение самостоятельно принимать решения и формируют у него адекватную систему жизненных ценностей. Главными инструментами этого типа воспитания ребенка в семье являются личный пример родителей и ненавязчивое внушение, которое основывается на объяснении и убеждении. Ребенок вырастает ответственным, самостоятельным, открытым и дружелюбным.

Какой-то один из перечисленных стилей редко встречается в чистом виде. Чаще всего в современных семьях наблюдаются комбинации принципов каждого из них. Например, в отдельных сферах жизни родители могут проявлять авторитарность (учеба, нравственность ребенка), а где-то позволяют ребенку действовать по своему усмотрению (отношения со сверстниками, личные увлечения).

Зная принципы основных стилей семейного воспитания и понимая, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка, родителям проще оценивать эффективность системы воспитания, которая действует в их семье. Но главным фактором качественного семейного воспитания являются гармоничные отношения родителей и детей, при которых взрослые предоставляют ребенку свободу для самовыражения, но в то же время уверенно пользуются своим родительским авторитетом.

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661245/http://studopedia.ru/10_181920_roditelskie-ustanovki-strategii-i-stili-semeynogo-vospitaniya.htmlhttp://mezhdunami.net/dety/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-seme.html

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Главный принцип семейного воспитания

Педагогика в семье в первую очередь основывается на добром и спокойном отношении к ребенку. Родители должны быть милосердны и благожелательны в любой ситуации. В младенчестве дети здорово порт родителям нервы постоянным плачем, однако резкое и негативное отношение сильно влияет на их психику

Очень важно, чтобы мама и папа с первых дней жизни при ребенке всегда были в хорошем и спокойном настроении

Далее задача ребенка познать мир и сделать максимальное количество ошибок на доступной площади. Малыш не пытается навредить или взбесить родителей. Ему просто все интересно и задача окружающих нежно и мягко поправлять его, не кричать и не наказывать за незначительные проступки.


Главные задачи семейного воспитания

Жажда немедленного воспитания должна выражаться не в агрессии, а в ласке и понимании.

Чем взрослее будет ребенок, тем ему будет нужнее одобрение и поддержка родителей. Если он будет понимать, что семь всегда простит, поддержит и подскажет, он вырастет уверенной в себе и полноценной личностью, легко сможет в будущем бороться с возникающими проблемами, доверять и общаться с людьми.


Стили воспитания в семье

Рекомендации приемным родителям

В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств

Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение

Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку приобрести уверенность и уважение к себе.Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся

Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его

Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.

Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

  • Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
  • Не теряйте чувство юмора даже в сложных ситуациях;
  • Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
  • Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.

Вместо заключения

Если вы уже придерживаетесь (или планируете придерживаться) какой-либо определенной тактики воспитания (возможно даже не упомянутой нами), это не говорит о том, что вы не можете взять что-то полезное от других тактик. Например, от диктата можно взять умение быть авторитетом для ребенка, от опеки – проявление заботы, от конфронтации – умение вовремя указать на ошибки, от сосуществования – развитие самостоятельности, от сотрудничества – поддержка друг друга во всех начинаниях.

Главное, найти гармоничный баланс между самостоятельностью и опекой, авторитарностью и вседозволенностью, требовательностью и взаимоуважением.

Источники

  • Zvara BJ., Lathren C., Mills-Koonce R. Maternal and Paternal Attachment Style and Chaos as Risk Factors for Parenting Behavior. // Fam Relat — 2020 — Vol69 — N2 — p.233-246; PMID:33897080
  • Halty L., Halty A., Cagigal de Gregorio V. Support for Families During COVID-19 in Spain: The iCygnus Online Tool for Parents. // Child Psychiatry Hum Dev — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33864559
  • Estes A., Yoder P., McEachin J., Hellemann G., Munson J., Greenson J., Rocha M., Gardner E., Rogers SJ. The effect of early autism intervention on parental sense of efficacy in a randomized trial depends on the initial level of parent stress. // Autism — 2021 — Vol — NNULL — p.13623613211005613; PMID:33858234
  • Sabat C., Burke MM., Arango P. Parental styles and attitudes of fathers of children and adolescents with intellectual disability: Do parental styles and attitudes impact children’s adaptive behaviour? // J Appl Res Intellect Disabil — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33759322
  • de Aquino Goulart M., Vendrame É., de Aquino Goulart JT., Celeste RK. Parenting practices and oral impact on daily performance in southern Brazil. // J Public Health Dent — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33748965
  • Huye HF., Connell CL., Dufrene BA., Mohn RS., Newkirk C., Tannehill J., Sutton V. Development of the Impact of a Preschool Obesity Prevention Intervention Enhanced With Positive Behavioral Supports for Mississippi Head Start Centers. // J Nutr Educ Behav — 2020 — Vol52 — N12 — p.1148-1159; PMID:33308516
  • Schoeps K., Valero-Moreno S., Perona AB., Pérez-Marín M., Montoya-Castilla I. Childhood adaptation: Perception of the parenting style and the anxious-depressive symptomatology. // J Spec Pediatr Nurs — 2020 — Vol25 — N4 — p.e12306; PMID:32762136
  • Falicov C., Niño A., D’Urso S. Expanding Possibilities: Flexibility and Solidarity with Under-resourced Immigrant Families During the COVID-19 Pandemic. // Fam Process — 2020 — Vol59 — N3 — p.865-882; PMID:32663315
  • Bush NR., Wakschlag LS., LeWinn KZ., Hertz-Picciotto I., Nozadi SS., Pieper S., Lewis J., Biezonski D., Blair C., Deardorff J., Neiderhiser JM., Leve LD., Elliott AJ., Duarte CS., Lugo-Candelas C., O’Shea TM., Avalos LA., Page GP., Posner J. Family Environment, Neurodevelopmental Risk, and the Environmental Influences on Child Health Outcomes (ECHO) Initiative: Looking Back and Moving Forward. // Front Psychiatry — 2020 — Vol11 — NNULL — p.547; PMID:32636769
  • Gillespie BJ. Adolescent Intergenerational Relationship Dynamics and Leaving and Returning to the Parental Home. // J Marriage Fam — 2020 — Vol82 — N3 — p.997-1014; PMID:32612305

Что такое семья?

Чтобы разобраться, что означает слово семья, нужно посмотреть на это понятие с трех ракурсов:

  1. Социальный аспект подразумевает семью, как малую единицу, ячейку общества. У нее есть несколько задач – продолжение рода, обеспечение самих себя и своего быта, развитие общества. Это взгляд снаружи, так на семью смотрят чиновники, пишутся социальные программы помощи, поддержки и так далее.
  2. Семья как один из аспектов самореализации. С психологической точки зрения каждому взрослому человеку нужна пара. Находя ее, он получает не только юридически обозначенный союз, но и надежного жизненного партнера, свою опору и психологический комфорт. Семья помогает выжить, дает цели и мотивирует на достижения и развитие. Это взгляд изнутри, то, что видит каждый член семьи.
  3. Продолжение рода и педагогика. Содержание этого аспекта подразумевает, что семья нужна для создания и воспитания будущих поколений. Именно она является лучшим вариантом для полноценного и эффективного развития новой личности.

Что такое семья – определение В этой статье будет обсуждаться именно третий аспект, то есть, семейное воспитание ребенка, однако стоит отметить, что без гармоничного осознания первых двух частей определения результат может быть неудачным. Например, в странах третьего мира государство недостаточно правильно относится к оказанию помощи и поддержке семьи, как ячейки общества. Это приводит к тому, что многие живут в нищете, дети не получают образования, а иногда и достаточно еды. Результатом становиться высокий уровень детской преступности и смертности, распространение проституции и наркомании.

При этом, даже если в семье достаточно денег, и они имею права и возможности на нормальную жизнь, однако в ней нездоровая атмосфера, родители постоянно ругаются и обижают друг друга, ребенок вероятнее всего вырастет с внушительным списком комплексов и страхов.

Функции родителей по отношению детей

Особенности диалога с приемным подростком

Часто приемные подростки, как и другие их ровесники, спешат почувствовать себя взрослыми, оставаясь при этом эмоционально и ментально незрелыми. Что делать родителям, чтобы наладить контакт с приемным подростком и достичь взаимопонимания? Во-первых, проявлять не меньшую мягкость, чем с приемным малышом. Потому что колючему тинэйджеру, а особенно пережившему травму, ласка и любовь нужны не меньше, а порой и больше.

Для подростка нужно стать не только родителем, но и другом. Секретничайте, устраивайте вечерние чаепития. Рассказывайте о себе, чтобы вызвать ответную откровенность.

Чтобы наладить отношения с приемным сыном, отцу стоит попробовать посвятить его в свои хобби. Совместные увлечения — это мощный инструмент сближения между людьми.

Отношения матери и дочери — это огромный мир женских секретов. Наладить отношения с приемной дочерью помогут совместные дела — вместе испечь тортик или выбрать шторы в гостиную, спланировать фотосессию или придумать планы на выходные.

Даже наличие разногласий не должно становиться поводом для огорчений — попросите подростка озвучить альтернативу вашим предложениям. Прислушивайтесь друг к другу и не забывайте о поддержке.

Основные цели воспитания ребенка в семье

father and daughters

Воспитание подразумевает реализацию таких целей:

  • создание благоприятных условий для проживания и развития;
  • формирование основ культуры общения;
  • разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту, индивидуальных особенностей;
  • подготовка к жизни в социуме;
  • формирования уважительного отношения к прошлому, традициям семьи, народа, города, страны;
  • привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены;
  • формирование основ безопасности;
  • развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской деятельности;
  • приобщить к социокультурным ценностям;
  • ознакомить с миром природы;
  • развивать художественный вкус, приобщать к искусству.

Цели постепенно расширяются в зависимости от возраста ребенка. Так, первый год жизни – это знакомство с окружающим миром и родители должны разрешать ему это делать, проявлять положительные эмоции. Затем постепенно малыша знакомят с книгой, читают сказки, рассказы, вовлекают в игру. Дети в дошкольный период познают все через игру, отец с матерью должны активно включиться в этот процесс, став партнером ролевых развлечений. В это же время ребенка можно знакомить с искусством, продолжая эстетическое воспитание в школьном возрасте

Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость, принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для создания семьи

В старших классах чаду необходимо помочь выбрать профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Практически все цели показываются личным примером. Ребенок смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники), видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже принимают участие. Благодаря таким незначительным на первый взгляд событиям дети учатся ответственности, сопереживают родным. Трудовое воспитание реализуется с домашних обязанностей еще в малом возрасте (сложить игрушки на свои места), которые постепенно добавляются новыми. Взрослые учат детей ограничивать свои желания, когда это требуют определенные обстоятельства. Родители приходят на помощь, подбадривают того, кому плохо, тем самым ребенок учится сопереживать, заботиться.

Цели воспитания зависят, меняются от возраста ребенка. Личный пример влияет на воспитание подрастающего поколения.

Сотрудничество

Самым оптимальным вариантом детско-родительских отношений, среди описанных нами тактик семейного воспитания, многие эксперты называют сотрудничество. В этом случае черты индивидуалиста преодолеваются, уступая место чертам коллективиста. Ребенок чувствует себя членом семьи, участвует в ее делах и принятии решений.

Однако родителям нельзя забывать, что поддержка должна исходить не только с их стороны (помощь в учебе, обучение трудовым навыкам, поддержка в затруднительных обстоятельствах), но и со стороны ребенка. Это не значит, что нужно постоянно забивать ему голову взрослыми проблемами

Необходимо просто предоставлять ему возможность принимать самое активное участие в решении какого-либо важного вопроса для семьи (например, выбор места отдыха, выбор мебели, определение места жительства и т.д.).

Проблемы приемных родителей и детей

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются как приемные родители так и приемные дети – общественное мнение. Чаще всего положительным оно не бывает.

Соседи и знакомые, вместо ожидаемой похвалы в адрес родителей, начинают вести разговоры о том, что детей взяли из-за денег, в качестве физической помощи и так далее.

Такие разговоры могут отрицательно влиять на детей. Рано или поздно кто-нибудь обязательно скажет что-то подобное при ребенке, он может услышать такие разговоры от одноклассников в школе. Приемным родителям необходимо быть самим готовыми к этой ситуации и подготовить детей, научить правильно реагировать на подобные замечания.

Часто, опасаясь общественного осуждения, родители боятся нагружать приемных детей домашними обязанностями. Этого делать нельзя. Обязанности должны распределяться равномерно между всеми детьми с учетом их возраста и состояния здоровья.

Еще одной немаловажной проблемой является общение с бывшими родственниками, если они имеются. Приемные родители могут сами решать этот вопрос – запретить или разрешить

Если родственники или сам ребенок не захочет общаться, то проблемы не будет. Если у ребенка есть желание поддерживать отношения с прежними родственниками, то наложение запрета может пагубно сказаться на взаимоотношениях с новой семьей и вызвать конфликты. В этом случае приемным родителям лучше пойти на уступки, но при условии встреч только в их присутствии и на их территории. Со временем, ребенок может и сам отказаться от общения с бывшей семьей.

Некоторые дети сразу же начинают называть родителей «мама» и «папа», однако это всегда должно быть решение самого ребенка. Приемным стоит поинтересоваться у ребенка, как он хочет их называть, предложить самим. Но обязательно дать понять, что это только его выбор, который будет обязательно принят.

n1.doc

      4            

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯМЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯподкрепление, индентификацию, по­нимание.Подкрепление ценностным представлениям семьиИдентификация мамаПониманиеРОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМсреда обитания, где он защищен от неизвест­ности, опасности окружающего мира.Чувство защищенностипервый опыт созида­ния радости для других:заповедная зона,трудовые умения,ответственным, аккуратным, бережливым.психологический микроклимат семьи.направленность на других —эмоциональный по­кой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними.сознание своего «Я», своей обще­ственной значимости.пер­вое ощущение стыда, боли, отчуждения,чточувство совести,чем гостеприимнее семья, тем общительнее дети,главным человеком детства.постоянство окружения:Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции и обычаи.стиль жизни, коб устойчивости и надежности среды воспитания,бесценным ощущением защищенности, психологиче­ской безопасности и нравственной неуязвимости,ОТЕЦ И МАТЬ КАК ВОСПИТАТЕЛИестественных вос­питателей своих детей.способность сопереживать ре­бенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине.материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.аномальном внутри­утробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременно­сти.ответственного к себе отношенияОтношения, которые складываются между ребенком и матерью послe рождения, оказываются основой, на кото­рой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека.раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери.Для любознательныхтипы мамы и папы.Спокойная уравновешенная мама —Тревожная мамаТоскливая мамаУверенная и властная мама«Папа-мама» —«Мама-папа»«Карабас-Барабас».«Крепкий орешек» —«Попрыгунья-стрекоза» —«Добрый молодец», «рубаха-парень» —«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» —БАБУШКА И ДЕДУШКА(Петровский А. В.(Масару Ибуки.ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ КАК МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬис­точник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддер­жания телесного и душевного здоровья.нера­зумной, слепой любви,«кумир семьи»,«мамино (папино, бабушки­но) сокровище» —«болезненный ребенок».«ужасный ребенок».«козла отпущения»,«Золушки».Любящая семья — это семья, достигшая гармоничного взаимопо­нимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми — большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоцио­нальный тон. Разумная любовьТРЕБОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИдиктат, опека, мирное сосуществование на основе не­вмешательства, сотрудничество.ДиктатТребовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.ОпекаМирное существование на основе невмешательстваСотрудничествокомпетентность.отрицательном стимулиро­вании компетентностиположительное стимулирование компетентно­сти.АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙАвторитетвлияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.(Макаренко А.С.ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯсемей­ные традиции.истори­чески сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.Задания
      4            

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Психологические особенности приемных детей

Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав.

Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Самая главная психологическая проблема, которая есть всегда – отсутствие доверия к окружающим, боязнь, что снова предадут и бросят.

Ребенок может долгое время оставаться замкнутым и настороженным. В этом случает, от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление вызовет протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе.

Ребенок может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может считать себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Гиперопека

Основным родительским интересом становится удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, забот. Именно такие дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Ведь родители по сути изолируют свое чадо от реальности, не прививают им навыков решения проблем, а нередко – и навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: