Литература
- на русском языке
- Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
- Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
- Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
- Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
- Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
- Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
- на других языках
- Ayers T.S., Sandier I.N., West S.G., & Roosa M.W. (1996). A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of Personality (англ.)русск., 64, 923—958.
- Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
- Causey D.L., & Dubow, E.F. (1993). Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 10, 59-81.
- Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
- Compas, B.E., Malcarne, V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 563, 405—411.
- Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues (англ.)русск., 47, 23-34.
- Compas, B.E., Ey, S., Worsham, N.L., Howell, D.C. (1996). When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients // Child Development (англ.)русск., 15, 167—175.
- Compas. B.E., Malcarne., V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and adolescents. // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 56 (3), 405—411.
- Ebata, A., & Moos, T. (1991). Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology (англ.)русск., 12, 33-54.
- Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
- Herman-Stahl, M.A., Stemmler, M., & Petersen, A.C. (1995). Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health // Journal of Youth and Adolescence (англ.)русск., 24, 649—655.
- Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
- Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002.
- Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. (1996). Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology (англ.)русск., 66, 109-14.
- Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
- Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
- Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
- Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
- Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
- Wethington E., Kessler R.C. (1991). Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, P. 13-29.
- Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine (англ.)русск., Jun, v15 (n3) :237-255.
Что такое копинг-стратегии
Это последовательность или совокупность действий, направленных на снижение стрессового воздействия. В отечественной психологической практике этот адаптационный механизм называют переживанием или преодолением неблагоприятного воздействия стресса. В общем смысле копингом можно назвать любые способы защиты психоэмоционального состояния во время решения каких-либо жизненных проблем, будь то поиск работы или общение с окружающими людьми.
Адаптивные копинг-стратегии являются естественными защитными механизмами психики, то есть все люди в течение жизни используют этот способ защиты от стресса. Например, к простым методам улучшения психического состояния относят юмор, отвлечение, публичное выражение эмоций и избегание определенных ситуаций. Несознательное использование таких стратегий показывает, что копинг является продолжением рефлекторной деятельности головного мозга. Также существуют специально разработанные методы адаптации к стрессу, используемые в психотерапевтической практике.
Различные психологические защиты важны в повседневной жизни, поскольку любой человек каждый день сталкивается с трудностями. Незначительный стресс может возникать даже в привычной обстановке. Неумение управлять своим эмоциональным состоянием может быть предпосылкой к возникновению последствий хронического стресса. Так, считается, что нарушение механизма психологической адаптации является причиной формирования тревожного невроза, депрессии и других расстройств.
Смешанная стратегия
Смешанная стратегия подразумевает полное принятие ответственности. Такой метод борьбы со стрессом является достаточно эффективным, но далеко не каждый человек способен его применять. Некоторые же люди делают все возможное, чтобы избавиться от негативных эмоций и перевести свои переживания на ответственные действия. Личность начинает лучше понимать то, какую именно роль она исполняет в той или иной ситуации, а затем делает все, что от нее зависит. Принято считать, что если человек здоровый, то он применяет самые разные методы борьбы со стрессовыми ситуациями. Если применяется только какая-то одна стратегия, то в таком случае нужно подумать о том, чтобы внести в свою жизнь изменения и разнообразить именно эту сферу.
Очень важно научиться правильно бороться со стрессовыми ситуациями и находить из них выход. Это позволит избежать многих проблем как в жизни, так и со здоровьем
Курс Викиум «Детоксикация мозга» поможет сократить уровень стресса и научиться справляться с различными негативными ситуациями.
В качестве резюме
Можно десять раз прочесть о том, какие замечательные бывают копинг-стратегии, но вспомните ли вы о них в нужный момент — большой вопрос. Из всего этого ясно — преодоление стресса — важная наука.
Что можно посоветовать?
1. Работать над осознанием своих бессознательных защит. Это сложно, но можно. Как? Ведь понятно, что эти невидимые грабли не случайно выпадают из зоны нашего зрения. Поэтому, если ситуация зашла далеко и состояния тревоги и/или растерянности стали появляться все чаще, нужно обратиться к специалисту.
2. Если вы уже разобрались с тем, кто вы и чего от жизни хотите, можно работать над самими копинг-стратегиями: повышать их гибкость, эффективность, разнообразить ассортимент. Здесь могут помочь всевозможные тренинги, наблюдение за опытом коллег, просто эффективных по жизни людей, чтение и просмотр биографий, и всего того, что заряжает вас энергией и заставляет задуматься.
Разрешение проблем
К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести позитивную самооценку, оптимистическое мировоззрение, потенциал к эмпатии, интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.
Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.
Эффективность и адаптивность копинга
В стратегии выживанияявляются адаптивным механизмом. В тот момент, когда мы их узнали, они защищали нас от какой-то опасности и сохраняли наше «я» целым или помогали нам справиться с ситуацией, проблема в том, что эти механизмы адаптации могут обернуться против нас.
Иногда мы обнаруживаем, что стратегии совладания, хотя и выполняют свою функцию, на самом деле наносят нам вред, с другой стороны, например, когда мы сталкиваемся со стрессом из-за переедания или курения.
В других случаях случается так, что по мере нашего продвижения в жизни некоторые из этих копинг-стратегий перестают быть функциональными или цена их использования слишком высока, защитная оболочка становится тяжелым бременем, мешающим нам развиваться. Как будто мы хотим забраться на гору и вместо надлежащего снаряжения облачаемся в неудобные средневековые доспехи. Некоторые люди знают о существовании таких доспехов, но не знают, как от них избавиться, а другие даже не догадываются, что носят их.
Теперь несколько слов об эффективных стратегиях выживания. Чтобы иметь возможность эффективно справляться с проблемами, мы должны научиться быть гибкими и приспосабливаться к ситуациям, возникающим в нашей жизни, мы должны быть готовы меняться. Только тогда мы сможем созреть.
Конечно, отказ от стратегий выживания , которые долгое время служили нам, может быть пугающим, поскольку мы часто чувствуем себя беспомощными. Речь идет не об исчерпании ресурсов, а о замене стратегий выживания, которые больше не эффективны, более полезными.
Помните, что психологи могут помочь вам разоблачить те заученные реакции, которые мешают вам двигаться дальше. С помощью психологической терапии или коучинга можно работать, чтобы активировать ваши ресурсы и внедрить действительно эффективные и здоровые стратегии выживания.
Копинг стратегии у подростков
Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют
С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом. Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций
В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы
Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.
Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.
Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.
Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.
Копинг стратегии подростков до конца не изученные.
В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения
Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Виды копинг-стратегий
Классификация копинг-стратегий выглядит так:
- Адаптивные. Это активный поиск возможного решения проблемы, включающий в себя взаимодействие с другими людьми.
- Неадаптивные. Сбегание от трудностей. В психологии это попытки уйти от реальности, агрессия, покорность.
- Частично адаптивные. Человек избегает проблему, придумывая для этого какой-то предлог.
В зависимости от цели, стратегии также делятся на 3 вида:
- направлены на сохранение психического и эмоционального равновесия;
- меняют внутренний мир, отношение к ситуации;
- преобразовываются и человека, и проблему.
Стоит отметить, что оптимизм и позитивное мышление — это не копинг-стратегии. Это качества, присущие той или иной личности. Стратегии представляют собой комплекс мер, план действий на тот или иной случай. Вышеописанные качества помогают реализовывать эти планы на практике.
Существует еще несколько видов копинг-стратегий. По направленности они бывают:
определяющими степень важности случившегося для конкретного человека;
сконцентрированными на борьбе со стрессом;
сосредоточенными на сохранении нормального состояния психического и эмоционального здоровья.
По успешности:
- с применением конструктивных копинг-стратегий;
- с использованием деструктивных стратегий.
По стилю:
концентрация на проблеме (поведенческие);
сосредоточенность на избегании проблемы (когнитивные);
внимание направлено на эмоции (эмоциональные).
По тому, как человек контролирует ситуацию:
- составление плана действий;
- асоциальные поступки;
- косвенные действия;
- активные действия.
По типу ситуации:
- самоконтроль;
- проявление агрессии при попытке изменить ситуацию;
- использование помощи со стороны;
- избегание ситуации или уход от реальности;
- взгляд с другой стороны;
- составление плана по решению проблемы.
По открытости:
- решение проблемы мысленно;
- исправление ситуации с помощью активных действий.
3 самые большие группы копинг-стратегий (адаптивные, неадаптивные и комбинированные) делятся на подвиды в зависимости от стиля.
Адаптивные:
- Поведенческие: активные действия человека по устранению проблемы. Он действует либо сам, либо с помощью окружающих.
- Когнитивные: происходит анализ сложившейся ситуации. При этом индивид сохраняет на должном уровне свою самооценку, развивает самообладание, становится увереннее в себе.
- Эмоциональные: протест, оптимистический взгляд на происходящее вокруг.
Неадаптивные:
- Поведенческие: попытка уйти от реальности, уединение, избегание трудностей в мыслях, отказ от решения проблемы.
- Когнитивные: отсутствие веры в свои способности, растерянность, смирение, недооценка серьезности проблемы.
- Эмоциональные: внушение чувства вины себе или окружающим, подавление чувств и эмоций, безнадежность, покорность обстоятельствам.
Относительно адаптивные:
- Поведенческие: попытки хотя бы временно отстраниться от проблемы с помощью увлечений, прогулок, алкоголя и т.д.
- Когнитивные: сравнение случившегося с ситуациями, которые произошли у других людей. Сознательное превращение проблемы в то, с чем будет легче справиться. Например, можно посчитать ее испытание, преодоление которого поможет измениться в лучшую сторону.
- Эмоциональные: желание возложить ответственность за решение проблемы на другого человека, устранение эмоционального напряжения.
То, какие копинг-стратегии человек использует для борьбы со стрессом, легко выяснить, зная тип его личности.
Копинг-стратегии с точки зрения психологии и физиологии
Главными регуляторными системами организма являются головной мозг и эндокринный аппарат. Головной мозг представляет собой отдел центральной нервной системы, отвечающий за поддержание жизненно важных функций и когнитивные процессы, включая память, интеллект и эмоции. Высший отдел мозга, называемый корой больших полушарий, обеспечивает мышление и выработку адаптивных стратегий. Эндокринный аппарат образован железами внутренней секреции, выделяющими регуляторные вещества (гормоны). Выработка этих веществ помогает организму подготовиться к изменению внешнего или внутреннего состояния.
Эндокринные процессы во многом определяют совладающее поведение. Было обнаружено, что основной гормон стресса (кортизол) вырабатывается в организме во время стрессовых ситуаций у мужчин. У женщин, напротив, уровень этого гормона снижается в аналогичной ситуации, однако при этом усиливается активность лимбических отделов головного мозга. Многие ученые считают, что именно эта разница определяет разные гендерные стратегии защиты от стресса. У мужчин основные адаптивные механизмы укладываются в рамки избегания или атаки, а у женщин в заботе и сопереживании.
Кортизол (основной гормон стресса) секретируется корой надпочечников
Мужская стратегия «бей или беги» активирует симпатическую нервную систему и способствует выработке адреналина. На фоне этих физиологических процессов улучшается физическая активность. Аналогичная реакция возникает в женском организме, однако уровень агрессии, как правило, ниже. Перечисленные гендерные механизмы описывают только простейшие или фундаментальные методы адаптации к стрессу. Существуют более сложные когнитивные функции, связанные с воздействием психологического стресса.
Подробнее об адаптационных механизмах
Фундаментальные стратегии совладания со стрессом базируются на физиологических изменениях, продиктованных деятельностью секреторных органов и отделов нервной системы. Существуют основные типы изменений в организме, определяющие множество психологических копинг-стратегий. Понимание этих процессов помогает улучшать адаптацию к стрессовым факторам.
Главные виды физиологических изменений:
Активация симпатической нервной системы и выработка адреналина при неблагоприятном воздействии
Например, охотник увидел недалеко от себя медведя. Адаптация организма заключается в изменении тонуса сосудов, улучшении работы мышц и усилении притока крови к определенным органам. Активируется деятельность головного мозга, благодаря чему индивид находит способ решения проблемы.
Активация парасимпатической нервной системы
Возникает обратный эффект, подготавливающий организм к отдыху. Индивид расслабляется, активность коры головного мозга уменьшается. Например, такие изменения возникают во время подготовки ко сну. Парасимпатическая регуляция играет важную роль в преодолении хронического стресса. Нарушение этой функции приводит к неблагоприятным изменениям в сферах психологии и физиологии.
Разные типы нервной и эндокринной регуляции — это предпосылки к появлению определенных копинг-стратегий.
Актуальность копинга
Сейчас понятие «копинг» активно используется многими психологами, психоаналитиками и психиатрами. Существует множество классификаций стратегий и стилей, в которые они объединяются. Каждая личность формирует собственную систему совладания и психологической защиты от стресса.
Тема копинга очень актуальна и используется для конструктивной борьбы со стрессорами. Т. к. окружающий мир становится с каждым годом всё более агрессивным, то и обычному человеку нужно адаптироваться к этим факторам.
Особенно актуальны копинг-тренинги и работа с психологом. Не каждый может самостоятельно провести диагностику своих поведенческих моделей и скорректировать их в нужное направление.
Копинг-тренеры проводят работу над стилями поведения и путём их коррекции повышают стрессоустойчивость индивида. Это помогает людям наладить отношения в коллективе, семье, снизить количество дистресса в повседневной жизни. Такие улучшения психофизического состояния благоприятно влияют на весь организм.
https://youtube.com/watch?v=BgeoMALTxIA
Общая характеристика стресса
Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, психосоматические заболевания.
Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.
Селье выделял два вида стресса:
- Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
- Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект
Состоит стресс из трёх фаз:
- Фаза тревоги
- Фаза сопротивляемости
- Фаза истощения
Интересно то, что люди, обладающие устойчивой психикой, имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.
Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.
Классификация стратегий
Существует несколько классификаций копинг-стратегий. Наиболее известна классификация стратегий копинга Лазаруса. В соавторстве с С. Фолкманом было предложено два типа копинг-стратегий:
- проблемно-ориентированный;
- эмоционально-ориентированный.
В первом случае человек во время переживания стресса пытается изменить ситуацию с помощью осмысления проблемы, он ищет информацию о том, как поступить и что делать. Такое осмысление помогает избежать необдуманных поступков и импульсивных действий.
Эмоциональный тип копинг-поведения в стрессовых ситуациях включает в себя мысли, помогающие снизить психологический пресс от напряженного состояния. Мысли помогают чувствовать себя лучше, но не направлены на решение проблемы. Примеры: юмор, употребление алкоголя, транквилизаторов, отрицание ситуации.
Проблемно-ориентированные копинг-стратегии
В работах Лазаруса и Фолкмана существует восемь копинг-стратегий. В ситуации стресса у человека может быть различная стратегия помощи самому себе. К ним относятся:
- Планирование действий по решению проблемы, анализ ситуации, различные предпринятые усилия по выходу из проблемы.
- Конфронтационный копинг. Попытки решить сложную ситуацию путем конфронтации. Проблема разрешается с помощью враждебности и конфликтности, присутствуют трудности в планировании действий. Человек может не осознавать последствий от неоправданного упорства. Часто конфронтация рассматривается как неадаптивная, но личность показывает упорство в отстаивании собственных интересов, человек активно противостоит трудностям.
- Взятие ответственности за проблему на себя. После оценки своей роли происходят попытки исправить напряженную ситуацию.
- Самоконтроль. Человек контролирует свои эмоции и действия.
- Положительная оценка стрессовой проблемы. В этом случае происходит поиск плюсов сложившейся ситуации.
- Обращение к помощи окружающих и близких людей.
- Дистанцирование. Стратегия удаления от ситуации, уменьшение ее значимости.
- Избегание проблемы, бегство от трудностей.
Лазарус показал, что именно человек оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Только он самостоятельно может оценить для себя величину потенциального стрессора. В каждом сложном положении человек сам определяет ресурсы копинга, чтобы справиться со стрессом.
Базисная стратегия и ресурсы
Ричард Лазарус определял механизмы копинга как действия, которые предпринимает индивид в ситуации угрозы, болезни, физического насилия и т.п. Существует теория копинг поведения, в ней выделены основные виды стратегии копинга и ресурсы. Базисная стратегия это:
- разрешение проблем;
- избегание;
- поиск поддержки.
Базисные ресурсы копинга это:
- Я-концепция;
- эмпатия;
- аффилиация;
- локус контроля;
- когнитивные ресурсы.
Позитивный характер Я-концепции позволяет человеку быть уверенным, он способен держать напряженную ситуацию под контролем. Эмпатия позволяет принимать точку зрения другого человека и с помощью нее выработать больше вариантов решения. Аффилиация является инструментом межличностных контактов, помогает регулировать эмоциональную и дружескую поддержку.
Механизмы копинга играют компенсаторную функцию, они способствуют совладанию со стрессом без особого вреда для личности.
Совладающее поведение
Под копингом понимается прежде всего адаптация в период стрессового переживания. В психологии — это стремление к разрешению проблемы для хорошего самочувствия.
Теория копинг-поведения — это способность индивида поддерживать баланс между средой и ресурсами. Основное предназначение совладающего поведения — поддержание психологического благополучия человека. Для психического здоровья выбирается нужная стратегия копинг-механизма.
Есть и продуктивное совладающие поведение в стрессе
Важно работать над проблемой, поддерживать связь с другими людьми, сохранять оптимизм
Механизмы копинга
Наука длительное время изучает поведенческие реакции людей в условиях стресса. Многие из них заложены в нашем подсознании, но в связи с постоянными изменениями окружающего мира они малоэффективны. Человеку приходится самостоятельно или с помощью психолога искать варианты выхода из стрессовой ситуации.
Копинг-механизмы выстраиваются на основе того, что реакция каждого субъекта в корне отличается. Непроизвольные эмоции связаны с особенностями характера, темперамента и воспитания. Построения копинг-механизмов начинается в момент воздействия стрессора на организм. Человек осуществляет первичную оценку происходящего, мозг пытается понять, опасен ли такой стресс для него или нет. Ориентированная на это работа не занимает много времени, т. к. действует рефлекторно.
Все действия направлены на устранение, ослабление или игнорирования раздражителя. На этом этапе индивид делает вторичную оценку и выбирает наиболее удобный вариант решения проблемы. В зависимости от выбора он может действовать в нескольких направлениях:
- действия для устранения или сокращения воздействия стрессора – нападение на противника, бегство от опасности и т. д.;
- вытеснение фактора стресса из своего окружения – «меня не касается эта проблема»;
- переоценка сложившейся ситуации – «не так уж и страшно», «это только кажется опасным»;
- принятие ситуации без эмоций – расценивание угрозы как плода воображения.
В зависимости от того, как человек реагирует на раздражители, формируется его копинг-стратегии. Не все имеют положительный опыт борьбы со стрессом. Часто субъект испытывает иррациональный страх перед стрессором. Это называется фобией, и справиться с нею поможет лишь опытный психолог. Они помогут наладить механизмы копинга.
Вытеснение фактора стресса — один из механизмов копинга
Определение копинга[править]
Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития . Четыре года спустя, в году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями .
Более точно копинг-поведение определяется так: копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» . Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние (там же).
Как показано Лазарусом , утверждается, что стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами .
Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах . Таким образом, копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда» .
При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля .
Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными , то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность ; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» .
Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется .
Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы .