Эмоциональная неустойчивость

Симптомы эмоциональной лабильности

В психологии выделяется два типа эмоциональной лабильности:

  • Пограничная
  • Импульсивная

Каждому из типов свойственен собственный набор симптомов. Рассмотрим каждый из них детальнее.

Пограничный тип

Полное название этого состояния согласно МКБ-10 – «Эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип», но гораздо чаще можно услышать сокращенную формулировку: «Пограничное расстройство личности». Для него характерны такие симптомы как:

  • излишняя впечатлительность;
  • аффективная лабильность (слишком яркие и нестабильные эмоции);
  • хорошо развитое и плохо контролируемое воображение;
  • подвижность когнитивного восприятия;
  • болезненная реакция на внешние помехи, возникающие на пути к цели, а также на собственные ошибки, неудачи и провалы;
  • гиперболизированное восприятие всех внешних событий;
  • постоянные стрессы, связанные с излишней чувствительностью.

Пограничный тип эмоциональной лабильности характерен для маленьких детей, которые ещё не знают, что такое ответственность. Они очень капризны, а свои желания ставят выше правил и запретов, навязываемых взрослыми

В подростковом возрасте данный тип эмоциональной нестабильности приводит к неусидчивости, постоянным переменам в настроении, частым фрустрациям, неспособности концентрировать внимание на учебе

Во взрослом возрасте эмоциональная нестабильность пограничного типа делает человека слабовольным. Он плохо справляется с жизненными испытаниями, быстро сдаётся, столкнувшись с трудностями. Это связано с тем, что такие люди крайне болезненно переносят даже малейшие неудачи. Они быстро впадают в зависимость от алкоголя и наркотиков, легко поддаются другим вредным привычкам, помогающим им отвлечься от их болезненных переживаний.

Эмоциональная лабильность – это серьезная помеха для личных отношений. Люди, вынужденные жить с пограничным типом данного расстройства, очень сильно привязываются к близким. При этом они часто бывают невыносимыми и навязчивыми, постоянно требуют внимания, а когда получают его, начинают вести себя агрессивно и ревниво, отталкивая от себя тех, в ком нуждаются больше всего

Также они часто пытаются привлекать внимание или шантажировать близких показательными суицидальными намерениями

Импульсивный тип

В МКБ-10 данное состояние называется «Эмоционально неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип», но чаще используется сокращенное название «Импульсивное расстройство личности». Такие люди ведут себя крайне несдержанно и импульсивно, если злятся на себя, могут прибегать к селфхарму. Им свойственны эмоциональные порывы, во время которых они не думают о последствиях своих действий. Из-за этого поведение взрослого человека с импульсивным расстройством личности часто напоминает поведение ребёнка.

Характерные признаки человека с импульсивным типом эмоциональной лабильности:

  • капризность;
  • обидчивость;
  • склонность к истерикам;
  • инфантильность;
  • быстрый переход к оскорблениям и даже физической агрессии.

Такой человек обычно стремится лидировать в любом споре. Если же не получается, он начинает демонстрировать агрессию в отношении окружающих, даже если это очень близкие люди. При этом он обычно не думает о последствиях, поэтому позволяет себе грубые и оскорбительные высказывания, в некоторых случаях может даже перейти к физической агрессии. Это не обязательно будет применение силы. Он может, к примеру, сгоряча выплеснуть воду из стакана в лицо собеседнику.

Людям с импульсивным расстройством личности сложно строить отношения. Они отталкивают от себя даже самых дорогих людей, а любые попытки помириться превращаются в потоки обвинений, сцены ревности и другие неприятные способы общения.

Симптомы

Клинические проявления многообразны, но всегда сопровождаются соматическими и вегетативными симптомами:

  • Депрессивная симптоматика (подавленное настроение, сниженная самооценка, чувство бессилия в сложившейся ситуации, негативное восприятие окружающей действительности, снижение волевых способностей);

  • Тревожные проявления (чувство тревоги, настороженность, опасения о дальнейшем течение ситуации);

  • Эмоциональная нестабильность (раздражительность, нервозность, импульсивность, перепады настроения, неадекватные реакции на ситуации);

  • Астенические расстройства (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания и памяти);

  • Поведенческие расстройства (замкнутость и избегание социальных контактов, конфликтность, склонность к агрессии и асоциальному поведению);

  • Вегетативные нарушения (тахикардия, повышенная потливость, зябкость, тремор, боли различной локализации и др.).

Чаще всего, за медицинской помощью, человек обращается с жалобами на вегетативные признаки расстройства. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе органов, но в большинстве случаев присутствуют менее выраженные симптомы со стороны других органов. Характерна для вегетативной дисфункции смена одних симптомов на другие. С течением расстройства вегетативные нарушения приобретают четкий полисистемный характер.

Клиническая картина зависит от степени тяжести и формы расстройства, может наблюдаться, как преобладающая, так и смешанная симптоматика. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства.

Депрессивная симптоматика наблюдается в виде короткой депрессивной реакции (не более одного месяца) или в виде длительного депрессивного эпизода (вследствие продолжительного воздействия стрессорной ситуации). В случае не пролонгированной депрессивной реакции, проявление других расстройств на фоне основного расстройства адаптации обычно продолжается не более 6 месяцев.

Мотивационные нарушения у людей, страдающих тревожными и депрессивными расстройствами, проявляются постоянным чувством усталости, общей слабости, нарушением аппетита. Аппетит может быть снижен или повышен, часто встречаются приступы компульсивного переедания или резкое снижение массы тела. Сон становится поверхностным, возникают трудности с засыпанием, ранние пробуждения, отсутствует чувство отдыха после сна.

Диагностика

При диагностике эмоциональной лабильности большое внимание уделяется причинам данного состояния. Изначально эмоционально неустойчивое расстройство личности диагностирует психиатр, после чего пациенту назначается обследование у других врачей: терапевта, кардиолога, эндокринолога и невролога

Их задача заключается в том, чтобы определить заболевание, ставшее причиной эмоциональной лабильности.

При обследовании пациента применяются следующие методы:

  • Клиническая беседа. На данном этапе задача врача заключается в том, чтобы получить от пациента максимально точное описание его симптомов: наличие вспышек гнева, раздражительность, плаксивость, агрессивность, невозможность сдерживать эмоции и прочее.
  • Наблюдение. Непосредственно во время беседы врач наблюдает за поведением пациента. Поскольку данная ситуация считается стрессовой, он обычно начинает явно демонстрировать характерные симптомы: волнуется, испытывает трудности с формулированием мыслей, ведёт себя конфликтно или начинает плакать.
  • Психодиагностика. На данном этапе используются комплексные опросники и прочие методы тестирования, позволяющие оценить общее состояние пациента и определить наличие различных расстройств и неврозов.

Как лечить

Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.

Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.

Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.

Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.

Симптомы аффективных расстройств

Внешние проявления зависит от вида нарушения и степени тяжести развития заболевания.

Часто люди с аффективным расстройством симптомы болезни не замечают или игнорируют. Это связано с тем, что у них отсутствует критика к собственному состоянию

Поэтому здесь важно внимательность и забота со стороны близких людей

К основным моментам, на которые следует обратить внимание, относят:

  • резкие перемены настроения от «плюса» к «минусу», которые длятся от 2-3 недель до нескольких месяцев;
  • изменения в поведении и восприятии себя и окружающего мира, например, увеличение собственной значимости;
  • скачки мыслительной деятельности и речи: то быстрая и невнятная, то медленная и заторможенная.

Рассмотрим признаки аффективного расстройства в зависимости от фазы настроения. Для депрессивного эпизода характерно:

  • ночная бессонница и/или дневная сонливость;
  • подавленное угнетенное настроение;
  • апатия;
  • заторможенность в движениях;
  • речь медленная;
  • отсутствие аппетита;
  • мрачные мысли, иногда суицидального характера;
  • отсутствие интереса к прежним увлечениям.

При маниакальном варианте расстройства наблюдаются противоположные признаки:

  • усиление аппетита;
  • чрезмерная подвижность, живая мимика, активная жестикуляция;
  • быстрая, невнятная речь, скачки с одной темы на другую;
  • человек берется за большое количество дел, но редко доводит их до конца;
  • повышение сексуального желания;
  • высокая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном;
  • бредовые мысли и идеи, касательно собственной значимости.

При биполярном расстройстве человека кидает из одной крайности в другую. Депрессивная фаза соответствует клиническому описанию, а при маниакальной может наблюдаться агрессия, безрассудные поступки, сильная раздражительность. В этом состоянии человек себя не контролирует и способен нанести вред себе или окружающим.

Правильная диагностика аффективных расстройств возможна только на консультации у врача-психотерапевта или психиатра. Это связано с тем, что симптомы некоторых эмоциональных нарушений могут совпадать с проявлениями других психических заболеваний, например, шизофрении.

Самостоятельно снизить или повысить настроение практически невозможно

Эпизоды со временем будут появляться чаще и становиться продолжительней, поэтому важно обратиться к специалисту на начальном этапе болезни

Причины возникновения

Термин аффективность в психологии имеет четкое определение. Исходя из него, можно определить причины, которые вызывают изменение в псих-эмоциональных реакциях. К таким причинам относятся:

  • значимый для конкретного человека конфликт;
  • прямая или косвенная угроза жизни;
  • завышенные требования или неоправданные ожидания;
  • невозможность достичь желаемого;
  • угроза самоопределению человека, сомнение в ценности, затрагивание самооценки.

Для каждого человека интенсивность проявления эмоций будет индивидуальной. В одной и той же ситуации одни люди способны контролировать себя, другие теряют самообладание в первые минуты. Их гнев не укротим: в обычном состоянии такие люди доброжелательны, но аффект убирает все моральные устои и превращает их в монстров. Когда они возвращаются к нормальному состоянию, то не могут поверить, что они были способны на такое поведение. Чем слабее развита структура нервной системы человека, тем быстрее он поддается влиянию ситуации.

Что такое эмоциональная лабильность?

С точки зрения психологии, эмоциональная лабильность – это расстройство психики, характеризующееся колебаниями настроения без существенных причин, обусловленное нарушениями в работе головного мозга или соматическими заболеваниями. Любая мелочь может вызвать у такого человека излишне эмоциональную реакцию, как положительную, так и отрицательную.

Если эмоционально-лабильному человеку сделать обычный дежурный комплимент, он может прийти от этого в восторг. Если же кто-то посмотрит на него осудительно, это может вызвать у него депрессию или рефлексию по поводу своего несовершенства. При этом перемены настроения в любую сторону происходят практически мгновенно при наличии даже незначительного повода.

Эмоциональная лабильность подразумевает, что человеку очень сложно контролировать свои эмоции и перепады настроения. Из-за этого с такими людьми общаться довольно сложно. Но к тем, кому хватает выдержки и понимания для того, чтобы поладить с ними, они привязываются довольно сильно (впрочем, это не значит, что они будут хорошо себя вести). Интересно, что в детстве мальчики чаще демонстрируют эмоционально лабильное поведение, чем девочки, а во взрослом возрасте – наоборот.

Нарушения устойчивости эмоций

  • Эмоциональная лабильность – патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.
  • Эксплозивность – повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.
  • Слабодушие – состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Понимание в психологии

Чтобы понимать структуру аффекта и причины его возникновения, следует иметь четкое представление об особенностях психических процессов, в частности, эмоций.

Эмоции — ответ личности на внешний или внутренний раздражитель и результат действий раздражителя. Действие может быть длительным и регулярным, или разовым и скоротечным. Эмоциональный ответ в норме не вызывает разрушительных последствий. Психически здоровый человек способен различать свои эмоции и предупреждать их появление или сублимировать в социально приемлемом виде.

В психологии аффект — кратковременное эмоциональное переживание, которое отличается от нормального проявления эмоций. Свои эмоциональные проявления человек осознает, воспринимает как неотъемлемую часть своей личности. Аффективное состояние — чужеродное, оно происходит против воли. Возникая неожиданно, оно нарушает работу сознания и может привести к патологическим последствиям для психики.

Аффективное состояние — одна из возможностей психики справляться со стрессовой ситуацией. Главная задача сознания — сохранение жизни и здоровья человека. В ситуации, которая расценивается как опасная, оно включает «аварийный режим» и мобилизует психологические и физические ресурсы. Поэтому после завершения аффективной реакции человек чувствует опустошение и часто не может понять, что с ним произошло. Частичная амнезия — способ психики защитить сознание от обработки травмирующей информации.

Снижение работы высших психических функций приводит к дезадаптированному поведению: если человек совершает преступление, подвергаясь аффекту, он не способен отвечать за свои действия. Суд рассматривает аффективное состояние, как смягчающее обстоятельство.

Аффекты

Гнев Отрицательно окрашенный аффект. Крайняя степень возмущения
Враждебность (Неприязнь) Комплекс аффектов: Гнев + Обида + Отвращение
Растерянность (аффект недоумения) Острое психопатологическое состояние, сочетающее эмоциональный (интенсивную тревогу) и когнитивный (острое чувство непонимания происходящего) компоненты
Страх
Ужас Разновидность аффекта — состояние человека под влиянием сильного страха (испуга), отличительной чертой которого является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха
Оцепенение Состояние ступора или неподвижности
Радость
Восторг (Эйфория) Положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга
Оживление Активное движение, заметные проявления какой-либо деятельности

Слова выражающие чувства

Слова, выражающие злость:рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.

Слова, выражающие любовь:нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, пылкий, добрый, восхитительный, страстный, чувствительный, мягкий.

Слова, выражающие удивление:пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении, в шоке, оглушенный.

Слова, выражающие растерянность:сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, опозоренный, пораженный, возбужденный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.

Слова, выражающие страх:напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.

Слова, выражающие отвращение:оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий, тошнотворный.

Слова, выражающие вред:ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый, пренебрегаемый, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, презренный, неуважаемый, униженный, раненный.

Слова, выражающие унижение:преданный, пораженный, расплющенный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.

Слова, выражающие счастье:блаженный, очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, удовлетворенный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.

Слова, выражающие одиночество:покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.

Слова, выражающие грусть:унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.

Слова, выражающие полезность:приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.

Слова, характеризующие деятельность:оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.

Список дефектов характера

Следующая страница > Основные человеческие потребности

Лечение аффективных расстройств

Терапия носит комплексный характер. Первоначально она направлена на купирование острого депрессивного или/и маниакального периода. В зависимости от симптомов и их интенсивности врач подбирает необходимые медикаменты. В большинстве случаев лечение проводится амбулаторно, но в тяжелых ситуациях рекомендуется стационар.

После стабилизации состояния пациент обязательно проходит психотерапию. Это индивидуальная, групповая или семейная терапия. Ее цель помочь человеку осознать болезнь, а также научить поведенческим приемам по контролю своего эмоционального состояния.

Лечение аффективных расстройств предполагает изменение образа жизни, а именно:

  • уменьшение внешних стрессовых факторов;
  • правильное питание;
  • адекватная активность;
  • избегать умственного или физического перенапряжения;
  • исключение алкоголя и других токсичных веществ.

После основного лечения рекомендуется поддерживающая терапия аффективных расстройств. Она направлена на поддержание длительного периода ремиссии и профилактику рецидивов.

Список литературы

  1. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 64–73.
  2. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. С. 125–134.
  3. Бортникова А. А., Чаликова О. С. Исследование структуры эмоционального интеллекта // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2008. С. 264–267.
  4. Vidal S., Skeem J. Jacqueline Camp Emotional Intelligence: Painting Different Paths for Low-Anxious and High-Anxious Psychopathic Variants // Law. Hum. Behav. 2010. Vol. 34. P. 150–163.
  5. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence. Handbook of human intelligence / ed. R.J. Sternberg. 2nd ed. New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
  6. Rieffe C., Terwogt M. M., Jellesma F. C. Emotional Competence and Health in Children. Emotion Regulation / eds. A. Vingerhoets et al. Springer, 2008. P. 184–201.
  7. Иванова Е. С., Пашкевич О. В. Особенности ЭИ в подростковом возрасте // Психологический вестник Уральского государственного университета. 2008. Вып. 6. С. 264–267.
  8. Аршинская Е. Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 58–64.
  9. Корнетова Е. Г., Семке А. В. Современные вопросы и перспективы изучения шизофрении с ведущей негативной симптоматикой // Бюл. сиб. медицины. 2014. Т. 13, № 1. С. 5–13.
  10. Микилев Ф. Ф., Семке А. В., Корнетова Е. Г. Клинико-конституциональные аспекты ипохондрии при расстройствах шизофренического спектра // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2013. № 5. С. 44–47.
  11. Семке А. В., Ветлугина Т. П., Иванова С. А., Рахмазова Л. Д., Корнетова Е. Г., Федоренко О. Ю., Лобачева О. А. Биологические и клинико-социальные механизмы развития эндогенных психических заболеваний // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 4. С. 19–23.
  12. Downey L. A., Johnston P. J., Hansen K. L., Schembri R., Stough C., Tuckwell V., Schweitzer I. The relationship between EI and depression in a clinical sample // European Journal of Psychiatry., 2008. Vol. 22 (2). P. 93–98.
  13. Kaur I., Schutte N. S., Thorsteinsson E. B. Gambling control self-efficacy as a mediator of the effects of low emotional intelligence on problem gambling // Journal of Gambling Studies, 2006, vol. 22, pp. 405–411.
  14. Hansen K., Lloyd J., Stough C. Emotional Intelligence and Clinical Disorders. Assessing Emotional Intelligence, The Springer Series on Human Exceptionality / eds. C. Stough et al. Springer Science þ Business Media, LLC, 2009.
  15. Соколова И. Ю., Грицкевич Н. К. Развитие и сохранение здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 45–51.
  16. Гранская Ю. В. Распознавание эмоций по выражению лица: дис. … канд. психол. наук. СПб.: изд-во СПбГУ, 1998 г. 175 c.
  17. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6). С. 30–38.
  18. Жигинас Н. В., Гребенникова Е. В., Аксенов М. М., Зверева Н. А. Микросоциально-средовые факторы девиантного поведения подростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и психопрофилактике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 87–91.

Профилактика заболевания

Повышенная нервная возбудимость это не тот диагноз, который требует серьезнейшего медицинского лечения. Это лишь небольшое расстройство требующее коррекции, в том числе и путем нормализации жизни. Для этого необходимо отрегулировать режим сна, а значит, укладываться спать в определенное время и спать не менее 8 часов в сутки. Кроме того, стоит избегать волнений и стрессов, снизить время проводимое за компьютером и регулярно устраивать прогулки на природе. Спокойствия вам и умиротворения!

Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Функции и фазы протекания

Каждый аффект проходит 3 стадии развития:

  1. Подготовительная. Эта стадия может развиваться стремительно, а может длиться достаточно долго. Она возникает непосредственно после ситуации раздражения в виде эмоциональной реакции. Человек практически утрачивает самоконтроль, но все еще в состоянии осознавать действительность. На этом этапе он еще может справиться со своими эмоциями и не перейти в ситуацию нападения. Но если человек не успевает или даже не пытается остановиться, эмоциональная реакция переходит на вторую стадию.
  2. Эмоциональный взрыв. Стадия непосредственной неконтролируемой вспышки эмоций. На этом этапе человек уже не может осознавать свои действия и способен на крайне деструктивные поступки, включая нападение и убийство.
  3. Заключительная. На этой стадии человек ощущает сильное опустошение, вызванной предыдущим эмоциональным взрывом. Произошедшее стирается из памяти или заменяется ложными воспоминаниями, человек еще не осознает свои действия, его психика нуждается в отдыхе и «перезагрузке».

Состояние аффекта может проявиться даже у человека, не склонного к агрессии и негативизму. Все зависит от степени опасности ситуации и дополнительных факторов, например, потребности защитить не только свою жизнь, но и жизнь других людей. В этом случае протекание физиологических процессов изменяется настолько, что человек становится способен на чрезвычайные действия. Например, мать ребенка, на которого наехала машина, может поднять ее голыми руками и удерживать, пока ребенку не окажут необходимую помощь.

Диагностика

Диагностика расстройства адаптации проводится по наличию клинических критериев, исследованию личности пациента различными методами, общего состояния пациента и симптоматики.

 Развитие клинической картины (симптомы эмоциональных и поведенческих реакций) происходит в течение 1-3 месяцев, на фоне воздействия острого стресса или продолжительного стрессогенного фактора.  Присутствуют различные по форме и тяжести клинические симптомы (аффективные и поведенческие расстройства, астеновегетативные проявления). При выраженном астеновегетативном синдроме, требуется комплексное обследование организма. Наблюдается выраженный дистресс, не пропорциональный стрессору. Проявления расстройства негативно влияют на социальную или профессиональную деятельность. Переживания человека напрямую связаны со стрессовой ситуацией и отражаются в симптоматике. Клиника расстройства адаптации не проявляется после шести месяцев с момента завершения воздействия стрессорного фактора (за исключением пролонгированной депрессивной реакции).

Дифференциальная диагностика проводится с другими невротическими расстройствами с преобладающей депрессивной и тревожной клиникой (генерализованное тревожное расстройство, депрессивный эпизод), и расстройствами, вызванными стрессовыми факторами (посттравматическое стрессовое расстройство и острая реакция на стресс). Данные расстройства имеют другие временные рамки и более точные характеристики стрессовых факторов и реакций пациента. Люди, с выраженным посттравматическим стрессом, но не подходящие под критерии ПТСР или острого стрессового расстройства, могут иметь нарушения адаптации.  

Прогноз и возможности лечения в Ре Альт

Специалисты центра душевного здоровья «Ре-Альт» занимаются лечением расстройства адаптации у подростков и взрослых. Терапия включает индивидуальную, групповую и семейную психотерапию. В зависимости от клинических симптомов и степени их выраженности, возможно назначение симптоматической терапии медикаментозными средствами.  Фармакотерапия назначается при выраженном тревожном или депрессивном состоянии и их смешанного варианта, проводится в форме коротких курсов. Лечат направленно — купирование симптоматики, профилактика осложнений и мобилизация организма для борьбы со стрессом.

При своевременном и эффективном лечении прогноз благоприятный. После терапии человек становится способен адаптироваться к стрессовым ситуациям и контролировать свое психоэмоциональное состояние. Большую роль при лечении расстройства, играет поддержка близких людей и членов семьи.  Определяющее значение имеют индивидуальные особенности личности, воспитание, благоприятные окружающие условия.

Наиболее часто лечение проводится амбулаторно. При выраженных проявлениях расстройств, показано стационарное лечение.  Стационарное лечение, обычно, длится до 1 месяца. При наличии неустойчивой ремиссии, рекомендуется пройти амбулаторное лечение, длительность которого варьируется от 3 недель до 3 месяцев. Соматические ощущения, вызванные расстройством адаптации, устраняются после лечения самого расстройства.

При формирующихся патологических адаптивных установках, показаны сеансы семейной и когнитивно-поведенческой психотерапии и других видов.

. Данные установки негативно влияют на взаимоотношения пациента с окружающими людьми. Психотерапия позволяет прояснить страхи и опасения пациента, причины развития расстройства. Работа со страхами помогает предупредить развитие выраженного тревожного и депрессивного синдрома. В данных целях используются такие психотерапевтические методики, как аутотренинг, релаксация, включение типичных для данного человека способов борьбы со стрессом.

После полного курса терапии симптоматика расстройства адаптации полностью исчезает или минимизируется, в зависимости от тяжести расстройства и сопутствующих ему заболеваний. Взаимоотношения в семье улучшаются, происходит восстановление социального статуса пациента, налаживается оптимальная трудоспособность.

Профилактикой расстройства, в данном случае, будет являться: умение выявлять и сводить к минимуму влияние стрессовых факторов, навыки снижения психоэмоционального напряжения, приверженность к здоровому образу жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: