Одним из наиболее известных методик психического анализа является тест Векслера
Тест Векслера позволяет оценить уровень интеллектуального развития соответствии с конкретным биологическим возрастом каждого конкретного взятого индивида соответствующего возраста. Сама методика заключается в показе определенных рисунков, где не хватает определенных деталей. Ребенку предлагают обработать все эти рисунки, и в зависимости от того за сколько ребенок справиться с каждым конкретным заданием, будет определенны его психические и мыслительные способности.
Текст Векслера не идеален, и не дает стопроцентных результатов, как и большинство психических тестов, и тестов на интеллект. В виду некоторых особенностей, у ребенка может не возникать никаких ассоциативных вариаций на тему нового рисунка, если в его памяти нет подобных мыслеобразов, что может свидетельствовать не о недостаточном развитии ребенка, а скорее о недостаточной эрудированности (Если такое понятие можно применить к ребенку дошкольного возраста).
Примером этого может стать «Казус коровы без головы». Если ребенок является жителем большого мегаполиса, он мог до определенного возраста никогда не встречаться четвероногими парнокопытными созданиями, а это также означает и то, что в случае, когда он увидит данное создание на картинке во время теста Векслера, он не сможет объективно оценить данный факт, и результаты теста могут не сойтись с ожидаемыми.
Более объективными результаты могут дать тесты Равена, Амтхауэра и Айзенка. Однако многие из них не подходят для младшей возрастной группы. Время, выделенное на большинство из этих тестов также несовместимо со способностями долгосрочного удерживания внимания у ребенка.
Личностное развитие
В школьном возрасте происходит развитие эмоциональной саморегуляции — контроль над своими эмоциями и состоянием. Яркая эмоциональность дошкольников постепенно сменяется все большей сдержанностью в проявлении чувств, как того требует школьная система. Особенно часто ребенок пытается скрыть негативные эмоции, вроде страха или досады (сдержать слезы) за плохую оценку.
В это же время развиваются высшие чувства:
- Интеллектуальные (радость от решенной задачи, удовольствие от рассуждений).
- Нравственные (ответственность, чувство долга, добра и зла).
- Эстетические (переживание чувства прекрасного при восприятии произведений искусства).
Усиливается осознание собственных эмоций и развивается способность в понимании эмоций других людей, в том числе при противоречащих друг другу сигналах (если друг получил двойку, но пытается улыбаться — ребенок понимает, что его друг все же расстроен). Младшие школьники понимают, что люди могут испытывать более одной эмоции одновременно, т.е. переживать «смешанные чувства». С развитием понимания эмоций, растет и эмпатия — способность сопереживать другому человеку.
Значительная часть времени и энергии ребенка направляется на приобретение новых знаний и навыков. Учебная деятельность требует от ребенка нового уровня произвольности поведения, умения подчиняться поставленным перед ним задачам, выполнять обязательные для всех правила, соблюдать дисциплину, нести ответственность за результаты своей учебы и контролировать поведение. В благоприятном варианте у ребенка развивается умение самостоятельно ставить цели и настойчиво добиваться их достижения. Появляется стремление к самоутверждению и признанию со стороны сверстников и в первую очередь это связано с успехами в учебе.
В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в свой «образ Я», — они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов. И наоборот, дети, не успевающие в школе, могут чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство неполноценности может продолжать оказывать негативное воздействие на личность на протяжении всего детства и последующей жизни, если позже оно не компенсируется продолжительным успехом в других отраслях жизни, являющихся ценными в его собственных глазах и в глазах окружающих: спорт, музыка, искусство и др.
Ребенок формирует все более устойчивое представление о себе, оно становится более реалистичным. Он понимает, что не может быть во всем первым и делает выводы: «В спорте я лучше, чем Маша, но я не так популярна, как Таня» или «Я не так хорошо пишу, как Алексей, но я лучше него разбираюсь в математике». Теперь ребенок лучше понимает, какими навыками обладает и какие у них есть ограничения. Такое знание себя, позволяет лучше организовывать свое поведение и строить будущее.
Наиболее важным этапом для ребенка как для личности, является переход в подростковый возраст, который иногда кардинально меняет поведение и взгляды.
О том, как развивать ребенка младшего школьного возраста, мы говорим в статье Принципы эффективного развития ребенка 7-11 лет.
Феномены мышления
Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.
Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.
Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.
2 стадия дооперациональных представлений: от 2 до 7 лет
Основные характеристики и изменения в развитии:
На этом этапе развития дети становятся хитрее, учатся играть в прятки и открыто выражать свое недовольство. Они учатся через игру воображения, борются с логикой и легко принимают точку зрения других людей.
Возьмем кусок глины и разделим его на две равные части. Один кусок скатаем в компактный шарик, а другой разобьем в плоский блинчик. Давайте дадим ребенку выбор между двумя одинаковыми кусочками для игры. Плоская форма будет казаться визуально больше, и с большой вероятностью, ребенок в этот период выберет именно ее.
Иллюстрация Джошуа Сеонга, Елизаветы Созонтовой
Одним из наиболее известных методик психического анализа является тест Векслера
Тест Векслера позволяет оценить уровень интеллектуального развития соответствии с конкретным биологическим возрастом каждого конкретного взятого индивида соответствующего возраста. Сама методика заключается в показе определенных рисунков, где не хватает определенных деталей. Ребенку предлагают обработать все эти рисунки, и в зависимости от того за сколько ребенок справиться с каждым конкретным заданием, будет определенны его психические и мыслительные способности.
Текст Векслера не идеален, и не дает стопроцентных результатов, как и большинство психических тестов, и тестов на интеллект. В виду некоторых особенностей, у ребенка может не возникать никаких ассоциативных вариаций на тему нового рисунка, если в его памяти нет подобных мыслеобразов, что может свидетельствовать не о недостаточном развитии ребенка, а скорее о недостаточной эрудированности (Если такое понятие можно применить к ребенку дошкольного возраста).
Примером этого может стать «Казус коровы без головы». Если ребенок является жителем большого мегаполиса, он мог до определенного возраста никогда не встречаться четвероногими парнокопытными созданиями, а это также означает и то, что в случае, когда он увидит данное создание на картинке во время теста Векслера, он не сможет объективно оценить данный факт, и результаты теста могут не сойтись с ожидаемыми.
Более объективными результаты могут дать тесты Равена, Амтхауэра и Айзенка. Однако многие из них не подходят для младшей возрастной группы. Время, выделенное на большинство из этих тестов также несовместимо со способностями долгосрочного удерживания внимания у ребенка.
Феномены мышления
Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.
Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.
Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.
викторина
1. Двухлетний мальчик называет женщину с короткими волосами «мальчиком». Это пример:A. уравновешиваниеB. ассимиляцияC. ПриспособлениеD. Сенсомоторное развитие
Ответ на вопрос № 1
В верно. Ребенок применяет схему, согласно которой у мальчиков короткие волосы, к своему новому опыту с женщиной с короткими волосами.
2. Отец мальчика в вопросе 1 выше говорит мальчику, что у некоторых женщин тоже могут быть короткие волосы. Другие черты также различают мужчин и женщин, такие как одежда, макияж, размер и волосы на лице. В следующий раз, когда маленький мальчик увидит женщину с короткими волосами, он называет ее «леди». Это пример:A. ПриспособлениеB. уравновешиваниеC. ассимиляцияD. накопление
Ответ на вопрос № 2
верно. Мальчик адаптировался к предыдущему опыту женщины с короткими волосами и скорректировал свою схему.
Особенности
Когнитивистика (от лат. cognitionis – познание) объединяет в себе когнитивную психологию, лингвистику, нейрофизиологию, а также теорию познания и искусственного интеллекта. Развитие этой науки продолжается в нескольких направлениях. За основу берут концепцию биологической эволюции Жана Пиаже, теорию разумного мышления с включением процесса преобразования внешних действий во внутренние психические функции Льва Выготского и информационный подход к системе. Механизм работы структуры головного мозга изучают с помощью томографа и других современных методов сканирования.
Когнитивное мышление неразрывно связано с познавательным процессом. Оно отвечает за формирование понятий, принятие решений и вырабатывание реакций.
В психологии выделяют 3 вида такого мышления.
- Наглядно-действенный тип нацелен на решение определённых задач, связанных с конструктивностью, производством и организацией деятельности. Он присущ детям до 3-х лет, познавательный процесс которых неразрывно связан с задействованием рук.
- Наглядно-образный вид преобразовывает обобщённые мысли в конкретные образы. Он формируется у детей с 4-7 лет. В это время связь сознания с практическими движениями не так сильна, как прежде.
- Отвлечённое мышление связано с абстрактными рассуждениями. Оно наблюдается у школьников и взрослых, которые могут оперировать обобщёнными понятиями, лишёнными непосредственной наглядности и образов.
Природа когнитивных стилей мышления до сих пор не изучена во всей полноте. Рассмотрим некоторые из них.
Представители простого стиля когнитивного мышления интерпретируют происходящие процессы в упрощённой форме. Обладателям сложного стиля присуща склонность к многомерности при восприятии существующих понятий и выявлению в них множества взаимосвязанных сторон.
Обладатели конкретной мыслительной деятельности не терпят неопределённости, зависят от статуса и авторитета. Они имеют чёрно-белое мышление, стереотипность решений. Люди с абстрактным когнитивным мышлением склонны к риску, самостоятельности, гибкости
Им свойственно обширное объединение понятий.
Люди с аналитическим стилем обращают внимание на различие предметов, зацикливаются на их отличительных признаках, мельчайших элементах. Синтетический стиль присущ личностям, склонным концентрировать внимание на сходстве сведений и находить в них общие признаки
Обладателям импульсивного стиля свойственно мгновенное принятие решений при имеющемся выборе
Поспешность нередко приводит к ошибкам. Имеющие рефлективный стиль действуют в замедленном темпе при принятии решений, поэтому появление ошибок сведено к минимуму.
Некоторым людям присуще широкое распределение внимания на множество деталей одновременно. Такие личности способны сканировать отображаемую ситуацию. Другие индивидуумы могут только поверхностно, фрагментарно характеризовать бросившиеся им в глаза факты и явления. Им присуща способность узкого контроля, которую называют фокусирующим стилем.
Толерантные субъекты способны принять неоднозначные события, не соответствующие представлениям человека. Они могут анализировать их по имеющимся характеристикам. Нетерпимые люди не готовы к получению познавательного опыта, где присутствуют противоречащие их знаниям сведения.
4 стадия формальных операций: от 12 лет и старше
Основные характеристики и изменения в развитии:
Заключительная стадия теории Пиаже предполагает совершенствование логики, умение использовать дедуктивное мышление и понимание абстрактных идей. Подростки уже способны видеть потенциальные решения проблем и научно мыслить об окружающем их мире.
С возрастом дети не просто добавляют к имеющимся знаниям больше информации. Происходит качественное изменение в мышлении детей, пока они постепенно проходят все четыре этапа когнитивного развития. Ребенок в возрасте 7 лет обладает большим объемом информации о мире, чем в 2 года. Тем самым он коренным образом меняет свое мышление.
Иллюстрация Джошуа Сеонга, Елизаветы Созонтовой
Что такое когнитивное развитие
Изучение когнитивного развития позволило сделать шаг в познании психологического здоровья детей и подростков.
Мыслительные процессы необходимы для взаимодействия с окружающим миром. По мере взросления они совершенствуются, что позволяет ребенку, а затем подростку взаимодействовать с внешней средой. Такое изменение, происходящее постоянно, называется когнитивным развитием. Критериями его оценки служат:
- память;
- восприятие;
- способность мыслить категориями, ставить цели и выполнять их;
- логика;
- воображение.
Особенности развития Жана Пиаже
Теория когнитивного развития разработана Жаном Пиаже, знаменитым швейцарским психологом и философом. Она касается совершенствующихся способностей детей от рождения до 15 лет. Ученый считал, что мышление ребенка отличается от умственных возможностей взрослого. Дело не только в опыте и житейской мудрости. Отличается качество мыслительных процессов. При этом он выделял характеристики интеллектуальных способностей детей:
- Умение судить о предмете или явлении, опираясь исключительно на собственные мысли и опыт. Для ребенка не существует иной точки зрения;
- Склонность воспринимать события, учитывая только результат. Дети не обращают внимания на намерения, влияние дополнительных факторов, учитывают конечные проявления, то, что видят;
- Привычку одушевлять движущиеся предметы, например, облака, поезд;
- Относиться к существующим предметам и явлениям, как к созданным людьми;
- Отсутствие логической связи между умозаключениями.
Когнитивный интеллект ребенка развивается, проходя через несколько стадий, сменяющих друг друга. Одни способности сменяют другие, развиваются. При этом высшая степень совершенства достигается к 15 годам.
Теория когнитивного развития: роль языка
Неудивительно, что языковая способность имеет решающее значение для когнитивного развития, которое происходит в отношениях.
Язык развивается в критический ранний период жизни ребенка. Исследования одичавших детей и глухих детей, воспитанных без языка жестов, показывают, что они не могут выучить нормальный синтаксис и морфологию.
Первые языковые способности появляются вскоре после рождения. Дети будут больше реагировать на знакомые голоса, язык своих семей и книги, которые читали вслух, пока они были в утробе матери. Годовалые дети могут различать среди звуков речи то, что взрослые, изучившие отдельные языки, уже не могут различить.
Младенцы понимают слова еще до того, как их произносят.
Так велико богатство и сложность того, что дети усваивают так быстро, что некоторые предлагают определенные врожденные навыки, помимо способности использовать язык, который есть у людей, но нет у других животных. Ноам Хомский предложил “универсальную грамматику” для людей. По мере развития детей, утверждает он, срабатывают уже существующие переключатели включения/выключения, ведущие ребенка от универсальной грамматики к реальным языкам, которые они изучают.
Сторонники теории социального когнитивного развития находят много проблем в этой версии нативизма. Взгляд на развитие, основанный на Пиаже и Выготском, состоит в том, что дети учатся языку через взаимодействие с родителями и другими людьми, а также через изучение социальных процедур, на которых основано общение.
Родители обычно модифицируют язык для младенцев и малышей – высокая интонация, часто называемая детской направленной речью. Это часто называют материнством, хотя отцы тоже так делают. Родители говорят медленнее и проще (хотя, возможно, не во всех культурах). Интересно, что в некоторых случаях отцы склонны использовать более сложную речь, растягивая детей в пределах их зоны ближайшего развития. Возможно, поэтому разговор отца с ребенком лучше коррелирует с более поздними языковыми навыками, чем разговор матери с ребенком.
Исследователи также обнаружили, что просто слышать слова в окружающей среде не имеет никакого значения для их языковых способностей. Вместо этого дети учат слова, общаясь с родителями и опекунами. Снова и снова обнаруживается, что социальное взаимодействие лежит в основе когнитивного развития.
Поделиться статьёй
Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей
С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребенка по сравнению с другим.
Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.
На протяжении детского возраста у ребенка идет процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определенные когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».
Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребенок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учетом приблизительного возраста.
В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?
Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идет о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребенку будет проще научиться определенному навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас все еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.
Пиаже и четыре этапа когнитивного развития
Фазы развития, раскрываемые Пиаже, образуют последовательность из четырех периодов, которые, в свою очередь, делятся на другие стадии. эти четыре основных этапа они перечислены и кратко объяснены ниже с характеристиками, которые им приписывает Пиаже. Однако мы должны учитывать, что, как мы увидим, эти этапы не совсем соответствуют действительности.
1. Сенсорная стадия — моторная или сенсорная моторная
Это первая фаза когнитивного развития, и для Piaget происходит между моментом рождения и появлением артикулированного языка в простых предложениях (к двум годам). Что определяет этот этап, так это получение знаний о физическом взаимодействии с непосредственным окружением. Таким образом, когнитивное развитие выражается в экспериментальных играх, часто вначале непроизвольных, в которых определенный опыт связан с взаимодействием с объектами, людьми и близлежащими животными.
Дети, находящиеся на этой стадии когнитивного развития, демонстрируют эгоцентрическое поведение, в котором основное концептуальное разделение, которое существует, состоит в том, что разделяет идеи «я» и «окружающая среда». Младенцы, которые находятся на сенсорно-моторной стадии, играют, чтобы удовлетворить свои потребности посредством транзакций между собой и окружающей средой.
Хотя в сенсорно-моторной фазе нельзя слишком сильно различать нюансы и тонкости, которые представляет категория «окружающая среда», она завоевывает понимание постоянства объекта, то есть способности понимать, что вещи, которые Мы не воспринимаем в определенное время и можем продолжать существовать, несмотря на это.
2. Предоперационная стадия
Второй этап когнитивного развития по Пиаже появляется более или менее между двумя и семью годами .
Люди, которые находятся в предоперационной фазе они начинают обретать способность ставить себя на место других, действовать и играть за вымышленными ролями и использовать предметы символического характера. Тем не менее, эгоцентризм все еще очень присутствует на этом этапе, что приводит к серьезным трудностям в доступе к мыслям и размышлениям относительно абстрактного вида.
Кроме того, на этом этапе способность манипулировать информацией, следуя правилам логики, для извлечения формально обоснованных выводов еще не достигнута, а также не могут быть выполнены сложные умственные операции, типичные для взрослой жизни (отсюда и название этого периода когнитивное развитие). Следовательно, волшебное мышление На основе простых и произвольных ассоциаций очень присутствует способ усвоения информации о том, как устроен мир.
3. Этап конкретных операций
о от семи до двенадцати лет наступает стадия конкретных операций, стадия когнитивного развития, в которой логика начинает использоваться для получения обоснованных выводов, если предпосылки, из которых она начинается, связаны с конкретными, а не абстрактными ситуациями. Кроме того, системы категорий для классификации аспектов реальности становятся заметно более сложными на этом этапе, и стиль мышления перестает быть настолько заметно эгоцентричным.
Одним из типичных симптомов, с которым ребенок согласился на стадии определенных операций, является то, что он в состоянии сделать вывод, что количество жидкости, содержащейся в контейнере, не зависит от формы, которую приобретает эта жидкость , поскольку он сохраняет свой объем.
4. Стадия формальных операций
Фаза формальных операций является последней из стадий когнитивного развития, предложенных Пиаже, и появляется с двенадцати лет, включая взрослую жизнь .
Именно в этот период вы зарабатываете умение использовать логику для достижения абстрактных выводов которые не связаны с конкретными случаями, которые произошли из первых уст. Следовательно, с этого момента можно «думать о мышлении», о его конечных последствиях, и сознательно анализировать и манипулировать схемами мышления, и вы также можете использовать гипотетические дедуктивные рассуждения.