Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:
1) Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Вопрос 2. Динамика развития
Психологи, работающие с одаренными детьми, — Н. С. Лейтес, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич — выделяют два основных пути их развития.
Первый путь — раннее развитие. Обычно в детстве начинают интенсивно развиваться умственная одаренность и специальные способности в области искусства и науки (например, музыкальные, математические). При этом ребенок проявляет свои способности ярко, достигает заметных успехов в одной или сразу нескольких видах деятельности. Окружающие его взрослые видят и ценят одаренность, связывают с ребенком большие надежды.
В отдельных случаях изначально заданный темп развития сохраняется, что приводит к выдающимся достижениям в зрелые годы. Тех, кто рано проявил себя и сохранил свой дар на протяжении взрослой жизни, относительно мало. Среди известных имен — В. Моцарт, Ф. Лист, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, А. С. Грибоедов.
Часто темп развития замедляется, и ребенок в лучшем случае на какое-то время «застревает» на достигнутом. Возможен и медленный, неуклонный спад после быстрого взлета, который в школьные и последующие годы болезненно воспринимается и самим ребенком, и его близкими, ожидавшими от него больших успехов.
Второй путь — одаренность остается не замеченной в детстве и проявляется позже. За периодом как бы замедленного умственного развития следует бурный подъем, когда ребенок совершенно неожиданно для окружающих начинает опережать сверстников и достигает значительных успехов. Часто это происходит в подростковом возрасте, как, например, у Ньютона, одаренность которого не проявлялась до 11 лет. Пример, ставший хрестоматийным, — биография А. Эйнштейна. А Эйнштейн считался совершенно неспособным ребенком и был исключен из гимназии в 15 лет. В Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза.
Предполагается, что есть и третий путь, который может быть пройден одаренными. Эти люди, получив от природы богатые задатки, не смогли реализовать свои потенциальные возможности на протяжении всей жизни. Для развития способностей недостаточно иметь хорошие задатки, нужно еще и трудиться: способности развиваются только в деятельности. Нет полноценно развертывающейся деятельности — и потенциал остается невостребованным, ни о каких значительных достижениях не может быть речи. Неразвитыми, видимо, могут остаться любые способности, но есть основания полагать, что среди не реализовавших свои способности людей особенно много творчески одаренных. Именно творческим натурам труднее всего приспособиться к жизни, найти свое место в обществе, добиться успеха, проявить свою незаурядность. Когда одна из крупных фирм США подбирала сотрудников с творческими способностями, они были найдены среди молодежи, не имевшей квалификации и стабильного заработка, — среди тех, кто торговал сигаретами вразнос и чистил обувь.
Рассматривая проблему раннего развития детей и прослеживая их дальнейший жизненный путь, Л. С. Выготский различает так называемых вундеркиндов («чудо-детей») и детей талантливых, истинно одаренных. Вундеркинд с раннего детства поражает окружающих какими-нибудь исключительными способностями — музыкальными, художественными, математическими, умением «по-взрослому» рассуждать. Причем удивление вызывают не сами по себе, допустим, математические способности, а то, что они проявляются так рано, у такого маленького ребенка. Такое ускоренное развитие, когда ребенок быстро проживает каждый возрастной этап, все время опережая сверстников, не является оптимальным, полезным. Большинство вундеркиндов становятся средними людьми или даже людьми со способностями ниже средних. Вундеркинд — это ребенок, у которого «все будущее в прошлом», это пустоцвет.
Если вундеркинд восхищает тем, что похож на детей более старшего возраста, то ребенок действительно одаренный, талантливый обращает на себя внимание качествами, свойственными его собственному возрасту, но только исчерпывающе, полнокровно развитыми. Для вундеркинда характерно забегание вперед, в его развитии есть признаки будущих возрастов; в развитии по-настоящему одаренного ребенка преобладают признаки, присущие его возрасту, но возрасту, необычайно творчески, богато переживаемому
Как отмечает Л. С. Выготский, взрослый гений отличается от каждого из нас не тем, что в 30 лет проявляет опытность, свойственную 90-летнему старцу, а тем, что те же особенности 30-летнего возраста доводит до гениальных размеров.
Таким образом, единственно плодотворным путем развития одаренности в детстве становится максимально полное раскрытие возможностей, появляющихся в каждый возрастной период, глубокое проживание ребенком каждого возраста, а не быстрое «забегание» вперед.
Сущность понятия «одаренность»
Определение 1
Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.
В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.
Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.
Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.
Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.
Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.
Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё. Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования
Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования
Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования. К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями
Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности
К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.
Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.
Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.
Замечание 1
Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.
Вопрос 4. Мифы об одаренных людях
Если обратиться к понятию «личность», то можно рассуждать о ее особенностях с позиции разных ученых. Так, например, А.Н. Леоньтев рассматривал «Личность — как субъект деятельности. Также, он высказывал мнение о том, что «Личность – это человек как существо общественное». И так далее.
Личность одаренного ребенка развивается по общим законам психического и психологического развития человека.
В то же время, одаренный ребенок и одаренный взрослый имеют специфические траектории и особенности развития личности. Ряд из них – могут выступать факторами риска или катализаторами процесса реализации феномена одаренности.
Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии у человека не только высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, но и о том, что системные, интеграционные процессы “внутри” самой личности, внутри субъекта интенсивны и вовлечены в процесс самореализации её потенциала.
Вспомнив, что современные позиции психологии состоят в том, что одаренность – это системное образование психики, можно полагать, что развитие этого феномена также имеет системный характер.
Поэтому правильнее говорить и определять для ребенка — ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ НЕ ОДАРЕННОСТИ , А ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ!
Часто можно слышать изречения об одаренных людях, которые, с научных позиций, являются мифами.
Вот лишь некоторые из них:
Миф 1. Интеллектуально высокоодаренные дети обладают потенциалом, который делает их одинаково одаренными во всех сферах.
Миф 2. Высокая одаренность является врожденной и на ее развитие окружающая среда не влияет (игнорируется роль социума).
Миф 3. Одаренность обусловлена интенсивным ранним обучением, деятельностью учителей, родителей, является результатом упорной работы (игнорируется генетический аспект).
Миф 4. Высокоодаренные дети — продукт честолюбивых родителей, желающих греться в лучах славы детей.
Миф 5. Высокоодаренные дети обладают хорошим душевным здоровьем.
Миф 6. Все дети — одаренные.
Миф 7. Высокоодаренные дети становятся знаменитыми взрослыми.
Миф 8. Высокоодаренные дети – психически не здоровы.
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
- Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
- Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
- Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
- Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
- Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Диагностика одаренности
Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как личность. Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.
Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.
Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном
Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова. Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики
Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности
Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.
Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:
- задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
- поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
- сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
- проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.
Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.
Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».
Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.
Сущность понятия «одаренность»
Определение 1 Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.
В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.
Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.
Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.
Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психологические особенности одаренных детей 480 руб.
- Реферат Психологические особенности одаренных детей 220 руб.
- Контрольная работа Психологические особенности одаренных детей 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.
Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё. Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру
Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования
Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования
К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.
Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.
Замечание 1
Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.
Послесловие
Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.
Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.
Способности одаренных детей
Каждый одаренный ребенок талантлив не вообще, а в определенной сфере. Специальная детская одаренность, имеющая отношение к творческой или физической сфере, более понятна взрослым. Что касается общей умственной одаренности, то родители часто недооценивают или переоценивают способности своего малыша.
Одаренному ребенку присуще своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает высокие достижения в деятельности, будь то интеллектуальные размышления или реализация творческих замыслов.
Такие дети значительно опережают своих сверстников в том направлении, где им дарован талант. По каким проявлениям можно предположить художественное дарование дошкольника, см. в статье Развитие творческих способностей.
Об умственной одаренности ребенка можно говорить по достижении им 5-ти лет. Более ранние успехи – слабое свидетельство особых умственных способностей. Только в старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность может направляться и побуждаться познавательной задачей, значительно повышая интеллектуальную активность ребенка.
Компетентное заключение об одаренности дошкольника может дать только специалист на основе диагностики способностей ребенка с применением соответствующих тестовых заданий. Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков, и для этого созданы специальные тесты. Например, общая умственная одаренность выявляется с помощью тестов Стенфорд-Бине, матриц Равена, методики Векслера.
Вопрос 3. Школьные проблемы одаренных детей, связанные с особенностями их развития
Школьные трудности одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие. Трудности неизбежны. Они возникают у всех одаренных школьников, потому что они в любом случае — нестандартные дети, во многом не похожие на своих сверстников.
Что больше всего раздражает в таких учениках школьных учителей? Знание того материала, который изучается в классе. Одаренному ребенку легко и скучно в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Когда учитель знает ответ на заданный вопрос, он может тем или иным способом выйти из положения: ответить коротко, отослать к литературе, предложить поговорить на перемене, наконец, пожертвовать временем на уроке, чтобы обсудить что-то интересное. Когда же вопрос требует конкретных знаний в узкой области, а учитель не читал нужной специальной литературы, он обрывает ученика, заставляет его заниматься тем, что делает весь класс. Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.
Одноклассники, со своей стороны, считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Кроме того, зачастую им просто непонятны и неинтересны те вопросы, которые занимают его и которые он пытается обсуждать со взрослыми и сверстниками.
Одаренные дети не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Они сосредоточены на своих интересах и не ориентируются в том, что интересует их собеседников. Они не умеют слушать другого, прерывают его, чтобы высказаться самим, часто поправляют собеседника, если он неправ или неточно выразил свои мысли. Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.
Возникновение школьных проблем наиболее тесно связано с проявлениями творческого начала. Но многие школьные неприятности присущи и более благополучным «интеллектуалам»: их тоже недолюбливают и не понимают сверстники, они тоже часто бывают неадекватны в общении. Крайней неприспособленностью (как творчески одаренные) они не страдают, но у них может появиться другая проблема — соперничество, сильное желание быть выше, лучше остальных, отгораживающее их от сверстников. Чтобы яснее представить такую личностную направленность, воспользуемся выдержкой из письма в журнал недавнего отличника — выпускника школы.
«Плох тот солдат, которых не мечтает стать генералом» — хорошая поговорка, но почему-то в реальной жизни такие солдаты многим не нравятся. В спорте главное — борьба за лидерство, борьба за победу. Разве не так и в жизни? Наряду с талантливыми, одаренными людьми немало и обыкновенных неудачников, имен которых никто никогда не узнает, кроме их друзей и родственников. Ну, ладно, они сидят себе тихо и в науке, и в искусстве, в любом другом деле и не рвутся в недосягаемые выси. Но зачем же обвинять в карьеризме тех, кто стремится полнее раскрыть свою личность? Да и разве это так уж безнравственно — желать быть первым, делать карьеру в честной борьбе? Да, я мечтаю стать генералом. Генералом в своей профессии. При чем же здесь карьеризм? Я просто хочу быть первым» (Лиханов А., 1983, с. 207).
Трудно однозначно оценить стремление быть первым. Как уже отмечалось, соперничество губит творческий подход к проблеме, но продуктивность обеспечивает. Для личностного роста оно, безусловно, неблагоприятно.
Как подчеркивают американские психологи, многие недостатки коренятся в достоинствах и, поскольку возможности одаренных детей выше, их недостатки могут быть крайне раздражающими.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:
1)Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2)Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
3)Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, что влечет за собой поразительное упорство и трудолюбие.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
4)Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеупомянутым признакам
Но даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая
Советы родителям одарённых детей
Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.
Совет 1. Обращайтесь к специалистам
Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.
Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 2. Пробуйте разное
Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.
Совет 3. Не давите
Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.
Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.
Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте
Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.
Совет 5. Уравновешивайте развитие
Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе
Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины
Совет 6. Ищите близких по духу
У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми
Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше
Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.
Совет 7. Проявляйте чуткость
Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.
Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть
Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.
Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.
Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.
Изображение на обложке: Siege Media / Dribbble