Зефирный эксперимент, часть вторая. похоже, дети сообразительнее, чем мы думали

Что зефирный тест говорит о наших экономических решениях

Представьте: вы сидите за столом, перед вам зефирка и ничего кроме нее. Человек, который пригласил вас за этот стол, говорит, что отойдет на 15 минут, а когда вернется, принесет вам вторую зефирку. Но при одном условии — если за это время первая останется нетронутой. Зато потом можно будет съесть обе. Стопроцентная прибавка за 15 минут выглядит весьма выгодным предложением. Но только если вы взрослый. Для детей такое лакомство в тридцати сантиметрах — настоящее искушение.

Видео: Igniter Media

«Зефирный тест» — один из самых известных экспериментов в социальной психологии. Его провел в 1972 году в Стэнфордском университете психолог Уолтер Мишел. Он изучал способность детей откладывать вознаграждение и сопротивляться сиюминутным желаниям. Но самое интересное выяснилось спустя много лет. В 1990 Мишел выяснил, что те, кто дождался второй зефирки, будучи молодыми людьми, были заметно успешнее в учебе и в целом в жизни. С тех пор умение сопротивляться импульсивным желаниям стали считать одним из главных факторов жизненного успеха.

«Зефирный тест» для взрослых — это их финансовые решения. Купить эту красивую рубашку прямо сейчас или отложить на отпуск. Отужинать в дорогом ресторане или купить домой продуктов на неделю. Взять машину в кредит под большой процент или продолжать передвигаться на метро.

Фото: Shutterstock

В экономике традиционно человек воспринимается как рациональный субъект: «Я мыслю, следовательно, я трачу деньги». Однако все чаще и чаще к его рациональности возникали вопросы. Как ответ на них возникла нейроэкономика — она изучает то, как содержимое нашей головы влияет на наши решения.

Зефирный тест Мишела. Зефирный тест: как предсказать будущее ребёнка

Наверняка вы замечали детей, нетерпеливо ёрзающих на стульях в очереди, или тех, кто каждые две секунды задаёт вопрос «А долго ещё?».

В 1960–1970-х годах Стэнфордский психолог Уолтер Мишель вместе с коллегой исследовали интересный вопрос: в каком возрасте дети становятся способны к самоконтролю — например, могут спокойно подождать обещанного.

Умение сдержать собственное нетерпение и сиюминутное желание получить какой-нибудь результат свидетельствует о способности контролировать своё поведение. Чтобы выяснить, насколько маленькие дети способны к самоконтролю, исследователи провели серию знаменитых «зефирных тестов» (Marshmellow Test).

Один зефир сейчас или два, но позже?

Детям от четырёх до шести лет экспериментаторы предлагали такую сделку: ставили перед ними тарелку с одним зефиром-маршмеллоу (на его месте могла быть другая сладость). Прежде чем обрадованный ребёнок хватался за угощение, экспериментатор делал соблазнительное предложение: не есть зефир сейчас, а подождать 15 минут и получить уже два зефира. После этого ведущий эксперимента удалялся, оставив ребёнка наедине с соблазном — просто пустая комната, ребёнок и тарелка. Никаких отвлекающих факторов.

Как вели себя дети?

Одни дети (их меньшинство) хватали зефир сразу, как только экспериментатор выходил из комнаты. По поведению остальных детей было заметно, насколько сложно им даются попытки сдержать себя — они нетерпеливо болтали ногами, нервно теребили одежду и волосы, в сердцах отворачивались от тарелки и закрывали руками глаза, трогали зефир пальцем и нежно поглаживали его. Треть из этих героев смогла достойно выдержать испытание и дождаться двойной порции зефира.

Эксперимент на этом не закончился: в течение последующих 40 лет психологи наблюдали за детьми-участниками «зефирного теста» и оценивали их социально-эмоциональные навыки, академическую успеваемость, психологическое и физическое здоровье и другие критерии, которые могли бы свидетельствовать о жизненном благополучии. Выяснилось, что те, кто смогли в детстве продержаться до конца эксперимента и получить два зефира, показывают более высокие результаты и в целом их можно считать более успешными в жизни. Видимо, их способность к самоконтролю сформировалась в нужный возрастной период и позволила им адекватно воспринимать различные жизненные препятствия, удачи и неудачи.

Через 40 лет ученые продолжили это исследование с группой из 60 участников, которым ныне за 40 лет. Авторы исследования, проведенного под руководством профессора психобиологии Б.Дж. Кейси из Университета Корнуэлла, хотели выяснить, продемонстрируют ли люди, не сумевшие в детстве дождаться вознаграждения, неспособность к самоконтролю во взрослом возрасте.

Испытуемым показывали изображения людей на экране компьютера, и они должны были выполнять определенные задания, нажимая на кнопку. Те, кто продемонстрировал нехватку силы воли в детстве, и во взрослом возрасте справились с заданием хуже, так как отвлекались на картинки.

Во время эксперимента ученые сканировали мозг испытуемых и пришли к выводу, что люди с более развитой силой воли демонстрировали больше активности в префронтальной коре головного мозга, которая отвечает, в частности, за контроль импульсов и поведения. В то же время люди с менее развитой силой воли продемонстрировали большую активность в зоне мозга, отвечающей за удовольствие и желание, особенно когда они рассматривали улыбающиеся лица на картинках.

Зефирный тест уолтера Мишела. Как проходил эксперимент?

Психолог Уолтер Мишел еще с юности интересовался проблемами самоконтроля. И это не удивительно: он отлично знал на своей шкуре, что значит «поддаться соблазну».

Уолтер Мишел и его знаменитый зефир

За день психолог выкуривал три пачки сигарет, а когда заходил в кафе, то не мог удержаться, чтобы не заказать какой-нибудь вредный десерт. А потому он уже давно мечтал выяснить: как же человек все-таки противостоит искушениям?

Такая возможность представилась ему в Стэнфордском университете. При университете работал свой большой детский сад, который посещали дети от 4 до 6 лет. В этом возрасте у детей активно идет формирование способностей к самоконтролю, а значит психолог мог изучить силу воли в ее «первозданном виде».

С согласия родителей, Уолтер Мишел начал серию экспериментов, которые сегодня уже считаются классическими. С их помощью он сумел выяснить, как работает наш механизм самоконтроля и нашел несколько алгоритмов борьбы с соблазнами. Эксперименты проводились с разными вариациями, но общий принцип был примерно следующим:

Ребенка заводили в пустую комнату, где не было ни игрушек, ни других предметов, привлекающих к себе внимание. Здесь хитрые психологи предлагали ребенку на выбор какую-нибудь вкусность: зефирку, печенье, кренделек или мятный леденец

Одним словом, это были те вещи, которые жестокосердные родители (сотрудники Стэнфорда) обычно ему запрещали.

Зловещая комната для экспериментов над детьми

Психолог раскладывал угощение перед ребенком и объяснял:

— Ты, конечно же, можешь съесть все это прямо сейчас. Но если ты подождешь 15 минут, я увеличу количество сладостей вдвое.

Когда ребенок соглашался, исследователь говорил:

— Сейчас мне нужно отлучиться по делам. Если ты все-таки захочешь съесть зефирку, то просто нажми на звонок.

Психолог уходил, а ребенок оставался один на один с искушением.

Ученые сидели в соседней комнате и наблюдали за ходом эксперимента через специальное прозрачное зеркало («зеркало Гезелла»). В эти мгновения перед ними разворачивались настоящие драмы, достойные экранизации.

Одни дети мгновенно съедали лакомство, едва экспериментатор выходил из комнаты. Другие дети то тянулись к звонку, то испугано отдергивали руку (куда там Фродо с его кольцом!). Третьи — пытались отвлечь себя от сладостей: закрывали глаза, отворачивались, раскачивались на стуле или распевали песни.

Больше всего ученых потряс 6-летний мальчик по имени Роберто. Убедившись, что исследователь ушел, он разделил печенье на две половики и стремительно вылизал всю начинку. Затем он снова соединил половинки и положил их обратно на тарелку. Психологи сошлись во мнении, что мальчик сможет стать успешным политиком.

Всего в экспериментах приняли участие более 550 детей. Некоторые съедали угощение сразу, но большинство из них поддавались искушению, пока ожидали возвращения исследователя. И только примерно треть детей с честью выдержала испытание зефиром.

Благодаря зефирным экспериментам ученые узнали много нового о наших способностях к самоконтролю. К сожалению, в интернете об этих открытиях сегодня почти не пишут. Главной темой для обсуждения стал один интересный «побочный эффект», который случайно был обнаружен спустя некоторое время. Давайте же и мы об этом поговорим.

Оригинальный Стэнфордский эксперимент

Первый эксперимент с отложенным удовлетворением был проведен Уолтером Мишелем и Эббе Б. Эббезеном в Стэнфордском университете в 1970 году. Цель исследования состояла в том, чтобы понять, когда контроль отложенного удовлетворения , способность ждать, чтобы получить что-то желаемое, развивается в дети. Большая часть исследований, проведенных в то время, проводилась с отложенным вознаграждением в таких областях, как временная перспектива и задержка вознаграждения, сопротивление искушению и психологические расстройства. В области социального поведения людей было проведено не так много исследований. Авторы предположили, что усиление значимости награды, в свою очередь, увеличит количество времени, в течение которого дети смогут откладывать получение вознаграждения (или ждать). Поскольку награды были вручены перед ними, детям напомнили, почему они ждали

Внимание к награде (которое было прямо перед ними) должно было заставить их ждать дольше (для большей награды).

Детей отвели в комнату, где ничего не было, и положили на стол угощение по их выбору (два печенья с животными или пять палочек кренделя). Исследователи сообщили детям, что они могут съесть угощение, но если они подождут 15 минут, не поддаваясь искушению, они будут вознаграждены вторым угощением. Мишель и Эббесен отмечали: «(некоторые дети) закрывали глаза руками, подпирали голову руками и находили другие аналогичные методы для отвода глаз от объектов вознаграждения. Многие, казалось, пытались уменьшить разочарование в связи с отсрочкой вознаграждения. создавая свои собственные развлечения: они разговаривали сами с собой, пели, придумывали игры руками и ногами и даже пытались заснуть в ожидании — как это удалось сделать ».

Участников

В эксперименте участвовали 32 ребенка: 16 мальчиков и 16 девочек. Участники посещали детский сад Bing при Стэнфордском университете. Возраст детей варьировался от трех лет и шести месяцев до пяти лет и восьми месяцев. Средний возраст составлял четыре года и шесть месяцев. Трое испытуемых были дисквалифицированы, потому что они не могли понять инструкции и выбор, данные экспериментаторами.

Подробная процедура

Процедуры проводились двумя экспериментаторами-мужчинами. На столе в экспериментальной комнате стояла непрозрачная форма для торта. Под формой для торта было пять крендельков и два печенья с животными. Перед столом стояли два стула; на одном стуле была пустая картонная коробка. Рядом со стулом с пустой картонной коробкой на полу лежали четыре игрушки на батарейках. Экспериментатор указал на четыре игрушки, прежде чем ребенок смог поиграть с ними. Экспериментатор попросил ребенка сесть на стул, затем кратко продемонстрировал каждую игрушку и в дружеской манере сказал, что они будут играть с игрушками позже. Затем экспериментатор помещал каждую игрушку в картонную коробку так, чтобы ребенок не видел ее. Экспериментатор объяснил ребенку, что ему нужно выйти из комнаты, и если ребенок съест крендель, экспериментатор вернется в комнату. Эти инструкции повторялись до тех пор, пока ребенок, казалось, не понял их полностью. Экспериментатор вышел из комнаты и стал ждать, пока ребенок съест крендель — эту процедуру повторили четыре раза.

Затем экспериментатор вернулся в экспериментальную комнату и открыл форму для торта, чтобы найти два набора наград (в виде еды): пять кренделей и два крекера с животными. Экспериментатор спросил ребенка, какой из двух он предпочитает. После того, как ребенок сделал выбор, экспериментатор объяснил, что ребенок может либо продолжать ждать более предпочтительной награды, пока экспериментатор не вернется, либо ребенок может перестать ждать, вернув экспериментатора. Если ребенок перестанет ждать, он получит менее предпочтительную награду и откажется от более предпочтительной.

В зависимости от условий и предпочтительной награды, выбранной ребенком, экспериментатор брал форму для торта, а вместе с ней либо ничего, либо одну из наград, либо и то, и другое. Экспериментатор возвращался либо сразу после того, как ребенок дал ему знак сделать это, либо через 15 минут.

Полученные результаты

Результаты показали полную противоположность тому, что было первоначально предсказано. Вместо того, чтобы служить указанием на возможные отсроченные вознаграждения, они сами по себе увеличивали разочарование детей и, в конечном итоге, уменьшали отсрочку получения вознаграждения

Результаты, казалось, указывают на то, что отсутствие мыслей о награде увеличивает способность откладывать удовлетворение, а не сосредотачивает внимание на будущей награде.

Кукла Бобо

В 60-е годы психолог Альберт Бандура решил провести эксперимент — копируют ли дети агрессивное поведение взрослых, и если копируют, то насколько сильно.

Исследователь отобрал 72 ребенка (36 мальчиков и 36 девочек) от 3 до 6 лет — воспитанников детского сада при Стэнфордском университете.

Перед началом теста экспериментатор и воспитатель просто последили за малышами и посмотрели, как они взаимодействуют с окружающим миром. Это нужно было, чтобы оценить степень их агрессивности для более точных результатов основного эксперимента. Затем детей разделили на 8 экспериментальных групп (по 6 детей в каждой) и выделили одну контрольную из 24 детей по возрасту, полу и уровню агрессивности.

Каждого участника заводили в одну комнату со взрослым и сажали наблюдать за происходящим. Часть детей из экспериментальных групп наблюдала за агрессивным поведением. Сначала взрослый спокойно играл с конструктором в углу, а потом начинал бить клоуна руками, молотком, пинать его и подбрасывать, садиться на него верхом. Другая часть исследуемых наблюдала за агрессивным и не агрессивным поведением (взрослый просто играл с конструктором) человека своего пола, а еще одна часть — за агрессивным и не агрессивным поведением человека противоположного пола. Контрольная группа не наблюдала ни за кем, но также принимала участие в экспериментальной ситуации.

После этого детей по очереди заводили в другую, «промежуточную», комнату. Там ребенку показывали множество красивых игрушек, но как только он входил во вкус (примерно через 2 минуты), ему запрещали с ними играть. Этот этап проводился для того, чтобы пробудить в детях агрессию. После чего их переводили в третью игровую. Там находился тот самый клоун Бобо, игрушечный молоток, пистолет, конструктор и куча других игрушек.

В итоге оказалось, что дети, которые наблюдали за агрессивными взрослыми, проявляли большую жестокость и агрессию по отношению к Бобо, чем остальные. А испытуемые, которые следили за неагрессивным поведением, спокойнее всех вели себя при взаимодействии с куклой.

Еще несколько наблюдений: дети больше копировали поведение взрослых своего пола, чем противоположного, а мальчики чаще девочек имитировали физическую агрессию.

Для чего это было нужно

Эксперимент доказал, что дети часто копируют модели поведения, которые видят у взрослых. И проявление агрессии может быть не врожденной, а приобретенной чертой.

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Ретроспективные исследования

Ученые наблюдали за тем, как сложилась жизнь детей после эксперимента, и отметили интересную закономерность. Перед тем, как провести эксперимент, Мишел собрал контактные данные у родителей испытуемых, а затем осведомлялся об их жизни в течение 40 лет. У детей, которые выбрали отсроченное удовольствие, в целом жизнь складывалась лучше, чем у тех, что выбирали получить угощение сразу. У них были лучше показатели умственного развития, они были более организованными, в лучшей физической форме. Эти дети лучше сдали тесты успеваемости SAT по итогам обучения в средней школе, они не имели проблем с наркотиками, ожирением, не проявляли асоциального поведения. Результаты долгосрочного исследования были опубликованы в 1990 году.

Ученые собрали уже взрослых участников самого первого зефирного эксперимента, показавших наиболее экстремальные результаты. Им был предложен новый, контрольный тест. Но на этот раз вместо зефира ученые показывали добровольцам картинки с счастливыми или страшными выражениями лиц. По инструкции, они должны были нажимать на кнопку и подавать сигнал, когда видят определенных людей. Однако, испытуемые предпочитали нажимать на кнопку, когда видели счастливых людей, а не тех, которых показали им экспериментаторы. Так психологи сделали вывод, что и много лет спустя этим людям оказалось так же трудно отказать себе в сиюминутном удовольствии.

Ретроспективные исследования

Ученые наблюдали за тем, как сложилась жизнь детей после эксперимента, и отметили интересную закономерность. Перед тем, как провести эксперимент, Мишел собрал контактные данные у родителей испытуемых, а затем осведомлялся об их жизни в течение 40 лет. У детей, которые выбрали отсроченное удовольствие, в целом жизнь складывалась лучше, чем у тех, что выбирали получить угощение сразу. У них были лучше показатели умственного развития, они были более организованными, в лучшей физической форме. Эти дети лучше сдали тесты успеваемости SAT по итогам обучения в средней школе, они не имели проблем с наркотиками, ожирением, не проявляли асоциального поведения. Результаты долгосрочного исследования были опубликованы в 1990 году.

Ученые собрали уже взрослых участников самого первого зефирного эксперимента, показавших наиболее экстремальные результаты. Им был предложен новый, контрольный тест. Но на этот раз вместо зефира ученые показывали добровольцам картинки с счастливыми или страшными выражениями лиц. По инструкции, они должны были нажимать на кнопку и подавать сигнал, когда видят определенных людей. Однако, испытуемые предпочитали нажимать на кнопку, когда видели счастливых людей, а не тех, которых показали им экспериментаторы. Так психологи сделали вывод, что и много лет спустя этим людям оказалось так же трудно отказать себе в сиюминутном удовольствии.

Как проводилось «зефирное исследование»

Для более глубокого изучения данного феномена Уолтер провел тест среди детей, который спустя несколько лет стал называться «зефировый эксперимент». Исследование проводилось на 16 мальчиках и 16 девочках, чей возраст варьировался в пределах 3,5-5,5 лет. Всего было 8 исследователей, каждому из которых было поручено 2 девочки и 2 мальчика.

В ходе эксперимента ребенок заводился в комнату, присаживался на кресло, и исследователь клал перед ним на стол маршмеллоу. Далее он предлагал сделку: «Мне сейчас нужно выйти на 15 минут. В мое отсутствие ты можешь съесть эту зефиринку, если же нет, то ты получишь в качестве награды еще одну. Выбор за тобой».

Все дело не в зефире

В результате выяснилось, что сам по себе ребенок проявляет низкую способность к откладыванию награды. Зато в ходе анализа результатов ученые заметили другую взаимосвязь: уровень жизни и доход семьи напрямую влияли на то, что ребенок мог выбрать награду через 15 минут.

А в долгосрочной перспективе результаты маршмеллоу-теста вообще не были связаны с академическим успехом, карьерным ростом. Те, кто действительно смог отказаться от сладости и подождать большую награду, составляли скорее статистическую погрешность.

Эти результаты наталкивают на мысль о том, что более бедные родители не всегда мотивируют своих детей мыслить в долгосрочной перспективе. Для них выбрать сладость сейчас, сегодня, гораздо более надежный вариант, чем ждать награды потом, потому что «потом» может не наступить или измениться. А для бедных детей получение небольшой радости сегодня может сделать жизнь более терпимой, особенно если нет гарантии, что завтра будет больше радости. В то время как родители с более высоким уровнем дохода и образования будут мотивировать своих детей мыслить на перспективу.

Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.

Особенности формирования воли у детей 4-5 лет

Формирование воли – это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности. И. П. Павлов отмечал, что в процессах волевой регуляции принимает участие весь мозг целиком. Однако, особое значение имеет функциональный блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности, который находится в лобных долях коры головного мозга. При повреждении этих долей наблюдается патологическое безволие — абулия .

Формирование воли у детей начинается еще в младенческом возрасте. Когда ребенок тянется за понравившейся игрушкой, он совершает волевой акт, направленный на достижение цели. По данным отечественных исследователей возрастной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), у детей младшего дошкольного возраста постановка цели носит импульсивный характер и более связана с сиюминутными желаниями. Но чем ребенок старше, тем больше он способен ставить осознанные цели, важные не только для него, но и для окружающих. Например, старший дошкольник может сделать рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем празднике.

Мотивы детей дошкольного возраста могут сменять друг друга, подкрепляться друг другом или вступать в конфликт. В конце концов, один мотив становится ведущим и подчиняет себе другие. Но сильное эмоциональное побуждение способно быстро поменять расстановку приоритетов. Например, ребенок уже приучен здороваться со взрослыми, но забывает поздороваться с бабушкой, которая принесла ему подарок. Яркие эмоции определяют ведущий мотив в данной ситуации.

К старшему дошкольному возрасту ребенок уже способен осознавать борьбу мотивов и регулировать свои действия волевым усилием, то есть уже может отказываться от сиюминутного приятного действия, чтобы достичь чего-то более важного и избежать нежелательного. Поведение ребенка становится все более личностным, внеситуативным, теряет свою непосредственность

Так ребенок усваивает нравственные нормы .

Комментарии

Искусство жить или искусство выживать

Александр Вершинин
вчера в 21:11

Азбука суверенной экономики

Александр Вершинин
вчера в 20:47

Герои Мировой-III на Украине и в Москве

Timer
22 марта в 00:53

Что происходит в экономике и что ждёт Россию

Олег Алексеевич
21 марта в 19:33

«Первый русский» и Стенька Разин

Олег Алексеевич
21 марта в 18:57

Великая правда нациков. Отдай кровь и прими Дух!

Свeтлана Мельник
19 марта в 20:16

И всё-таки «Одна на всех»! Сакральный знак на славной броне

А Сидороввалуа
16 марта в 18:04

Таки Ура 2.0

Mstislav
15 марта в 17:11

Таки ура!!!

Mstislav
15 марта в 14:45

Восточные доспехи русских князей

Кирилл_Москва
14 марта в 17:34

Война с конгломератом и резонанс сердец

Timer
9 марта в 21:11

Удавка, или Набиуллина юбер аллес ?

Емеля
8 марта в 21:13

Россия, Украина, Путин, переговоры, ДНР, ЛНР, русские

Mstislav
8 марта в 16:57

Зачем русских лишают воли; Что делать?

Алексей Михайлович
7 марта в 21:45

ОТ МЮНХЕНА-4 К Нюрнбергу-2

Алексей Михайлович
7 марта в 20:30

Обращение к Президенту РФ: экономисты не знают азов экономики.

Mstislav
6 марта в 06:32

Нынешний мафиозный АК ВП СССР!

Barry Ig
4 марта в 12:28

Внешняя система управления — людьми!

Иван Груздев
3 марта в 15:37

Операция без санации – будущий гнойник

Mstislav
3 марта в 09:30

Гей, славяне?

А Сидороввалуа
3 марта в 09:14

Не видать Победы, коли беда внутри

Александр собянинбуржец
28 февраля в 23:37

Таки ура?

Mstislav
28 февраля в 04:22

Алтайский вор из ФКТ «Алтай»

Насыров Максим
28 февраля в 02:13

МИР, Родной Кавказ и матушка Россия

Александр собянинбуржец
26 февраля в 11:40

Как и кто в России, форсирует смыслы — управленческий пример!

Александр Сибиряк
25 февраля в 21:36

Психотроцкизм. Алгоритм перехвата управления

Иван Груздев
24 февраля в 15:52

Причина демографической ямы. Мнение Русской Бабушки

Александр собянинбуржец
23 февраля в 17:05

Навоз и КПД юристов

Александр Сибиряк
23 февраля в 10:51

Управляемый извне — эмоционально-смысловой строй психики!

Александр собянинбуржец
22 февраля в 00:38

Кризис на пальцах

А Сидороввалуа
16 февраля в 19:05

Строительство социализма (коммунизма)

Валерий Вагин
16 февраля в 17:51

Жириновский, магнитная буря и благодать

А Сидороввалуа
15 февраля в 10:24

Планы страшней ковидных и светлячок

А Сидороввалуа
11 февраля в 14:43

Пролетариат и управление обществом. Взгляд психолога

uropb
10 февраля в 05:12

«Sein» логики Гегеля – основа теории систем.

Александр собянинбуржец
10 февраля в 00:34

Экономия и частица «не»

Александр собянинбуржец
9 февраля в 22:52

Что мы знаем о суверенитете?

А Сидороввалуа
8 февраля в 14:17

А пока – токсичная китайская подружка…

Радмир Филиппов
7 февраля в 22:38

«Дівчина» нашару

Виктор Хохлачёв
5 февраля в 10:44

Наши в Африке

Валерий
4 февраля в 18:28

Охранители и всепропальщики. Как преодолеть конспирологическое управление

Mstislav
3 февраля в 15:29

Истинное и ложное, как различить. Что есть КОБ? Совесть и стыд. Право на развитие

Александр Вершинин
3 февраля в 07:19

Кто научит перехитрить эпоху обслуживания неравенства В.Ефимов С.Грошев Л.Толстой А.Пасечник

Дмитрий Шевцов
2 февраля в 20:41

Речь Путина на Валдае: Будущее русской глобальной политики на 22 года

А Сидороввалуа
1 февраля в 15:10

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: