Характер и его акцентуации

История появления акцентуаций

Первым, кто начал изучать акцентуации, является Карл Леонгард, а уже после него эту тему затронул А. Е. Личко. Тип акцентуации может быть скрыт до тех пор, пока личность не попадет в экстренную ситуацию. Акцентуированные личности эмоционально переживают происходящее, что может привести к серьезным проблемам с психикой.

Достаточно большую популярность приобрела теория акцентуации характера Леонгарда. Однако особенностью данной теории стало то, что участвовали в опросе люди определенного возраста. Данный опросник был рассчитан исключительно на взрослых.

Личко же решил выявить акцентуацию характера у подростков. По его мнению, более разумным было изучение типов акцентуации у подростков, так как акцентуирование начинается именно в этом возрасте.

Психопатии и акцентуации характера у подростков

одного из основных исследователей психопатийДиагностическими критериями психопатий являются:

  • тотальность;
  • стойкость;
  • нарушение социальной адаптации.

https://youtube.com/watch?v=qOX6RgjgvSg

полового созреванияПоказателями, которые влияют на степень тяжести психопатий, являются:

  • тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций (срывов), фаз;
  • тяжесть социальных нарушений поведения;
  • степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации;
  • степень самооценки (критичности психопата к собственной персоне).

когда личность более или менее адаптированапериоды обострения или срывов

Психопатическое развитие и краевая психопатия

истинныхдефектноеНаиболее частыми типами дефектного воспитания, которые влияют на формировании психопатий, являются:

  • Гипопротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением. При этом гипопротекция не сводится к удовлетворению насущных нужд, то есть дети не ходят раздетыми и голодными. В основном, это касается недостатка внимания, заботы и истинного интереса родителей к делам подростка. Гипопротекция может быть и скрытой, когда контроль за поведением подростка как будто осуществляется, но на самом деле является лишь формализмом. Особенно опасен такой вид воспитания при акцентуации по неустойчивому и конформному типам. Как следствие, подростки оказываются в асоциальных компаниях и быстро перенимают дурной образ жизни. Также отсутствие заботы очень пагубно при гипертимной, эпилептоидной и шизоидной акцентуации.
  • Доминирующая гиперпротекция. Этот вид дефектного воспитания характеризуется чрезмерной опекой, мелочным контролем и даже слежкой. Такой постоянный контроль вырастает в целую систему постоянных запретов. В свою очередь, постоянные запреты и отсутствие возможности принимать хоть незначительные собственные решения путают подростка. Очень часто у детей и подростков создается следующая система ценностей – с взрослыми ему все нельзя, а его сверстникам все можно. Такой вид воспитания не позволяет подростку анализировать собственные поступки и учиться самостоятельности. Кроме этого подавляется чувство ответственности и долга, подросток перестает отвечать за собственные поступки. Наиболее опасна гиперпротекция для гипертимных подростков, поскольку она приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Подростки, или даже еще дети, бунтуют против притеснения самыми агрессивными методами.
  • Эмоциональное отторжение. Характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием заботы и привязанности. При этом виде дефектного воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, и что он обуза в жизни родителей. Часто такое дефектное воспитание протекает в рамках скрытого эмоционального отвержения со стороны родителей, когда они не признают истинных тягот с сыном или дочерью. Якобы здравый смысл подавляет в них это отвержение к детям как недостойное. Иногда подобное отвержение переходит в реакцию гиперкомпенсации в виде подчеркнутой заботы и утрированного внимания. Однако такое фальшивое отношение ребенок и особенно подросток хорошо чувствуют. Шизоидной подросток на подобную неискренность реагирует уходом в себя, возводя еще большую стену между собой и семьей. Неустойчивый тип бросается искать отдушину в компаниях друзей.
  • Условия жестоких взаимоотношений. Данный тип дефектного воспитания проявляется открытыми и суровыми расправами за мелкие проступки. При этом очень часто на ребенке просто «срывают зло». Однако жестокие отношения касаются не только ребенка или подростка. Подобная тяжелая и суровая атмосфера господствует во всем окружении. Очень часто жестокие расправы скрыты от посторонних взоров, и семья с виду выглядит «здоровой». Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений очень опасно для эпилептоидного и конформного типов. В данном случае отмечается высокий риск психопатического развития. Однако и на другие типы личностей душевное безразличие и избиения отражаются нездоровым образом. В таких семьях самый высокий риск развития психопатий.

Грань между нормой и патологией

Стараясь самостоятельно оценить степень своей или чужой адекватности, люди нередко задаются вопросом о том, где проходит грань между нормальной и патологической психикой и поведением. Различные акцентуации характера определяются как крайняя степень клинической нормы на границе с патологией.

Во второй половине прошлого столетия, а именно в 1968 году, немецкий психиатр К. Леонгард ввел понятие «акцентуация». Он определил ее как отклоняющиеся от нормы чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности.

Спустя девять лет, в 1977 году, уже советский ученый А. Е. Личко предложил использовать более точный и узкий термин «акцентуация характера». Именно эти два ученых (К. Леонград и А. Е. Личко) внесли неоценимый вклад в науку психологии, разработав близкие, дополняющие друг друга концепции и классификации акцентуаций.

Когда одни черты характера слишком гипертрофированны и ярко выражены, а другие подавлены, личность становится уязвимой перед определенным психогенным воздействием и испытывает трудности поддержания нормального образа жизни.

Чрезмерный акцент и заостренность тех или иных черт характера воспринимается человеком и его окружением как некая психологическая проблема, мешающая жить, и потому ошибочно классифицируется как психическое расстройство.

Истероидный тип

Истероидный тип – характерные черты: беспредельный эгоцентризм;

Ненасыщаемая потребность в сочувствии, восхищении, поклонении;

  • Демонстративность в поведении и эмоциональности (Жириновский);
  • Предпочтение ярких цветов;
  • Эмоциональная депрессивность при отсутствии глубоких чувств (импрессия – переживание; экспрессия – выражение);
  • Эмоциональная экспрессивность – часто средство манипуляции окружающими людьми, эмоциональный шантаж;
  • Склонны к          суицидальному демонстративному           поведению (суицидальность возникает как реакция на жизненные проблемы);
  • Болеют, симулируют (Наташа Ростова; до летального исхода обычно не доводят);
  • Актерские способности – с легкостью вживаются в любые роли (большинство актеров – истероиды);
  • Завышенный уровень притязаний в сочетании с неспособностью к кропотливому труду;
  • Наблюдается несоответствие между «я хочу» и «я могу» (есть желания отсутствуют способности);
  • Умеют «ловить          момент», находчивые;
  • «Вожаки на час» (лидер на время);
  • Склонны к рисовке, позерству, приукрашиванию себя и демагогии;
  • Защитные механизмы: отрицание, вытеснение (забывают неприятные моменты);
  • Форма и образ жизни: «на людях и для людей» (предпочитают дружить либо с известными и популярными людьми, либо с теми, кто создают им «выгодный фон», чтобы выглядеть лучше на невзрачном фоне);

«Слабые места», сложности:

1. Равнодушие и игнорирование со стороны окружающих;

Сложности психотерапевтической работы с истероидами:

Придя к психологу, основной целью их посещения является не излечение, а «светская беседа».

Факторы, влияющие на формирование акцентуаций характера

  1. Процесс воспитания. Обычно вызвано тем, что родители вовсе не контролируют ребенка или напротив, чрезмерно его опекают. Ребенку может не хватать любви, внимания, общения со сверстниками.
  2. Препятствия в развитии. Речь идет о периоде обучения в школе. Нередко устанавливается авторитарный и принуждающий стиль общения. Ребенок в школе должен чувствовать себя свободно и иметь все возможности для самореализации.
  3. Когнитивный кризис. Нередко при общении с окружающими у подростка возникают внутренние и внешние барьеры, что приводит к нервозным срывам.
  4. Дисгармония с внутренним Я. У человека появляются проблемы с самооценкой, он считает себя недостойным, возникает ощущение неполноценности.

Понятие характера и его черт

Определение 1

Характер представляет собой индивидуальное сочетание самых устойчивых, существенных особенностей человека. Они проявляются его поведении в качестве определенного отношения: к себе, к другим людям, к порученным задачам. Характер отражает основные волевые качества.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуя целостную организацию, называемую его структурой. Понятие «структура характера» включает две группы черт.

Определение 2

Черта характера представляет собой определенные особенности личности, систематически проявляющиеся в различных видах деятельности людей. С их помощью судят о вероятных поступках человека в определенных условиях.

По классификации черты характера можно разделить на 2 группы, к первой относятся те, которые выражают направленность личности. Они включают установки, потребности, идеалы и др. Вторая группа состоит из интеллектуальных, волевых и эмоциональных черт характера.

При анализе типов индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой) З. Фрейд отметил, что характер образуется посредством привычных способов приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно» и «Сверх-Я», а также типичных сочетаний данных способов между собой.

Таким образом, характер представлен сплавом врожденных свойств высшей нервной деятельности, включая приобретенные в течение жизни индивидуальные черты. Люди любого темперамента могут быть правдивыми, добрыми, тактичными или, напротив, лживыми, злыми, грубыми. Тем не менее, при влиянии определенного темперамента некоторые черты человек приобретает легче, другие сложнее. Так. для флегматика проще выработать организованность и дисциплину, а меланхолику — доброту и отзывчивость. Сангвиники и холерики с легкостью становятся хорошими организаторами и в целом склонны к общению.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Отличия между акцентуацией личности и личностным расстройством

  • Влияние на определенную сферу жизни. Акцентуация проявляется в специфических стрессовых и кризисных ситуациях, затрагивающих одну сферу жизни. Расстройство личности затрагивает все сферы жизни человека.
  • Временность. Чаще акцентуация характера проявляется у подростков и изредка во взрослой жизни. Серьезные психические расстройства развиваются и имеют тенденцию к усилению в дальнейшей жизни индивида.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации или полное ее отсутствие. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата индивидом способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Акцентуация, в отличие от расстройства личности, не мешает человеку адаптироваться в обществе и быть полноценным его членом либо «выбивает из колеи» на непродолжительное время.
  • Акцентуация характера может послужить толчком к формированию психопатии лишь в том случае, когда травмирующие факторы и воздействие слишком сильные и продолжительные. Также такое негативное воздействие может спровоцировать острые эмоциональные реакции и нервозы.

Акцентуация характера по Личко

Выделяют следующие типы акцентуаций по Личко:

  • гипертимный тип;
  • циклоидный тип;
  • лабильный тип;
  • астено-невротический тип;
  • сенситивный тип;
  • психастенический тип;
  • шизоидный тип;
  • эпилептоидный тип;
  • истероидный тип;
  • неустойчивый тип;
  • конформный тип.

Психастенический тип

фобиямикомпульсиямиГлавными чертами психастенического типа являются:

  • нерешительность;
  • склонность к рассуждению;
  • тревожная мнительность;
  • любовь к самоанализу;
  • формирование обсессий – навязчивых страхов и опасений;
  • формирование компульсий – навязчивых действий и ритуалов.

ипохондрияфутуристическая направленностьмать или отецпанических атакпоход в кино или выбор сока

Шизоидный тип

Другими характеристиками шизоидного типа являются:

  • изолированность;
  • неспособность устанавливать контакты;
  • снижение потребности в общении.

половой зрелостинеумением проникать в чужие переживаниянеумением разделять радость или печаль другогохоббине быть взаимосвязанаиначе будет расцениваться, как вторжение в личную жизньгимнастикоййогой

Эпилептоидный тип

Другими характеристиками эпилептоидного типа являются:

  • эмоциональная взрывчатость;
  • постоянное напряженное;
  • когнитивная (мыслительная) вязкость;
  • тугоподвижность;
  • инертность.

дисфорияэмоциональными

полового созреванияэмоциональными

Истероидный тип

Другими характеристиками истероидного типа личности являются:

  • повышенная внушаемость;
  • лживость;
  • фантазирование;
  • театральность;
  • склонности к рисовке и позерству;
  • отсутствие глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций.

порезыцитрамон, активированный угольнегативизмновый ребенок, новый муж матери

Промежуточные типы акцентуации

Промежуточными акцентуированными типами являются:

  • шизоидно-сенситивный;
  • шизоидно-психастенический;
  • шизоидно-эпилептоидный;
  • истероидно-эпилептоидный;
  • лабильно-циклоидный;
  • конформно-гипертимный.

Вариантами амальгамных типов являются:

  • шизоидно-неустойчивый;
  • эпилептоидно-неустойчивый;
  • истероидно-неустойчивый;
  • конформно-неустойчивый.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают
следующие основные типы акцентуаций характеров:
1) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
2) циклоидный — склонность к резкой смене настроения в зависимости
от внешней ситуации;
3) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость,
раздражительность, склонность к депрессии;
4) боязливый (сензитивный) тип — робость, стеснительность, повышенная
впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;
5) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность,
склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция
к образованию ритуальных действий;
6) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности в установлении
контактов (см. экстраверсия — интроверсия), эмоциональная холодность,
проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции
в процессе общения;
7) застревающий (параноидный) — повышенная раздражительность,
стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность,
повышенное честолюбие;
8) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность
поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с
накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева
(иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления,
чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;
9) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению
неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию
и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая
отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством
в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;
10) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности
с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость
(скачка мыслей);
11) дистимный, напротив, преобладание пониженного настроения
чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных
и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;
12) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность легко
поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений,
компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный
характер;
13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения
других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Классификация акцентуаций по Леонгарду

Самая первая научная классификация акцентуаций, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, также считается и типологией характеров. Она основана на оценке стиля общения индивида с окружающими его людьми.

Краткая характеристика двенадцати типов акцентуаций по К. Леонгарду:

  • Гипертимный – деятельный, оптимистичный, общительный, инициативный, безответственный, конфликтный, раздражительный.
  • Дистимный – серьезный, добросовестный, справедливый, пассивный, медлительный, пессимистичный.
  • Циклоидный – тип, попеременно проявляющий себя как гипертимный и дистимический.
  • Возбудимый – добросовестный, заботливый, неуживчивый, властный, раздражительный, вспыльчивый, ориентированный на инстинкты.
  • Застревающий – целеустремленный, волевой, требовательный, подозрительный, обидчивый, мстительный, ревнивый.
  • Педантичный – неконфликтный, аккуратный, добросовестный, надежный, занудный, нерешительный, формалист.
  • Тревожный – дружелюбный, исполнительный, самокритичный, боязливый, робкий, покорный.
  • Эмотивный – добрый, сострадательный, справедливый, слезливый, чрезмерно ранимый и мягкосердечный.
  • Демонстративный – обходительный, неординарный, харизматичный, самоуверенный, эгоистичный, тщеславный, хвастливый, лицемерный, склонный обманывать.
  • Экзальтированный – эмоциональный, влюбчивый, альтруистичный, непостоянный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  • Экстравертированный – активный, общительный, дружелюбный, легкомысленный, недальновидный, подверженный влиянию извне.
  • Интровертированный – сдержанный, принципиальный, неконфликтный, рассудительный, мало подвержен влиянию извне, замкнутый, упрямый, ригидный.

Краткая предыстория

Научное обоснование акцентуированных личностей Леонгарда практически сразу доказало свою правдивость. Однако распространялась она только на зрелых испытуемых. Младшие возрастные группы, не обладая соответствующей базой знаний, не могли отвечать на предложенные вопросы. Соответственно, установить их особенности и тонкости натуры не представлялось возможным.

Поиском решений занялся советский доктор психиатрических наук – А.Е. Личко. Он видоизменил тестирование Леогранда для возможности использования в детской возрастной категории, переработал предложенные типы характера, изменил названия, добавил новые виды. Он счел, что рациональнее всего исследовать яркие особенности юношей и девушек, так как в этот период проявляется личность и ее наклонности. Именно за счет изучения поведенческих проявлений во время взросления и сформировались новые виды, которые не наблюдаются в более зрелом возрасте.

Типы акцентуации характера

Типы акцентуации характера по Леонгарду

  1. Демонстративный. Человек старается произвести благоприятное впечатление у окружающих, обратить на себя внимания. Личность часто нахваливает себя, пытается казаться незаменимым персонажем в каждой ситуации. Большинство сказанного им является только его фантазией или же имеет малую долю правды.
  2. Застревающий. Характерна повышенная устойчивость аффекта, продолжительная эмоциональная реакция, переживания. Такие люди редко когда прощают неуважение и оскорбления в свою сторону. Они долго помнят обиды и при первой же возможности стараются отомстить обидчику.
  3. Педантичный. Такой человек чрезмерно аккуратен, пытается во всем поддерживать порядок, но при этом страдает нерешительностью. Перед принятием решения он будет долго продумывать каждый шаг, взвешивать все за и против. Такая личность боится перемен и брать на себя ответственность.
  4. Гипертимический. Такие люди всегда находятся в хорошем настроении даже без весомых причин. Отмечается повышенная активность, жажда к насыщенной жизни, ярким эмоциям и впечатлениям. Для такого типа характерна общительность, оптимистичность. Жизненные проблемы переживаются без особых трудностей.
  5. Возбудимый. Человек отличается чрезмерной импульсивностью. На его поступки и поведение в большей степени влияют инстинкты, влечения и порывы, а не рациональное понимание своего поведения. Для такого типа не знакомо понятие терпимость.
  6. Дистимический. Личность почти всегда пребывает в мрачном и плохом настроении, мыслит пессимистично, не видит ничего хорошего в жизни. Для дистимиков не свойственно веселье и активность.
  7. Экзальтированный. Основная черта – бурная реакция на случившееся. Такие люди очень восторженные, их радует каждая мелочь. Но также быстро впадают в печаль от плохих новостей.
  8. Циклотимический. Предполагает, что на смену гипертимическому типу приходит дистимический. Такое наблюдается довольно часто. В первом состоянии хорошие новости приводят не только к позитивным эмоциям, но и побуждают к действиям. Во втором состоянии плохие новости не только огорчают, но и приводят к апатии.
  9. Тревожный. Такой тип личности отличается чрезмерной тревожностью касаемо возможных трудностей, волнение за свое будущее. При этом реальные причины для волнения отсутствуют. Человек очень робкий, покорный, не уверен в своих силах.
  10. Интровертированный. Такие люди привыкли руководствоваться личным жизненным опытом. Человек часто копается в себе, погружается во внутренний мир и на время выпадает из реальной жизни. Больше думает, чем делает.
  11. Экстраветрированный. На человека имеет большое влияние мнение окружающих. Он не имеет четкой позиции, постоянно появляются новые мысли и мнения, которые формируются на основе сказанного другими людьми. Такие люди склонны к импульсивным действиям.
  12. Эмотивный. Основная черта личности – повышенная чувствительность. Такая личность очень добрая, мягкотелая, восприимчива, может расплакаться в любой момент, не таит долго обиду, быстро прощает.

Типы акцентуации характера по Личко

  • Явная – крайний вариант нормы. Проблемный характер проявляется на протяжении жизни. Это может быть не только в тяжелых жизненных ситуациях, но и в благополучных. В быту носит название «Психопат».
  • Скрытая – обычный вариант нормы. Проблемный характер проявляется чаще всего только в проблемных ситуациях, во время конфликтов с окружающими, в состоянии депрессии. В благополучных ситуациях это может быть совсем милый и уравновешенный человек.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: