Детство с неидеальными родителями: 6 типов семейных отношений, которые нас травмируют

Надо ли говорить с ребенком о семейных проблемах

Существует две разных точки зрения на то, говорить или не говорить ребенку о проблемах в семье.

Одни считают, что маленького человека надо оберегать от всякой негативной информации, что помочь с бедами он всё равно никак не сможет, поэтому лучше ничего не говорить. С одной стороны, это справедливо. С другой — если кризис в семье достиг апогея, ребенок не может не догадываться, что творится что-то неладное. В таком случае замалчивание ситуации может восприниматься им как ложь, а это может подорвать его веру в родителей.

Так, может быть, права противоположная сторона, которая считает, что ребенку надо рассказывать всё, потому что скрыть проблемы всё равно не получится? Права, но только отчасти. Конечно, говорить с детьми о сложном периоде в семье нужно, но информацию надо подавать очень дозированно и аккуратно, чтобы не нанести травму психике малыша.

Родительские ошибки

Чаще всего родители совершают ошибки непреднамеренно и добросовестно. Им часто не хватает соответствующего опыта или образцов для подражания (в том числе из собственного детства).

К сожалению, факт в том, что некоторые из перечисленных ниже ошибок также могут быть проявлением использования психологического насилия в отношении ребенка (стыд, обвинение), что может предрасполагать его к насилию в школе (из-за того, что ему легче стать жертвой) или к тому, чтобы встречать другие трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Родители должны знать об ошибках своего поведения, без обвинений, но с информацией о возможных последствиях такого поведения, например, когда:

• они смущают ребенка (например, «что ты за парень, если не можешь с ними справиться?», «ты никогда ни с кем не ладишь»), что еще больше заставляет ребенка терять веру в себя;

• винят ребенка (например, «тебе пришлось как-то их спровоцировать», «ты слишком мало стараешься», «ты, вероятно, так же эгоистичен в школе, как и дома») — что заставляет ребенка чувствовать себя непонятым и лишенным помощи;

• они ненадлежащим образом мотивируют ребенка (например, «ты должен справиться с этим, никто не сделает это за тебя», «покажи им, кто главный») — что может привести к ненадлежащему поведению ребенка (например, агрессии) и не учит правильным способам справляться с ситуацией;

• они дают ребенку неточный совет (например, «игнорируй их, не реагируй, им со временем станет скучно», «просто верни их», «если она злая, откажись», «даже если это не твоя вина, извинись перед ней за покой») — что может подвергнуть ребенка еще большим неприятностям;

• оставляют ребенка самому себе, полагая, что «все само получится» — из-за чего ребенок чувствует себя одиноким и не знает, как справиться;

• они хотят помочь ребенку и решить его проблемы за него или иным образом чрезмерно защитить, что мешает ему научиться справляться с различными ситуациями.

Дети должны своим родителям: так ли это?

Жизнь – это подарок. Но решение «завести малыша» – это решение родителей. И здесь нет места поводам и причинам для манипуляций, обид и всего другого, что может быть связано с долгами. Должны заемщики банкам, потому что заключили с ними соглашения. Должны друг другу работодатели и работники, потому что они подписывали договоры. Это лишь примеры, но суть одна.

Дети не могут быть в долгу перед родителями, потому что не они принимают решение о собственном рождении. И даже за их воспитание, которое, понятно, стоит денег, сил и времени, внимания и заботы, не может образоваться никакого долга.

Решение, принятое родителями в части рождения детей – это не основание для возникновения у еще не рожденных людей каких-то обязательств перед взрослыми. Принимая это решение, они должны отдавать себе отчет в том, что просто рождением дело не ограничится. Нужно будет растить, воспитывать, обеспечивать детей. Они – не ваши заемщики. Они – не ваши подчиненные. Вы не банк и не работодатель. Но вы отвечаете за собственное решение. Вы отвечаете за своих детей, но не имеете права требовать от них возврата «долгов» только потому, что приняли какое-то решение в прошлом.

Как вы думаете, может ли благодарность иметь подоплеку в виде понятия «долг»?
Да. Иногда благодарность в действительности и принимает форму попытки отдать за что-то долг. 0%

Нет, я считаю, что данные понятия нужно употреблять обособленно друг от друга и не смешивать. 77.78%

Не могу ответить, потому что считаю, что в одних ситуациях одно может быть следствием другого и наоборот. 22.22%
Проголосовало: 9

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Взрослые дети и маленькие взрослые

Современные психологи заметили одну странную тенденцию: зачастую дети, которые имеют проблемы с родителями, оказываются гораздо умнее своих отцов. Это связано с тем, что в наш век появляются современные технологии, меняются представления о браке, и разрушаются стереотипы, которыми жили даже не конкретные семьи, а целое государство. Ведь во время СССР у простых граждан, которые исправно платили членские взносы и принимали участие в партийной жизни, не было возможности самовыражаться и поступать так, как хочется. Если кто-то оказывался не таким, как все, социум становился беспощадным и практически всегда уничтожал любые самостоятельные начинания.

Однако сейчас тенденции изменились: матери стали современными и «продвинутыми», а их дети скорее друзья, чем добропорядочные потомки. Да и новые технологии дают о себе знать: чтобы воспитать ребенка больше не надо обращаться за советами к учителям и воспитателям, достаточно найти подходящую методику, способствующую саморазвитию чада.

Но и на этой почве могут возникнут конфликты: если мама, воспитанная в эпоху Союза, дает советы взрослой дочери или сыну, возникает конфликт. Его можно избежать: всего-то необходимо просто осознать, что есть взрослые дети и маленькие взрослые, которые вряд ли найдут общий язык. Поэтому взрослые дети должны выбирать те советы, которые на самом деле пригодятся, а остальные отложить в долгий ящик.

Работа психолога с Ксенией

Какая задача стоит перед психологом, как в случае с Ксенией, так и в любом другом?

Дело в том, что психологическая травмы определённым образом формирует личность (в том числе – мировоззрение) клиента. Если этого не произошло – значит, травма преодолена, помощь не нужна.

Почему Ксения такая мизантропка? Как ни странно, потому, что ей так удобнее. Получается, причина её личных неудач (не создала семью, нет друзей) – не в ней, а в других людях. Так она избегает внутреннего конфликта, перенося его вовне. Но тот же самый способ психологической защиты делает её проблему нерешаемой без внутренних изменений.

Что такое «внутренние изменения»? Это изменения в отношении человека к событиям своей жизни, новый взгляд на них, частичная смена своих жизненных целей и планов, своих ценностей и норм поведения, укрепление веры в себя.

Задача психолога – подтолкнуть клиента к таким внутренним изменениям.

Почему «подтолкнуть»? Потому что меняется человека всегда сам. Так мы устроены.

Поэтому иллюзией является вера некоторых людей, что психолог может всё сделать за них, – как это происходит в процессе лечения насморка или гастрита. Пропишут нужное лекарство – я приму, и всё будет хорошо.

Нет, это не так. Хотя психотерапевт – медицинская специальность, нельзя помочь клиенту с проблемами без его активного участия. Т.е. – без желания меняться и трудиться.

Работа с Ксенией была трудной. Она много спорила. Однако в итоге сумела понять, какая часть её мировосприятия является иррациональной, вызванной её травмой. И отказаться от этих ошибочных убеждений.

Она согласилась, что ей нужно учиться видеть в людях хорошее. Что её осуждение себя – за «предательство» щенка – необоснованно: в 8 лет она не могла бороться с мамой и папой.

Ксении удалось преодолеть последствия своей травмы. Она вышла замуж – в 35 лет – и сейчас гораздо больше довольна своей жизнью, чем прежде.

Простые способы наладить отношения с сыном

Если контакт с ребенком утрачен, а родители мечтают вернуть былое доверие и взаимопонимание, нужно вспомнить о простых способах, которые очень в этом помогут:

  1. Старайтесь не вмешиваться в личную жизнь ребенка, дайте возможность делать самостоятельный выбор.
  2. Давайте советы тогда, когда ребенок попросит об этом.
  3. Говорите почаще, как сильно любите свое чадо и как по нему скучаете.
  4. Высылайте семейные фотографии, если находитесь на расстоянии, или просматривайте семейные альбомы, если живете недалеко.
  5. Не звоните много раз в день, а совершите один звонок, который заменит часы бесполезных бесед.
  6. Не кричите на взрослого сына: психология отношений не такая простая.
  7. Побольше внимания уделяйте внукам.
  8. Общайтесь с любимой женщиной сына, принимайте ее, как свою дочь, а не главного врага.
  9. Приглашайте детей на дачу, чтобы вместе собрать урожай, отремонтировать дом или сходить на рыбалку.
  10. Говорите ребенку, что у него все получится, достаточно просто постараться подождать некоторое время — и получите результат.

https://youtube.com/watch?v=5WDPX2Evsbw

Если соблюдать хотя бы некоторые из этих рекомендаций, атмосфера в доме гарантированно изменится, а все скандалы навсегда прекратятся.

Психология семейных отношений

Психология отношений между парнем и девушкой

Психология отношений в коллективе на работе

Мне нравится16Не нравится4

Правила общения детей и взрослых

Отношения между детьми и родителями будут складываться и протекать в рамках позитивного сценария только при условии, что в семье преобладают принципы любви, уважения, помощи, взаимовыручки и участия одних членов в жизни других (не навязанного или чрезмерного, а по мере необходимости).

Вот советы психологов взрослым родителям, касающиеся того, как лучше всего строить общение и взаимоотношения с детьми:

  • забудьте о слове «долг». Общаться с ребенком нужно в первую очередь на равных. Только осознавая свое положение как равное, он будет учиться нести ответственность и сможет стать самостоятельным;
  • показывайте ребенку, что делаете для него, но никогда и ни при каких обстоятельствах не ставьте свои поступки в разряд чего-то, что должно быть вознаграждено. Качество отношения к вам с его стороны будет высоким, если он ощутит бескорыстность. В ином случае вероятность склонности к мысли «я не просил (просила) меня рожать» будет высокой;
  • осознайте, что дети – это не инвестиция. Инвестициями занимаются люди на биржах. Они скупают или продают активы, торгуют золотом, акциями, фьючерсами и не только. Представьте себе ситуацию, если на какой-либо бирже начнутся торги рождением детей. Абсурд? Именно.

Считаете ли вы себя родителем из ряда «мои дети – мои должники»?
Нет, что вы. Это не про меня. 14.29%

Да, кажется, что я ощущаю их своими должниками. 14.29%

Нет, но порой возникает чувство, что они не ценят мои усилия. 28.57%

Да, но я не подаю вида. Надеюсь на их искреннюю благодарность в будущем. 42.86%
Проголосовало: 7

Общение в семье между ее членами должно быть основано на следующих принципах:

  • любовь. Без любви не бывает крепких семей;
  • взаимоуважение. Без уважения друг к другу невозможной становится полноценность семьи;
  • взаимная помощь и поддержка. Ощущая то, что родители готовы в нужный момент помочь или направить, поддержать в чем-то, дети сознательно приходят к тому, что проявление подобных актов и порывов с их стороны в адрес родителей – норма.

На каких принципах строятся отношения в вашей семье?
На принципах любви. Я согласен (согласна) с тем, что без нее крепких семей не бывает. 50%

На принципах взаимоуважения. Без уважения людей друг к другу все остальное теряет всякий смысл. 33.33%

На принципах поддержки и взаимной помощи. Мы так и живем: детям помогаем делать уроки, они нам – по дому и не только. 16.67%
Проголосовало: 6

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.


Главный совет – любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.


Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.


Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.


Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Родительские требования

Требования взрослого касаются, во-первых, обязанностей ребенка, то есть того, что ребенок должен делать сам (самообслуживание, учеба, помощь по дому и т. д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенку нельзя делать. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999) описали следующие разнополярные системы требований-обязанностей.

Чрезмерность требований-обязанностей — требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа воспитания, который можно определить как «повышенная моральная ответственность». От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, порядочности, следования чувству долга, возлагают на него ответственность за жизнь и благополучие близких (Личко, 1985). Родители устанавливают для ребенка высшие цели в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.

Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Здесь также есть две крайности: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов проявляют в том, что ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, напротив, заключается в том, что ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит.

По своей форме требования к ребенку можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).

Чрезмерность контроля и требований отмечается при так называемой авторитарной гиперсоциализации. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка во всех сферах жизнедеятельности. При таком стиле воспитания личность ребенка формируется по тревожному типу. Это объясняется главным образом тем, что, культивируя послушание, родители придают ему самодовлеющее значение. Сделать что-то не так, как хотят родители, и, в частности, мать, — значит быть наказанным, быть плохим, что, в свою очередь, ведет к лишению любви, а поскольку потребность в любви — одна из самых важных для ребенка, то неудовлетворение этой потребности ведет к фрустрации и неврозу.

Как научиться языку общения с подростком

Да, для ребенка необходимо каждодневное общение с родителями, дом, семья – это базовая вещь. Психическое и физическое благополучие начинается для каждого ребенка с того, в какой обстановке он просыпается, говорят ему «доброе утро» или нет, ловит ли он на себе внимательный, заботливый взгляд родителей или…

Для того, чтобы понимать, что волнует вашего ребенка сейчас, в данный момент, ему нужно уделять 10-15 минут вашего времени ежедневно, а не только по выходным дням. И это только его время, без телефона, еды и телевизора. Ребенок должен чувствовать, что его любят, что он родителям не безразличен, им интересуются, интересуются его жизнью, его увлечениями. Это вроде бы звучит как общие слова, но на самом деле – это конкретные рекомендации, без выполнения которых не обойтись.

Если не получается найти общего языка с ребенком, надо идти к специалисту, к психологу. К нам в Московскую службу психологической помощи населению родители приходят часто именно по таким вопросам, жалуясь, что не могут наладить диалог со своими детьми. Когда начинаешь анализировать ситуацию, выясняется: родители не умеют разговаривать со своими детьми. Они или сразу начинают на ребенка давить, стремятся поставить его на место, дают понять, что в диалоге с ребенком они главные. Или просто пропускают мимо ушей все, что ребенок им говорит, о чем спрашивает. А с ребенком, тем более с подростком, надо договариваться, причем по-дружески, уметь выслушать его позицию, доступно и понятно изложить свою.

Нужно все время быть за столом переговоров, общаться, идти на компромиссы, обсуждать какие-то вещи – все это требует времени и большого терпения. Потому что подросток раздражает своей непоследовательностью, претензиями, самонадеянностью.

Это все надо уметь принимать. И через это, справившись с эмоциями, все равно с ним говорить и помнить, что он еще не способен самостоятельно справиться со своими чувствами и проблемами.

Если у ребенка в семье есть поддержка, он может справиться с проблемами, которые у него возникают и в школе, и на улице. Без поддержки родителей, один, он может и не справиться, и тогда здесь начинает работать принцип все увеличивающегося снежного кома: проблемы, с которыми ребенок не справляется, могут накапливаться, деформировать его личность, развиваться в комплексы, влиять на его учебу, поведение и самочувствие.

Последствия завышенных требований к ребенку

Разумеется, у излишней родительской требовательности есть последствия. Ребенок чувствует давление, которое отрицательно сказывается на всех видах деятельности, винит себя за то, что является, по его мнению, неидеальным. В результате он становится склонен к депрессии, тревожным расстройствам и излишней самокритике.

У детей, к которым предъявляются слишком высокие требования, формируется ощущение, что их стараний для достижения нужного результата всегда будет недостаточно. На вопрос «что надо делать, чтобы родители тебя любили?», они чаще всего отвечают, что должны учиться на отлично и хорошо себя вести, а не просто жить.

Когда родители вынуждают ребенка подчиняться своей воле, ему приходится подавлять свои собственные стремления и желания. В результате у ребенка копится чувство ненависти и склонность к саморазрушению, которую он может направить и на себя, и на родителей, и на ближайшее окружение. У детей младшего школьного возраста это проявляется в постоянных болезнях, а у подростков — в тяге к алкоголю, курению и наркотикам.

Выход из конфликта

Мы не будем сейчас касаться причин, по которым мамы считают себя вправе «воспитывать» своих взрослых детей, вмешиваясь в их жизнь или просто молчаливо не одобрять ее – это отдельная тема.

Гораздо важнее то, как мы относимся к этому:

  • жаждем ли мы понимания со стороны мамы?
  • верим ли в то, что оно возможно?
  • обижаемся ли мы на самого близкого человека за то, что он не разделяет наших подходов к жизни?
  • помним ли, что именно этот человек, так недовольный сейчас нашим выбором, очень многое дал нам в прошлые годы?

А главное:

  • известно ли нам, что любой конфликт требует участия 2-х сторон, и если одна из сторон отказывается от участия в конфликте, он автоматически прекращается?
  • что для «гармонизации отношений» достаточно нам самим изменить свою точку зрения на ситуацию, никак не побуждая противоположную сторону отказаться от своего мнения, тем более, когда это мнение касается наших поступков?

Говоря проще, можно выйти из конфликта, если разрешить противоположной стороне заблуждаться!

Почему же мы, выросшие дети, болезненно реагируем на вмешательства мам в нашу жизнь, и этим нередко осложняем ее себе (да и мамам тоже)?

Ведь если, например, чужая женщина скажет вам в троллейбусе: «А что это Вы ребенка в такой куртке на улицу вывели? (В эту школу ведете? Как это Вы разрешаете делать то-то и то-то?!)», – вам и в голову не придет дискутировать с ней

В худшем случае вы обратите ее внимание на то, что ваш выбор не имеет к ней никакого отношения

Все совершенно меняется, если примерно эти же слова вам говорит ваша родная мама. Здесь возникает целый букет чувств: от досады до бойцовского запала!

Но главное, – вам не все равно!

Разрешение конфликтов и сложных ситуаций

Даже в самых лучших отношениях могут возникать разногласия или конфликтные ситуации. Поэтому родителям стоит знать, как они могут научить своих детей справляться с такими ситуациями. Дети должны не только уметь общаться в конфликте (например, вести переговоры, спорить, сохранять спокойствие) или справляться с эмоциями, которые он вызывает, но и уметь оценивать степень своей ответственности в той или иной ситуации. И — если они виноваты (или частично виноваты) — иметь возможность извиниться и предложить компромиссное соглашение, в котором будут учтены потребности всех вовлеченных сторон.

Лучшая практика для ребенка в этом случае — это снова повседневная семейная жизнь, но родителям нужно дать конкретные инструкции о том, как они могут формировать эту жизнь, чтобы дать ребенку лучшие модели. Возможно, некоторым взрослым трудно принять идею разрешения собственных конфликтов с ребенком путем переговоров и обсуждений и отношения к ним как к партнерам (вместо того, чтобы просто приказать им что-то сделать), но это стоит сделать, потому что в этом есть преимущества, которые получит не только ребенок, но и также вся семья (где все знают, как разрешать конфликты, они менее жестокие и более конструктивные).

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность

Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.


Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка или жизнь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: