Виды подкрепления
Согласно теории оперантного обусловливания, подкрепление может быть:
первичным – это жизненно важные потребности, такие как еда, секс, безопасность, отсутствие боли;
вторичным – деньги, уважение, престиж, внимание, социальное одобрение и т.д.
Например, ребенок получил хорошую оценку и за это родители его похвалили. Это повторяется несколько раз. У него формируется ассоциативная связь: «хорошая отметка приведет к похвале». Ради одобрения родителей, он начнет стремиться получать только хорошие оценки.
Но, чтобы эта теория «работала» нужно соблюдать правила эффективного подкрепления. Одно из них – это постоянство и предсказуемость.
Когда крыса каждый раз после нажатия педали получала еду, ее поведение было стабильным и четко направленным. Но потом Скиннер немного изменил условия. После нажатия педали крыса не всегда получала еду, а через раз.
После этого наступило угасание реакции – ассоциативная связь, которая была когда-то сформирована, разрушилась. Также и с людьми. Если ребенок, принося из школы хорошие оценки, то получает похвалу, то нет – его поведение быстро изменится.
Он поймет, что хорошие оценки ему никак не помогут получить желаемое от родителей, потому что их похвала зависит не от него, а от их настроения, усталости и прочего.
Также и со взрослыми. Если человек, вовремя закончив проект, всегда получает премию, работодатель обретет исполнительного и старательного сотрудника.
Но если премии выплачиваются не постоянно, то работник сделает вывод, что нет особого смысла оставаться по вечерам.
Скиннер выделял 3 вида подкрепления:
- позитивное подкрепление;
- негативное подкрепление;
- наказание.
Позитивное подкрепление
Это последствия, которые вызывают у человека или любого другого существа, позитивные эмоции: радость, удовольствие, а также приятные ощущения, например, сытость, тепло. Это та награда, которую мы получаем за работу.
Негативное подкрепление
Это ситуация, в которой удалось избежать наказания. Например, если ребенку угрожают, что за плохое поведение он лишиться подарков на Новый год. Или сотруднику говорят, что если он сорвет сроки работы, он будет уволен.
Чтобы избежать неприятного наказания, человек ведет себя «хорошо».
Наказание
Это наказание за определенные действия: боль, голод, игнорирование, осуждение, штрафы, лишение премии и так далее. А также, это лишение чего-то приятного за неправильное и нежелательное действие.
В общем все, что вызывает у человека негативные эмоции, и не важно, это ребенок, которого поставили в угол или муж, которому не приготовили ужин
Что лучше «работает»
Одним из революционных открытий Скиннера было то, что благодаря своим экспериментам он смог доказать – наиболее эффективным является позитивное подкрепление. Именно похвала, премии, награда лучше всего мотивируют человека делать то, что нужно.
На втором месте было негативное подкрепление – желание избежать неудовольствия и наказания тоже повышает эффективность работы.
А вот наказание, как показали эксперименты, не стимулирует правильное поведение. Наоборот, в какой-то момент происходит снижение мотивации. Человек перестает делать то, что от него требуется даже понимая, что будут санкции.
Ящик Скиннера
Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.
Эксперимент Берреса Скиннера
- Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
- Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
- Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.
Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.
В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.
Типы поведения
Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение
Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.
Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.
Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.
Респондентное поведение делится на два вида:
- Условно рефлекторное, привитое извне.
- Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.
В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия.
Оперантное поведение
По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.
Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности. В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения
По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека
В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.
Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.
Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.
В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:
- Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
- Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.
Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.
Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.
Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.
Список использованных источников:
- 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
- 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
- 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
- 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
- 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.
Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Примеры основ научения
Если только задуматься, примеров оперантного научения (оперантное обусловливание) в повседневной жизни встречаются очень часто: школьники, что делают заданные домой упражнения, взамен на это получат награду от родителей; сотрудники, которые при достижении заданной нормы получат повышение зарплаты или служебное продвижение. Это лишь те примеры, что показывают на перспективу награды в случае выполнения задания, но научения можно использовать и для того, чтобы отучить человека от привычки наказанием либо лишением желаемого.
К примеру, школьников можно отучить разговору на уроках, нужно просто лишить их возможности развлекаться на ожидаемой перемене.
Имеющиеся компоненты оперантного научения
Подпитка либо же подкрепление – это неопределённое действие, что способно повлиять на развитие необходимой модели поведения.
Всего существует 2 вида подпитки:
- Позитивное оперантное обусловливание – вознаграждение, его используют для того, чтобы поощрить необходимую модель поведения: к примеру, это может быть похвала или желаемая награда;
- Негативное оперантное обусловливание – действия или результаты не приносящие удовольствия, что прекращаются для поощрения при достигнутом поведении.
И первый и второй вид подкрепления используют для поощрения той модели поведения, которой вы добиваетесь. Наказание используется для тех случаев, когда необходимо прекратить нежелательную модель поведения.
Всего можно выделить 2 вида наказаний:
- Позитивное наказание – в этом случаи используют нежелательное действие, для того чтобы снизить последующую реакцию;
- Негативное наказание – прекращение не желаемого действия, чтобы ослабить реакцию за ним. Оба вида используют для снижения нежелательной модели поведения.
Оперантное обусловливание, поведение (поведение которое было вызвано научением) можно определить особыми событиями, что обычно следуют за реакцией. Таким образом, за определённым поведением идёт следствие, и образование того самого следствия заменяет тенденцию организма отражаться данным поведением в дальнейшем.
Краткая биография
Скиннер родился в Пенсильвании в 1904 году и начал работать над своими идеями человеческого поведения после получения докторской степени в Гарварде. Его работы включают Поведение организмов (1938) и роман, основанный на его теориях, Уолден два (1948). Он исследовал бихевиоризм по отношению к обществу в более поздних книгах, в том числе За пределами свободы и человеческого достоинства (1971).
Будучи студентом Гамильтон-колледжа, Скиннер развил страсть к письму. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания университета в 1926 году, но без особого успеха. Два года спустя он решил следовать новому направлению своей жизни; он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.
Скиннер считал свободную волю иллюзией, а человеческое действие зависело от последствий предыдущих действий. Если последствия плохие, велика вероятность, что действие не повторится. Напротив, если последствия будут хорошими, действие может повториться. Скиннер назвал это принципом подкрепления.
Чтобы усилить поведение, Скиннер использовал оперантное обусловливание и для его изучения изобрел камеру оперантного обусловливания, также известную как ящик Скиннера.
К 1920-м годам Уотсон оставил академическую психологию, и другие бихевиористы стали влиятельными, предлагая новые способы обучения помимо классической обусловленности.
Образ мышления Скиннера был немного менее радикальным, чем у Уотсона. Скиннер считал, что у нас есть разум, но просто более продуктивно изучать наблюдаемое поведение, а не внутренние психические события.
Основные периодические издания
Applied behavior analysts publish in many journals. Some of the ones considered core journals to behavior analysis are:
- Journal of Applied Behavior Analysis
- Journal of the Experimental Analysis of Behavior
- Journal of Organizaitonal Behavior Management
- Journal of Behavioral Education
- Journal of the Analysis of Verbal Behavior
- The Behavior Analyst Today BAO
- The Behavior Analyst
- The Journal of Speech-Language Pathology and Applied Behavior Analysis BAO
- Journal of Early and Intensive Behavioral Interventions BAO
- The International Journal of Behavioral Consultation and Therapy BAO
- The Journal of Behavioral Assessment and Intervention in Children BAO
- The Behavioral Development Bulletin BAO
- The Journal of Percision Teaching and Standard Celeration
- Behavior and Social Issues
- Journal of Behavior Analysis of Sports, Health, Fitness, and Behavioral Medicine BAO
- Journal of Behavior Analysis of Offender and Victim: Treatment and Prevention BAO
- Behavioral Health and Medicine BAO
- Behavior Therapy
Отрицательное подкрепление
Устранение неприятного подкрепления также может усилить определенное поведение. Это называется отрицательным подкреплением, потому что это устранение неблагоприятного стимула, который «вознаграждает» человека или животное. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, останавливая или устраняя неприятный опыт.
Например, когда у вас болит голова, вы принимаете аспирин, чтобы облегчить ее. Тот факт, что боль исчезает, является отрицательным стимулом для поведения, связанного с приемом аспирина, повышая вероятность ее повторения в будущем, когда у вас появится головная боль.
Скиннер изучал, как работает отрицательное подкрепление, снова поместив крысу в свой ящик Скиннера и подвергнув ее воздействию неприятного электрического тока, который причинял ему некоторый дискомфорт. На этот раз рычаг на коробке остановил электрический ток.
Крысы сначала нажали рычаг случайно, но вскоре научились нажимать на него, чтобы остановить электрический ток. Последствие выхода из тока гарантировало, что они повторяли действие каждый раз, когда их помещали в коробку или каждый раз, когда они чувствовали электричество.
Фактически, Скиннер даже научил крыс избегать электрического тока, включив свет непосредственно перед появлением электрического тока. Крысы рано научились нажимать на рычаг, когда загорался свет, потому что они знали, что это предотвратит включение электрического тока.
Эти два усвоенных ответа известны как «обучение избеганию» и «обучение избеганию».
Виды оперантного обусловливания
Фредерик Скиннер разделил механизм подкрепления на три типа:
- Закрепление с помощью вознаграждения. Позитивное подкрепление действия увеличивает вероятность его повторения, так как конкретное поведение привело к положительным последствиям.
- Закрепление через наказание. Организм будет стараться избегать определенного действия, если оно приносит негативные последствия.
- Если действие не несет ни негативных, ни позитивных последствий, оно со временем исчезает.
Позитивное подкрепление стимулирует организм к поведению, закрепленному поощрением. Наказание, наоборот, снижает вероятность использования привитого навыка в будущем.
Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма
Эдвард Торндайк – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др. Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.
Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.
В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.
Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения. Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.
В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Данный вид обучения стал называться обучением по принципу «проб и ошибок».
Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.
1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. 2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением). 3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта. 4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим (проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).
Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.
Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.
Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения), нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.
Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.
Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.
Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено на подкрепление контролируемого индивидом поведения.
Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.
Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться.
Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.
Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.Респондентное поведение — это характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.
Наказание
Наказание определяется как противоположность подкрепления, поскольку оно предназначено для ослабления или устранения реакции, а не для увеличения ее вероятности. Это неприятное событие, которое уменьшает последующее поведение.
Как и в случае с подкреплением, наказание может работать как путем непосредственного применения неприятного стимула, такого как удар электрическим током после реакции, так и путем удаления потенциально полезного стимула.
Например, вычитание денег из чьей-либо заработной платы для наказания за нежелательное поведение. Следует отметить, что не всегда легко отличить наказание от отрицательного подкрепления.
Когда дело доходит до применения наказания, возникает несколько проблем, например:
- Наказываемое поведение не забывается, оно подавляется. Это поведение возвращается, когда наказания нет.
- Наказание может привести к повышенной агрессивности. Это может показать, что агрессивность — это способ справиться с проблемами.
- Наказания порождают страх, который перерастает в нежелательное поведение, например, страх ходить в школу.
- Часто наказание не формирует поведение, направленное на достижение желаемой цели. Подкрепление говорит вам, что делать, а наказание только говорит вам, чего не делать.
Бихевиоризм в «Поведении организмов»
Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:
- окружение;
- внешняя среда.
Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер.
Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.
Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.
Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.
Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.
Скиннер и критика традиционной психологии
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.
Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.
Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.
Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.
Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.
Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.