Как работать с одаренными детьми

Педагог и одаренный ребенок

Мы рассмотрели все виды одаренности. Работа с одаренными детьми также требует внимания, поскольку эти ребята уникальные и требуют особого отношения к себе. Итак, есть целый список форм работы с ними:

  • Педагог должен организовывать творческие мастерские для развития таланта детей.
  • Обязательны в практике отдельные групповые занятия, на которые приходят самые сильные дети из параллельных классов.
  • Педагог обязан проводить дополнительные факультативы по тем предметам, которые даются одаренным детям особенно легко.
  • В школе должны быть организованы кружки по интересам, где дети могли бы свободно реализовать свой потенциал.
  • Вместе с ребенком учитель должен заниматься исследовательской деятельностью.
  • Для разнообразия жизни детей, а также для повышения уровня их мотивации проводятся различные конкурсы, эстафеты, соревнования.
  • Одаренные дети должны принимать участие в различных олимпиадах и конференциях.
  • Если у ребенка действительно наблюдаются высокие достижения в определенной области знаний, то имеет смысл разработать для него индивидуальный план работы, по которому он будет работать совместно с педагогом.
  • Если в школе были выявлены действительно талантливые дети, то организовывается совместная работа с вузами определенной направленности. Это нужно для того, чтобы этот ребенок мог двигаться дальше, достигать еще больших высот и впоследствии имел возможность получить не только хорошее высшее образование, но и достойную работу.

Детская одаренность и потенциал развития

Что такое детская одаренность в принципе? Прежде всего, это наделенность ребенка определенными выраженными способностями

Но не менее важно и второе условие – стремление ребенка проявлять эти способности в деятельности и вдобавок испытывать свои возможности в новых ситуациях

Детская одаренность предполагает творческий потенциал, который включает и высокий уровень развития познавательных процессов, и наличие способностей, и потребностно-мотивационные рычаги, и личностные особенности ребенка. Этот творческий потенциал может развернуться, если будут тому способствовать условия.

Но в реальной жизни встречается много преград, подавляющих потенциал ребенка. Например, творческие задатки малыша могут быть чужды данной семье: ребенок наделен музыкальными способностями, в то время как его родители мало интересуются музыкой и не обращают внимания на это направление развития. Или же родители, заметив смышленость малыша, заваливают его интерактивными игрушками, чтобы тот надолго увлекся игрой и не отвлекал их от собственных дел.

Нет смысла рассчитывать на то, что, если ребенку посланы особые способности, то рано или поздно они проявятся. Детская одаренность нуждается в поддержке со стороны взрослых, но для этого они должны быть более осведомлены в данной теме.

Особенности детской одаренности

Развитие неординарных способностей ребенка в большой степени зависит от условий, которые ему обеспечивают взрослые. И это вовсе не развивающие игрушки, детские пособия и пр., хотя и они приносят пользу. Речь идет об иных условиях.

Психологическая безопасность проявляется в уважении к ребенку как к личности, каким бы маленьким он еще не был. В запретах и одергиваниях, в критике и безосновательном ограничении самостоятельности таланты не развиваются.

Психологическая свобода обеспечивается тем, что взрослые не допускают каких-либо ограничений в выражении ребенком своих чувств и переживаний. Малыш имеет полное право злиться, если у него что-то не получается; прыгать от радости, что ему удалась поделка, пусть и ценой измазанного клеем стола (многие взрослые пытаются в подобной ситуации вызвать у ребенка чувство вины).

При изучении детской одаренности рассматривают как интеллектуальный, так и личностный компонент. На развитие таланта определенно влияют три фактора:

  1. Задатки, заложенные в самом ребенке;
  2. Условия среды (какие условия созданы в семье, отношения с родителями и другими значимыми взрослыми);
  3. Личностный фактор (мотивация, познавательная активность ребенка).

Важна открытость опыту и доминирование самооценки. Если дошкольник ориентирован на результат, который похвалят взрослые, открытие для него не состоится.

Психологи практически единодушно заявляют, что стиль воспитания, преобладающий в конкретной семье, также сильно влияет на развитие одаренности дошкольника. Если родители подавляют ребенка своей авторитарностью, или с чрезмерной заботой ограждают малыша от самостоятельных действий, они не дают возможности развиваться его неординарным способностям.

Как семья может помочь талантливому ребёнку

Дети с особыми талантами обычно очень требовательны к своим родителям. Они постоянно находятся в движении и нуждаются в испытаниях для улучшения своих навыков. Чтобы они не убегали на километры от одноклассников, в свободное время следует выбирать необычные увлечения, не относящиеся к классной комнате. Они могут попробовать и развить свои таланты, изучая экзотический иностранный язык или играя в шахматы.

Также важно, чтобы одаренные дети не теряли контакта со сверстниками. Хотя они знают больше и думают быстрее, они эмоционально, социально и физически еще не полностью выросли, и им необходимо быть в контакте со своими сверстниками, чтобы развиваться

Разумными увлечениями одаренных людей, в зависимости от их таланта, являются:

  • различные курсы;
  • специальные лагеря отдыха;
  • необычные языки, такие как японский или китайский;
  • астрология;
  • специальные виды спорта;
  • молодежные исследования;
  • музыкальная школа.

Как родителям вести себя с одаренным ребенком

Учите его отдыхать

Талантливые дети часто очень требовательны к себе. Они не могут сидеть сложа руки, постоянно практикуются в том, что у них получается лучше всего, поэтому напряжены и беспокойны. Гуляйте вместе, освойте дыхание животом, выучите вместе несколько расслабляющих поз из йоги, на своем примере покажите, как иногда прекрасно просто побалбесничать.

Откройте ему способы для самовыражения

У талантливых детей, как ни странно, полно страхов и комплексов. Они понимают, что отличаются от других, и часто их это не радует – ведь таким детям сложно вписаться в компанию сверстников. Старый добрый дневник или модный блог – это отличный способ высказать все, что творится в душе. Не хочет или не любит писать? Не беда: есть много других способов творческого самовыражения – танцы, спорт, рисование, музыка. Помогите ребенку найти то, что поможет ему раскрыться.

Помогайте ему сосредоточиться

Талант – это не синоним дисциплине. Часто даже наоборот: чем одареннее ребенок, тем труднее ему заняться делом. Четкое расписание, понятные инструкции, здоровый распорядок дня, где есть место и учебе, и отдыху, точные сроки окончания выполнения заданий – все это очень нужно одаренным детям.

Найдите ему сильного наставника

Школьные учителя не всегда являются авторитетом для талантливых детей: материал урока преподносят, на их взгляд, скучно, сам материал неполный и устаревший, да еще и за невнимательность на уроке учитель ругает. 

Ребенку важно за кем-то тянуться. Одаренному – вдвойне: если его не вести за собой, от таланта ничего не останется

Найдите такого взрослого, который превратил свое увлечение в настоящее дело, открыл его с новаторской стороны, достиг в нем невероятных успехов. Будет ли это кто-то из окружения или лектор с канала на Youtube — не так уж и важно. Главное, чтобы, глядя на этого взрослого, ребенок вдохновлялся.

Полезная информация об одарённых детях

  • Исследования Джозефа Рензулли
  • Теория о гибком и фиксированном мышлении Кэрол Дуэк
  • Тесты на выявление способностей: тест креативности Торренса (для выявления творческих наклонностей) и Стэнфордский тест достижений (для оценки уровня интеллектуального развития)
  • Вебинары и Олимпиады на Учи.ру
  • «». Квинтэссенция отечественной научной мысли о детской одаренности

Материалы по теме:

  • «Теория без практики мертва, а практика без теории слепа»: как работают центры выявления и поддержки одаренных детей
  • Развиваем детскую одаренность: полезные советы для учителя
  • Как технологии меняют работу с талантливыми школьниками
Партнерский материал

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия

Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Виды одаренности

Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные и исполнительские психомоторные способности. Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера. Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают.Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени энергии упражнениям, достижению множества в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о самой необходимость выделения этого вида одаренности. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:

  • отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
  • большая независимость в суждениях;
  • тонкое чувство юмора;
  • отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
  • яркий темперамент.

Социальная одаренность («социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное по сути, определение просуществовало недолго, т.к. очевиден комплексный характер этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими. Р.Стернберг, психолог из Ильского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь резко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Ключевой особенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя

Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития

Одаренные дети

Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:

— Художественная


— Творческая


— Интеллектуальная


— Лидерская


— Академическая (научная)

«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.

Восемь интеллектуальных сфер

Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:

1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.

2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.

3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).

4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами. 

5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.

6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).

7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.

8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.

Различия между умными и одаренными

Плохое поведение бывает маркером одарённости

Плохие оценки и заметное социальное поведение не обязательно означают низкую успеваемость, они также могут быть результатом демотивации и смертельной скуки из-за одаренности. Если ребенку в классе постоянно не хватает сил, он либо полностью отключается, либо начинает дурачиться, нужно обязательно выяснить причины. Последствиями являются пробелы в знаниях и много гнева за его плохое поведение на работе.


Поскольку ребенок уже не чувствует себя комфортно в школе, он обычно полностью прекращает свои усилия. Есть риск так и остаться плохим учеником или даже сменить школу. Для многих родителей непонятно, что их умный и любознательный ребенок не развивает свои навыки в школе. Одаренных детей не так уж сложно распознать. И они тоже нуждаются в чётких границах и поддержке. Если ребёнку скучно, и он слишком быстро усваивает материал, можно подумать о более углубленном изучении предмета.

Специфика детской одаренности

Детская одаренность имеет свою особую специфику, которую необходимо учитывать. К одаренности взрослых эти пункты применять нельзя.

Иногда в детском возрасте одаренность можно спутать с быстрым развитием, быстрой обучаемостью. Каждый детский возраст уникален по-своему. Дети дошкольного и младшего школьного возраста невероятно быстро усваивают языки, ни один взрослый не способен выучить английский или немецкий так быстро, как это может сделать пятилетний ребенок. Когда они начинают взрослеть, способность уменьшается, но зато появляется интерес к литературе, некоторые подростки начинают писать стихи. И это нормальное явление для их возраста. У большинства это начинается сразу же после окончания школы. Подобные вещи нельзя назвать одаренностью. Дети взрослеют, в этот период одаренность может угасать

На этом этапе очень важно не упустить момент и выяснить, сможет ли ребенок превратиться в одаренного взрослого или же все свои таланты он оставил в детстве. Здесь следует говорить об уровне устойчивости одаренности. Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях

К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр. Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием. Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок. Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя

Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях. К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр

Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием. Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок

Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя.

Вопрос 4. Структура и критерии выделения видов одаренности

Очень часто трудности взаимодействия с одаренными детьми, проблемы развития их потенциала и личности вызваны неграмотным общением с одаренным ребенком, не учитывающим специфику его дара – его способностей или вида одаренности.

Что же такое – вид одаренности?

Можно ли его определить? Как рано можно это сделать?

Владеет ли современная психология методами выявления вида одаренности?

Одаренность имеет определенную структуру. Каждый вид одаренности, также, — имеет определенную структуру, в которую входит ряд компонентов.

Может ли психолог их диагностировать и делать профессиональные выводы о уровне развития потенциала ребенка?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных — качественно своеобразных видов одаренности, в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностей их проявления в тех или иных видах деятельности.

Вспомним, кого мы называем «одаренным ребенком».

«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (Рабочая концепция одаренности, 1998).

Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Критерии выделения видов одаренности:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

Наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности является классификация видов одаренности по критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики”. 1

По критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации

1. По критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации.

К основным видам деятельности относятся

  • практическая,
  • теоретическая (познавательная),
  • художественно-эстетическая,
  • коммуникативная
  • и духовно-ценностная.

Сферы психики представлены:  

  • интеллектуальной,
  • эмоциональной
  • и мотивационно-волевой сферами.

С учетом этих двух параметров классификации, могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, выделяют одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность.

— В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов.

— В художественно-эстетической деятельности выделяются хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.

— В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность.

— В духовно-ценностной деятельности отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Проблемы одаренности

Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. Любая девиация требует внимания психолога и вызывает непонимание со стороны общества.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети:

  • буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей;
  • потеря мотивации к обучению (программа слишком проста);
  • внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал.

Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В обычной школе у одаренных детей обязательно возникают проблемы с адаптацией.

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает неврозы, депрессии, расстройства. Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: