Внешние ссылки [ править ]
В Wikiquote есть цитаты, связанные с: Croesus |
Викискладе есть медиафайлы по теме Креза . |
- «L’alliance lydo-spartiate», в Ktèma, 39, 2014, стр. 271–288 , Кевин Лелу
- Рассказ Геродота о Крезе; 1.6–94 ( из проекта Perseus , содержащий ссылки на английскую и греческую версии). Крез был сыном Алиатта и продолжил завоевание ионийских городов в Малой Азии , начатое его отцом.
- Карлос Парада — подробный рассказ о жизни Креза.
- Ливий , Крез , Джона Лендеринг
- Крез в энциклопедии древней истории
- Золотая монета Креза BBC подкасты из серии: «История мира в 100 объектах»
- Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Крез» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Королевские титулы | ||
---|---|---|
Предшественник Аляттеса | Король Лидии 595 – ок. 547 г. до н.э. | Преемник персидского завоевания |
Авторитетный контроль |
|
---|
Завоевание Лидии
Как говорилось выше, между 550 и 546 годами до н. э. царь Лидии заключил союз со Спартой. Он понимал, что война с Киром неизбежна, и рассчитывал на наемников, которых ему могла дать Спарта.
О войне Креза и Кира есть пространный рассказ Геродота и скупое свидетельство вавилонской Хроники Набонида. Оно сообщает, что Кир завоевал некую страну (название испорчено), убил ее царя и разместил там свой гарнизон. Этой страной считают Лидию, а убитым царем — Креза.
Согласно Геродоту, войну начал Крез. Формально он мстил за своего свойственника Астиага, но по факту хотел расширить владения Лидии. Кир попытался решить конфликт миром. Он предлагал Крезу стать его вассалом — царь Лидии сохранил бы свои владения в качестве зависимого правителя. Естественно, гордый Крез отверг такое предложение.
Фараон Египта Амасис отправил Крезу небольшое войско в качестве подкрепления. Кроме того, в армии царя Лидии были греки-ионийцы из зависимых от него полисов побережья. Кир попытался убедить их оставить Креза, но безуспешно.
Исход битвы при Птерии в 547 или 546 году до н. э. в Каппадокии остался нерешенным. После нее Крез увел свои войска на зимние квартиры. Кир, в свою очередь, вновь собрал войско и вторгся в Лидию.
Исход войны решался не только на границе царств, но и на побережье. Милет объявил о переходе на сторону Кира. В других греческих полисах Ионии шла борьба между сторонниками Персии и Лидии. Гражданин Эфеса Еврибат должен был набрать наемников для Креза на Пелопоннесе, но вместо этого перешел на сторону Кира. Скорее всего, история Еврибата была не единственной. Известно, что царь Персии наградил грека Питарка, передав ему доходы от семи полисов Малой Азии.
Новая битва между армиями Персии и Лидии состоялась недалеко от лидийской столицы Сард. Крез был разбит и укрылся в своей столице. Через две недели Сарды пали. Новость об исходе битвы достигла Спарты, когда спартанская эскадра готовилась отплыть на помощь Крезу.
Сокровища, накопленные Мермнадами, отправились в столицу Кира. Сарды стали столицей новой сатрапии, во главе которой был поставлен персидский военачальник Табал. Вслед за Лидийским царством Кир подчинил своей власти и греческие полисы, которые прежде были подданными Креза.
Смуты в Афинах и начало деятельности Солона
На рубеже VII-VI веков до Р. Х. борьба между народом и знатью в Афинах достигла большой остроты. Афинские аристократы (эвпатриды), пользуясь жестокими законами Драконта, беспощадно обращали бедняков в долговое рабство и даже продавали их за пределы Аттики. Один из видных горожан, победитель Олимпийских игр, Килон, сделал попытку захватить единоличную тиранию, обещая провести реформы в пользу народа, однако предпринятый им переворот был жестоко подавлен. Руководимая родом Алкмеонидов знать перебила всех участников «Килоновой смуты», дерзко нарушив при этом данную во имя богов клятву сохранить им жизнь. Смуты поставили афинское государство на грань гибели. Торговля и рыболовство остановились, промышленность была в застое, народ впал в бедственное положение, а законы о долговом рабстве применялись беспощадно. В народе поднялось глухое брожение и грозило перейти в открытый мятеж; при обнищании и раздраженности народа, происходили кровавые стычки, было много убийств и воровства. Наконец одному из самых знатных эвпатридов, Солону, человеку, горячо любившему родину, удалось убедить своих собратьев по сословию, что упорное сопротивление требованиям народа приведет к падению и владычество их и государство. Ненавидимые низами Алкмеониды согласились подчиниться тому, что будет решено комиссией по их делу, составленною из 300 эвпатридов. Комиссия признала их виновными в нарушении данной богам клятвы и решила, что они должны подвергнуться изгнанию. Они удалились; народ сторонился от них, когда они шли по улицам города в изгнание. И даже кости тех виновных в оскорблении святыни Алкмеонидов, которые умерли в эти годы, были выброшены из аттической земли, как оскверняющие ее.
Солон
Солон родился в 639 году. Ему было 39 лет, когда он совершил первое из великих дел своего благородного стремления служить благу родины. Он был человек сильного характера, гениальный, любознательный. В молодости Солон упорно занимался гимнастикой, занимался музыкой, учился, стал человеком превосходно, развитым и физически и нравственно. Афинские юноши следующих веков учили наизусть афоризмы, которыми Солон высказал результаты своих размышлений о жизни. Они содержались в стихах Солона, написанных в стиле элегии. До нас дошли отрывки этих поучений афинского мудреца. Солон излагал в них свои мысли о ходе жизни человека, о стремлениях и обязанностях человека в разные возрасты, о шаткости всех человеческих расчетов, о неравенстве состояний, неодинаковости характера людей и судьбы их. Солон порицал жадное стремление к чрезмерному богатству, скорбел о бедных, говорил нарушителям справедливости о гневе : Зевс долготерпелив, но когда преступления превышают меру его терпения, он поражает беззаконников, как молния весенней грозы, и карает детей за злые дела отцов. Лучше напрасной жадности наслаждение скромным благосостоянием. Сокровищами не откупишься от смерти. В элегиях Солона та же бодрость духа, та же сдержанность характера, та же гармоническая уравновешенность душевных сил, как в его жизни. Солон говорил, что должно наслаждаться и любовью и вином и дарами муз; что счастлив человек, у кого здоровые дети, у кого есть и быстрые кони и охотничьи собаки, кого посещают гости из чужой земли; он желает, чтоб его пожалели, когда услышат о его смерти; – Солон любил жизнь и её радости, но любил разумно; в его элегиях мы постоянно видим человека, избравшего своим девизом изречение: «Воздерживайся от излишества».
Очищение Афин Эпименидом Кносским
Прежде всего надо было избавить афинян и от тяготевшего над ними чувства, что боги прогневаны на них за оскорбление святилищ казнью соучастников мятежа Килона. В Аттике были после этого неурожаи, заразные болезни; они считались посылаемыми в наказание народу от богов, и дух его был угнетен страхом. При таком подавленном настроении афинян, продолжавшемся даже и после изгнания Алкмеонидов, невозможно было исцелить бедствия, произведенные раздорами; потому Солон призвал в Афины пользовавшегося величайшим уважением у всех греков жреца-прорицателя, критянина Эпименида Кносского, чтоб он жертвоприношениями и обрядами очищения примирил богов с прогневавшими их афинянами.
Эпименид Кносский был благочестивый человек с глубоким нравственным чувством, импонирующим характером и могущественным даром слова. О нем говорили, что он, как это делали восточные пророки и святые, провел иного лет в отшельничестве, питался только плодами и кореньями; что он много лет пролежал в пещере, объятый глубоким сном, и получил откровения от Зевса критского. Он дружил с Солоном и охотно принял его вызов приехать в Афины, примирить народ с богами. Он воздвиг в Афинах новые жертвенники, совершил жертвы на них, совершил обряды очищения, торжественным процессии. Таким образом, Эпименид при участии Солона очистил от осквернения холм Ареса, храмы и весь город; народ почувствовал себя примиренным с богами и получил веру в то, что они будут милостивы к нему. Правительство хотело наградить Эпименида Кносского, предлагало ему целый талант; он отказался, и возвращаясь на родину взял только ветвь с оливкового дерева Афины. Афиняне поставили в честь его статую; он был изображен сидящим и задумавшимся. Следующие поколения рассказывали о нем легенды, исполненные чудес, и придававшие его жизни сверхъестественную продолжительность.
Ободрившись своим примирением с богами, афиняне почувствовали доверие к своим силам и стали способны действовать отважно. Они показали это, вскоре потом предприняв, по предложению Солона, священную войну против города Криссы в защиту дельфийского оракула; их союзниками были Сикион и фессалийцы
Разрушив Криссу, проклятую амфиктионами, они приобрели себе признательность дельфийцев и поддержку влиятельного Дельфийского оракула. Глава семейства Алкмеонидов, Алкмеон, сын Мегакла, получивший вместе с другими изгнанниками позволение возвратиться на родину, действовал в этой войне очень энергично и своим усердием к Дельфийскому храму снял со своего рода проклятие. Одержав позже победу в состязании колесниц в Олимпийских играх (572 г.), он приобрел новую честь своему роду и своему отечеству.
Личная жизнь
Некоторые биографы утверждали, что в молодости возлюбленным Солона был его родственник Писистрат. При этом, все тот же Плутарх писал, что правитель имел слабость к красивым девушкам.
Историки не нашили никаких упоминаний о потомках Солона. Очевидно, он просто не имел детей. По крайней мере, в последующие столетия не обнаружилось ни одного деятеля, который бы принадлежал к его родовой линии.
Солон общается с царем Крезом во время своих путешествий
Солон был очень набожным человеком, что можно проследить в его поэзии. Интересен факт, что причину всех бед и несчастий он видел не в богах, а в самих людях, которые стремятся к удовлетворению собственных желаний, а также отличаются тщеславием и самонадеянностью.
Очевидно, еще до начала политической карьеры Солон был первым афинским поэтом. До наших дней дошло множество фрагментов его произведений различного содержания. Всего сохранилось 283 строки из более 5 000 строк.
К примеру, Элегия «К самому себе» дошла до нас полностью только в «Эклогах» византийского писателя Стобея, а из 100-строчной элегии «Саламин» сохранилось 3 фрагмента, насчитывающих всего 8 строк.
Крез и Солон: история с моралью
Ко времени расцвета могущества Креза Геродот относит историю о встрече царя Лидии с афинянином Солоном. Крез показывал гостю из Греции свои богатства и спросил, кого он считает самым счастливым человеком в мире. Царь ожидал, что Солон назовет самым счастливым его, но вместо этого гость рассказал ему о афинянине Телле, который увидел, как растут его сыновья и внуки, и в старости погиб в бою за Афины. Вторыми по счастью оказались аргосские атлеты Клеобис и Битон, вместо быков впрягшиеся в колесницы, чтобы доставить в храм свою мать — жрицу Геры.
Солон сказал Крезу, что сможет ответить на вопрос, насколько царь Лидии счастливый человек, только когда его жизнь подойдет к концу. По Геродоту, Крез вспомнил об этом разговоре, когда шел на казнь.
Солон отправился в путешествие на восток после проведения реформ в 590-е годы до н. э. Хотя сам факт путешествия признают реальным, историю о встрече афинянина с царем считают выдумкой.
Многие авторы писали, что Солон был в Египте и Лидии. Но только Геродот, что его собеседниками были фараон Египта Амасис и Крез, правившие в 550-е годы до н. э. Противоречие заметили уже в древности, и на его основании считали рассказ о встрече Солона и Креза вымыслом. Диоген Лаэртский нашел решение, перенеся путешествие Солона на несколько десятилетий вперед
Плутарх считал рассказ важной характеристикой высокого нрава Солона и не считал возможным отвергнуть его из-за «каких-то хронологических канонов».
История о визите Солона к Крезу всегда идет в паре с историей об отмене казни Креза Киром после того, как поверженный царь Лидии рассказал победителю о словах афинянина. Эта история — вымысел. Она должна была проиллюстрировать слова о переменчивости человеческого счастья.
Лидийское царство: династия Мермнадов
Царь Лидии Крез был одним из соперников Кира в борьбе за власть над Азией. Имя этого царя стало нарицательным, а сохраненные Геродотом истории — основой для произведений искусства в Новое время. В итоге легенда о Крезе заслонила реального царя.
История династии лидийских царей Мермнадов известна благодаря сочинению Геродота. Основателем династии был полководец Гигес, свергнувший и убивший царя Лидии Кандавла. Этот царь первым завязал контакты с греками и со святилищем в Дельфах. Его золотые и серебряные дары святилищу стояли там еще во времена Геродота.
Гигес и его преемники пытались завоевать греческие полисы на побережье. Им удавалось подчинять на короткое время греческие города, но сильнейший из них, Милет, отражал все нападения.
Дед и отец Креза, цари Садиатт и Алиатт, много лет воевали против Милета. Они опустошали землю вокруг города, разбивали милетян в бою, но взять город не смогли. Мир между Лидией и Милетом был заключен при посредничестве Дельф. В дальнейшем сын Алиатта Крез продолжал поддерживать связи со знаменитым святилищем.
Реформы Солона
Положением на 594 год до н.э. Солон считался наиболее авторитетным политиком, которого поддерживал и Дельфийский оракул
Важно отметить, что к нему проявляли благосклонность как аристократы, так и простой народ
В тот период биографии мужчина был избран архонтом-эпонимом, имевшим в своих руках большую власть. В ту эпоху архонтов назначал Ареопаг, но Солона, по-видимому, избрало народное собрание ввиду особенной ситуации.
Согласно древним историкам, политику предстояло примирить враждующие стороны, чтобы государство смогло развиваться максимально быстро и эффективно. Самой первой реформой Солона являлась сисахфия, которую он называл своей важнейшей заслугой.
Благодаря данной реформе в государстве отменялись все задолженности наряду с запретом долгового рабства. Это привело к устранению ряда социальных проблем и экономическому развитию. После этого правитель распорядился ограничить ввоз товаров из-за границы, чтобы поддержать местных торговцев.
Далее Солон сосредоточился на развитии сельскохозяйственной отрасли и ремесленного производства. Интересен факт, что родителям, которые не смогли обучить своих сыновей никакой профессии, запрещалось требовать того, чтобы дети заботились о них в старости.
Правитель всячески поощрял производство оливок, благодаря чему оливководство стало приносить большую прибыль. В данный период биографии Солон занялся разработкой денежной реформы, введя в оборот – эвбейскую монету. Новая денежная единица способствовала улучшению торговли между соседними полисами.
В эпоху Солона были проведены очень важные социальные реформы, включая разделение населения полиса на 4 имущественных разряда – пентакосиомедимны, гиппеи, зевгиты и феты. Помимо этого, правитель образовал Совет Четырехсот, который служил альтернативой Ареопагу.
Плутарх сообщает, что новообразованный Совет готовил законопроекты для народного собрания, а Ареопаг контролировал все процессы и гарантировал охрану законов. Еще Солон стал автором постановления, согласно которому любой бездетный человек, имел право завещать свое наследство кому пожелает.
Дабы сохранить относительное социальное равенство политик подписал указ о введении земельного максимума. С того времени состоятельные граждане не могли владеть участками земли сверх установленной законом нормы. За годы своей биографии он стал автором ряда важнейших реформ, повлиявших на дальнейшее становление Афинского государства.
После окончания архонтства реформы Солона нередко подвергались критике со стороны разных социальных слоев. Богачи сетовали на то, что их права урезались, тогда как простой народ требовал еще более радикальных перемен.
Многие советовали Солону установить тиранию, однако он наотрез отказывался от подобной идеи. Поскольку в ту эпоху во многих полисах правили тираны, добровольный отказ от единовластия был уникальным случаем.
Свое решение Солон объяснял тем, что тирания навлечет позор как на него самого, так и на его потомков. Кроме этого, он являлся противником любой формы насилия. В результате, мужчина решил оставить политику и отправиться в путешествие.
На протяжении десятка лет (593-583 гг. до н. э.) Солон побывал во многих городах Средиземноморья, включая Египет, Кипр и Лидию. После этого он вернулся в Афины, где продолжали успешно действовать его реформы.
Согласно свидетельствам Плутарха, после продолжительного путешествия Солон уже мало интересовался политикой.
Погребальный костер: гибель Креза и легенда о нем
Геродот, а вслед за ним и другие авторы, сохранил рассказ о том, что Кир в последний момент пощадил Креза, впечатленный его рассказом о встрече с Солоном. Бывший царь стал советником своего победителя, а затем и его сына Камбиса.
Геродот описывает жизнь Креза при дворе персидских царей. Вскоре после завоевания лидийцы восстали. Кир хотел обратить их за это в рабство, но бывший лидийский царь отговорил его от такого решения. Крез посоветовал царю запретить лидийцам носить оружие и приказать им учить детей игре на кифаре и мелочной торговле.
Перед войной с массагетами на военном совете Крез вопреки мнению других полководцев, выступавших за оборонительную стратегию, посоветовал Киру самому напасть на них. Кир последовал этому совету и погиб.
Позже сын Кира царь Камбис в гневе хотел убить Креза, но бывший царь убежал. Камбис приказал страже найти и убить Креза, но воины, зная переменчивый характер повелителя, предпочли спрятать его советника, пока царский гнев не прошел. Успокоившись, Камбис обрадовался, что Крез жив, но все равно казнил ослушавшихся его воинов. Больше последний из Мермнадов не упоминался в «Истории» Геродота.
Такова история Креза, изложенная Геродотом. Но другие современные событиям источники говорят иное. И, основываясь на них, можно не сомневаться, что царь погиб вместе со своим царством.
Поэт Вакхилид, современник Геродота, в одной из своих од рассказывает об участи Креза. Согласно ей, царь Лидии не хотел стать рабом завоевателей. Он приказал сложить перед своим дворцом костер и поднялся на него с женой и дочерями. Оттуда Крез воззвал к Аполлону и напомнил ему о своих дарах святилищу в Дельфах.
После этого Зевс погасил пламя, а Аполлон перенес царя и его семью в счастливые земли гипербореев. Такой участи Крез удостоился за свое благочестие. Можно предположить, что Крез действительно покончил с собой на костре, а затем была придумана история о спасении его богами.
Примеры самосожжения вместе с семьей, чтобы не попасть в плен к завоевателям, известны. Также поступили ликийцы и кавнии, когда после Лидии персы вторглись в их земли. Из истории VII века до н. э. известны схожие примеры в Ассирии.
Смерть Креза была популярным сюжетом в Греции того времени. Сохранилась аттическая краснофигурная ваза, изготовленная на рубеже VI и V веков до н. э. Художник изобразил царя взошедшим на погребальный костер. Крез одет в царское облачение и держит чашу для последнего возлияния богам, в то время как слуга готовится поджечь костер.
Интересно, что художника, сделавшего изображение, звали Мисон. Это может указывать на происхождение его или его предков из малоазийской области Мисии, находившейся под властью царей Лидии.
Судьба Креза в изложении Геродота стала иллюстрацией тезиса о переменчивости судьбы. Царь погиб, потерпев поражение, и вместе с ним погибла Лидия как независимое царство.
Отъезд Солона из Афин
Вскоре против Солона выступили и ущемленные им крайние представители старой знати, и низшие слои демоса, находившие его реформы недостаточными. Солон решил удалиться на некоторое время из государства, главою которого был в продолжение нескольких лет; ему надобен был отдых от долгого труда. Солон хотел удовлетворить свою любознательность путешествием по востоку; но главные мотивы его отъезда были другие: он хотел дать новым законам время укорениться без личной поддержки его личным авторитетом; он желал устраниться от требований, чтоб он делал перемены в них. Взяв с граждан обещание сохранять десять лет его законы, не изменяя в них ничего, Солон удалился из отечества. Говорят, что Солон во время своего десятилетнего добровольного изгнания посетил в Малой Азии знаменитого царя Лидии, Креза, побывал в Египте, слушал рассказы ученых саисских и гелиопольских жрецов о давних временах. Он был на Кипре, где позже чтили память этого мудреца, присоветовавшего их царю Филокипру переселиться на прекрасную приморскую равнину; царь послушался и основал новую столицу, названную Солами – в честь Солона. Но Солону предстояло еще испытать много тяжелых огорчений, – ему предстояло видеть свою родину вновь терзаемою ожесточенным раздором партий, существеннейшие части своего великого дела уничтоженными. Возвратясь с Кипра, он нашел афинское государство в очень взволнованном состоянии. Некоторые из влиятельных эвпатридов были во вражде между собою; каждый искал союзников, и скоро сформировались три партии: они группировались около трех сильных эвпатридских родов, Алкмеонидов, Филаидов и Писистратидов; каждая из них, руководимая знатным честолюбцем, стремилась захватить в свои руки всю власть.
Солон в борьбе за Саламин
Незадолго до этого жители Мегары отняли у афинян важный по своему положению остров Саламин. Пока Саламин оставался во власти врага, афинская торговля не могла возобновиться, торговый и промышленный класс населения не мог быть избавлен от бедственного положения. Необходимо было, чтоб афиняне мужественным делом возвратили себе доверие к своим силам, освободили себя от блокады, стеснявшей их деятельность. Но предлагать возобновление военных действий против Саламина было запрещено под страхом смерти, так как прежние попытки к этому завершились тяжкими неудачами. Однако Солон нашел способ преодолеть это запрещение. Он притворился потерявшим рассудок, втеснился в толпу во время народного собрания и стал с горячим воодушевлением декламировать элегию «Саламин», написанную им для возбуждения афинян к задуманному им делу. Эту элегию заучивали наизусть афинские юноши следующих веков. Солон живо описывал афинянам унижение, в каком находятся они. Скоро, при встрече с афинянином, другие греки будут говорить: «Это афинянин, это один из бежавших в Саламинской войне». Афиняне обрекли себя на позор. Толпа понимала, на какую мысль Солон наводит этими упреками, и когда он воскликнул: «К оружию! В бой за Саламин! Возвратим себе наш милый остров, сокрушим постыдное иго!» – из народа выступили 500 человек и сказали, что они идут за ним в бой. Экспедиция отплыла на двух кораблях и на рыбацких лодках; нападение было неожиданное, дело было решено первою атакой; мегаряне были побеждены, Солон предложил им свободный пропуск, и они покинули остров. Земли его были розданы пожелавшим поселиться на нем афинянам. Блокада афинских пристаней прекратилась, афиняне снова стали господами своего моря и могли теперь без стыда смотреть в глаза людям. Правда, через некоторое времени, воспользовавшись раздором партий в Афинах, неприятель снова овладел Саламином. Но Солон отдал это дело на суд спартанцев, и по их приговору остров был возвращён афинянам.
Биография Солона
Солон появился на свет около 640 года до н.э. в Афинах. Он происходил из знатного рода Кодридов. Повзрослев, он был вынужден заняться морской торговлей, поскольку испытывал финансовые трудности.
Парень много путешествовал, проявляя живой интерес к культуре и традициям разных народов. Некоторые биографы утверждают, что еще до того, как стать политиком, он был известен как талантливый поэт. В тот момент биографии на его родине наблюдалась нестабильная ситуация.
В начале 7 столетия до н.э. Афины были одними из многих греческих полисов, где действовала – политическая система архаического афинского полиса. Государством управляла коллегия из 9 архонтов, занимавших свою должность на протяжении одного года.
Очень важную роль в управлении занимал Совет Ареопага, где пожизненно находились бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса.
Афинский демос находился в прямой зависимости от аристократии, что вызвало недовольство в обществе. Одновременно с этим афиняне воевали с Мегарами за остров Саламин. Постоянные разногласия между представителями аристократии и закабаление демоса, негативно воздействовали на развитие афинского полиса.
Итоги деятельности Солона
Реформаторская деятельность Солона в Афинах заняла, вероятно, лет десять времени (вероятно, 594–584 годы до Р. Х.). Его законы (thesmoi) были вырезаны старинным греческим способом письма на деревянных досках (строки шли поочередно слева направо и справа налево, составляя изгибы одной непрерывной линии, как борозды нивы; эта манера письма и называлась «бороздоподобной», bustrophedon). Доски с законами Солона были поставлены в под охраной Афины Паллады, и каждый мог теперь узнавать все законы сам. Этим было завершено великое дело реформы учреждений и составления законов. Государственный быт получил прочную новую основу. Солон мог быть доволен тем, как исполнил принятую на себя обязанность. Он устранил справедливыми своими постановлениями раздор сословий и политических партий, избавил поселян и небогатых горожан от нищеты и рабства, вверил охранение независимости и блага родины свободным владельцам земли; он сделал все, что было возможно, для поддержания старых форм общественного быта и для упрочения религиозных обычаев. Солон предоставил знатному сословию такие привилегии, которые должны были склонить в пользу новых учреждений эти старые роды, обладавшие наследственною правительственною опытностью, и с тем вместе он вложил в преобразованную им государственную организаций элементы прогрессивного развития. Солон оживил новым духом старые формы, стеснявшие общество своею мертвою неподвижностью, видоизменил их сообразно новым потребностям народа; бесплодное поле он обратил в зеленеющую ниву. Он сохранил наследие старины, но обновил его, сделал его способным к возрастанию. Однако, хотя Солон всячески старался сберечь старину, он дал государственному быту такой характер, что она должна была исчезнуть. Новые поколения обратили свою деятельность на развитие тех элементов его законодательства, которые были новыми, и они скоро разрослись так, что подавили все, остававшееся от старины в законах Солона. Но и во времена полнейшего развития демократических учреждений афиняне продолжали любить свое прошлое, с гордостью называли Солона основателем тех учреждений, какие государство имело в их время. Они любили придавать своим демократическим учреждениям характер древности и легитимности, называя основателями их Тезея и Солона. Законодательство Солона, при всех последующих переменах, действительно оставалось прочною основою государственного устройства Аттики.
Солон своими законами легализовал те естественно развивавшиеся социально-экономические и политические отношения, которым не давали хода эвпатриды, стоявшие у власти до Солона. Реформы Солона проводились более всего в интересах среднего класса и не понравились многим эвпатридам. Деятельностью Солона были недовольны и беднейшие слои демоса, которые требовали широкого передела земель с изъятием части их у эвпатридов. Но Солон на это не пошел. Цензовая реформа Солона ограничивала права бедных граждан.