«как научиться слушать и слышать? (овладение техникой активного слушания)» классный час по психологии (9 класс) на тему

Кивайте (Nod)

Кивок — это физический ответ на высказывание. Лёгкие кивки успокаивают и приободряют: они показывают, что вы слушаете собеседника и понимаете, о чём он говорит. Если вы никак не выражаете согласие языком тела, собеседник почувствует себя некомфортно. Вы будете выглядеть безучастным и надменным, что, разумеется, сведёт разговор на нет.

Перечислим шесть простых правил (формулу SOFTEN) ещё раз:

  1. Улыбайтесь;
  2. Примите открытую позу;
  3. Наклоняйтесь к собеседнику;
  4. Прикасайтесь к собеседнику;
  5. Установите зрительный контакт;
  6. Кивайте.

Многие говорили мне, что эти правила помогли им осознать свою способность быть дружелюбными и доброжелательными. Они научились меньше волноваться о том, как их воспринимают окружающие, и внимательно следить, дружественные ли сигналы они посылают. Соблюдая эти правила, вы:

  • контролируете своё бессознательное поведение, чтобы казаться окружающим дружелюбным и общительным;
  • управляете собой и целенаправленно посылаете сигналы, которые располагают к вам людей и помогают им доверять вам;
  • превращаете Их в Нас.

Мы отлично поработали!

Понаблюдайте за невербальными сигналами окружающих, чтобы изучить способы, которые люди используют для общения без слов. Попробуйте применить один из них во время следующего разговора. Закрепляя эти правила в поведенческой памяти, вы постепенно доведёте их до автоматизма. Если вы хотите казаться людям открытым человеком, помните о формуле SOFTEN. Если вы застенчивы и замкнуты, вам понравится, что люди сами начнут с вами заговаривать.

Ищите другие советы, которые помогут общаться непринуждённо и сделают вас мастером светской беседы, в книге «Говорить легко!» Её автор Кэрол Флеминг — специалист в области коммуникативных навыков, логопедом и тренер по технике речи в прошлом. Она расскажет, как превратить пустую беседу в интересную, рассказать о себе, а также воспитать общительных детей.

Слушаем сердцем. Несколько слов об эмпатии

Чтобы стать хорошим собеседником, мало слышать и понимать, что вам говорят, важно научиться чувствовать и принимать эмоции другого человека, выражая эмпатию. Эмпатия — это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии

Эмпатия — это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии.

Важность сопереживания в процессе общения объясняется наличием у человека так называемых «зеркальных нейронов». Приведем отрывок из книги «Я слышу вас насквозь», где объясняется, зачем нужны эти клетки:. Поэтому так важно «услышать» чувства собеседника, чтобы потом правильно их отразить

Поэтому так важно «услышать» чувства собеседника, чтобы потом правильно их отразить. Вот как это работает:

Вот как это работает:

Практика. Учитесь понимать эмоции других людей

  • Наблюдайте за людьми. Стоя в пробке или ожидая автобус, не доставайте мобильный или планшет, а посмотрите на людей вокруг вас, представьте себе, кем они могут быть, что они чувствуют и думают в данный момент, живут в вашем городе или откуда-то приехали, счастливы ли. Понаблюдайте за выражением лиц и языком тела других людей в определенных ситуациях. Превратите это в игру. Пробуйте ответить на вопросы: «О чем думает эта девушка, которая загадочно улыбается?», «Как чувствует себя бабуля, медленно ковыляющая к остановке?», «Что собирается делать дальше человек, который выходит из автобуса?» и так далее.
  • Разговаривайте с незнакомцами, например, в поездке или в очереди. Будьте любопытны: это способствует развитию эмпатии. Такие спонтанные беседы помогают выйти за пределы привычного социального круга и попробовать понять людей с другими взглядами и интересами. В ходе разговора старайтесь ставить себя на место собеседника. Этот навык помогает не только лучше понять людей, но и научиться смотреть на проблему под разными углами.
  • Представляйте себя на месте героев книг и фильмов. Когда главному герою нужно сделать сложный выбор, представляйте, как бы вы поступили в сложившейся ситуации. Проживайте жизнь героев и пробуйте ощутить их эмоции. Это поможет вам развить собственные чувства.
  • Научитесь определять собственные чувства. Каждый раз, когда вы испытываете сильные эмоции, пробуйте определять, что именно вы ощущаете. Так вы не только быстрее успокоитесь, но и сможете лучше понимать, что чувствуют другие.

Подведем краткие итоги:

Умение слушать поможет вам построить гармоничные отношения с окружающими людьми: семьей, друзьями, коллегами и клиентами, а также узнать много нового и расширить свой кругозор.
Чтобы быть хорошим собеседником, нужно научиться слушать ушами, глазами и сердцем.
Слушать ушами – значит слышать и понимать слова собеседника

Здесь важно уметь концентрироваться на разговоре и быть заинтересованным в том, что говорит другой человек
Улучшить концентрацию вам помогут специальные упражнения, а разжечь пламя интереса будет проще, если вы попробуете сыграть роль детектива.
Обращайте внимание на тон и жесты собеседника. Язык тела поможет читать между строк и узнать о человеке больше
Однако не следует делать выводы по какому-то одному жесту, их нужно воспринимать в совокупности и с учетом особенностей конкретного собеседника и ситуации.
Сердце тоже умеет слушать и его необходимо подключать к разговору наряду с глазами и ушами

Чтобы лучше понять собеседника, важно слышать его чувства – проявлять эмпатию. Развить в себе этот навык вы сможете, если будете чаще ставить себя на место других людей.

Чтобы стать хорошим собеседником, будьте любопытны и заинтересованы в каждом человеке, с которым общаетесь, даже если это нудный коллега или словоохотливый таксист.

Больше практикуйтесь, слушайте, чтобы услышать, и развивайте навыки, используя приведенные упражнения.

Успешного самосовершенствования!

Уровни и виды слушания

Слушать, говорят психологи, можно совершенно по-разному. Все зависит от целей, которые вы перед собой ставите.

Так, например, в работе «Коактивный коучинг» Генри Кимси-Хаус, Фил Сэндал и Лаура Уитворт выделяют три типа слушания: внутреннее (internal), фокусированное (focused) и глобальное (global), каждое из которых в принципе может принести вам нужные результаты в тех или иных ситуациях.

Внутреннее слушание предполагает восприятие информации от собеседника, но при этом и требует концентрации сугубо на мыслях и ощущениях, которые эта информация вызывает в нас самих.

Примером, в котором внутреннее слушание продуктивно, может быть диалог между дизайнером кухонного интерьера и заказчиком — владельцем квартиры. Допустим, вас спрашивают, стоит ли поклеить на стены фотообои с канадским бобром на природе, и вы думаете, симпатичны, вам бобры или нет.

Фокусированное слушание может создать ситуацию, напоминающую размещенный в нашем журнале материал с тестом на избирательность внимания: тогда предлагалось посчитать число передач мяча людьми в белой одежде, и при этом вы пропустили появление в кадре человека в костюме гориллы. Фокусированный слушатель всеми силами вникает и в словесное содержание, и в эмоциональный контекст какой-то одной области происходящего, при этом он не замечает другие. Например, мать, услышавшая плач своего младшего больного ребенка, усердно стремится «вчувствоваться» в происходящее с ним, при этом безучастно кивая старшему сыну, который тем временем берет с комода не предназначавшиеся ему деньги. Если старший при этом не оставит семью без средств к существованию, можно считать, что героиня такого сюжета слушает «правильно».

Глобальное слушание — это то, чем, по идее, должны владеть люди публичных профессий — артисты, политики, преподаватели. Наблюдая за реакцией других на заданный ими информационный поток, они смотрят на то, как он отражается в восприятии многочисленных адресатов в целом, и не упускают частности. Так, хороший комик заметит скучающих после его шутки троих людей среди смеющегося зала и сделает соответствующие выводы.

С другой стороны, у специалистов принято различать также пассивное и активное слушание. Разница между ними проста: в первом случае вы работаете или как «записывающее устройство», которое накапливает информацию без необходимости ее анализировать, или как, пардон, мусорный бачок, куда собеседник хочет просто сбросить накопившиеся и терзающие его лишние эмоции и мысли. Во втором вы — субъект разговора, даже если молчите. Вы воспринимаете информацию, интерпретируете ее, реагируете.

Чтобы быть «хорошим» слушателем, скорее всего, нужно быть «активным». Кроме того, иногда это даже намного полезнее для душевного здоровья. Зайдите, например, на популярный в нашей стране портал он-лайн консультаций психологов All-Psy.com. Вы увидите, какое много людей жалуется на то, что окружающие используют их в роли «жилеток», в которые можно поплакаться, и как настойчиво психологи говорят о том, что дружба, любовь и т.д. возможны в ситуациях с равными собеседниками. А быть равным, если мы говорим о слушании, — значит, быть активным.

Виды слушания (по Келли)

Келли, американский исследователь общения, выделяет 4 вида слушания:

  • эмпатическое слушание;
  • нерефлексивное слушание;
  • активное рефлексивное слушание; 
  • направленное критическое слушание.

Эмпатическое слушание

При данном виде слушания участник уделяет внимание «прочтению» чувств, а не слов, а также пониманию того, как слушатель относится к тому, что он говорит. Эмпатическое слушание бывает двух видов:

  • эффективное, если у слушающего говорящий вызывает положительные эмоции (уверенность в себе, радость, удовлетворение, удовольствие и т.д.),
  • неэффективное, если своими словами говорящий вызывает отрицательные эмоции (печаль, страх, тревога, разочарование, огорчение, безысходность и т.д.)

Нерефлексивное слушание. Предполагает максимальной сосредоточенности на речи собеседника при минимальном вмешательстве в речь. Умение внимательно молчать, не вмешиваться со своими комментариями и при этом демонстрировать свою поддержку и доброжелательность, для говорящего облегчает процесс самовыражения и помогает лучше понять слушающему смысл передаваемой информации. Данный вид слушания целесообразно применять в ситуациях, когда:

  • собеседник не уверен в себе, застенчив, ему сложно общаться;
  • собеседник просит выслушивать его до самого конца;
  • партнер хочет высказать свое отношение к чему-либо, свою точку зрения;
  • собеседнику трудно выразить словами то, что его беспокоит, и любое вторжение в разговор создает еще большие трудности;
  • собеседнику необходимо обсудить вопросы важные для него и испытывает при этом негативные эмоции (чувствует неудовлетворение, обеспокоен, обижен).

При нерефлексивном слушании необходимо подавать сигналы, которые показывают собеседнику вашу включенность в разговор и внимание, такие как: кивок головой «понимаю», «да-да» и т.д. Иногда бывает выслушать партнера достаточно просто, но если ваше мнение в значительной степени отличается от точки зрения партнера, то нужно перейти к рефлексивному слушанию

Активное рефлексивное слушание. При данном виде слушания осуществляется такой процесс организации коммуникации, при которой участники беседы друг друга лучше понимают. Все высказываются более осмысленно, уточняют и проверяют свое понимание, выясняют совместно степень его адекватности.

При данном виде слушания устанавливается активная обратная связь, позволяющая собеседникам понимать друг друга лучше. Для того, чтобы обеспечить понимание, слушающему необходимо дать понять говорящему какая его информация принята точно, а какая нет, чтобы говорящий свое сообщение мог скорректировать и сделать данное сообщение еще более понятным. Именно данный обмен сигналами прямой и обратной связи является процессом активного рефлексивного слушания. 

Направленное критическое слушание. При данном виде слушания собеседники сначала проводят критический анализ сообщения и затем делают попытку его понимания. В некоторых ситуациях оно уместно вполне (на деловых конференциях, дискуссиях, совещаниях и т.п., то есть там, где обсуждаются идеи, решения, новый опыт, проекты и т.д.) Там же, где происходит процесс обсуждения новой информации, сообщаются новые знания – информационные доклады, семинар, лекции и т.п., – критическое слушание является малоперспективным.

Как научить ребенка слушать?

Ребенок учится этому искусству у родителей.  Хорошие родители выкраивают время для развития внимания, памяти, умения слушать, обсуждая с детьми главную идею  просмотренного фильма, прочитанной книги, увиденной картины…  Обсуждение любого события или предмета  – это выявление особенностей, подробностей, поиск смыслового значения, приведение аргументов, сравнений, отстаивание своей точки зрения,  приход к общему выводу.

Экономические кризисы и постоянные стрессы истощают родителей физически и духовно, поэтому они разучились слушать детей.

В той семье, где родители поглощены собственными проблемами и сознательно не слышат друг друга, дети никогда не научатся слушать других.

Родители, считающие себя умнее детей, имеют дурную привычку заранее выставлять оценки («два» или «пять») детским рассуждениям в зависимости от того, отвечают ли слова ребенка их собственным представлениям или нет. Пожелает ли ребенок поделиться «сокровенным» с родителями в другой раз?

К сожалению, в процессе общения самым близким людям достается меньше всего уважения и любви.

В беседе с ними мы не церемонимся, зная заблаговременно, куда они клонят.

Как часто во власти эмоций, взрослые прекращают разговор, ставят собеседника на место, полагая, что тот покушается на их авторитет.

Бывает, что взрослым спорить не о чем, но во время разговора,  ухватив одну фразу собеседника, человек начинает обдумывать ответ, подыскивая остроумное возражение, и за этой ложной фразой он уже не понимает мысли  другого.

Существуют специальные приемы искусства слушания, которые должен знать воспитанный человек.

3 основных принципа активного слушания

Несмотря на красноречие оратора, полностью усвоить информацию поможет лишь умение слушать правильно. На это и направлен метод АС. Чтобы развить подобный навык, нужно следовать нескольким правилам.

  1. Принимать людей со всеми их изъянами. Необходимо строго контролировать эмоции и личные оценки, так как они мешают верно понимать слова.
  2. Устанавливать лишь зрительный контакт. Старайтесь не переводить глаза на внешние предметы либо одежду говорящего. Держите взгляд на уровне лица.
  3. Задавать вопросы. Речь идет о корректном уточнении смысла, что демонстрирует ваш неподдельный интерес к объекту обсуждения.

Ловушки саморазвития

Используя техники саморазвития личности, можно угодить и в некоторые ловушки. Рассмотрим самые распространенные из них.

  1. Чрезмерное увлечение процессом. Это происходит, когда человек настолько увлекается личностным ростом, что превращает его в самоцель. Он не обращает внимания на насущные жизненные проблемы. Свое бездействие он оправдывает теми фактами, которые он узнал из различных теорий.
  2. Следующая ловушка самопознания – неумение или невозможность воспользоваться чужим опытом. Многие успешные люди щедро делятся собственными рецептами достижения успеха. Попадающие в эту ловушку перекладывают ответственность на плечи этих гуру. Потом у них есть оправдание: я все делаю, как учили, но ничего не получается. Значит, эти советы не действуют.
  3. Длительность процесса саморазвития. Не все техники саморазвития личности действуют мгновенно. Если изменения нельзя увидеть сразу – то энтузиазма может не хватить надолго. Сложно продолжать работу над собой, когда результаты нельзя «пощупать» сразу. Чтобы избежать этой ловушки, необходимо приучать себя инвестировать в будущее;
  4. Ложные методы. Часто люди ведутся на авторов тренингов, которые обещают им золотые горы. Например, автор тренинга обещает в течение двух недель превратить уборщика производственных помещений в частного предпринимателя. Чтобы избежать этой ловушки, нужно быть осторожными к этим предложениям.

Если пристальнее приглядеться к сюжетам различных сказок, можно увидеть: техники саморазвития личности имеют немало общего с народными преданиями. Главный герой нередко должен отправиться в путешествие за тридевять земель, пройти множество испытаний и заплатить дорогую цену, чтобы вернуться совершенно другим человеком. Именно поэтому нас так часто манят недостижимые миры – сюжеты книг, буддийские монастыри, путешествия на край света. Мы хотим уехать далеко, чтобы обрести то, что всегда с нами – самих себя.

Слушайте, думайте и выбирайте сами

Современный век человека наполнен различного рода информацией. В настоящее время каждый имеет доступ к многообразию информации по любому вопросу. Если раньше лишь избранные могли читать книги и распространять знания, то сейчас это могут делать все. Но вместе с прогрессом и доступностью информации человек столкнулся с противоречиями этой информации. Практически на любое слово или выражение можно найти «антоним», опровергающий или взаимозаменяющий материал. Так, например, мужчины говорят, что существует логика (мужская логика) и женская логика. Ученые же, изучившие мыслительные процессы людей обеих полов, знают, что логика одна на всех, просто мужчины и женщины мыслят по-разному.

Выходит, что информация может быть противоречащей, противопоставимой, а также ложной или истинной. Известно, что истина не имеет контраргументов, существуют лишь факторы, которые взаимозаменяют ее. Например, как день и ночь – противоположны друг другу, но взаимозаменяемые. День не может существовать без ночи, а ночь – без дня. Вся остальная информация, придуманная самим человеком путем своего становления на протяжении столетий, может быть опровергнута, не доказана, ложна и контрагрументирована. Это говорит лишь о том, что человеческие выводы не всегда являются всеобъемлющие и логичные. К сожалению, человек способен совершать ложные выводы, так как часто руководствуется помимо разума и логики собственными страхами, шаблонами, общественным мнением и узким взглядом на мир.

Слушайте, думайте и выбирайте сами! Это лозунг, который можно применять любому человеку. Каким бы авторитетным ни было лицо, всегда помните, что все, исходящее из человека, может быть ложным. Если вам о чем-то говорят или рассказывают прописные истины, подвергайте их проверке. Не следует слепо следовать за чьими-то идеями, лишь потому что они исходят от него. Как и любой простой человек, даже авторитетное лицо может ошибаться. Поэтому не просто слушайте, но и думайте и выбирайте сами то, что соответствует истине, по вашему мнению. Не исключено, что и вы ошибетесь, однако это лучше, нежели слепо следовать за кем-то.

Не будьте патриотами какой-либо идее! Помните, что многие вещи можно опровергнуть, особенно если они придуманы самим человеком. Лишь истина не требует доказательств, так как ее проявления видны любому человеку в повседневной жизни. Не следуйте за людьми, которые являются патриотами каких-либо идей! Зачастую у таких людей закрыты глаза на то, что может опровергнуть их взгляд на жизнь. Верящие в Бога люди, например, не верят в инопланетян. Однако они могут заблуждаться, если, к примеру, инопланетяне и являются богами, создавшими людей. Но это всего лишь теории, так как научно и наглядно не доказаны человечеством.

Знайте, что патриоты своим идеям сами выбрали свой путь. Каждый человек является патриотом какой-то информации. Если вы сталкиваетесь с противоположным мнением, отличным от вашего, вы имеете право не принимать его, но также не имеете права добиваться от другого человека принятия вашей веры. Поймите, что как и другие люди, так и вы можете ошибаться в том, во что верите, даже если уверены, что ваше знание истинно. Принимайте тот факт, что другие люди могут жить иначе, в соответствии с другой верой, отличной от вашей. И в этом нет ничего плохого. Все люди разные, и пока неизвестна истина, не следует требовать от других быть патриотами вашей веры, а другим от вас – патриотом их веры. Придерживайтесь своего мнения, будьте гибкими в принятии некоторых новых идей, но не позволяйте себе или другим диктовать друг другу, как жить, во что верить и каким мировоззрением обладать. Уважайте как свои знания, так и знания других людей, которые отличаются от ваших.

Про умение слушать собеседника

Знаете, какого человека назовут приятным собеседником? Нет, не того, который много и красиво говорит, а того, кто умеет слушать! Он может сказать всего два слова, уделяя все внимание вашей речи, но к концу беседы вы будете считать, что между вами произошел на редкость увлекательный и живой диалог. Умение слушать состоит из двух важных факторов:

Умение слушать состоит из двух важных факторов:

  • способность воспринимать и понимать сказанное;
  • умение анализировать информацию и сохранять ее в памяти.

Также существуют 2 типа слушания:

  • пассивное (или вежливое);
  • критическое (или активное).

Пассивное слушание встречается часто и повсеместно. Например, в ситуациях, когда мы слушаем собеседника вполуха, или когда слушаем бубнящие рядом радио или телевизор. Информация при таком типе воспринимается фоном.

Активное слушание уже требует концентрации и мобилизации внутренних сил. Вы осознанно пытаетесь услышать, понять, анализировать и запомнить информацию как нужную и полезную. Сюда можно отнести лекции, доклады, собрания, диалоги и т.д.

Почему люди не умеют слушать

Научиться этому навыку можно и нужно, но прежде следует разобраться, почему люди не умеют слушать:

  1. Диаметрально противоположные взгляды людей на предмет разговора. Мнения друг друга собеседниками воспринимаются критически, в силу чего они начинают перебивать, не дослушав. Словесные баталии перерастают в споры и конфликты.
  2. Сильные эмоции при разговоре. Особенно если тема болезненна, а адекватному восприятию мешают личные убеждения и стереотипы.
  3. Физическое или психическое недомогание. Стрессы, усталость, апатия, болезнь и т. д. – все это не дает человеку выслушать и нормально воспринимать информацию.
  4. Эгоцентричность говорящего. Общение с человеком, любящего находиться в центре внимания и который упивается звуком собственного голоса, у многих отбивает охоту слушать в принципе.
  5. Зацикленность на своих проблемах. Человек, постоянно погруженный в собственные переживания, теряет способность не только внимательно слушать, но и вообще слышать, что ему говорят.

Как научиться слушать собеседника?

За один день приобрести этот полезный навык еще никому не удавалось, всему виной закоренелая привычка «быть услышанным самому». Но со временем, приложив некоторые усилия, можно развить в себе эту черту, а для этого нужно следовать очень простым рекомендациям:

  1. Старайтесь не упускать нить беседы. С самых первых слов сосредоточьтесь на информации, которую до вас хотят донести. Упустите важные детали – сказанное не будет иметь значения, а значит, станет неинтересным. Такова особенность человеческого восприятия.
  2. Будьте беспристрастны к собеседнику. Если вы не согласны с мнением человека то, либо совсем не вступайте с ним в диалог, либо выслушайте, не опускаясь до банальных перебиваний и попыток доказать обратное.
  3. Оценивайте содержание информации, а не манеру ее подачи. Человек с импульсивным характером может говорить в несколько раздражающей вас манере, а между тем, сказанное может иметь для вас ценность.
  4. Не перебивайте с целью вставить свою реплику. Дождитесь пока говорящий закончит свою мысль.
  5. Проявляйте неподдельный интерес. Кивайте, соглашайтесь, смотрите в глаза. Из вашего поведения: жестов, мимики, интонации собеседник должен чувствовать заинтересованность.

Как же научиться слушать человека.

Сконцентрируйтесь.

Отложите все свои занятия, и постарайтесь сконцентрироваться на том, что говорит вам человек

Поддерживайте «теплое внимание» к собеседнику и не отвлекайтесь

К сожалению, при разговоре, многие «делают вид», что слушают собеседника, хотя это не так, отсюда идет недопонимание и конфликт.

Старайтесь поддерживать контакт с человеком, живым лицом, искренним чувством и поддержкой.

Не возражайте собеседнику, даже если вам очень хочется, постарайтесь встать на его сторону (вспоминаем упражнение «Позиция восприятия»).

Если вам что-то не понятно, задавайте уточняющие вопросы собеседнику, находясь при этом, в состоянии заинтересованности и полного внимания к нему.

Приучайте себя кивать, отражая лицом чувства собеседника.

Знаете ли вы, что кивки-это главный элемент умения слушания человека. Ваш кивок говорит, что вы «на одной волне» с собеседником, что вы его слышите и понимаете. Вам понятно, что он говорит и что вам это не безразлично.

К кивку полезно добавлять любые слова «понимания», такие как: «Угу. Да! Понятно. Вау!»

При этом ваше лицо должно выражать искренний интерес к собеседнику и позитивным образом отзываться на то, что он говорит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: