Позитивные социальные изменения
Сильный источник определения пола — это практика воспитания родителей. Bem предлагает сильные предложения по предотвращению определения пола детей, включая предотвращение доступа к средствам массовой информации, которые способствуют определению пола, изменение средств массовой информации и историй для исключения информации о типировании пола и моделирование равных ролей для матерей и отцов в домашнем хозяйстве.Например, Бем редактировала книги, которые читали ее дети, чтобы создать более андрогинный взгляд. Это включало, например, рисование длинных волос и женских фигур на мужских фигурах. В конечном итоге, однако, это несколько ограничено, потому что дети будут подвергаться некоторой информации о типе пола, особенно когда они начнут посещать школу. Следовательно, Bem предлагает обучать детей альтернативным схемам, чтобы они с меньшей вероятностью строили и поддерживали гендерную схему. Некоторые примеры включают схему индивидуальных различий, в которой дети учатся обрабатывать информацию от человека к человеку, а не делать широкие предположения о группах на основе информации от отдельных лиц. Кроме того, предоставление детям схемы сексизма, при которой дети учатся обрабатывать информацию, относящуюся к полу, через фильтр, который вызывает моральное возмущение при продвижении сексистской информации, может помочь в предоставлении детям ресурсов, которые не только не позволят им стать склонными к сексуальному типу, но и также способствовать позитивным социальным изменениям.
Бем хотел привлечь внимание к тому, что дихотомия мужчина / женщина используется в качестве организующей основы, часто без необходимости, особенно в школьной программе. Она подчеркнула, что всесторонняя значимость гендера отрицательно сказывается на обществе и что гендерная схема должна быть более ограниченной по своему охвату
С феминистской точки зрения андрогинность не является достаточно радикальной, потому что андрогинность означает, что «мужское» и «женское» все еще существует. Скорее, общество должно уменьшить использование гендерной дихотомии как функциональной единицы и быть асхематичным.
Фемининный тип
Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:
— женственность,
— отзывчивость,
— пассивность,
— мягкость,
— эмоциональность,
— уступчивость и др.
При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем – неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.
Андрогин —творец и парящая птица
Только не нужно путать андрогинность с гомосексуальной направленностью. К выбору полового партнера этот термин не имеет никакого отношения. Андрогины с успехом заводят отношения с противоположным полом.
Фото автора Johannes Plenio: Pexels
Подводя итог, нужно отметить, что для мира в целом андрогиния играет весьма важную роль. Не раз было отмечено, что благодаря их внутренней свободе, андрогины обладают высоким творческим потенциалом. У этих людей полностью отсутствуют рамки, ограничивающие убеждения, что позволяет им с легкостью входить в состояние внутреннего потока и творить.
Их созидательная энергия и неординарный взгляд дают надежду на создание чего — то нового, неизведанного и интересного. Быт свободным от навязанных ярлыков — вот жизненное кредо настоящего творца.
Андрогиния, с точки зрения психологии, является нормой для гендерных различий человека. Не нужно воспринимать это, как извращение или патологию. Андрогины не обладают стереотипностью мышления, тем самым сбрасывая с себя оковы общепринятых норм. Это люди — птицы, парящие в свободном полете и не знающие границ.
Полотипизация в рамках теории когнитивного развития
Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.
Как проявляется андрогиния
Андрогиния чаще проявляется в поведении, что служит отражением во внешности человека. Вот в вагон метро с тобой заходит девчонка. Вернее, ты долго присматриваешься, чтобы достоверно убедиться в половой принадлежности человека. Обтягивающие черные джинсы, кроссовки на толстой подошве, объемная черная куртка, очень миловидное лицо, обрамленное косым каре
Утонченные руки мягко обвевают поручень, глаза под тяжелыми ресницами осторожно скользят по вагону
Твой интерес повышается, ты уже особо не стесняешься и беспардонно разглядываешь объект. Нет, все же что-то, по-мальчишески, дерзкое читается в ее образе, неуклюжесть позы и некая угловатость говорит о ее принадлежности к мужскому полу.
Типичный образ анрогина, в котором ярко представлены и мужские, и женские черты.
Полотипизация и теория социального научения
В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.
Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.
Понятие лидерства
Лидерство – это особое умение человека оказывать влияние на конкретных людей или общности, сосредотачивая их способности на нужный ему результат. Одним из критериев лидерства является проявление власти, которая может распространяться в различных масштабах. Эта власть может быть выражена как в официальных, так и в неофициальных отношениях между людьми.
Первоначально, такое понятие как лидерство зародилось на Западе. Именно там социологи начали заниматься исследованием небольших групп, на основе которых создали теории о лидерстве и его проявлениях. Ученые-психологи, занимающиеся исследованием лидерства, в разных аспектах рассматривали данное понятие. В основном они определяли его как социальный или психологический феномен и делали упор на конкретную область.
Лидерством служит нормальный социально-психологический процесс в обществе, при котором один человек может влиять на действия других людей, так как имеет перед ними авторитет.
Лидер – это личность, которая может организовать всю работу и приобщить к делу нужных людей, для выполнения поставленных целей и задач. Также, большинство из общества пойдут именно за этим человеком и будут признавать его первенство и преимущества над собой, потому что у прирожденных лидеров есть качества, которые позволяют внушать веру в себя людям.
Полоролевой подход
Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине – роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.
В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек – на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества – воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.
Гендерные теории лидерства
Ученые выделяют 5 основных направлений гендерных теорий лидерства:
- Теории, разработанные совокупности фундаментальных научных знаний, установок, представлений. К ним принадлежат:
— Система «информационной обработки человека», созданная Д. Гамильтоном. «Теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера. Смысл названных концепций заключается в том, что люди используют привычные им методы, когда анализируют какую-либо общественную информацию.
— Теория «лидер — последователь», созданная Г. Грайеноем. Она содержит в себе бихевиористическую динамический обмен, другими словами, если у двух людей появляется что-то общее, то они еще больше тянутся друг к другу, перенимают опыт и знания товарища.
Теории гендерных различий.
— Признанное в обществе представление о характерных признаках лидеров-мужчин и женщин говорят о воздействии невыраженных теорий, существующих в обществе.
Классические концепции лидерства. К ним принадлежат:
— Ситуационно-должностной подход, выработанный Р. Хаузом, Дж. Хантом. Данная теория предполагает авторитет человека, основанный на его должности в профессиональной деятельности, в организации, и это никак не зависит от его пола.
— Вероятностное лидерство, разработанная Ф. Фидлером и его последователями. Смысл названной теории в том, что гендерное разделение будет проявляться в случаях, когда эффективная работа зависит от конкретного лидера, использующего характерные для него приемы и способы решения задач управления.
— Целевая теория Р. Хауза. Заключается в направленности целей и эффективность управления будет зависеть именно от этого, то есть мужчины и женщины по-разному решают одни и те же задачи, кто-то может быть лучше в одном, кто-то в другом.
Направление самих гендерных теорий лидерства. К ним принадлежат:
— Модель «гендерного потока», выдвинутая Барбарой Гутек. В соответствии с ней, лидерство главным образом зависит от пола самого лидера и его последователей.
— Концепция гендерного отбора лидеров, созданная Дж. Боумэном и С. Суттоном. Заключается в том, что общество по-разному воспринимает представителей разных гендеров как лидеров. Как правило вторым сложнее достичь высоких должностей, потому что к ним больше требований.
— Теория токенизма, которая была выдвинута Р. Кэнтер, говорит о пропорциональности гендерных типов
То есть, если в организации больше женщин, чем мужчин, то последние больше ценятся и привлекают особое внимание, поэтому им проще стать лидерами и завоевать авторитет
— Теория статусов Дж. Бергера. На основании нее в естественной среде мужчина и женщина не равны, поэтому и статус в организации у него будет выше.
Теория дискриминации, то есть неравноправие или ущемление прав по признакам пола.
«Белая ворона» в послушном стаде
К сожалению, слишком глубоко укоренились в людях убеждения, что выделяться — это плохо. Все должны ходить «строем», быть скромными, не иметь желаний, а если, вдруг, таковые обнаруживаются, держать всякие глупости при себе. Главный девиз: «Скромность украшает человека». А «белой вороне» не место в их упорядоченном стаде.
И вот, например, некий мальчик растет и с удивлением обнаруживает в себе не только смелость, мужество, стойкость к стрессу, но и нежность, эмоциональность, доброту, уязвимость, сердобольность — черты, больше, присущие девочке. Скорее всего, это мальчик стал жертвой гиперопеки, он был полностью лишен самостоятельности. Но, подверженный всеобщему психозу насчет одинаковости, он начинает чувствовать себя ущербным, отрицать женские качества, тем самым духовно себя насилуя.
Гендерная идентичность и адаптация
Или девочка, подвергшаяся насилию, или у которой не было отца, то есть сильного плеча, на которое можно опереться блокирует в себе все проявления слабости и женственности.
В норме в человеке заложены все качества, эволюция поделила их на женские и мужские. Человеку нужно учиться принимать себя такого, каким его увидела и создала матушка – природа. Гармония внутри, это и есть искренняя любовь к чертам характера, своим особенностям, и положительным, и отрицательным.
Гендерные стереотипы
Поскольку теория гендерных схем является теорией процесса, а не содержания, эта теория может помочь объяснить некоторые процессы, благодаря которым гендерные стереотипы становятся психологически укоренившимися в нашем обществе. В частности, наличие строгих гендерных схем обеспечивает фильтр, с помощью которого мы обрабатываем входящие в окружающую среду стимулы. Это приводит к более легкой способности усваивать информацию, которая соответствует стереотипам, что еще больше укрепляет существование гендерных стереотипов. Бем выдвигает гипотезу о том, что в рамках развития подростков дети должны выбирать среди множества измерений, но гендерные схемы приводят к регуляции поведения, которое соответствует культурному определению того, что значит быть мужчиной или женщиной. Кроме того, Бем утверждает, что существует также гетеросексуальность подсхема, которая, вероятно, способствовала развитию гендерных схем. Большинство обществ рассматривают исключительную гетеросексуальность как критерий истинной мужественности и женственности, то есть гетеросексуальность является нормой. Более того, подсхема гетеросексуальности утверждает, что мужчины и женщины должны отличаться друг от друга. Предполагается, что именно поэтому межполовые взаимодействия, вероятно, кодируются половым путем. Люди с половым типом имеют общую готовность использовать подсхему гетеросексуальности в социальных взаимодействиях, по-разному ведя себя по отношению к лицам противоположного пола, которые они считают привлекательными или непривлекательными.
Пол и гендер
В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».
— гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,
— гендер как выражение отношений власти,
— гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,
— гендер в качестве особого социального института.
Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).
Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.